Научная статья на тему 'ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК'

ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность здоровья / самооценка / трудности общения / личность юношей и девушек / health value / self-esteem / communication difficulties / personality of boys and girls

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожигова Л.Н., Лупенко Н.Н.

В исследовании описаны особенности различий ценности здоровья и самооценки личности у юношей и девушек. Выявлено, что самооценка девушек выше, чем у юношей. Юноши и девушки похожи в том, чем больше они ценят материальные ценности, тем меньше они ориентированы на ценность здоровья. Доказано, что чем выше самооценка у девушек, тем более они ценят материальный достаток и гармонию в семье; у юношей – чем выше самооценка, тем больше они ценят интересную работу и здоровье. Сформулированы предположения о том, какие ценности могут стать причиной трудностей в общении между юношами и девушками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF HEALTH AND SELF-ESTEEM OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF COMMUNICATION BETWEEN BOYS AND GIRLS

The study describes the features of differences in the value of health and self-esteem of the individual in boys and girls. It was revealed that the self-esteem of girls is higher than that of boys. Boys and girls are similar in that the more they value material values, the less they are focused on the value of health. It is proved that girls have higher self-esteem, the more they value material prosperity and harmony in the family; boys – the higher selfesteem, the more they value interesting work and health. Assumptions are formulated about what values can cause misunderstanding and difficulty in communication between boys and girls.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК»

ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Ожигова Л.Н., Лупенко Н.Н. (Краснодар, КубГУ) topvolna@mail.ru, sharuda-l@mail.ru

Аннотация. В исследовании описаны особенности различий ценности здоровья и самооценки личности у юношей и девушек. Выявлено, что самооценка девушек выше, чем у юношей. Юноши и девушки похожи в том, чем больше они ценят материальные ценности, тем меньше они ориентированы на ценность здоровья. Доказано, что чем выше самооценка у девушек, тем более они ценят материальный достаток и гармонию в семье; у юношей - чем выше самооценка, тем больше они ценят интересную работу и здоровье. Сформулированы предположения о том, какие ценности могут стать причиной трудностей в общении между юношами и девушками.

Ключевые слова: ценность здоровья, самооценка, трудности общения, личность юношей и девушек.

THE VALUE OF HEALTH AND SELF-ESTEEM OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF COMMUNICATION BETWEEN BOYS AND GIRLS Ozhigova L.N., Lupenko N.N. (Krasnodar, KubGU) topvolna@mail.ru , sharuda-l@mail.ru

Annotation. The study describes the features of differences in the value of health and self-esteem of the individual in boys and girls. It was revealed that the self-esteem of girls is higher than that of boys. Boys and girls are similar in that the more they value material values, the less they are focused on the value of health. It is proved that girls have higher self-esteem, the more they value material prosperity and harmony in the family; boys - the higher self-esteem, the more they value interesting work and health. Assumptions are formulated about what values can cause misunderstanding and difficulty in communication between boys and girls.

Keywords: health value, self-esteem, communication difficulties, personality of boys and

girls.

На сегодняшний день (особенно в условиях продолжающейся пандемии COVID -19) забота о своем здоровье - одна из самых актуальных задач жизнедеятельности личности. Всех волнуют сейчас вопросы оценки своего состояния здоровья и здоровья своих близких, его укрепления и профилактики заболеваемости. Мотивация к поддержанию здоровья выросла. Здоровье и навыки самосохранения - по-прежнему ведущая тема многих производственных совещаний, культурно-массовых мероприятий и повседневного общения.

Однако постоянный фокус внимания на какой-либо важной и актуальной проблематике не может быть бесконечным: наступает привыкание, усталость от контроля, желание выйти из стрессового дискурса. Отсюда разные группы населения по разному выстраивают свое поведение: кто-то готов к приятию достижений науки и вакцинируется, кто-то с осторожностью относится к этому процессу или не принимает такую форму защиты своего здоровья. Особенно сложным оказывается процесс регуляции своего здоровья для отдельных возрастных групп, которые итак в силу своего возрастного периода переживают кризис, дополненный осложненной «ковидной и постковидной реальностью».

В нашем исследовании фокус внимания направлен на юношеский возраст -студенческую молодежь, которая также вовлечена в многомерное принятие решений о вакцинации, переходе на дистанционные формы обучения, самоизоляции и т.д. В нашем

исследовании мы не делали отдельный акцент на изучении отношения личности к своему здоровью в условиях пандемии, а обратились к более общей проблеме личности: связи ценности здоровья и самооценки у молодежи. Принимая во внимание общий цивилизационный контекст пандемии, мы пытались исследовать предположение о том, как связь ценности здоровья и самооценки может формировать различные трудности общения между юношами и девушками (Варламова И.Н.,2008, Подколозин А.А., Хрипков Г.А., Эррера Л.М.,2011).

Основные понятия исследования «ценность здоровья», «самооценка», «трудности общения». В современной психологии ценность здоровья находится в центре различных концепций, возникших на основе антропоцентрического эталона, где здоровье является высшей (духовной) целью человека, фактически синонимично понятию «ценность жизни человека». Отсюда согласно гуманистической модели, к стабильным характеристикам здорового человека могут относится: самоактуализация. личностный рост и развитие, открытость опыту и базовое доверие к жизни, свобода в переживании опыта, самовыражение, целостность. То есть здоровье является важнейшей ценностью личности, включенной в систему других базовых ценностей, определяемых самим человеком или социально-культурной общностью людей. (Литовченко, 2014)

Система ценностей личности является подвижной структурой, меняется и корректируется в процессе жизни на основе различных внешних и внутренних факторов, где самооценка (как элемент Я - концепции и самосознания личности) как внутренний фактор является одним из ведущих в регуляции поведения личности. Самооценка - это оценка личностью своих качеств, возможностей, места среди людей и наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, с точки зрения его личной системы ценностей, что, в свою очередь, определяет направленность и активность личности (Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М., 2019, Рушина М.А., Орлова А.В.,2015). Самооценка, транслируемая личностью во вне через поведение, речь, поступки, в контексте общения личности может порождать ситуации эффективного взаимодействия или создавать трудности в общении.

Трудности общения - это субъективно остро переживаемые, не удовлетворяющие человека контакты с другими людьми. Это коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения (Целуйко,2007). Трудности общения часто возникают без предварительных намерений, могут протекать внешне бесконфликтно, однако сопровождаются внутренним напряжением,

неудовлетворенностью. Существует значительное число концепции и исследований особенностей, причин и факторов их возникновения (Лабунская, В.А., Менджерицкая, Ю.А. Бреус, Е.Д.,2001).

Наше исследование можно отнести к пилотажному в этой проблематике, так целью его стало выявление связи ценностно-смысловой организации личности и отдельных элементов ее Я-концепции (самооценки) в контексте прогнозирования трудностей общения у юношей девушек.

Дизайн исследования включает два этапа: 1) эмпирическое - исследование связи ценности здоровья и самооценки у юношей и девушек; 2) теоретическое построение предположений о возможных трудностях общения у девушек и юношей, на основе выявленной специфики связи ценности здоровья и самооценки.

Методики эмпирического исследования: методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова); опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская); методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Выборка составила 60 человек возраста 18-21 года (34 девушки и 26 юношей). Все студенты 1-2 курса Кубанского государственного университета факультета управления и психологии.

В ходе эмпирического исследования было выявлено, что в жизни девушек наибольшей ценностью обладают здоровье, любовь и семья. Такие ценности, как природа, познание, творчество, не имеют серьезного значения для девушек. Для юношей наибольшей ценностью являются здоровье, работа, материальная обеспеченность, а также свобода, познание и уверенность в себе. Наименьшую ценность представляет активная жизнь, красота природы, искусства и творчество.

Оценка достоверности различий между ценностями у юношей и девушек выявлена в сферах - интересная работа, любовь и семья. Для девушек наиболее ценными являются любовь и семья, юношей же больше заботит наличие интересной работы. Наименьшую ценность и для девушек, и для юношей представляют такие сферы, как активная, деятельная жизнь, красота природы и искусства и творчество. Активная, деятельная жизнь не представляет высокой ценности ни для девушек, ни для юношей, при этом эта ценность является доступной для обоих групп. Ценность искусства и творчества также маловажна для обоих групп.

Уточнение представлений респондентов о своем здоровье показало, что на когнитивном уровне респонденты имеют высокую осведомленность о факторах, влияющих на состояние здоровья, понимание основных факторов риска, роли здоровья в обеспечении жизнедеятельности человека и долголетии. Если говорить об информационных источниках, на которые опираются юноши и девушки, то это опора на мнение соответствующих специалистов, но не на специализированную литературу (газеты, журналы, книги). На поведенческом уровне выявлена высокая степень соответствия действий и поступков респондентов требованиям здорового образа жизни. Наиболее популярными способами поддержания здоровья на высоком уровне респонденты выбрали физические упражнения и избегания вредных привычек, а также поддержание оптимального режима работы и отдыха. На эмоциональном уровне юноши и девушки в этом исследовании показали оптимальный уровень тревожности при плохом самочувствии и способность наслаждаться своим здоровьем и радоваться ему. Что касается ценностно-мотивационного уровня, респонденты отметили высокую значимость здоровья в их индивидуальной иерархии ценностей.

Полученные данные о самооценке показали, что у респондентов-юношей самооценка ниже, чем у девушек. У девушек показатели адекватной самооценки распределены поровну между средней и высокой, а у четверти опрошенных юношей самооценка низкая. То есть у юношей идеал их собственной личности находится достаточно далеко от их реальных характеристик сейчас. Девушки более довольны собой, их реальные характеристики оцениваются как приближенные к «идеальной версии себя».

Корреляционный и статистический анализ показал, что в выборке девушек была выявлена обратная корреляционная связь шкал «здоровье» и «активной, деятельной жизни», «интересной работой» и «материально-обеспеченной жизни»: чем больше девушки заботятся о материальной составляющей, тем меньшую ценность имеет здоровье в их жизни. Положительная корреляция была выявлена между шкалой «здоровье» и «творчество»: ценность творчества повышает ценность здоровья. Между шкалой «самооценка» и шкалами «материально-обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь» существуют значимые средние положительные взаимосвязи: чем выше самооценка у девушек, тем более значимыми для них является жизнь в материальном достатке, а также гармония и взаимопонимание в семейной жизни.

У юношей была выявлена отрицательная связь ценности «здоровье» и «материально-обеспеченная жизнь». Юноши, ориентированные на материальное благополучие недооценивают ценности здоровья. Выявлена положительная связь между ценностью «здоровья» и «уверенностью в себе». Между шкалой «самооценка» и шкалами «интересная работа» и «здоровье» существуют положительные взаимосвязи: чем выше самооценка у юношей, тем более высокими представляются ценности интересной работы и здоровья.

Таким образом, полученные данные подтверждают идею о том, что существует связь между ценностью здоровья и самооценкой у юношей и девушек. Выявленные различия в этой взаимосвязи позволяют сделать некоторые теоретические предположения, ценные для их практического осмысления, как в плане дальнейшего эмпирического исследования, так и в плане оценки возможных трудностей общения между юношами и девушками данной возрастной группы.

Итак, трудными «зонами» в общении между юношами и девушками могут стать следующие ориентации личности:

• Девушки больше ценят любовь и семью, а юноши работу и материальную обеспеченность. Здесь можно усмотреть взаимодополнение при формировании, например, супружеской пары, где зоны интересов распределены в соответствии с традиционными гендерными ролями, однако, постоянный выбор иного, чем у партнера интереса, может создавать напряжение в общении.

• Юношам ценна свобода, познание и уверенность в себе, что совершенно не значимо для девушек. Здесь проявляется желание юношей к повышению своей самооценки. Однако у девушек более высокая самооценка, поэтому ценности в познании и самоутверждении в общении могут ими не восприниматься как значимые, игнорироваться, создавать напряжение и непонимание поведения юноши.

• Выявлено, что чем выше самооценка у девушек, тем более они ценят материальный достаток и гармонию в семье, а у юношей, чем выше самооценка, тем больше они ценят интересную работу и здоровье. Это значит, что в общении в конфликтных ситуациях девушки будут реализовать свою самооценку в отстаивании интересов материального достатка и семьи, а юноши в отстаивании интересов работы и здоровья. Возможно здесь может быть самый острый конфликт в общении.

Можно также описать некоторые общие точки взаимопонимания в общении. Так, здоровье является главной выделяемой ценностью и для девушек и для юношей. Они понимают основные факторы риска, знают, что здоровье поддерживают физические упражнения, оптимальный режим работы и отдыха, полезные привычки. В случае проблем со здоровьем они опираются на мнение соответствующих специалистов. Юноши и девушки будут единодушны в том, чтобы не обсуждать красоту природы, искусство и творчество - им это совсем не интересно. Юноши и девушки в общении охотно будут поддерживать обсуждение и ориентацию на материальные ценности, но, к сожалению, все респонденты в эти моменты будут забывать о здоровье.

Полученные эмпирические данные и теоретические предположения безусловно требуют дальнейшего уточнения, но уже в таком понимании могут быть использованы при разработке программ социально-психологического сопровождения, направленного на формирование здорового образа жизни, повышения коммуникативной компетентности личности.

Литература

1. Варламова И.Н. Проблемы общения представителей разных возрастных групп // Современные гуманитарные исследования. 2008.

2. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А.,Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: ИЦ «Академия», 2001. 287 с.

3. Литовченко О. С. Представление о здоровье в современной науке // Молодой ученый. 2014. № 4 (6з). С. 697-699.

4. Подколозин А.А., Хрипков Г.А., ЭррераЛ.М. Формирование личностных коммуникативных качеств у молодежи в условиях вузовского обучения // В мире научных открытий. 2011.

5. Рушина М.А., Орлова А.В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте //Вестник РУДН.Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4.С.35-40.

6. Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М. Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки // Вопросы студенческой науки.2019. Вып. 5 (33). С. 389-392.

7. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. М.: Владос, 2007. 242 с. URL: https://studfile.net/preview/2626364/page:6/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.