Научная статья на тему 'Ценности культуры в телевизионных массмедиа: потери и приобретения'

Ценности культуры в телевизионных массмедиа: потери и приобретения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
404
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССМЕДИА / ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / КОНСТАНТЫ / ЯЗЫК МАССМЕДИА / MASS MEDIA / TELEVISION DISCOURSE / NATIONAL CULTURE / VALUES / CONSTANTS / LANGUAGE OF THE MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голованова Елена Иосифовна

Рассматриваются проблемы современных телевизионных СМИ: безликость, утрата «национального инстинкта», духовная приземленность, снижение интереса к научному знанию. Утверждается, что изменить положение поможет переориентация журналистов на традиционные ценности, собственную историю и культуру, повышенное внимание к слову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value of Culture in the Television Media: Losses and Gains

In the article the problems of modern TV media: bezlikost., the loss of the “national” earthy, spiritual instinct, reducing interest to scientific knowledge. Argues that the shift will help change the situation of journalists at traditional values, their history and culture, increased attention to the word.

Текст научной работы на тему «Ценности культуры в телевизионных массмедиа: потери и приобретения»

8. Jakubowicz, A. How Do Media Marginalize Groups? // Encyclopedia of language and linguistics. Elsevier, 2006. P. 602-607.

9. Jensen, K. B. Media // The International Encyclopedia of communication. Malden (USA), Oxford (UK), Carlton (Australia), 2008. P. 28112817.

10. Klein, A. Slipping Racism into the Mainstream: A Theory of Information Laundering // Communication Theory. 2012. № 22. P. 427-448.

11. Semin, G. R. The cognitive functions of linguistic categories in describing persons: social cognition and language / G. R. Semin, K. Fiedler

// Journal of Personality and Social Psychology. 1988. № 54. P. 558-568.

12. Stangor, C. The Study of Stereotyping, Prejudice, and Discrimination Within Social Psychology: A Quick History of Theory and Research // Handbook of Prejudice, Stereotyping and Discrimination. N. Y., 2009. P. 1-22.

13. Yelenevskaya, M. N. My poor cousin, my feared enemy: the image of Arabs in personal narratives of former Soviets in Israel / M. N. Yelenevskaya, L. Fialkova // Folklore. 2004. № 115 (1). P. 77-98.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 153-156.

Е. И Голованова

ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МАССМЕДИА: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ

Рассматриваются проблемы современных телевизионных СМИ: безликость, утрата «национального инстинкта», духовная приземленность, снижение интереса к научному знанию. Утверждается, что изменить положение поможет переориентация журналистов на традиционные ценности, собственную историю и культуру, повышенное внимание к слову.

Ключевые слова: массмедиа, телевизионный дискурс, национальная культура, ценности, константы, язык массмедиа.

Писать о ценностях - дело неблагодарное. Распространено мнение, что у каждого человека свой набор ценностей. Однако вряд ли кто-то будет возражать, что можно говорить о ценностях общенациональных, ценностях отдельного профессионального или другого сообщества, а также ценностях индивидуальных. Некоторые ценности носят универсальный характер (например, труд, красота, здоровье).

Применительно к русской национальной культуре весьма убедительно ключевые ценности представлены в работах И. А. Голованова. Он показал, что в русских фольклорных текстах зафиксирован духовный опыт многих поколений в рамках определенной этнической культуры [1], через который осуществляется национально-культурная идентификация. Исследователь выделил три основополагающие для русского сознания аксиологические константы: соборность, софийность и справедливость.

Первая константа, по мнению автора, состоит в понимании единства человека с миром, его причастности к миру природы, миру людей и миру смыслов. Соборность воспринимается как объединение и воссоединение разнородных частей: русский человек не противопоставляет себя миру, не возвышается над миром и не выделяет себя из него. Данная константа, как подчеркивает исследователь, способствовала формированию хорового или симфонического (Л. П. Карсавин) начала русской культуры.

Софийность представляет собой единство трех сущностей: Любовь, Красота и Добро, где Любовь выполняет синтезирующую и одухотворяющую роль, служит источником видения Красоты, вместе они рождают желание творить Добро. Названные сущности взаимосвязаны и взаимообусловлены и соответствуют в народном понимании Мудрости (отсюда - софий-ность). Выделенность Красоты как ценностной доминанты соотносится с созерцательным типом мышления, присущим носителям русской

культуры. Созерцательность в русском сознании оценивается выше прагматичности, под которой понимается стремление к расчетливости, получению материальной выгоды. Созерцательность позволяет достигнуть внутреннего покоя, необходимого для размышлений о мире.

Константа справедливости дает понимание места отдельного человека в мире людей, оценку его деятельности. Это образное преломление представлений о Добре и Зле. Не случайно поиски правды как совершенного состояния человека на земле, борьба правды и кривды составляют стержень многих фольклорных сюжетов. Справедливость предполагает сопоставление того, как есть в реальности, с тем, как должно быть. Сама необходимость обращения к справедливости связана с отсутствием гармонии между желаемым и действительным.

Попробуем определить, как названные ценностные константы представлены в современном телевизионном дискурсе, поскольку суть культуры, которую формируют, транслируют и освещают СМИ, составляют именно ценности. Прежде всего отметим, что массмедийный дискурс за последние годы заметно изменился: на телевидении, в частности, выходит гораздо больше программ - как возникших на отечественной почве и актуализирующих традиционные приоритеты («Жить здорово!», «Доброго здоровьица!» и др.), так и заимствованных типа «Форт Боярд», «Минута славы», «Детектор лжи» и многих других.

Обзор ТВ-афиши показал, что зрителю предлагается широкий спектр передач в зависимости от его интересов: различные кулинарные шоу («Магия еды», «Смак», «Время обедать!», «Завтраки мира» и др.), шоу для автолюбителей («TOP GEER»), путешественников («Непутевые заметки», «Орел и решка» и проч.), криминальная хроника («Происшествия. Обзор за неделю», «Петровка, 38» и др.). Особенно много передач носит подчеркнуто авторский характер, где крупным планом подаются публичные фигуры: «Вечерний Ургант», «Познер», «Гражданин Гордон» и др. Вообще интерес к индивидуальной личности сегодня преобладает. При этом удельный вес общественно-политических программ, в которых принимают участие известные политики, деятели науки и культуры («Открытая студия», «Личное мнение», «Неделя» с Марианной Максимовской) в целом незначителен, в то время как развлекательные программы с

участием «звезд» шоу-бизнеса («Две звезды», «Звезды на льду», «Один в один», «Вышка». «Жестокие игры», «Пусть говорят», «Сегодня вечером» и др.) занимают прайм-тайм. Такое положение, на наш взгляд, демонстрирует приоритет ценностей индивидуализма над ценностями соборности.

Красота на современном ТВ, как правило, понимается чисто утилитарно: как красота тела («Идеальный вес»), внешнего антуража («Модный приговор», «Снимите это немедленно», «Гардероб навылет» и проч.). Любовь очень часто сводится к примитивным отношениям между полами («Дом-2», «Давай поженимся»). Добрые (полезные) дела людей освещаются дозированно - в ежедневных выпусках новостей или в программах типа «Другие новости». Чаще «добро» на ТВ представлено с точки зрения личного обогащения - в передачах «Кто хочет стать миллионером?», капитал-шоу «Поле чудес» (где знания, интеллектуальные способности участников оцениваются звонкой монетой). Сравни также известную передачу «Что? Где? Когда?», в которой изначально осуществлялась пропаганда ценности знания (в том числе книги), но постепенно книжным призам были предпочтены денежные. Константа справедливости оказывается актуальной в небольшом количестве передач («Среда обитания», «Контрольная закупка», «ЖКХ», «Час суда» и некоторых других).

На общем фоне выделяется телевизионный проект «Академия», где с большого экрана получили возможность читать свои лекции ведущие ученые страны. Так, сильное впечатление на зрителей произвели лекции филологов А. А. Зализняка, Вяч. В. Иванова, а также историков, физиков, биологов. Это действительно своеобразный «прорыв» в культурном пространстве, поскольку слово ученых весьма редко звучало за последние годы в многоголо-сице обывателей.

Жаль, что даже «продвинутые» в интеллектуальном отношении ведущие, как, например, А. Гордон, допускали по отношению к ученым эскапады (достаточно вспомнить передачу об Аркаиме, где известному челябинскому археологу приходилось оправдываться за «паломничество» в национальный историко-культурный парк разного рода любителей паранормальных явлений). С чувством сожаления можно вспомнить появление в различных ток-шоу, посвященных современному состоянию русского языка, профессора В. М. Живова. Псевдона-

учные изыскания М. Задорнова, к несчастью, воспринимаются широкой публикой с большим интересом и вниманием, чем серьезные суждения настоящих лингвистов.

В целом можно говорить о том, что в современном культурном пространстве научной части культурного сообщества «не везет». С уходом с телеэкранов передачи «Очевидное - невероятное» и ее постоянного ведущего Сергея Капицы трудно назвать какой-либо проект подобного рода, завоевавший популярность у зрителей. А ведь культура предполагает, что она «питается» за счет новых знаний, и прежде всего научных.

Вообще интеллигентному человеку не так просто найти на телевидении достойного собеседника. Есть программа Виталия Третьякова «Что делать? Философские беседы», где ведется взвешенный диалог о сегодняшнем времени, есть передача Андрея Пушкова «Постскриптум», содержащая вполне профессиональные репортажи и здравые суждения, есть «Культурная революция» с бывшим министром культуры Михаилом Швыдким, на которую часто попадали не только известные, но и вполне интеллектуальные личности. В этих передачах симпатию вызывало и вызывает то, что в студии часто разворачивается острая, живая дискуссия, звучат неординарные мысли. Это действительно развивает слушателя и зрителя. Какие передачи можно поставить сегодня в этот ряд? «Умники и умницы», «Своя игра» и прочие интеллектуальные шоу рассчитаны на определенную категорию зрителей. Автору данной статьи, например, дороже всего те передачи, где раскрываются сложные судьбы и характеры людей, внесших вклад в развитие страны. Помнится ряд телевизионных фильмов и передач о российских писателях, ученых, режиссерах и художниках. Прекрасным был проект «Суд времени», где зрители могли наблюдать столкновение разных мнений об истории нашей страны. Но эти передачи - всего лишь интеллектуальный островок в океане легковесности, фамильярно-сниженной тональности современного телевизионного дискурса (см. об этом подробнее: [4; 5; 6]).

У зрителей бесконечных ток-шоу, наверное, возникает ощущение, что жизнь стала таким бледно-розовым киселем, где нет настоящих, а не надуманных проблем (типа как «сбросить пару килограммов», «избавиться от морщин» и проч.). А ведь вокруг нас бьется настоящая

жизнь - с потерями близких, с обретением духовного смысла и истинных ценностей.

Уже не раз говорилось о том, что нашему телевидению не хватает ощущения времени. Ведь жизнь человека постоянно требует от него выбора, это всегда понимали русские писатели. Нас же с экранов приучают думать о кратковременном успехе, о сиюминутной «славе». На ТВ пропагандируется философия «лузеров» и «лаки». А если задаться вопросом: сколько людей сохранили себя после того, как страна увидела их на экране телевизора?

Кажется, редкое исключение в общем потоке телевизионного ширпотреба представляет собой программа «Пока все дома», которая вот уже более двух десятилетий ненавязчиво, негромко пропагандирует семейные ценности, терпеливо и остроумно внедряет в наше сознание мысль о том, что мы живем среди людей. Смотришь эту передачу и понимаешь, что по-прежнему нет ценнее роскоши человеческого общения, нет дороже человеческой искренности и простоты. Если мы не потеряли способность удивляться простым вещам, мы остаемся нормальными людьми.

Пожалуй, главная потеря, связанная с телевизионным дискурсом, - потеря уважения к слову, утрата значимости, ценности слова. Речь телевизионных ведущих пестрит не только сленгизмами и элементами просторечия, но и «заезженными» речевыми оборотами, изобилует банальностями (см. об этом: [2; 3]). Слово в телевизионном медиадискурсе девальвировалось, и это, на наш взгляд, имеет совсем небезобидные последствия.

Недавно, попав на праздник к своей дочери-девятикласснице, с удивлением и горечью услышала от директора школы торжественное обращение к ученикам: «Драгоценные наши!» (это не оговорка, как я позже поняла, поскольку слово повторилось в речи руководителя еще не раз). К сожалению, эта дама даже не поняла, что использовала совсем не уместный в данном случае сленгизм (что помешало ей обратиться к детям, скажем, так: «Дорогие ученики!»). Хуже того, другие учителя, в частности, завуч школы, ни разу не использовала в своей длинной речи слово «ученики», вместо этого она произносила чиновничий неологизм «обучающиеся».

Глухота к слову. Она распространилась на телеэкране, обильным цветом расцвела в школе, в речи учителей. Откуда же тогда взяться грамотному и живому слову?! Что спрашивать

с наших детей, которые на улице и в подъезде (а кто-то и дома) постоянно слышат грубую брань, низкую речь? Вот это серьезная проблема.

Думается, что самая важная задача нашего времени - вернуть русским людям, России достоинство, то, что у нее всегда было, но было растрачено за годы перестройки, реформ, годы перехода к капитализму. Ведь никакие экономические планы не будут выполнимы без развития культуры (отнюдь не случайно зрительской любовью пользуется программа «ДОстояние РЕспублики», в которой звучат песни прошлых лет, близкие людям своей мелодичностью и глубиной чувств).

СМИ не просто транслируют информацию, они формируют образ жизни, образ мыслей людей. Об этом должны помнить и руководители, и сотрудники телевизионных массмедиа. Приоритетами культурной политики России, как известно, являются сегодня ее нематериальное наследие, история, культура. Серьезное внимание требуется обратить на сохранение и возрождение наших традиций. В центре внимания на телевидении должны становиться не надуманные, а реальные проблемы большинства россиян - тех, кто своим трудом создает богатства России. К сожалению, из современных СМИ ушли такие герои, как рабочий, крестьянин. О регионах на большом телевидении вспоминают зачастую лишь в момент чрезвычайных происшествий. Мы ощущаем тотальный дефицит показа русской жизни. Такие понятия, как русский характер, русский человек, русская литература почти исчезли из содержания передач. А ведь, например, для нас имеет гораздо более серьезные последствия процесс умирания русской деревни, но об этом на телевидении почти ни слова.

Возрождение, возвращение к корням - вот что должно стать приоритетом в СМИ. Духовные ценности никогда не перестанут существовать, этим жила и живет Россия. Здесь по-прежнему ценятся порядочность, верность слову, умение прощать, помнить добро, быть благодарным, быть щедрым, думать о будущем своего дома, своих близких, своего края.

Люди не изменились, несмотря ни на что. На телевидении, как и везде в СМИ, нужны настоящие личности, люди, болеющие душой за свою страну.

Итак, подведем итоги своих размышлений. На наш взгляд, требуется целенаправленная государственная поддержка тех программ и проектов в СМИ, которые культивируют уважение к культуре, языку и прошлому русского народа, к традиционным ценностям, воспитывают патриотизм, возрождают достоинство россиян.

Необходимо больше внимания уделять профессиональной подготовке журналистов - в рамках образовательных программ в вузе и в послевузовских формах образования и повышения квалификации. Поскольку слово в медиадискурсе было и остается важнейшим проводником мысли, оно не может быть легковесным, бездумным. Уважение к слову должно стать важнейшим признаком профессионализма в журналистской среде.

Список литературы

1. Голованов, И. А. Структура и константы фольклорного сознания // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2009. Вып. 6 (74). С.267-274

2. Голованова, Е. И. Лингвокультурная компетенция и медиатекст: полемические заметки // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2009. № 1 (3). С. 37-40.

3. Голованова, Е. И. Проблемы литературной нормы и язык средств массовой коммуникации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. № 2 (6). С. 65-68.

4. Круглый стол «Русская речь в СМИ» // Мир рус. слова. 2008. № 2. С. 34-50.

5. Полонский, А. В. Современный медиадискурс: ключевые идеи и слова // Русский язык в современном медиапространстве : сб. науч. тр. Белгород, 2009. С. 151-160.

6. Химик, В. В. Ментальная инфантильность в русской социокультурной и речевой действительности // Мир рус. слова. 2011. № 1. С.31-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.