Научная статья на тему 'ЦЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН'

ЦЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
299
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНОСТЬ / ЖЕНЩИНЫ / ДЕВУШКИ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесин А. М.

Статья посвящена изучению влияния ценности внешней привлекательности молодых женщин на различные аспекты их жизни в обществе. Приведены данные, позволяющие охарактеризовать данную ценность как базовую, обладающую мотивообразующей и компенсаторной функциями. Представлены результаты, раскрывающие высокую степень значимости внешности для молодых женщин: достижение более высокого социального статуса, роскошной жизни, удачной карьеры в области менеджмента и предпринимательства. Выявлена закономерность взаимосвязи внешней привлекательности и агармонических составляющих инициативности, эгоизма и себялюбия. Описана отрицательная связь между значимостью исследуемой ценности и отношением к труду, работе. При чрезмерном повышении значимости внешности у молодых женщин отмечается стремление освободиться от некоторых общепринятых норм. При этом девушки связывают ценность своей привлекательности с благополучием в межличностных отношениях и жизненным успехом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF YOUNG WOMEN’S APPEARANCE

The article deals in studying how the value of the external attractiveness of young women influences various aspects of their life in society. The data are given, allowing to describe that value as basic, having the motive-forming and compensatory functions. The results are presented that reveal a high degree of importance of appearance for young women: achieving a higher social status, a luxurious life, a successful career in management and entrepreneurship. The author sees the regularity in the relationship between external attractiveness and agharmonic components of the initiative, egoism and selfishness. He also outlines a negative relation between the significance of the considered value and the attitude to labor and work. When the appearance is attained too much of significance with the young women, they tend to get rid of some generally accepted norms. At the same time, girls associate the value of their attractiveness with well-being in interpersonal relationships and life success.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН»

УДК 005.322

Б01: 10.28995/2073-6401-2021-1-231-237

Ценность внешней привлекательности молодых женщин

Александр М. Лесин Рязанский медицинский государственный университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия, am170911@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния ценности внешней привлекательности молодых женщин на различные аспекты их жизни в обществе. Приведены данные, позволяющие охарактеризовать данную ценность как базовую, обладающую мотивообразующей и компенсаторной функциями. Представлены результаты, раскрывающие высокую степень значимости внешности для молодых женщин: достижение более высокого социального статуса, роскошной жизни, удачной карьеры в области менеджмента и предпринимательства. Выявлена закономерность взаимосвязи внешней привлекательности и агармонических составляющих инициативности, эгоизма и себялюбия. Описана отрицательная связь между значимостью исследуемой ценности и отношением к труду, работе. При чрезмерном повышении значимости внешности у молодых женщин отмечается стремление освободиться от некоторых общепринятых норм. При этом девушки связывают ценность своей привлекательности с благополучием в межличностных отношениях и жизненным успехом.

Ключевые слова: личность, ценности, физическая привлекательность, внешность, женщины, девушки, карьерные ориентации, инициативность, направленность личности

Для цитирования: Лесин А.М. Ценность внешней привлекательности молодых женщин // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1 (ч. 2). С. 231-237. Б01: 10.28995/2073-64012021-1-231-237

© Лесин А.М., 2021 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1

The value of young women's appearance

Aleksandr M. Lesin I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia, am170911@mail.ru

Abstract. The article deals in studying how the value of the external attractiveness of young women influences various aspects of their life in society. The data are given, allowing to describe that value as basic, having the motive-forming and compensatory functions. The results are presented that reveal a high degree of importance of appearance for young women: achieving a higher social status, a luxurious life, a successful career in management and entrepreneurship. The author sees the regularity in the relationship between external attractiveness and agharmonic components of the initiative, egoism and selfishness. He also outlines a negative relation between the significance of the considered value and the attitude to labor and work. When the appearance is attained too much of significance with the young women, they tend to get rid of some generally accepted norms. At the same time, girls associate the value of their attractiveness with well-being in interpersonal relationships and life success.

Keywords: personality, values, physical attractiveness, appearance, women, girls, career orientations, initiative, personality orientation

For citation: Lesin, A.M. (2021), "The value of young women's appearance", RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1 (part 2), pp. 231-237, DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-231-237

Введение

Изучение личности всегда было сложной, но актуальной задачей различных гуманитарных наук. С точки зрения системного подхода к изучению личности и ее свойств, можно выделить такие интегральные переменные, как активность, саморегуляцию и направленность, которые группируют вокруг себя многообразие психофизиологических и характерологических черт индивидуальности человека. Так, саморегуляция объединяет свойства, которые связаны с различными волевыми качествами; активность связана с инициативностью и проявляется в многообразных областях деятельности личности [Krupnov, Novikova, Kozhukhova 2013]; направленность определяется интересами, желаниями, мотивами, смыслами, мировоззрением, ценностями. Ценности могут выступать в качестве основных жизненных целей, разрешенных моральных способов и форм поведения, сжатой программы жиз-

ни [Лесин 2019]; их можно разделить на внешние, необходимые для демонстрации своего благополучия, и внутренние, связанные с самосовершенствованием, которые обусловливают отношение к себе, другим людям, окружающему миру [Ryan, Deci 2017]. Существенными особенностями ценностей являются их мотивообразу-ющая и смыслопорождающая функции [Лесин 2020]. В этом плане научный интерес представляет исследование ценности внешности, поскольку предметом изучения выступает не только предпосылка, но и результат личностного развития, всего процесса социализации человека в форме смыслового самоосознания и представленности в межличностных отношениях.

Исходя из данных ВЦИОМ (2020)1, женщины (67%) более склонны, чем мужчины (55%), считать, что внешний вид определяет их успешность в жизни. Очевидно, что эта разница обусловлена культурно-историческим контекстом развития общества, в результате которого у женщин могли появиться установки о внешности как о необходимом средстве для достижения успеха и цели, к которой стоит стремиться. Исследований, показывающих влияние внешности женщины на ее деятельность, недостаточно, что и обуславливает актуальность выбранной темы.

Методики исследования

Были изучены соотношение ценности внешности с другими ценностями, направленностью личности, карьерными ориентаци-ями, характеристиками инициативности 184 девушек в возрасте от 18 до 24 лет с помощью методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича и О.И. Моткова, Т.А. Огневой, бланковый тест «Инициативность» А.И. Крупнова, «Якоря карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) и ориентационная анкета Б. Басса.

Результаты и их обсуждение

В ходе эмпирического исследования получены данные о том, что возраст не влияет на осознание ценности внешности. Эта ценность является базовым личностным образованием, выполняю-

1 О влиянии внешнего вида на успех человека в современной России [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/anal-iticheskii-obzor/vstrechaem-po-odezhkee (дата обращения 23 марта 2021).

щим функцию формирования мотивов и стратегии деятельности девушек, участвовавших в исследовании.

По уровню декларируемой значимости ценность внешности делила 3-е и 4-е место (из 10 возможных) с ценностью любви к природе и бережного отношения к ней, уступая ценностям уважения и помощи людям, а также теплых и заботливых отношений с ними и опережая ценности саморазвития, хорошего материального благополучия, творчества, высокого социального положения, популярности и роскошной жизни. Данный факт указывает на высокую степень личной лояльности и морального общественного одобрения ценности внешности наряду с традиционными ценностями, соотнесенными с позитивным образом современной девушки.

Обнаружены положительные корреляции значимости ценности внешности с агармоническими переменными психологической структуры инициативности: личностно-значимыми ценностями, эгоцентричностью, субъектностью. Надо отметить, что агармони-ческие переменные - это те, которые затрудняют развитие такого свойства, как инициативность. Соответственно, чем выше ценность внешности для девушек, тем выше их стремление проявлять инициативу с целью получения конкретных результатов для себя и защиты личных интересов, а также руководствоваться эгоцентрическими мотивами в противовес социоцентричности, альтруизму и желанию проявлять инициативу в создании общественно полезных продуктов и пр. Видимо, ценность внешности можно характеризовать как средство и источник эгоцентрических мотивов при проявлении инициативности.

В связи с профессиональной социализацией внешность в сознании девушек-респондентов является существенным ресурсом в карьере. Чем выше значимость ценности внешнего вида и физической привлекательности, тем больше девушки стремятся к спокойной работе без потрясений, но при этом более склонны и способны выбирать такую деятельность, которая связана с конкуренцией, соревнованиями, а также больше ценят независимость, возможность быть выше предписаний и правил. Взаимосвязь ценности внешности и выбора таких сфер деятельности, как менеджмент и предпринимательство, свидетельствует, что образ успешного управленца и девушки, которая занимается бизнесом, ассоциируется с привлекательностью, хорошим внешним видом и уверенностью в себе. Интересно, что ценность внешности не имеет значимых корреляций с карьерными ориентациями, связанными с профессиональной компетентностью, служением, стабильностью жизни и интеграцией стилей жизни. Девушки осознают, что внешние данные не связаны с желанием проявлять свои внутренние

таланты, отдавать себя работе и трудовым идеалам и не считают, что они могут способствовать соблюдению баланса между работой и личной жизнью. Высказанные предположения доказывает отрицательная взаимосвязь между значимостью ценности внешности и направленностью на работу. Очевидно, что девушки, которые участвовали в исследовании, воспринимают свой привлекательный внешний вид как фактор и ресурс, который позволит им меньше задумываться о деле.

В сопоставлении ценности внешности с другими ценностями были обнаружены положительные взаимосвязи с ценностями общения, альтруизма, принятия других людей и отрицательные -с ценностями дела. Очевидно, что ценность внешности во многом ассоциируется в сознании девушек с успехом межличностного общения и взаимопонимания. Физическая привлекательность и внешний вид необходимы не только для демонстрации своей успешности другим людям, но и реализации внутренних ценностей, связанных с уважением к другим людям и окружающему миру. Иными словами, внешность в сознании девушек - это маркер, который указывает на успешность личностного развития и реализации своего потенциала.

С внешними данными связывается также повышение социального статуса и материального положения. Все это формирует в сознании девушек идеальный образ успешной и приятной женщины: внешне и внутренне привлекательной, способной к заботе и уважению к окружающим людям, бережному отношению к природе, обладающей популярностью, высоким социальным статусом и ведущей роскошный образ жизни. Понятно, что такой образ поддерживают современные социальные сети и медиа.

Была обнаружена положительная корреляция с такими терминальными ценностями, как любовь, материально обеспеченная жизнь, удовольствия и отрицательная - с познанием. Внешность во многом ассоциируется у девушек с возможностью найти любимого человека, быть счастливой, получать от жизни материальные блага, испытывать приятные чувства от необременительного времяпрепровождения и отсутствия обязанностей. При этом чем выше девушки ценят внешность и физическую привлекательность, тем менее важной для себя они считают ценность познания. Это указывает на то, что внешний вид во многом является ресурсом и ценностью, которые могут компенсировать возможный недостаток других качеств, но его чрезмерная значимость может приводить к повышению экстернального типа саморегуляции.

По отношению к инструментальным ценностям получена положительная корреляция с ценностями рационализма и смело-

сти в отстаивании своего мнения и отрицательная - с ценностью терпимости. Положительное отношение к своей внешности может способствовать развитию чувства независимости, твердости и рационализма. Однако при чрезмерном увлечении внешностью у девушек может проявляться надменность и чувство превосходства, которые не позволяют терпимо относиться к другой, отличающейся точке зрения.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что девушки воспринимают привлекательный внешний вид как социально и личностно одобряемое качество. Их привлекает образ успешной леди, способной к взаимопомощи и поддержке других, но при этом обладающей высоким социальным статусом, ведущей необременительный образ жизни в материально комфортных и даже роскошных условиях. По мнению девушек, внешний вид может способствовать стабильности в работе, успеху в профессиональных сферах, связанных с управленческой, предпринимательской деятельностью, решению сложных задач и позволяет получать преимущества и свободу от некоторых общепринятых обязательств. В целом, чем больше девушки придают значимость внешнему виду, тем менее они ориентированы на труд, а их инициативность в большей степени носит эгоистический характер. Кроме того, девушки, принявшие участие в исследовании, связывают внешние данные с возможностью найти счастье в личной жизни и более комфортные материальные условия, а также с уверенностью в себе и смелостью в отстаивании своих интересов.

Литература

Лесин 2019 - Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7. № 1 (24). С. 111-129 [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=365 (дата обращения 23 марта 2021). DOI: 10.23888/humJ20191111-129. Лесин 2020 - Лесин А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. № 4 (31). С. 445-455 [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=460 (дата обращения 23 марта 2021). DOI: 10.23888/ humJ20204445-455.

Krupnov, Novikova, Kozhukhova 2013 - Krupnov A.I., Novikova I.A., Kozhukhova Y.V. System-Functional Model of Personality Traits // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2013. Vol. 2. No. 3. P. 407-413. Ryan, Deci 2017 - Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. N.Y.; London: The Guilford Press, 2017.

References

Krupnov, A.I., Novikova, I.A. and Kozhukhova, Y.V. (2013), "System-Functional Model of Personality Traits", Academic Journal of Interdisciplinary Studies, vol. 2, no. 3, pp. 407-413.

Lesin, A.M. (2019), "The psychological structure of humanities students' initiative", Lichnost' v menyayushchemsya mire:zdorov'e, adaptatsiya, razvitie [Personality in a changing world. Health, adaptation, development], vol. 7, no. 1 (24), pp. 111-129, available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=365 (Accessed 23 March 2021), DOI: 10.23888/humJ20191111-129. Lesin, A.M. (2020), "Determination of personal significance and content of values", Lichnost' v menyayushchemsya mire:zdorov'e, adaptatsiya, razvitie [Personality in a changing world. Health, adaptation, development], vol. 8, no. 4 (31), pp. 445-455, available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=460 (Accessed 23 March 2021), DOI: 10.23888/humJ20204445-455. Ryan, R.M. and Deci, E.L. (2017), Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness, The Guilford Press, N.Y., London.

Информация об авторе

Александр М. Лесин, кандидат психологических наук, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия; 390026, Россия, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9; am170911@mail.ru

Information about the author

Aleksandr M. Lesin, Cand. of Sci. (Psychology), I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia; bld. 9, Vysokovol'tnaya Street, Ryazan, Russia, 390026; am170911@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.