ЦЕННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
VALUES AS PART OF STRATEGIC HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE CIVIL SERVANTS
Панарина Е.А.
аспирантка 2 года обучения кафедры социологии
ЮРИУ РАНХ и ГС при Президенте РФ
Panarina E.A.
graduate student second year of study in the Department of sociology URIU RANEPA on the President of the Russian Federation
В статье обосновывается значимость ценностей государственных гражданских служащих, их связь с мотивационным механизмом, а также необходимость учета ценностей при формировании стратегического кадрового менеджмента.
Ключевые слова: ценности, ценности государственного гражданского служащего, мотивация государственных гражданских служащих, управление ценностями, стратегический кадровый менеджмент.
The article explains the importance of such values as a civil servants, their relationship with the motivational mechanism and the importance of values when forming strategic human resource management.
Key words: values, values public service employee motivation of civil servants, values management, strategic human resource management.
Ценности существуют там и тогда, где и когда существует человек.[1] Причем, человек - это самоценность, абсолютная ценность. Человек выступает субъектом ценностей и ценностных отношений, и постановка вопроса о ценностях вне человека лишается всякого смысла. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике личности и общества.
Каждый человек живет в определенной системе ценностей, можно сказать, что ценности выражают и предопределяют способ существования личности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. [2]
Государственный гражданских служащий - это личность, следовательно, вышесказанные аксиомы применимы для государственной гражданской службы и проблема ценностей госслужащих актуальна при рассмотрении государственных служащих как объекта стратегического кадрового менеджмента.
Управление ценностями как элемент стратегического кадрового
менеджмента включает в себя стадии: выявления, формирования и
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3 - 4 (июль - декабрь) 2015
культивирования ценностей, которые, с одной стороны, соответствуют ценностям института государственной службы, с другой стороны, разделяются теми, кто представляет собой человеческий ресурс данного института. Управление ценностями государственных служащих ориентировано как на внешнюю среду, так и на внутреннюю среду.
Ценность - это то, что обладает особой важностью для госслужащего, и то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Свои личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей есть уникальные, характерные только для данного индивида, и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.
Отсутствие общих ценностей или противоречие ценностей разделяет людей по разным «лагерям», превращает их в соперников, оппонентов и противников. Поэтому современная теория и практика стратегического кадрового менеджмента должна уделять серьезное внимание вопросам управления ценностями.
Цель стратегического кадрового менеджмента института госслужбы - определить оптимальное пересечение ценностей государственного служащего как личности с ценностями того органа государственной власти, в котором он выполняет свою профессиональную служебную деятельность. Степень ясности и непротиворечивости индивидуальных ценностей государственного служащего ценностям организации проявляется в силе жизненной позиции личности, ее активности, инициативности и внутренней мотивации к достижениям.
Понятие «ценности» тесно связано с мотивацией государственных служащих, поскольку ценности могут выступать в качестве движущей силы мотивационного механизма. Результаты социологического исследования «Система мотивации государственных гражданских служащих Ростовской области и результативность их профессиональной
служебной деятельности» (сентябрь-октябрь 2014 года) раскрывают факторы, которые оказывают наибольшее влияние на государственных служащих при прохождении госслужбы: стабильность государственной службы, гарантия постоянной работы (74,26%); возможность реализации своих профессиональных способностей (48,52 %); возможность личного роста, самосовершенствования (37,87 %); возможность принести пользу обществу (32,84%); престиж государственной службы, высокий социальный статус госслужащего (15,38%); высокий уровень денежного содержания (10,36%); возможность приобрести широкие связи с людьми, которые могут быть полезны в жизни (2,66%); возраст не позволяет найти высокооплачиваемую работу в иной сфере (2,37%). [3]
Регулирование деятельности служащих на уровне ценностей и этики - одна из важнейших предпосылок социальной эффективности государства, одно из главных направлений его реформирования. [4]
Кадровым службам при разработке стратегической кадровой политики необходимо исходить из потребностей и ценностей государственных служащих.
Задачами стратегического кадрового менеджмента на государственной гражданской службе по управлению ценностями должны быть:
1. Выделение стратегически значимых ценностей структурных подразделений и отдельных служащих с последующей интеграцией этих ценностей в культуру всего государственного органа.
2. Культивирование ценностей, соответствующих целям органа, посредством планомерной политики управления человеческими ресурсами.
3. Корректировка ценностей, которые служат барьером эффективной деятельности института государственной службы.
К основным принципам определения общих ценностей государственных гражданских служащих можно отнести:
• конкретность и измеримость;
• связь с целью государственного органа;
• здравый смысл и достаточность.
Поддержание ценностей государственной службы осуществляется посредством действия правил, норм и традиций. Эффективное управление ценностями предполагает отсутствие противоречий между декларируемыми и действующими ценностями, а также между ценностями, с одной стороны, и правилами и нормами - с другой. Эффективное управление ценностями включает внимательное и уважительное отношение стратегического кадрового менеджмента к ценностям работников.
Однако, несмотря на релятивный характер ценностей, имеется самая высшая и абсолютная ценность - это сам человек и его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал И. Кант.
Список литературы
1. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. Издательство "Академия Естествознания", 2010 год // http://www.rae.ru/monographs/97
2. Унарова Л.Д. Поведение человека: социально-философское осмысление. Издательство "Академия Естествознания", 2012 год // http://www.monographies.ru/172-5412
3. Овчаренко Р.К., Герасименко Д.А., Куликова Д.Н. Влияние мотивации государственных гражданских служащих ростовской области на результативность их профессиональной служебной деятельности.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014 год, Выпуск № 4 (октябрь - декабрь)// http: //rsei.ru/doc/ezurnal/2014/4 .pdf
4. Оболонский А. В. Этика и ответственность в публичной службе. // Вопросы государственного и муниципального управления, 2015, №1.- с. 19.