Научная статья на тему 'Ценности индивидуализма и трансформация института семьи в современном российском обществе'

Ценности индивидуализма и трансформация института семьи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
507
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗМ / ЦЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ / ФОРМАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / INDIVIDUALISM / VALUES OF INDIVIDUALISM / THE TRANSFORMATION OF FAMILY INSTITUTION / FORMAL RESTRICTIONS / INFORMAL RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Войтенко Валерия Петровна

В статье рассмотрено влияние ценностей индивидуализма на трансформацию института семьи в современном российском обществе. Автор выделяет ценности индивидуализма и исследует их влияние на формальные и неформальные ограничения в семейно-брачной сфере в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of individualism and the transformation of family institution in modern Russian society

The influence of individualism values on the transformation of family institution in modern Russian society is viewed in this article. The author names values of individualism and investigates their influence on formal restrictions and informal restrictions.

Текст научной работы на тему «Ценности индивидуализма и трансформация института семьи в современном российском обществе»

В.П. Войтенко

Апирант кафедры философии и культурологии ИППК Южного федерального университета*

Ценности индивидуализма и трансформация института семьи в современном российском

обществе**

Глобализационные и трансформационные процессы сопровождаются распространением в российском обществе западных ценностей, образцов социального поведения. В результате некоторые исследователи пришли к выводу о том, что российское общество в 90-х гг. прошлого века приобрело многие черты, сближающие его с другими европейскими социумами, а либеральные, демократические ценности, а также такие понятия, как «рыночная экономика» и «частная собственность», прочно вошли в массовое сознание

л

россиян1. Причем, как отмечают специалисты, ярко выраженную ориентацию на Запад демонстрировала в те годы именно российская молодежь2.

В связи с этим особый интерес у исследователей вызывает проблема индивидуализма, с одной стороны, как существенная характеристика западного общества, а с другой - его место в системе ценностей россиян. В конце ХХ века Г. Хофстеде были проведены специальные эмпирические исследования индивидуализма в различных странах, в том числе и России. Согласно результатам, полученным в ходе данного исследования, индекс индивидуализма в

о

России варьируется в интервале 41-55°. Для сравнения: западные страны, которым присущ индивидуализм, имеют хофстедовы индексы порядка 65-904. Результаты, полученные в ходе исследования Ф. Тромпенаарса, указывают на то, что в России процент респондентов, выбравших индивидуальную независимость, составляет 60 %5. Н.В.

* Войтенко Валерия Петровна, e-mail: leravvp@mail.ru

** Работа выполнена при поддержке ЮФУ в рамках Программы развития ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (2011-2021 гг.). Рук. проекта Верещагина А.В.

1 Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 672 с.; Лубский А.В. Рецензия: Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 672 с. // Соц. исследования. 2012. № 7. С. 148-152.

2 Латова Н.В., Латов Ю.В. Вестернизируется ли ментальность молодых россиян (анализ по методике Г. Хофстеда) // Материалы международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. URL: http://www.hse.ru (дата обращения: 11.09.2013).

Hofstede G. Culture's Consequences: Intern Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, L., 1980.

4 Ibid.

Trompenaars F. Resolving International Conflict: Culture and Business Strategy // London Business School. 1996. Vol. 7 (3).

Латова пришла к выводу, что индекс индивидуализма в России составляет 516. Все это свидетельствует о том, что в 90-е гг. XX в. в России половина населения сознательно определила для себя такие ценности индивидуализма, как свобода, рыночная экономика, частная собственность, материальное благополучие, в качестве приоритетных.

При этом следует учитывать, что распространение западных ценностей, в том числе и ценностей индивидуализма, в российском общества имело свою специфику. Так, если 90-е гг. ХХ характеризовались увлечением россиян западным опытом, а также настойчивыми попытками перенести на российскую почву различные образцы и модели Запада, то на рубеже XX и XXI вв. уже происходит возвращение к традиционно российским представлениям, ценностям и установкам, постепенное прекращение слепого копирования западных образцов поведения7.

В 90-е гг. ХХ века распространение либеральных западных ценностей привело к формированию новых представлений о семье и семейных ценностях. Следует отметить, что в современной научной литературе определение семьи на институциональном уровне практически не сложилось. Часто заявления об институциональном исследовании семьи исчерпываются функциональным подходом, либо исследованием семьи, семейных ценностей, семейных отношений и поведения, что, по сути, составляет предмет исследования микросоциологии семьи. В целом, в российской социологической науке сложилось два подхода к определению понятия семьи: кризисный и эволюционный. Представители кризисного подхода в качестве методологического основания используют функциональный подход, в рамках которого семья призвана выполнять в обществе социально значимые функции, выступающие критерием ее успешности и социальной стабильности8. К функциям семьи представители кризисного подхода относят такие функции, как репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, эмоциональная и рекреационная. В рамках кризисного подхода исследователями делается вывод, что современная семья в России находится в состоянии кризиса, поскольку она не выполняет свои важнейшие социальные функции.

6 Латов Ю.В., Латова Н.В. Ментальные карты мира. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-174171 .html (дата обращения: 11.09.2013).

7 Горшков М.К. Российское общество...; Лубский А.В. Рецензия: Горшков М.К. Российское общество... С. 148-152.

8 Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000; Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения // Соц. исследования. 2004. № 6; Дармодехин С.В. Семья и государство // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2000. № 3; Куприянова Е.И. О семейной политике в Российской Федерации - некоторые итоги реализации // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2002. № 1.

Представители эволюционного подхода не оценивают современное состояние института семьи как кризисное. В рамках данного подхода исследователи объясняют изменения в сфере семейных отношений в качестве перехода от традиционной к современной семье9. Традиционная семья - это непосредственная, или нуклеарная, семья (отец и мать, состоящие в браке, и их дети). Понятие семьи современного типа еще окончательно не разработано, так как данное понятие включает в себя все многообразие семейных отношений и типов семьи.

А.В. Верещагина предлагает третий подход -

Л П

трансформационный10. Данный подход построен на неоинституциональной методологии и позволяет исследовать институт семьи в динамике. Семья в рамках данного подхода представляет собой союз людей на основе супружества, родительства, родства, каждый представитель которого идентифицирует себя с членами этого союза, разделяя ответственность за его существование и жизнедеятельность11.

В научной литературе сложились различные подходы к влиянию западных ценностей, в том числе и ценностей индивидуализма, на трансформацию института семьи в современном российском обществе. Следует отметить, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что именно ценности индивидуализма привели институт семьи в России в состояние кризиса, и теперь семья не выполняет свою основную функцию - рождение и воспитание детей12. В частности, А.А. Митрикас считает, что с конца 1980-х гг. на первый план выходят такие признаки трансформации семьи, как уменьшение количества зарегистрированных браков при увеличении числа нерегистрируемых, «старение» браков, падение рождаемости, увеличение числа внебрачных детей. Все эти процессы исследователь связывает с ростом индивидуализма и рационализма13.

Однако существует и принципиально иная позиция. Так, С.И. Голод отмечает, что вследствие широкого распространения ценностей

9 Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. СПб., 1994; Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Соц. журн. 1996. № 3,4; Его же. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Соц. исследования. 2008. № 1.

10 Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России. Ростов н/Д., 2009.

11 Там же.

12 Антонов А.И. Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000; Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века. М., 1999; Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М., 2008; Репина Т.А. Кризис современной семьи: причины, особенности, последствия // Вестн. ТГУ. 2008. Вып. 6 (62); Синельников А.Б. Трансформация семьи: минорат и майорат // Социология. 2008. № 1; Государственная политика вывода России из демографического кризиса / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М., 2007.

13 Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Соц. исследования. 2004. № 5. С. 65.

индивидуализма в России активно формируется современный тип семьи, который исследователь называет супружеским14. Супружеская семья представляет собой личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое такими

~ 1Я

ценностями, как адаптационный синдром, интимность и автономия15. Интересы каждого из супругов в такой семье разнообразнее семейных, а потребности и круг общения мужа и жены выходят за пределы брака16. Однако А.В. Верещагина полагает, что столь высокая степень индивидуализации членов семьи еще не характерна для современного российского общества, хотя отрицать существование супружеской семьи нельзя17. Автор выделяет три типа поведения семьи в российском обществе, среди которых - традиционный, трансформационный и современный, подчеркивая, что наиболее распространен сейчас именно трансформационный тип семьи18.

Таким образом, в современной литературе тема трансформации семейных отношений получила достаточно серьезную научную разработку. Большинство исследователей приходят к выводу о том, что традиционная семья уходит на второй план, а на смену приходят новые типы семейных отношений, в которых ценности индивидуализма приобретают все большее значение. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, какие ценности индивидуализма и как влияют на институт семьи в современном российском обществе.

Следует отметить, что индивидуализм представляет собой особый стиль жизни, который характеризуется, с одной стороны, особым стилем мышления, а с другой - особым стилем жизнедеятельности. Важно отметить, что для индивидуализма характерна целерациональная парадигма мышления, предполагающая самоценность человека как уникальной личности и ее обращенность на себя как центр познания и деятельности. Для личности с индивидуалистским типом мышления присуща установка признавать значимость не только «своих», но и «чужих» представлений и ценностей, заинтересованное к ним отношение в плане необходимости взаимопонимания, а также усвоения и использования в собственной духовной практике и социальном

19

поведении19.

Еще одним ключевым моментом в определении понятия «индивидуализм» является стиль повседневной жизнедеятельности. Для индивидуализма характерна интенция «быть иным». Личность, в основе стиля жизнедеятельности которой заложена интенция «быть иным», воспринимает мир как хаос, который она должна упорядочить своей преобразующей силой. Добродетелями такой личности

14

Голод С.И. Социально-демографический анализ... С. 40-50.

15 Там же.

16 Голод С.И. Социально-демографический анализ... С. 40-50.

17 Верещагина А.В. Трансформация института семьи...

18 Там же.

19 Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). - СПб.; М., 1998. С. 116-136.

являются активность и интенсивность, ощущение личной свободы и личной ответственности, расчет на собственные действия и собственную судьбу.

Следует отметить, что индивидуализм является характеристикой западного общества, цивилизационной матрицей которого стал либерализм, именно поэтому либеральные ценности легли в основу ценностей индивидуализма. К ценностям индивидуализма можно отнести следующие: свобода «для себя» и свобода «для других», равенство, частная собственность, равенство возможностей, труд, толерантность, демократия, законность, безопасность, терпимость, материальное благополучие, осознание личной ответственности. Если говорить о сферах жизнедеятельности, то в экономической сфере ценностью индивидуализма является рынок, частная собственность; в политической сфере - демократия, законность; в идеологической сфере - приоритет личного над коллективным.

Говоря о трансформации института семьи, необходимо отметить, что его изучение лучше проводить, используя неоинституциональный подход, в рамках которого индивидуальные действия индивидов выступают в качестве самостоятельной силы, изменяющей облик социальных институтов. С точки зрения неоинституционализма семья представляет собой социальный институт, который, согласно определению Д. Норта, является совокупностью ограничений, структурирующих человеческие взаимоотношения и создаваемых самими людьми20. Среди таких ограничений можно выделить формальные и неформальные. Формальные ограничения включают в себя набор политических (законодательных, юридических), экономических правил, а также контрактов. Политические правила представляют собой иерархию государства, его основную структуру. Экономические правила определяют права собственности. Контракты определяют условия и правила проведения обмена. Неформальные ограничения включают в себя нормы поведения, которые являются общепризнанными, а также так называемые кодексы поведения (например, честность)21. С точки зрения Д. Норта, неформальные ограничения более важны для поддержания стабильности института.

Следует отметить, что в традиционном обществе неформальные ограничения семейных отношений выполняли и роль формальных ограничений. Однако с усложнением социальной организации, с началом регулирования государством семейно-брачной сферы формальные и неформальные ограничения разошлись. Формальные ограничения существуют в виде Семейного кодекса и государственной семейной политики. Неформальные ограничения существуют в виде традиций, обычаев общества по поводу семейно-брачных отношений.

20

Дуглас Н. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.Э. Мильнера. М., 1997. С.18.

21 Там же.

Трансформация формальных и неформальных норм и правил семейных отношений в России имеет свои особенности. Так, формальные ограничения в российском обществе характеризуются в большей степени декларативностью, а неформальные ограничения отличаются глубокими изменениями всех уровней семейной практики при сохранении стереотипов, соответствующих традиционному обществу.

Стоит отметить, что формальные и неформальные ограничения семейно-брачных отношений в России подвержены влиянию западных ценностей индивидуализма. Ярким примером служит введение практики заключения брачных договоров, которые призваны регулировать имущественные права и обязанности супругов. В отличие от западного опыта заключения брачных договоров, в России посредством данного контракта возможно регулировать исключительно имущественные отношения. По данным Федеральной нотариальной палаты России, в 2012 году у нотариуса заключили брачный договор порядка 4 % молодоженов22. Из 1,1 млн пар, вступивших в брак в течение года, контракт оформили 45 тыс. На общем фоне число пар, заключивших брачный договор, невелико, но эта цифра постоянно растет. Стоит отметить, что распространение в российском обществе таких экономических ценностей индивидуализма, как частная собственность, материальное благополучие, оказали огромное влияние на введение и дальнейшее расширение практики заключения брачных договоров.

Трансформация неформальных ограничений семейно-брачных отношений в России так же в значительной степени проходит под влиянием западных ценностей, в том числе и ценностей индивидуализма. Здесь стоит упомянуть об изменении репродуктивных ценностей и установок, а также гендерных ролей в семье. На современном этапе наблюдается переход от многодетного типа репродуктивности к малодетной. Внебрачное материнство как следствие роста численности нерегистрируемых браков, а также роста численности женщин, принимающих сознательное решение о внебрачном материнстве, также является следствием распространения таких ценностей индивидуализма, как свобода, равенство, осознание личной ответственности. Такая ценность индивидуализма, как равенство, проявляется в формировании такого типа семьи в России, как эгалитарная семья, для которой характерно равенство полов. Такой тип семейных отношений представляется привлекательным для россиян, так как он связан с созданием комфортных супружеских отношений и условий для самореализации каждого из супругов в профессиональной сфере. Важно отметить, что индивидуализм формировался в условиях широкого распространения протестантизма, в эпоху Реформации. М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» заметил, что особое

Число брачных контрактов выросло в два раза // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/12/10/brak-poln.html (дата обращения: 11.09.2013).

значение имеет такое понятие, как Beruf - «профессия как призвание». Следовательно, возрастающая тенденция самореализации в трудовой, профессиональной деятельности каждого из супругов обусловлена влиянием ценностей индивидуализма.

Следует отметить, что А.В. Верещагина выделяет третий вид ограничений в России - индивидуальные ограничения23. Исследователь связывает появление данного вида ограничений именно с распространением западных ценностей, особенно ценностей индивидуализма, таких как свобода, равенство. Расширение личной свободы привело к тому, что теперь семейное поведение обусловлено индивидуальным выбором членов семьи. Выбор того или иного стиля семейной жизни, тех или иных решений относительно судьбы брака, семьи зависит от личного выбора супружеской пары, которая несет индивидуальную ответственность за все принятые решения. Неформальные ограничения, таким образом, уходят на второй план. В связи с этим широкое распространение получили такие явления в семейной практике, как внебрачное материнство, сожительствующие, добровольно бездетные, гостевые, пробные, неполные семьи.

Таким образом, распространение ценностей индивидуализма тесно связано с трансформацией института семьи в современном российском обществе. Ценности индивидуализма влияют на трансформацию формальных и неформальных «правил игры» в развитии семейных отношений в современной России, а также обусловили появление особого вида ограничений семейных отношений - индивидуальных, которые характеризуются индивидуальным выбором и полной индивидуальной ответственностью каждого из супругов за все принятые в семье решения. Такие явления, как брачный договор, сожительство, добровольно бездетные семьи, гостевые браки, являются следствием распространения западных ценностей, особенно ценностей индивидуализма.

Войтенко В.П. Ценности индивидуализма и трансформация института семьи в современном российском обществе. В статье рассмотрено влияние ценностей индивидуализма на трансформацию института семьи в современном российском обществе. Автор выделяет ценности индивидуализма и исследует их влияние на формальные и неформальные ограничения в семейно-брачной сфере в России.

Ключевые слова: индивидуализм, ценности индивидуализма, трансформация института семьи, формальные ограничения, неформальные ограничения.

Верещагина А.В. Трансформация института семьи.

Voytenko V. Values of individualism and the transformation of family institution in modern Russian society. The influence of individualism values on the transformation of family institution in modern Russian society is viewed in this article. The author names values of individualism and investigates their influence on formal restrictions and informal restrictions.

Keywords: individualism, values of individualism, the transformation of family institution, formal restrictions, informal restrictions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.