Научная статья на тему 'Целительница из Нерехты'

Целительница из Нерехты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4509
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМЕДИЦИНА / ЦЕЛИТЕЛИ / САКРАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ETHNO-MEDICINE / HEALERS / SACRED KNOWLEDGE / SOCIAL STATUS / SOCIAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мазалова Наталия Евгеньевна

В статье рассматривается ритуальная деятельность целительницы из Нерехты, сакральное знание связано с представлениями биоэнергетики и других современных теорий. Автор исследует функции и статус ритуального специалиста в современном обществе и делает вывод о том, что социальные функции современных целительниц заключаются в том, что их деятельность направлена на помощь членам общества в адаптации к условиям динамически изменяющейся социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The female healer from Nerekhta

Ritual activity of the female healer from Nerekhta is considered in the article. The sacral knowledge of this healer is connected with representations of bioenergetics and other modern theories. The author investigates functions and the status of the ritual expert in modern society. The author draws a conclusion that social functions of modern healers are that their activity is aimed towards help to members of society in adaptation to conditions of dynamically changing social environment.

Текст научной работы на тему «Целительница из Нерехты»

строй смены стилистических и образных систем, характерный для искусства в целом, привел к необходимости обращения к традициям, способным быть и ценностными ориентирами, и источниками новых форм. Искусство резной кости продолжает развиваться, несмотря на утрату многих уникальных приемов старинной техники, и с приходом современных технологических приемов работы с костью. Народные традиции живы и находят свое продолжение в работах современных мастеров.

Библиографический список

1. Абросимова А.А., КапланН.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: практ. пособие. - М.: Высш. школа, 1989. - 160 с.

2. Давыдов Исай. Тобольские косторезы. - Тюмень, 1954. - 72 с., илл.

3. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. - М.: Наука, 1979. - 111 с., илл.

4. Петерс Б.Г. Косторезное дело в античных государствах Северного Причерноморья. - М.: Наука, 1986. - 185 с., илл.

5. Северорусская резная кость XVIII - начала XIX вв.: альбом. - М.: Сов. художник, 1969. -105 с., илл.

6. Уханова И.Н. Северорусская резная кость ХУШ - начала XIX века: альбом. - Л.: Сов. художник, 1969. - 112 с., илл.

7. ФедотовГ.Я. Дарите людям красоту Из практики нар. худож. ремесел: кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с., илл.

8. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: учеб. пособие для средн. ПТУ. 2-е изд., пере-раб. - М.: Высш. шк., 1984. - 159 с., илл.

УДК 39

Мазалова Наталия Евгеньевна

Музей антропологии и этнографии РАН [email protected]

ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА ИЗ НЕРЕХТЫ

В статье рассматривается ритуальная деятельность целительницы из Нерехты, сакральное знание связано с представлениями биоэнергетики и других современных теорий. Автор исследует функции и статус ритуального специалиста в современном обществе и делает вывод о том, что социальные функции современных целительниц заключаются в том, что их деятельность направлена на помощь членам общества в адаптации к условиям динамически изменяющейся социальной среды.

Ключевые слова: этномедицина, целители, сакральное знание, социальный статус, социальные функции.

В настоящее время в России есть целители, обладающие традиционными «тайным знанием» и способами лечения, и целители, сакральное знание которых представляет соединение традиционных народных верований с представлениями биоэнергетики и других современных теорий. В последние годы в отечественной науке исследователи обратились к проблемам, связанным с изучением различных аспектов деятельности современных ритуальных специалистов [3; 5]. Вместе с тем недостаточно исследованными остаются некоторые вопросы, например, новые функции целителей.

В наши дни, в связи с повышением роли церкви, вновь усиливаются христианские элементы в народном православии. В последние годы появились «знающие», которые «лечат святыми». Они являются посредниками между больными и христианскими святыми, и их основная функция заключается в передаче силы или энергии святых. С одной из новых «знающих», Галиной Александровной Смирновой (1930 г.р.), я работала в г. Не-рехта Костромской области в 2005 г. Нерехта - старинный город с населением в несколько десятков тысяч человек, в советское время там были льнокомбинат, макаронная фабрика и оборонное предприятие. Сейчас многие предприятия закрыты, часть населения ездит на работу в Ярославль, в го-

роде много безработных. Следует отметить, что в Костромской области в настоящее время чрезвычайно активна церковь и высок ее авторитет: возрождаются монастыри, восстанавливаются церкви. Здесь очень много воцерковленных людей, принадлежащих к разным слоям общества. Именно к таким воцерковленным относится Галина Александровна. Она много молится, читает книги из библиотеки при монастыре. Галина Александровна -достаточно образованный человек, в прошлом -учительница со среднеспециальным образованием.

Мировоззрение Г.А. Смирновой, как и других современных «знающих», включает традиционные элементы, христианские, а также новые, почерпнутые из современных научных концепций наук о природе Вселенной и человека, среди которых -теории торсионных полей и физического вакуума. С этим связаны и изменения в практиках лечения. Наряду с традиционными способами лечения (заговорами, фитотерапией, мануальной терапией) появляются новые. В.И. Харитонова отмечает такие новые методы воздействия на человеческий организм, получающие все большее распространение среди практикующих нетрадиционное лечение, как биоэнергетическое воздействие, эниосуггестия, гипноз, оккультизм и др. [6].

Галина Александровна относится к числу «посвященных», она получила свои магические спо-

© Мазалова Н.Е., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012

75

собности - «дар» от Бога и святого Николая Чудотворца; здесь мы имеем вид получения магического знания с помощью «дарения от Бога» [7, с. 99], по словам целительницы, дар дал Бог: дар, по народным представлениям, - сложное понятие, оно обозначает дарование, способности, талант; кроме того, по христианскому учению, дар - способность к благодеянию, ниспосланная свыше, данная от Бога, а также свойство быть щедрым, великодушным. У Галины Александровны были видения: «Видела я святых. Первым я видела Николая Угодника. Ночью... на потолке вижу овал, а в овале - мужчину, волосы растрепаны, а лицо доброе. Мне объяснили, что он выбрал меня (лечить. - Н.М.)» [1, л. 14].

Для православной иконописной традиции характерен специфический «портретный» облик Николая - высокий лоб, заботливый облик «пастыря».

По мнению целительницы, Бог наделил ее «даром», потому что и ее родители, и она сама старались делать добро, вели праведную жизнь, не грешили, например, по ее словам, она не делала абортов.

Магические способности она получила после того, как сама тяжело болела и лечилась у целительницы, которая лечит святыми. По словам знающей, вначале у нее открылось внутреннее зрение: она могла видеть с закрытыми глазами.

В соответствии с представлениями, которые сложились у современных целителей, святые помогают «знающей» при диагностике больного (по ее словам, «иногда святой дает на подсознание»), чаще больной орган определяется с помощью металлической рамки или маятника - части металлической телевизионной антенны, которая в случае порчи вращается на 180° против часовой стрелки. После лечения - маятник вращается по часовой стрелке. Этот способ диагностики основан на представлениях биоэнергетики. Целительница считает, что в процессе лечения ей также помогают святые, она мысленно обращается к ним за помощью: «Я прошу поработать, а святые делают»; «Пациенты сидят, с ними святые работают» [1, л. 32]. На мой вопрос, какой именно святой помогает при определенных болезнях, Галина Александровна затруднилась ответить. По некотором размышлении она предложила, вероятно, собственную классификацию, основанную на христианских представлениях: «Детьми до 10-12 лет управляет Божья матерь, она детей направляет, людей до 2530 лет - Иисус Христос, после 30-ти лет - Николай Угодник» [1, л. 19]. Здесь мы сталкиваемся с формированием новых элементов индивидуального мировоззрения. Она предлагает свою интерпретацию некоторых элементов Священного Писания. Вместе с тем представление о том, что святые выступают в роли помощников святых - основное в магических практиках традиционных русских знахарей, главная установка которых - «Я с помощью Бога лечу» [4, с. 92].

После проведения диагностики «знающая» читает молитвы «Отче наш», «Да воскреснет Бог» (чтение молитв является способом введения себя и больного в особое состояние сознания), а в это время больные сидят с протянутыми руками ладонями вверх. Затем «знающая» просто беседует с пациентом, расспрашивает его о жизни. При мне пациентами целительницы были несколько местных пенсионерок, 35-летняя учительница старших классов местной школы, 54-летний инженер (отставной военный) из г. Ярославля и др. Мне рассказывали, что иногда у Галины Александровны одновременно на сеансе лечения присутствовало более 30 человек. Это отличает его от лечебных обрядов традиционных «знающих», где существует прямая связь «знахарь - больной».

В некоторых случаях, например, при лечении порчи, «знающая» прибегает к бесконтактному массажу. Бесконтактный массаж (биоэнергетическое воздействие), который она практикует, связан не только с новыми знаниями, полученными в результате обучения у экстрасенса, закончившего курсы биоэнергетики, чтения специальной литературы и т. п., но и с внутренними ощущениями ее самой, появившимися внезапно, после травмы, которую она получила.

Во время сеанса лечения «знающая» испытывает болезненные ощущения: «То позвоночник болит, то в сон клонит, то руки тяжелеют». Ощущения тяжести и сонливость свидетельствуют о том, что болезнь переходит на нее. После проведения сеанса она иногда чувствует себя больной и обессиленной; она говорит: «Когда снимаю отрицательную энергию, вся мокрая, и в глазах темно». Считает, что когда работает руками (бесконтактный массаж), «боль частично берется руками, нужно смыть или стряхнуть» [1, л. 32]. По представлениям современных «знающих», на них переходит отрицательная энергия пациента. Следует отметить, что подобные представления связаны и с практикой традиционных «знающих» - во время проведения лечебного обряда болезнь переходит вначале на знахаря, а затем уже он должен изгнать ее во внешний мир.

Нередко после того, как Галина Александровна начинает лечить сильную порчу, ее начинает пугать нечистая сила: «пристает нечистая сила». Это также совпадает с традиционными представлениями.

Г.А. Смирнова в социуме выполняет функцию священника, который выступает в качестве предстоятеля общины, посредника между общиной и Богом; так, в некоторых ситуациях она пытается заменить священника, например, проводя экзор-цизм. Целительница отваживается на экзорцизм -изгнание бесов, хотя и признает, что «не имеет на это права». По научной терминологии, она обладает способностью входить в особые состояния сознания и в это время контактировать с бесами. Так,

Галина Александровна пыталась изгнать бесов из больной женщины, в которую, как считает целительница, вселился бес. Женщина поселилась у «знающей». По рассказам целительницы, она вела с бесом длительные разговоры, бес, в ее изложении, - существо грубое, скандальное и зловредное; так, он пытался спровоцировать больную убежать неодетой на мороз: «Пойдем отсюда. Сюда сегодня самый главный (сатана. - Н. М.) прилетает» [1, л. 17]. Правда, по мнению самой целительницы, ей не удалось справиться с ним до конца, и она отправила больную на долечивание в монастырь Оптину Пустынь к священнику. Больная поправилась, но, как она считает, не до конца, постоянно посещает целительницу: боится возвращения болезни. Женщина эта - очень нервозная, впечатлительная, с проблемами в семейной жизни, у нее сильно пил муж. Сложилось впечатление, что она находится в полной зависимости от Галины Александровны.

Г. А. Смирнова считает, что получила благословение священника из Оптиной Пустыни, который прислал ей поздравление с Пасхой в ответ на ее письмо, где она рассказывала о своей целительс-кой практике. Проблема взаимоотношений знахарей и церкви в работах, посвященных народной медицине, остается неосвещенной. Как известно, официальная православная церковь не признает лечения знахарскими методами, считая их сатанинскими.

Следует отметить, что в наши дни «одержимость бесами» - распространенное психическое заболевание, ими страдают, например, некоторые юноши, воевавшие в Чечне. В традиционном социуме знахари занимались лечением других, по народным представлениям, менее опасных болезней, изгнать беса могут только священники, причем очень немногим из них позволено отправлять экзорцизм. Эта практика бытует и в наши дни.

Отправление магических практик - серьезный источник доходов Г. А. Смирновой - пенсионерки и инвалида. В 2005 г. она брала за сеанс 50 р. Следует отметить, что это нисколько не соотносится с традиционной практикой лечения: обычно платят продуктами натурального хозяйства, едой и т.п., но не деньгами и не определенную таксу, а кто сколько может.

Такие «знающие», как Г.А.Смирнова, выполняют еще одну важную функцию - контроль за соблюдением норм поведения социума. По традиционным представлениям, причиной болезни, например порчи, может явиться и нарушение норм поведения, в частности, норм поведения в семье, по отношению к старшим, к «знающим». Галина Александровна анализирует с пациентом житейские ситуации, указывает, какие ошибки он совершил, и в случае надобности с помощью магических практик разрешает ситуацию.

Многие из современных целительниц в прошлом занимали руководящие посты (например, бригадир) либо привыкли заниматься воспитанием (учителя). Пациенты у них разные: большая часть - женщины с низким уровнем образования, но есть также мужчины и женщины с высшим образованием. К целительницам также обращаются представители власти.

В современном российском социуме происходит ослабление некоторых связей - производственных, семейных. Большинство пациентов целительниц - одинокие люди, некоторые - не работающие. Они нуждаются не только в лечении, но и в дружеской, социальной поддержке. В этих условиях целители начинают выполнять не только лечебные функции, но и властные. Постепенно целительница и ее пациенты формируют структуру взаимоотношений с определенной иерархией. Целительница является лидером этой структуры. Она реализует властные функции, в том числе - через делегирование полномочий от верхних уровней иерархии вниз. Пациентам, находящимся на верхнем уровне иерархии (как правило, это более состоятельные люди и с более высоким уровнем образования), целительница уделяет больше внимания во время лечения. С некоторых пациентов она берет меньше денег за лечебный сеанс или лечит их бесплатно. Такие пациенты выполняют некоторые ее задания, например, купить крестик в церкви для новых пациентов, с особо доверенными она отмечает праздники, и т.д. Пациенты соперничают за более высокое место в иерархии.

Для этой структуры характерен патерналистский стиль управления, обычно характерный для лидера-мужчины. Выполнение распоряжений целительницы строго контролируется. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки. Сама она играет роль матери, а ее пациенты выступают в роли детей. Предметом ее заботы являются не только здоровье пациентов, но и их личная жизнь. Пациенты обращаются к ней с самыми разными житейскими проблемами, например, Галина Александровна помогает решать семейные неурядицы, иногда выступает наперсницей в сердечных делах, в роли свахи.

Отметим, что многие из больных находятся в значительной психологической зависимости от целительницы. Здесь, вероятно, следует говорить о личной власти целительницы, которую Дж. Миллер определяет «как способность вызвать изменения, то есть взять что-нибудь от “А” и передать “Б”, что может включать в себя даже передачу чувств и эмоций, являясь очень сильным воздействием»[8, р. 38]. И.В. Грошев называет такую функцию власти амотивной [2, с. 35].

На наш взгляд, взаимоотношения целительницы и пациентов в рамках иерархической структу-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012

77

ры обладают некоторым сходством с отношениями внутри сект. Однако имеются существенные отличия. Как правило, религиозная секта возникает как оппозиционное течение по отношению к официальным религиозным направлениям с характерными установками на исключительность своей роли и доктрины. В случае с целителями и их пациентами идея избранничества и изоляционизм являются следствием динамических изменений, происходящих в социальной среде, и не носят оппозиционного характера по отношению к православию и обществу.

Галина Александровна - очень деятельный, властный, доброжелательный человек; например, сотрудники Краеведческого музея г. Нерехты осыпали ее похвалами, характеризовали как очень доброго человека, который помогает многим людям, никому не отказывает. Ее функции заключаются не только в лечении; по словам целительницы, она не только лечит, она советует. В городе она известна очень многим жителям и пользуется у них авторитетом и уважением.

Следует отметить, что и в традиционном социуме «знающие» играли значительную роль и в какой-то мере осуществляли властные функции, здесь следует говорить о власти в понимании М. Фуко: власть - знание и власть - прямое воздействие на тело индивида.

Появление ритуальных специалистов, «лечащих святыми», привело к тому, что традиционных «знающих», которые лечат заговорами, обвинили в колдовстве. Так, знахарку в Нерехте, долгие годы лечившую испуг, грыжу, кожные заболевания, объявили колдуньей. Очевидцы рассказывают, что ее дом временами ходуном ходит - «набит нечистой силой» [3, с. 238]. Магические способности «знающей» связывают с бесами. Следует отметить, что в отдаленных деревнях России, где не открылись церкви, и в настоящее время продолжают функционировать знахарки, в мировоззрении и практиках которых преобладают магические элементы.

Изучение мировоззрения современных целителей, в том числе - Г.А. Смирновой, представляет особый интерес в связи с изучением народного православия. В последние десятилетия исследователи обратились к изучению народного православия как единого целого (Н.И. Толстой, Т.А. Бернштам, Е.Б. Смилянская и др.). На наш взгляд, продуктивным является изучение не в отдельности христианских и магических элементов, а разных форм сочетания магического и христианского компонентов в народной религиозности. Для того чтобы описать народную религию, следует описать религиозность отдельной личности в конкретную историческую эпоху. Важно исследовать, «каковы в этой религии коренные представления о Боге, иерархии

ценностей, соотношение мира земного и потустороннего, ведь участие человека в религии выражается не только в усвоении религиозной истины», но и в «отражении ее в человеческих знаниях, чувствованиях и деятельности» [5, с. 11]. Исследование характера соединения магических, христианских и современных элементов, восприятие личности «знающего» в разные временные периоды важно для исследования мировоззрения отдельной личности.

В наши дни абсолютное большинство целительниц в деревнях и маленьких городах - женщины. Несмотря на демократические процессы, происходящие в современном российском обществе, по-прежнему статус женщины в социуме ниже, чем мужчины. Некоторые женщины, овладев «особым» знанием, повышают свой статус. В наши дни, когда в деревнях и маленьких городах зачастую очень слаба официальная медицина, возрастает статус целителей.

Социальные функции современных русских «знающих» заключаются в том, что их «деятельность» направлена на помощь членам социума в адаптации к условиям динамически изменяющейся социальной среды, в том числе - отрицательным; в переломные моменты истории людям необходимы дополнительные знания, и такими знаниями являются специализированные знания целителей.

Библиографический список

1. Архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Ф. 1. Оп. 2. № 1880. Г. Нерехта. Костромская обл. 2005. Полевые материалы автора.

2. Грошев И.В. Гендерные представления власти // Социс. - 2000. - №12.

3. Ермакова Е.Е. Сибирская заговорная традиция (конец ХХ - начало XXI вв.). - Тюмень: Издатель Пашкин, 2005. - Т. 1-2.

4. Мазалова Н.Е. Этнографические аспекты изучения личности «знающего» (XIX - начало XXI в.). -СПб.: Петербургское востоковедение, 2011.

5. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные» преступления в России XVIII в. - М., 2003.

6. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян. Проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. - М., 1999. - Т. 1-2.

7. Харитонова В.И. Традиционная магико-ме-дицинская практика и современное народное це-лительство: ст. и материалы. - М., 1995.

8. Miller J.B. Women and power: Reflection ten years later // Women and power: perspectives for family therapy/ ed. T/J. Goodrich. - New York: Norton, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.