Научная статья на тему 'Ценности инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации'

Ценности инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2592
609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕРОГЕННОСТЬ / ГЕТЕРОГЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РАЗНООБРАЗИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЫ / МИССИЯ ШКОЛЫ / ЦЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / HETEROGENEITY / HETEROGENEOUS ORGANISATION / DIVERSITY / INCLUSION / SCHOOL INCLUSIVE CULTURE / MISSION OF SCHOOL / INCLUSIVE CULTURE VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Екатерина Леонидовна, Шадрова Екатерина Викторовна

В статье раскрывается понятие «инклюзивная культура школы», охарактеризованы ее компоненты. Представлен авторский взгляд на ценности инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации, а также описывается значение инклюзивной культуры для практики инклюзивного образования в условиях разнообразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of inclusive cuture of school as a heterogenous organisation

The article defines the notion of “inclusive culture” at school. It illustrates the components of inclusive culture in the area of diversity and also, the authors give their opinion on the significance of inclusive education in the practice of diversity. Keywords: heterogeneity, heterogeneous organisation, diversity, inclusion, school inclusive culture, mission of school, inclusive culture values. Svetlana A. Kupriyanova State University for the Humanities and Technology, City of Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region [email protected] Public participation of parents in educational administration The article deals with the topical issues of participation of parents in public education administration. What has been analysed, are the fundamental rights of parents as participants of educational relations. Complications of parental participation have been examined.

Текст научной работы на тему «Ценности инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации»

УДК 376

Тихомирова Екатерина Леонидовна

кандидат педагогический наук, доцент

Шадрова Екатерина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный университет [email protected], [email protected]

ЦЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ КАК ГЕТЕРОГЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрывается понятие «инклюзивная культура школы», охарактеризованы ее компоненты. Представлен авторский взгляд на ценности инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации, а также описывается значение инклюзивной культуры для практики инклюзивного образования в условиях разнообразия.

Ключевые слова: гетерогенность, гетерогенная организация, разнообразие, инклюзия, инклюзивная культура школы, миссия школы, ценности инклюзивной культуры.

Современное общество является гетерогенным, так как состоит из разнородных субъектов, отличающихся между собой по тендерным, религиозным, этническим, социально-экономическим, культурным, физическим, интеллектуальным и другим признакам. Школе как социальному институту присущи все черты, характерные для общества, в том числе и гетерогенность. Любому школьному классу свойственна гетерогенность, которая представляет собой совокупность показателей, отражающих степень разнородности группы. Эти показатели не свидетельствуют о том, выше или ниже отдельный человек находится в группе по отношению к другим ее членам, а лишь говорят об отличиях людей, входящих в данную группу. Такими отличиями могут быть пол, национальность, вероисповедание, обычаи, установки, интересы, уровень интеллектуального развития, состояние здоровья и многое другое. Все эти параметры иллюстрируют систему горизонтальной дифференциации группы. Так, в одном школьном классе могут обучаться одаренные дети, дети с задержкой психического развития, дети, имеющие физические ограничения возможностей здоровья, дети с отклоняющимся поведением, представители различных национальностей, культур, религий.

Работа в условиях гетерогенного состава школы требует от педагогических коллективов умения работать не с каждой категорией обучающихся отдельно, а со всеми детьми вместе, способствуя развитию каждого из них, сплочению группы в целом, достижению каждым ребенком государственных нормативных целей. В связи с этим идут поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей в условиях разнообразия (многообразия, англ. - diversity), направленных на формирование и развитие самореализующейся личности. Одним из путей реализации этой задачи является развитие инклюзивного образования, обеспечивающего равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута для каждого ребенка вне зависимости от его психофизических, гендерных, социальных,

этнических, языковых, культурных и других особенностей.

Создание инклюзивной школы ставит перед политиками, профессиональным педагогическим сообществом, СМИ и другими организациями задачу изменения привычных представлений о формах и содержании обучения детей как гетерогенной группы. Речь идет о поиске путей развития новой школы так, чтобы дети с особенностями смогли реализовать свое право обучаться наравне со всеми в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Данное положение закреплено в законодательных документах, где указано, что инклюзивное образование это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [11]. Идея инклюзии подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка [2, с. 6]. Это социальный подход к пониманию инклюзии, отличный от медицинского, который фокусируется, в первую очередь, на необходимости изменения ребенка, а не условий его обучения, жизнедеятельности и т. д. Построение инклюзивного образовательного сообщества основывается на изменении отношения к различиям обучающихся, опоре на их индивидуальные особенности, на поиске социальных форм сплоченности и принятия, взаимопомощи и поддержки в учебном процессе [2, с. 7].

Для реализации инклюзии в школе как гетерогенной организации необходимо развитие инклюзивной практики, разработка инклюзивной политики и создание инклюзивной культуры (рис. 1). Именно «создание инклюзивной культуры» помещено в основание треугольника, так как развитие общих инклюзивных ценностей и отношений сотрудничества ведет к изменениям в других аспектах. Инклюзивная культура, которая формируется в школе, изменяет политику и практику образования. В данной статье мы остановимся подробно на аспектах инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации.

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В., 2015

создание инклюзивной культуры Рисунок 1. Показатели инклюзии [13, с. 7]

Понятие «культура» многозначно и трактуется в зависимости от области человеческой жизнедеятельности. В гуманитарной сфере под культурой понимается система «всевозможных общественных отношений, в которую включен субъект и которая формирует субъекта (сообщает ему знания, навыки, понятия о нормах и ценностях), с другой стороны - выступает ареной его собственной деятельности» [6, с. 36]. Инклюзивная культура в широком понимании на уровне организации подразумевает полную и успешную интеграцию разнообразных людей в трудовую деятельность и отражает климат, в котором культивируются уважение, равенство и позитивное признание различий. По мнению N. Pless и Т. Маак, культура инклюзии - это особая «организационная среда, которая позволяет людям разного происхождения, с различными типами мышления и складом ума эффективно работать вместе для достижения целей организации» [14, с. 130-131]. Ученые выделяют несколько предпосылок для воплощения инклюзивной культуры в организации, представляя их в виде «дома инклюзии»: 1) признание инклюзии организации в качестве «фундамента»; 2) взаи-

мопонимание, плюрализм мнений, содействие, доверие и честность в качестве «столпов» инклюзии; 3) межкультурная моральная позиция как «крыша» инклюзивности (рис. 2).

В школах, в которых развита инклюзивная культура, по мнению Ainscow M., Booth T., Dyson A., «наличествует некоторая степень консенсуса среди взрослых относительно уважения к различиям обучающихся, а также обязательство по предоставлению всем учащимся доступа к учебным ресурсам» [12, с. 39]. Кроме того, такие школы характеризуются особыми формами организации обучения (например, привлечение специалиста в обычный класс для оказания помощи нуждающемуся ребенку) и особой практикой (например, применение конструктивистского подхода в обучении). В школах с «инклюзивной культурой» более вероятны «присутствие лидеров, преданных идее инклюзивных ценностей, а также стиль руководства, который стимулирует субъектов школы к выполнению функций руководства» [12, с. 39].

В нашей научной работе по реализации проекта TEMPUS «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» (543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR) мы понимаем под инклюзивной культурой школы как гетерогенной организации особую систему отношений всех субъектов образовательного процесса (администрации школы, работников, обучающихся, их родителей, социальных партнеров), функционирующую на основе принимаемых всеми ценностей и принципов инклюзии, позволяющих эффективно взаимодействовать в условиях разнообразия для выполнения миссии школы.

Создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного толерантного сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников; сообщества, в котором ценность каждого являет-

Межкультурная моральная позиция

Я

о ■о

о

Ы

О"

St 05

£

К Ü

Oi п> в

S н<

ПРИЗНАНИЕ

Рисунок 2. Принципы построения инклюзивной культуры организации [14, с. 131]

Рисунок 3. Структура инклюзивной культуры школы

ся основой общих достижений. Такая школьная культура создает общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми педагогами, учениками, администраторами и родителями. В инклюзивной культуре эти ценности влияют на решения в отношении всей школьной политики и на ежедневную практику обучения в каждом классе. Развитие школы становится непрерывным процессом. Структура инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации может быть представлена схематично (рис. 3).

Термин миссия организации означает целевые установки, которые составляют причину ее деятельности и которые должны быть достигнуты за определенный период времени. Анализ миссий различных школ РФ позволяет сформулировать общую миссию общеобразовательной организации: путем создания необходимых условий способствовать развитию личности и удовлетворению образовательных потребностей каждого обучающегося, независимо от его индивидуальных особенностей, пола, расы, вероисповедания, места жительства и пр. Такая формулировка, на наш взгляд, соответствует инклюзивному подходу в образовании и учитывает гетерогенный характер школьной среды.

Следующим компонентом инклюзивной культуры школы являются принципы: гуманизма, ненасилия, природосообразности, доступности, защиты, информированности, поддержки разнообразия, индивидуальной помощи, полноценного участия (включенности), принадлежности к сообществу, сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, педагогического оптимизма. Принципы инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации взаимосвязаны и представляют собой систему.

Принятие всеми субъектами инклюзивного образовательного процесса этих принципов, построение отношений между ними, а также организация

жизнедеятельности всего школьного сообщества на основе системы принципов инклюзивной культуры являются необходимыми условиями реализации инклюзивного образования в школе [10].

Наконец, мы включаем в структуру инклюзивной культуры школы ценности. В данной работе мы остановимся на них подробно. Конституция Российской Федерации (гл. 2) рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [5]. Таким образом, все люди равноправны и имеют одинаковый объем прав и свобод, каждый человек представляет собой ценность, что является ядром ценностей инклюзивной культуры.

При этом люди отличаются друг от друга по множеству признаков (физических, психологических, социальных, культурных и пр.), что говорит о разнообразии (многообразии) представителей человечества. Слова «разнообразие» и «многообразие» часто рассматриваются как синонимы, однако их можно рассматривать под другим углом зрения. Разнообразие - отсутствие однообразия, монотонности, наличие несходных, неповторяющихся элементов [1]. Многообразие - множественность проявлений чего-нибудь, форм обнаружения чего-нибудь [1]. То есть разнообразие указывает на то, что у обучающихся есть различные особенности

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова „Ц- 2015, Том 21

12

и потребности, а многообразие - на то, что каждая особенность или потребность может проявляться по-разному. Разнообразие (многообразие) в образовательном процессе необходимо рассматривать не как проблему, а как ресурс для повышения его эффективности.

Каждый ученик представляет собой уникальную, неповторимую, личность. Уникальность личности выявляется на всех уровнях ее существования - биологическом, физиологическом, психологическом, нравственном. Человек имеет только ему присущий набор врожденных задатков, параметры организма, неповторимый опыт, индивидуальные формы восприятия, мышления, эмоции, воли и т. д. Культура и традиции осваиваются человеком через собственные внутренние условия (мотивы, установки, ожидания, потребности, характер и др.) и таким образом образуют уникальность его индивидуального духовного личностного мира [1]. Каждый индивид со своей уникальностью входит в социум (школа, семья, внеурочная деятельность, рабочий коллектив и пр.), что делает этот социум гетерогенным по составу и детерминирует комплексный характер той или иной организации.

Независимо от своих особенностей все люди равноценны и равноправны. Под равноценностью нами понимается одинаковое значение каждого обучающегося для педагога, школы, общества, а под равноправием - обладание равными, одинаковыми с другими обучающимися правами. Нарушение равноправия заключается в умалении прав одних учеников или создании привилегий для других. Нарушение равноправия граждан входит в группу преступлений против личности [1].

Международное и отечественное законодательство наделяет каждого человека правом на образование, что подтверждает признание образования общечеловеческой ценностью. Образование как ценность рассматривается в следующих аспектах: ценность образования для отдельной личности, семьи, отдельного сообщества, социума в целом. Процесс получения образования человеком представляет собой формирование компетенций. Именно компетентность как совокупность способностей творчески осуществлять тот или иной вид деятельности лежит в основе ценности современного образования [3, с. 56].

Образование способствует овладению духовными ценностями, и в этом смысле оно имеет огромное культурно-историческое значение. Через образование осуществляются преемственность и связь эпох и поколений, происходит социальное наследование ценностей культуры. Это значит, что благодаря образованию в сознание людей вносится стабильность, формируется их гражданская идентичность. С помощью системы образования осуществляется интериоризация общезначимых

ценностей в сознании индивидов [3, с. 44]. Школа является значимым субъектом образования; именно школа рассматривается нами как первостепенный ресурс формирования компетенций и создания условий для инклюзии гетерогенных групп обучающихся. Важно, что понимание инклюзии в школе должно стать шире, чем принятие и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, поскольку субъекты школы как гетерогенной организации разнообразны по многим признакам.

Личностное развитие - общее понятие, определяющее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком [7]. Личностное развитие является целью и результатом школьного образования.

Условием и результатом личностного развития является успешность, что превращает ее в ценность инклюзивного образования. Анализ литературы (Дж. Аткинсон, А.Л. Журавлев, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов, А. Хофман и др.) показывает, что термин «успех» трактуется двояко: 1) наличие положительного социально-значимого результата в деятельности, 2) достижение поставленных целей. В образовательном процессе первое всегда предполагает второе и наоборот. Успешность в деятельности (учебно-познавательной, художественной, спортивной пр.) необходима обучающимся, так как она позволяет осознать свою значимость и возможности, способствует формированию адекватной самооценки, повышает мотивацию к осуществлению деятельности. Оценка индивидом выполняемой деятельности как успешной происходит при наличии положительного результата и высокой эмоциональной удовлетворенности субъекта деятельности ее процессом и результатом. Поэтому в педагогическом процессе школы следует создавать условия для того, чтобы каждый обучающийся, независимо от своих способностей и возможностей, был успешным в различных видах деятельности. Для этого в условиях многообразия необходимо дифференцировать и индивидуализировать цели обучения, воспитания, развития, а также оказывать поддержку ученикам в процессе их достижения.

Термин поддержка имеет несколько значений: 1) предоставление того, что необходимо; 2) обеспечение комфорта, признания, одобрения, подбадривания другому человеку (поддерживающая терапия); 3) рефлексия отношения человека с людьми из близкого окружения, сопереживающими и оказывающими ему реальную помощь [9]. В нашей трактовке поддержка предполагает помощь в преодолении трудностей в обучении, общении и пр., а также принятие ребенка таким, какой он есть,

признание его значимости независимо от каких-либо черт, отличающих его от большинства детей. Поддержка ребенка взрослым строится на уважении и доверии, что говорит о правомочности отнесения их к ценностям инклюзивного образования.

Уважение понимается как позиция одного человека по отношению к другому, основанная на признании достоинств личности. Педагогу следует исходить из убеждения, что все люди заслуживают уважения, нельзя лишать ребенка уважения из-за его непохожести на большинство сверстников. Доверие трактуется в науке как психологическое состояние, при котором субъект добровольно, осознанно и без колебаний ставит свое личное благополучие в зависимость от внешнего фактора, которому субъект доверяет. В образовательном процессе таким «внешним фактором» является педагог, от степени доверия ребенка педагогу во многом зависит успешность педагогического процесса. В глобальном смысле ребенку необходимо безопасное эмоциональное окружение, вызывающее доверие. К этому окружению могут относиться не только педагоги, но и другие взрослые (тьюторы, психологи, социальные работники, родители и др.), а также другие ученики.

Для эффективной организации инклюзивного образовательного процесса необходима эмпатия, то есть способность субъекта (педагога) идентифицироваться с другим человеком (учеником), постигнуть его эмоциональное состояние, понять, что ощущает последний в конкретной ситуации. В отношениях в системе «педагог - обучающийся» важны различные формы эмпатии: сопереживание и сочувствие. В ходе взаимодействия педагогов с учащимися с особыми образовательными потребностями важно следить за тем, чтобы они не превратились в жалость, которая наносит вред и отношениям субъектов образовательного процесса, и самому процессу.

Настойчивость также является ценностью инклюзивного образования. Настойчивость - это умение и привычка доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. Она предполагает длительное неуклонное движение к цели, умение довести до конца начатое дело, устраняя и преодолевая препятствия, невзирая на отдельные неудачи и поражения. Настойчивость выражается в умении успешно трудиться не только тогда, когда работа легка и интересна, но и тогда, когда она трудна или скучна [8]. Настойчивость как личностное качество важна всем субъектам инклюзивного образовательного процесса. Взрослым (педагогам, родителям) она необходима для достижения педагогических целей в работе с различными категориями детей, особенно в тех случаях, когда их достижение не идет легко и быстро, когда есть возможность разувериться в реа-

листичности поставленных целей, что случается, например, в работе с трудновоспитуемыми детьми, обучающимися с ОВЗ и др. Для учащихся настойчивость - одно из необходимых условий успешной учебной работы и личностного роста.

В инклюзивной школе особой ценностью, по нашему мнению, является дружба между детьми. Дружба понимается как вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Дружба предполагает следование неписанному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств [4]. Наиболее важна дружба в подростковый период, когда интимно-личностное общение со сверстниками является ведущим типом деятельности. В другие возрастные периоды ребенок также нуждается в друзьях, что подтверждают результаты исследования С.В. Алехиной, которая выяснила, что 71% первоклассников и 40% пятиклассников называют наличие друзей наиболее значимой формой поддержки в трудных ситуациях. Она также установила, что взрослые не видят в социальных связях своих детей функцию поддержки в школьной жизни [2, с. 10].

Представленная система ценностей является основой не только для построения инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации, но и для оценки деятельности инклюзивной школы, поскольку они означают ориентир для определения степени «включенности» (инклюзивности) всех субъектов в образовательный процесс. Для создания инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации, на наш взгляд, необходимо, чтобы: 1) миссия школы и ценности инклюзивной культуры осознавались и принимались всеми участниками образовательного процесса; 2) в основе деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса лежали ценности и принципы инклюзивной культуры.

Следует также отметить, что инклюзивная культура школы характеризуется единством всех компонентов, ее можно рассматривать как систему, на создание и развитие которой влияют как внутренние (внутришкольные), так и внешние (муниципальные, районные, областные, республиканские, государственные, мировые) факторы. С течением времени под воздействием этих факторов инклюзивная культура школы может меняться, то есть она не является застывшим образованием, она изменчива, динамична (может видоизменяться миссия школы, ценности и принципы могут устаревать, наполняться новым содержанием, могут

14

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

появляться новые ценности и принципы и пр.). При этом инклюзивная культура школы обладает определенными рамками, в которые входит только то, что является приемлемым с позиции ее ценностей. Особенностью инклюзивной культуры является также и то, что ей можно обучить нового члена школьного сообщества и ее можно передать другой образовательной организации.

Таким образом, рассматривая инклюзивную культуру школы как гетерогенной организации, мы пришли к выводу о том, что именно она является основой для развития инклюзивной школьной практики, так как включает в себя миссию школы, ценности и принципы, без осознания и принятия которых всеми субъектами образовательного процесса невозможно создание инклюзивного школьного сообщества.

Библиографический список

1. Академик. Словари и энциклопедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:/Мс. academic.ru (дата обращения 05.09.2015).

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. -С. 5-16.

3. Грехнёв В.С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе // Философия и общество. -2010. - № 3. - С. 40-56.

4. Краткий психологический словарь / общ. ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов на/Д: Феникс, 1998. - 512 с.

5. Конституция Российской Федерации // Система Гарант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения 05.09.2015).

6. Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения. - М.: Наука, 1985. -271 с.

7. Личностное развитие / Н.И. Козлов // Психологос [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychologos.ru/articles/view/lichnostnoe_ razvitie (дата обращения 04.09.2015).

8. Настойчивость // Психология от А до Я [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psyznaiyka.net/view-xarakter.html?id=nastoichivost (дата обращения 06.09.2015).

9. Поддержка // Клиническая психология / под ред. Н.Д. Твороговой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://insai.ru/slovar/podderzhka (дата обращения 03.09.2015).

10. Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Принципы инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании: Мат-лы межд. научно-практ. конф. 8-10 октября 2015 г. - Рязань: РГУ им. Есенина, 2015.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant. ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 02.09.2015).

12. Ainscow M., Booth T., Dyson A. Improving schools, Developing inclusion. - London: Routledge, 2006. - 218 p.

13. Booth T., Ainscow M. Index for Inclusion: developing learning and participation in schools. -CSIE, 2002. - 100 p.

14. Pless N., Maak T. Building an Inclusive Diversity Culture: Principles, Processes and Practice // Journal of Business Ethics. - October, 2004. -Pp. 130-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.