Научная статья на тему 'Целостность - важнейшее условие устойчивого постконфликтного социального развития'

Целостность - важнейшее условие устойчивого постконфликтного социального развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕОРИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СТРУКТУРА / ДИНАМИКА / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIETY / SOCIAL DEVELOPMENT / THEORIES AND MODELS OF DEVELOPMENT / HISTORICAL PROCESS / STRUCTURE / DYNAMICS / CONFLICT SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобкова Елена Михайловна

В статье рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к исследованию социального развития, раскрываются основные существующие теории общественного развития, а также возможности применения теоретических моделей в рамках анализа конфликтной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrity as the most important condition of sustainable post-conflict social development

The article discusses the main theoretical and methodological approaches to social development study. The author discusses the basic existing theories of social development, and the possibilities of application of theoretical models in the analysis of a conflict situation.

Текст научной работы на тему «Целостность - важнейшее условие устойчивого постконфликтного социального развития»

УДК 316.42:316.485.6

Бобкова Елена Михайловна

Bobkova Elena Mikhaylovna

кандидат социологических наук, доцент, и. о. декана факультета общественных наук Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко

PhD in Social Science, Assistant Professor, Acting Head of Social Science School, Transnistria State University

ЦЕЛОСТНОСТЬ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ПОСТКОНФЛИКТНОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

INTEGRITY AS THE MOST IMPORTANT CONDITION OF SUSTAINABLE POST-CONFLICT SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к исследованию социального развития, раскрываются основные существующие теории общественного развития, а также возможности применения теоретических моделей в рамках анализа конфликтной ситуации.

The article discusses the main theoretical and methodological approaches to social development study. The author discusses the basic existing theories of social development, and the possibilities of application of theoretical models in the analysis of a conflict situation.

Ключевые слова:

общество, социальное развитие, теории и модели развития, исторический процесс, структура, динамика, конфликтная ситуация.

society, social development, theories and models of development, historical process, structure, dynamics, conflict situation.

Keywords:

Региональный социально-политический кризис, усугубленный «ростом национального самосознания», привел к вооруженному конфликту на Днестре. Более 20 лет общественное развитие де-факто двух государств - Молдовы и Приднестровья характеризуется неустойчивостью и неопределенностью своих перспектив на фоне нестабильности и тревожности. Негативное влияние кризиса распространяется на все стороны жизни общества, накладывая отпечаток на материальное положение, возможность достойного трудоустройства, качество и образ жизни, социальное самочувствие и личную безопасность жителей данного региона.

В то же время сложились новые социально-экономические отношения, политическая и партийная системы, социальная структура, механизмы функционирования и взаимодействия государства и гражданского общества. Изменился геополитический контекст молдово-приднестров-ского конфликта.

Существенные изменения произошли в системе образования и воспитания, трансформировались ценностные ориентации и смысложизненные ориентиры. Кризисное состояние общественного развития Молдовы и Приднестровья определяется не только внутренними процессами, но и проблемами эффективного взаимодействия между двумя конфликтующими сторонами. В результате наблюдаются снижение качества жизни населения, стагнация в экономике и развитии гражданского общества.

Целостность и устойчивое развитие всех биологических и социальных систем являются непременными условиями их сохранения, функционирования, выживания и адаптации к реальным обстоятельствам окружающего мира. Система, утратившая эти свойства, обречена на разрушение под давлением внутренних центробежных и внешних сил. Исчезновение с исторической арены некогда могущественных империй, банкротство фирм в конкурентной борьбе, распад семей - все это последствия утраты системами целостности и способности к устойчивому развитию. Особую опасность для человечества, вооруженного средствами массового уничтожения, составляет отсутствие этих ключевых параметров социального взаимодействия в такой мегаси-стеме, как планетарное сообщество, в котором ярко выражены противоречия между богатыми и бедными странами, этническими и идеологическими общностями.

Не случайно в течение последнего полувека постоянно растет научный и практический интерес к проблеме соотношения целостности и устойчивого развития как жизнеопределяющих параметров функционирования системы «природа - общество». Разработка этих категорий в философии науки означала преодоление господствовавшего в познании более 200 лет принципа редукционизма (сведения всех сложных систем к определенным множествам простых элементов) и замену его концепцией целостности.

Одним из первых вариантов этой концепции явился холизм, представления о котором развивали Дж. Сматс, А. Майер-Абих, А. Леман начиная с 30-х гг. ХХ в. Согласно этой концепции целостность трактуется как «последняя реальность универсума», нематериальная и непознаваемая, остающаяся постоянной при всех изменениях организма и выражающая органическую взаимосвязь свойств целого и его частей. В.И. Вернадский утверждал: «В каждом явлении отражается биосфера как целое» [1, с. 67]. Очевидно, В.И. Вернадский имел в виду общие законы природы, но долгое время идея холизма трактовалась многими европейскими учеными в духе мистицизма.

Впервые понятие целостности получило социальное объяснение в трудах Н. Михайловского и И. Киреевского, обративших внимание на роль личности в устойчивом развитии, что послужило основой для структурно-функциональной парадигмы поддержания целостности общества. Но до настоящего времени в международной практике и внутренней политике государств предпочтение отдается решению проблем целостности общества и государства с позиций силы, прямых интересов транснациональных компаний и военно-политических блоков. Соображения выгоды для той или иной стороны в их борьбе прикрываются то правом наций на самоопределение вплоть до отделения, то принципом нерушимости существующих межгосударственных границ. При этом каждая из сторон нередко считает себя вправе использовать военную силу для решения в свою пользу социально-политических и территориальных вопросов.

Однако такой подход заранее обречен на неудачу, несмотря на многочисленные человеческие жертвы, страдания искалеченных в войнах людей и разрушения производственных мощностей. Реальная целостность общества и его устойчивое развитие могут быть обеспечены только органической солидарностью (термин введен Э. Дюркгеймом), т. е. взаимообусловленным и взаимовыгодным социально-экономическим и духовно-культурным сотрудничеством регионов, стран и социальных слоев населения.

Такой подход составляет сущность концепции структурного функционализма, взаимодействия открытых систем, основанного на осознании функциональной равноценности всех элементов социальной системы и направленного на оптимальное удовлетворение потребностей всех участников исторического процесса. И хотя такой подход в наше время непрекращающихся конфликтов и войн, межгосударственных и гражданских, многим представляется утопичным, только его реализация в ходе повышения научно-информационного и дискурсивного обеспечения коммуникативного пространства может спасти человечество от самоуничтожения.

Социальный мир, так же как и природный, целостный по существу. То есть в этом мире все взаимообусловлено не только прямыми, причинно-следственными связями, но и миллиардами опосредованных взаимосвязей. Ни одна даже самая богатая страна и ни один самый обеспеченный человек не могут гарантировать себе благополучие и безопасность, если где-то от голода, недостатка качественной воды, внутренних междоусобиц и внешнего вмешательства со стороны других стран гибнут массы людей.

Целостность системы - обобщенная характеристика любых объектов природы и общества, представляющая собой относительно стабильное взаимодействие и взаимообусловленность входящих в их состав элементов. Являясь атрибутом систем различной степени сложности, целостность характеризует определенное состояние, называемое в диалектике «мерой», единством количественных и качественных параметров объекта, и проявляется как неорганическая, органическая, организменная или социальная целостность. В социуме различаются такие типы целостности, как механическая, гомогенная целостность, основанная на тождестве ее элементов, и гетерогенная, более сложная целостность, основанная на структурно-функциональной взаимообусловленности ее элементов и подсистем.

Целостность социальной системы - важнейшее условие ее стабильности и эффективности взаимодействия людей - на протяжении всей истории человечества является целью субъекта в политике, экономике и духовно-культурной сфере деятельности. Гомогенная целостность, как более простая, достигается усилением централизованной власти, навязыванием единой идеологии, устранением инакомыслящих и конкурентов. Отрицательными последствиями такой стратегии и тактики со временем становятся пассивность и безответственность основной массы граждан, нарастание протестных движений вплоть до мятежей. Как результат - экономическая стагнация и политический крах.

Гетерогенная, или органическая целостность сильна политической, экономической и духовно-культурной стратегией содействия удовлетворению потребностей разнородных элементов системы социальных слоев, сообществ, регионов путем повышения эффективности совместного взаимодействия, оптимального сочетания интересов центра и периферии, развития способностей к конструктивной критике всех граждан как средства перманентного совершенствования всего механизма поддержания целостности общества на основе всеобщей и взаимной заинтере-

сованности в достижении общей цели социального взаимодействия всех его участников, направленного на удовлетворение их потребностей. Но это становится возможным в широком и все возрастающем масштабе, во-первых, в том случае, если «достигнутая цель (или реализованный интерес, или удовлетворенная потребность) не есть конечный результат, не есть конечное состояние, а есть промежуточный этап хроноцелостного изменения темпов роста возможностей» [2]. А во-вторых, только при том условии, когда возрастающие возможности будут использоваться справедливо, а не присваиваться преимущественно теми, кто обладает господствующими позициями в экономической и политической сферах.

Но ведь неравенство катастрофически возрастает не только между бедными и богатыми странами, но и между регионами, социальными слоями в отдельных государствах на постсоветском пространстве. Для территориальной целостности России угрозу продолжает составлять терроризм на Северном Кавказе, для Украины - сепаратистские настроения, создающие опасность ее дробления на западный, восточный и южный регионы. И везде, где существуют такие угрозы, объективными причинами, облегчающими вовлечение молодежи на путь насилия и раскола страны, являются бедственное положение многих людей, безработица, социально-экономическое неравенство.

Чрезмерное социально-экономическое неравенство, безработица выталкивают в ряды протестующих масс и террористов-смертников отчаявшихся, обозленных социальной несправедливостью и обманутых политическими экстремистами и религиозными ультрафундаменталистами молодых людей, которые при других обстоятельствах могли бы применить свою энергию и способности к конструктивной критике в совсем другом - благотворном направлении, обеспечивая устойчивое развитие общества, а не пополняя его разрушительные силы.

В мировой и социально-политической практике соперничают две основные концепции обеспечения целостности и устойчивого развития общества: структурно-функциональная и конфликтологическая. В менталитете современной эпохи господствует последняя. Поскольку устойчивое развитие является первостепенным способом обеспечения успешной жизнедеятельности любой общественной системы в условиях постоянно изменяющихся ресурсов и факторов, а целостность представляет собой самодостаточность системы в гарантировании устойчивого развития, то всякое посягательство на целостность страны воспринимается как угроза будущему благополучию ее национального большинства и объявляется сепаратизмом. Разбираться в причинах угроз целостности, а тем более предвидеть их и своевременно устранять гораздо труднее, чем объявить войну сепаратизму, не отдавая себе отчет в том, что даже в случае победы сторонников насильственно навязанной целостности источники противоречий не исчезают, а загоняются вглубь, ослабляя реальную целостность системы. Поэтому структурный функционализм, открывающий методологию оптимального удовлетворения потребностей большинства и меньшинства, центра и регионов, целого и части, основанный на функциональной равноценности всех элементов системы, более перспективен, хотя и требует более совершенного научно-информационного обеспечения и дискурсивно-демократического механизма оптимизации интересов.

Целостность как атрибутивное свойство социальной системы представляет собой ее динамическую характеристику, реагируя на внутрисистемные и внешние изменения. Иначе она перестает быть самоидентичностью. Простые гомогенные системы, сохраняющиеся и реализующие свой потенциал в такой же среде, эффективно функционируют по тоталитарному принципу управления, но до тех пор, пока условия их существования остаются неизменными.

Сложные гетерогенные самоорганизующиеся системы, вынужденные постоянно и эффективно реагировать на внутренние и внешние проблемы, могут оставаться целостными только при условии вовлечения всех своих граждан и организаций в глубокий и оперативный анализ ситуаций и процесс принятия и осуществления соответствующих решений. Такая система может выжить лишь при условии формирования дискурсивно-демократического механизма выработки конструктивно-критического отношения к социальной реальности и осмысления каждым своей роли в устройстве дел, имеющих общесистемную значимость. Эта идея была сформулирована Карлом Поппером в его книге «Открытое общество и его враги» [3] и активно поддержана коллективом ученых РАЕН во главе с О.Л. Кузнецовым.

Дискурсивно-демократический механизм обмена конструктивными идеями и отбора из них наиболее эффективных для решения стратегических и тактических задач социальных систем является основным условием функционирования синергетических самоорганизационных средств устойчивого развития общества. Развитие общества действительно можно представить как возникновение порядка из хаоса, повышение степени порядка и целостности на основе органической взаимосвязи функционально-структурированных интересов участников социального взаимодействия, стремящихся к удовлетворению своих потребностей через выполнение принципа

разумного эгоизма, осознание в процессе перманентного дискурса необходимости сочетания частных и общих целей сотрудничества, свободы критики и творчества.

Этому способствует исторический опыт России и других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, в их стремлении к внутренней территориальной целостности. В начале ХХ в. ориентация на революционное, ускоренное развитие общества была связана с пониманием возможности и необходимости сохранения и укрепления территориальной, социально-экономической и духовной целостности страны путем достижения полного идеологического единства народа, абсолютной классовой гомогенности общественной структуры, очистки ее от чуждых элементов, изгнания инакомыслящих. Но в конечном счете это имело своим следствием застой во всех сферах социального взаимодействия, утрату творческого потенциала народа, усиление латентных протестных настроений, что привело в конце прошлого века к подрыву целостности общества, политическому, экономическому и идеологическому расколу.

Попытки сохранить целостность государства военными средствами не только обостряют этнические и межрегиональные отношения внутри страны, но и способствуют втягиванию в конфликты других стран, заинтересованных в переделе сфер влияния на мировой арене в свою пользу, а также на несколько поколений вперед могут посеять враждебные настроения по отношению друг к другу у народов, проживающих в одной стране или по соседству. Выход может быть найден только в разумной межрегиональной политике и поликультурной идеологии, направленной на то, чтобы на деле всем народам было выгодно взаимное и всестороннее сотрудничество. На этой основе постепенно может сложиться взаимный равносубъектный дискурс как важнейшее средство создания целостного коммуникативного пространства, в котором образуются условия для оптимального удовлетворения духовных и материальных потребностей всех участников социального взаимодействия, для взаимообогащения всех субкультур, социализации поликультурной личности, способной к сочетанию общественных, групповых и индивидуальных интересов.

Реализация принципов полиархии и поликультурности является предпосылкой для создания социально-политической и духовной основы целостности и устойчивого развития общества. Такую основу могут составить национальная идея и политическая нация, не отрицающие, а, наоборот, использующие созидательный потенциал других этнических, региональных, социально-групповых общностей, способных внести каждая свой вклад в упрочение целостной и устойчиво развивающейся единой общественно-политической системы страны.

Ссылки:

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

2. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе «природа - общество - человек» [Электронный ресурс] : учебник. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/544/79544/60063?p_page=30 (дата обращения: 03.12.2016).

3. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги / пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.