Научная статья на тему 'Ценностная база креативного потенциала государства'

Ценностная база креативного потенциала государства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД / ТЕХНОЛОГИИ / ТАЛАНТ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СВОБОДА / ВООБРАЖЕНИЕ / CREATIVE CLASS / CREATIVE CITY / TECHNOLOGY / TALENT / TOLERANCE / FREEDOM / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терновая Людмила Олеговна

С распространением креативных идей, появлением креативного класса и креативных городов возникла необходимость измерения креативного потенциала государства. Глобальный рейтинг креативности учитывает положение государств по уровню развития технологий, таланта и толерантности. Помимо ценности толерантности условия формирования креативного потенциала государства определяются ценностями свободы и воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value base of creative potential of the state

With the proliferation of creative ideas, the emergence of creative class and creative cities became necessary to measure the creative potential of the state. Global rating takes into account the position of creativity in terms of technology, talent and tolerance. In addition to the values of tolerance conditions of formation of the creative potential of the state are determined by the values of freedom and imagination.

Текст научной работы на тему «Ценностная база креативного потенциала государства»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 3

Л.О. Терновая

ценностная база креативного потенциала государства

С распространением креативных идей, появлением креативного класса и креативных городов возникла необходимость измерения креативного потенциала государства. Глобальный рейтинг креативности учитывает положение государств по уровню развития технологий, таланта и толерантности. Помимо ценности толерантности условия формирования креативного потенциала государства определяются ценностями свободы и воображения.

Ключевые слова: креативный класс, креативный город, технологии, талант, толерантность, свобода, воображение.

Глобализацию часто справедливо называют эпохой знаний. Однако такая оценка требует уточнения, поскольку определяющими в социальном развитии оказываются не просто знания, а творческие, креативные идеи. Поэтому можно говорить и о новой социальной стратификации, в которой почетное место занимает креативный класс1, и о новом осмыслении пространства, где велика роль креативных городов2, и о новых ценностях, отражающих креативные устремления личности, общества и, несомненно, государства.

В конце сентября 2011 г. Martin Prosperity Institute (MPI)3, руководителем которого является известный урбанист и автор концепции креативного класса Ричард Флорида, опубликовал отчет, посвященный сопоставлению креативности и благосостояния государств. В этом отчете исследователи презентовали итог подсчета глобального индекса креативности, разработанного Флоридой, на основе статистического анализа данных из 82 стран мира. В целях введения нового критерия глобальной креативной конкурентоспособности глобальный индекс креативности был расширен и обновлен.

Этот индекс креативности оценивает и ранжирует государства по трем ключевым показателям — трем «Т»: технологии, талант и толерантность. «Технологии» означают инвестиции в научные исследования и разработки, число исследователей и патентов на душу

1 См.: Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. А. Константинова. М., 2007.

2 См.: Глазычев В.Л. Город без границ. М., 2011; Город в контексте глобальных процессов / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина, Н.А. Слуки. М., 2011; Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. В. Гнедовского, М. Хрусталевой, М. Гнедовского. М., 2011; Florida R. Who's Your City?: How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life. N.Y., 2008.

3 Официальный сайт Martin Prosperity Institute — http://www.martinprosperity.org/

населения. «Талант» — уровень и характер образования (доля людей, имеющих высшее образование), наличие креативного класса (доля людей творческих профессий от общего числа трудоспособного населения). «Толерантность» — отношение общества к иммигрантам, расовым и этническим меньшинствам, а также к сексуальным меньшинствам, согласно данным социологических опросов Gallup.

В отчете-2011 MPI в тройке лидеров креативности — Швеция, США и Финляндия. Россия, согласно результатам отчета, делит 30-е место по уровню креативности с Японией, уступая Чехии и опережая Коста-Рику. По числу людей, имеющих высшее образование, Россия вошла в первую десятку, а по числу представителей креативного класса — она в двадцатке лучших. Для измерения индекса технологий было взято число патентов, объем инвестиций в научные исследования и разработки в процентном отношении от ВВП страны, а также число исследователей на душу населения. Россия оказалась в первой двадцатке по объему инвестиций в научные исследования и разработки, а также в десятке лучших по числу исследований на душу населения. Но по числу патентов Россия стала только 28-й в рейтинге. Тем не менее в сумме талант и технологии оказались двумя наиболее сильными составляющими креативного измерения РФ.

По показателю толерантности Россия находится на 74 месте. Лишь 13% россиян, отвечающих на вопрос, является ли их родная страна благоприятным местом для проживания сексуальных, этнических и расовых меньшинств, ответили, что Россия — благоприятное место для сексуальных меньшинств, и 41% ответил, что страна — благоприятное место для проживания этнических и расовых меньшинств. В государствах, вошедших в первую десятку креативности, эти показатели составляют 91% и 83% соответственно. И это свидетельствует о значительном отставании в показателе толерантности России от стран, лидирующих в рейтинге креативности.

Следует обратить внимание на то, что оценочный комплекс трех «Т» включает позиции, характеризующие разные области, как материальную, так и ценностную. Если согласиться с тем, что и «талант», и «технологии» в предлагаемой MPI критериальной шкале обеспечиваются экономической активностью государства, то «толерантность» относится к ценностной области. Однако именно толерантность считается ключевой составляющей креативности по нескольким причинам. Во-первых, толерантные и открытые общества более привлекательны для творческих людей, которые вносят решающий вклад в экономику знаний, в особенности потому, что рынок труда стал глобальным для этой категории трудовых ресурсов. Открытость и толерантность государства или города важны для того, чтобы быть местом работы и жизни для умных, талантливых и предприимчивых людей. Во-вторых, вероятность превращения идей в инновации и экономическую выгоду

повышается, если общество в целом открыто для новых знаний и идей. Таким образом, открытость как важнейшая составляющая толерантности, то есть открытость к тем людям, которых считают «не такими, как все», означает такую же открытость к новым идеям.

Открытость указывает на то, что еще одной непременной ценностью креативного развития является свобода. Разумеется, при многих значениях свободы здесь прежде всего речь идет о ценности свободы творчества. Уместно вспомнить, что на протяжении длительного времени — от эллинистической Греции до конца европейского Средневековья — существовали понятия: семь свободных искусств (septem artes liberales), свободные искусства (artes liberales), свободные науки (doctrinae liberales), свободные занятия (liberalia studia) как круг учебных наук, то есть дисциплин. То были достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься только рабы, занятия и упражнения. В V в. Марциан Капелла систематизировал представления о свободных искусствах, оценив как «искусство» совокупность приемов, систему правил, почерпнутых из опыта, опирающихся на природу и логически разработанных. Если цикл математических наук — квадривиум (quadrivium) — оформился еще в поздней античности, то цикл из трех учебных наук — грамматики, диалектики и риторики — тривиум (trivium) — был разработан в раннем Средневековье4. Подчеркнем, что в университетах средневековой Европы эти дисциплины изучались на артистическом, т.е. младшем, факультете. Только его окончание давало право поступления на богословский, медицинский или юридический факультеты. Следовательно, знания, полученные на артистическом факультете, были необходимы и богословам, и врачам, и правоведам. И только с XII в. границы этого предметного пространства стали постепенно открываться для других дисциплин. С тех пор минуло больше тысячелетия, однако принятая в странах Запада система ученых званий — магистр искусств (англ. a Master of Arts, лат. Magister Artium, MA) и доктор философии (лат. Philosophioe Doctor, PhD) — напоминает нам о свободных искусствах. Но не только. Свобода возникает там, где не просто в ней есть необходимость, а где понимают ее возможности и ограничения. Соединяясь с ценностями креативного мира, ценность свободы оборачивается предпочтением для представителей этого мира общественной среды с ослабленными социальными связями.

Еще одна креативная ценность из индивидуальной реальности переходит в реальность социальную и политическую. Это — ценность воображения, позволяющая при отсутствии необходимой полноты знаний принимать решения и находить выход в проблемной ситуации. Наиболее велика ценность воображения, когда оно облекается в меч-

4 См.: Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли / Пер. с фр. Е.Ф. Шичалиной. М., 2002; Martianus Capella and seven liberal arts / Tr. and notes by W.H. Stahl, R. Jonson, E. L. Burge. In 2 vol. N. Y.; L., 1971-1977.

ту, способную увлечь миллионы. Г. Уэллс в «России во мгле» называет Ленина «Кремлевским мечтателем»5. А Мартин Лютер Кинг произносит свою знаменитую речь «У меня есть мечта»6. Известно, что воодушевление социальной мечтой во многих государствах вело к тому, что вслед за ее реализацией (полной или кажущейся) следовали инновации и в других сферах, рос общий уровень креативности социума.

К креативному миру часто применяют закон Ципфа—Парето, согласно которому существует тенденция к дальнейшему увеличению удельного веса элементов, уже обладающих более высокой частотой распространения. Так и креативный капитал способен быстро распространяться в тех регионах и государствах, где уже есть для этого не только материальные, но и ценностные предпосылки. Многие из них четче обозначаются в кризисные периоды, ведь именно после серьезных кризисов государства склонны к тому, чтобы корректировать свою политику развития и активнее внедрять инновации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли / Пер. с фр. Е.Ф. Шичалиной. М., 2002. [Ado I. Svobodny'e iskusstva i filosofiya v antichnoj my'sli/ Per. s fr. E.F. Shichalinoj. M., 2002]

2. Глазычев В.Л. Город без границ. М., 2011. [Glazy'chev V.L. Gorod bez granic. M., 2011]

3. Город в контексте глобальных процессов / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина, Н.А. Слуки. М., 2011. [Gorod v kontekste global'ny'x processov / Pod red. I.I. Aby'lgazieva, I.V. Il'ina, N.A. Sluki. M., 2011]

4. Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. В. Гнедовского, М. Хру-сталевой, М. Гнедовского. М., 2011. [Le'ndri Ch. Kreativny'j gorod / Per. s angl. V. Gnedovskogo, M. Xrustalevoj, M. Gnedovskogo. M., 2011]

5. Речи, которые изменили мир. М., 2008. [Rechi, kotory'e izmenili mir. M.,

2008]

6. Уэллс Г. Россия во мгле / Пер. А. Голембы / Уэллс Г. Собр. соч. в 15 тт. М., 1964. Т. 15. [Ue'lls G. Rossiya vo mgle / Per. A. Golemby' // Ue'lls G. Sobr. soch.: In 15 vol. M., 1964. Vol. 15]

7. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. А. Константинова. М., 2007. [Florida R. Kreativny'j klass: Lyudi, kotory'e menyayut budushhee / Per. s angl. A. Konstantinova. M., 2007]

8. Florida R. Who's Your City?: How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life. N.Y., 2008.

9. Martianus Capella and seven liberal arts / Tr. and notes by W.H. Stahl, R. Jonson, E. L. Burge. In 2 vol. N.Y.; L., 1971-1977.

5 Уэллс Г. Россия во мгле / Пер. А. Голембы / Уэллс Г. Собр. соч. в 15 тт. М., 1964. Т. 15. С. 313-376.

6 Речи, которые изменили мир. М., 2008. С. 169-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.