Научная статья на тему 'ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ГРАММАТИКА / ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕР / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ТРЕНАЖЕРА / СЕРВИС GOOGLE FORMS / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНИВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ / ФУНКЦИОНАЛ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / FOREIGN LANGUAGE / GRAMMAR / ONLINE SIMULATOR / COMPUTER TECHNOLOGY / SIMULATOR CREATION TECHNOLOGIES / GOOGLE FORMS SERVICE / INFORMATIZATION OF EDUCATION / CONTROL / EVALUATION / OPTIMIZATION / DEVELOPMENT STAGES / FUNCTIONALITY / TEST TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна

В данной статье представлены технологии создания открытого онлайн-тренажера по грамматике на основе бесплатного сервиса Google Forms. Раскрываются цели, задачи и структура открытого онлайн-тренажера, а также характеризуются этапы его разработки и функционал, возможности его использования на занятиях по иностранному языку. Основной целью разработки данного онлайн-тренажера по грамматике является оптимизация организации работы на занятиях по иностранному языку в процессе обучения грамматике и контроля сформированности грамматических навыков. Структура тренажера представляет собой набор тестовых заданий, объединенных в тематические категории в соответствии с видом грамматического явления или правила, которое следует отработать. В качестве платформы для создания тренажера используется бесплатный онлайн-сервис Google Forms. Характеризуемый онлайн-тренажер представляет собой 10 онлайн-форм. Каждая форма охватывает грамматический материал одного юнита. Предполагаемое время, затрачиваемое на выполнение тестовых заданий одной формы - 10-15 минут, таким образом, включение предложенных заданий в ход занятия существенно не изменит его структуру, и преподавателям не придется коренным образом перестраивать свою работу. В одну форму включено от 10 до 15 заданий различного характера. Например, вопросы с выбором одного верного варианта ответа, нескольких правильных ответов или же вопросы без готовых вариантов ответа, где обучаемый должен сам предложить верный вариант. Авторы приходят к выводу о том, что сервис Google Forms является оптимальной площадкой для создания открытого онлайн-тренажера по грамматике английского языка и может широко использоваться в образовательных и учебных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOALS, OBJECTIVES AND STRUCTURE OF ONLINE SIMULATOR FOR TEACHING ENGLISH GRAMMAR

This article presents technologies for creating an open online grammar simulator based on the free Google Forms service. The goals, objectives and structure of an open online simulator are disclosed, as well as the stages of its development and functionality, the possibilities of its use in classes in a foreign language are characterized. The main goal of developing this online grammar simulator is to optimize the organization of work in classes in a foreign language in the process of learning grammar and controlling the formation of grammar skills. The structure of the simulator is a set of test tasks, grouped into thematic categories in accordance with the type of grammatical phenomenon or rule that should be worked out. As a platform for creating a simulator, the free online service Google Forms is used. The characterized online simulator is 10 online forms. Each form covers the grammatical material of one unit. The estimated time taken to complete the test tasks of one form is 10-15 minutes, thus, the inclusion of the proposed tasks in the course of the lesson will not significantly change its structure, and teachers will not have to radically restructure their work. One form includes from 10 to 15 tasks of various kinds. For example, questions with the choice of one correct answer, several correct answers, or questions without ready-made answer, where the student must offer the right answer. The authors conclude that the Google Forms service is the optimal platform for creating an open online simulator for English grammar and can be widely used for educational and training purposes.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

педагогические науки

Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРА ...

УДК 378

DOI: 10.26140/knz4-2020-0904-0005

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© 2020

AuthorlD: 462174

SPIN: 7224-4927

ORCID: 0000-0003-4711-8615

Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи»

AuthorlD: 680842

SPIN: 8728-9478

ORCID: 0000-0002-3872-1351

Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: rubcova2@mail.ru)

Аннотация. В данной статье представлены технологии создания открытого онлайн-тренажера по грамматике на основе бесплатного сервиса Google Forms. Раскрываются цели, задачи и структура открытого онлайн-тренажера, а также характеризуются этапы его разработки и функционал, возможности его использования на занятиях по иностранному языку. Основной целью разработки данного онлайн-тренажера по грамматике является оптимизация организации работы на занятиях по иностранному языку в процессе обучения грамматике и контроля сформи-рованности грамматических навыков. Структура тренажера представляет собой набор тестовых заданий, объединенных в тематические категории в соответствии с видом грамматического явления или правила, которое следует отработать. В качестве платформы для создания тренажера используется бесплатный онлайн-сервис Google Forms. Характеризуемый онлайн-тренажер представляет собой 10 онлайн-форм. Каждая форма охватывает грамматический материал одного юнита. Предполагаемое время, затрачиваемое на выполнение тестовых заданий одной формы - 10-15 минут, таким образом, включение предложенных заданий в ход занятия существенно не изменит его структуру, и преподавателям не придется коренным образом перестраивать свою работу. В одну форму включено от 10 до 15 заданий различного характера. Например, вопросы с выбором одного верного варианта ответа, нескольких правильных ответов или же вопросы без готовых вариантов ответа, где обучаемый должен сам предложить верный вариант. Авторы приходят к выводу о том, что сервис Google Forms является оптимальной площадкой для создания открытого онлайн-тренажера по грамматике английского языка и может широко использоваться в образовательных и учебных целях.

Ключевые слова: иностранный язык, грамматика, онлайн-тренажер, компьютерные технологии, технологии создания тренажера, сервис Google Forms, информатизация образования, контроль, оценивание, оптимизация, этапы разработки, функционал, тестовые задания.

GOALS, OBJECTIVES AND STRUCTURE OF ONLINE SIMULATOR FOR TEACHING ENGLISH GRAMMAR

© 2020

Devdariani Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: rubcova2@mail.ru)

Abstract. This article presents technologies for creating an open online grammar simulator based on the free Google Forms service. The goals, objectives and structure of an open online simulator are disclosed, as well as the stages of its development and functionality, the possibilities of its use in classes in a foreign language are characterized. The main goal of developing this online grammar simulator is to optimize the organization of work in classes in a foreign language in the process of learning grammar and controlling the formation of grammar skills. The structure of the simulator is a set of test tasks, grouped into thematic categories in accordance with the type of grammatical phenomenon or rule that should be worked out. As a platform for creating a simulator, the free online service Google Forms is used. The characterized online simulator is 10 online forms. Each form covers the grammatical material of one unit. The estimated time taken to complete the test tasks of one form is 10-15 minutes, thus, the inclusion of the proposed tasks in the course of the lesson will not significantly change its structure, and teachers will not have to radically restructure their work. One form includes from 10 to 15 tasks of various kinds. For example, questions with the choice of one correct answer, several correct answers, or questions without ready-made answer, where the student must offer the right answer. The authors conclude that the Google Forms service is the optimal platform for creating an open online simulator for English grammar and can be widely used for educational and training purposes.

Keywords: foreign language, grammar, online simulator, computer technology, simulator creation technologies, Google Forms service, informatization of education, control, evaluation, optimization, development stages, functionality, test tasks.

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время преподаватели-практики все чаще отмечают, что изучение грамматики, которая является важнейшим аспектом овладения любым иностранным языком, вызывает у студентов значительные трудности. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является, на наш взгляд, применение современных компьютерных технологий в процессе обучения. Данный вопрос является актуальным для современных исследователей в области изучения электронных плат-Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

форм, компьютерных программ, сервисов интернет [111]. Несмотря на многообразие существующих приложений, разработок, онлайн-сервисов и компьютерных пособий преподаватели редко используют их на своих занятиях. Это может быть обусловлено различными причинами, например, неудобством в использовании, отсутствием необходимого технического оборудования и т.д. В связи с этим предлагаем ознакомиться с возможностями открытого онлайн-тренажера по грамматике. Рассмотрев в предыду щих исследованиях вопросы, по-

Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna

GOALS, OBJECTIVES AND STRUCTURE OF ONLINE SIMULATOR ..

pedagogical sciences

священные теоретическим аспектам обучения грамматике английского языка, изучив основные подходы к овладению грамматическими навыками [12-17], а также осветив важность применения современных компьютерных технологий в учебном процессе, мы переходим к технологии создания экспериментального открытого онлайн-тренажера по грамматике на основе бесплатного сервиса GoogleForms.

МЕТОДОЛОГИЯ.

В данной статье мы раскроем цели, задачи и структуру открытого онлайн-тренажера, а также опишем этапы его разработки и функционал, возможности его использования на занятиях по иностранному языку.

Целью разработки данного онлайн-тренажера по грамматике является оптимизация организации работы на занятиях по иностранному языку в процессе обучения грамматике и контроля сформированности грамматических навыков.

К задачам данного тренажера можно отнести:

1) развитие грамматических навыков обучаемых;

2) организация последующего контроля сформиро-ванности грамматических навыков у студентов;

3) получение быстрого и качественного анализа результатов контроля;

4) повышение объективности оценивания полученных результатов контроля;

5) оптимизация работы преподавателя;

6) информатизация образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Структура тренажера представляет собой набор тестовых заданий, объединенных в тематические категории в соответствии с видом грамматического явления или правила, которое следует отработать. В качестве платформы для создания тренажера используется бесплатный онлайн-сервис GoogleForms [18].

Создание открытого онлайн-тренажера по грамматике на основе онлайн-сервиса GoogleForms проходило в несколько этапов:

1) изучение теоретических вопросов, связанных с существующими подходами к обучению грамматике, а также возможности применения компьютерных технологий в процессе обучения грамматике;

2) изучение функций и особенностей работы онлайн-сервиса GoogleForms;

3) составление списка грамматических явлений, которые должны стать основой для создания тестовых заданий;

4) создание онлайн-формы по каждому отдельному грамматическому явлению.

Прежде чем преступить к описанию структуры тренажера, необходимо, на наш взгляд, объяснить, какими факторами был обусловлен выбор данного сервиса, и привести краткую инструкцию по работе с ним.

Во-первых, он является абсолютно бесплатным и для начала работы необходимо лишь иметь доступ в интернет и создать учетную запись Google, которая дает доступ к сервису GoogleDrive, необходимому для сохранения формы теста и информации о полученных ответах в форме.

Во-вторых, данный сервис обладает минимизированным и простым в использовании интерфейсом. Работа с сервисом не требует специальных навыков и умений, достаточно лишь иметь базовые навыки работы с компьютером, что делает эту технологию доступной для всех преподавателей.

В-третьих, это возможность получения доступа в любое время. Даже в случае поломки вашего устройства вы всегда сможете получить доступ к формам, так как вся информация хранится в вашем электронном облаке.

В-четвертых, это возможность создания индивидуального оформления и настройки темы.

В-пятых, статистика. Сервис имеет функцию автоматического анализа ответов и сбора статистики по всем присланным ответам. Можно посмотреть общую сводку

по ответам, статистику по конкретным ответам и ответы каждого отдельного тестируемого. Более того, всю информацию можно скачать в виде таблицы.

И, наконец, мобильность. Сервис полностью адаптирован для планшетов и мобильных устройств, поэтому создавать, редактировать и заполнять формы можно будет не только с ПК [19].

Для начала создания формы теста необходимо нажать на значок «+» в верхней левой части вашего Google диска. После нажатия появляется вкладка с новой формой. В центре экрана располагается макет новой формы. В правой его части располагаются кнопки для добавления новых вопросов, каждый из которых может сопровождаться комментариями, описанием, картинками и видео. Значительным преимуществом является наличие большого выбора шаблонов для различных типов вопросов. Наиболее удобными для использования при создании онлайн-тренажера были такие типы как «текст (строка)», «один из списка», «несколько из списка» и «раскрывающийся список». Так, например, тип вопроса «текст (строка)» предполагает короткий ответ, его целесообразно использовать, если в ответе нужно указать пропущенное слово в предложении или верно указать название какого-либо грамматического явления. Тип вопроса «один из списка» подразумевает выбор одного ответа из нескольких предложенных. Данный тип вопросов напоминает обыкновенный тест, привычный для многих студентов. Здесь есть удобная функция «выбрать действие для каждого ответа», которая позволяет задать желаемое действие для каждого конкретного ответа. Например, если обучаемый выбирает правильную опцию в вопросе на проверку использования английского времени Past Simple (что подразумевает знание правила), то он автоматически переходит в следующий раздел вопросов, освещающих другую тему. Если дается неверный ответ, студент продолжает выполнять вопросы из первого раздела по теме Past Simple. Например, рисунок 1.

Рисунок 1 - Past Simple

Тип вопроса «несколько из списка» предполагает выбор нескольких ответов одновременно, что является очень удобным в том случае, если вопрос предполагает сразу несколько верных вариантов ответа. Вопрос типа «раскрывающийся список» предполагает выбор одного ответа из раскрывающегося списка и используется, если нужно задать большое количество опций.

Для всех типов вопросов также доступны функции описания, копирования (если требуется создать несколько однотипных вопросов), удаления, перехода в обязательный режим (в этом режиме вопрос обозначается звездочкой, и обучаемый не может закончить форму без ответа на этот вопрос). Все эти функции включаются в нижней части панели настройки вопроса. Более того, для каждого отдельного вопроса можно задать определенное количество баллов за верный ответ в зависимости от степени сложности конкретного вопроса.

С помощью верхней панели настраиваются следующие параметры формы:

1) настройка темы;

2) предпросмотр;

3) настройки;

4) рассылка;

5) дополнительные параметры.

Параметры настройки темы помогают создать индивидуальное оформление формы. Есть возможность

26

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРА ...

добавить фоновые картинки, надписи или выбрать готовую тему.

Функция предпросмотра позволяет увидеть форму глазами тестируемого, что помогает устранить мелкие недочеты или ошибки, сделанные во время создания формы.

В закладке «настройки» можно включить функцию перемешивания вопросов, тогда они будут выдаваться в случайном порядке, что снизит процент списывания среди тестируемых.

Также очень важным здесь является пункт «тест», который позволяет перевести форму в режим тестирования, где каждое задание будет оцениваться определенным количеством баллов. Чтобы тестируемый сразу узнал количество набранных баллов, необходимо выбрать опцию «показывать оценку сразу после отправки формы». Например, рисунок 2.

Рисунок 2 - Опции

Параметры рассылки формы теста можно задать нажатием на кнопку «отправить». Форма отправляется по почте через встраиваемый код, что позволяет адресату заполнить опрос сразу из письма, не переходя по внешним ссылкам.

Однако данная опция работает только с аккаунтом Gmail и в браузере Chrome. С другими почтовыми сервисами эта функция работает некорректно.

Вкладка «дополнительно» отвечает за доступные действия с формой. Ее можно удалить, копировать, распечатать. Также из формы можно будет создать предза-полненный шаблон, настроить настройки доступа.

Разработанный онлайн-тренажер представляет собой 10 онлайн-форм. Каждая форма охватывает грамматический материал одного юнита.

Предполагаемое время, затрачиваемое на выполнение тестовых заданий одной формы - 10-15 минут, таким образом, включение предложенных заданий в ход занятия существенно не изменит его структуру, и преподавателям не придется коренным образом перестраивать свою работу.

Каждая форма содержит от 10 до 15 заданий различного характера. Например, вопросы с выбором одного верного варианта ответа, нескольких правильных ответов или же вопросы без готовых вариантов ответа, где обучаемый должен сам предложить верный вариант.

ВЫВОДЫ.

Подводя итог нашему исследованию, можно сформулировать следующие выводы:

1) разработка подобного открытого онлайн-тренаже-ра является актуальной и полезной в настоящее время.

2) отличительной чертой представленного в данной статье онлайн-тренажера является его универсальность, он может быть использован в любой аудитории, даже не оснащенной техническим оборудованием.

3) бесплатный онлайн-сервис GoogleForms, который стал основой для разработки онлайн-тренажера, обладает широким функционалом и огромным потенциалом, который может быть использован в образовательных целях.

4) на разработчиках онлайн-тренажера лежит серьезная ответственность за его эффективность, и потому каждый этап его создания должен быть тщательно про-

работан до мелочей.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что, обладая таким широким функционалом, сервис GoogleForms является оптимальной площадкой для создания открытого онлайн-тренажера по грамматике английского языка и может широко использоваться в образовательных и учебных целях. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Итинсон К.С., Чиркова В.М. Анализ существующих информационных ресурсов сети интернет, используемых в обучении студентов в медицинских вузах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 144-146.

2. ВагановаО.И., СмирноваЖ.В., АбрамоваН.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 277-280.

3. Итинсон К.С., Чиркова В.М. Применение телемедицинских технологий в процессе обучения студентов-медиков и повышения квалификации врачей //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 149-151.

4. ИтинсонК.С. Развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в электронной среде // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 18-20.

5. Итинсон К.С., Рубцова Е.В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5666-5669.

6. Итинсон К.С. Области применения телемедицинских технологий // Региональный вестник. 2019. № 23 (38). С. 10-11.

7. Итинсон К.С. Роль технологий интернета вещей в высшем образовании //Региональный вестник. 2019. № 17 (32). С. 31-32.

8. Итинсон К.С. Использование блокчейн-технологии в высших учебных заведениях //Региональный вестник. 2019. № 20 (35). С. 35-36.

9. Yarmolchuk TM. Synchronous and asynchronous online tools, learning a foreign language in the process of professional training of .specialists in information technology // Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1. С. 75-79.

10. Вольникова Е.А., Горбачева Ю.М. Возможности использования новейших интернет-ресурсов в образовательном процессе вуза (на примере изучения иностранных языков) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (39-40). С. 159-163.

11. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

12. Соболева Е.А., Папоян Г.Н. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку // Наука и образование сегодня. 2019. №1 (36). URL:https://cyberleninka.ru/

article/nnforMiroovaie-grammatichessh-nayvyoo-sh~kolmkov-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku(дата обращения: 23.03.2020).

13. Филипович И.И. Подходы к изучению грамматики иностранного языка // Научный вестник ЮИМ. 2014 №4 С.84-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-obucheniyu-grammatike-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 19.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Рубцова Е.В. Принципы обучения грамматике в процессе преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе // Региональный вестник. 2019. №21. С.29-30.

15. Платонова Р.И., Шкурко Н.С., Лукина Т.Н., Парфенов И.Я. Современные технологии образования в системе высшего педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 113-115.

16. Петруль А. Н. Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению // Теория и практика образования в современном мире: материалы VМеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СПб.: СатисЪ, 2014. С. 172-176. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6003/ (дата обращения: 20.06.2020).

17. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранного языка // Иностранные языки в школе. Москва, 2000. С. 22-26.

18. Как использовать GoogleФормы // Справка Google. URL:https://support.google.com/docs/answer/6281888?co=GENIE.Platf-orm%3DAndroid&hl=ru (дата обращения: 20.03.2020).

19. Все возможности GoogleForms // Нетология. URL:https:// netology.ru/blog/google-formy (дата обращения: 20.03.2020).

Статья поступила в редакцию 30.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.