ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ
Работа представлена кафедрой социальной психологии Тверского государственного университета.
Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Е. Д. Короткина
Социально-психологическое свойство личности «религиозность» способствует проявлению ценностей безопасности в сознании и поведении молодежи. Ценности безопасности проявляются по отношению к обществу и природе в целом и к ближайшему окружению. Для социально-безопасного поведения верующей молодежи важны нормативно-ценностный, когнитивный и идентификационный компоненты религиозности.
Ключевые слова: религиозность, ценности безопасности, доброта, универсализм, социальнобезопасное поведение.
The social and psychological characteristic of an individual known as Religiosity encourages manifestations of safety-related values in the mind and behaviour of a young person. Safety-related values exhibit themselves with regard to society, nature and the immediate environment. For religious young people that behave themselves in a safe manner, the regulative, value-related, cognitive and identity-related components of religiosity are of major importance.
Key words: religiosity, safety-related values, kindness, universalism, socially safe behaviour.
В современном мире актуальны проблемы безопасности в связи с угрозами различного плана(политическими,экономическими, криминальными, военными и др.), которые имеют социальное происхождение. Важной задачей становится обеспечение безопасности общества, в том числе через безопасное поведение его членов. Каждая мировая религия, к которым, безусловно, принадлежит Христианство, содержит нормы, ценности, предписания, которые обусловливают поведение верующего.
Многочисленные данные социологических исследований отмечают рост религиозности населения России от начала 1990-х гг. до наших дней (В. П. Баранников, Л. Ф. Мат-ронина, А. П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, Ю. Ю. Синелина, Л. Г.Новикова, А. Г. Шевченко, Г. С. Широкалова и др.). Принятие норм религии может служить для личности ориентиром, ресурсом, обеспечивающим социально-безопасное поведение.
Религия воплощается в психике принявшего ее человека в виде религиозности. Под
религиозностью понимаем социально-психологическое свойство личности, субъективное отражение, степень принятия элементов религии, проявляющиеся в сознании и поведении личности. (В. П. Баранников, В. И. Веремчук, А. И. Демьянов, М. Ф. Калашников, В. Г. Пивоваров, Д. М. Угрино-вич, Л. Н. Ульянов, И. Н. Яблоков).
Это многомерное свойство, оно включает пять компонентов: когнитивный, как наиболее значимый (знания, верования, убеждения); эмоциональный (чувства и эмоции, связанные с верой); поведенческий (культовое и внекультовое поведение: обряды, ритуалы); идентификационный (осознание человеком своей принадлежности к определенной конфессии и вере) и нормативно-ценностный (Е. А. Ходжаева, Е. А. Шумилова)'.
Социально-безопасное поведение можно определить через противопоставление его опасному поведению, как отклоняющемуся от социальных норм, ведущему к социальной дезадаптации, напряженности, 2
конфликтам . Понятие «Безопасность» включает в себя: отсутствие опасности, угрозы, защиту от опасности, не причинение вреда. В настоящем исследовании безопасность рассматривается как ценность личности. Ценности находятся на пересечении мотивационных и мировоззренческих образований, связаны с потребностями, отражают привлекательность целевого объекта, не существуют вне отношения субъекта и объекта, они - важный элемент социальной регуляции поведения человека, социальной группы, общества в целом, поэтому целесообразно изучать социально-безопасное поведение через ценности.
Концептуальное определение ценностей, выдвинутое Ш. Шварцем и У. Билски, включает признаки: ценности - это понятия или убеждения; они имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению; превосходят специфические ситуации; управляют выбором или оценкой поведения и событий. Ценности рассматриваются как представления о целях, которые
служат основными принципами в жизни человека. Они являются критерием выбора и оценки человеком своих действий, а
также критерием оценки других людей и
к ~3 событий .
Выделены ценности личности, связанные с безопасностью, они проявляются в сознании и поведении по отношению к окружающим людям, к обществу в целом; это собственно «Безопасность», «Универсализм» и «Доброта» (Ш. Шварц), они имеют несколько разные мотивационные цели. Безопасность обозначает безопасность для других людей и себя, гармонию, стабильность общества и взаимоотношений. Цель универсализма - понимание, терпимость, защита благополучия людей и природы, доброты - сохранение благополучия людей,
с которыми индивид находится в личных 4
контактах .
Исследователи в области психологии и социологии описывают функции религии, где представлено, какую роль она играет для регуляции поведения верующего человека. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.
Мировоззренческая функция характеризуется тем, что у верующих вырабатывается определенная картина мира, нормы, идеалы, система ценностей. Религия способствует стабильности в обществе посредством сакрализации норм и ценностей (Д. Е. Мануйлова). Легитимизирующая функция состоит в узаконивании общественных порядков,
- 5
институтов отношений, норм . Нас интересует, каким образом религия через религиозность обусловливает социально-безопасное поведение верующей личности.
Цель: изучить, каким образом религиозность личности и ее компоненты обусловливают социально-безопасное поведение молодежи.
Предмет: религиозность и ценности
безопасности молодежи.
Объект - учащаяся молодежь. Объем выборки - 300 человек в возрасте от 16 до 25 лет, 137 мужчин и 163 женщины. Эмпирическая база исследования: студенты Тверского государственного университета разных факультетов; учащиеся колледжей.
Гипотеза: для молодежи с более высоким уровнем религиозности характерна большая выраженность ценностей безопасности, проявляющихся в сознании и поведении.
Методики
1. Авторская методика «Религиозность», для респондентов она названа «Отношение к религии и сверхъестественному» (имеется в виду Христианство). Содержит две субшкалы: «Конфессиональные верования» и «Нравственные нормы». Методика выявляет уровень религиозности в целом (от низкого до высокого), выраженность пяти компонентов, мотивационные аспекты. Состоит из закрытых количественных вопросов (шкала измерения - стенайны) и открытых.
2. «Методика изучения ценностей личности» Ш. Шварца. Изучаются ценности не только отраженные в сознании (нормативные идеалы), но и проявляющиеся в поведении (индивидуальные приоритеты). Результаты представлены баллами и рангами. Методика выявляет значимость различных ценностей (всего 10) для личности.
Согласно эмпирическим данным во всей
выборке N ~ 300) обнаружены лица с высоким (16, 7%), средним (67,3%) и низким уровнем (16%) религиозности. 71,1% опрошенных относит себя к верующим и только 24,7% к неверующим, небольшой процент (3,7%) затруднился с религиозной самоидентификацией. Более информативно рассмотрение религиозности через ее структурные компоненты.
Изучена значимость различных компонентов религиозности для социально-безопасного поведения. Нормативно-ценностный компонент религиозности в большей степени обусловливает социально-безопасное поведение молодежи. Обнаружены значимые умеренные и средние корреляции между субшкалой «Нравственные нормы» и ценностями «Универсализм» и «Доброта» прямой направленности. Большая выраженность христианских норм о не причинении вреда другим людям у молодежи соответствует просоциальным ценностям в сознании и поведении.
Когнитивный и эмоциональный компоненты религиозности (интегрированы в конфессиональных верованиях) также способствуют безопасности, но несколько меньше. Об этом говорят прямые статистически значимые слабые и умеренные по силе взаимосвязи (рассчитаны по критерию Спирмена) между субшкалой методики «конфессиональные верования» и ценностями безопасности (табл. 1).
а 1
Таблиц
Взаимосвязи компонентов религиозности молодежи с ценностями безопасности
Религиозность Ценности безопасности г Р
Данные по всей выборке N = 300
Нравственные нормы (нормативноценностный) Универсализм н. и. 0,2 0,01
Универсализм и. п. 0,3 0,01
Доброта н. и. 0,3 0,01
Доброта и. п. 0,47 0,01
Конфессиональные верования (когнитивный/эмоциональный) Безопасность н. и. 0,16 0,01
Универсализм н. и. 0,19 0,01
Доброта н. и. 0,16 0,01
Безопасность и. п. 0,18 0,01
Универсализм и. п. 0,28 0,01
Доброта и. п. 0,4 0,01
Условные обозначения: «н. и.» - нормативный идеал, ценность личности, проявляющаяся в сознании; «и. п.» - индивидуальный приоритет, ценность личности, проявляющаяся в поведении; г - коэффициент корреляции; р - уровень значимости.
Идентификационный компонент религиозности также детерминирует социальнобезопасное поведение религиозной молодежи. Выявлены статистически значимые различия (по критерию Крускала-Уоллеса) в ценностях безопасности у респондентов, не отождествляющих себя с верующими и отождествляющих, у последних они более выражены (см. табл. 2).
Различия в ценностях безопасности у лиц
(«атеисты» 0 и
Обращает на себя внимание, что наиболее сильные взаимосвязи компонентов религиозности с ценностью «Доброта», проявляющейся в поведении. Более религиозной молодежи в большей степени свойственно поведение, направленное на сохранение благополучия людей из своего ближайшего окружения. Этот факт можно объяснить соответствием высокого уровня
Таблица 2
с различной религиозной идентификацией «верующие» 1)
Ценности безопасности Религиозная идентификация Р
0 1
Средний ранг Средний ранг
Безопасность как нормативный идеал 119 153 0,002
Безопасность индивидуальный приоритет 123 152 0,011
Универсализм как нормативный идеал 115 155 0,000
Универсализм как индивидуальный приоритет 122 152 0,007
Доброта как нормативный идеал 116 154 0,000
Доброта как индивидуальный приоритет 104 158 0,000
Условные обозначения:р - уровень значимости.
религиозности и удовлетворенностью факторами социального существования человека, окружением.
Изучены представления обыденного сознания, т. е. самой молодежи о назначении религии вообще и о ее роли для них лично. С помощью метода контент-анализа проанализированы качественные данные, а именно, представленность в них суждений, связанных с безопасностью, нравственностью и регуляцией поведения.
Предлагалось закончить предложение: «Религия нужна людям, чтобы...» Среди прочих выделилась категория (18,3% ответов), связанная с регуляцией и мировоззрением, которая содержит подкатегории: «Доброта», «Самосовершенствование», «Нормы, регулятор». Вопрос «Какие возможности дает Вам религия?» предназначался для верующих согласно самоидентификации (У = 215). Представляет интерес категория «Духовность» (14,4%), она включает подкатегории «Собственно духовность» и «Нравственность».
Представления молодежи о роли религии для личности и общества, и для себя в частности, иллюстрируют содержание нормативно-ценностного компонента религиозности. В представлениях отражена христианская этика: положения о ценности личности другого человека, позитивном к нему отношении, о внутренней нравственной регуляции поведения. Качественные данные согласуются с количественными, сравнительно небольшой процент ответов категорий соответствует силе взаимосвязей между компонентами религиозности и ценностями безопасности.
Таким образом, результаты исследования показали, что нормативно-ценностный, когнитивный и идентификационный компоненты религиозности молодежи обусловливают ее социально-безопасное поведение, выражающееся в ценностях безопасности. Чем больше личность молодого человека разделяет нормы о не причинении зла, основные христианские заповеди и идентифицирует себя с верующими, тем более значи-
мы для нее ценности безопасности. Тем не менее не стоит абсолютизировать значение религиозности для социально-безопасного поведения молодежи, его могут обусловить другие факторы и статистически это подтверждается небольшой силой корреляционных взаимосвязей. ■
Для религиозной молодежи более значима не безопасность вообще, а благополучие ближайшего окружения, людей, с которыми они находятся в непосредственных личных контактах.
Напрашивается логичный, но упрощенный вывод о пользе религиозного обращения, тем не менее было бы ошибкой и этической и психологической предлагать молодежи становиться религиозной ради социально-безопасного поведения во благо
общества. Речь идет больше о том, что общечеловеческие, просоциальные ценности, отраженные в христианстве и интериори-зированные личностью религиозного человека обусловливают безопасное поведение, направленное на ближайшее окружение и общество в целом.
Религиозность должна быть целостной, согласованной, если человек идентифицирует себя с верующим, то важно, чтобы он не только знал и разделял положения Христианства, но и следовал нормам, предлагаемым религией. Важно развивать у религиозной молодежи именно нормативно-ценностный компонент, аппелировать к ценностям Христианства, тогда религиозность будет для личности ресурсом, обуславливающим социально-безопасное поведение.
ПРИМЕЧАНИЯ
'Толерантность в обществе различий: коллективная монография / Под ред. В. Е. Кемерова, Т. X. Керимова, А. Ю. Зенковой. Вып. 15. Екатеринбург: Полиграфист, 2005.
Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2002.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001.
*Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.
ВеремчукВ. Л. Социология религии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001; БорунковЮ. Ф., Яблоков И. И., Никифоров К. И. идр. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.