Педагогическая наука и практика
Ш
УДК 37: 372.8
ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Автор ез макаласында педагогтын, ез денсау-лыгын деген катынасына катысты мэселенi ке-теред^ Педагог ез денсаулыгына немк^райлы ка-раган жагдайда, ездiгiнeн тиiмдi бiлiм алу туралы ойлау мYмкiн eмeстiгiнe мысал келпред^ Денсау-лык-т^лгалык ресурс, езiн керсету к¥ралы, езiн-езi жeтiлдipу кYPалы деген ойды айтады.
Аннотация
Автор в статье поднимает актуальную тему отношения самого педагога к своему здоровью. Считает, что при равнодушном отношении педагога к здоровью не может быть и речи об эффективном процессе самообразования. Обосновывает мысль, что здоровье — это личностный ресурс, средство для самовыражения, самосовершенствования на протяжении всей жизни человека.
Annotation
In the article the author considers the topic of a teacher 's care of his own health. Supposes, that when a teacher is indifferent to the health, there can be no effective process of self-education. Justifies the idea that health is a personal resource, a means for self-expression, self-improvement during the whole life.
На сегодняшний день состоянию здоровья педагога уделяется повышенное внимание, так как это является фактором успешной жизнедеятельности профессионала. Особенно важно уделять внимание здоровью тех педагогов, которые год от года покоряют новые вершины через постоянное самообразование.
По мнению В.З. Когана, профессия педагога находится в группе риска развития различного рода
Авдонина В.И.,
ясли-сад № 2, г. Костанай
Hesissi свздер: денсаулыц, тэуекел тобы, сацтау, вздт-нен бшм алу
Ключевые слова: здоровье, группа риска, сохранение, самообразование.
Keywords: health, risk group, preservation, self-education.
s
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
■
Педагогическая наука и практика
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
заболеваний. Владимир Коган также говорил, что причина такого положения дел в том, что педагоги наиболее неадекватно относятся к своему здоровью, к здоровому образу жизни в целом и к здоровью как к фундаментальной ценности. При таком отношении педагога к здоровью не может быть и речи об эффективном процессе самообразования.
На наш взгляд, современная система образования целиком и полностью ориентирована на результативность субъектов образования, при этом на второй план уходит здоровье педагогов, но без этого важнейшего критерия нельзя получить качественную подготовку педагога к своим занятиям, личностный рост педагога и его профессиональный рост.
Традиция исследования проблемы отношения к здоровью только складывается в современной науке и связана с такой ее областью, как психология здоровья (В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров, М.Ф. Секач, Садыкова А.К. и др.). Истоки феномена «отношение к здоровью» лежат в работах А.Р. Лурия, исследовавшего отношение человека к своему состоянию в качестве важнейшей составляющей внутренней картины болезни. А.Б. Орловым была предложена альтернатива - отношение к здоровью как важная составляющая внутренней картины здоровья [3].
Чем раньше на своем профессиональном пути педагог почувствует ценность своего здоровья, тем раньше он начнет эффективный процесс самообразования без ущерба психическому и физическому здоровью.
Педагоги должны понимать, что здоровье - это личностный ресурс, средство для самовыражения, самосовершенствования на протяжении всей жизни человека [4].
Таким образом, отношение педагога к своему здоровью является детерминан-той его психологической и профессиональной готовности к реализации функции самообразования. Следовательно, для улучшения качества педагогической деятельности в области самообразования необходимо формировать у работников системы образования гармоничную внутреннюю картину здоровья, включающую осознание значимости категории здоровья для всех сфер жизни, устойчивую позитивную мотивацию на его сохранение и укрепление и системные представления о способах саморегуляции физического и психического состояния.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гаркуша Н.С. Сравнительный анализ ценностного отношения к здоровью российских и североевропейских педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 7. С. 30-37.
2.Дыхан Л.Б. Теория и практика здо-ровьесберегающей деятельности в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3.Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога: монография. - Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2008.
4.Шпаковская Е.Ю. Основные подходы к анализу механизмов устойчивости личности//Психология и педагогика: прошлое, настоящее и будущее. Уфа: Научный Центр «Аэтерна», 2014. - С. 118122.
5.Садыкова А.К. Успешное функционирование индивида, Бтм-инфо, 2017, №3, с.80-82.