Научная статья на тему 'Ценности молодежи как элемент социокультурного капитала'

Ценности молодежи как элемент социокультурного капитала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / THE SOCIAL CAPITAL / VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акулич Мария Михайловна, Пить Виктор Викторович

В статье предлагаются к изучению определения социального капитала, понятия ценностей как важного его элемента, рассматриваются ценностные ориентиры, классификации ценностей. Анализируются результаты социологического исследования в Ханты-Мансийском автономном округе Югре в контексте ценностей молодежи как элемента социокультурного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF YOUTH AS AN ELEMENT OF THE SOCIOCULTURE CAPITAL

In article it is offered to studying definitions of the social capital, concepts of values as its important element, valuable orientations, classifications of values are considered. Results of sociological researches in Khanty-Mansiysk autonomous area in a context of values of youth as element of the socioculture capital are analyzed.

Текст научной работы на тему «Ценности молодежи как элемент социокультурного капитала»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 47-54.

М. М. Акулич, В. В. Пить

ценности молодежи как элемент социокультурного

капитала

В статье предлагаются к изучению определения социального капитала, понятия ценностей как важного его элемента, рассматриваются ценностные ориентиры, классификации ценностей. Анализируются результаты социологического исследования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в контексте ценностей молодежи как элемента социокультурного капитала.

Ключевые слова: социальный капитал, ценности, ценностные ориентации.

В настоящее время значительно активизировалось изучение социального капитала. Теорию социального капитала рассматривают в рамках различных научных дисциплин, таких как экономика, социология, политология, культурология. Тем не менее, стоит отметить, что само понятие «социальный капитал» до сих пор остается достаточно многозначным и противоречивым.

Началом новейшего общественно-теоретического дискурса о социальном капитале, академических и общественно-политических дискуссий вокруг него считаются, прежде всего, исследования американского теоретика государственного управления и социолога Роберта Патнема. В работе «Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии» он определил социальный капитал следующим образом: «.. .уходящие в глубь истории традиции социального взаимодействия, предполагающие нормы взаимности и доверия между людьми, широкое распространение различного рода добровольных ассоциаций и вовлечение граждан в политику ради решения стоящих перед сообществом проблем»1. Патнэм представляет концепцию социального капитала, как общий вывод ответов на вопрос, «почему общественная жизнь в одних регионах Италии активна, а правительства более эффективны и ответственны, тогда как в других регионах общественные традиции неразвиты, процветает клиентизм и коррупция, а деятельность местных институтов власти крайне неэффективна». «Социальный капитал в интерпретации Патнэма служит определенной интегральной социетальной характеристикой. Она охватывает уровень развития гражданского сотрудничества и способности граждан к объединениям (того, что исследователь определяет также как индексы гражданственности и зрелости гражданских традиций), а также нормы и ценности общественных отношений, и прежде всего взаимность и доверие»2.

О. Демкив и В. Радаев выделяют следующие определения социального капитала:

- «клей», позволяющий мобилизовать дополнительные ресурсы человеческих отношений на основе доверия людей друг другу (М. Пелдэм);

- ресурсы, которые агенты получают из специфических социальных структур и используют исходя из своих интересов (У. Бейкер);

- совокупность актуальных или потенциальных ресурсов, связанных с наличием крепких сетей связей, более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания (П. Бурдье);

- дружеские контакты между коллегами по службе и более широкие контакты, благодаря которым можно использовать свой финансовый и человеческий капитал (Р. Барт);

- способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или более широкой социальной структуре (А. Портес);

- совокупность отношений, которые связаны с ожиданиями того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций (В. В. Радаев)3.

Некоторые ученые склонны считать, что понятие «социальный капитал» ввел П. Бурдье в своей статье «Формы капитала» (1983), для того чтобы обозначить социальные связи, которые выступают ресурсами для получения выгод. Источники этой идеи в той или иной мере можно найти у А. Токвиля, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и М. Вебера. По свидетельству А. Портеса, П. Бурдье провел первый системный социологический анализ социального капитала и определил этот концепт как агрегацию ресурсов, связанных с включением индивидов в прочные сетевые или более-менее институциализиро-ванные отношения взаимных обязательств или признаний4. П. Бурдье отмечал: «Социальный капитал представляет собой совокупность

реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью [durable networks] более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания - иными словами, с членством в группе. Последняя дает своим членам опору в виде коллективного капитала [collectively-owned capital], “репутации” [credential], позволяющей им получать кредиты во всех смыслах этого слова»5.

В общем смысле социальный капитал можно рассмотреть как концепцию в различных науках (политология, социология, экономика), обозначающую социальные сети и взаимосвязь между ними в обществе. Социальный капитал обладает рядом характеристик: ограниченность, способность к накоплению, ликвидность, конвертируемость, способность к самовозрастанию и даже передаваемость, по крайней мере, на уровне ме-жорганизационных отношений. «Способность к накоплению социального капитала не является индивидуальной характеристикой, это особенность той сети отношений, в которую включен индивид»6. Основу социального капитала составляют принадлежность к группе и внутригрупповое доверие. Отличительная черта социального капитала, согласно Дж. Колмэну, заключается в том, что он «включен в структуру отношений между индивидами и не сосредоточен непосредственно в них или средствах про-изводства»7.

В контексте теории социального капитала возникает необходимость рассмотреть понятие ценности, как одного из важных его элементов. Социальная ценность определяется в социологическом словаре как «компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может обладать любой объект (материальный или идеальный), как реальный, так и воображаемый, в случае если такой объект служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматривается как важное условие существования, соответствующим образом оценивается, регулирует поведение людей. Разделяемые индивидами и группами ценности служат масштабом оценки поступков с точки зрения их соотношения с данной системой ценностей»8.

В «теории ценностей» принято выделять следующие подходы к определению типов ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм

и социологизм. В классическом виде ценности рассмотрены М. Вебером. В понимающей социологии М. Вебер изучает проблему моральных, политических, эстетических и религиозных ценностей. Он склонен трактовать ценность «как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное данной эпохе направление ин-тереса»9. «Интерес эпохи - нечто более устойчивое и в этом смысле объективное, чем просто частный, индивидуальный интерес исследователя, но в то же время нечто более субъективное и преходящее, чем надысторический “интерес”, получивший у неокантианцев имя “ценности”»10. Ценности у Вебера должны выражать общие установки своего времени, и следовательно, они историчны, относительны. С понятием ценности у М. Вебера связан методологический инструмент его исследований - это понятие идеального типа. Идеальный тип у Вебера - это некий «интерес эпохи», который представлен в виде особой конструкции. Он конструируется как идеальная схема, которой Вебер дает название «утопия». «Чем резче и однозначнее сконструированы идеальные типы, чем они, следовательно, в этом смысле более чужды миру, тем лучше они выполняют свое назначение.»11 По Веберу, идеальный тип - это продукт нашей фантазии, чисто мыслительное образование.

Ценность, по Веберу,- «это форма человеческого мышления, способ умозаключений. Ее нельзя охарактеризовать в категориях “положительная - отрицательная”, “относительная - абсолютная”, “объективное - субъективное” и т. п. Ценность, или значимость, есть также соотношение, соотнесенность человека с миром вещей, людей и духовных явлений. Носителем ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания. Они необходимы ей для различения целей, которые ставит перед собой воля человека. Их место в мотивации действий гораздо глубже целей и интересов. Именно отнесение к ценности как придание смысла, на основе которого формулируется цель, указывает нам самое главное, что определяет поведение человека»12. По мнению Вебера, если удастся определить, какой должна быть ценность, на которую ориентировано действие человека, мы сможем понять и само это действие.

В дальнейших исследованиях ценностей, особенно представителями школы структурно-функционального анализа (Т. Парсонс и Ф. Знанецкий), само понятие ценности начинает приобретать

обобщенный методологический смысл, как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.

В теории действия Т. Парсонса ценностная ориентация - это аспекты ориентации деятеля в ситуации, характеризуемые соблюдением норм и стандартов. Существует три способа ориентации: когнитивная, эстетическая, морально-ценностная. По Парсонсу, «ценности должны занимать ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств»13.

Классифицируя ценности, весьма условно можно выделить следующие их типы:

1) экономические (материальные);

2) духовные (этические, мировоззренческие, научные, религиозные, удовлетворяющие потребности людей или социальных групп в совершенствовании, получении знаний, идеалах и т. д.);

3) политические (предстают как юридические законы и акты по их исполнению, которые фиксируются материально в знаковых объектах - соответствующих документах: конституциях, кодексах, уставах, указах, договорах и т. п.);

4) социальные (нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания).

В современном обществе необходимо особое внимание уделить ценностям молодежи, потому что социальное поведение молодежи и ее дальнейшие действия в первую очередь зависят от тех ценностных ориентиров, которые закладываются в период становления молодого поколения. И в дальнейшем они являются определяющим фактором направления развития всего общества в целом.

Научно-техническим центром «Перспектива» в 2009 г. было проведено социологическое исследование, посвященное положению молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре14. Опрашивались молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет (школьники, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты, молодые специалисты, работающая и неработающая молодежь, молодые семьи), выборка составила

1000 респондентов, которым предлагалось дать не более трех вариантов ответа. В данном исследовании изучались ценности - цели молодежи, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения.

По результатам опроса (см. табл. 1) выяснилось, что основными ценностями молодежи являются: здоровье (43,9 %), материально обеспеченная жизнь (31,6 %), любовь (31,2 %), счастливая семейная жизнь (31,1 %) и интересная работа (21,4 %). Меньшей по значимости ценностью для опрошенных является счастье других (3,3 %), что достаточно закономерно, ведь молодой возраст характеризуется большей сосредоточенностью на решении своих проблем и раскрытии себя как личности. Молодые люди склонны думать прежде всего о своем счастье, а уж потом

о счастье других.

Таблица 1

Результаты социологического исследования «Каковы ваши основные жизненные ценности?»

№ п/п Вариант ответа Коли- чество ответив- ших, чел. Доля в общем числе опрошенных, %

1 Активная деятельная жизнь 212 21,2

2 Здоровье 439 43,9

3 Жизненная мудрость 104 10,4

4 Интересная работа 214 21,4

5 Красота природы и искусства 56 5,6

6 Любовь 312 31,2

7 Материально обеспеченная жизнь 316 31,6

8 Наличие хороших и верных друзей 272 27,2

9 Общественное признание (уважение окружающих) 64 6,4

Таблица 1 (продолжение)

10 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 144 14,4

11 Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 51 5,1

12 Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 65 6,5

13 Развлечения 74 7,4

14 Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 59 5,9

15 Счастливая семейная жизнь 311 31,1

16 Счастье других (благо -состояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа) 18 1,8

17 Творчество (возможность творческой деятельности) 33 3,3

18 Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 103 10,3

19 Пропущенные 2 0,2

Ценностные ориентации молодежи несколько варьируются в зависимости от возраста респондентов; исключением является здоровье: его ценность для всех возрастных групп первостепенна, его ставят на первое место. Это неудивительно, ведь сторонниками здорового образа жизни являются 71,5 % опрошенных.

Для молодежи в возрасте от 14 до 19 лет на первом месте стоит здоровье (42,8 %), на втором -любовь (37,9 %), на третьем - наличие хороших и верных друзей (11,8 %). Ориентация на материально обеспеченную жизнь отмечена у 26,3 % представителей данной возрастной группы.

В возрастной группе опрошенных от 20 до

24 лет на первом месте - здоровье (45,8 %), на втором - материально обеспеченная жизнь (34,5 %), на третьем - счастливая семейная жизнь (33,8 %); для 30,4 % респондентов самой главной ценностной ориентацией является любовь.

Респонденты из третьей возрастной группы (от 25 до 30 лет) на первое место ставят здоровье (43,3 %), на второе - счастливую семейную жизнь (39,7 %), на третье - материально обеспеченную жизнь (34,3 %); на четвертом месте две ценностные ориентации - любовь (25,1 %) и наличие хороших и верных друзей (25,1 %).

Возрастные различия в ценностных ориентациях достаточно закономерны: так как в юном возрасте (14-19 лет) сфера общения имеет первостепенное значение; общаясь, человек учиться дружить, впервые влюбляется и, возможно, начинает строить серьезные отношения с возможной перспективой построить счастливую семейную жизнь. Материальная обеспеченность, как правило, не очень волнует подростков в связи с тем, что они еще находятся в стадии обучения и не работают (конечно, бывают и исключительные случаи).

В возрасте от 20 до 24 лет происходит определение своих карьерных перспектив, многие начинают работать, материально не зависеть от родителей. Соответственно, ценность материальной обеспеченности растет, молодежь понимает, что нужно работать и зарабатывать.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди чаще, чем в другом возрасте, заключают брак, у них рождаются дети. Соответственно, значимость такой ценности, как счастливая семейная жизнь повышается. Так, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, в 2008 г. в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре родился 6201 младенец у матерей в возрасте от 25 до 29 лет, состоящих в зарегистрированном браке. Для сравнения, в этом же году родилось 5373 ребенка, возраст матерей которых от 20 до 24 лет, и 3897 детей у матерей в возрасте от 30 до 34 лет. В 2008 г. на территории Югры зарегистрировали брак в возрасте от 25 до 34 лет 7040 женихов и 5855 невест.

В нашем исследовании приняли участие 17,1 % женатых (замужних) молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет (см. табл. 2).

Таблица 2 Структура выборки исследования в зависимости от пола и семейного положения

Ваш возраст Ваше семейное положение, %

Холост/ не замужем Женат / замужем Разведен / разведена Вдовец/ вдова

От 14 до 19 лет 32,0 1,7 0,1 0,1

От 20 до 24 лет 23,6 7,5 0,7 -

От 25 до 30 лет 13,6 17,1 2,5 0,1

Итого 69,2 26,3 3,3 0,2

Пропущенные 1,0 - - -

Основными целями респондентов в ближайшие 10-20 лет являются: материальное обеспечение (61,4 %), профессиональный успех (52,0 %), создание семьи (45,9 %). Часть опрошенных (19,1 %) заинтересована в создании собственного бизнеса.

Здесь можно отметить, что, по данным похожего исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенного Институтом социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации в марте - апреле 2007 г.. для молодежи одними из основных жизненных устремлений являются: создать прочную счастливую семью (70 % опрошенных); достичь материального достатка (76 %); сделать карьеру (64 %); создать свой бизнес (34 %). Респондентами отмечалось также стремление получить хорошее образование (51 %). Таким образом, можно говорить, что основные жизненные цели молодежи - материальный достаток, создание прочной семьи, профессиональный рост - в целом неизменны в масштабах всей страны и с течением времени.

Исследование показало, что, планируя свою жизнь, 42,3 % опрошенных собираются поработать в течение ближайших нескольких лет в зарубежных странах. Мужчины больше (45,7 %), нежели женщины (39,0 %), заинтересованы в работе за границей. Между тем, уехать учиться в ближайшие несколько лет за границу планирует больше женщин (39,8 %), чем мужчин (34,6 %). Около половины опрошенных (43,2 %) собираются уехать работать в другой город России. Часть респондентов (42,2 %) стремится уехать в другой город России учиться.

Не собираются вернуться на постоянное место жительства в Ханты-Мансийский автономный округ 10,0 % молодежи. Часть респондентов (16,5 %) не определились, стоит ли возвращаться после учебы в автономный округ, 35,9 % считают, что все будет зависеть от обстоятельств. Обязательно вернуться в Югру после обучения планируют 15,1 % респондентов (табл. 3).

Таблица 3

Ответы на вопрос «Если Вы планируете уехать учиться в другую страну / другой город России, планируете ли Вы вернуться на постоянное место жительства в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру?»

№ п/п Вариант ответа Количество ответивших, чел. Доля в общем числе опрошенных, %

1 Обязательно вернусь 151 15,1

2 Будет зависеть от обстоятельств 359 35,9

3 Хотелось бы вернуться 67 6,7

4 Не хочу возвращаться 74 7,4

5 Ни в коем случае не вернусь 26 2,6

6 Затрудняюсь ответить 165 16,5

7 Не планирую уезжать из автономного округа 136 13,6

8 Пропущенные 22 2,2

Более половины опрошенных (53,1 %) планируют уехать на постоянное место жительства из своего населенного пункта: 23,3 % - в крупный город России; 13,0 % - в Москву, Санкт-Петербург; 8,4 % - в другую страну. Часть молодежи (9,8 %) хотела бы уехать жить в другой населенный пункт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На постоянное место жительства из автономного округа планирует уехать 53,1 %.

Потребность в нравственных ориентирах есть у большинства респондентов, для 56,9 %

«эталонами» являются родственники (в основном родители), для 21,5 % - знакомые. Часть молодых людей (13,7 %) считают, что у них нет образцов для подражания и не должно быть.

Изучая распределение ответов, следует отметить незначительные предпочтения среди молодежи в качестве образца для подражания конкретных известных людей (см. табл. 4).

Таблица 4

Ответы на вопрос «Кто для Вас является образцом для подражания?»

(принималось не более трех вариантов ответа)

№ п/п Вариант ответа Количество ответивших, чел. Доля в общем числе опрошенных, %

1 Политический деятель 98 9,8

2 Известный деятель кино 39 3,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Известный музыкант 59 5,9

4 Известный литературный деятель 24 2,4

5 Известный спортсмен 67 6,7

6 Известный ученый 20 2,0

7 Известный предприниматель 30 3,0

8 Известный человек 24 2,4

9 Мой родственник 569 56,9

10 Мой знакомый 215 21,5

11 Другое В том числе: - никто - я 166 16,6

137 13,7

24 2,4

12 Пропущенные 116 11,6

Однако для понимания общей картины важно отметить следующее:

1. Для 9,8 % опрошенных образцами для подражания являются политические деятели, из них 5,6 % выделяют В. В. Путина, 1,3 % -В. В. Жириновского и Д. А. Медведева (0,5 %).

2. Среди деятелей кино образцами для подражания являются Н. С. Михалков, Ф. С. Бондарчук.

3. Среди известных музыкантов в качестве образца для подражания особенно выделяют М. Джексона (0,9%).

4. Образцами для подражания среди литературных деятелей для некоторых являются Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин.

5. Стремятся подражать известным спортсменам 6,7 %, из них 0,7 % - К. Б. Цзю, 0,5 % -

А. С. Аршавину, 0,4 % - А. М. Овечкину.

6. Среди известных ученых чаще отмечают в качестве эталона М. В. Ломоносова (0,4 %), Д. И. Менделеева (0,3 %).

7. Известным предпринимателем - образцом для подражания - для 0,6 % респондентов является Р. А. Абрамович.

В рамках исследования были изучено отношение подрастающего поколения к здоровому образу жизни (табл. 5, 6). Большинство молодых людей (71,5 %) являются сторонниками здорового образа жизни, причем нет значительных отличий в этом вопросе между полом и возрастом опрошенных.

Таблица 5

Ответы на вопрос «Что для Вас значит “здоровый образ жизни”?»

(принималось не более двух вариантов ответа)

№ п/п Варианты ответа Коли- чество отве- тив- ших, чел. Доля в общем числе опрошен-ных, %

1 Отсутствие вредных привычек (отказ от курения, наркотиков, алкоголя) 645 64,5

2 Регулярные физические нагрузки; чередование умственного и физического труда 432 43,2

3 Здоровый образ жизни - это миф. Все о нем говорят, но никто его не придерживается 113 11,3

4 Здоровый образ жизни - это желание жить в гармонии со своей душой и телом 230 23,0

5 Здоровый образ жизни - соблюдение определенных правил поведения, а также соблюдение режима дня 170 17,0

6 Другое (напишите) 4 0,4

7 Пропущенные 7 0,7

Таблица 6

Ответы на вопрос «Если Вы заботитесь о своем здоровье, то в чем это проявляется?»

(п ринималось не более трех вариантов ответа)

№ п/п Варианты ответа Коли- чество отве- тив- ших, чел. Доля в общем числе опрошенных, %

1 Не пью и не курю 518 51,8

2 В случае болезни сразу обращаюсь к врачам, выполняю все их требования 318 31,8

3 Не могу назвать себя здоровым, но на болезни, недомогания не обращаю внимания 162 16,2

4 Смотрю передачи о здоровье по телевидению, читаю медицинские книги и журналы 134 13,4

5 Правильно питаюсь 206 20,6

6 Занимаюсь физкультурой, спортом 371 37,1

7 Я здоров, заботиться о здоровье не приходится 125 12,5

8 Другое (напишите) 2 0,2

По мнению 64,5 % респондентов здоровый образ жизни - это отсутствие вредных привычек, 43,2 % опрошенных считают, что это регулярные физические нагрузки, чередование умственного и физического труда. Часть опрошенных (11,3 %) дали такой вариант ответа: «Здоровый образ жизни - это миф. Все о нем говорят, но никто его не придерживается».

Большая часть молодежи (67,9 %) оценивает состояние своего здоровья положительно: 54,0 % считают, что у них хорошее здоровье, 13,9 % -что очень хорошее здоровье. Мужчины склонны оценивать свое здоровье в более оптимистичном свете, нежели женщины. Так 17,7 % мужчин оценивают свое здоровье на «отлично», тогда как аналогично оценивают свое здоровье лишь

10,1 % респондентов женского пола. Часть опрошенных (28,8 %) оценивают свое здоровье как удовлетворительное, лишь 2,6 % молодых людей считают, что у них слабое здоровье, а 0,4 % полагают, что очень слабое.

Как правило, чем моложе человек, тем меньше проблем со здоровьем у него возникает. Так, большая часть респондентов в возрасте

от 14 до 19 лет считают, что здоровье у них хорошее (54,6 %) либо очень хорошее (19,9 %), тогда как в группе респондентов в возрасте от

25 до 30 лет лишь 10,1 % опрошенных считают свое здоровье очень хорошим. В основном молодые люди из данной возрастной группы полагают, что у них хорошее (52,2 %) либо удовлетворительное (32,8 %) здоровье.

Около половины опрошенных (51,8 %), заботясь о своем здоровье, не пьют и не курят, 37,1 % молодых людей занимаются физкультурой, спортом. В случае болезни 31,8 % респондентов обращаются к врачам и следуют всем их рекомендациям.

Большинство молодых людей занимаются спортом: 27,7 % - дома; 23,4 % посещают спортивные секции, фитнес-центры; 20,4 % самостоятельно выполняют физические упражнения на стадионе, в тренажерном зале. Не занимаются спортом 27,5 % опрошенных.

Женщины чаще занимаются физкультурой дома (30,6 %), мужчины чаще посещают спортивные секции (24,7 %) и занимаются на стадионе (25,3 %).

Опрошенные в возрасте от 20 до 30 лет предпочитают делать физические упражнения дома (38,2 %), в возрасте от 14 до 19 лет занимаются в спортивных секциях, фитнес-клубах (34,7 %).

В школьном и студенческом возрасте молодежь, как правило, занимается физкультурой, так как физкультура - обязательная дисциплина в школьных и вузовских программах. После окончания учебы многие по привычке занимаются спортом, а часть отказывается от занятий либо из-за банальной лени, либо в силу различных обстоятельств. В результате в основном не занимаются физкультурой и спортом молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет (33,7 %).

Из всего вышесказанного можно сделать выводы.

1. К наиболее важным жизненным ценностям молодежи можно отнести: здоровье (43,9 %), материально обеспеченную жизнь (31,6 %), любовь (31,2 %), счастливую семейную жизнь (31,1 %).

2. Ценностные ориентации молодежи несколько варьируются в зависимости от возраста респондентов, исключением является здоровье, ценность которого для всех возрастных групп всегда имеет первостепенное значение, ее ставят на первое место. Можно говорить, что в первую очередь молодежь ставит перед собой цель

добиться материального благополучия в ближайшие 10-20 лет (61,4 %). Это, скорее всего, обусловлено тем, что молодые люди хотят заводить семью в стабильных и определенных условиях, стремиться к дальнейшему карьерному и профессиональному росту, уже имея для этого необходимые в первую очередь ресурсы.

3. У большинства молодых людей имеется потребность в нравственных ориентирах, для 56,9 % «эталонами» являются родственники (в основном родители), для 21,5 % - знакомые. Часть молодых людей (13,7 %) считают, что у них нет образцов для подражания и не должно быть. Также незначительный процент опрошенных в качестве образца для подражания назвали конкретных известных людей.

4. На примере исследования можно увидеть, что большинство молодых людей (71,5 %) являются сторонниками здорового образа жизни, причем нет значительных отличий в этом вопросе между полом и возрастом опрошенных. И чуть больше половины опрошенных (51,8 %), заботясь о своем здоровье, не пьют и не курят,

37,1 % молодых людей занимаются физкультурой, спортом. В случае болезни 31,8 % респондентов обращаются к врачам и следуют всем их рекомендациям.

Сегодня мы можем говорить о том, что основные ценности молодежи уже несколько десятилетий остаются практически неизменными - это здоровье, материальное благополучие, любовь и счастливая семейная жизнь. Молодые люди также хотят получить хорошее образование и найти работу, которая удовлетворяла бы их потребности в реализации и материальном достатке. Таким образом, можно сказать, что формирование одного из базовых элементов социокультурного капитала в новых российских условиях приобрело некоторые устойчивые характеристики.

Примечания

1 Патнэм, Р. Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии / пер. с англ.

A. Захарова. М. : Ad Marginem, 1996.

2 Степаненко, В. Социальный капитал в социологической перспективе: теоретико-методологические аспекты исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 2. С. 24-41.

3 Демкив, О. Социальный капитал: теоретические основания исследования и операциональные параметры // Там же. № 4. С. 99-111.

4 Радаев, В. В. Экономическая социология : курс лекций : учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 1998.

5 Бурдье, П. Формы капитала // Эконом. социология. 2002. № 5. С. 60-75.

6 Лебедева, Н. М. Социальный капитал: теория и психологические исследования : монография / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М. : РУДН, 2009.

7 Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / под ред.

B. В. Радаева. М. : РОССПЭН, 2002.

8 Колмэн, Дж. Капитал социальный и человеческий // Обществ. науки и современность. 2001. № 3. С. 122-139.

9 Парсонс, Т. О структуре социального действия. М. : Акад. проект, 2000.

10 Он же. Системы современных обществ. М. : Аспект-Пресс, 1998.

11 Ценность социальная [Электронный ресурс] // Социологический словарь. URL: http://www.enc-dic. com/sociology/Cennost-Socialnaja-10010.html

12 Mommsen, W. Max Weber. Gesellschaft, Politik und Geschichte. Frankfurt a/M. : Suhrkamp, 1982. S. 392.

13 Забулионите, А.-К. И. «Идеальный тип» М. Вебера как инструменталистская версия моделирования // Философия в диалоге культур: взгляд из Петербурга : материалы междунар. конф., Санкт-Петербург : Пушкин, 21 нояб. 2009 г. / под ред.

В. Л. Обухова и Г В. Стельмашука. СПб., 2009.

14 Исследование проводилось при поддержке Комитета по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в настоящее время Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.