Pro
настоящее
Валерия УСТИНОВА - Анастасия АРЕФЬЕВА
ЦЕЛОСТНОСТЬ АКТЕРА КАК ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Элвин Тоффлер, американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества, пишет: «Шок будущего - это феномен времени, продукт сильно ускоряющегося темпа перемен в обществе. Он возникает в результате наложения новой культуры на старую. <...> Извлеките индивида из его собственной культуры и поместите его внезапно в окружение, резко отличающееся от собственного, с другим набором подсказок - другими понятиями о времени, пространстве, труде, любви, религии, сексе и всем остальном, - затем отнимите у него всякую надежду увидеть более знакомый социальный ландшафт, и его страдания от перемещения удвоятся. Более того, если эта новая культура сама находится в постоянном хаосе и если - еще хуже - ее ценности непрестанно меняются, чувство дезориентации еще больше усилится. <...> Теперь представьте, что не только индивид, а целое общество, целое поколение - включая его самых слабых, наименее умных и наиболее иррациональных членов - вдруг переносится в этот новый мир. В результате - массовая дезориентация, шок будущего в больших масштабах. Вот перспектива, которая открывается сегодня перед человеком. Перемены лавиной обрушиваются на наши головы, и большинство людей до абсурда не подготовлены к тому, чтобы справиться с ними» (Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002. C. 22-23.).
ИЗ ДОСЬЕ
Валерия Устинова окончила актерский факультет ГИТИСа (мастерская Е.Н. Лазарева и В.Н. Левертова), театральный педагог.
Более 15 лет проводит тренинги для актеров в театрах России и за рубежом. Консультировала актеров на постановках в La Scala, Большом театре, «Сатириконе», Театре им. Моссовета, «Et cetera» и др., доцент кафедры управления человеческими ресурсами Высшей Школы Экономики, арт-директор социального проекта «Эхо небес. Голос как терапия». Консультант медико-психологического Центра.
В. Устинова.
Программа «Управление талантами» в Высшей Школе Экономики
A. Арефьева. С чего начались ваши размышления на стыке «экзотичных» для театрального человека сфер - социологии и психологии?
B. Устинова. Когда-то много лет назад в крошечную комнату балетмейстера Елены Богданович в коммунальной квартире, где имелся видеомагнитофон, набивалось по 15 человек, висящих на потолке, чтобы встретиться с невероятной Жизелью-Анной Лагуной в постановке Матса Экка.
И в результате этого приобщения кто-то понимал, что он горы свернет, чтобы попасть в эту завораживающую реальность современной хореографии, а кто-то понимал, что так он не сможет никогда - и надо начинать думать о чем-то земном.
Специалисты разных профилей (социологи, психологи, экономисты) считают смену профессии одним из самых больших страхов жителей большого города, мешающих их работе и жизни. Ведь многие люди рано или поздно ощущают, что полностью потеряли интерес к своей деятельности, не видят никаких перспектив, но боятся перемен из-за возможности потерпеть неудачу. Причем у большинства с возрастом этот страх только усиливается. А ведь в крупных российских городах смена профессиональной деятельности - составляющая выживания.
Изменения ускоряются: отмирают одни профессии, появляются другие, меняется представление о семье, религии, языке. Чего стоят, например, так называемые «погребальные леса», где пепел усопших анонимно помещается под корни растений или распыляется между деревьями. «Такие погребальные
леса для многих в Европе становятся заменой традиционных кладбищ с их крестами, надгробными плитами, поминальными надписями и цветами, не отвечающих се-кулярной символике постиндустриального человека.»1
Информация и знания обновляются каждые три года, учиться приходится в течение всей жизни. Где человек может увидеть, услышать, ощутить свои возможности, дать первотолчок к возвращению веры в самого себя и расширению собственных границ?
Поиски ответа на этот вопрос навели меня на мысли о том, что в нашей жизни именно театр как социально-эстетический феномен может дать почти утерянные обществом и человеком смыслы существования. И мне хотелось бы обозначить два понятия, которые мне приходится слышать в разных социальных средах, которые, с одной стороны, - часть театрального действа, с другой - с середины прошлого века входят в терминологическую базу социологии, философии, психотерапии: «инако-вость» и «идентичность».
Под инаковостью понимается противоположный или противопоставленный элемент в двоичном противоречии: я - другой, Восток-запад, мужское-женское и т.д.
Идентичность же определяется как «длящееся внутреннее равенство с собой», «непрерывность самопереживания» личности, смысл и непрерывность «Я», которое развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи и занимает место в обществе. Эрик Эриксон2, автор термина «кризис идентичности», предположил, что в своей жизни человек проходит несколько стадий развития,
! Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М, 2012. С. 5.
2 Эрик Эриксон, профессор Гарварда, один из самых читаемых и влиятельных теоретиков постфрейдизма, известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.
Pro
настоящее
каждая из которых отмечена конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап. Жизнь, по Эриксону, представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов, и успешное решение проблем на одной стадии еще не дает гарантии человеку от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появления новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Очевидно, что сохранить баланс между персональной и социальной идентичностью в условиях постоянных внешних изменений возможно только за счет союза с новой «инаковостью».
«Инаковость» в современном мире становится важной характеристикой, расширяющей возможности человека в представлении о самом себе. Именно в пространстве «инаковости» он может встретиться со своей новой жизненной ролью. А здесь театр оказывается уместен как никакой другой вид искусства, тем более если вспомнить, что бог Дионис, из культа поклонения которому театр и родился, был не только богом плодородия, он еще и был богом-странником, скитальцем, богом-чужаком, пришедшим из других земель. Театр унаследовал это важное состояние - наличие и принятие чего-то другого, некой другой реальности. Кстати, виноделие, которое Дионис принес на греческую землю, также способствует изменению сознания, погружению в иное состояние... Но сегодня это может быть достигнуто иными, куда менее вредными для здоровья способами.
— Потому сейчас так популярны всевозможные ролевые тренинги и арт-терапия?
— Мне кажется, да. Системные расстановки, психо- и социодраматические программы, управленческие поединки, тренинги контактной импровизации, социальный танец, расстановки по Берту Хеллингеру3 - все это работает на одно: даже краткое пребывание в новой роли дает бесценный опыт принятия-непринятия и возможности следующего шага.
На подобных тренингах идет работа с автобиографическими повествованиями, исследованием чувства «Я», символическим выражением своей идентичности, связанной с телом, с семейной, национальной и политической историей, с местностью проживания и деятельностью предков, с мифологическим и духовным наследием. А также фокусировка внимания на настоящем, на чувственной, физической реальности, обогащение новым опытом, связанным с присутствием в «здесь-и-сейчас».
Мало того, что ты начинаешь верить в свои возможности в новой роли, ты получаешь обратную связь от участников группы: комфортно ли им с тобой в роли, которая тебе казалось невозможной,
Актерский тренинг В. Устиновой
3 Берт Антуан Хеллингер - немецкий философ, психотерапевт и богослов. Широко известен благодаря эффективному краткосрочному терапевтическому методу, именуемому - «семейные расстановки».
Диалоги ^?П
или даже вообще не маячила в тво- на вопрос «Кто я?» по той простой ем воображении. причине, что нам сложно провес— Но ведь недостаточно ме- ти разграничение между многими ханически начать исполнять но- нашими идентичностями и понять вую для тебя роль. Что нужно, их архитектуру. Кто я есть на са-чтобы «жить» ею? мом деле и почему я должен со— Ив психотренингах, и в те- глашаться с теми людьми, которые атральном пространстве к «ина- «низводят» меня и богатство моей ковости» есть важное требование: идентичности только к одной из ее она должна быть целостной, спон- размерностей? танной, позволяющей получить Где можно увидеть этих новых новый опыт, которому можно до- героев? Нам важно знать, что они вериться, сделать сдвиг от привыч- есть! ного «я» к новому «я». Магию целостности, сотканную И здесь нам понадобятся маги- из противоречий, мы встретим, к ческие слова «заразительность», примеру, в дворянско-пролетар-«волшебство», «манкость» и т.д. ском кино-мифе «Любовь Орлова» Каждое время требует новой или в голивудско-британском мифе целостности, нового героя, явля- «Вивьен Ли» (который в «Вики-ющего собой, по определению педии» обозначен: «английская ак-художника и писателя Максима триса, обладательница двух преКантора, «нерасторжимое целое мий "Оскар" за роли американских из непримиримых противоречий». красавиц»), хотя в том и другом Добавьте еще и режим нараста- случае налицо, казалось бы, явные ющего ускорения, избыточность противоречия. информации, неизбежные контак- Ослепительность Орловой - тка-ты со множеством других людей чихи, письмоносицы, домработни-и ежедневное растворение себя в цы была мощнейшим механизмом, коммуникациях мегаполиса. формирующим новую идентич-Это чувство множественной ность советского человека. Фонта-идентичности есть нечто такое, о нирующее счастье экранного чем лауреат Нобелевской премии бытия актрисы соединяется с экономист Амартья Сена писал в ощущением могущества молодой книге «Идентичность и насилие». державы. «Один и тот же человек может быть Как так вышло, что Любовь британским подданным, малайзий- Петровна Орлова - дворянка, де-цем по происхождению, обладать вочка, в дневник которой сделал чертами, присущими китайской запись Лев Николаевич Толстой, расе. Он может быть брокером и становится кумиром эпохи красных невегетарианцем, астматиком и косынок и комбинезонов? Помимо лингвистом, культуристом и поэ- заразительности, которая была том, противником абортов и орни- у основных ее соперниц - Лидии тологом, астрологом и человеком, Смирновой и Марины Ладыниной, который верит в то, что Бог приду- у нее было что-то такое, что трудно мал Дарвина для испытания легко- передать словами... Вот я смотрю верных людей»4.. на то, как она работает в «Цирке»: Даже минимальный самоанализ «Я из пушки в небо уйду, тиги-тиги-показывает: нам трудно ответить ду, тиги-тиги-ду»... Я верю, что эта 4 См.: http://www.project-syndicate. org/commentaryMoussi6/Russian
Pro настоящее ^?П
девушка с белыми кудрями под чер- «полонение» - ты берешь зрителя ным париком - из потомственной в плен и не отпускаешь. Вообще я аристократической семьи. Сначала думаю, для описания проблемы и ее готовили в консерваторию, темы, о которой идет речь, нам во-но она проучилась там три года, обще понадобится какой-то другой а потом стала петь и работала в словарь. И я вспомнила, что у исто-кордебалете Музыкального театра рика моды Александра Васильева им. Вл.И. Немировича-Данченко. был такой термин «дивность», ког-К тридцати годам ей, наконец, дали да он объяснял, чем Грета Гарбо от-Периколу. И пришел туда Григорий личается от актрисы N, он говорил: Александров, который перед этим «Ну, понимаете, актриса N хороша, с Эйзенштейном был в Голливуде, и но в ней нет того, что называется он пытался сделать буфф, но на наш словом "дивность"». А слово тоже сюжет. И вот увидел эту Периколу и не востребовано, потому что нам больше ему никто стал не нужен. его сегодня некуда «положить». Вот и я задумалась, что явля- Почему мы можем смотреть ется именно тем заражающим много раз «Унесенные ветром» с моментом? Орлову же любил не Вивьен Ли? Продюсер картины только наш зритель, но и господин Дэвид Селзник в течение двух лет Чаплин, например, который почти проводил кинопробы 90 амери-каждый год принимал у себя пер- канских актрис, среди которых вую пару советского кино.... были и Полетт Годар, и Норма — В чем, на Ваш взгляд, за- Ширер, и Кэтрин Хепберн и мно-ключается эта манкость, этот гие другие. После утверждения Ли драйв? он шел на огромный риск. Было — Я работала на нескольких совершенно неизвестно, как от-мюзиклах и видела много очень реагируют американцы, узнав, что хороших и трудолюбивых артис- их национальную героиню будет ток, которые поют, танцуют, де- играть иностранка, да к тому же лают акробатические номера, совершенно неизвестная. В начале может быть, гораздо лучше. Но, фильма, например, когда Скарлетт, при этом, не создают этой новой увидев, что Ретт Батлер прячется целостности. И мне показалось, за диваном в комнате, где она при-что пример с Любовью Петровной знавалась Эшли Уилксу в любви, являет собой некое соединение швыряет в него вазой. Казалось дворянской породы, сумасшед- бы - чего уж тут не сыграть? Так шей работоспособности, женской просто: «Кто - вы, да как вы пос-манкости и невероятного внима- мели?!». «Бац!» - и ваза разбилась. ния к деталям. Вот этот симбиоз И есть нарезка, где эту сцену игра-дает ощущение того, что Сергей ют разные американские актрисы Михайлович Эйзенштейн назы- (знаменитые и не очень, и они все вал «полонением восприятия». На хорошенькие, обаятельные). Но эту тему много есть и у Михаила когда возникает Вивьен Ли, ты по-Чехова: «захватить зал», «взять вни- нимаешь, что чувствует режиссер, мание», «овладеть аудиторией». То нашедший то единственное, что есть это все очень активные фи- ему надо. Потому что ведь «выстре-зиологические, так сказать, мета- лило» - грация девушки и ее воспи-форы. А вот у Сергея Михайловича: тание в английской монастырской
школе. И вдруг ты тоже ощущаешь, насколько завораживает эта гремучая смесь грации, породы и актерской природы. Это можно смотреть на покадровом просмотре и получать эстетическое наслаждение. Однако совершенно не значит, что условная княжна Васильчикова, непременно, должна быть хорошей актрисой. Лишь это соединение дает сладостную пищу для глаз, так что тебе хочется смотреть и просить: «Еще!..»
— Но как обрести эту целостность, где ее искать актерам и простым смертным?
— Мне посчастливилось поработать на нескольких тренингах Олега Игоревича Жданова, это врач-психоневролог, доктор психологических наук, профессор Российской академии государственной службы, который уже больше двадцати пяти лет отбирает и готовит космонавтов в Звездном городке. Он занимается вопросами «предельности» существования человеческого тела в экстремальных условиях.
В свое время партией была поставлена задача, чтобы наш советский человек в космосе мог пробыть год (до этого человек мог находиться в космосе лишь месяц). И наши эксперты сказали: «Хорошо, будет летать год, но нам нужны обязательно несколько экспедиций в те места на земле, где преемственность и традиция существования человека и принятия им разумных решений (сейчас мы бы сказали - управленческих) никогда не прерывалась. Нам нужно поехать к дружественному китайскому народу и познакомиться, например, с техниками дыхания, движения, телесности, которые у них просто существовали и существуют как
традиция и ритуал». Нужно, чтобы Актерский тренинг космонавты всему этому поучи- В- Устиновой лись. Ведь когда человек работает в сфере «предельных» ситуаций, первое, что он понимает - «невозможные» цели решаются «невозможными» инструментами. Это не значит, что у нас, в России всего этого нет. Есть, но запрятано сейчас очень глубоко, и искать это можно разве что в суровой архангельской области. В любой культуре помимо языка имеются еще и определенные привычки, традиции, навыки, которые позволяют этой культуре быть конкурентной, выживать, не поглощаться другими. Просто в Китае, Японии, у тех же австралийских аборигенов эти традиции до сих пор активно существуют, никем не запрещенные.
И вот психологи поехали в Китай и Индию изучать опыт, связанный с продуктивным существованием человека в условиях постоянного стресса. Каким, например, образом воин, правитель в экстремальных условиях может принимать адекватные решения? То есть ты в постоянном напряжении, в постоянной опасности, под угрозой внешней агрессии, а при этом дышишь, живешь, существуешь и еще
Pro
настоящее
что-то полезное делаешь. (В бизнес-образовании, кстати, сейчас используются книги с вечными сценариями: «Путь правителя», «Путь воина». Там изложен тысячелетний опыт движения иерархического воина с первой ступени на восьмую. Сказано о том, что человек должен отбрасывать и что брать на следующую ступень, чтобы дойти до правителя верхнего уровня.) На основе этого опыта была создана такая цепочка адаптированных техник для долгосрочного выживания в космосе. Оказалось, что она связана в том числе и с тем, что у Станиславского называется упражнениями на внимание, воображение, мышечную свободу, всем актерам-студентам известными с первого курса. Игра на сцене - это ведь тоже в каком-то смысле «предельная» для человека ситуация. И если глубоко задуматься, то способ существования актера в публичном одиночестве во многом схож со способом существования космонавта в реальном одиночестве. Задача и первого, и второго - продуктивно действовать. Вот что пишет про психофизику стресса Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, биолог с мировым именем: «Синдром общей адаптации возникает в результате тысячи четырехсот известных физико-химических реакций, которые в ответ на стресс происходят в вашем теле в течение секунды»5
То есть тысяча четыреста сценариев внутреннего поведения! Понятно, что реакция на раздражитель у людей примерно одна и та же. Люди группируются так, будто ждут удара: напрягаются мышцы лица, живота, т.е. происходит то, что мы называем «зажим», известный всем театральным людям.
А для поведения того же космонавта это не просто «зажим», это невозможность принять адекватное решение, потому что он в состоянии тотального напряжения, и весь ресурс организма уходит на удержание этого напряжения. Космонавту жизненно необходимо научиться выводить себя из подобных ситуаций.
И вот эта предельная жизненная необходимость, это следование внутренней цели, эта сверхзадача только и могут войти в резонанс с залом, заворожить его. Люди, которые решают предельную задачу, внешне воплощенную в самых простых действиях, не просто интересны, они целостны в своих проявлениях, и потому... дают шанс другому войти в контакт со своими чувствами, заново обрести свою целостность.
—То есть не только жизни есть чему поучиться у театра, у той же «системы Станиславского», но театру есть чему поучиться, например, у космонавтики?
— Мы говорим о междисциплинарном пространстве, в данном случае - о космосе и театре. А можно коснуться и патологоанатомии, которая тоже связана с театром. Есть же такое понятие - патологоанатомический театр. Наверное, у каждого человека к сорока пяти годам набирается несколько книг, к которым он время от времени продолжает возвращаться и на которые в жизни опирается. И вот одна из таких книг для меня - это карманное издание под названием «Страна Анатомия»6 патологоанатома профессора Л.Е. Этингена, у которого разные системы и органы, анатомические и психофизиологические, описаны через призму этимологии. Вот, например,
5 См.: Жданов О.И. Стресс: сущность, функция, значение // Мир психологии. 2008. № 4. С 46
6 Этинген Л. Страна Анатомия. М., 1982
Диалоги ^?П
любопытная аналогия: слова «диа- ощущать мускульное напряжение фрагма» и «шизофрения» - одного (то, чем занимаются актеры перво-корня. Musculus phrenicus - это го курса), находить эту «интегрити»-френа (по-гречески: ум, душа) - целостность в себе самом, нахо-диафрагма, которая опускается и дить чувство опоры. И вот тогда поднимается с амплитудой четыре выясняется, что мы можем частич-сантиметра, такая большая мышеч- но разблокировать дневное на-ная перепонка. Исключительность пряжение (например, в коленных этого органа объясняется его суставах) через «протряхивание», постоянным и непрекращающим- как это делают животные. И, когда ся до смерти движением, высокой ты наблюдаешь за тем, как люди устойчивостью к утомлению. Если делают эти упражнения, достаточ-амплитуда небольшая, то человек но простые, но требующие имен-способен дышать только поверх- но осознанного и продуктивного ностно. И наоборот, когда за счет выполнения, тебя вдруг буквально дыхательных тренировок про- завораживает красота человече-исходит увеличение амплитуды ского тела, при том, что перед то-движения диафрагмы, стимуляция бой не актеры. Когда находится внутренних органов усиливается и точка гармонизации, «точка сборкровообращение во всем теле су- ки», каждый человек становится щественно улучшается. прекрасен. Может быть, это длится Почему диафрагма работает и несколько минут или даже секунд, в технике подготовки к родам, и но состояние нужно запомнить, в техниках подготовки к космосу, потому что мозг устроен так что и техниках актерских, и техниках однажды пережитое и прочувствовокальных? Потому что это уни- ванное нами, никуда не уходит, оно версальное средство экзистен- внутри нас остается. ции. Я живой, когда я нахожусь «в — Получается, что ощуще-золотом сечении». Можно вспом- ние целостности - это разреше-нить историю про МХТ 1917-го ние себе быть самим собой... года, когда они ставили «Село — Ссылаясь на того же Степанчиково» и никак не могли О.И. Жданова (хотя по этой теме найти верный тон, и тогда пригла- есть много исследований), скажу, сили вдову Федора Михайловича, что в научных экспериментах, свя-Анну Григорьевну Сниткину. Она занных с людьми высокоодаренны-пришла и стала говорить каким-то ми, выяснилось, что большинство своим особенным голосом, «отра- их объединено тем, что они ког-жающим» годы жизни с Федором да-то пережили ощущение потока Михайловичем. И они вдруг поня- жизни, когда не нужно приклады-ли, как играть. Потому что она су- вать никаких дополнительных ществовала в другой вибрации, и усилий, чтобы быть. Например, ты через ее не похожее ни на что ды- слышишь музыку - ты ее записы-хание стало понятно все... ваешь, ты слышишь текст - ты его Возвращаясь к О.И. Жданову и пишешь. Это не исключает того, обретению целостности через те- что есть тонны руды, которую надо лесность - чем завораживают его перерабатывать, чтобы получить программы? Он начинает с само- результат. Но если ты не пережил го простого: учит стоять, дышать, в детстве или в юности вот этого
Pro
настоящее
состояния, что я есть и меня достаточно, то очень трудно поверить, что твои усилия окажутся не напрасными. Не случайно выдающихся людей называли иногда медиумами. Если переводить это на театральную оснащенность, на технику, то я вижу, что с каждым годом появляется все больше ребят и девушек и в кино, и в театре, которые занимались и степом, и акробатикой, и танцуют, и поют, но мало кто завораживает вот этим самым «интегрити»: целостностью, смелостью быть собой, поисками предельности в развитии себя, образа, спектакля.
В театре смелость быть собой имеет эстетическую характеристику. И мне кажется, что в этой эстетике есть высокая терапия, потому что для человека, работающего в условиях предельного стресса, навык быть естественным - это путь выживания. Мы знаем, что красивый - значит предельно гармоничный, функциональный. Тогда становится понятен этот мостик между космонавтами и актерами. Раз в жизни мне посчастливилось быть в гостях у Ии Сергеевны Савиной, она в самом начале сказала: «Ни слова про театр, я сейчас готовлю шурпу». И вот мы с ней сидели, говорили про Платонова, которого она согласилась записать в рамках нашего проекта «Эхо небес. Голос как терапия», но все это было вокруг шурпы. В каком-то смысле это обязанность актера -быть нормальным, иначе можно заиграться...
А когда на сцене мы видим «сбалансированного», целостного человека, который двигается, говорит, существует завораживающе, которого интересно разгадывать, это дает нам большой шанс поверить,
что и мы тоже так можем существовать. Степень эмоционального вовлечения в ролевую игру и в психодраме, и в театре, - есть фактор, определяющий достоверность «как будто», позволяющий принять новый жизненный сценарий как возможный, достоверный и непротиворечивый. Без поиска такого пространства активная, здоровая, осмысленная жизнь человека в большом городе невозможна.
Встречу с новым собой можно считать состоявшейся, если клиент (зритель, читатель, слушатель) после участия в терапевтической сессии или тренинге, посещения перформанса, спектакля, концерта или выставки заявляет: «Я узнал о себе нечто новое». Это новое и есть очередной пазл, присоединенный отныне к его формирующейся целостности.
Если набрать в поисковиках фразу: «я не хожу в театр» - выскакивают любопытные тексты. Например: «попадая в театр, я всегда чувствовал собственную несвободу, будто не актеры играют для меня, а я работаю на актеров - заполняю зрительный зал, аплодирую, дарю цветы. И вот это «кто - для кого» выпихивает меня из театрального кресла».
Мне кажется, что если не говорить о целостности как свойстве актерской индивидуальности и величайшем даре ее трансляции миру; о целостности как о модели терапии, то мы лишаем и актеров и зрителей большой доли смысла в ежедневных встречах, в семь часов вечера.
Актерский тренинг В. Устиновой
Фото О. Хаимова