Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ РОССИИ'

ЦЕННОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
560
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / РОССИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреюк Варвара Юрьевна

Открытое противостояние России и коллективного Запада, выразившееся в экономической и информационной войне и специальной военной операции на Украине, в идеологическом смысле является битвой за российские традиционные ценности. Отечественная система традиционных культурно-нравственных ценностей призвана спасти не только Русский мир, но и всё человечество от зла под названием «нацизм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Андреюк Варвара Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF RUSSIA

The open confrontation between Russia and the collective West, expressed in economic and information war and the Special Military Operation in Ukraine, is in an ideological sense a battle for Russian traditional values. The domestic system of traditional cultural and moral values is designed to save not only the Russian world, but all of humanity from the evil called “Nazism”.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ РОССИИ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_11-12_107 УДК 323.2.008

Ценности России

Варвара АНДРЕЮК

Противостояние России и коллективного Запада носит характер экономической и информационной войны со всеми вытекающими последствиями. На Украине российская армия вместе с вооружёнными силами ДНР и ЛНР участвует в тяжелейшем военно-политическом конфликте, который длится последние восемь лет на Донбассе. И в этой схватке с неонацизмом рождается новый справедливый мир. Каким он будет? На каких ценностях он будет устроен?

Задолго до проведения специальной военной операции на Украине президент Курчатовского института, член-корреспондент РАН М. В. Ковальчук неоднократно поднимал вопрос о культурно-нравственных ценностях России. По его словам, «...переход на новый технологический уклад, связанный с созданием и внедрением природоподобных технологий, таит в себе, с одной стороны, огромные возможности, с другой стороны, глобальные вызовы для всей человеческой цивилизации.

В первом случае речь идёт, например, о конструировании живых клеток с заданными функциями, о создании сверхэффективных лекарств.

Во-втором случае человечество может столкнуться с оружием массового поражения с заданными свойствами избирательного действия.

Возможно, этот вызов сегодня уже имеет место быть в виде COVID-19. Кроме того, возможно и когнитивное воздействие на психосферу человека, которое осуществляется через технологии управления массовым сознанием людей... Чем менее грамотными являются люди, тем больше шансов овладеть их массовым сознанием, применяя когнитивные технологии...

Наконец, в условиях цифровизации экономики и социальной сферы люди могут столкнуться с вымыванием целых специальностей, что может

АНДРЕЮК Варвара Юрьевна - доктор исторических наук, профессор кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного педагогического университета. SPIN-код: 9941-1197, Е-тай: varya0869@yandex.ru

Ключевые слова: традиционные ценности, Россия, национальные интересы.

привести к серьёзным социальным сдвигам и, как следствие, конфликтам в обществе» [1].

Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости обращения к традиционным культурно-нравственным ценностям как средству консолидации общества, о котором М. В. Ковальчук не раз говорил в своей телепрограмме «Картина мира с М. Ковальчуком».

Предпосылки обращения российского общества к традиционным культурно-нравственным ценностям

Обращение российского общества к традиционным духовно-нравственным ценностям обусловлено в настоящее время несколькими предпосылками. Главными среди них являются вызовы и угрозы, имеющие глобальный характер.

Вызовы на международном уровне как предпосылка обращения к традиционным российским духовно-нравственным ценностям обусловлены прежде всего ситуацией неуклонного ухудшения отношений России со странами Запада.

Фаза открытого противостояния с Западом, о которой свидетельствует начавшаяся 24 февраля 2022 г. военная операция вооружённых сил России на Украине, в метафизическом смысле ставшая схваткой добра и зла, делает необходимой выработку ценностного аппарата как внутреннего инструмента защиты суверенитета и территориальной целостности страны.

Внутренние вызовы и угрозы, как показывает история, являются не менее серьёзным аргументом обращения к традиционным рос-

сийским культурно-нравственным ценностям.

В ХХ в. наша страна пережила два события, повлёкшие тяжелейшие территориальные и главное -человеческие потери. Речь идёт об Октябрьской социалистической революции и Гражданской войне 1917-1922 гг. и развале СССР в 1991 г. Оба, помимо прочих причин, были следствием огромного раскола в обществе, что дало повод для западных оппонентов в очередной раз убедиться в том, что Россию невозможно захватить извне, но вполне можно попытаться сделать это изнутри. Именно игра на внутренних противоречиях приносила и приносит им огромные дивиденды. Причём данное утверждение вполне оправданно как в прямом, так и в переносном смысле слова.

Игра на противоречиях всегда учитывает интересы сторон, как правило, сталкивает их, чтобы в конечном итоге достичь власти в рамках какого-либо пространства. Интересы могут разъединять, тогда как ценности, наоборот, объединяют. Именно интересы лежат

1 Ковальчук М. В. Выступление на марафоне «Новое знание»: Россия 24 // URL: https:// yoomoney.ru4100116392104141; Он же. Россия предлагает миру альтернативный путь развития. Аналитика // Новые известия. 2020. 10 апреля // URL: https://newizv.ru; Он же. Люди в таком виде и в таком количестве не нужны // Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба. 10.07.2020 // URL: https://ruskline.ru...2020/07/10

в основе политики как внутренней, так и внешней. Если они выдаются за ценности, то происходит идеологизация политики в её наихудшем пропагандистском варианте. Поэтому за интересы люди готовы убивать, а за ценности -умирать. Многовековая история

нашей страны, политая кровью русских и советских солдат, убедительно доказывает: они умирали за ценности! Они и сейчас умирают за ценности.

Какие это ценности? И что такое ценности в современном понимании этого слова?

Ценности Стратегии национальной безопасности

России

Ценности - это выражение сущности человека, его убеждений, моральных принципов и норм. Они проявляются в стереотипах его поведения и определяют его социокультурную идентичность. Ценности не существуют вне общества. Они прививаются семьёй и обществом. Разделение человеком тех или иных ценностей, соотнесение их с ценностями, господствующими в обществе, в конечном итоге его идентификация с ними свидетельствуют о его принадлежности к этому обществу.

Причём социальные и классовые различия могут стираться, так как ценности первичны по отношению к интересам.

Вспоминается подвиг Минина и Пожарского: различие в их социальном статусе не остановило их в стремлении защитить страну, Родину, землю.

То же происходило и в годы нашествия Наполеона: с французскими захватчиками сражались все от мала до велика, без различий в званиях и рангах. Во многом благодаря развёрнутой партизанской борьбе враг был изгнан и разбит.

В годы Великой Отечественной войны 19411954 гг. все социальные, этнические, конфессиональные отличия защитников Родины были стёрты перед лицом врага.

Таким образом, ценности выполняют в обществе регулятивную функцию, которая заключается прежде всего в формировании его единства [2, с. 25].

В Стратегии национальной безопасности от 2 июля 2021 г. духовно-нравственные ценности выступают в трёх ипостасях, а именно:

- национальные интересы;

- национальные приоритеты;

- сами по себе ценности в их расширенном толковании.

Последние в данном качестве воплощают собой решение задач, предусмотренных вышеназванными приоритетами. Совершенно очевидно, что обществу предстоит расставить здесь свои акценты, если, конечно, мы понимаем, что общество потребления (в соответствии с вышеназванной Стратегией, п. 85) должно уступить своё место обществу созидания, если хотим избе-

2 Барлыбаев А. А. Сущность политических ценностей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12. Ч. 1.

жать «разобщённости и поляризации национальных сообществ, разрушения фундамента культурного суверенитета, подрыва основ политической стабильности и государственности» [3, п. 86].

Речь идёт о том, что общество потребления, которое было внедрено нам с реформами 90-х годов ХХ в., является для России дорогой в никуда. И на смену ему должно прийти общество созидания, общество, в котором духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, нормы морали и нравственности, упомянутые в Стратегии национальной безопасности, рассматриваются в качестве его основы, которая позволит сохранять и укреплять суверенитет России, строить будущее и достигать новых высот в развитии общества и личности [3, п. 90]. Но для этого российское общество необходимо по крайней мере консолидировать «на основе общероссийской гражданской идентичности» [3, п. 92]. А на длительную перспективу - перепрограммировать в соответствии с ценностями, изложенными в Стратегии национальной безопасности, такими как: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллек-

тивизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [3, п. 91].

Совершенно очевидно, что большинство названных ценностей носит политический характер.

Однако являются ли они в данном случае исчерпывающими?

Или данный список может быть дополнен такими категориями, как мир, безопасность, соборность, всестороннее развитие человека, народовластие?

Кроме того, политические ценности являются, как правило, только производными от социокультурных, к которым в Стратегии национальной безопасности относятся «высокие нравственные идеалы, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение» [3, п. 91]. Отечественные авторы [4, 5] говорят о них в контексте будущей идеологии России.

Совершенно очевидно, что процесс идентификации с указанными ценностями происходил и будет происходить в душе каждого гражданина России по мере их использования в средствах массовой информации, в сферах образования, науки, культуры, искусства, кинематографии. Насколько они созвучны архетипу русского человека в его культурно-историческом аспекте и нуждаются ли в дополнении?

3 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

4 Россия и идеология (опыт практического философско-хозяйственного концептуализма) / под ред. Ю. М. Осипова, Е. С. Зотовой, Н. П. Незвецкой. М.: Издательство Московского университета, 2020.

5 Мирзоева И. Космос как основа национальной идеологии / Русский космос. 2021. № 27.

Любовь в системе ценностей России

Сразу вспоминаются исконно русские женские имена: Вера, Надежда, Любовь... Закреплённые в сознании наших соотечественников как имена собственные, они отождествляются с важнейшими категориями человеческого бытия. Без веры, надежды и любви едва ли какое-либо дело на Руси делалось. На вере и любви строится вся система православия, что справедливо и для других конфессий. В Евангелии от Иоанна сказано: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» [6].

Крепкая семья, о которой говорится в Стратегии национальной безопасности, - это семья, освящённая любовью.

Мужчина, «посадив дерево, построив дом и родив сына», в конечном итоге делает это ради любви к женщине. И только воздав ему той же любовью, какой она любит себя, она может надеяться на бесконечность этого чувства. Благодаря любви мужчины и женщины на свет появляется ребёнок. Без любви его невозможно воспитать и научить, сделав из него настоящего человека.

Любовью пронизаны все русские сказки, былины, фольклор.

Тема любви звучит во всех великих произведениях русской поэзии, литературы, музыки, живописи.

И А. С. Пушкин писал прежде всего о любви, как и роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»... И его кинематографическое воплощение на экра-

не А. Г. Зархи (с позиции женщины) и К. Г. Шахназаровым (с позиции мужчины) - о любви! И Первый концерт П. И. Чайковского, и Второй концерт С. В. Рахманинова - о любви!

И на полотнах К. П. Брюллова, К. Е. Маковского, В. Л. Боровиковского, А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского, В. А. Тропинина запечатлена любовь!

И русский балет: М. Петипа, Ю. Н. Григоровича, Б.Я. Эйфмана - о любви!

Этот список можно продолжать до бесконечности.

Важно другое: через любовь к матери и отцу, к мужчине и, соответственно, женщине, ребёнку, ближнему, Родине мы постигаем жизнь во всём её многообразии. Мы начинаем любить и ценить жизнь.

Привитая с детства любовь ребёнка к чтению в конечном итоге делает из него человека-творца. В советский период нашей истории мы были самой читаемой страной в мире. У нас не принято было обсуждать людей, у нас было принято обсуждать идеи. И в этом отношении мы куда лучше выполняли одну из заповедей Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете» [7, 5-7]. И сейчас, в условиях экономической и информационной войны важно исправлять ошибки, приведшие к сложившейся ситуации, чтобы не повторить её снова.

Любовь ребёнка к чтению учит его языку. В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [6, гл. 1]. Русский язык это генетический код народов России.

Слова Л. Н. Толстого наиболее точно характеризуют его как явление: «Русский язык! Тысячелетие создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего» [8].

6 Евангелие от Иоанна 4:16.

7 Нагорная проповедь Иисуса Христа. Евангелие от Матфея.

8 Высказывания выдающихся писателей о русском языке // URL: https://Stihi. ru/2014/05/13/8066

В Стратегии национальной безопасности защита и поддержка русского языка как государственного языка России является одной из задач сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей [3, п. 92-12].

Через слово, великий русский язык, язык А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина... ребёнок начинает любить культуру, изучать историю, постигать науку, гордиться страной.

Через любовь к Родине воспитываются такие ценности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Их наличие в сознании общества - это результат кропотливой работы воспитательной и образовательной систем. Именно поэтому вполне оправданным является тезис о том, что учебные программы образовательных учреждений нуждаются в доработке. В них должны быть внесены яркие страницы истории русского и советского народа, свидетельствующие о его бессмертном подвиге и героизме на протяжении всей многовековой истории российской государственности.

В связи с участившимися фактами искажения истории Второй мировой войны особое внимание необходимо концентрировать на документальных источниках, подтверждающих истинное положение вещей.

Ведь молодёжь не терпит лжи, ей свойственен максимализм, чёрно-белая палитра суждений, и одновременно она может быть и, как правило, является пассионарной. Вопрос лишь в том, каким цветом

будет гореть этот огонь? Ведь реальность общества потребления подчас является куда более прозорливым учителем, нежели декларируемые ценности патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу. Как сделать их для нашей молодёжи реальными, значимыми, наполнить их функционалом?

Ответ может быть только один -через любовь, любовь к Родине.

Возможно, изменив концепцию развивающих игр в детском саду, пересмотрев всю концепцию образования и воспитания ребёнка в школе и вузе, вменив в обязанность всем учреждениям просвещения и культуры (музеям, концертным залам, библиотекам) внести элемент воспитания любви к Родине в свои рабочие программы, можно будет надеяться на то, что декларируемые ценности патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу превратятся действительно в реальные. А их воплощению в жизнь будет сопутствовать та пас-сионарность, то внутреннее ощущение энергии, без которой едва ли возможно осуществление миссии многонационального народа России.

Как говорил президент России В. В. Путин на Валдайском форуме, «...пассионарность... внутри русского народа занимает очень прочное место. Внутренний стимул развития у нас совершенно точно существует и является очень мощным» [9].

С чем соотносится в многонациональном народе России свойственное ему ощущение внутренней энергии, пассионарности?

9 Путин В. В. Внутренний стимул развития у российского народа очень мощный. Сочи, 21.10.2021 // РИА Новости // URL: https://ria.m>20211021/putin-17556950.70.html

По мнению профессора МГУ имени М. В. Ломоносова И. А. Василенко, «пафос русских геополитических побед рождается из народного духа. Русский символический капитал в геополитике - это вера в возможность последнего слова народа в борьбе за пространство, в реальность исторической удачи, сопутствующей сражениям

за правое дело». Последняя фраза в этой цитате объясняет сущность пассионарности русских: народный дух пробуждается тогда, когда в сознании народа существует глубокое понимание, вера в то, что он борется за правое дело.

Таким образом, вера в сознании русского человека неразделимым образом связана с правдой.

Вера, справедливость и правда в иерархии ценностей России

Вера как категория является важнейшим элементом в иерархии ценностей православных христиан. Слова Иисуса Христа в Евангелии от Матфея «По вере вашей да будет вам» [7, 4, 9:29], Символ веры, «Отче наш» являются основой духовной жизни православных верующих.

В сочетании с правдой вера нередко становилась тем далёким маяком, освещающим путь тернистых побед русского народа. Невольно вспоминаются слова Александра Невского, произнесённые им в 1240 г.: «Не в силе Бог, а в правде!» [10], дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!» [11] и заключительная фраза из обращения заместителя председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова к гражданам СССР в первый день Великой Отечественной войны: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» [12].

Эти утверждения, имеющие глубокий символический смысл, содержат в себе абсолютную и безусловную веру, основанную на правде. Они врезаны в нашу память с детских лет и служат якорями веры в торжество правды, добра и справедливости. И веру эту надо всячески поддерживать в массовом сознании нашего многонационального народа, так как неверие обрекает нас на бессилие и упадок.

В свою очередь, вера в торжество справедливости пробуждает пасси-онарность - ту живительную духовную энергию, которая даёт ощущение горения, как в «Марше весёлых ребят» И. О. Дунаевского и В. И. Лебедева-Кумача, «нам песня строить и жить помогает...». Без этой веры невозможно осуществление миссии, а значит, цивилизационной идеи. Возможно, борьба за сохранение

10 Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов / М. И. Михельсон. СПб.: Тип. Ак. наук., 1896-1912.

11 Трубецкой В. С. Записки кирасира. М.: Россия, 1991.

12 Обращение председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова к советскому народу от 22.06.1941 года // URL: https://raritety.msarchives.m>...predsedatelya...komissarov...

справедливости в мире и есть циви-лизационная идея России.

Справедливость как ценность является понятием, легитимизирующим власть, государство. «Справедливость всегда существует в форме равенства или неравенства» [2, с. 26]. Видимо, речь идёт «о социальной справедливости, которая предполагает относительное равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе» [2, с. 26]. При всей верности данного утверждения следует заметить: в такой трактовке оно может нести в себе элемент уравнительности. Идея справедливости в этом контексте может стать потребительской. Как показывает история, от советской уравнительности к обществу потребления наша страна перешла, сделав всего один шаг. Отрезвление было очень тяжёлым, но многие адаптировались. Вопрос насколько?

Справедливость как ценность, столь близкая русским по духу, связана с правдой.

Действительно, справедливость и правда в русском языке однокоренные слова. Общий корень «прав» уходит в древнеславянскую историю. А в современном понимании слово «прав» означает, что человек всё делает правильно, по закону.

Первый русский судебник назывался «Русская Правда». А в основе любого закона лежит соблюдение заповедей (Нагорная проповедь Иисуса Христа) [7, 5:7].

Может быть, именно к такой справедливости стремится наше об-

щество? К справедливости, в основе которой лежит правда?

Таким образом, ценности веры и справедливости в сознании российского многонационального народа непостижимым образом связаны с правдой. Она является их базисом, основой, тем, без чего невозможна уже упомянутая пассио-нарность и мессианство русского народа.

В чём же состоит его миссия?

Возможно, в спасении мира от угроз, с которыми столкнулась наша цивилизация?

Вызовы, которые стоят в настоящее время перед человечеством, могут привести к его деградации и, как следствие, к гибели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможно, концепция русского народа-богоносца, возникшая ещё в ХГУ^ в. и усилившаяся в XV в., по которой «Москва - третий Рим и четвёртому не бывать», может быть вновь рассмотрена в качестве метафизической санкции действий России на международной арене, и тогда миссия спасения мира может стать нашей цивили-зационной идеей.

В соответствии с данной концепцией русский народ является хранителем веры и может сыграть уникальную историческую роль -спасти мир [13].

Термин «русский народ» - это собирательное понятие, обозначающее принадлежность к нему отнюдь не только по плоти и крови, но, главное - по духу. Русским является тот, кто верно служит России [14].

13 Ястребов А. Л. Боже, спаси русских. М.: РИПОЛ классик, 2011.

14 Русский богоизбранный народ. Что значит термин «Богоизбранный народ»/«Народ Божий» // URL: http://ic-xc-nika.ru/texts/books/Stati/Bogoizbrannyi_Norod.html

Свобода, воля и сила духа как ценности российской государственности

В Стратегии национальной безопасности от 2 июля 2021 г. говорится о ценностях «...прав и свобод человека...» [3, п. 91]. Закреплённые Конституцией России, политически выверенные, они не вызывают никаких сомнений [15]. В настоящее время в условиях фашизации Европы свобода ассоциируется с понятием независимости, территориальной целостности, суверенитета России. Обретение суверенитета в сфере образования, культуры, науки ведёт к пониманию собственной идентичности, отождествлению с архетипом многонационального народа России и в конечном итоге является ключом к его единству.

Между тем свобода как ценность может иметь несколько смыслов.

Во-первых, для русского человека близок термин внутренней свободы, без которой невозможен процесс творчества. В советский период была одна несвобода - это идеология в её наихудшей пропагандистской форме, сейчас другая - потребительская несвобода. Речь идёт о том, что общество потребления диктует свои условия, которые очень часто противостоят свободе творчества. Именно поэтому важно сохранить в обществе это ощущение внутренней свободы, в рамках которой, безусловно, существуют осознанные ограничения: «...как только нет свободы,

нет и человека», говорил Л. Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир». И там же утверждал: «Свобода есть содержание. Необходимость есть форма... Свобода же без необходимости, то есть без законов разума... она есть для разума только мгновенное, неопределимое ощущение жизни» [16].

Во-вторых, логическим продолжением понятия внутренней свободы является категория воли. По словам Л. Н. Толстого, «волю же свою, составляющую сущность его жизни, человек сознаёт и не может сознавать иначе, как свободною» [16].

Воля в понимании русского человека связана с обретением свободы духовной и физической, что в архетипе народа России имеет глубокие исторические корни.

Дух усмирённый, но не сломленный воплотился и в казачестве - защите границ Российской империи и участии в её военных кампаниях. На Руси в так называемых диких землях на службе у русских царей находилась эта вольница: казаки запорожские, кубанские, донские, хопёрские, хлыновские, мещерские, северские; Волжское войско, Сибирское войско, Яицкое (Уральское) войско, Астраханское войско [17]. В мирное время занимавшиеся земледелием, промыслами и ремёслами, они, как правило, были освобож-

15 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). Статья 2 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

16 Толстой. Л. Н. Война и мир. Эпилог. Т. 12 // Полное собрание сочинений в 90 томах. М.: Терра, 1992.

17 Казачьи войска на территории Российской империи // URL: https://fishki.net/1599740-kazachi-vojska-na-territorii-rossijskoj-imperii.html

дены от всех налогов, должны были выставлять войско в случае войны. Эта была лёгкая кавалерия, хорошо экипированная, обучаемая с детства военному делу, мотивированная, отличавшаяся высокими моральными качествами.

Без воли и силы духа невозможно освоение новых территорий, что связано с развитием государства Российского.

Именно воля и сила духа толкала русского человека к открытию и освоению новых земель. Сначала она была, как правило, средством освобождения от зависимости, затем фактором приращения территории государства, осуществления особой миссии, связанной с просвещением, православием, культурой. Иначе не могло быть со страной, которая первой проложила дорогу в космос.

В идеологии российской государственности заложена идея покорения и освоения пространства. Царь Иван IV в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать» [17]. Российским мореплавателям и путешественникам (Ермаку, С. Дежнёву, В. Пояркову и Е. Хабаров, Г. Невельскому, В. Берингу, А. Чирикову, братьям Х. и Д. Лаптевым, Ю. Лисянскому и И. Крузенштерну, Н. Пржевальскому и др.) удалось присоединить огромные территории, очертить границы Российской империи на севере, Дальнем Востоке и в Центральной Азии.

Россия всегда была империей, но при этом никогда не имела колоний.

И происходило это прежде всего потому, что многие народы, вошедшие в её состав, сделали это добровольно. И русские государи всемерно содействовали их доброй воле.

В частности, при царе Иване IV вскоре после взятия им Казани в октябре 1552 г. его власть признали северные и северо-западные башкирские племена (1554 г.). В 1554-1557 гг. были присоединены также южные и юго-восточные племена башкир. Их вотчинные земли и внутреннее самоуправление Русское государство сохранило. Оно обязалось вернуть им земли, захваченные ногайцами и татарами, не преследовать их обычаи и религию. Башкиры, в свою очередь, должны были платить ясак в казну, нести военную службу по охране границ.

Определяющей причиной волеизъявления народов, стремившихся войти в состав Русского государства на добровольных началах, как правило, было жесточайшее притеснение со стороны их непосредственных соседей, доходившее до угрозы физического уничтожения.

Так, грузинские княжества, страдавшие от гнета Османской империи и Персии, обращались с грамотами к царю Михаилу Фёдоровичу, а позже к царю Алексею Михайловичу, в которых говорили о своём желании перейти в русское подданство [18].

Гетман Богдан Хмельницкий просил царя Алексея Михайловича принять «под высокую руку московского царя» Запорожскую Сечь, страдавшую от «латинянского ига» [19].

Три казахских жуза, теснимые Джунгарским ханством, сделали выбор в пользу России, благо-

18 Дульян А. Как Грузия, Абхазия и Осетия вошли в состав Российской империи // Международная жизнь. 2008. № 12.

19 Какие земли присоединил к России Алексей Тишайший // URL: https:// weekend.rambler. ru/other/40678736-

даря чему сохранили своё социокультурное единство и экстерриториальную целостность [20].

Абхазское княжество, не раз восстававшее против вассальной зависимости от Порты, долгие годы просило помощи и покровительства у России (и получило его в 1810 г.) [18].

Северная Осетия ждала покровительства России на протяжении нескольких десятилетий (и обрела его в 1775 г.) [18].

Несколько веков пришлось ждать русского покровительства туркменским племенам [21].

Вопрос о вхождении каждой такой территории в состав государства Российского рассматривался, как правило, долго, так как необходимы были благоприятные условия для принятия такого решения при обязательном участии высших органов государственной власти.

Алексей Михайлович Тишайший, откликнувшись на просьбу Богдана Хмельницкого, решился на кровопролитную войну с Речью Посполитой. Вопрос защиты православных был для него принципиальным [19].

Принятие в подданство Картли-Кахетинского царства и других грузинских княжеств обрекло Россию на ведение длительных войн с Османской империей и Персией в Закавказье [18].

Принятие в российское подданство туркменских племён в конечном итоге привело к появле-

нию в 1869 г. русских войск под командованием Н. Г. Столетова на восточном берегу Каспийского моря, где и был основан город Красноводск [22].

Таким образом, войны неизбежно следовали за просьбами о приёме в подданство. И освобождать приходилось не только территории, непосредственно являющиеся причиной таких обращений, но и прилегающие земли. Это делалось ради обеспечения безопасности новых границ и неминуемо приводило к новым военным конфликтам.

Однако следует признать: расширение территории государства Российского и укрепление его могущества всегда были следствием осознания и отражения в деятельности правителей его потребностей. Российская империя простиралась от Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. В 1897 г. её площадь составляла 22,4 млн кв. км. В кровопролитных войнах ей приходилось отстаивать право на обладание огромным пространством с его плодородными почвами, лесами, богатыми пушниной, большими пресноводными ресурсами и морскими территориями, недрами, включавшими всю периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева - срединной землёй, через которую проходили и

20 Прохватилов В. XVIII век: как и почему казахские жузы вошли в состав Российской империи // URL: https://zen.yandex.ru/media/vpoanalytics/xviii-vek-kak-i-pochemu-kazahskie-juzy-voshli-v-sostav-rossiiskoi-imperii-61c5b0874930f51d8b8dcea7

21 Русско-туркменские отношения в XVIII-XIX вв. (До присоединения Туркмении к России). DrevLit.Ru-Библиотека древних рукописей // URL: https://drevlit.ru/docs/central_asia/ XVin/1700-1720/Russ_turkmen/index.php1720/Russ_turkmen/pred.php

22 Елишев С. Обретение среднеазиатских территорий и Туркестана. Русская народная линия // URL: https://ruskline.ru/analitika/2016/07/13/obretenie_sredneaziatskih_territorij_i_ turkestana/

проходят многие логистические маршруты. Эти богатства являлись и являются причиной постоянных посягательств со стороны других стран. Как говорил император Александр III, «у России нет друзей, нашей огромности боятся... У России только два надёжных союзника - её армия и её флот». Без политической воли её руководителей и силы духа русских офицеров и солдат создать такую империю было невозможно.

Важно подчеркнуть: Российская империя изначально формировалась как многонациональное государство, в котором различные этносы и народности сохраняли свою культуру и самобытность. И всегда к покорённым народам относились как к равным, что и позволило на следующем историческом витке -после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., последующей Гражданской войны - сохранить «...шестую часть земли с названьем кратким «Русь», а в результате Великой Отечественной войны воссоздать империю в её новом качестве.

Возможно, в настоящее время речь нужно вести о восстановлении цивилизационного пространства, которое называется русским миром? На недавней церемонии вручения высших государственных наград президент России В. В. Путин сказал: «Он такой многоликий - русский мир, огромный. Не мы его создавали, но нам его защищать. Наша миссия заключается в том, чтобы укреплять его, развивать и делать привлекатель-

ным для наших граждан, для всего мира» [23].

Русский мир нужен нам как обозначение сферы влияния России, как форма выживания и самовыражения, как ареал нашей цивилизации, который включает все народности и этносы, создавшие более чем тысячелетний базис истории и культуры российской государственности. Без «...созидательного труда, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения...» [3, п. 91], отмеченных в качестве ценностей в Стратегии национальной безопасности, воссоздать его невозможно. Без этих ценностей российская государственность не смогла бы пережить ни нашествие Наполеона, ни войну с Гитлером. И сформировались они на базисе евразийской цивилизации.

Своими истоками евразийская цивилизация уходит в историю народов, населявших Евразию ещё за тысячу лет до нашей эры.

По мнению Л. Н. Гумилёва, уже тогда она стала «...самостоятельным регионом развития искусства, идеологии, экономики» [24, с. 7]. Возникшая на просторах огромного пространства, «...на Алтае, в долинах великих рек: Волги, Дона и Днепра, оазисах в междуречьях Сырда-рьи и Амударьи и в предгорьях Тянь-Шаня», в очень тяжёлых климатических условиях ...с суровыми зимами, засушливыми степями и монотонным ландшафтом...» [24, 4]. Как она смогла выжить и создать своеобразную, великую культуру? Что помогло ей выжить?

23 Путин назвал миссией России укрепление «русского мира» // URL: https://news.myseldon. com/ru/news/index/266421996

24 Гумилёв Л. Н. Из истории Евразии. М.: Искусство, 1993.

Труд, взаимопомощь и взаимоуважение - эти ценности всегда цементировали единство народов России, а также милосердие к поверженному врагу, сострадание к ближнему, помощь и поддержка, оказываемая старшему поколению и детям - всё то, что так ярко стало проявляться в условиях во-

енной спецоперации на Украине и что в русском лексиконе связывается с понятием добра, добродетели.

В русском языке понятие добра многозначно. Оно имеет не только духовное, но и материальное содержание. Но главное - оно несёт в себе согласие, мир.

Мир как предпосылка сохранения всех ценностей

Мир является предпосылкой сохранения всех ценностей в обществе.

В Библии сказано: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» [7, 5:9].

Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам!» на которое православные отвечают: «И духу твоему».

Восточное приветствие «Селям» переводится с арабского так же: «Мир вам!» Человек, произнёсший «Селям», не может остаться без ответа. Не откликнуться, значит, совершить смертный грех.

Всем знакомое «Шалом» на древнееврейском языке означает «мир». Оно несёт в себе мир, гармонию, целостность, полноту, процветание, благополучие и спокойствие.

Словами «Мир вам!» епископы католической церкви приветствуют паству и даруют понтифи-кальное благословение во время Торжественной мессы.

Значение слова «мир» в славянских языках - община, общество, род, а значит, среда, в которой существует порядок.

Таким образом, понятие «мир» многозначно, имеет несколько измерений. И если порядок, безопасность являются его внутренним измерением, то внешним - весь мир, планета, человеческая цивилизация.

Вся внешняя политика России на протяжении последних 20 лет направлена на достижение мира.

Российская армия принудила к миру президента Грузии (2008 г.), устанавливала мир в Сирии (2015-2016 гг.).

Дипломатически Россия восстановила мир в Карабахе (2020 г.).

Она оказала поддержку в урегулировании политического кризиса в Белоруссии (20202021 гг.).

В начале 2022 г. в составе вооружённых сил ОДКБ российская армия содействовала сохранению правопорядка в Казахстане.

В настоящее время на Донбассе российская армия вместе с ополчением ДНР и ЛНР борется за спасение русских от человеконенавистнической идеологии нацизма.

По сути, в своей многовековой истории русский народ неоднократно спасал мир, затормозив возможное продвижение монголо-татарского ига в Европу, разбив Наполеона и Гитлера.

Возможно, в этом и состоит наша миссия, наша цивилизацион-ная идея. Нам не нужно её изобретать, мы реализуем её и делаем это последовательно и неуклонно из века в век.

Жертвенность как категория, преобразующая мир

Жертвенность лежит в основе любых побед, будь то война, творчество или спорт. Жертва Иисуса Христа принесена во имя спасения человечества, и весь Его путь учит нас этой жертвенности. Жертвенность неразрывным образом связана с милосердием, она является его результатом. Именно поэтому все религии мира призывают к милосердию, состраданию и гуманизму.

Творчество великих русских и советских поэтов и писателей, композиторов и художников, большинства деятелей культуры посвящено теме жертвенности. В их работах - наш символический капитал культуры, в нём нашёл своё художественное воплощение этический код многонационального русского народа. Его

сохранение в детях невозможно без реализации больших идей. Профессор МГУ И. В. Василенко в этой связи пишет: «Огромный потенциал православной культуры в том, что она способна развиваться под влиянием больших идей. Человек в нашей культуре готов поверить в идею и служить ей».

Где та тонкая грань между духовным и материальным, которая заставляет людей, если надо, идти на жертву?

Может быть, осознание того, что без них этот мир рухнет?

Или высокая внутренняя организация сознания этих людей уже предопределяет в них приоритет духовного над материальным? Безусловно, иначе они не стали бы теми, кем они стали.

От духовности к единству народов России

Но ведь в каждом из нас в экстремальной ситуации просыпается осознание того, что нужно обращаться к источнику, к Богу. Нам, имеющим все блага мира, подчас не хватает простой человеческой теплоты, душевности, общения с близкими по духу людьми. И эта ценность - ценность человеческого общения, о которой говорит президент России В. В. Путин, есть проявление нашей духовной сущности, которая даёт о себе знать на самом обыденном уровне [25].

А на более высоком уровне она позволяет сохранить историческую па-

мять - память о подвигах тех людей, которые создали великую русскую цивилизацию и завещали хранить, беречь и воссоздавать её поколениям потомков. И закладывается всё это на уровне архетипа, подсознания многонационального русского народа, который, помня о великих свершениях и подвигах своих предков, пытается экстраполировать и интерпретировать их в духе современности в настоящем и будущем. И в этой преемственности поколений происходит воспроизводство русской многонациональной цивилизации в истории.

25 Путин В. В. Пандемия показала миру, что здоровье и общение являются высшей ценностью // ТАСС. 04.06.2021 // URL: https://tass.ru>11570429

В чём же секрет долголетия русской цивилизации?

Способность русского народа к консолидации в периоды тяжелейших испытаний, связанных главным образом с внешним врагом, проявлялась в нашей истории многократно. Основанная на единстве ценностей православия, ислама, иудаизма и буддизма, русская цивилизация проявляется и сейчас - в условиях специальной военной операции на Украине. Поэтому важно сохранить существующее в данный момент единство фронта и тыла. Необходимо создать

условия для полноценного и оптимального развития страны как на уровне субъектов Федерации, так и её граждан, особенно молодёжи. Выиграть экономическую войну без ре-индустриализации, создания собственного самодостаточного производства в критически важных отраслях, требующих импортзаме-щения, невозможно. Необходим инвестиционный рубль. Нужно найти так называемые точки сборки. Сделав всё это, мы можем быть уверены в том, что победа в широком смысле слова будет за нами.

Таким образом, не подвергая сомнению ценности, изложенные в Стратегии национальной безопасности - 2021, следует отметить, что наряду с ними другими ключевыми ценностями России являются: любовь, вера, правда, воля и сила духа, мир, жертвенность, духовность. Вместе они являются ядром цивилизационной идеи - идеи спасения мира.

Сейчас, как и в годы Великой Отечественной войны, борьба идёт не просто за новый мировой порядок, она идёт за ценности и олицетворяет собой войну добра и зла, ставкой в которой является не только Русский мир, но и мир многих людей планеты, отождествляющих себя с добром. Кроме того, в боях за освобождение Украины от неонацизма рождается новая элита России - это внуки и правнуки советских воинов, сражавшихся с нацизмом и милитаризмом в 1941-1945 гг. Эта элита в состоянии вынести все тяготы на поле боя, в экономической и информационной войне, победить в ней и быть примером для молодёжи на многие десятилетия. Важно политически обеспечить эту преемственность поколений.

Библиография • References

Барлыбаев А. А. Сущность политических ценностей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12. Ч. 1. С. 24-27. [Barlybaev A. A. Sushchnost' politicheskih cennostej // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 12. CH. 1. S. 24-27] Библия // URL: https://azbyka.ru/biblia/ [Bibliya // URL: https://azbyka.ru/biblia/]

Высказывания выдающихся писателей о русском языке // URL: https:// Stihi.

ru/2014/05/13/8066 [Vyskazyvaniya vydayushchihsya pisatelej o russkom yazyke // URL: https:// Stihi. ru/2014/05/13/8066]

Гумилёв Л. Н. Из истории Евразии. М.: Искусство, 1993. - 78 с. [Gumilyov L. N. Iz istorii Evrazii. M.: Iskusstvo, 1993. - 78 s.]

Дульян А. Как Грузия, Абхазия и Осетия вошли в состав Российской империи //

Международная жизнь. 2008. № 12. С. 75-81. [Dul'yan A. Kak Gruziya, Abhaziya i Osetiya voshli v sostav Rossijskoj imperii //

Mezhdunarodnaya zhizn'. 2008. № 12. S. 75-81] Елишев С. Обретение среднеазиатских территорий и Туркестана. Русская народная линия // URL: https://ruskline.ru/analitika/2016/07/13/obretenie_ sredneaziatsMh_territorij_i_turkestana/ [Elishev S. Obretenie sredneaziatskih territory i Turkestana. Russkaya narodnaya liniya // URL: https://ruskline.ru/analitika/2016/07/13/obretenie_ sredneaziatskih_territorij_i_turkestana/] Казачьи войска на территории Российской империи // URL: https://fishki.

net/1599740-kazachi-vojska-na-territorii-rossijskoj-imperii.html [Kazach'i vojska na territorii Rossijskoj imperii // URL: https://fishki.net/1599740-

kazachi-vojska-na-territorii-rossijskoj-imperii.html] Какие земли присоединил к России Алексей Тишайший // URL: https:// weekend.

rambler.ru/other/40678736-[Kakie zemli prisoedinil k Rossii Aleksej Tishajshij // URL: https:// weekend.rambler.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ru/other/40678736-] Ковальчук М. В. Выступление на марафоне «Новое знание»: Россия 24 // URL:

https://yoomoney.ru4100116392104141 [Koval'chuk M. V. Vystuplenie na marafone «Novoe znanie»: Rossiya 24 // URL:

https://yoomoney.ru4100116392104141] Ковальчук М. В. Люди в таком виде и в таком количестве не нужны // Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба. 10.07.2020 // URL: https://ruskline.ru...2020/07/10 [Koval'chuk M. V. Lyudi v takom vide i v takom kolichestve ne nuzhny // Russkaya narodnaya liniya. Informacionno-analiticheskaya sluzhba. 10.07.2020 // URL: https://ruskline.ru...2020/07/10] Ковальчук М. В. Россия предлагает миру альтернативный путь развития.

Аналитика // Новые известия. 2020. 10 апреля // URL: https://newizv.ru [Koval'chuk M. V. Rossiya predlagaet miru al'ternativnyj put' razvitiya. Analitika //

Novye izvestiya. 2020. 10 aprelya // URL: https://newizv.ru] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). Статья 2 // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020 g.). Stafya 2 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ [] МирзоеваИ. Космос как основа национальной идеологии / Русский космос. 2021. № 27. С. 54-55.

[Mirzoeva I. Kosmos kak osnova nacional'noj ideologii / Russkij kosmos. 2021. № 27. S. 54-55]

Обращение председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова к советскому народу от 22.06.1941 года // URL: https://raritety.rusarchives.ru>...predsedatelya... komissarov...

[Obrashchenie predsedatelya Sovnarkoma SSSR V. M. Molotova k sovetskomu narodu ot 22.06.1941 goda // URL: https://raritety.rusarchives.ru>...predsedatelya... komissarov... |

Прохватилов В. XVIII век: как и почему казахские жузы вошли в состав Российской империи // URL: https://zen.yandex.ru/media/vpoanalytics/xviii-vek-kak-i-pochemu-kazahskie-juzy-voshli-v-sostav-rossiiskoi-imperii-61c5b0874930f51d8b8dcea7 [Prohvatilov V. XVIII vek: kak i pochemu kazahskie zhuzy voshli v sostav Rossijskoj imperii // URL: https://zen.yandex.ru/media/vpoanalytics/xviii-vek-kak-i-p o chemu-kazahskie- juzy-voshli-v-so stav-ros siisko i-imperii-61c5b0874930f51d8b8dcea7| Путин В. В. Внутренний стимул развития у российского народа очень мощный. Сочи, 21.10.2021 // РИА Новости // URL: https://ria.ru>20211021/ putin-17556950.70.html [Putin V. V. Vnutrennij stimul razvitiya u rossijskogo naroda ochen' moshchnyj. Sochi, 21.10.2021 // RIA Novosti // URL: https://ria.ru>20211021/putln-17556950.70.html| Путин назвал миссией России укрепление «русского мира» // URL: https://news.

myseldon.com/ru/news/lndex/266421996 [Putin nazval missiej Rossii ukreplenie «russkogo mira» // URL: https://news.

myseldon.com/ru/news/lndex/266421996| Путин В. В. Пандемия показала миру, что здоровье и общение являются высшей

ценностью // ТАСС. 04.06.2021 // URL: https://tass.ru>11570429 [Putin V. V. Pandemiya pokazala miru, chto zdorov'e i obshchenie yavlyayutsya vysshej

cennost'yu // TASS. 04.06.2021 // URL: https://tass.ru>11570429| Путин призвал развивать и укреплять русский мир // URL: https://rg.

m/2022/02/02/putin-prizval-razvivat-i-ukrepliat-russkij-mir.html [Putin prizval razvivat' i ukreplyat' russkij mir // URL: https://rg.ru/2022/02/02/

putin-priz^al-razvivat-i-ukrepliat-russkij-mir.html| Россия и идеология (опыт практического философско-хозяйственного концептуализма) / под ред. Ю. М. Осипова, E. С. Зотовой, Н. П. Незвецкой. М.: Издательство Московского университета, 2020. - 151 с. [Rossiya i ideologiya (opyt prakticheskogo fllosofsko-hozyajstvennogo konceptualizma) / pod red. YU. M. Osipova, E. S. Zotovoj, N. P. Nezveckoj. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2020. - 151 s.| Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов / М. И. Михельсон. СПб.: Тип. Ак. наук. 1896-1912. [Russkaya mysl' i rech'. Svoyo i chuzhoe. Opyt russkoj frazeologii. Sbornik obraznyh slov i inoskazanij. T. 1-2. Hodyachie i metkie slova. Sbornik russklh i inostrannyh citat, poslovic, pogovorok, poslovichnyh vyrazhenij i otdel'nyh slov / M. I. Mlhel'son. SPb.: Tip. Ak. nauk. 1896-1912| Русский богоизбранный народ. Что значит термин «Богоизбранный народ»/«Народ Божий» // URL: http://ic-xc-nika.ru/texts/books/Stati/Bogolzbrannyi_Norod.html [Russkij bogoizbrannyj narod. CHto znachit termln «Bogoizbrannyj narod»/«Narod Bozhij» //

URL: http://ic-xc-nika.ru/texts/books/Stati/Bogoizbrannyi_Norod.html| Русско-туркменские отношения в XVIII-XIX вв. (До присоединения Туркмении к России). DrevLit.Ru-Библиотека древних рукописей // URL: https://drevlit.ru/ docs/central_asia/XVIII/1700-1720/Russ_turkmen/index.php1720/Russ_ turkmen/pred.php

11-12/2022

GБGЗРEБАTEЛЬ-OBSERVER

123

[Russko-turkmenskie otnosheniya v XVIII-XIX vv. (Do prisoedineniya Turkmenii k Rossii). DrevLit.Ru-Biblioteka drevnih rukopisej // URL: https://drevlit.ru/docs/ central_asia/XVIII/1700-1720/Russ_turkmen/index.php1720/Russ_turkmen/ pred.php]

Толстой. Л. Н. Война и мир. Эпилог. Т. 12 // Полное собрание сочинений в 90 томах. М.: Терра, 1992.

[Tolstoj. L. N. Vojna i mir. Epilog. T. 12 // Polnoe sobranie sochinenij v 90 tomah. M.: Terra, 1992]

Трубецкой В. С. Записки кирасира. М.: Россия, 1991. - 218 с.

[Trubeckoj V. S. Zapiski kirasira. M.: Rossiya, 1991. - 218 s.]

Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

[Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046]

Ястребов А. Л. Боже, спаси русских. М.: РИПОЛ классик, 2011. - 555 с.

[YAstrebov A. L. Bozhe, spasi russkih. M.: RIPOL klassik, 2011. - 555 s.]

Статья поступила в редакцию 5 июня 2022 г.

Уважаемые читатели! Открыта подписка на 2023 год на ежемесячный научно-аналитический журнал

«Обозреватель-ОЬзегоег»

Подписка проводится:

- для корпоративных подписчиков «УП Урал-Пресс» по электронному каталогу на сайте www.ural-press.ru

- для индивидуальных подписчиков Агенством подписки «Деловая пресса» по электронному каталогу на сайте https://delpress.ru/catalog/

тел.: 8 -499-391-57-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.