Научная статья на тему 'Ценное издание для финансистов и историков'

Ценное издание для финансистов и историков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценное издание для финансистов и историков»

ф

К 200-ЛЕТИЮ МИНФИНА РОССИИ

П.С. Никольский

директор Музея истории Финансовой академии при Правительстве РФ

ЦЕННОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ФИНАНСИСТОВ И ИСТОРИКОВ

серьезным датам в истории крупных ведомств обычно

К готовятся юбилейные издания. Так, к 100-летию Министерства финансов императорской России была издана монография «Министерство финансов. 1802-1902» в двух томах, отлита памятная медаль — на лицевой стороне ее профили императоров Александра I с датой 1802 г. и Николая II с датой 1902 г.

Десятилетие спустя был издан труд «Министерство финансов. 1904-1913». В двенадцати его главах представлены итоги работы финансового ведомства по отдельным направлениям:

государственные доходы и расходы; прирост денежных капиталов; денежное обращение и операции Государственного банка; ипотечный кредит; внешняя торговля и таможенный доход; прямые налоги и пошлины; косвенные налоги и винная монополия и др. В главах много диаграмм (60), наглядно иллюстрирующих текст. В книге дан анализ исполнения бюджета России за 1903 г. и за 1913 г. и представлена динамика его основных направлений по доходам и расходам.

И вот теперь уже в наши дни к 200-летию Министерства финансов издана солидная четырехтомная монография «История Министерства финансов России» за период 1903-2002 гг., подготовленная большим коллективом авторов во главе с министром финансов РФ А.Л. Кудриным.

Большинство глав, особенно IV тома, написано работниками Министерства финансов, его Научно-исследовательского института. Среди авторов — сотрудники Института экономики РАН, Института российской истории РАН, ряда финансовых вузов и других профильных организаций.

Главный редактор издания министр финансов РФ А.Л. Кудрин в предисловии к IV тому (1986-2002 гг.) подчеркнул, что в создании монографии активно участвовали видные ученые научных институтов и вузов. Знакомство с материалами томов показало, что и ученые Финансовой академии на высоком уровне выполнили полученные от редакции задания. В частности, в подготовке четырех глав II тома приняли участие д.э.н., проф. В.М. Родионова, к.э.н., доц. С.П. Солянникова и к.э.н., доц. Ю.Я. Вавилов.

Среди авторов монографии большое количество выпускников предшественника Финансовой академии — Московского финансового института (МФИ). Это доктора экономических наук Ю.М. Артемов, С. М. Борисов, Д.Д. Бутаков, Н.Д. Врублевский, Е.В. Коломин,

А.В. Крикунов, Н.Г. Сычев. Многие авторы, наши выпускники, являются сотрудниками министерства, в том числе кандидаты экономических наук А.С. Бакаев, Б.И. Златкис, А.Г. Игудин, Н.И. Малис, А.П. Плешков,

А.Г. Силуанов, Ю.А. Сплетухов, В.Е. Чистова, В.А. Шалаев и др. Среди авторов — зам. министра Н.С. Максимова, руководители департаментов министерства А.И. Иванеев, Т.С. Овчинникова, ветеран министерства Р.С. Лапицкая — также выпускники нашей Академии.

Изданный тиражом 3 тыс. экземпляров, четырехтомник является логическим продолжением первой монографии, которая в 1994 г. по решению Министерства финансов России была переиздана, с тем чтобы быть доступной «широкому кругу нынешних и будущих специалистов» в качестве первоисточника по проблемам становления и развития системы управления финансами страны в первый столетний период деятельности министерства.

Эти монографии вместе (семь томов) будут полезны специалистам финансовых органов, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам вузов. Если в первой монографии отражено управление финансами в Российской империи, то во второй это управление и его совершенствование рассматривается при смене эпох, государственного строя, принципов хозяйствования, требующих коренных преобразований в финансовых отношениях. Это был период перехода от абсолютной монархии к конституционной, от нее к буржуазно-демократической республике, далее к социалистической федеративной республике (РСФСР) и Союзу Советских Социалистических Республик (СССР), наконец к демократической республике — России. При этом происходила смена политического строя, что требовало новой финансовой политики государства.

История финансов и финансовой системы России, история ее Министерства финансов во всех четырех томах рассмотрена в неразрывной связи с историей страны, ее государственности и финансовой политики, направленной на укрепление рубля, устойчивости бюджета, прочности финансов, на устранение негативных моментов в этом сложном деле.

Финансовая академия при Правительстве РФ органически связана как с Министерством финансов, так и с Министерством образования России. Напомним, что к 200-летию своего ведомства Министерство образования РФ выпустило монографию «Очерки истории российского образования» в трех томах. Авторами ее исследованы многочисленные печатные и архивные источники, практические материалы образовательного процесса. Как и в «Истории Министерства финансов России», в трехтомнике представлены не только развитие образования за 200-летний период, включая высшие учебные заведения, но и лидеры образования — ученые, педагоги, воспитатели. И среди них выделены все министры (наркомы) образования с их характерами, общественно-политическими взглядами, помыслами. Конечно, ученым Финансовой академии следует познакомиться с материалами этого трехтомника, уделив внимание работе вузов во всех направлениях прошлого и настоящего времени с их сложными проблемами.

Знание истории обоих министерств, их прошлого опыта и его результатов помогает сохранению и приумножению всего того

лучшего, что накоплено за двести лет в деле высшего финансово-

экономического образования, в практике работы аппарата финансовой системы России, ее центрального звена — Министерства финансов.

* * *

история министерства финансов России: В 4 т. / Авторский коллектив;

Главный редактор А.Л. Кудрин / Министерство финансов Российской

Федерации. Научно-исследовательский финансовый институт

Министерства финансов Российской Федерации. М.: Инфра-М., 2002.

I том (1903-1917 гг.) — 464 с., 16 с. ил.;

II том (1917-1932 гг.) — 512 с., 16 с. ил.;

III том (1933-1985 гг.) — 352 с., 16 с. ил.;

IVтом (1986-2002 гг.) — 528 с., 8 с. ил.

Изложить основное содержание четырех объемных томов 200летней истории Министерства финансов — задача непосильная

для одной журнальной статьи. А посему воспользуемся советом русского историка Сергея Соловьева, приведенным

министром финансов РФ А.Л. Кудриным в предисловии к IV тому монографии. А совет этот таков: «... не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить

преимущественно за связью явлений.». Так и поступим, то есть на основе изучения материала отдельных томов обозначим их общие моменты и отличия. Следует подчеркнуть, что в монографии представлена в общих чертах история финансов каждого определенного этапа, история деятельности финансового

аппарата — Министерства (наркомата) финансов страны, других финансовых организаций.

В I том включены материалы периода 1903-1917 гг., насыщенного бурными событиями. Тут и успехи (золотое денежное обращение, рост промышленного производства и др.), и неудачи — в войне с Японией и в первой мировой войне, и глубокие потрясения, приведшие к краху великой империи.

В томе помещены портреты всех министров финансов России этого периода, образцы бумажных денег Российской империи, Временного правительства, займов и акций. Все эти материалы вызывают неподдельный интерес и украшают том.

Содержание глав I тома, как и других томов, отражает функции и организацию работы Министерства финансов того времени. В первых главах всех четырех томов

представлены биографии всех министров (наркомов) финансов России за 200-летний период (далее многие из них будут названы и представлена их профессиональная деятельность).

Поскольку названия глав в четырех томах монографии часто повторяются, а также и потому, что не обо всех главах будет сказано в статье из-за их многочисленности, приведем их полностью по I тому, а по остальным представим лишь новые.

Том I (1903-1917 гг.)

Введение

Гл. 1. Министры финансов Гл. 2. Центральные и местные учреждения Министерства финансов

Гл. 3. Деятельность департамента государственного казначейства и окладных сборов

Гл. 4. Деятельность Департамента железнодорожных дел Гл. 5. Органы финансового контроля России

Гл. 6. Государственные доходы и расходы Гл. 7. Прямые налоги и пошлины Гл. 8. Косвенные налоги и винная монополия Гл. 9. Прирост денежных капиталов Гл. 10. Движение золотого запаса

России в конце ХХ-начале ХХ в. Гл. 11. Выпуск ценных бумаг в России и за границей и фондовая биржа Гл. 12. Государственный долг России в начале ХХ в.

Гл. 13. Экспедиция заготовления государственных бумаг Гл. 14. Государственный банк 19031914 гг.

Гл. 15. Государственный банк 19141917 гг.

Гл. 16. Государственный банк и развитие кредитной

кооперации Гл. 17. Сберегательные кассы в начале ХХ в.

Гл. 18. Государственный Дворянский земельный банк Гл. 19. Крестьянский поземельный банк

Гл. 20. Санкт-Петербургская

(Петроградская) и Московская ссудные казны (казенные ломбарды)

Гл. 21. Торговля и промышленность Гл. 22. Внешняя торговля Гл. 23. Таможенная политика и таможенный доход Гл. 24. Отдельный корпус

пограничной стражи и борьба с контрабандой Гл. 25. Главная палата мер и весов Гл. 26. Железнодорожное хозяйство Гл. 27. Подготовка кадров

В отличие от I тома во II томе монографии редакция глав и их состав в ряде случаев изменились (здесь не отмечается отличие содержания глав по существу). Например, нет глав о железных дорогах, многих глав о банках, ломбардах, пограничной страже и т.д.

Том II (1917-1932 гг.)

Раздел первый — Финансовые мероприятия Советской власти в 1917-1920 гг. (11

глав)

Среди них:

Гл. 1. Народные комиссары

финансов

Гл. 2. На пути создания новой

финансовой системы

Гл. 5. Налоговая политика Гл. 8. Деньги и денежное обращение Гл. 9. Народный комиссариат

финансов

и кредитная система Гл. 11. Разные виды финансовой

деятельности

Раздел второй — Финансовая система в 1921-1932 гг. (18 глав)

Среди них:

Гл. 1. Народные комиссары финансов СССР и России Гл. 2. Структура и деятельность центрального аппарата

Наркомата финансов Гл. 3. Управление местными

финансами Гл. 9. Выпуск ценных бумаг и

фондовая биржа Гл. 12. Движение золотого запаса Гл. 18. Подготовка кадров

Остальные главы отведены

отдельным функциям Наркомата финансов. В конце тома представлены портреты наркомов: И.И. Скворцова-Степанова,

В. Р. Менжинского, И.Э. Гуковского, Н.Н. Крестинского,

М.К. Владимирова, Н.А. Милютина, В.Н. Яковлевой. Здесь же помещены портреты первых наркомов

финансов СССР: Г.Я. Сокольникова, Н.П. Брюханова и Г.Ф. Гринько. Их биографиям отведены первые главы двух разделов данного тома.

В томе представлены денежные знаки рассматриваемого периода

— расчетные знаки РСФСР, государственные денежные знаки РСФСР 1922 и 1923 г., транспортные сертификаты,

билеты государственного банка: три червонца, двадцать пять червонцев, облигации

(натуральные) — хлебного займа, сахарного, золотого займа 1924 г. Эти материалы привлекают внимание.

Во II томе подробно анализируются первые шаги нового государства — РСФСР в реализации финансовой политики в труднейших условиях, порожденных последствиями первой мировой войны, иностранной военной интервенции и гражданской войны. В главах тома показана последовательная работа Наркомфина по организации новых финансовых органов, финансовой системы. В стране были успехи в денежной реформе 1922-1924 гг., в налоговой и кредитной реформах 19301932 гг., хотя были и значительные негативные последствия

предпринятых реформ, что требовало устранения этих

последствий.

Во 2-й главе второго раздела этого тома хорошо представлен процесс изменений в структуре и

содержании деятельности

центрального аппарата Наркомата финансов, особенно после

образования СССР и принятия его Конституции. Показаны

проводимые меры по разделению сфер работы между Наркомфином СССР и РСФСР (не секрет, что эта проблема актуальна и в настоящее время). Отмечено, что в ноябре 1923 г. было утверждено Положение о Наркомфине СССР, которое конкретизировало

окончательное разграничение сфер деятельности с

Наркомфином РСФСР. Показаны

результаты структурной

перестройки аппарата Наркомфина СССР, включавшего девять управлений: общее; бюджетное;

валютное; государственных

налогов; государственных доходов; местных финансов; финансовоконтрольное; управление

фабриками заготовления

государственных знаков (Гознак); финансово-экономическое бюро и три самостоятельных организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Госбанк, Госстрах и

Гострудсберкассы.

III том монографии охватывает период 1933-1985 гг., то есть половину второго 100-летнего периода, насыщенного многими событиями экономического и финансового характера. В СССР, а вместе с тем и в РСФСР, утверждались и получили свое развитие плановые начала в социалистическом хозяйствовании, совершенствовалось законодательство, в том числе и по финансовой деятельности,

создавался экономический и оборонный потенциал,

обеспечивший победу Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., быстрое послевоенное восстановление производительных сил и подъем производства.

Второй параграф 1-й главы III тома монографии отведен биографиям наркомов и министров финансов РСФСР: В.Ф. Попова (1938-39)*;

* В скобках приведены годы работы в должности министра (наркома)

финансов.

М.Н. Умнова (1939);

А.М. Сафронова (1939-41, 194549); А.А. Посконова (1941-45); И. И. Фадеева (1949-73) — он

окончил Московский финансовоэкономический институт и на посту министра был почти 24 года;

А.А. Бобровникова (1973-90) — он окончил Ленинградский финансовоэкономический институт и на посту министра был 17 лет.

Вместе с тем в этот период наблюдались значительные

негативные явления в системе (плановой) и методах

(административных) управления экономикой. Попытки их

модернизации были, но успеха не принесли. Между тем

противоречия в экономике и

обществе нарастали, что привело к стагнации и обусловило необходимость перестройки.

IV том монографии (1986-2002 г.) в своей первой части содержит

описание попыток ликвидации возникающих противоречий в

обществе и экономике через

процесс перестройки

экономических отношений,

механизма управления экономикой в рамках концепции СССР. Этот процесс в итоге привел не к совершенствованию, а к кризису хозяйственного и государственного устройства, что обусловило распад СССР и образование суверенной Российской Федерации.

В этом томе роль Министерства финансов РФ в преобразовании

финансовой системы в

направлении, отвечающем

требованиям рыночной экономики, показана обстоятельно, поскольку почти все главы тома написаны профессионалами —

ответственными работниками самого министерства.

Во всех томах есть материал по социальной сфере, но о

современных ее проблемах написано в 11-й главе IV тома «Финансирование отраслей

социальной сферы и науки», где речь идет о финансировании науки, образования, культуры,

здравоохранения, физической культуры, финансировании

социального обеспечения и

программ социальной защиты. Шестой параграф главы отведен финансированию

фундаментальных исследований и программ содействия научнотехническому прогрессу.

Если история финансов России творится не только Министерством финансов, то уж история самого Министерства финансов — дело рук его специалистов, их квалификации как работников главного финансового ведомства. От качества работы аппарата финансовой системы, его главного звена — центрального аппарата министерства зависит в первую очередь управляемость финансов, их совершенствование.

Правильно, что авторский коллектив пошел по пути широкого показа в каждом томе, в каждой из глав процессов зарождения и реализации замыслов и идей в конкретные распоряжения, проекты постановлений, инструкции, а

также вклада в эту работу сотрудников управлений,

департаментов и отделов. И как уже говорилось, на первом месте во всех томах дан материал о министрах периода Российской империи, наркомах РСФСР, наркомах и министрах СССР и Российской Федерации. Ведь именно они отвечают за доверенное им дело реализации финансовой политики государства через управление финансами, финансовой системой. В первых главах каждого тома не только приведены биографические

данные министров и наркомов, но и отражены их деловые качества, профессиональное образование, стиль работы с коллективом.

Об уровне образования министров финансов царской России и периода Временного

правительства свидетельствуют следующие данные.

Большинство министров получили университетское образование: Е.Ф. Канкрин (1823-44) закончил Гессенский и Марбургский университеты Германии;

Ф.П. Вронченко (1844-52) —

Московский университет; П.Ф. Брок (1852-58) — Московский

университет; А.М. Княжевич (185862) — Казанский университет со степенью канд. наук; А.Г. Абаза (1880-81) — С.-Петербургский

университет; Н.Г. Бунге (1881-86)

— Киевский университет со степенью канд. наук;

И.А. Вышнеградский (1887-92) — С.-Петербургский педагогический институт; С.Ю. Витте (1892-1903)

— Новороссийский университет со степенью канд. физико-матем. наук; П.Л. Барк (1914-февр. 1917)

— С.-Петербургский университет; М.И. Терещенко (март-ноябрь 1917) — Лейпцигский университет;

A.И. Шингарев (май-июль 1917) —

Московский университет;

Н.В. Некрасов (авг. 1917);

М.В. Бернацкий (сент.-окт. 1917) — Киевский университет.

М.Х. Рейтерн (1862-78),

Э.Д. Плеске (1903-04),

B.Н. Коковцов (1904-14, с перерывом 1905-06) и И. П. Шипов (1905-06) в свое время окончили Александровский лицей.

Отметим, что еще при Иване IV и царе Федоре Алексеевиче были попытки отмены местничества, то есть порядка замещения высших должностей в зависимости от знатности рода. В этой отмене просматривается принцип — «дети сами должны пробивать себе дорогу». А это означает, что знатность уступала место природному уму и деловым качествам.

Идея образовательного ценза для определенной категории

государственных служащих

принадлежала М.М. Сперанскому. Ведь для реализации его «Плана финансов» нужны были люди, имеющие профессиональную подготовку.

Указом Александра I (август 1809 г.) была определена необходимость соответствующего образования (специального) для продвижения по службе. Позднее

высшее образование стало обязательным для должностей министра финансов и товарища министра финансов (т.е. заместителя).

Отдельного упоминания

заслуживает объективная позиция авторов монографии в

характеристике министров

финансов Временного

правительства, в показе его финансовых мер. Приведенный фактический материал помогает лучше и полнее понять его деятельность, попытки борьбы с трудностями. Ведь зачастую об этом правительстве писали только как о временном — не всегда объективно и мало.

Как известно, в течение восьми месяцев от февраля к октябрю

1917 г. сменилось четыре министра финансов: М.И. Терещенко,

А.И. Шингарев, Н.В. Некрасов и М.В. Бернацкий. А.И. Шингарев, например, в течение десяти лет был депутатом Государственной Думы, входил в состав бюджетной комиссии, участвовал в разработке проекта закона о расширении бюджетных прав Думы, считался знатоком бюджетной политики. Еще в 1908 г. отмечал отсутствие единого финансового и экономического плана. Им была подготовлена финансовая

программа, но не была реализована из-за освобождения его от должности министра.

Один из министров финансов Временного правительства

Н.В. Некрасов в 1921-1930 гг. преподавал в МГУ и МИНХе им. Г.В. Плеханова. М.В. Бернацкий еще с 1904 г. в должности доцента преподавал политэкономию в С.-Петербургском политехническом институте. В этой связи напомним, что на экономическом отделении этого института были студентами будущие ученые МФИ. Это

Н.Н. Ровинский (директор МФИ в 1947-53 гг.); В.С. Геращенко;

Д.А. Бутков; Д.П. Боголепов был ректором и профессором одного из первых финансово-экономических вузов Советской России —

Московского финансовоэкономического института,

созданного Наркомфином РСФСР в 1919 г.

О первых руководителях Наркомата финансов

постреволюционного периода, их

образовательном цензе и

практических делах хорошо написано в 1-й главе первого раздела II тома монографии.

С приходом советской власти управление финансами

государства было доверено профессиональным революционерам. Среди них рекомендованный В.И. Лениным на этот пост в октябре 1917 г. И.И. Скворцов-Степанов —

публицист, историк, экономист, переводчик «Капитала» К. Маркса. Он окончил Московский учительский институт в 1890 г. Однако поскольку по ряду причин Скворцов-Степанов не мог выехать из Москвы, то к исполнению обязанностей наркома так и не

приступил. Фактически первым наркомом финансов был

В.Р. Менжинский, окончивший в 1898 г. юридический факультет Петербургского университета. Наркомом финансов он был малое время — всего пять месяцев, но это были месяцы напряженной работы по созданию новой финансовой системы, исполнению указаний VI съезда партии (прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты долгов по займам — внутренним и внешним и

др.).

С марта по Наркомфин И.Э. Гуковский. реализацией экономических

август 1918 г.

возглавлял Он занимался программы преобразований,

где на первом месте стояла задача финансовой централизации, на втором — налоговая политика.

Н.Н. Крестинский фактически

руководил Наркомфином с августа

1918 г. до октября 1921 г. Он продолжал строительство новой финансовой системы, проводил структурные изменения

финансовых учреждений в целях превращения Наркомфина в «центральную бухгалтерию»

пролетарского государства.

Н.Н. Крестинский в свое время окончил юридический факультет Петербургского университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об образовательном уровне руководителей (первых лиц) Наркомата и затем Министерства финансов советской России, РСФСР, СССР и Российской Федерации свидетельствуют

следующие данные,

представленные в монографии и дополненные данными Музея истории Финансовой академии при Правительстве РФ.

Г.Я. Сокольников (1922-26) —

Московский университет (был исключен) и юридический

факультет Сорбонны, д.э.н.; Н.П. Брюханов (1926-30) —

Московский университет (был сослан); Г.Ф. Гринько (1930-37) — Московский университет;

В.Я. Чубарь (1937-38) —

самообразование; А. Г. Зверев

(1938-60) — МФЭИ, д.э.н.;

A.Н. Косыгин (1948, менее года) — Ленинградский текстильный ин-т;

B.Ф. Гарбузов (1960-85) — ФЭИ

(Харьков); Б.И. Гостев (1985-89) — Московский инжен.-технологич. инт; В.С. Павлов (1989-янв.91) — МФИ, д.э.н.; Б.Г. Федоров (июль-дек. 1990, 1993-94) — МФИ, д.э.н.;

В.Е. Орлов (март-ноябрь 1991) — МФИ; И.Н. Лазарев (дек. 1990-

нояб. 91) — МФИ, к.э.н.;

Е.Т. Гайдар (1991-92) — МГУ,

д.э.н.; В.В. Барчук (1992-93) — ВЗФЭИ; С.К. Дубинин (1994) — МГУ, д.э.н.; В.Г. Пансков (1994-96)

— МФИ, д.э.н.; А.Я. Лившиц (1996-

97) — Московский ин-т народного хоз-ва, д.э.н.; А.Б. Чубайс (март-ноябрь 1997) — Ленинградский инж.-экономич. ин-т, к.э.н.;

М. М. Задорнов (1997-99) —

Московский ин-т народного хоз-ва, к.э.н.; М.М. Касьянов (1999-2000)

— МАДИ; А. Л. Кудрин (с мая 2000)

— ЛГУ, к.э.н.

Хронология этих данных, помимо прочего, свидетельствует о таком

негативном моменте, как частая смена министров финансов РФ в последнее десятилетие. За этот период сменилось больше 10 министров — такого прецедента в прошлом с министрами финансов России не было. А ведь такая «министерская чехарда» не лучшим образом влияла на работу Министерства финансов страны.

В 1-й главе IV тома приведены подробные сведения о министрах СССР Б.И. Гостеве, В.С. Павлове (выпускник МФИ 1958 г.),

В.Е. Орлове (выпускник МФИ 1960 г.). Материалы говорят о том, что это профессионалы,

прошедшие все ступени служебной лестницы. В.С. Павлов, например, досконально изучивший

финансовую и плановую работу, стал доктором экономических наук, профессором, автором ряда

научных монографий . В марте 1991 г. он получил назначение на должность премьер-министра СССР.

Подробные сведения приведены в четырехтомнике о министрах суверенной России, еще

входившей в состав СССР, и о министрах финансов РСФСР и Российской Федерации. Среди них Б.Г. Федоров — выпускник

факультета международных

экономических отношений МФИ, ныне доктор экономических наук, профессор. И.Н. Лазарев — выпускник финансово-

экономического факультета МФИ,

Монографии хранятся в Музее истории ФА.

был министром финансов РСФСР и первым руководителем налоговой службы России. Затем даны материалы о министрах финансов РФ — Е.Т. Гайдаре, В. В. Барчуке, Б. Г. Федорове (дважды был министром), С.К. Дубинине. Его

сменил, как написано в

монографии, «кадровый

финансист» В.Г. Пансков,

выпускник финансово-

экономического факультета МФИ, ныне доктор экономических наук, профессор, автор ряда монографий по финансам. В

Министерство финансов СССР он

пришел сразу после окончания МФИ в 1965 г., пройдя затем все ступени служебной лестницы, вплоть до первого заместителя министра финансов и затем министра финансов РФ.

В биографиях министров финансов России — А.Я. Лившица, А.Б. Чубайса, М.М. Задорнова,

М. М. Касьянова и А. Л. Кудрина читатель найдет достаточную информацию об их образовании, служебном продвижении, планах и делах.

Последующие главы IV тома,

вместе с введением и приложением (портреты министров финансов России, краткие

биографии руководящих

работников министерств финансов СССР, РСФСР и Российской Федерации) читаются с большим интересом еще и потому, что это уже история наших дней. Среди 22 глав IV тома, на наш взгляд, ключевыми являются две — 2-я и 4-я.

Гл. 2-я — о роли, задачах и организационной структуре

Министерства финансов. В ней четко очерчены задачи

структурных подразделений

министерства: департаментов,

управлений, местных финансовых органов, территориальных органов федерального казначейства,

страхового надзора, контрольноревизионных органов, региональных управлений по валютному контролю.

Гл. 4-я — об организации

деятельности министерства. В ней изложены его основные функции, широко представлена

деятельность по связям и координации работы с органами исполнительной власти на уровне Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, с общественными объединениями. Представленные в главе основные группы функций дают полное понимание того, что исполняет и за что отвечает полностью само министерство и что оно делает во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, являясь соисполнителем.

О других главах IV тома будет сказано ниже.

Читателю, особенно

преподавателям Финансовой

академии, ее аспирантам, магистрантам и студентам знакомство с материалом 15-й главы IV тома «Управление

государственным внутренним долгом» и 16-й главы «Управление государственным внешним

долгом» (а это объем 2 п.л.)

позволит лучше и более квалифицированно судить о сложных проблемах, изложенных в указанных главах, снабженных обширным табличным материалом. Следует отметить высокий профессионализм всех соавторов глав. Среди них к.э.н. Б.И. Златкис и д.э.н., проф. Д.Д. Бутаков (оба — выпускники МФИ).

При изучении сущности государственных долгов, их объема и динамики,

представленных в IV томе, следует добавить материал по данной теме, помещенный в других томах. В I томе это глава 12 «Государственный долг России в начале ХХ века»; во II — в первом разделе глава 7 «Государственный долг. Аннулирование внутренних и внешних займов»; во втором разделе глава 8 «Государственный долг»; в III томе глава 5

«Государственный кредит,

государственный долг и сберегательное дело». Автор глав во II томе — к.э.н. Ю.Я. Вавилов — выпускник МФИ, доцент кафедры финансов ФА. У него есть изданное в 2000 г. учебное пособие для вузов «Государственный долг». Авторы глав о госдолге в I и III томах — к.э.н. А.О. Шабалин и д.и.н. Ю.А. Петров.

Из сказанного выше следует, что материал о государственном долге представлен в пяти главах монографии, причем во II томе ему отведены две главы. Их изучение позволит лучше знать многие стороны проблем этого долга, направлений их решения в нашей

стране, в других странах рыночной экономики. Платежи по займам выступали в России в прошлом и в настоящее время одной из главных статей расходов бюджета. Об этом свидетельствуют данные 12-й главы I тома. В IV томе приведены материалы о Федеральном бюджете России на 2002 год. На погашение государственного долга направляется 68 566,6 млн руб., или 14,65%; на национальную оборону — 14,6%.

Интересна информация,

имеющаяся в 5-й главе IV тома, о развитии рынка государственных ценных бумаг в 1970-1989 гг. и о появлении дивидендных бумаг. Отмечен выпуск и обращение ценных бумаг Государственного 3процентного внутреннего

выигрышного займа 1966 г. Он радикально изменял систему госкредита, поскольку ценные бумаги покупались на свободные денежные средства населения, полученные на рынке денежных ресурсов. Вот вывод авторов: «... с 1996 г. государственный кредит вошел в сферу рыночных отношений». Но отмечается, что эти отношения по многим

параметрам были

регламентированы государством и, следовательно, были

ограниченно рыночными.

Начал проявлять себя и фондовый рынок, пока только через государственные ценные бумаги трех видов (в 90-х годах),

приносящих доход по тиражам, путем получения ежегодных процентов и путем покупки товара

по твердой цене. Были выпущены сберегательные сертификаты Сбербанка СССР, «паллиативные» бумаги — акции трудового коллектива и акции предприятий. Суть — способствовать мобилизации капитала и его

свободному переливу между

предприятиями (и это при старых формах государственной

собственности!). Но и эти отношения функционировали в рамках регламентаций

государства, его плановых

заданий.

Для ученых Финансовой академии, выступающей кузницей кадров

экономистов-финансистов, представляет большой интерес содержание глав монографии, отражающих подготовку

финансовых кадров и научную

деятельность в системе

Наркомфина РСФСР,

Министерства финансов СССР и Министерства финансов РФ. Особенно это относится к 13-й главе III тома, к 22-й главе IV тома, потому что МФИ и Финансовая академия имели и имеют прямое отношение к решению

рассматриваемых в этих главах

положений и проблем. Много интересных данных по подготовке кадров приведено в 27-й главе

I тома и в 18-й главе II тома.

В 13-й главе III тома речь идет о работе Наркомфина СССР по организации ряда специальных финансовых вузов в 1930 г. Это Московский финансовоэкономический институт,

Ленинградский, Ростовский,

Казанский, Харьковский и Иркутский финансово-

экономические институты. В конце 1930 г. стал функционировать Всесоюзный заочный институт финансово-экономических наук Наркомфина СССР, а в 1931 г. была организована академическая подготовка руководящих

работников финансового аппарата и кредитной системы. В период с 1930 по 1932 г. Наркоматом финансов было открыто восемь финансово-экономических техникумов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положение о Наркомате финансов СССР, утвержденное ЦИК и СНК в мае 1936 г., предусматривало в целях развития финансовой науки создание Научно-

исследовательского финансового института (НИФИ). В его составе в начале деятельности были секции: бюджетная, налоговая, денежного обращения, кредита и оборотных средств, истории советских финансов, учета выполнения финансовых планов.

Понятно, что эта структура к настоящему времени претерпела изменения, отраженные в материалах 13-й главы III тома и во 2-й главе IV тома. В этих главах показаны направления работы НИФИ в целом, его отделов и их сотрудников, участие которых в разработке заданий

конкретизировано, а исполнению дана оценка. Примечательно, что в материалах о НИФИ в III томе (1933-1985 гг.) показано участие в его работе будущего первого директора МФИ доктора

экономических наук, профессора Н.Н. Ровинского, а также первого директора МФЭИ профессора

Д.П. Боголепова.

В августе 1998 г. НИФИ получил статус государственного научного учреждения общеэкономического профиля, осуществляющего

научную, исследовательскую и научно-техническую деятельность, направленную на применение новых знаний. Положение о нем четко формулирует его задачи, функции, структуру. Отметим, что в этом институте работали и работают многие выпускники МФИ и ФА.

В отделе истории финансов с 1994 г. велись научные

исследования по истории Министерства финансов России. Плодом коллективной работы и явилась монография в четырех томах, о которой идет речь в этой статье.

Отмечая связи Финансовой

академии с Министерством финансов России, в частности с НИФИ, следует подчеркнуть, что они носят многостороннюю направленность. Эти связи Академии с НИФИ следует

расширять, а их результаты должны быть более

плодотворными. Академия

благодарна работникам НИФИ, его руководителям за их кропотливую и вдумчивую работу по подготовке отзывов ведущей организации по диссертациям на соискание ученых степеней, за

деятельное участие в научных конференциях и т.п.

Во II томе есть интересный материал по подготовке специалистов страхового дела (гл. 16-я).

Для подготовки специалистов высшей квалификации Главным правлением Госстраха были организованы страховые

отделения в Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова и Московском промышленно-экономическом институте. Напомним, что в 1921 г., когда Московский финансовоэкономический институт был расформирован, его финансовый факультет вошел в состав МПЭИ. В 1927-1929 гг. его деканом был начальник валютного управления Наркомфина Л.Н. Юровский — один из руководителей денежной реформы 1922-1924 гг.

Специалистов по страхованию

готовили Ленинградский

политехнический институт и Харьковский институт народного хозяйства на 3-м и 4-м курсах. Студенты получали стипендии от Госстраха.

Специалистов высшей

квалификации по страхованию

готовил Московский финансовый институт, теперь их готовит

Финансовая академия. В ее составе функционирует Институт страхования с кафедрой

«Страховое дело». Выпускники МФИ Л.А. Мотылев и В.В. Шахов долгое время плодотворно работали в должности начальника

Главного управления Госстраха СССР и РФ. Оба — доктора экономических наук, авторы вузовских учебников по страхованию. Организация и регулирование страховой

деятельности представлены в 17-й главе IV тома.

Вызывает интерес материал ряда глав, которых не могло быть ранее по ряду причин. Это главы

IV тома — 12, 19 и 21-я.

Исходя из единой финансовой и бюджетной политики в области национальной обороны в главе 12й «Финансирование военнопромышленного комплекса и правоохранительной деятельности» представлены тенденции и структура

финансирования, развитие и финансирование обороннопромышленного комплекса,

обеспечения строительства

хорошо обученной и

подготовленной армии через ее модернизацию и качественное совершенствование Вооруженных Сил. В главе приведены данные об увеличении на эти цели

ассигнований из Федерального

бюджета 2001 и 2002 гг. в сравнении с предыдущими годами и сказано о большом вкладе в обеспечение реализации этих мер

A.А. Астаховым, Л. К. Куделиной,

B.Е. Чистовой — выпускников МФИ.

Если аудит как вневедомственный, независимый финансовый

контроль выступает непременным элементом инфраструктуры

рыночной экономики, то

естественно, что в IV томе ему посвящена отдельная глава «Организация аудиторской

деятельности». Во всех прежде изданных томах истории Министерства финансов таких глав нет, хотя должны были быть, ибо экономика России до 1917 г. была рыночной.

В главе речь идет о трудном процессе вхождения аудита в российский рынок, о проблеме специалистов новой формации, о качестве аудита, о

международных и национальных стандартах аудита и о других направлениях работы

Департамента организации

аудиторской деятельности,

возглавляемого А. В. Крикуновым

— д.э.н., выпускником МФИ. Отмечены учебные центры вузов, осуществляющих на высоком уровне учебно-методическую и организационную работу по подготовке аудиторских кадров. Среди них — Финансовая академия при Правительстве РФ во главе с ее ректором заслуженным деятелем науки РФ, доктором экономических наук, профессором А.Г. Грязновой.

В 21-й главе «Автоматизация обработки финансовой

информации» представлены этапы создания Автоматизированной системы финансовых расчетов (АСФР) МФ СССР (с 1974 г.), Главного вычислительного центра (ГВЦ) МФ СССР, внедрения персональных компьютеров на рабочих местах специалистов. Решением Коллегии Минфина РФ

(ноябрь 1998 г.) была утверждена концепция информатизации

министерства на основе создания Автоматизированной информационной системы (АИС «Финансы»), предполагающей использование новейших

достижений в информационновычислительных и программных комплексах, в средствах связи, в сетевых информационных

технологиях. Работа эта трудная, многоэтапная, многоцелевая. Цель АИС — повысить эффективность решения основных задач, возложенных на Минфин РФ, — например, многовариантный

расчет проекта Федерального бюджета РФ и др.

Отдельно следует отметить материал о научной библиотеке Минфина. С ней имеют дело преподаватели и аспиранты Финансовой академии, студенты, а также слушатели Института повышения квалификации

преподавателей. Она поистине уникальна и принадлежит к старейшим библиотекам страны.

Верно написал академик Н.М. Дружинин о том, что книги библиотеки «являются ценным и необходимым источником для научной работы историков и экономистов». Под этими словами подпишутся сотни финансистов — практиков, преподавателей вузов, научных работников в области истории и экономики. Научная библиотека Минфина России предоставляет своим посетителям возможность получения

информации с использованием

современных автоматизированных форм, в том числе с применением компьютерной техники. И

Финансовая академия эту возможность использует.

В 22-й главе IV тома «Кадровое обеспечение» отмечается, что для финансовой системы кадры профессионально готовят в Финансовой академии при Правительстве РФ, в Московском государственном университете им М.В. Ломоносова, Санкт-

Петербургском государственном университете экономики и

финансов, Российской

экономической академии им.

Г.В. Плеханова и ряде других вузов. В целях улучшения кадрового обеспечения

центрального аппарата

министерства, его

территориальных органов и финансовых органов субъектов РФ совместно с Финансовой академией идет обучение выпускников финансовоэкономических колледжей,

получивших диплом с отличием, в группах ускоренной подготовки по специальности «Финансы и кредит».

Особое место в подготовке и повышении квалификации

специалистов в области государственных и муниципальных финансов, бюджета и казначейства занимает Академия бюджета и казначейства Министерства

финансов РФ, функционирующая с сентября 1997 г. Ее ректор — д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Н.Г. Сычев —

выпускник МФИ 1950 г. В монографии в достаточной мере представлены материалы об этой академии, и эти материалы впечатляют.

Наряду со сведениями о вузах финансово-экономического профиля большое внимание в главе уделено работе бывших финансовых техникумов, ныне финансово-экономических колледжей (с 1993/94 г.).

И еще об одном хотелось бы сказать в этой статье. Вот уже

12 лет функционирует Музей истории Министерства финансов, возглавляемый ветераном

министерства А.П. Дудаковым. За это время проведено свыше 1200 экскурсий. Материал о Музее дан в 3-й главе IV тома.

Естественно, что у нашего Музея истории Финансовой академии самые добрые отношения с этим музеем. Его экскурсантами были, есть и будут студенты, слушатели и преподаватели Академии, преподаватели Института

повышения квалификации (ИПК), магистранты и аспиранты. В Музее истории Министерства финансов много интересных экспонатов. Их число значительно увеличилось в связи с празднованием 200-летия министерства в августе-сентябре 2002 г. Представлен в музее и наш двухтомник «История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации».

Популярен второй том:

«Выпускники Финансовой

академии» за период с 1946 по 2001 г.

Летом 2002 г. в Министерстве финансов в течение месяца

функционировала наша выставка на тему «МФИ-ГФА-Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации — кузница кадров экономистов-финансистов», приуроченная к 200-летию министерства. Все дни около ее стендов были сотрудники

министерства и других финансовых органов — выпускники Академии, их товарищи по работе. Глядя на фотографии питомцев Академии

— министров, их заместителей, руководителей департаментов,

членов коллегий, вспоминали они былые дни студенческие, своих «кузнецов»-преподавателей — ветеранов Академии, проявляли интерес к деятельности Музея истории ФА, к подготовке новой книги.

Предположительно она будет называться «Выпускники

Финансовой академии в лицах». В ней будут помещены фотографии выпускников (в студенческие годы и в зрелом возрасте), краткие биографические данные, отражены успехи и достижения в работе. Будут также опубликованы интересные, яркие воспоминания питомцев Академии о

незабываемых студенческих годах.

* * *

Данная статья не есть рецензия. В ней представлено лишь общее впечатление о просмотренном и прочитанном в четырех томах. Не обо всем написанном в них сказано — это, повторим, непосильно для журнальной статьи.

Цель ее — привлечь внимание читателей к этой монографии, показать, что в ее томах и главах они могут найти материал, нужный для научной работы, для углубления содержания всех форм учебного процесса в Финансовой академии, в других финансово-экономических вузах России.

После прочтения многих глав всех четырех томов и более глубокого изучения десятка из них вывод, вынесенный в название статьи, о ценном издании для финансистов и историков следует уточнить. Монография «История Министерства финансов России» в четырех томах (около 1900 страниц большого формата) — это не просто ценное издание — это бесценный подарок не только финансистам и историкам, но и всем, кто интересуется финансами России, ее финансовой политикой, финансовой системой, управлением финансами. Надо выразить глубокую признательность авторскому коллективу за их многолетний труд по созданию этой фундаментальной монографии, поблагодарить за ее высокое качество.

Ф ФИНАНСОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К ВОПРОСУ О ВЫРАБОТКЕ НАУЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

В нашу жизнь постепенно входит понятие «финансовые

расследования». Фактически оно уже присутствует в многочисленных публикациях в периодической печати, электронных средствах массовой информации. Например, в поисковой системе Яндекс* по ключевому слову «финансовые расследования» было найдено ссылок не менее чем на 9466 страниц и не менее чем на 233 серверах. Однако нормативно этот термин четко не определен ни отечественной наукой, ни законодательно. Эта ситуация создает неопределенность в понимании сущности и содержания финансового расследования. Данная статья — попытка обобщить различные точки зрения по этому вопросу, с теоретических позиций дать определение финансовому расследованию, классифицировать его наполнение.

Для выяснения сущности понятия его удобно разложить на две категории: финансы и расследования, определения которых уже существуют.

В юридической литературе понятие «расследование» тождественно понятию «предварительное расследование»**. Узкая трактовка расследования для финансовой сферы трудноприменима, поскольку она замыкается только на уголовный процесс. Современное содержание расследования заключается в выяснении и фиксации существенных обстоятельств совершенного нарушения, позволяющих его изучить и однозначно квалифицировать.

*4 http://www.yandex.ru.

** См.: Большой юридический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2000. С. 514.

Е.А. Кондратьева

зам. заведующего кафедрой «Налоговая полиция»

А.Р. Горюнов

аспирант кафедры «Налоговая полиция»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.