Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 79-82. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 3. P. 79-82.
Научная статья УДК 141.2
https://doi.org/10.24158/fik.2023.3.11
Целостность исторического процесса в философии В.Ф. Эрна Александр Александрович Ишутин
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, a_ishutin@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-5130-9903
Аннотация. В статье рассматриваются историософские воззрения представителя русской религиозной философии В.Ф. Эрна. Делается акцент на том, что Логос, вторая ипостась Троицы, проявляет себя в богочеловеческом историческом процессе и в этом и заключается, согласно В.Ф. Эрну, настоящая эволюция. Философ мировоззренчески противопоставляет христианское и модернистское понимание прогресса. Только в случае первой историософской позиции феноменальное и ноуменальное могут соединяться, а в тленное проникает вечность. Автор приходит к выводу, что мировоззрение В.Ф. Эрна актуально, так как в мире постмодернизма идея единства исторического процесса отрицается, что фактически означает и отрицание возможности исторического проектирования вообще. В связи с этим научно-технический прогресс без нравственной составляющей ведет к непредсказуемым последствиям.
Ключевые слова: логос, история, прогресс, христианство, абсолютное, целостность
Для цитирования: Ишутин А.А. Целостность исторического процесса в философии В.Ф. Эрна // Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 79-82. https://doi.org/10.24158/fik.2023.3.11.
Original article
The Integrity of the Historical Process in the Philosophy of V.F. Ern Alexander A. Ishutin
Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia, a_ishutin@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-5130-9903
Abstract. The article examines the historiosophical views of V.F. Ern, a representative of Russian religious philosophy. Emphasis is placed on the fact that the Logos, the second hypostasis of the Trinity, manifests itself in the theandric historical process and this, according to V.F. Ern, is what real evolution is all about. The philosopher ideologically opposes the Christian and modernist understanding of progress. Only in the case of the first historiosophical position, the phenomenal and the noumenal can unite, and eternity penetrates into the corruptible. The author concludes that V.F. Hern's worldview is relevant because in the world of postmodernism the idea of the unity of the historical process is denied, which effectively means that the possibility of historical projection in general is also denied. In this regard, scientific and technological progress without a moral component leads to unpredictable consequences.
Keywords: logos, history, progress, Christianity, absolute, integrity
For citation: Ishutin, A.A. (2023) The Integrity of the Historical Process in the Philosophy of V.F. Ern. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 79-82. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.3.11 (In Russian).
Введение. Владимир Францевич Эрн (1882-1917 гг.), русский религиозный мыслитель начала XX в., стал известен в академической среде тем, что самой важной категорией подлинной философии провозгласил Логос. В его представлении это конкретное живое существо, творческое начало бытия, вторая ипостась Троицы, проявляющая себя не только в личности, но и в социуме, а точнее - в истории. Как мы отмечали в более ранней статье, в связи с этим В.Ф. Эрн обозначил свое мировоззрение понятием «логизм» (Ишутин, 2019).
Логос, согласно его учению, воспринимается и постигается умом не просто в историческом процессе как поочередной смене общественных событий, а именно в богочеловеческом историческом процессе. В точке Богочеловека как личности происходит абсолютное торжество Логоса. Окончательное торжество логизма, таким образом, возможно только за пределами человеческой истории. В.Ф. Эрн утверждал, что для философа-логиста задача становится воистину сверхтворческой, беспредельной в каждый исторический момент: «Жизнь не может быть завершена в гранях времени, так не может быть завершено и творческое осознание задач и путей жизни» (2000: 74).
Согласно В.Ф. Эрну, всемирно-исторический процесс характеризуется поэтапным проникновением Логоса во все частицы мироздания. Это и есть подлинная эволюция. Она не может ограничиваться только миром феноменов, явлений. В таком случае получилась бы странная онтологическая картина: этот мир и Тот миры отделены друг от друга непроницаемой границей. В результате
© Ишутин А.А., 2023
РН!ЬОЭОРНУ
такой псевдоэволюции никогда на месте феноменов не проявятся «нумены» - термин платоновской философии, который В.Ф. Эрн активно использует. Мир явлений может меняться, но он не станет никогда чем-то большим, а на земле новое небо не возникнет никогда (Эрн, 2000: 183).
Исторический процесс и зарождение идеи прогресса. В.Ф. Эрн не отрицает идею прогресса, но жестко полемизирует с его восприятием у просветителей XVIII в. Он считает, что истоки и смысл подлинного понимания прогресса нужно искать в христианстве. Если в Древней Греции и Древнем Риме золотой век воспринимался как прошлое, если в Индии была распространена идея вечного возвращения, то еврейские пророки устремили взор в будущее, к тому времени, когда придет мессия и принесет на Землю царство Всевышнего (Эрн, 2000: 223). Пришествие Христа окончательно явило понимание того, что история - это не спонтанное нагромождение отдельных событий, а «осуществляемое домостроительство Божье» (Эрн, 2000: 224), причем согласно цельному предназначению. Богочеловек олицетворял собой не завершение истории, а начало новой исторической эры.
Подлинным создателем теории прогресса В.Ф. Эрн называет Иустина Философа, яркого христианского апологета. Его концепция «семенного Логоса» (Логоса-сперматикоса) обозначила воссоединение Богочеловека Иисуса Христа в качестве вечного Логоса с миром в его именно историческом понимании, пространственно-временном осмыслении. Соответственно, каждый человек является живой клеткой этого великого мирового исторического процесса. Таким образом, мысль о приобщенности лучших язычников (Сократа, Гераклита и т. д.) к Христу как Логосу вполне допустима. Так и происходит домостроительство Бога-Отца в истории (Приходько, 2010: 65-66). Именно Иустин Философ однозначно прочертил важнейшую мировоззренческую позицию, согласно которой абсолютно некорректно противопоставлять прогресс и христианство.
Учения о прогрессе XVIII и XIX вв. имеют в качестве однозначного базиса именно христианство, при этом глубоко вторичны по отношению к нему. Вторичность заключается в том, что игнорируются наиважнейшие факторы человеческого бытия. Настоящий прогресс предполагает соединение подлинной веры и переживание смысла жизни, что ведет к пониманию невидимого мира и царства абсолютного добра, по сравнению с чем наша актуальная жизнь есть только «смутное бледное ожидание» (Эрн, 2000: 227). Исторический процесс и его понимание предполагают включения сверхчувственного аспекта, т. е. центр жизни осуществляет переход из относительного в Абсолютное.
Прогресс и понимание истины. В.Ф. Эрн считает, что исторический процесс предусматривает усвоение объективной истины и совершать остановки на пути этого усвоения нельзя по гносеологическим и этическим соображениям. Границы здесь недопустимы: познание части предполагает выход на познание целого. Прогресс - это не только знание о планетах и звездах, это возрастание осознанности души и совести (Эрн, 2000: 229-230).
Объективная всеобъемлющая истина и ее познание должны придавать нашей жизни все больше смысла, но чтобы эта истина была не фикцией, а реальностью, несущей полноту Бытия, нужно включить важнейший метафизический фактор, а именно идею Бога Живого. Это и есть точка перехода в Абсолютное. Русский философ считал, что «жертвой Христовой мир искуплен» (Эрн, 2000: 231-232) и это становится важнейшим звеном истории мира. В данном процессе зло может проявляться в некоторых ощутимых эпизодах, но все в итоге стремится к окончательной и вечной победе Добра (Эрн, 2000: 233). Именно таким, согласно В.Ф. Эрну, должно быть представление о прогрессе: нет Абсолютного - нет и прогресса, есть Абсолютное, тогда исторический прогресс возможен.
Безмерное почитание эмпирического человека, который никак не вписан в Вечность и олицетворяет собой чистый тлен, - это, согласно В.Ф. Эрну, пошлая сентиментальность, тупое недомыслие (2000: 241). Просто накопление знаний не есть приближение к истине и с большой вероятностью приводит к «прогрессивному» увеличению заблуждений. Позитивистская вера в прогресс игнорирует главное - Трагедию мира, которая в максимально сосредоточенном виде была осмыслена в Гефсиманском саду. Тема Мировой трагедии, разлитой в историческом процессе, очень интересовала В.Ф. Эрна. В связи с этим колоссальный интерес вызывал у него странствующий русский философ XVIII в. Григорий Сковорода, который акцентировал тему «тайных слез мира» (Эрн, 2000: 393-394). В данном отношении можно вспомнить, например, «Песнь Рождеству Христову о нищете его» (Сковорода, 1999: 341-344).
Христианское представление о прогрессе пронизывается всеми сторонами жизни, а значит, обладает важнейшей философской характеристикой - целостностью. Последняя становится достижима благодаря идее Бога: все в Нем и все через Него (Эрн, 2000: 234). Нравственный рост возможен только тогда, когда человек внутри себя пронизан воздухом Трансцендентного. В этой плоскости и находится понятие «святость» как определенный уровень восприятия объективного добра.
В насыщении Трансцендентным может уже идти речь о преодолении несовершенной стороны природного строя, его беспощадных детерминистских оснований (Эрн, 2000: 240). Это исторической путь к будущему золотому веку, миру свершившейся гармонии, в которой примиря-
ются все противоположности. Однако это примирение и основывается на Трагедии мира и кульминации этой Трагедии, которая произошла в I в. н. э., т. е. именно в истории. Случившееся тогда стало, по мнению В.Ф. Эрна, «вторым творением мира» и в историософском смысле «созданием новой земли». Именно этот мистический узел и определил движение человечества вперед, а также цели, стоящие перед человеческой историей (Эрн, 2000: 241).
Прогресс и мир ценностей. Сравнивая модернистское понимание прогресса и прогресса подлинного, В.Ф. Эрн входит в аксиологическую плоскость, сопоставляя именно ценностно-смысловое наполнение первого и второго. В позитивистском взгляде на прогресс «приумножение ценностей» имеет эффект дурной бесконечности: умножается лишь то, что уже было в наличии, и это умножение никогда не может привести к чему-то исчерпанному, свершенному, цельному. В этом контексте русский философ поднимает вопрос о субъекте прогресса. Его невозможно искать в автономной личности. Требуется некое непоколебимое основание, и этим основанием может быть только то целое, звеном которого является отдельная личность (Эрн, 2000: 237).
В свою очередь, христианское восприятие прогресса основано на процессе уяснения положительной бесконечности, именно это приводит к восхождению в ценностном плане и наполнению новыми смыслами. Божество, сходящее на землю, страдающее, как раб, есть онтологическая гарантия Абсолютной полноты мироздания. Благодаря этому человечество поднимается на новую ступень Бытия. Феноменальное и ноуменальное соединяются, в тленное проникает вечность. Весь порядок, существующий в природе, преображается, и на новой земле человек становится обладателем истинной свободы. При таком ощущении реальности настоящее и будущее сплетаются в тайниках сердца и определяют христианское понимание идеи подлинного прогресса: «то, что космически будет, онтологически вечно есть» (Эрн, 2000: 237). В.Ф. Эрн вплетает в рассуждения об историческом процессе тему сердца как место соединения Божественного и человеческого. Это в существенной степени следует идеям русского философа П.Д. Юркевича, утверждавшего, что божественное слово прорастает именно в сердце (1990: 71).
Логос и ratio в истории. Мировоззрение Логоса, основные положения которого обозначены ранее, обречено на то, чтобы столкнуться с противоположным мировоззрением - ratio. Это столкновение неотвратимо. Причем данное противостояние происходит именно в историческом процессе. В.Ф. Эрн считал, что русская философская мысль, особенно в религиозной составляющей, склонна в существенной степени к логизму. Она не только вбирает в себя народных и академических философов от Г.С. Сковороды до В.С. Соловьева, но включает и гениев художественного слова (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и т. д.) (Эрн, 2000: 88-89). Русское понимание мира и истории - та самая золотая середина между мыслью Запада, склонной к порыву, и мыслью Востока, склонной к созерцанию. Этим же обусловлено и русское понимание исторического процесса: пущенная вперед стрела прогресса плюс насыщение Логосом.
Во время Первой мировой войны В.Ф. Эрн наиболее радикально противопоставляет русский логизм его мировоззренческому противнику с Запада. Так, даже в философии такого великого немецкого философа, как И. Кант, В.Ф. Эрн увидел на философском уровне те причины, которые привели к ужасам войны. И. Кант, согласно мнению русского мыслителя, создает непреодолимую пропасть между царством свободы и царством природы, между царством вещей в себе и миром явлений, которые, в свою очередь, жестко детерминированы тотальной причинностью. Эта пропасть в максимальной степени радикальна, настолько, что в итоге нет никакой свободы в пространстве и времени; соприкосновение высшего и низшего нереально. В мире, в котором преображение невозможно, в мире философской разорванности немецкий национальный дух, согласно В.Ф. Эрну, был обречен на то, чтобы начать воспринимать «географическую карту Земли как огромное и сладкое меню невиданного и неслыханного в истории мирового пиршества» (Эрн, 1991: 308-318).
Заключение. Актуальность рассуждений В.Ф. Эрна об историческом процессе заключается в том, что он поднимает важнейшую тему: единство исторического процесса. В мире постмодернизма, который стал социально-политическим проектом коллективного Запада, идея единства исторического процесса отрицается. По факту это означает и отрицание возможности исторического проектирования вообще (Ишутин, 2020). Если происходит прогресс только науки, техники и внешней культуры, а человечество в нравственном плане, наоборот, падает все ниже, то такой прогресс - фикция (Эрн, 2000: 231). Он приведет человечество к еще большим страданиям: технические достижения начинают работать против человека и грозят всему человечеству самоликвидацией. К сожалению, весь XX и начало XXI века подтвердили эти социально-философские опасения В.Ф. Эрна.
Список источников:
Ишутин А.А. Постмодернизм vs целостность: социально-политический дискурс // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4, № 3. С. 70-79. https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-70-79.
Ишутин А.А. Целостность и Логос в философии В.Ф. Эрна // Вестник МГОУ. Сер.: Философские науки. 2019. № 2. С. 101-109. https://doi.org/10.18384/2310-7227-2019-2-101-109.
PHILOSOPHY
Приходько М.А. Учение Иустина Философа о семени Логоса в его отношении к аналогичным античным концепциям // Вестник РХГА. 2010. Т. 11, № 4. С. 64-68.
Сковорода Г.С. Сочинения. Минск, 1999. 704 с.
Эрн В.Ф. Борьба за Логос. Г. Сковорода. Жизнь и учение. Минск; М., 2000. 592 с. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. 672 с.
References:
Ern, V. F. (2000) Struggle for Logos. G. Skovoroda. Life and Teaching. Minsk, Harvest; Moscow, AST. (In Russian). Ishutin, A. A. (2020) Postmodernism vs wholeness: Socio-political discourse. Journal of Political Research. 4 (3), 70-79. Available from: doi:10.12737/2587-6295-2020-70-79. (In Russian).
Ishutin, A. A. (2019) Wholeness and Logos in the philosophy of V.F. Ern. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy. (2), 101-109. Available from: doi:10.18384/2310-7227-2019-2-101-109. (In Russian).
Prikhodko, M. A. (2010) The Justin Philosopher's doctrine of the "seed of the Logos" in its relation to same ancient concepts. Review of the Russian Christian Academy for the Humanities. 11 (4), 64-68. (In Russian). Skovoroda, G. S. (1999) Essays. Minsk, Sovremennyi Literator. (In Russian). Yurkevich, P. D. (1990) Philosophical Works. Moscow, Pravda. (In Russian).
Информация об авторе А.А. Ишутин - кандидат филологических наук, доцент кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=333433
Information about the author A.A. Ishutin - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Fundamental Legal and Socio-Humanitarian Disciplines, Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=333433
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 22.03.2023.