Научная статья на тему 'Ценности как основа профилактики аддиктивного поведения подростков'

Ценности как основа профилактики аддиктивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1429
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддиктивное поведение / поведение подростков / профилактика аддиктивного поведения / ценности подростков
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности как основа профилактики аддиктивного поведения подростков»

С. Ф. Савченко

ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа представлена кафедрой психологии СПб АППО. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор А. К. Колеченко

Сегодня наиболее подверженной частью общества к потреблению психоактивных веществ (ПАВ) в нашей стране фактически оказались подростки. Опыт употребления наркотиков имеют до 40% подростков, причем первая проба у 41% происходила в возрасте от 11 до 14 лет, а у 51% — в возрасте 15-17 лет, отмечаются случаи начала употребления сильных наркотиков детьми в 10-летнем и еще более молодом возрасте'. Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема психоактивных веществ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика наркозависимости приобретает приоритетное значение.

Исследования взаимосвязи ценностных ориентации, установок и поведения личности позволяют прийти к выводу, что социальное поведение личности регулируется ее диспозиционной системой, образованной различными диспозиционными образованиями, зависящими от витальных (жизненных) и социальных потребностей и от уровня социальной ситуации (условий деятельности) . В таком случае возможно рассмотрение аддиктивного поведения, как социально-психологического феномена, в контексте всей диспозиционной системы личности. И, следовательно, профилактика аддиктивного поведения должна проводиться с учетом иерархической взаимосвязи и взаимозависимости создания условий деятельности школьников в образовательной среде, препятствующих возникновению такого поведения (факторы защиты), уменьшением или ликвидацией условий, способных вызвать его риск, и формирования диспозиционных образований, прежде всего антинаркотических установок и соци-

ально значимых ценностных ориентации школьников.

Для построения эффективных профилактических программ важна прежде всего компетентность педагогов в области создания условий, предупреждающих возникновение и закрепление аддиктивных форм поведения: умение анализировать устройство образовательного процесса и школьного уклада в целом, различая провоцирующие и профилактирующие факторы; учет возрастных особенностей; умение создавать условия для самореализации ученика, предоставляя ему возможность чувствовать себя успешным, эффективным, востребованным. Одним из конечных результатов успешной профилактической работы со школьниками является сформированное позитивное отношение к себе, к другим людям, к миру и высокая сопротивляемость негативным явлениям, а не исключительно знания о вреде и угрозе алкоголя, наркотиков и других форм аддикций.

В подростково-юношеском периоде можно выделить следующие возрастные факторы риска формирования аддиктивно-го поведения: обостренная страсть к общению с эффектом группирования; тяга к сопротивлению, упрямству, протесту против воспитательных авторитетов; парадоксальность характерологических реакций; стремление к независимости и отрыву от семьи; стремление к неизвестному, рискованному поведению; склонность преувеличивать степень сложности проблем; кризис идентичности с деперсонализацией в восприятии себя и окружающего мира; гедонистические установки сознания как возрастная особенность психологического развития подростков . Однако значимый рост показателей

аддиктивного поведения, приходящиися на подростковый период, не может быть объяснен самим возрастным своеобразием, он является следствием неблагоприятных условий, на фоне которых разворачивается процесс психического развития . Ни одна черта подросткового возраста, взятая сама по себе, не может выступить в качестве подобной причины.

Подход Э. Эриксона предоставляет возможность рассмотрения предпосылок формирования различного рода зависимостей с учетом «объективных» сложностей подросткового возраста и актуальной общественно-экономической ситуацией в нашей стране. Одной из центральных задач является достижение идентичности и интеграция системы ценностей, определяющих дальнейшее направление жизни. Большие изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый); усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует цен-

6

ностноориентированную деятельность . Важнейшим психологическим условием возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения учащихся являются их ценностные ориентации . Вопрос в том, имеются ли соответствующие возможности у подростка, удается ли ему справиться с задачей самому, или он получает необходимую поддержку со стороны.

Рассмотрение ценностей возможно на трех взаимосвязанных уровнях: на уровне общества или культуры, на уровне групп и на уровне личности. Формирование характера с той или иной направленностью системы ценностей является результатом определенных жизненных влияний, связанных с господствующим социальным и политическим порядком в обществе. На уровне общества перспективной представляется типология, предложенная А. Т. Москаленко и В. Ф. Сержантовым: этико-рели-

гиозные системы; эстетические системы; утилитаризм: система политических диспозиций*. В сегодняшних условиях представляется актуальным положение о социальной гармонии характера как некоторого равновесия социальной и политической форм ценностных интенций индивида, что означает возможность наличия указанных форм у одного и того же индивида без возникновения когнитивного диссонанса.

Ключевыми ценностями, регулирующими различные виды человеческой деятельности, могут быть следующие: польза, счастье, удовлетворенность, радость, знание, добро, обладание, свобода, истина, правда, порядок, красота (В. Н. Сагатовский) . В таком случае человек выступает в роли носителя познавательных, эстетических, этических ценностей и т. п., выработанных сообществом людей, в то время как смысл действий людей определяется их ценностями, т. е. сознательная деятельность человека совершается во имя чего-либо.

К ценностям, защищающим сознание подростков от негативного влияния наркокультуры, на которые представляется возможным ориентировать школьников в учебно-воспитательном процессе, следует отнести следующие: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир (В. А. Караковский) . С одной стороны, выделены именно объекты ценностного отношения, которые можно «схватить», объективировать в действительности, в отличие от таких феноменов, как добро, истина, красота и т. д., которые трактуются многими исследователями по-разному. С другой стороны, они могут соотноситься с содержанием образования. Названные ценности представляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей.

Объективные социальные условия жизни предлагают широкий выбор альтернатив, но какие из них выбрать, «зависит от самой личности, ее прошлого опыта и самосознания» (И. С. Кон)" и ценностного

основания, направленности этой личности. Иными словами, личностная направленность формирования ценностных ориентации предполагает такую организацию процесса ориентации, при которой широкий спектр объективных ценностей становится предметом осознания, переживания как особых потребностей личности. Специфическим механизмом такого процесса является интериоризация внешних действий, т. е. постепенное их преобразование во внутренние.

Рассматривая целевым ориентиром профилактики злоупотребления ПАВ задачу развития у школьников стратегической мотивации и черт совершенствующейся социально-успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами , можно выделить наиболее важные направления развития личности подростка: осознание собственных ценностей и смысла существования; развитие уверенности в себе; развитие навыков успешного взаимодействия с людьми разных возрастов; развитие навыков и умений, необходимых для постановки и достижения поставленных целей, и как итог - формирование созидательной и активной жизненной позиции. Это возможно через реализацию ценностноориентирован-ных профилактических программ посредством развития рефлексии личностных смыслов. Присвоение подростками челове-коориентированных ценностей, на наш взгляд, обеспечивает им личностную психологическую защиту в современном мире и в социальной среде, провоцирующей подростков к саморазрушительному, аддиктив-ному поведению.

Нами был разработан цикл занятий, состоящий из двух программ: «Стрела времени/жизни» (20 занятий) и «Человек и мир» (15 занятий) по профилактике аддик-тивного поведения старшеклассников методами активного обучения . Программы предусматривают участие старшеклассников в роли соведущих и ведущих в проведе-

нии профилактических занятий со школьниками младших классов.

В качестве развиваемой, приоритетной в этих программах выступает ценность Человек, которая объединяет в себе равенство двух компонентов: ценность другого человека и ценность своего собственного «Я», и проявляется в двух взаимосвязанных планах - в самосознании и в сфере отношений с другими людьми. С одной стороны, без присвоения этой ценности невозможно принятие других гуманистических ценностей. С другой стороны, принятие этой ценности способствует предотвращению возникновения и закрепления аддиктивных форм

поведения. Так, в исследовании В. Н. Ста-14

ниславского установлено, что в качестве психологических факторов наркотизации наибольший вес имеют черты характера, отражающие негативное отношение человека к собственной личности, и комплекс показателей, характеризующих негативное отношение к окружающим людям. На признании ценности собственного «Я» базируется успех процесса индивидуализации; осознание ценности личности другого человека способствует успеху социализации. Эти неразрывно связанные между собой компоненты единого процесса личностного развития содействуют тому, что личность, осознающая собственную ценность и ценность другого человека, активно организует свою жизнь и стремится к реализации всей глубины своей индивидуальности.

В основе программ лежат метафо1р5иче-ские истории (сказки, притчи и т. п.) . Их использование связано с необходимостью применения глубокого и не травмирующего подхода к экзистенциальным проблемам старших подростков. Главной целью программ является формирование рефлексивной позиции молодого человека, которая заключается в изучении и развитии им своего внутреннего потенциала. Акцент в программах поставлен на формировании умений ставить и достигать близкие, средние и дальние цели в своей жизни. По сути, в данных программах в свернутом виде задей-

ствованы все фазы процесса ориентации, работающие синхронно: присвоение личностью ценностей общества, обеспечивающее создание «образа мира»; преобразование личности на основе присвоения ценностей -формирование «образа Я»; проектирование личностью своего будущего, целепола-гание, прогноз, что обеспечивает формирование «образа будущего» .

Результативность реализации программ была выявлена через динамику показателей диагностических методик до проведения занятий и после. Были использованы следующие методики: шкала «Я-ценность»; шкала «Другой-ценность» ; шкала социально-психологической адаптированнос-,ти ; тест «Склонность к зависимому поведению» .

По всем диагностируемым показателям (степени принятия ценности Человек, социально-психологической адаптированности, склонности к зависимому поведению) отмечаются количественные и качественные изменения параметров. После проведения экспериментальных занятий наметилась тенденция к адекватному самоанализу и адекватной самооценке; увеличилось число старшеклассников со сформировавшимся ценностным отношением к себе и к другому как к личностям (соответственно: ^ = 4,704,

р < 0,001; 13= 5.56, р < 0,001). Отмечается уменьшение количества социально неадаптированных учащихся ^3= 3,76, р < 0,001), а также школьников со склонностью и тенденцией к зависимому поведению (^= 3,76, р < 0,001). Таким образом, можно сделать с вывод, что отбор материала, личностно-значимого для старшеклассников, использование активных методов обучения (дискуссии, игры, драматизация и т. д.), целенаправленное применение различных методик самодиагностики, упражнений по самоанализу активизировали рефлексивное отношение ученика к своему «Я», процессы самопознания, самопонимания, самоопределения, стимулировали личностное становление, формирование антинаркотических установок и гуманистических ценностных ориентации. Подростки получили ценный опыт обучения в атмосфере уважения, искренности и доверия. Использование цен-ностноориентированных программ приводит к развитию у школьников способности к выходу за пределы собственной индивидуальной деятельности и «встрече со смыслами» других субъектов, формированию личностных качеств, необходимых для построения гуманистическиориентированно-го межличностного взаимодействия с окружающими в социокультурной среде.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация.

СПб.: Лань, 2000. 368 с.

2

Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. 178 с; Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. 160 с.

3

ЛичкоА. К, БитенскийВ. С. Подростковая наркология: Руководство. Л.: Медицина, 1991.304 с; Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. Б. Березина и др. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. 256 с; Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 1998.

Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.160 с.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT. Фонд «Университетская книга», 2002; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

БожовичЛ. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии 1979. №4. С. 23-34.

7

БожовичЛ. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23-34; Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной М • Педагогика, 1989.168 с.

Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989.205 с.

'' Сагатовский В. Я. Социалистический образ жизни и активная жизненная позиция личности // Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки / Редкол.: А. И. Титаренко (отв. ред.) и

др. М.: Мысль, 1982. 295 с.

10

Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1994. 128 с.

" Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с. С. 105. Колеченко А. К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования / Служба практической психологии в системе образования. Вып. 5. СПб.: СПбГУПМ, 2000. С. 3-10.

Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / Под науч. ред. А. К. Колеченко. СПб.: Речь, 2006. 296 с; Профилактика аддиктивного поведения школьников / Под науч. ред. А. К. Колеченко.

СПб.: Каро, 2006. 288 с. 14

Станиславский В. Н. Психологические особенности несовершеннолетних наркоманов и возможности их коррекции средствами спорта (на примере туризма). Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 16 с.

Ивановская О. Г., Савченко С. Ф. Метафора как универсальный способ миропонимания и мироощущения // Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / Под науч. ред. А. К. Колеченко. СПб.: Речь, 2006. С. 45-87.

Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. Дис.... докт. пед. наук. Л., 1991. 445 с.

Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы:

Критерии и диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2004. 208 с.

Практикум по возрастной психологии / Под ред Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь,

2002. 694 с. 19

Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. 445 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.