Научная статья на тему 'ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: АКЦЕНТ НА ЖЕНСКОМ НАСЕЛЕНИИ ПЛАНЕТЫ'

ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: АКЦЕНТ НА ЖЕНСКОМ НАСЕЛЕНИИ ПЛАНЕТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / ЦЕЛЬ 5 / СТРУКТУРА «ООН-ЖЕНЩИНЫ» / НЕРАВНОПРАВИЕ ПОЛОВ / «НАША ОБЩАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ» / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ГЕНДЕРНОГО РАЗРЫВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шведова Надежда Александровна

В документе, подготовленном структурой «ООН-женщины», «Прогресс в достижении Целей устойчивого развития: гендерный снимок 2022» констатируется: в настоящее время мир не находится на пути достижения гендерного равенства к 2030 г. Этот доклад содержит данные о равноправии полов по всем 17 целям. В нем отражена взаимосвязь между Целями устойчивого развития, подчеркнуто важное значение, которое гендерное равенство играет в продвижении мирового прогресса, отмечается негативное влияние COVID-19 на сексуальное и репродуктивное здоровье и права женщин. Данный документ подтверждает, что вопросы статуса женского населения на планете находятся в центре внимания мирового сообщества в рамках достижения Целей устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS: A FOCUS ON WOMEN IN THE WORLD

“The world is not on track to achieve gender equality by 2030”, says UN Women’s “Progress towards the Sustainable Development Goals: Gender Snapshot 2022” paper. It contains data on gender equality for all 17 goals, pointing to “a long way to go to achieve gender equality”. It shows the relationship between the goals and highlights the fundamental power that gender equality plays in advancing progress across areas of the Sustainable Development Goals roadmap, as well as the central role of women and girls in leadership. COVID-19 and the backlash against women’s sexual and reproductive health and rights further undermine prospects for gender equality. Issues of the status of the female population on the planet are in the center of attention of the world community, which is concerned about finding ways to mitigate the crisis circumstances.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: АКЦЕНТ НА ЖЕНСКОМ НАСЕЛЕНИИ ПЛАНЕТЫ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ POLITICAL SCIENCES

Женщина в российском обществе. 2023. № 2. С. 3—13. Woman in Russian Society. 2023. No. 2. P. 3—13.

Научная статья

УДК 316.346.2-055.2

DOI: 10.21064/WinRS.2023.2. 1

ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: АКЦЕНТ НА ЖЕНСКОМ НАСЕЛЕНИИ ПЛАНЕТЫ

Надежда Александровна Шведова

Институт США и Канады им. академика Г. А. Арбатова, Российская академия наук, г. Москва, Россия, n.shvedova2015@yandex.ru

Аннотация. В документе, подготовленном структурой «ООН-женщины», «Прогресс в достижении Целей устойчивого развития: гендерный снимок 2022» констатируется: в настоящее время мир не находится на пути достижения гендерного равенства к 2030 г. Этот доклад содержит данные о равноправии полов по всем 17 целям. В нем отражена взаимосвязь между Целями устойчивого развития, подчеркнуто важное значение, которое гендерное равенство играет в продвижении мирового прогресса, отмечается негативное влияние COVID-19 на сексуальное и репродуктивное здоровье и права женщин. Данный документ подтверждает, что вопросы статуса женского населения на планете находятся в центре внимания мирового сообщества в рамках достижения Целей устойчивого развития.

Ключевые слова: Цели устойчивого развития, Цели развития тысячелетия, Цель 5, структура «ООН-женщины», неравноправие полов, «Наша общая повестка дня», глобальный индекс гендерного разрыва

Благодарности: статья подготовлена в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (соглашение № 075-15-2020-783).

Для цитирования: Шведова Н. А. Цели устойчивого развития: акцент на женском населении планеты // Женщина в российском обществе. 2023. № 2. С. 3—13.

© Шведова Н. А., 2023

Original article

THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS: A FOCUS ON WOMEN IN THE WORLD

Nadezhda A. Shvedova

Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, n.shvedova2015@yandex.ru

Abstract. "The world is not on track to achieve gender equality by 2030", says UN Women's "Progress towards the Sustainable Development Goals: Gender Snapshot 2022" paper. It contains data on gender equality for all 17 goals, pointing to "a long way to go to achieve gender equality". It shows the relationship between the goals and highlights the fundamental power that gender equality plays in advancing progress across areas of the Sustainable Development Goals roadmap, as well as the central role of women and girls in leadership. COVID-19 and the backlash against women's sexual and reproductive health and rights further undermine prospects for gender equality. Issues of the status of the female population on the planet are in the center of attention of the world community, which is concerned about finding ways to mitigate the crisis circumstances.

Key words: Sustainable Development Goals, Millennium Development Goals, Goal 5, gender inequality, UN Women, "Our Common Agenda", Global Gender Gap Index

Acknowledgments: the reported study was funded according to the project "Post-crisis world order: challenges and technologies, competition and cooperation" supported by the grant from Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation program for research projects in priority areas of scientific and technological development (agreement № 075-15-2020-783).

For citation: Shvedova, N. A. (2023) Tseli ustoichivogo razvitiia: aktsent na zhenskom naselenii planety [The Sustainable Development Goals: a focus on women in the world],

Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 2, pp. 3—13.

Введение

Устав ООН, подписанный в Сан-Франциско в 1945 г. и ратифицированный большинством принявших его стран, положил начало историческому пути в направлении поддержания и укрепления международного мира и безопасности. В настоящее время международное сотрудничество объективно обновляется. В своем обращении по поводу Дня ООН Генеральный секретарь Антониу Гу-терриш заметил, что создание ООН — это практическое воплощение надежды после Второй мировой войны решительно перейти от глобального конфликта к глобальному сотрудничеству.

В настоящее время глобализация является объективной реальностью, а сотрудничество между государствами — ее объективной чертой. Примером такого сотрудничества выступает согласованное одобрение государствами — членами ООН международных документов, в соответствии с которыми страны добровольно возлагают на себя обязательства по устройству жизни на большой планете Земля. Среди подобных документов Цели устойчивого развития, включая Цель 5 — достижение гендерного равенства к 2030 г. Реализация этой

цели рассматривается ООН как условие прогресса и важнейший принцип человеческого развития.

Цель 5 предусматривает решение девяти главных задач, что позволит достичь равноправия полов во всех государствах. Перечень этих задач включает:

— ликвидацию всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек во всем мире;

— искоренение всех форм насилия в отношении женщин и девочек как в государственной, так и в частной сфере (имеется в виду торговля людьми, сексуальная и другие виды эксплуатации);

— ликвидацию вредных практик (детские, ранние и принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах);

— изменение отношения к неоплачиваемому уходу и домашней работе (признание и оценка этих видов труда, забота о предоставлении государственных услуг, обеспечение инфраструктуры, проведение политики социальной защиты, поощрение совместной ответственности в домашнем хозяйстве и семье с учетом национальных требований);

— обеспечение всеобщего доступа к услугам в сферах репродуктивного, сексуального здравоохранения и репродуктивных прав;

— проведение реформы в целях предоставления женщинам равных прав на экономические ресурсы (доступ к владению землей и иными формами собственности, наследством и финансовыми услугами, природными ресурсами в соответствии с национальными законами);

— создание условий для эффективного участия женщин в управлении на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни.

Необходимо подчеркнуть, что для государств Цели устойчивого развития и Цели развития тысячелетия не имеют юридически обязательной силы. Страны вправе не следовать предписаниям, предусмотренным в данных документах. Однако нельзя недооценивать значение этих документов и их воздействие на развитие международного сообщества и внутреннюю политику отдельных стран мира. Подписывая подобные документы, государства добровольно берут на себя ответственность и создают национальные механизмы по достижению намеченных в них целей. Они учитывают выгоду, имманентно свойственную такой политике. Не последнюю роль играет и привлекательность имиджа цивилизованного государства в глазах мирового сообщества. Кроме того, во многих странах, наряду с международным женским демократическим движением, женский электорат воздействует на внутриполитические курсы национальных правительств в контексте соблюдения гендерного равенства и справедливости.

В целом, по оценкам ООН, для реализации Целей устойчивого развития в полном объеме ежегодно потребуется 5—7 трлн долл. инвестиций. Экономическая выгода при достижении целей очевидна: они «откроют рыночные возможности, эквивалентные 12 трлн долл., обеспечат 380 млн новых рабочих мест» [The 17 Goals, 2022]. Иными словами, достижение равноправия полов, справедливости и высокого качества жизни выгодно любому государству.

Следует отметить, что между устойчивым развитием и равноправием полов существует неразрывная связь. В настоящее время в странах мира сохраняются большие разрывы в социальном положении мужчин и женщин, которые увеличились в результате пагубного влияния пандемии COVID-19. Женщины вносят

существенный вклад в экономику стран, ведут домашнее хозяйство, обеспечивают демографическое развитие государств. Тендерные стереотипы и стигмы сковывают также личностные возможности мужчин и выступают препятствием для развития потенциала мужского населения. Можно с уверенностью утверждать, что без соблюдения принципа равенства полов невозможно достижение мирового прогресса и устойчивого развития.

Обозначенные закономерности действуют и в социально-политической сфере общества, связанной с достижением, сохранением и реализацией власти. Речь идет о равноправном участии мужчин и женщин в политическом устройстве общества, организационном ядре политики, в практической деятельности по управлению государством. Еще четверть века назад Экономический и социальный совет ООН очертил смыслы «настоящей» стратегии, которая основывается на учете интересов женщин, равно как и мужчин, при разработке общей концепции, осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических и общественных сферах, с тем чтобы и женщины, и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство не укоренилось бы навсегда1.

Цели устойчивого развития приходят на смену

Целям развития тысячелетия

В 2000 г. мировое сообщество в лице ООН приняло документ Цели развития тысячелетия (ЦРТ), которые служили дорожной картой достижения прогресса в течение пятнадцати лет. 25 сентября 2015 г. была одобрена резолюция «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» («Transforming Our World: the 2030 Agenda for Sustainable Development»). Цели устойчивого развития (ЦУР) были утверждены главами государств и правительств в ходе саммита ООН по устойчивому развитию на 70-й, юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Официально ЦУР вступили в силу 1 января 2016 г.

Повестка включила 17 ЦУР и 169 задач для их достижения. В новый реестр перспектив дополнительно включены 9 целей. Ряд целей перешли в него из перечня ЦРТ, поскольку были признаны актуальными. Среди них: ликвидация нищеты и голода; обеспечение качественного образования (теперь для всех); достижение ген-дерного равенства, развитие партнерства в интересах устойчивого развития; обеспечение здоровой экологии. В новый список вошли следующие цели: создание условий для здорового образа жизни и содействие благополучию всех; обеспечение чистой воды и санитарии; обеспечение недорогостоящей и «чистой» энергии; содействие экономическому росту и достойной работе; обеспечение развитой инфраструктуры; развитие инноваций; сокращение неравенства; создание условий для устойчивости городов и населенных пунктов; обеспечение моделей ответственного потребления и производства; борьба с изменением климата и его последствиями; сохранение морских экосистем и экосистем суши; содействие миру; обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных институтов. Таким образом, перечень отражает динамику развития глобальной цивилизации.

1 Доклад Экономического и социального совета ООН о работе его организационной сессии за 1997 г. Нью-Йорк: ООН, 1999. Т. 5. 147 с.

Парламентские слушания в ООН

17—18 февраля 2022 г. в Нью-Йорке под эгидой ООН состоялись парламентские слушания. Это была совместная инициатива Межпарламентского союза и Канцелярии Председателя Генеральной Ассамблеи. «Разочаровывающие» темпы реализации ЦУР заставили ООН организовать это мероприятие, поскольку отсутствие политической воли властей и пандемия COVID-19 нанесли ущерб достижениям в области устойчивого развития. К этому прибавился неуклонный рост неравенства в доходах и благосостоянии, уходящий корнями в период, предшествующий пандемии.

Цель слушаний заключалась в организации глобальной дискуссии в ООН и в столицах стран мира об устойчивом развитии в постпандемических обстоятельствах и совершенствовании политической поддержки мер реагирования на устойчивое восстановление.

В ходе двухдневной дискуссии Генеральный секретарь ООН Антониу Гу-терриш представил доклад «Наша общая повестка дня», который отражает представление главы ООН о будущем глобального сотрудничества и активизации инклюзивной сетевой эффективной многосторонности. Общей повесткой дня была обозначена программа действий на период до 2030 г., направленная на укрепление многосторонних соглашений и достижение ощутимых изменений в жизни людей. Всеобщая отчетность — добровольные презентации национальных обзоров — была проведена в седьмой раз, что не без оснований рассматривается как достижение ООН.

В сентябре 2022 г. в Нью-Йорке прошла неделя высокого уровня 77-й сессии Генеральной Ассамблеи, в ходе которой главы государств и правительств обсуждали богатый опыт решения международных проблем, пути достижения мира и безопасности во всем мире. С трибуны Генассамблеи ООН звучал призыв к модернизации структуры Совета Безопасности, членства в ее основных органах в соответствии с требованиями современности, а также призыв к странам-членам неукоснительно соблюдать Устав ООН, т. е. выполнять свои обязательства.

Отдельное направление дискуссии касалось деятельности государств по сокращению уровня неравенства мужчин и женщин в обществе. Для дискуссии были выбраны приоритетные проблемы, которые затрагивают ключевые задачи «Повестки дня на период до 2030 года». Речь шла о повсеместной ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек, всех форм насилия в отношении женщин и девочек в публичной и частной сферах, включая торговлю людьми, сексуальную и иные формы эксплуатации. Высказывалась озабоченность в связи с распространением практик детских, ранних и принудительных браков, операций, калечащих женские половые органы.

Обеспокоенность участников слушаний вызвала информация о том, что 98 млн девочек в подростковом возрасте не посещают школу. Предлагалось обеспечить доступ всех девочек и мальчиков к бесплатному, равноправному, качественному начальному и среднему образованию с целью получения востребованных и эффективных результатов. Подчеркивалась актуальность качественного ухода за детьми младшего возраста в дошкольных учреждениях и их обучения с целью подготовки к получению начального образования [Facts... , 2022].

Участники слушаний выразили особую озабоченность по поводу дискриминации женщин-ученых, которая обострилась в период пандемии. Отмечалось, что ситуация требует решения с помощью новой политики, новых инициатив и механизмов для поддержки женщин и девочек в науке.

В ходе дискуссии особое внимание было уделено лидерству женщин и их участию в политической жизни, поскольку равноправное участие женщин в политической и общественной жизни имеет важное значение для достижения Целей устойчивого развития к 2030 г. Однако данные показывают, что во всем мире женщины недостаточно представлены на всех уровнях принятия решений, поэтому до достижения тендерного равенства в политической жизни еще далеко [ibid.].

Участники слушаний обсудили участие женщин в государственном управлении по состоянию на 19 сентября 2022 г. Отмечалось, что в 28 странах 30 женщин занимают посты глав государств и/или правительств. В 13 странах — пост главы государства, в 15 — возглавляют правительство. Доля женщин среди министров правительств составляет 21 %. Только в 14 странах их доля в кабинетах министров превышает 50 %. Деятельность большинства женщин-министров связана с социальными проблемами семьи, молодежи, пожилых людей и инвалидов, а также с занятостью и профессиональным образованием населения [ibid.].

В 2022 г. женщины составляли 26 % депутатов в национальных парламентах государств (в 1995 г. — 11 %). Однако ежегодный прирост равен всего 0,5 % (на 1 января 2023 г.) [Monthly Ranking... , 2023]. Только в 6 странах 50 % и более женщин представлены в одной или двух палатах парламента: Руанде (61 %), Кубе (53,4 %), Никарагуа (51 %), Мексике (50 %), Новой Зеландии (50 %), Объединенных Арабских Эмиратах (50 %) [ibid.].

В 27 странах более 40 % женщин работают в одной или двух палатах парламентов. 15 стран находятся в Европе, 5 — в Латинской Америке и Карибском бассейне, 5 — в Африке, 2 — в Азии и Тихоокеанском регионе. Следует отметить, что более 2/3 стран с обозначенным показателем ввели установленные законом гендерные квоты либо зарезервировали места для женщин. Вместе с тем в 24 государствах женщины составляют в парламентах менее 10 %. В целом большинство стран мира не достигли баланса численности мужчин и женщин — депутатов парламентов. Таким образом, при нынешних темпах продвижения женщин в законодательные органы власти равноправие мужчин и женщин не будет достигнуто еще 40 лет, а в сфере государственного управления — 130 лет [ibid.].

Сложившаяся ситуация не может не тревожить мировое сообщество. Уже в Пекинской декларации и Платформе действий (1995 г.) была представлена согласованная на международном уровне цель — добиться сбалансированного политического участия женщин и мужчин и разделения полномочий между ними в процессе принятия решений. Вместе с тем ни одна страна еще не достигла полного гендерного паритета, 10 ведущих экономик, согласно ежегодному отчету Всемирного экономического форума (2022 г.), ликвидировали по меньшей мере 80 % своих гендерных разрывов (табл.) [Шведова, 2022].

Страны, занимающие приоритетные места в рейтинге по индексу гендерного разрыва (2022 г.) [Global Gender Gap Report... , 2022]

Рейтинг Страна Оценка, %

1 Исландия 90,8

2 Финляндия 86,0

3 Норвегия 84,5

4 Новая Зеландия 84,1

5 Швеция 82,2

6 Руанда 81,1

7 Никарагуа 81,0

8 Намибия 80,7

9 Ирландия 80,4

10 Германия 80,1

Никарагуа и Германия стали новыми участниками топ-10 стран в 2022 г., в то время как Литва (79,9 %, 11-е место) и Швейцария (79,5 %, 13-е место) выбыли из списка.

ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин («ООН-женщины»), Департамент по экономическим и социальным вопросам инициировали и подготовили документ, цель которого — подвести определенный итог реализации задач, намеченных в предшествующий период. Структура «ООН-женщины» опубликовала его под названием «Прогресс в достижении Целей устойчивого развития: гендерный снимок 2022» [Progress... , 2022]. Данный документ придает актуальность дискуссии.

Деятельность ООН: Сима Бахоус, глава структуры «ООН-женщины»,

о положении дел

3 декабря 2022 г. состоялась Всемирная ассамблея женщин (The 2022 World Assembly for Women — WAW), на которой с программной речью выступила Сима Бахоус, заместитель Генерального секретаря ООН и исполнительный директор структуры «ООН-женщины» [Tackling Challenges Head on, 2022]. Начав с приветствия, адресованного ассамблее, она особенно подчеркнула значение собрания высокого уровня, которое само по себе является «свидетельством общей приверженности» сохранению гендерного равенства на «переднем крае многосторонней арены». Что это значит и почему это заявление знаковое?

Дело в том, что равноправие мужчин и женщин — это важнейшее условие для достижения устойчивого развития в мире. Данная встреча, сказала С. Бахоус, дает возможность обсудить «уникальную руководящую роль, которую женщины и девочки могут и должны играть в ключевых повестках дня» (окружающая среда, изменение климата, энергетика, финансы, государственная политика и общественная безопасность и др.). Тем более что «обстоятельства усугубляются» оставшимся лишь семилетним сроком для приближения к конечной точке достижения ЦУР в 2030 г. [ibid.].

Сима Бахоус отметила: «Мне грустно сообщать, что при нынешних темпах прогресса для достижения гендерного равенства потребуется не семь лет, а 300 — это последняя оценка времени, которое нам потребуется, чтобы отменить

дискриминационные законы и ликвидировать пробелы в правовой защите женщин и девочек. Я уверена, что никто из нас, присутствующих здесь сегодня, не хочет ждать 300 лет». В ее речи прозвучали неутешительные аргументы. Насильственные конфликты, перемещение населения, последствия глобальной пандемии, растущий кризис с изменением климата, громкие антифеминистские движения — вот неполный перечень факторов, которые сводят «на нет завоевания поколений в области прав женщин». И последствия «этих кризисов сильнее всего сказываются на женщинах и девочках» [ibid.].

В ходе дискуссии приводились и другие цифры. Отмечалось, что уровень насилия в отношении женщин остается высоким; глобальные кризисы в области здравоохранения, климата и в гуманитарной сфере еще больше увеличили риски насилия, особенно для наиболее уязвимой части населения — женщин и девочек. Каждые 11 минут одна женщина или девочка в мире погибает от рук кого-то из членов ее семьи. И так будет продолжаться до тех пор, пока мир не положит конец насилию в отношении женщин. Холодная статистика не оставляет места равнодушию: с трибуны ООН звучал призыв задуматься над ней и активизировать действия, чтобы положить конец любому насилию в отношении женщин и девочек.

Положение женщин в мире было охарактеризовано конкретными показателями. Более 380 млн женщин и девочек живут в условиях крайней нищеты (менее чем на 1,90 долл. США в день2). Количество бедствующих женщин сравнимо примерно с троекратной численностью населения Японии. Домашняя работа преимущественно возложена на плечи женщин: 512 млрд дополнительных часов неоплачиваемого ухода за детьми во всем мире были проведены женщинами из-за пандемии. Эмоционально окрашенные определения — «ужасающая статистика страданий, нищеты и несправедливости» — не казались чрезмерно преувеличенными на трибуне Всемирной ассамблеи женщин 2022 г. в ходе дискуссии о преодолении трудностей при достижении задач, поставленных структурой «ООН-женщины». По ее результатам было предложено выделить три ключевых направления, которые могут привести к изменениям. Это, во-первых, защита и поддержка прав женщин и девочек как мощной силы для социальных изменений. Во-вторых, гарантирование женщинам на руководящих постах и лидирующих должностях полноценной и равноправной позиции за столом переговоров. В-третьих, обеспечение финансирования мероприятий по решению этих задач. С учетом того, что мировое сообщество выработало бесценную практику, опыт и знания, говорилось о целесообразности их использования при формировании тактики действий. В ходе дискуссии справедливо отмечалось, что существующая практика введения квот представленности женщин за столом переговоров при обсуждении политических и социальных проблем во многом доказала свою эффективность [ibid.].

Следует сказать, что в структуре «ООН-женщины» гендерное неравенство воспринимается как «критическая экономическая проблема», что связано с рядом обстоятельств. Прежде всего, половина трудоспособного населения мира не реализует свой экономический потенциал в полной мере. К тому же все виды неравенства имеют экономические последствия. Показательно, что в отчете известного Глобального института McKinsey (MGI) отмечается: продвижение равенства женщин может дать прибавку к глобальному росту в сумме 12 трлн долл. США в 2025 г.

2 При курсе 74 руб. за 1 долл. США сумма равна приблизительно 140 руб.

Стоит ли терять такие экономические выгоды? «Не лучше ли обеспечить женщинам равенство в рабочей силе?» — задается риторическим вопросом С. Бахоус с твердым убеждением в его справедливом и адекватном контексте [ibid.]. Кроме того, прогресс в достижении Цели 5 невозможен, если не будут устранены долгосрочные структурные барьеры на пути к гендерному равенству, включая дискриминационные нормы, законы и практики в сфере экономики. Однако лишь 25 % (%) стран в мире имеют комплексную систему для отслеживания составления бюджета с учетом гендерных факторов. Это — непозволительное (вопиющее) упущенние.

Следует отметить, что в ряде государств действуют системы социальной защиты женщин, женщинам предоставляются денежные выплаты, что эффективно влияет на сокращение бедности, включая обеспечение питания детей и их образования. Показателен пример Японии, где около 300 компаний присоединились к проекту «Принципы расширения прав и возможностей женщин» ("The Women's Empowerment Principles" — WEPs). Они разрабатывают рекомендации для бизнеса в отношении того, как продвигать гендерное равенство на рабочем месте, на рынке и в обществе. Сообщество руководствуется международными стандартами в области труда и прав человека и исходит из того, что предприятия заинтересованы в расширении прав и возможностей женщин и несут за это ответственность. Обозначенные практики руководителей, касающиеся реализации различных аспектов тендерного равенства Повестки дня на период до 2030 года и Целей ООН в области устойчивого развития, демонстрируют приверженность этой повестке на самом высоком уровне компании. Члены сообщества WEPs объединяются на основе следующих принципов: равная оплата за труд равной ценности, учет гендер-ных факторов в цепочках поставок, нулевая терпимость к сексуальным домогательствам на рабочем месте.

«Гендерное равенство — это самая животрепещущая проблема, волшебное средство для развития и прогресса. Это самый мощный фактор, способствующий успеху во всем спектре наших целей. Существует тесная взаимосвязь между ген-дерным равенством и стабильностью, устойчивостью, сокращением бедности, ростом и социальной сплоченностью», — подчеркнула глава структуры «ООН-женщины» [ibid.].

Выводы

В настоящее время задача достижения гендерного равенства приобретает экзистенциональное звучание, что обусловлено тремя факторами. Во-первых, женщины и девушки — это половина населения мира, 50 % потенциала всего человечества. Во-вторых, равноправие полов — фундаментальное право человека. В-третьих, расширение прав и возможностей женщин через повышение производительности труда ведет к экономическому росту, основе повышения качества жизни человека. После десятилетий прогресса ключевые показатели голода и нищеты меняются на противоположные, чрезвычайная ситуация с изменением климата усиливается, а неравенство растет, мир все еще восстанавливается после пандемии COVID-19. Данной точки зрения придерживается подавляющая часть мирового сообщества в лице различных подразделений системы ООН.

Взаимодействие правительств стран с недопредставленными группами, включая женщин, девочек, молодежь, и теми, кто находится в изоляции или маргинализации, может расширить возможности претворения ЦУР в жизнь. По этому поводу заместитель Генерального секретаря ООН 8 февраля 2023 г. отмечал: «Мы полны решимости усилить голоса местных органов власти, молодежи и женщин на всех уровнях принятия решений. Настоятельно призываю всех вас принять полноценное участие в саммите по ЦУР в Нью-Йорке в сентябре 2023 года. Это будет центральным элементом нашей работы по устойчивому развитию в этом году — возможностью согласовать преобразующую политику для спасения ЦУР и вернуться на путь достижения целей к 2030 году» [Deputy Secretary-General's Remarks at the European Committee... , 2023]. Создание более устойчивого, справедливого и доступного общества требует инвестирования в реализацию ЦУР в рамках переходного процесса, при этом «женщины, молодежь и все уязвимые группы населения должны быть поставлены в центр усилий» [Deputy Secretary-General's Remarks at the Opening... , 2023]. Саммит по ЦУР, который планируется провести осенью текущего года, должен стать важным катализатором для ускорения осуществления Повестки дня на период до 2030 г.

Список источников

Шведова Н. А. Женское лидерство в мире: «продвижение вперед» // Женщина в

российском обществе. 2022. № 1. С. 32—47. Deputy Secretary-General's Remarks at the European Committee of the Regions (CoR) 153rd Session: (as prepared for delivery). 2023. URL: https://www.un.org/sg/en/content/ dsg/statement/2023-02-08/deputy-secretary-generals-remarks-the-european-committee-of-the-regions- %28cor %29-153rd-session-prepared-for-delivery (дата обращения: 09.02.2023).

Deputy Secretary-General's Remarks at the Opening of the Special High-level Event of the General Assembly and ECOSOC «Doha Programme of Action as an Accelerator of the Implementation of the 2030 Agenda»: (as delivered). 2023. URL: https://www.un.org/sg/en/content/dsg/statement/2023-02-08/deputy-secretary-generals-remarks-the-opening-of-the-special-high-level-event-of-the-general-assembly-and-ecosoc-"doha-programme-of-action-accelerator-of-the (дата обращения: 09.02.2023). Facts and Figures: Women's Leadership and Political Participation. 2022. URL: https://www.unwomen.org/en/what-we-do/leadership-and-political-participation/facts-and-figures (дата обращения: 15.10.2022). Global Gender Gap Report 2022. 2022. URL: https://www.weforum.org/reports/global-gender-

gap-report-2022/digest (дата обращения: 12.08.2022). Monthly Ranking of Women in National Parliaments, As of 1 January 2023. 2023. URL:

https://data.ipu.org/women-ranking?month=1&year=2023 (дата обращения: 17.02.2023). Progress on the Sustainable Development Goals: The Gender Snapshot 2022. 2022. URL: https://www.unwomen.org/en/resources?f %5b0 %5d=published_by (дата обращения: 22.11.2022).

Tackling Challenges Head on: Speech: Sima Bahous, Under-Secretary-General of the United Nations and Executive Director of UN Women, at the 2022 World Assembly for Women (WAW! 2022), 3 December 2022. 2022. URL: https://www.unwomen.org/en/ news-stories/speech/2022/12/speech-tackling-challenges-head-on (дата обращения: 04.12.2022).

The 17 Goals. 2022. URL: https://sdgs.un.org/goals (дата обращения: 15.12.2022).

References

Deputy Secretary-General's Remarks at the European Committee of the Regions (CoR) 153rd Session: (As prepared for delivery) (2023), available from https://www.un.org/sg/ en/content/dsg/statement/2023-02-08/deputy-secretary-generals-remarks-the-european-committee-of-the-regions- %28cor %29-153rd-session-prepared-for-delivery (accessed 09.02.2023).

Deputy Secretary-General's Remarks at the Opening of the Special High-level Event of the General Assembly and ECOSOC "Doha Program of Action as an Accelerator of the Implementation of the 2030 Agenda": (As delivered) (2023), available from https://www.un.org/sg/en/content/dsg/statement/2023-02-08/deputy-secretary-generals-remarks-the-opening-of-the-special-high-level-event-of-the-general-assembly-and-ecosoc-"doha-programme-of-action-accelerator-of-the (accessed 09.02.2023).

Facts and Figures: Women's Leadership and Political Participation (2022), available from https://www.unwomen.org/en/what-we-do/leadership-and-political-participation/facts-and-figures (accessed 15.10.2022).

Global Gender Gap Report 2022 (2022), available from https://www.weforum.org/ reports/global-gender-gap-report-2022/digest (accessed 12.08.2022).

Monthly Ranking of Women in National Parliaments, As of 1 January 2023 (2023), available from https://data.ipu.org/women-ranking?month=1&year=2023 (accessed 17.02.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Progress on the Sustainable Development Goals: The Gender Snapshot 2022 (2022), available from https://www.unwomen.org/en/resources?f %5b0 %5d=published_by (accessed 22.11.2022).

Shvedova, N. A. (2022) Zhenskoe liderstvo v mire: "prodvizhenie vpered" [Women's leadership in the world: "promoting forward"], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 1, pp. 32—47.

Tackling Challenges Head on: Speech: Sima Bahous, Under-Secretary-General of the United Nations and Executive Director of UN Women, at the 2022 (2022), World Assembly for Women (WAW! 2022), 3 December 2022, available from https://www.unwomen.org/en/ news-stories/speech/2022/12/speech-tackling-challenges-head-on (accessed 04.12.2022).

The 17 Goals (2022), available from https://sdgs.un.org/goals (accessed 15.12.2022).

Статья поступила в редакцию 01.03.2023; одобрена после рецензирования 09.03.2023; принята к публикации 13.03.2023.

The article was submitted 01.03.2023; approved after reviewing 09.03.2023; accepted for publication 13.03.2023.

Информация об авторе /Information about the author

Шведова Надежда Александровна — доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель Центра социально-политических исследований, Институт США и Канады им. академика Г. А. Арбатова РАН, г. Москва, Россия, n.shvedova2015@yandex.ru (Dr. Sc. (Political Sc.), Professor, Chief Researcher, Head of the Center for Social and Political Studies, Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.