Научная статья на тему 'Цена как экономическая и юридическая категория'

Цена как экономическая и юридическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2284
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимина Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы значения ценообразования для развития экономики страны. Дана характеристика цены как экономической и юридической категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цена как экономическая и юридическая категория»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

- широкий круг участников мотивационных программ.

Доля акций, используемых на программы мотивации, составляет 3-4% от общего числа, за исключением программы ОАО "ВымпелКом"6 (6% капитала). Участниками программы являются ключевые менеджеры, члены совета директоров, консультанты и аудиторы (программа ОАО "НК "ЮКОС" участие директоров не предусматривала).

Срок исполнения права: от 2 до 10 лет. Устанавливается определенный период (от 45 до 190 дней) с момента увольнения, смерти или потери способности, в течение которого участник или его бенефициары могут исполнить право.

Причем срок исполнения права на вознаграждение для менеджеров составляет 2 года, для директоров - только в момент окончания исполнения обязанностей члена совета директоров. В случае увольнения менеджеров акции, срок погашения которых еще не наступил, аннулируются.

Самой распространенной целью мотивации является обеспечение роста капитализации и создания объективных принципов вознаграждения сотрудников, адекватного приросту капитализации. Применение программы, как правило, решает следующие задачи7:

- устанавливает зависимость дохода менеджеров от цены акции компании;

- создаёт материальную заинтересованность менеджеров в долгосрочном и устойчивом процветании фирмы;

- удерживает высококвалифицированные и эффективные управленческие кадры.

К сожалению, возможности применения зарубежных механизмов мотивации сотрудников для российского режима корпоративного управления во многих случаях нецелесообразен из-за отсутствия налоговых стимулов применения.

Список использованной литературы:

1. Логинов А.А. Акции, опционы, "фантомы" для менеджеров. Финансовые инновации и корпоративное управление. - М., GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011.

2. Фельдман А.Б. Производные финансовые и товарные инструменты: учебник. - М.: Изд-во Экономика, 2008.

References

1. Loginov A.A. Actions, options, "phantoms" for managers. Financial innovations and corporate management. - M, GELEOS Publishing House; Capital Trade Company, 2011.

2. Feldman A.B. Derivative financial and commodity instruments: textbook. - M.: Publishing House Economy, 2008.

© Зенкина Е.В., 2015

УДК 33

Зимина Светлана Анатольевна

Ассистент, Ишимский педагогический институт им. П.П.Ершова (филиал) ТюмГУ г. Ишим, Тюменская область E-mail: zimina_sa61@mail. ru

ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы значения ценообразования для развития экономики страны. Дана

6 Здесь и далее информация по: Annual Report Purssuant to Section 13 or 15 (d) of the Securities Exchange Act of 1934 For the fiscal year anded December 31, 2009 OJSC "VIMPEL-COMMUNICATIONS". - VimpelCom, 2010. - P.103-104. - URL: http://www.vimpelcom.com

7 Логинов А.А. Акции, опционы, "фантомы" для менеджеров. Финансовые инновации и корпоративное управление. - М., GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

характеристика цены как экономической и юридической категории.

Ключевые слова

Цена, ценообразование, механизм регулирования цен, ценовая политика.

Формирование рыночной экономики в России набирает свой темп. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется на рекомендациях маркетинга, и не только. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга.

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.[4, с. 215]

Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов.

В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры.

Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает. Цены находятся в тесной зависимости с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное - положительное или отрицательное - воздействие на всю деятельность фирмы. [1, с. 301]

Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимно приемлемой цене.

Как экономическая категория цена выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работу, услугу).

Цена как юридическая категория имеет несколько значений:

- цена является существенным условием договора;

- при свободных ценах, и при обязательных ценах, цена является базой для формирования НДС и акцизов;

- цена является точкой отсчета при применении торговых наценок;

- уровень цены определяет рентабельность производства товаров (работ, услуг).

Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения, такие как взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары, увязываются в интегрированную систему. [5, с. 342]

Освоение механизма и регулирования цен в новых условиях имеет для страны жизненно важное значение. Сложность заключается в том, что в нашей стране мировой опыт в области ценообразования освоен

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

плохо и применяется недостаточно квалифицированно. Кроме того, выход страны из кризиса и эффективное функционирование экономики России будут зависеть от успешности создания конкурентоспособного производства.

Создание механизма ценообразования, направленного на обеспечение высоких темпов интенсификации производства и способствующего повышению его эффективности и жизненного уровня населения, является весьма актуальной проблемой.

Цена и ценообразование являются важной составной частью хозяйственного механизма. Развитие конкретных отношений в различных отраслях народного хозяйства невозможно без научного ценообразования. В совокупности экономических средств, обеспечивающих успешное развитие народного хозяйства, цена является наиболее действенным экономическим инструментом. О значении цены как экономического инструмента управления говорит то, что она лежит в основе исчисления таких экономических показателей, как себестоимость, прибыль, объем реализации продукции, объем продаж. Список использованной литературы:

1. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 422 с.

2. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятии): учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КНОРУС, 2012. - 416 с.

3. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е.Есипова. - СПб: Питер, 2012. -212 с.

4. Салимжанов И.К. Ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов. - 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011. - 304 с.

5. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. - М.: Инфра-М, 2011. - 453 с.

© Зимина С. А., 2015

УДК 336.012.23

Иванова Юлия Вячеславовна,

Уфимский государственный нефтяной технический университет, студентка 1 курса магистратуры, Россия, г. Уфа Гурьев Михаил Евгеньевич, student of Royal Holloway, University of London,

Great Britain Гурьева Дарина Евгеньевна, Уфимский государственный авиационный технический университет,

студентка, Россия, г. Уфа Manhattan.2015@mail.ru

БАНКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Экономика является той сферой человеческой деятельности, которая обеспечивает витальные потребности общества. В экономической сфере важнейшим структурным элементом и одновременно инструментом рыночного хозяйствования являются финансы. Финансы выступают связующими нитями между всеми участниками общественного производства. Они, по сути, создают инфраструктуру экономики, выступают условием развития и совершенствования социальной сферы. Финансы как совокупность экономических отношений могут представляться в виде тех денежных средств, которые аккумулируются в банках и через посредство которых финансы инвестируются в общественное производство, оборачиваются и приумножаются. Банки выступают гибким и эффективным инструментом в регулировании рыночного механизма товарно-денежного хозяйства. В современных условиях банки превратились, по существу, в институт социально-экономической интеграции, обусловливающий степень эффективности финансов как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.