Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ИСТОКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАБОТЫ'

ЦЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ИСТОКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
208
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КАЧЕСТВО / QUALITY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL RELATIONS / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / РАБОТНИК / EMPLOYEE / ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потёмкин Валерий Константинович

Исследование проведено на крупных промышленных предприятиях полного технологического цикла и направлено на теоретическое и эмпирическое осмысление ценностей персонала, которые являются превалирующими в повышении эффективности работы. Цель. Обосновать зависимость эффективности и качества работы персонала предприятий от ценностных ориентаций на новые знания, умения, профессиональные навыки, опыт работы и развитие качественно новых социально-трудовых отношений в электронно-цифровой экономике. Задачи. Осуществить теоретический анализ ценности на различных этапах общественного развития, аргументировать необходимость осознанного восприятия ценностных ориентаций персонала предприятий, прямо и косвенно влияющих на эффективность и качество работы, а также установить рассогласование ценностных ориентаций различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников. Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных ученых в вопросах изучения социально-профессионального конструкта личности, ценностных ориентаций работников в системе общественных отношений, в практике работы современных предприятий, а также методы контент-анализа, включенного наблюдения, экспертных оценок, опроса различных профессиональноквалификационных и статусных групп работников. Результаты. Определены сущность и характеристики ценностных ориентаций работников, установлена их рассогласованность в системе социально-трудовых отношений в деятельности современных предприятий. Доказано, что неумение и нежелание видеть и осознавать ценности персонала приводят к кризису и хаосу в социально-трудовых отношениях и к «догоняющему развитию» предприятий. Выводы. В программах фундаментальных исследований эффективности и качества деятельности современных предприятий необходимо проводить предметно-деятельный анализ включенности персонала в эффективность и качество работы, а не ограничиваться поверхностным изучением так называемого человеческого фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of Personnel of Modern Enterprises: Origins, Historical Memory, Focus on Efficiency and Quality of Work

This study was conducted at large integrated industrial enterprises and aims to provide a theoretical and empirical assessment of the values held by personnel, which are crucial for improving the efficiency of work. Aim. The presented study substantiates the correlation between efficiency and quality of work at an enterprise on the one hand and value orientation on new knowledge, skills, proficiency, qualification, and development of novel social and labor relations in the context of the digital economy on the other. Tasks. The study performs a theoretical analysis of social development at different stages, substantiates the importance of conscious perceptions of enterprise personnel’s value orientations, which have both a direct and indirect effect on the efficiency and quality of work, and determines the divergences in value orientations of different professional, qualification, and status groups of employees. Methods. The theoretical and methodological basis of the study draws on works of Russian and foreign scientists on the socio-professional personality construct, value orientations of employees in a system of social relations, and operation practices of modern enterprises. The study also uses content analysis, overt observation, expert assessment, and interviews of different professional, qualification, and status groups of employees. Results. The substance and characteristics of the employees’ value orientations are identified, and their incongruences in the system of social and labor relations of a modern enterprise is determined. It is established that inability and unwillingness to perceive and recognize the values of personnel leads to a crisis and chaos in social and labor relations and, consequently, to the “catching-up development” of enterprises. Conclusion. Basic studies of the efficiency and quality of work at modern enterprises should include active-objective analysis of personnel involvement in the efficiency and quality of work and should not be limited to superficial examinations of the so-called “human factors.”

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ИСТОКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАБОТЫ»

Ценности персонала современных предприятий: истоки, историческая память, ориентация на эффективность и качество работы

Values of Personnel of Modern Enterprises: Origins, Historical Memory, Focus on Efficiency and Quality of Work

УДК 331.1

Потёмкин Валерий Константинович

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Valeriy K. Potyemkin

St. Petersburg State University of Economics

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Исследование проведено на крупных промышленных предприятиях полного технологического цикла и направлено на теоретическое и эмпирическое осмысление ценностей персонала, которые являются превалирующими в повышении эффективности работы. Цель. Обосновать зависимость эффективности и качества работы персонала предприятий от ценностных ориентаций на новые знания, умения, профессиональные навыки, опыт работы и развитие качественно новых социально-трудовых отношений в электронно-цифровой экономике.

Задачи. Осуществить теоретический анализ ценности на различных этапах общественного развития, аргументировать необходимость осознанного восприятия ценностных ориен-таций персонала предприятий, прямо и косвенно влияющих на эффективность и качество работы, а также установить рассогласование ценностных ориентаций различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников. Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных ученых в вопросах изучения социально-профессионального конструкта личности, ценностных ори-ентаций работников в системе общественных отношений, в практике работы современных предприятий, а также методы контент-анализа, включенного наблюдения, экспертных оценок, опроса различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников.

Результаты. Определены сущность и характеристики ценностных ориентаций работников, установлена их рассогласованность в системе социально-трудовых отношений в деятельности современных предприятий. Доказано, что неумение и нежелание видеть и осознавать

> <

ценности персонала приводят к кризису и хаосу в социально-трудовых отношениях и к «догоняющему развитию» предприятий. Выводы. В программах фундаментальных исследований эффективности и качества деятельности современных предприятий необходимо проводить предметно-деятельный анализ включенности персонала в эффективность и качество работы, а не ограничиваться поверхностным изучением так называемого человеческого фактора.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, предприятие, интересы, эффективность, качество, общественные отношения, коммуникации, работник, персонал

This study was conducted at large integrated industrial enterprises and aims to provide a theoretical and empirical assessment of the values held by personnel, which are crucial for improving the efficiency of work. Aim. The presented study substantiates the correlation between efficiency and quality of work at an enterprise on the one hand and value orientation on new knowledge, skills, proficiency, qualification, and development of novel social and labor relations in the context of the digital economy on the other. Tasks. The study performs a theoretical analysis of social development at different stages, substantiates the importance of conscious perceptions of enterprise personnel's value orientations, which have both a direct and indirect effect on the efficiency and quality of work, and determines the divergences in value orientations of different professional, qualification, and status groups of employees. Methods. The theoretical and methodological basis of the study draws on works of Russian and foreign scientists on the socio-profession-al personality construct, value orientations of

^ employees in a system of social relations, and

¡5 operation practices of modern enterprises. The

study also uses content analysis, overt obser-^ vation, expert assessment, and interviews of

1 different professional, qualification, and status s groups of employees.

x Results. The substance and characteristics of

x the employees' value orientations are identi-

ш fied, and their incongruences in the system of

m social and labor relations of a modern enter-

ed prise is determined. It is established that in-

> ability and unwillingness to perceive and rec-

2 ognize the values of personnel leads to a crisis н and chaos in social and labor relations and, < consequently, to the "catching-up development" i= of enterprises.

^ Conclusion. Basic studies of the efficiency and

x quality of work at modern enterprises should

о include active-objective analysis of personnel

involvement in the efficiency and quality of work and should not be limited to superficial examinations of the so-called "human factors." Keywords: values, value orientation, enterprise, interests, efficiency, quality, social relations, communications, employee, personnel

В последние годы ценностная сфера общественных отношений все чаще становится объектом научных дискуссий и предметом специальных исследований. Результативность и качество последних во многом зависят от истоков и исторической памяти возникновения феномена ценности, ее интерпретации, которые задают фон развитию теории ценности и области ее применения в современной практике общественных отношений.

Античные мыслители считали ценностью такие формы общественного бытия, как справедливость, добродетель, благо, норма суждений и истинная мера, которые в конечном счете определяют общественный порядок [1, с. 7-65]. Своеобразное начало исследованию феномена ценности обусловило придание ей таких свойств человека, как здоровье, сила, выносливость и счастье. В эпоху Средневековья возникло качественно новое понимание ценности, связанное с такими человеческими качествами, как надежда, вера, любовь, совесть. В более поздние годы ценностям придаются свойства полезности для человека и общества. Отметим, что М. Монтень в знаменитых «Опытах» писал, что ценность вещей зависит от мнения, которое мы имеем о них; между ними существует много таких, которые мы рассматриваем не только затем, чтобы оценивать их, но и с тем, чтобы использовать их для себя [2, с. 36].

В век рационализма ценность связывали с результатами деятельности человека в общественной среде, его разумно-волевыми качествами. Г. В. Лейбниц понимал под ценностью все, что является полезным и нравственным [3, с. 126], а Т. Гоббс расширил спектр понимания

ценности от индивидуально-прагматического до экономического, социального и политического смысла [4, с. 66-67]. В процессе анализа проблем нравственного выбора человека, оценки его позиции и действий Д. Юм приходит к убеждению в том, что ценность — это результат саморазвития человека в обществе [5, с. 272].

Дальнейшее развитие теории ценности связано с идеями И. Канта, который утверждал, что высшая ценность и выражение блага есть свобода, объясняющая «абсолютную ценность человека» [6, с. 240]. По мысли Г. Лотце, ценности относятся к сфере долженствования человека в естественной и общественной истории человечества [7, с. 123].

Ревизия традиционных ценностей и формирование новых представлений об их сущности в системе общественных отношений была продолжена в XX в. Так, представители Ба-денской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт разработали философию ценностей, в основе которой лежат две сферы общественного бытия: действительность (эмпирические факты) и ценности (идеальные нормы). В. Виндель-банд, развивая идею ценности как идеальной нормы, подчеркивал ее значение в познании общественного бытия, в формировании «своеобразного мира» оценивающей деятельности [8, с. 201].

Г. Риккерт отмечал, что «ценность становится долженствованием, как только мы относим ее к познающему объекту... она противостоит ему, как правило, как норма, с которой субъект должен сообразовываться» [9, с. 55]. Его определение ценности — это конкретизация должного применительно к разным сферам человеческой деятельности и духовной жизни, в которой формируется некий общественный идеал. В дальнейшем в теории ценностей определились два основных направления. Первое состоит в рассмотрении ценности как продукта сознания человека, а второе в ее признании как объективно существующего феномена в системе общественных отношений.

М. Шелер обосновал смысловые характеристики ценности как предметно-деятельные и потребительские интересы. Их признаками в понимании Шелера являются долговечность, неделимость, обоснованность, глубина или степень удовлетворения и относительность [10, с. 314]. Заслуживает внимания развитие теории ценностей М. Вебером, пожалуй, впервые обосновавшим историчность как выражение общих установок конкретного временного интервала общественного развития [11, с. 34].

Развивая идею историзма ценностей, Э. Трельч определяет ценность как выражение субъективных устремлений человека в общественной среде [12, с. 170-175]. А. Маслоу, исследуя

проблемы психологии общественного бытия, пришел к выводу о том, что ценности есть не проект или изобретение индивида, но «они присущи структуре человеческой природы сами по себе, они имеют биологическую и генетическую основу и развиваются в культуре» [13, с. 138]. Заметим, что А. Михэлос полагал, что «концепция культуры и есть концепция ценности» [14, p. 448]. В свою очередь, Р. Фрон-дизи отмечал, что ценности зависят от ситуации в обществе, в котором живет человек, от системы взаимоотношений, которые превалируют в определенный исторический период [15, p. 160].

М. С. Каган понимает сущностные характеристики ценности как ценностную ориентацию обыденного сознания человека на оценивание объекта внешнего мира и других людей, а также на оценивание человеком самого себя как субъекта общественных отношений [16, с. 236]. При этом и имеется в виду оценивание не единичного акта, а материальной, духовной, физической и психологической сторон жизнедеятельности людей. По мнению Кагана, «динамизм практической деятельности заставляет ощущать течение времени как необратимое движение и ценить не обожествляемое прошлое, которое должно застыть в настоящем, а настоящее как непосредственно переживаемый опыт собственной жизнедеятельности индивида, то есть единственную подлинную реальность в сравнении с безвозвратно исчезнувшим прошлым и гипотетическим будущим» [Там же, с. 367].

Наконец, по мнению Ф. Шлейермахера, ценность человеческой индивидуальности наиболее полно выражается в практике социальной жизни, системе общественных отношений и социально-профессиональной сфере [17].

Экскурс в понимание феномена ценности даст основание для осмысления современного ее значения в системе общественных отношений, в практической деятельности современных предприятий и развития личности, а также профессиональных качеств работников. В проведенном нами исследовании, направленном на выявление степени восприятия ценности человека или человеческой ценности, группа экспертов ^ = 150), в которую входили руководящие работники предприятий и организаций, определила, что «подлинной» ценностью является только та, которая соотносится с коллективной ценностью персонала.

Совершенно правомерно, на наш взгляд, формировать определенное равновесие интересов коллективных и индивидуальных, в которых имеет место «общежитие» коллективных и индивидуальных интересов. Только в этом случае возможна ценностно-ориентированная деятельность людей, стремление к совершенным человеческим взаимоотношениям как

в социальной сфере, так и в сфере социально- ^

трудовых отношений. 5

Социально-профессиональной доминантой х

ценности человека становятся знания, умения ш

и опыт, профессиональные компетенции, ду- ^

ховно-нравственные позиции, культурные и ^

моральные качества, используемые в сфере 1

профессиональной деятельности и в системе ш

общественного развития. Ценности челове- ™

ка непосредственно связаны с формировани- ^

>

ем мировоззрения и самопознания, которые < включают в себя самые разные политические, ^ экономические, социальные, культурные и ду- < ховные нравственные взгляды, расширяющие >= диапазон использования человека в конкрет- ^ ных сферах приложения труда, во всех сферах ^ жизни цивилизованного общества. 2

Ценности характеризуются не только смысловой, но и предметно-деятельной нагрузкой, способствующей передаче разнообразной жизнеутверждающей информации от субъекта к субъекту общественных отношений. Накопление знаний, обладание ими, хранение и передача, формирование новых общественных отношений является одной из значимых черт ценностных ориентаций человека и человеческих сообществ. Ценности, культивируемые в системе общественных отношений, способствуют социально-поведенческой, производственно-технической, организационно-экономической и духовно-нравственной зрелости человека. Ценностное осознание общественного бытия вырабатывает у людей, представляющих различные профессионально-квалификационные и статусные группы работников, стремление к самоанализу, самооценке и саморазвитию.

Здесь ярко проявляется качественное отличие ценностного отношения от познавательного, столь присущего ранним общественным формациям. Предметно-деятельная позиция людей становится фундаментом ценностного отношения в различных сферах производственной и общественной жизни, т. е. ценностное отношение фиксирует в сознании людей значение активной жизненной позиции в различных сферах деятельности: производственной, социальной, организационной, культурной и т. д. Ценностное сознание в современных общественных отношениях позволяет определить зависимость между духовными целями и смыслами жизни с их предметной деятельностью, характеризующей жизнедеятельность и жизнеобеспечение человека. З. П. Залевская в этой связи пишет, что «признать нечто ценным, целью деятельности, значит соотнести его со всем предшествующим опытом, признать его важность, его значимость для жизни человека» [18, с. 9].

Посредством ценностных ориентаций человека формируется и характер его отношений

^ в производственной и общественной среде. ш Заметим, что если в системе общественных х отношений ценностные ориентации удовлетво-ш ряют большинство индивидов, то они харак-^ теризуются гармоничностью и стабильностью. х Принимая во внимание данные теоретические

1 обобщения ценностных ориентаций человека ш в системе общественных отношений, исследу-™ ем превалирующие ценности различных про-^ фессионально-квалификационных и статусных

< групп работников современных предприятий ^ и организаций.

< Своеобразным началом ценностных ориен-1= таций в системе общественных отношений на ^ современных предприятиях становится поло-^ жение о том, что «существуют три формы ма-

2 териальной предметности: человеческое тело, техническая вещь и социальная организация» [16, с. 195]. Известно, что человек, оставаясь биологическим объектом, в процессе труда приобретает знания, опыт и навыки работы, определяющие его профессиональные качества; одновременно он является субъектом общественных отношений, в которых в той или иной мере проявляются его физиологические, ментальные, эмоциональные и духовные компетенции. Каждая из них является выражением профессионализации человека и отправной точкой формирования его ценностной позиции в процессе трудовой деятельности.

Ценностная позиция человека в сфере труда приобретает реально-практическое значение и соотносится с количеством и качеством выполняемой работы, оценкой своего труда, характером взаимоотношений между различными профессионально-квалификационными и статусными группами персонала предприятий, а также с различного рода устремлениями в признании в совместном труде своих различных достижений. В сфере труда человека его ценностная позиция может проявляться под влиянием организационных и социальных условий деятельности, в которых происходит самопознание индивидуальных и коллективных ценностей.

Данные ценности приобретают черты непосредственности, зависимости от процесса труда и сложившихся общественных отношений, от интуитивного восприятия действительности, от эмпирических оценок состояния и перспектив трудовой деятельности, от методов принятия управленческих решений, от участия в их формировании человека и от методов воздействия на деятельную позицию всего персонала предприятия. Сопряжение этих черт опосредует и направляет поведение человека в сфере труда, определяет его участие в социальной организации, коллективной деятельности, формирует ситуативные цели — зависимые и доминантные ценности.

Тем самым объективизируется необходимость познания ценностей человека с точки зрения полезности, бесполезности и, пожалуй, вредности для развития общественных отношений. Полезность воспроизведения ценности определяет ее соответствие миссии, целям и задачам деятельности человека на конкретном предприятии и характеризует возможности его удовлетворения в сфере труда и социального развития. Бесполезность ценности — это, по сути, ограничение соответствия представлений о ценностных ориентациях человека и их недостижимость в процессе труда, т. е. «хочу, но нет никакой возможности». Вредность ценности, культивируемой человеком, определяет ее разрушительный характер в сфере труда и формирует девиантное поведение работников и ценностное отношение ко всему происходящему на предприятии, в его структурных подразделениях. Как следствие, это ценностное отношение может стать тормозом или существенным ограничением в системе общественных отношений.

Полезность ценности воздействует на социально-поведенческую, производственно-экономическую и социально-культурную зрелость человека, а также на его ценностное сознание. Последнее формируется только в том случае, если человек обладает высоким уровнем рефлексии в практике общественных отношений, способностями к самооценке, самоанализу и саморазвитию. Если человек не обладает ценностным сознанием, то и ценности, воспроизводимые в сфере труда, могут быть либо реальными, либо вымышленными, иллюзорными.

Следовательно, необходима система моделирования ценностей в сфере труда с целью их формализации, фиксации, инструментального осмысления и придания им характера «возбуждения» рационализации общественных отношений. Однако, как известно, любое действие всегда встречает необходимость конструктивного воспроизведения субъекта, его осуществляющего, а в данном случае человека, т. е. моделирования поведения человека, формирования его социально-профессионального конструктора личности и, в конечном счете, понимающего мировоззрения.

Внимание к последнему определяется тем, что любые человеческие ценности, характерные для различных сфер трудовой деятельности, требуют конструирования системы профессиональных и межпрофессиональных коммуникаций (иначе ценности остаются од-нополярными, плохо усваиваемыми другими личностями). Только в этом случае собственные ценности человека воспринимаются другими индивидами или группами работников в сфере труда, формируя при этом ценност-

но-профессиональное сообщество совместного труда, в котором находит свое воплощение доминирование познавательной, преобразовательной и ценностно-ориентированной деятельности человека, т. е. «человека, живущего и действующего по-человечески». Заметим, что в человеке в разные периоды понимания его сущности всегда отмечались три уровня его развития: общее, особенное и единичное, что обеспечивало единство биологического, экономического и социального.

Известно, что исходным принципом развития является самосознание через самопознание. Динамизм развития состоит в способности человека самостоятельно мыслить, а не по генетическому императиву определять, опять же самостоятельно, цели и средства своей деятельности, формировать поведенческий конструкт личности, адаптироваться к изменяющимся условиям общественных отношений как во времени, так и в пространстве, определять потребности в ценностном ориентировании. Ценностное ориентирование, скорее всего, остается одной из немногих областей человеческой деятельности, в которой присутствуют безостановочное самовыражение и самодвижение, самоизмерение ценностных установок и методов их реализации.

А. А. Богданов, анализируя систему организации процессов общественного развития, отмечал, что переход от одного уровня организованности к другому, более высокому, происходит через разрушение существующего, через рассогласование упорядоченных элементов, через чередование состояний гармонии и хаоса [19]. Но если это справедливо и для общественных отношений, то ценности человека приобретают дискретность и их состав зависит от состояний стабильности и хаоса, например, деятельности предприятий в условиях риска, нестабильности или банкротства.

Условия деятельности предприятия во многом определяют сознание и самосознание, видоизменяют отношение индивида к составу функций, исполняемых другими работниками, и, в конечном счете, придают динамику превалирующим ценностям, что обусловливает необходимость учета в производственной практике «портрета» ценностей, включая ценностно-познавательные, ценностно-ситуативные, ценностно-эмоциональные, ценностно-физиологические и ценно-прагматические.

Принимая во внимание то обстоятельство, что ценности в своей основе являются индивидуалистическими, а в структуре деятельности предприятий и персоналистическими, в условиях совместной или коллективной производственной деятельности, видимо, необходимо структурировать их по признакам зарождения, формализации и воздействию на

производственно-экономические и технико- ^ технологические процессы. ш

Современные общественные отношения ста- х вят человека-работника в условия, которые ш предполагают проявление не только индиви- ^ дуалистических ценностей, но и ценностей ^ общих и предметных для организации совмест- х ной или коллективной деятельности, что в свою ш очередь становится веским аргументом для ™ построения в коллективе предприятия иерар- ^ хии ценностей. Это особенно важно в связи < с тем, что, несмотря на развитие системы ^ общественных отношений в любых формах < (биологических, экономических, организаци- >= онных, социальных и производственных), са- ^ мообособление индивидуумов является непреодолимым барьером, требующим внимания 2 к структуризации ценностей в деятельности коллектива предприятия.

Превращение ценностного индивидуализма в господствующий принцип ценностных ори-ентаций может привести к столкновению индивидуального и коллективного в системе общественных отношений, к «разрыву» в понимании решения общественно значимых задач. Преодоление противоречий индивидуализированных и коллективных ценностей возможно посредством нелинейного перехода к более высокому уровню организации совместной деятельности, в которой проявляет себя сознательная целенаправленность всех коллективных действий.

Не случайно в теории менеджмента происходит осмысление формирования общественных отношений и развивается понимание того, что жизнедеятельность и жизнеспособность всякой сложной системы (предприятия либо организации) зависит от того, в какой мере согласуются интересы различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников и интересы каждого индивида, ибо их рассогласование и подавление одной группы, обладающей определенными интересами, другой группой приводит к саморазрушению практически всех без исключения функциональных связей и функциональных зависимостей в организации деятельности предприятий.

Данный вывод основывается на анализе многочисленных проблем в системе общественных отношений, ключевым звеном которой является современное предприятие. Д. Танскотт, заглядывая в будущее электронно-цифрового общества, определяет 12 взаимосвязанных ценностных ориентаций в их деятельности:

1) ориентация на новые знания;

2) цифровая форма представления в системе

общественных отношений;

3) виртуальная природа формирования оперативной памяти;

^ 4) молекулярная структура информационных

ш потоков;

х 5) интеграция и межсетевое взаимодействие

ш субъектов производственно-экономической

^ и научно-технической деятельности;

х 6) устранение лишних звеньев в движении производственного продукта от произво-

ш дителя к потребителю;

™ 7) конвергенции различий в деятельности раз-

^ нородных типов предприятий и организа-

>

ций;

^ 8) развитие инноватики и инновационной де-< ятельности различных профессионально-

квалификационных групп работников; ^ 9) трансформация деятельности предприятий ^ на единых законодательных, политических 2 и экономических основах ведения бизнеса;

10) динамизм развития общественных отношений;

11) глобализация в обеспечении взаимодействия различных предприятий и организаций в решении общественно значимых задач;

12) разрешение противоречий на основе взаимного уважения интересов субъектов хозяйствования [20, с. 83-87].

Рассматриваемые ценностные ориентации, столь характерные для современных предприятий, практически не учитываются их руководителями. В 2015-2017 гг. нами было проведено исследование на 19 предприятиях полного технологического цикла. В числе превалирующих ценностей руководящего звена предприятий респонденты назвали:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• необходимость сохранить репутацию среди людей своего круга (32,0%);

• сохранение авторитета в коллективе (16,0%);

• необходимость не допустить снижения уровня благосостояния своей семьи (30,0%);

• недопущение снижения благосостояния работников предприятия (12%);

• приобретение новых связей в сфере бизнеса (24,0%);

• обеспечение защиты деятельности предприятия от криминальных структур (1,0%);

• установление формальных и неформальных административных связей (4,0%);

• укрепление экономической стороны (10,0%). Приведенные теоретические и эмпирические

данные свидетельствуют о рассогласовании ценностей, присущих современным предприятиям, и ценностей управленческого звена, представленного руководителями различных уровней управления.

В процессе исследования было обнаружено рассогласование первых двух ценностей с ценностями предприятий. Так, руководящему звену работников предприятий известно, что эффективность деятельности персонала зависит от активности в труде (37,0%), от

проявления инициативы в решении производственных вопросов (41,0%), рационализаторской деятельности (2,0%). Как следствие, они видят в наемных работниках такие качества, как профессионализм (73,0%), работоспособность и энергичность (67,0%), ответственность (46,0%), порядочность (85,0%), умение работать в команде (15,0%), профессиональная гибкость (86,0%) и лояльность предприятию (52%). Большинство руководителей предприятий не считают, что эти ценности должны проявляться в их собственной деятельности.

Подобное рассогласование ценностных ори-ентаций различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников приводит к тому, что более 55,0% респондентов полагают, что в ближайшее время положение в коллективе предприятия не изменится, а 77,0% полагают, что мера экономической и социальной ответственности повысится, что приведет к увеличению продолжительности рабочего времени на полтора-два часа, работе в выходные дни и/или в ночную смену, а также к сокращению времени очередного ежегодного отпуска.

Кроме того, в процессе исследований установлено:

• только 9,0% рабочих основного производства и 8,0% мастеров считают, что качество продукции находится на высоком уровне;

• 17,0% рабочих и 38,0% мастеров оценивают свою работу как брак;

• 30,0% рабочих считают, что руководители относятся к бракоделам снисходительно по причине того, что «и так некому работать»;

• 49,0% рабочих назвали систему стимулирования труда порочной;

• только 7,0% рабочих считают, что работают эффективно и качественно и занимают ответственную позицию.

Мы полагаем, что неумение и нежелание видеть, осознавать и формировать ценностные ориентации персонала предприятий являются главным аргументом «догоняющего развития» общественных отношений и, соответственно, производственно-экономического и научно-технического развития современных предприятий. Часть выявленных в ходе исследования ценностей, ориентированных на незначительную группу представителей элиты предприятий, способна привести к хаосу в системе общественных отношений; другая часть ценностей может стать своеобразным локомотивом устойчивого поступательного развития.

Литература

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. 336 с.

2. Монтень М. Опыты. Избранные главы / Пер. с франц. М.: Правда, 1991. 656 с.

3. Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х томах. Т. 3. М.: Мысль, 1984. 734 с.

4. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1991. 731 с.

5. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1965. 847 с.

6. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 712 с.

7. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.

8. Виндельбанд В. Прелюдии: философские речи и статьи. СПб.: Издание Д. Е. Жуковского, 1904. 374 с.

9. Риккерт Г. Два пути теории познания // Новые идеи в философии: Сб. 7. Теория познания III. СПб., 1913. С. 1-79.

10. Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; Под ред. А. В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. 413 с.

11. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704 c.

12. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М.: Юрист, 1994. 719 с.

13. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 272 с.

14. Michalos A. C., ed. Philosophical problem of science and technology. Boston: Allyn & Bacon Publ., 1974. 623 p.

15. Frondizi R. What is value?: An Introduction to axiology. LaSalle, IL: Open Court Publ., 1971. 169 p.

16. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.

17. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи / Пер. с нем. СПб.: Алетейя, 1994. 432 с.

18. Залевская З. П. Духовно-культурные ценности: сущность, особенности, функционирование: Ав-тореф. дисс. ... канд. филос. наук. Киев, 1990. 16 с.

19. Богданов А. Н. Тектология: (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. Кн. 1. М.: Экономика, 1989. 304 с.

20. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с англ. И. Дубинского; Под ред. С. Писарева. Киев: INT Пресс; М.: Релф бук, 1999. 403 c.

References

1. Reale G., Antiseri D. Il pensiero occidentale dalle origini ad oggi. Vol. 1: Antichita e Medioevo [Western thought from its origins to today. Vol. 1: Antiquity and the Middle Ages]. Brescia: Editrice La Scuola, 1983. 700 p. (Russ. ed.: Reale G., Antiseri D. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashikh dney. Vol. 1: Antichnost'. St. Petersburg: Petropolis Publ., 1994. 336 p.).

2. Montaigne M. Opyty. Izbrannye glavy (transl. from French) [Experiences. Selected chapters]. Moscow: Pravda Publ., 1991. 656 p.

3. Leibniz G. W. Sochineniya v 4-kh t. (transl. from German) [Works in 4 vols.]. Moscow: Mysl' Publ., 1984, vol. 3. 734 p.

4. Hobbes T. Sochineniya v 2-kh t. (transl. from Engl.) < [Works in 2 vols.]. Moscow: Mysl' Publ., 1991, J vol. 2. 731 p.

5. Hume D. Sochineniya v 2-kh t. (transl. from Engl.) ^ [Works in 2 vols.]. Moscow: Mysl' Publ., 1965, ^ vol. 1. 847 p. s

6. Kant I. Traktaty i pis'ma (transl. from German) [Treat- x ises and letters]. Moscow: Nauka Publ., 1980. 712 p. i

7. Stolovich L. N. Krasota. Dobro. Istina: Ocherk is- 5 torii esteticheskoy aksiologii [Beauty. Good. Truth: m Essay on the history of aesthetic axiology]. Moscow: 2 Respublika Publ., 1994. 464 p. >

8. Windelband W. Prelyudii: filosofskie rechi i stat'i 2 (transl. from German) [Preludes: philosophical speech- fE es and articles]. St. Petersburg: D. E. Zhukovskiy < Publ., 1904. 374 p. c

9. Rickert H. Dva puti teorii poznaniya (transl. from x German) [Two ways of the theory of knowledge]. s Novye idei v filosofii, 1913, no. 7, pp. 1-79. o

10. Scheler M. Izbrannye proizvedeniya (transl. from i-German) [Selected works]. Moscow: Gnozis Publ., 1994. 413 p.

11. Weber M. Izbrannoe. Obraz obshchestva (transl. from German) [Selected works. The image of society]. Moscow: Yurist Publ., 1994. 704 p.

12. Troeltsch E. Istorizm i ego problemy. Logicheskaya problema filosofii istorii (transl. from German) [Historism and its problems. Logical problem of philosophy of history]. Moscow: Yurist Publ., 1994. 719 p.

13. Maslow A. H. Toward a psychology of being. N. Y., London: John Wiley & Sons Publ., 1998. 322 p. (Russ. ed.: Maslow A. H. Po napravleniyu k psik-hologii bytiya. Moscow: Eksmo-Press Publ., 2002. 272 p.).

14. Michalos A. C., ed. Philosophical problem of science and technology. Boston: Allyn & Bacon Publ., 1974. 623 p.

15. Frondizi R. What is value?: An Introduction to axiology. LaSalle, IL: Open Court Publ., 1971. 169 p.

16. Kagan M. S. Filosofiya kul'tury [Philosophy of culture]. St. Petersburg: Petropolis Publ., 1996. 415 p.

17. Schleiermacher F. Über die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern [About the religion. Talk to the educated among their despisers]. Berlin: Unger Verlag, 1799. 330 p.; Schleiermacher F. Monologen [Monologues]. Berlin: Erstdruck, 1800. 132 p. (Russ. ed.: Schleiermacher F. Rechi o religii k obrazovannym lyudyam, ee prezirayushchim. Mo-nologi. St. Petersburg: Aletheia Publ., 1994. 432 p.).

18. Zalevskaya Z. P. Spiritual and cultural values: Essence, features, functioning. Cand. philosoph. sci. diss. Synopsis. Kiev: Kiev Univ. Publ., 1990. 16 p. (in Russ.).

19. Bogdanov A. N. Tektologiya. Vseobshchaya organi-zatsionnaya nauka (v 2 kn.) [Tectology. General organizational science (in 2 books)]. Moscow: Eko-nomika Publ., 1989, book 1. 304 p.

20. Tapscott D. The digital economy: Promise and peril in the age of networked intelligence. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. Publ., 1995. 368 p. (Russ. ed.: Tap-scott D. Elektronno-tsifrovoe obshchestvo: plyusy i minusy epokhi setevogo intellekta. Kiev: INT Press Publ.; Moscow: Refl-book Publ., 1999. 403 p.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.