Научная статья на тему 'Ценности культуры повседневности народов Большого Алтая'

Ценности культуры повседневности народов Большого Алтая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
546
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / КУЛЬТУРА НАРОДОВ БОЛЬШОГО АЛТАЯ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лаптева Наталья Вячеславовна

На основе системного подхода в статье представлена повседневность как система практических знаний. Дан анализ ценностей культуры повседневности и их региональное многообразие. Одним из уникальных регионов России является Алтай. Формируясь под воздействием внешних и внутренних факторов, функционируя в едином жизненном пространстве, народы Большого Алтая образуют относительное единство ценностей культуры повседневности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности культуры повседневности народов Большого Алтая»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 27-32.

Н. в. лаптева

ценности культуры повседневности народов

большого алтая

На основе системного подхода в статье представлена повседневность как система практических знаний. Дан анализ ценностей культуры повседневности и их региональное многообразие. Одним из уникальных регионов России является Алтай. Формируясь под воздействием внешних и внутренних факторов, функционируя в едином жизненном пространстве, народы Большого Алтая образуют относительное единство ценностей культуры повседневности.

Ключевые слова: ценности культуры, Большого Алтая, регион.

В XXI в. можно отметить две противоположные тенденции в сфере культуры. С одной стороны, происходит обезличивание, вытеснение традиционной культуры массовой культурой, утрата связей со своими культурными традициями и историей, с другой - все чаще проявляется интерес к национально-культурной самобытности народов, усиление этнических чувств, которые проявляются во всех сферах человеческой жизни. Большинство регионов мира охвачено процессом этнического возрождения, которое идет параллельно с мировыми глобализационными процессами.

Поэтому не случайно наблюдается небывалый интерес к таким проблемам этнической культуры, как «культура повседневности». Эта тематика успешно конкурирует с традиционными направлениями исследований, и численность работ, в той или иной степени затрагивающих проблематику повседневности, постоянно растет, включая в себя различные исторические периоды и новые аспекты.

Повседневность, как специальная область исследований, стала популярной относительно недавно. Хотя основные сюжеты истории

культура повседневности, культура народов

повседневности, такие как быт, одежда, труд, отдых, обычаи в отдельных аспектах изучались давно, однако системно стали предметом исследований только в последние десятилетия. Появилось достаточно большое количество монографий и статей, посвященных этой проблеме, причем как зарубежных, так и отечественных авторов. Сегодня, в рамках возрождения интереса к данной теме, возвращаются имена тех, кто стоял у истоков создания этого направления во второй половине XIX -начале XX в. В России этими проблемами занимались Е. А. Терещенко, Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин, С. В. Ешевский и многие другие; в Европе Э. Э. Виолле-ле-Дюк, Э. Фукс, П. Гиро, А. Бокуэ, Г. Хартман, М. Квеннелл, А. Шюц и др.

В настоящее время существует немало определений повседневности. Среди них описательное, рассматривающее повседневность как сферу человеческого опыта, которая характеризуется особой формой восприятия и осмысления мира, возникающую на основе трудовой деятельности. «Для нее характерно напряженно-бодрствующее состояние сознания, целостность личностного участия в

мире, представляющем собой совокупность самоочевидных, не вызывающих сомнения в объективности своего существования форм пространства, времени и социальных взаимодействий»1.

На основе системного подхода повседневность представляет собой систему практических знаний, которая включает в себя знание норм поведения и общепринятого поведения в той или иной ситуации, для достижения той или иной цели.

Определение и анализ понятия ‘повседневность’ предполагает также обращение к близкому ему понятию ‘быт’. По мнению исследователей, последний термин «в тенденции тяготеет к полному охвату всех проявлений повседневной жизни с преимущественным вниманием к ее материально-телесной стороне»1. Повседневность же - это «установка сознания на принятие действительности как данности», «посюсторонний статус реальности повседневной жизни», «практический характер повседневной деятельности и обусловленные им конкретность и прагматизм целей, которые ставит и решает повседневный деятель»2.

Нетрудно заметить, что попытки разграничить данные понятия, облечь их в строгие и непротиворечивые формулировки сопряжены с большими трудностями, и в конкретных исследованиях, как правило, термины ‘быт’, ‘повседневность’, ‘повседневная жизнь’ употребляются как синонимы. В этой связи, смысловое наполнение понятия ‘повседневность’ сознательно или интуитивно определяется избранным ракурсом видения реальности и вполне может включать как ее «материальнотелесный» аспект, так и установки сознания, обусловленные предметно-вещественной стороной человеческого бытия.

Следует отметить, что повседневность не может возникать и существовать без человека. С одной стороны, человек пребывает в материальном мире, среди реальных, независимо от него существующих вещей и предметов, а с другой - создает «мир повседневности», формирует его, воспринимая и рефлексируя его пространственный и временной аспекты. Таким образом, в данном понятии присутствует как онтологическая, так и аксиологическая стороны. К первой следует отнести явления, события, процессы, повторяющиеся изо дня в день, которые обусловлены суточным циклом и биологическими потребностями человече-

ского организма. Другая сторона повседневности представляет эмоциональную и оценочную реакцию на это повторение.

К числу основополагающих, базовых атрибутов повседневности относятся время и пространство.

В материально-вещественной стороне повседневности исследователи обычно выделяют три вида пространства, в которых одновременно пребывает человек: физическое, перцептуальное (доступное непосредственному восприятию) и концептуальное (культурное)2. Это порождает сложную гамму чувств и переживаний субъекта, состояние и поведение которого, с одной стороны, детерминируется этим окружением, а с другой - позволяет воздействовать и преобразовывать его.

Проникновение в повседневную жизнь и духовный мир людей прошлого и настоящего позволяет приблизиться к более глубокому и вдумчивому пониманию эпохи, более точному и тонкому ощущению времени. Все это обусловлено следующими важными аспектами:

- человек не существует вне определенной системы социальной жизни; повседневность, с одной стороны, формируется под влиянием социального и профессионального статуса, возрастной специфики и семейного положения того или иного человека, с другой стороны - отражает их своеобразие, обусловленной временем и эпохой;

- человек живет в определенной пространственной среде - природной и социальной (большие и малые города, деревни, села), что накладывает отпечаток на его повседневную жизнь; следовательно, знакомясь с повседневной жизнью людей, мы узнаем об особенностях бытия того или иного типа общества;

- повседневность всегда отражает материальную (технологическую, производственную, экономическую) сферу общественной жизни, что позволяет приблизиться к пониманию базовых социальных структур в их историческом развитии;

- человек и его быт непосредственно зависят от системы ценностей и норм поведения в данном обществе: особая психология, мировосприятие, идеалы и кумиры, общественное мнение, система общения - все эти элементы духовной жизни являются важными аспектами культуры повседневности.

При этом культура рассматривается как информационный процесс, как мир артефак-

тов (продуктов и результатов человеческой деятельности, включая рожденные им мысли), совокупность норм, ценностей, убеждений, разделяемых членами соответствующих культурных групп и сообществ. Культура «включает в себя все, что создано людьми, и характеризует их повседневную жизнь в определенных исторических условиях»3. Широкое понимание культуры необходимо. прежде всего потому, что оно охватывает не только воспринимаемый внешне, видимый (объективный) образ жизни человека, но и скрытый, внутренний (субъективный) мир каждой отдельной культуры, определяемый ценностями, ценностными ориентациями, специфическими способами восприятия и мышления, нормами поведения и морали.

В структуре национальной культуры ценности являются ядром, окруженным, в свою очередь, принципами, реализующимися в нормах и правилах.

Ценности - это социальные, социальнопсихологические идеи и взгляды, разделяемые народом и наследуемые каждым новым поколением4.

Культурная среда повседневности и непосредственные действия людей в практике повседневной жизни (праздники и ритуалы, трудовая деятельность, досуг и т. д.) пропитаны ценностями. Ценности - это обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Э. Дюркгейм считал, что шкала ценностей свободна от субъективных и изменчивых оценок индивидов. Ценности являются частью жизненного мира или мира повседневности, ее важнейшими компонентами.

Выделяют четыре основных сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. Из указанных четырех сфер исторически первичной и сохранившей свою значимость на современном этапе является сфера быта. Обычно о бытовой сфере говорят как об основополагающей, поскольку она изменяется медленнее других сфер и является в значительной мере основой существования других сфер. Именно бытовая сфера содержит в себе вечные ценности, наиболее ярко характеризующие тот или иной

культурный тип. В то же время для определения лица культуры необходимо учитывать все ее составляющие в равной степени. Ценности в культуре представляют собой иерархическую систему. Каждая культура имеет свою, характерную только для нее систему ценностей. Обычно выделяют две группы культурных ценностей: 1) артефакты как совокупность произведений художественной литературы, живописи и ремесел, архитектуры, науки, религиозных текстов, археологических находок и т. п.; 2) нравы, обычаи, традиции, стереотипы поведения, способы мышления, понимания и интерпретации и т. п.

Кроме этого, при анализе ценностей культуры повседневности на макроуровне следует учитывать и их региональное многообразие. Особенно это характерно для России с ее пространственной протяженностью и потенциалом.

Региональные различия в России уникальны для мировой практики. Специфику ценностных ориентаций населения регионов можно объяснить как исходя из геоклимати-ческих, конфессиональных, этнических, цивилизационных концепций развития, так и из современной экономической, социальной и политической ситуации.

Одним из таких уникальных регионов России является Алтай. Находясь на стыке древнейших цивилизаций, тесно взаимодействуя с ними, он явился очагом своеобразной цивилизации. Только в соприкосновении культур можно осмыслить и свою, и чужую культуры. Это ведет к диалогу культур, который способствует преодолению замкнутости и взаимной отчужденности. Сформировавшиеся на протяжении веков обычаи и традиции, фольклор народов Алтая возвышают человека, не посягают на его достоинство, утверждают принципы взаимного уважения и гармонии частных и общественных интересов, международных отношений на основе демократических ценностей. Именно культура народов Большого Алтая является той силой, которая поддерживает в этом регионе мир и добрососедские отношения, развивает экономические и межэтнические связи. При этом под Большим Алтаем понимается трансграничная территория, включающая: с российской стороны - Алтайский край и Республику Алтай, с казахской - Восточно-Казахстанскую область, с монгольской - Баян-Улэгэйский и Кобдосский аймаки, с китайской - Алтайский

округ Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУР). Большой Алтай является регионом, где можно увидеть во всем многообразии традиционные культуры алтайцев, русских, казахов, монголов, китайцев и других народов, проживающих на его территории.

Культура народов Большого Алтая не замкнута, а, напротив, носит открытый характер и толерантна к другим культурам.

Ее ценности вырабатывались под воздействием многих факторов, прежде всего - природы. Именно она обусловила особенности производственной деятельности, выработку наиболее рациональных приемов хозяйствования, характер фольклора, а также многие стереотипизированные формы жизнедеятельности людей.

Свидетельство тому вся обрядовая и художественная культура русского, алтайского и монгольского народов.

У этносов, проживающих на территории Большого Алтая, сложилось однотипное отношение к природе. Через систему табу, обрядов, различного рода практических ограничений устанавливалась равнозначность всего живущего в мире. Человек - не царь природы, а малая частичка единой мировой жизни, где все взаимосвязано и взаимозависимо. Жизнь священна по своей сути. Беречь эту жизнь и приумножать ее призван человек, наделенный интеллектом и совестью.

Русские верят в силу природы, которую наделяют живой душой. Их предки жили в гармонии с природой. Одни жили в лесах, другие в степях, третьи на берегах рек, и окружающие ландшафты не только кормили, но и формировали тело, разум, образ жизни, характер, особенности культуры. Природа помогла выработать ценные качества человека: сообразительность, энергию, понятия, чувства, отношение к другим людям.

Алтайцы почитают природу, как живого человека, и представляют, что в природе каждый объект имеет своего хозяина-духа.

Обожествление алтайцами природы основано не на слепой вере, а на знаниях. Поклонение природе - образ жизни, который алтайцы унаследовали от предков. В индустриальном обществе к природе отношение, в общем, утилитарное - ее сохраняют для себя: чтобы пить чистую воду, дышать свежим воздухом и употреблять экологически чистую продукцию. А для алтайцев природа - прежде всего Храм Божий, источник знаний к мудрости.

Представления алтайцев о мире и вселенной невольно и непосредственно отражают своеобразие ландшафта алтайского края. Сопки, скалы, утесы, горы, деревья, реки -всё является живым и имеет свою душу.

У монголов глубокое чувство любви к природе, поклонение ее силам, дающим жизнь всему живому, воспитывалось и развивалось также из поколения в поколение, передавалось и закреплялось в течение многих веков, являясь одной из главных черт духовной жизни и мировоззрения.

По мнению монголов, окружающий человека мир природы наполнен духами. Хозяин горы или долины и есть сама гора или долина. Каждая местность - живое тело. Имена духов особо почитаемых священных гор и мест хранятся в тайне, не произносятся вслух без всякой надобности.

Жители трансграничной территории традиционно поклоняются Небу и Земле.

Особо почитаются небеса как место обитания богов, которые считаются высшими властелинами земной жизни. Небо является существом материальным и духовным, представляется правителем мира, вечным источником жизни. Небо - мужское начало, а земля

- женское.

Народы Большого Алтая поклоняются также и воде. Свои поселения они располагают по большим рекам, строят города, ведут торговлю. По рекам поддерживают сообщение между населенными пунктами, что способствует объединению государства. Река поит, кормит, веселит. Возле рек устраивают праздники, обряды, лечение и гадания. Воде приписывается способность соединять прошлое, настоящее и будущее, мир живых и мертвых. В народной культуре алтайцев, монголов и русских хранится множество свидетельств о поклонении воде или духам воды.

Сочетание солнца и воды дает рождение природе. Зимой, при слабом солнце, вода замерзает и становится как бы спящей. Весной, с приходом тепла, она просыпается.

Одно из центральных мест в системе ценностей занимает культ огня - огню поклоняются, ему приносят жертвы, огонь считается символом чистоты. На древних судилищах предлагали пройти через огонь: кто не боялся сделать это - тот был прав. Таким образом, в сознании этих народов стихия огня олицетворяла правду.

С огнем связаны важные запреты, нарушение которых грозит благополучию семьи. Запрещается лить воду в огонь. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь мусор, тряпки, так как это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Практически все обряды жизненного цикла, так или иначе, связаны с огнем. Шаманы, проводя различные ритуалы, брызгают в огонь молоко и молочную водку.

Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла.

Из всех домашних животных особое место отводилось коню. Он близкий друг, слуга, пахарь. Не было в старину средства передвижения быстрее и удобнее коня. На коне перевозили грузы, охотились, воевали; на коне ехали свататься и привозили невесту в дом. Также без коня не мыслилось хозяйство. Из кобыльего молока получали вкусный и целебный напиток - кумыс, из волос гривы вили крепкие верёвки, а из шкуры делали подошвы для обуви, из рогового покрытия копыт - коробочки, пряжки. В коне, особенно в скакуне, ценили его стать.

Герои всех богатырских сказаний имели любимого коня, которого называли по имени. Он не просто верховое животное, он друг и товарищ в беде, в радости, в военном походе. Конь-друг в сказаниях спасал хозяина в трудную минуту, уносил его, тяжело раненного, с поля боя, добывал «живую воду», чтобы вернуть к жизни.

Особенная перцепция у народов Большого Алтая солнца.

Русскому человеку было присуще поклонение Солнцу как божеству. Знаки Солнца отражены в орнаменте декоративно-прикладного искусства. Более одиннадцати богов древнеславянского пантеона имели прямое отношение к Солнцу, свету, теплу, восходу, закату и т. д. Отмечались праздники зимнего и летнего солнцестояния. Они сохранились и до сих пор: зимой - Коляда, а летом - Купала. Оба праздника знаменуются тем, что люди водят хороводы, изображая круговое движение солнца, жгут костры, летом - плетут венки, круглая форма которых говорит сама за себя. Солнце у русских воспринималась как самостоятельная величина.

У монголов и алтайцев тоже существуют ритуалы, посвященные поклонению солнцу, но, в отличие от русских, культ солнца является не автономным, а интегрированным в культ неба.

Природа региона при всей своей аттрак-тивности и простоте отличается суровостью и неустойчивостью, что выработало у проживающих здесь народов прежде всего приспособляемость и терпимость в характере.

Представления народов, проживающих на территории Большого Алтая, о мире и вселенной непосредственно отражают своеобразие ландшафта региона. Российский Алтай, в основном лесной и пересеченный высокими хребтами, в районе Чуйской степи приобретает горно-степной облик. Монголия - это бескрайние каменистые высокогорные степи с небольшим слоем плодородной земли. Поэтому каждый из народов ценит в природе свое. Русские - лес, степь, реку; алтайцы -горы, лес, реку; монголы - степи, горы.

Лес играет важную роль в истории этих народов. Он является многовековой основой жизни. Оказывает различные услуги - хозяйственные, политические и даже нравственные: используется в строительстве, изготовлении обуви и одежды, предоставлении тепла и пищи. Лес во все времена служит самым надежным убежищем от внешних врагов.

Лес принимает тех, кто ищет спасение души в безмолвии и уходит от соблазнов мира. Не напрасно в сказках лес является одним из главных образов. Лес учит жить честно, в ладу с птицами, животными, растениями и особенно деревьями. Учит понимать их язык.

Степь, поле развивают хлебопашество и скотоводство, но главное заключается в том, что они становятся нравственными воспитателями, дарят чувство шири и дали.

На Алтае нет просто гор - каждая имеет имя, свой характер, окутана легендами и поверьями. Вершина одной часто закрывается облаками, другая неприветлива к пришельцам и встречает их крутыми склонами и камнепадами, силуэт третьей напоминает голову богатыря в шлеме, с вершины четвертой в ветреную погоду слышится завывание. Ни одна из этих примет не остается без внимания, и если гора явно выделяется среди окружающих вершин, то она может попасть в разряд «священных».

Родовая гора занимает в мифологии алтайцев и монголов позицию центра мира, и

как таковая она обладает рядом уникальных свойств, является как бы аккумулятором всей жизни, что течет на родовой территории.

Таким образом, формируясь под воздействием внешних и внутренних факторов, функционируя в едином жизненном пространстве народы Большого Алтая образуют относительное единство ценностей культуры повседневности. Это позволяет им жить в мире и дружбе, не испытывать напряженность в межнациональных отношениях, успешно развивать экономическое и культурное сотрудничество.

Примечания

1 Григорьев, Л. Г. Социология повседневности Альфреда Шюца // Социол. исслед. 1986. № 2. С. 125.

2 Лелеко, В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб. : Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2002. С. 101

3 Кармин, А. С. Культурология. СПб. : Лань, 2001.С. 10.

4 Стернин, И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М. : Наука, 1996. С. 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.