Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2007, № 3 (8), с. 137- 137
ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ В СИТУАЦИИ ВЫБОРА БРАЧНОГО ПАРТНЕРА
© 2007 г. Т. С. Чистякова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского Shts5@mail.ru
Поступила в редакцию 01.06.2007
Представлены результаты исследования, касающиеся отношения нижегородцев к деятельности посредников на рынке брачных услуг, а также обоснование важности достоверной информации у потенциальных брачных партнеров в процессе принятия решения о вступлении в брак. Отмечается необходимость самостоятельного поиска спутника жизни, преимущество любви как необходимой основы для создания семьи. Показано снижение роли родителей в содействии в выборе брачного партнера для своих детей.
Вступление в брак является одним из наиболее важных событий в жизни людей, ибо брак и семья выступают для каждого человека в качестве социальной и индивидуальной необходимости. «Как первичная форма
общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь к родителям, семейная солидарность» [1].
Среда, в которой происходила первичная социализация личности, играет важную роль в формировании ее духовных запросов, культурных ориентаций, различных жизненных норм, установок и, в частности, представлений о брачном партнере. Принятие правильных индивидуальных решений, связанных с созданием и сохранением семьи, является залогом личного семейного благополучия и стабильности общества.
Но преобразование и укрепление брачносемейных отношений в масштабе всего общества и создание прочной, дружной семьи в каждом отдельном случае требуют помимо желания еще и определенных знаний и усилий. В ситуации выбора брачного партнера и принятия решения о вступлении в брак представляется важным обладание полной и достоверной информацией о качествах и личностных особенностях потенциального спутника жизни, чтобы впоследствии в супружестве не возникло разочарование, что супруг оказался не таким,
каким представлялся в период добрачного ухаживания.
Наличие или отсутствие информации о потенциальном спутнике жизни может повышать или понижать шансы на вступление с ним в брак, ограничивая тем самым выбор брачного партнера, и влиять на стабильность семьи.
Происходящие в стране демографические изменения побуждают нас более пристально взглянуть на особенности формирования и развития семьи, на происходящие изменения в семейной структуре населения.
Демографическое неблагополучие последнего времени часто связывается с негативными явлениями в развитии российской семьи. Действительно, как число разводов, так и их частота остаются сравнительно высокими, увеличивается доля внебрачных рождений. Значительную часть браков, особенно среди молодежи, составляют так называемые консенсуальные, т. е. незарегистрированные браки. Вызывает беспокойство и то, что российские семьи стали малодетными.
Развитие и функции семьи как одного из важных социальных институтов любого общества неразрывно связаны с историей самого общества, так как семья являлась основой производственной и хозяйственной деятельности народа. Изменение характера внутрисемейных отношений,
характеризующееся переходом от авторитарно-патриархатных отношений к более демократичным и равноправным, повлияло на процессы выбора брачного партнера и заключения брака, а также на роль посредников в них.
Изученные материалы свидетельствуют о том, что в середине XIX - начале XX века среди
русского православного населения сватовство и свадьба являлись традиционными способами вступления в брак. Браки «убегом», т.е. по личной договоренности жениха и невесты, но без согласия на то родителей или опекунов, встречались редко. К таким бракам городская общественность и семья относились враждебно, считая их безнравственными и
противозаконными [2].
Свахами обычно становились общительные и предприимчивые женщины среднего и пожилого возраста из мещанского и купеческого сословий. Чаще всего это были одинокие вдовы, для которых сватовство являлось своего рода ремеслом, приносящим определенный доход. В обязанности свах входило не только само сватовство, но и предварительный подбор его объекта, получение сведений о приданом невесты и в чем оно состоит: в платьях, деньгах, вотчинах или дворовых людях. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности о природной красоте и нраве невесты, которую в некоторых случаях мог увидеть только в день свадьбы.
Сваха хорошо знала всех женихов и невест «своего» круга, их возраст и условия, которые ставила та или другая сторона. Все необходимые сведения о женихах и невестах свахи собирали в результате личных наблюдений и контактов с семьями, за небольшое вознаграждение получали их от посредников: домашней прислуги, всякого рода приживалок, гадальщиц, дворников и даже квартальных надзирателей. Право брачного выбора принадлежало не столько молодым людям, сколько их родителям. Считалось, что последние лучше знают нужды хозяйства, имеют большой опыт его ведения и лучше разбираются в людях [3].
Роль родителей в браке молодых была велика. Родительский выбор был неоспорим, ему подчинялись беспрекословно. Родители женихов и невест в соответствии с традициями своего времени видели в браке форму передачи собственности от поколения к поколению, продолжения рода, экономические
соображения: стремление войти в зажиточную семью, заполучить лишние рабочие руки, привести в дом нового работника [4].
Рассмотренные материалы о браках середины XIX - начала XX века свидетельствует, что у всех сословий брак основывался на экономическом расчете и неравноправном положении женщины; брак в большинстве случаев заключался без учета ее воли и склонности. Большое влияние при
выборе супруга оказывали родители и родственники. Здесь действовали сословные и другие ограничения. Все это отражало частнособственнический характер брака, а также определенный вид отчуждения и несвободы человека [5].
Социальные и культурные преобразования, совершившиеся в нашем обществе с начала XX века, привели к отмиранию функции семьи, связанной с приумножением и передачей по наследству частной собственности. Освободив семейно-брачные отношения от национальных, территориальных, социальных и прочих стеснений, они способствовали полному развитию моногамного брака, основанного на действительной свободе человеческих чувств, на добровольном союзе между мужчиной и женщиной. Поскольку в настоящее время браки по личному выбору и взаимной склонности жениха и невесты стали нормой, полностью изменился и традиционный характер сватовства. Теперь он выполняет лишь функцию скрепления уже существующей личной договоренности между молодыми людьми.
Самостоятельность молодых людей в вопросах отдыха, проведения досуга, знакомства повлекла за собой и самостоятельность в поисках любимого человека. Роль родителей при заключении брака существенно изменилась. Выбор партнера делается самим лицом, вступающим в брак, а родители лишь одобряют/не одобряют этот выбор.
Так, результаты исследования «Жизнь семейная - 2007», проведенного в Н.
Новгороде, показали, что 63% респондентов сами нашли спутника(-цу) жизни без чьей-либо помощи и содействия, 6% приняли во
внимание советы родственников и только 3% -родителей [6].
Полученные в ходе опроса молодежи России в марте 1998 года ответы большинства респондентов на вопрос, «Необходимо ли, на Ваш взгляд, получать согласие родителей на брак?», свидетельствуют о том, что они самостоятельно принимали решение, руководствуясь принципом: «Необходимо
выслушать мнение родителей, поблагодарить за совет, а поступить так, как подсказывает сердце» [7]. Однако жизнь дает немало
примеров того, что родители еще не успели рассчитаться с долгами за свадьбу, а молодожены уже разводятся.
В тенденции расширения социальнотерриториального ареала выбора будущего
супруга, мобильности молодежи есть свои положительные и отрицательные стороны. Расширение возможностей выбора увеличивает вероятность того, что избранник или избранница в наибольшей мере соответствует нравственно-эстетическим идеалам человека, вступающего в брак, бесспорно, улучшает перспективы супружества. Но одновременно увеличивается и вероятность случайных решений в выборе супруга, поскольку именно совместное жительство или совместная работа или учеба дают возможность лучше узнать человека и едва ли заменимы какой-либо другой формой его проверки.
Так, внесемейные формы молодежного общения, получившие широкое
распространение в настоящее время, освобождают молодежь от прямого контроля и нежелательного для нее нажима со стороны родительской семьи при выборе будущего супруга. Эта тенденция отстранения родителей от своей личной жизни без особых на то оснований не может не вызывать тревогу, ибо советы и поддержка, опыт старших представляют собой естественный и весьма необходимый противовес самонадеянности, неуравновешенности, горячности и
нравственной неопытности, которые иногда свойственны молодым. Там, где этот противовес отсутствует, ошибки молодежи при вступлении в брак более часты и тяжелы. Вместе с тем все возрастающая ориентированность молодежи на общение вне семьи и дома может служить причиной таких неблагоприятных явлений в современном обществе, как добрачная беременность, добрачные сожительства, разводы в первые годы совместной семейной жизни.
Сократить риск развода, семейных конфликтов и недопонимания в супружеской жизни поможет большая осведомленность о личностных и социальных качествах партнера в момент принятия решения о вступлении в брак. Так, по данным исследования «Жизнь семейная
- 2007», на вопрос о знании своего партнера до создания семьи ответы «хорошо» и «отлично» распределились между респондентами в зависимости от их брачного статуса следующим образом: состоящие в зарегистрированном
браке - 69%, проживающие в
незарегистрированном браке - 76%, матери-одиночки - 50%, разведенные - 40%. Учитывая, что инициаторами разводов чаще выступают женщины, можно сказать, что большая часть лиц, не состоящих в момент опроса в браке, а именно разведенные и матери-одиночки, не
знали достаточно хорошо своего партнера в период добрачного общения, что и могло повлиять на ошибочность их решения о вступлении в брак.
Таким образом, наличие полной и достоверной информации о качествах и характеристиках потенциального спутника жизни является важным и определяющим фактором в его выборе. Рассмотрев теории выбора брачного партнера, объясняющие процесс формирования супружеской пары, можно выделить информацию, которая наиболее важна в решении создать семью.
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа З. Фрейд. Его психоынылитическыя теория опирается на предположение о том, что в своих поисках будущего партнера люди, как правило, ориентируются на образ родителя противоположного пола. З. Фрейд утверждал, что в выборе сексуального объекта человеком проявляется смещение энергии либидо с самого первого объекта любви, т. е. с родителей. Иначе говоря, согласно З. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина - мужа, похожего на отца.
Одной из наиболее распространенных теорий брачного выбора является теория «стимул - ценность - роль» Бернарда Мурстейна [8]. Суть ее заключается в том, что брачный выбор предполагает серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди, а также в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от равенства обмена благами или личностными ресурсами. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из числа потенциальных спутников жизни.
На стадии стимуляции выбор партнера определяется внешними факторами:
физической привлекательностью,
особенностями и манерой поведения, профессией, социальным статусом и т.д. Большое значение при этом имеет оценка достоинств потенциального супруга друзьями, родителями, другими значимыми людьми. Если между партнерами возникла аттракция - первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии - сравнению ценностей. В ходе познания и рефлексии ценностей, потребностей, мотивов и интересов партнера происходит его своеобразное «испытание» на степень приемлемости и
сходства его взглядов, ценностей и идеалов со взглядами, ценностями и идеалами самой личности, изучение сходства и различий. Некоторые люди могут вступать в брак на основе информации, полученной на первой или двух первых стадиях. Однако большинство проходит и ролевую стадию. Для них, говорит Б. Мурстейн, сходство ценностей -
необходимое, но недостаточное условие. Таковым для большинства является ролевая совместимость, сходство взаимных
представлений о семейных (и внесемейных) ролях мужчин и женщин.
Теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча является социально-психологической теорией брачного выбора. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны (дополнительны) их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного [9].
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентером, также уделяет особое внимание удовлетворению потребностей, при этом он утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Например, по словам Сентера, мужское доминирование -более значимая ценность для женщин, но для мужчин женское доминирование менее привлекательно [10].
Таким образом, с целью более полного взаимопонимания в предбрачное общение будущих супругов должен обязательно входить «информационный обмен» (термин А.П.
Егидеса), включающий в себя обсуждение не только досуговых тем (книги, фильмы, мода, общие знакомые и т.п.), но и вопросов, актуальных для семейной жизни. К ним в первую очередь относятся:
• детали биографии и информация о своей прошлой личной жизни (рано или поздно скрытая информация обнаруживается и может стать причиной конфликта и возникновения недоверия и подозрительности);
• информация о состоянии здоровья (своего и ближайших родственников), главным образом связи с ориентацией на деторождение;
• ценностные ориентации и жизненные планы, а также склонности, привычки, интересы, увлечения - в общем, максимально
подробные психологические портреты друг друга;
• представления о супружестве и ролевые ожидания;
• представления о семейном укладе, проведении свободного времени, месте проживания, семейном бюджете и т.п.;
• репродуктивные установки друг друга, т. е. когда и сколько иметь детей;
• педагогические взгляды и позиции;
• хозяйственно-бытовые умения и навыки;
• особенности родительской семьи избранника: здесь следует обратить внимание на характер взаимоотношений родителей, отношений с братьями и сестрами [12].
Наиболее значимой для предбрачного периода является и мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко имеет несколько мотивов. При этом сами мотивы и их сходство у потенциальных супругов оказывают влияние на успешность брака.
Для семьи в современном обществе характерна ориентация на личностные, эмоциональные, а не на экономические или статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Согласно результатам исследования, проведенного в период 2000-2002 гг. во Владивостоке, был сделан вывод, что «современная семья не обеспечивает реализацию ведущих мотивов вступления в брак, в результате чего большинство из них выступает в качестве факторов, приводящих к деструкции и кризису семейно-брачных отношений».
В иерархии мотивов произошло смещение: если ранее приоритетными считались бегство от родителей, долженствование, одиночество, следование традиции, то в названном исследовании мотивы в порядке значимости распределились следующим образом: любовь и секс, общность взглядов и интересов, компенсация чувства одиночества,
долженствование, бегство от родителей [13].
То, что именно любовь является приоритетным мотивом при вступлении в брак, подтвердили и результаты исследования «Жизнь семейная - 2007». Так, на вопрос, «Чтобы семейная жизнь была счастливой, выходить замуж/ жениться надо по любви или по расчету?», ответили: только по любви - 32% опрошенных, преимущественно по любви -57%, только по расчету - 4%,
преимущественно по расчету - 3% (вариант ответа «и по любви, и по расчету» не предлагался как самоочевидный).
К группе браков, заключаемых из-за боязни одиночества, можно присоединить браки, которые заключаются в какой-то степени из «мести»: брак с любимым человеком по тем или иным причинам невозможен (например, неразделенная любовь), и супружеский союз создается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежать одиночества, а во-вторых, доказать свою привлекательность.
Конечно, в такого рода ситуациях человек оказывается перед довольно жесткой
альтернативой: ждать своего «звездного часа» с риском остаться в итоге без семьи или же выйти замуж за нелюбимого или не очень любимого и нести свой крест до конца жизни, испортив ее себе и супругу, который ни в чем не виноват, или же рано или поздно разводиться [14]. Таким образом, информация о прошлых личных отношениях будущих молодоженов может
оказаться им полезной.
Получение права молодыми людьми
самостоятельно выбирать спутника жизни обусловливает и необходимость самостоятельно искать его. С этим тезисом согласно большинство респондентов с опытом семейной жизни, опрошенных в нижегородском исследовании. «Надо активно искать любовь. И только встретив ее - выходить замуж/жениться», - ответили 60% респондентов на вопрос анкеты исследования «Жизнь семейная - 2007». «Надо создавать семью в любом случае, а то прождешь всю жизнь» -ответили 22% опрошенных, и только 18% отметили, что «надо ждать свою любовь». Данные ответы подтверждают приоритет чувств, взаимной склонности друг к другу и самостоятельности молодых людей в выборе брачного партнера в настоящее время.
Помимо вышеперечисленной информации, знание которой в добрачный период может оказать влияние на благополучие будущей супружеской жизни, можно назвать и такие, как особенности родительской семьи партнера. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у человека отрицательные взгляды и позиции.
«Супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским: особенности родительских семей
прослеживаются в семьях детей, хотя этот факт
редко осознается» [15]. Данная точка зрения встречается и у С.О. Докучаевой, которая так высказывается по этому поводу: «Родители формируют в детях либо преданность институту брака, либо апатию к нему... Сила инерции, склонность детей повторять своих родителей, подражать им, часто неосознанно, как в хорошем, так и в плохом, - вот одна из причин повторяющихся разводов. Развод уже воспринимается как нормальный, естественный способ выхода из кризиса» [16].
При расторжении брака супруги часто аргументируют свое решение тем, что они «не сошлись характерами». На самом деле причиной такого несходства чаще всего является недостаток культуры отношений, неумение или нежелание учитывать интересы друг друга. Все эти затруднения могут быть преодолены при обоюдном стремлении партнеров достичь взаимопонимания.
Таким образом, к моменту создания семьи у желающих вступить в брак должна быть полная и достоверная информация о личностных особенностях, установках, намерениях и ценностях потенциального спутника жизни, его статусе, профессии, родственниках,
материальном положении, здоровье и многих других характеристиках. Но. «многознание увеличивает печали». Идеальных мужчин и женщин на брачном рынке мало. Выставляя высокие и многочисленные требования к избраннику (избраннице), легко остаться на всю жизнь одиноким или одинокой. Если достоинства потенциальных супругов воспринимаются как норма, а наличие отдельных недостатков - как блокирующий фактор выбора на рынке женихов и невест, то полная или избыточная информация друг о друге отнюдь не способствует созданию семьи. Желание получить наибольший объем информации о брачном партнере, завышенные требования к нему, ожидание «принца» или «принцессы» могут привести к длительному поиску спутника жизни, увеличению добрачного возраста. Тем не менее интерес к потенциальному партнеру, желание как можно больше узнать об объекте повышенного внимания побуждает молодых людей искать информацию, необходимую для принятия правильного (или рационального) решения о том, можно ли и надо ли связать жизнь с этим человеком: цена ошибочных решений велика, и большинство людей это осознают.
Людям, желающим наконец решить проблему одиночества и создать семью, могут прийти на помощь различного рода посредники
на рынке знакомств и брачных услуг. Согласно данным упомянутого выше исследования семейных людей, в качестве посредников в создании их семьи выступали друзья (31%), родственники (9%), 5% опрошенных
познакомились по переписке, по мобильному телефону, 1% - через Интернет, 1% - через профессиональных свах. Но все же большинство самостоятельно искали «свою вторую половину» (63%).
Нужны ли сегодня свахи? Или довериться только зову своего сердца? Общественное мнение по этому вопросу раскололось. Результаты данного исследования показали, что только 7% (12% женщин и 2% мужчин)
информированность друг о друге до принятия решения о вступлении в брак сегодня актуальны. Помогают ли в деле знакомства и содействия заключению брака различные посредники: брачные объявления,
профессиональные свахи, брачные агентства, родители, друзья, коллеги по работе, которые также способствуют получению важной информации о возможном брачном партнере? Сегодня это малоизученный пласт социологии семьи, ответить на вопрос непросто: деятельность профессиональных свах (посредников на рынке женихов и невест) меркантильна. Целевая функция их, скорее всего, состоит в том, чтобы привести
нижегородцев
THE VALUE OF INFORMATION IN THE SITUATION OF CHOOSING THE SPOUSE
T.S. Chistyakova
The article presents results of research on the attitude of Nizhniy Novgorod inhabitants towards intermediaries at market of matrimonial services. The necessity of individual search for the spouse and advantages of love as the basi forming the family are pointed out. The decline of parents’ influence on the choice of the spouse is demonstrated.
считают, что эту традицию надо
обязательно возродить.
Еще 46%
снисходитель но замечают, что можно
попробовать
- хуже не будет. 47%
настаивают на том, чтобы молодые сами искали спутника жизни, брали ответственнос ть за выбор на себя и не винили
других в случае ошибочного выбора.
При этом 52% нижегородцев считают, что сегодня труднее, чем раньше, найти друга (подругу) жизни, 25% ответили, что так же, как и раньше, - трудно. 19% говорят, что сегодня так же, как и раньше, легко создать семью, всего 4% опрошенных уверены, что сегодня это легче сделать.
Учитывая такую современную тенденцию в развитии семьи, как увеличение удельного веса разводов (разрушается каждая вторая семья!), правомерно говорить о растущем количестве неверных самостоятельных решений о вступлении в брак, принятых в основном молодыми людьми.
Таким образом, проблема выбора брачного партнера, формирования стабильного союза, а также хорошая
(подтолкнуть, побудить) клиентов к
вступлению в брак, не учитывая при этом долговременных факторов, обусловливающих устойчивость, долгосрочность и прочность семейных уз. Но именно этого ждет от брака абсолютное большинство людей.
Спесок летерытуры
1. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. - Перепеч. с изд. 1979 г. - М.: ЦСП, 2003. - С. 7.
2. Жирнова, Г.В. Брак и свадьба русских и горожан в прошлом и настоящем / Г.В. Жирнова. -М.: Изд-во «Наука», 1980. - С. 36.
3. Зорин, Н.В. Русский свадебный ритуал / Н.В. Зорин. - М.: Наука, 2001. - С. 27.
4. Русские. - М.: Наука, 1999. - С. 420.
семейного
5. Жирнова, Г.В. Брак и свадьба русских и горожан в прошлом и настоящем / Г. В. Жирнова. -М.: «Наука», 1980. - С. 24.
6. Научный руководитель исследования д.и.н. проф. Саралиева З.Х. Опрошено 438 жителей Н. Новгорода и области с опытом семейной жизни в возрасте от 20 до 70 лет.
7. Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак,
семья. (Социологическое исследование) / В.Т.
Лисовский. - СПб.: Наука, 2003. - С. 276.
8. Murstein, B.J. Who will marry Whom?
Theories & Research in Marital Choice / B.J. Murstein.
New York, 1976.
9. Winch, R.F. The theory of complementary needs in mate selection / R.F. Winch // American Sociological Review. 1955. V. 20. P. 552-555; Winch R.F. Mate selection: A study of Complementary Needs / R.F. Winch. New York, 1958.
10. Center, R. Sexual attraction & love: An instrumental theory / R. Center Springfield, 1975.
11. Шапиро, Б.Ю. От знакомства к браку / Б.Ю. Шапиро. - М.: Знание, 1990. С. 42.
12. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи / А.М. Швец, Е.А. Могилевских, Е.Ю. Каргаполова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2.- С. 89, 93, 96.
13. Шапиро, Б. Ю. От знакомства к браку / Б.Ю. Шапиро. - М.: Знание, 1990. - С. 18.
14. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи / А.М. Швец, Е.А. Могилевских, Е. Ю. Каргаполова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 96.
15. Докучаева, С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении / С.О. Докучаева // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3.
- С. 44.