Научная статья на тему 'Цели и задачи работы Академического отряда Г. Ф. Миллера в 1733 - 1743 гг'

Цели и задачи работы Академического отряда Г. Ф. Миллера в 1733 - 1743 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
920
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕДИЦИЯ / НАУКА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТРЯД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беспалько Д.Н.

Статья посвящена целям и задачам деятельности Академического отряда Г.Ф. Миллера, входящего в состав Второй Камчатской экспедиции и действовавшего в период с 1733 по 1743 гг. Изначальные рамки научных исследований в ходе практических работ были существенно расширены и, в немалой степени, этому способствовала сама специфика разных регионов Российской империи. В обязанности отряда в конечном итоге вошло изучение всей доступной естественной истории, этнографии и географии проезжаемых земель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи работы Академического отряда Г. Ф. Миллера в 1733 - 1743 гг»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

педагогические науки. Брянск: РИО БГУ, 2016. 386 с. С.16-23.

3. Бобровский П.О. История лейб-гвардии Преображенского полка. Приложения к II тому. - СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг,1904. 244 с.

4. Епифанов П.П. К вопросу о военной реформе Петра Великого // Вопросы Истории. 1945. №1.

5. История отечественной артиллерии. М.: Центральная типография МО, 1960. Т. 1. Артиллерия русской армии эпохи феодализма. Кн. 2. Артиллерия русской армии в период укрепления абсолютизма (XVIII в.). 686 с.

6. История тыла и снабжения русской армии. Калинин: Военная академия тыла и снабжения им. В.М.Молотова,1955. 143 с.

7. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т.4 (1700-1712). 881 с.

© Бенда В.Н., 2017

УДК 930.23

Д.Н. Беспалько

к.и.н., кафедра Отечественной истории, Забайкальский Государственный Университет г. Чита, Российская Федерация

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОТРЯДА Г.Ф. МИЛЛЕРА В 1733 - 1743 ГГ.

Аннотация

Статья посвящена целям и задачам деятельности Академического отряда Г.Ф. Миллера, входящего в состав Второй Камчатской экспедиции и действовавшего в период с 1733 - по 1743 гг. Изначальные рамки научных исследований в ходе практических работ были существенно расширены и, в немалой степени, этому способствовала сама специфика разных регионов Российской империи. В обязанности отряда в конечном итоге вошло изучение всей доступной естественной истории, этнографии и географии проезжаемых земель.

Ключевые слова Экспедиция, наука, академический отряд.

В первой четверти ХУШ в. Российское государство обретает качественно новый, имперский статус, что рассматривается правительством как закономерный фактор расширения внутренней и внешне политической деятельности. В программу преобразований включаются различные новые направления, такие как масштабные административные и экономические реформы, наука и образование и, что очень важно экспедиционная научно-исследовательская работа.

Стремительный динамизм многообразным государственным процессам придавал лично Петр Великий. Его личной заслугой можно считать саму постановку географического вопроса, который рассматривался как первостепенный. Этим можно объяснить феномен академических экспедиций по изучению восточных окраин империи в самом ее начале. Потребность научного исследования различных природных и общественных процессов была общегосударственной, но мы наблюдаем устойчивый интерес именно к востоку, к наиболее отдаленным окраинам. Поражает также широта подхода, настойчивые усилия в этом плане. Размах и полнота научных исследований соизмеримы лишь масштабом реформ начала ХУШ в.

Петровское время по сути, настоящий прорыв в исследовательской деятельности кадров и сотрудников будущей Академии наук, когда заимствования европейской системы знаний - рационализма, происходило непосредственно и широко, а официальное преклонение перед ним, наверное, превосходило аналогичные процессы в самой Европе. Академик Г.В. Вернадский, выделив основные формы научно-исследовательской работы, которые сложились при Петре, отмечал, что «... по основам своим они были гораздо более глубокими

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

и широкими»[3, с. 40]. Действительно, узкие задачи начала научных исследований, создание лабораторий, музеев и др. стремительно переросли в масштабные исследовательские проекты, получившие свое выражение в академических экспедициях.

Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга в 1725 - 1730 гг. не достигла поставленной цели, установить наличие пролива между Азией и Америкой ей не удалось, хотя в водах пролива судно В. Беринга находилось. Надо отметь, что пролив был открыт Семеном Дежневым еще в 1648г., но челобитная, направленная землепроходцем в Москву, затерялась и была обнаружена в Якутске лишь в 1736г[14, с. 77]. Откровенная неудача первой экспедиции вызвала недовольство в Петербурге, и в Адмиралтейств-коллегии принимается решение организовать и направить вторую экспедицию, подготовив ее более основательно, с целью и задачами, соответствующим исследуемому пространству[8, с. 117 - 119]. Проект готовили адмирал Н.Ф. Головин, обер-секретарь сената И.К. Кириллов, капитан-командор Ф.И. Соймонов и А.И. Чириков.

Основная цель экспедиции - найти и нанести на карту морской путь из Европы в Азию и далее. Сам этот путь был известен и исследован русскими мореходами, но по частям. Требовалось «доподлинно утвердиться» в наличии такой возможности. Одновременно рассматривался вопрос об отправке экспедиции южным морским путем, но до разрешения этого варианта дело не дошло.

В Адмиралтейств-коллегии существовали смутные представления об Америке, северной части Тихого океана и Японии. Надо было проверить существование этих земель, привести их жителей в подданство России, либо завязать с ними связи и наладить отношения [5, с. 25 - 37; 6, с. 71 - 89].

23 февраля 1733г. Сенат окончательно утвердил план новой экспедиции. Начальником ее был вновь назначен В. Беринг, несмотря на предыдущие неудачи. Выбор был связан с опытом, который В. Беринг приобрел в предыдущих экспедициях. Обсуждая кандидатуру В. Беринга, Сенат «определил назначить ему в товарищи другого начальника, доброго, из русских»[12, с. 29]. Им стал участник первой экспедиции А.И. Чириков.

Советский исследователь результатов деятельности Второй Камчатской экспедиции Г.В. Яников выделил основные экспедиционные задачи, суть которых сводится как к комплексному, так и частному изучению обширных территорий. Предлагалось исследование северных морских берегов Сибири, поиск морского пути до Японии, изучение Камчатки и Курильских островов, поиск удобного пути от Камчатки до Северной Америки, изучение южных земель империи от Байкала до берегов Тихого океана «нужда состоит искать ближайшего пути к Камчатскому морю (Охотскому), не заходя в Якутск, хотя б для легких посылок и пересылки писем», изучение Сибири во всем ее многообразии географического и естественного характера и прочее[16, с. 57 - 59].

Это было огромное научное предприятие, достаточно сказать, что в составе экспедиции были задействованы более 3-х тысяч человек, на финансирование всех работ, связанных с экспедицией, потрачено около 400 тысяч рублей. Для охраны и сопровождения отрядов привлечено 500 солдат Тобольского и Якутского полков[9, с. 83].

Ни одна страна в XVIII в. не организовала столь обширного по задачам исследования. Это было поистине величайшее государственное предприятие, проводившееся в весьма жестких природных условиях. Для выполнения всех этих задач было организовано девять отрядов - морских и сухопутных, действовавших после выхода с баз почти самостоятельно.

Нас интересует восьмой отряд, который обычно называют Академическим отрядом, так как в его работе принимали участие профессора, члены Российской Академии наук: Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, Л. Делиль де ла Кройлер. Кроме этого, в ходе работы в состав отряда был направлен адъюнкт естественных наук Г. Стеллер, который отличался большой активностью и самостоятельностью. В составе отряда работали студенты: В. Третьяков, А. Горланов, И. Иванов, среди которых выделился будущий профессор С.П. Крашенинников. Значительную роль играли геодезисты А.Д. Красильников и М.И. Ушаков, кроме этого к отряду были прикреплены живописцы И. Беркан и И. Люрсениус и переводчик И. Яхонтов. Остальные участники отряда выполняли вспомогательные или технические работы. Всего отряд включал 65 человек[11, с. 77]. Работа отряда продолжалась около 10-ти лет - с 8 августа 1733 - по 14 февраля

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

1743гг. Надо отметить, что научная деятельность отряда не была ровной - случались значительные перерывы, много сил отнимали зимовки, в которые работа частично свертывалась или прекращалась совсем. Менялся состав отряда, возникали разногласия, которые порой вели к срывам в работе и т.д. Задачи восьмого, Академического отряда заключались в «исследовании южной полосы русских владений от озера Байкал до берега Тихого океана»[16, с. 84], так как до этого вся связь с Камчаткой осуществлялась через холодный Якутск. Но в действительности география исследований оказалась гораздо шире, отряд должен был произвести описание внутренних районов Восточной Сибири и Камчатки.

Детализация задач отряда определялась составом его участников и особенностями того района, который подвергался исследованию. В некоторой степени задачи формировались под воздействием государственно-частных интересов: например, предполагались некоторые льготы купеческим гильдиям, выразившим желание торговать в Сибири и на Дальнем Востоке. В культурно-просветительном плане предполагалась организация миссионерской деятельности русской православной церкви. Возможность торговли, миссионерской деятельности могли быть установлены в ходе комплексных исследований населения Сибири и Дальнего Востока. Поручалось изучать и описывать коренные народы, речные системы, озера, флору и фауну и т.д.[4, с. 115 - 127].

Научно-исследовательские задачи рассматривались с практической стороны, и если даже это не декларировалось открыто, но имелось всегда в виду. Отчеты о проделанной работе должны были отправляться регулярно в Сенат, который затем передавал их в Академию наук. Профессорам обязывалось бережно сохранять в дорожном архиве все копии с письменных документов. На Г.Ф. Миллера возлагалась должность главного историка отряда, который «всему тому, что на пути и во время всей сей экспедиции не случится, аккуратный журнал на латинском языке вести и в Санкт-Петербург в Правительствующий Сенат посылаемые реляции сочинять» [10, с. 451]. В первом томе Г.Ф. Миллера «История Сибири» приводится 11 пунктов, данных ему

Академией наук при отправлении в Сибирь, краткая характеристика которых сводится к изучению и описанию отдельных народов, их истории, древних мест обитания, их переселений, религии, культов, обычаев и обрядов, торговли, ремесла, военной организации, общественного строя и управления. Предполагалось срисовывать предметы материальной культуры, а отдельные экземпляры доставлять в столицу, изготавливать модели каждого народа и т.д.[10, 453 - 454]. Г.Ф. Миллер на пути следования отряда изучил все доступные архивы, осмотрел большинство интересующих его объектов природного и рукотворного характера, описал состояние хозяйственного сектора, нравы и обычаи населения почти всех категорий, провел археологические раскопки. Находясь в 1735 г. в Забайкалье, изучил вопрос о приграничных спорах и неурядицах на российско-китайской границе[2, с. 68 - 76]. Выполненный им объем работ превосходит первоначальное задание во много раз. Ученый отличался наибольшим трудолюбием и тщательностью в работе. Эти свойства его личности не позволяли замкнуться на заранее установленных задачах в определенных рамках, поэтому можно утверждать, что Г.Ф. Миллер распространил свою работу вширь и вглубь с той последовательностью, которую диктовала ему сама логика научного поиска. В процессе работы были написаны многие научные труды, среди которых «История Сибири» в трех томах; «История о странах, при реке Амуре лежащих, когда оные состояли под российским владением»; «Описание Сибирского царства и всех произошедших в нём дел от начала, а особливо от покорения его Российской державой по сии времена»; «Рассуждение о посольстве в Китай» и другие.

Учитывая научные интересы И.Г. Гмелина и его профессиональную квалификацию, на него возлагались обязанности профессора естественной истории, под которой понималось изучение природы и природных явлений. В инструкции это было определено достаточно четко: «... не только новые или незнаемые травы и дерева записывать, но и всем уже известным, которые он нашел, реестр сочинить и те места порознь

замечать, где какая трава и дерево найдены, дабы таким способом всем в России травам и деревам со временем полный реестр собрать, возможно было»[1, с. 27]. Отдельным заданием было определено изучение животного мира, который надлежало изучить так, чтобы известны были не только анатомическое строение зверей, птиц и рыб, но и их повадки, места обитания, передвижения,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

сезонные изменения и прочее [1, с. 33]. Кроме этого, на него возлагались обязанности проводить метеорологические наблюдения, собирать минералы и описывать месторождения полезных ископаемых[1,с.41].

Как и Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин вышел за рамки предварительного задания. Исследования и исследовательская практика диктовала свои условия. Доказательством этого является значительный объем работ ученого. Он написал: «Флора Сибири» в четырех томах; «Путешествие по Сибири с 1733 по 1743гг.»; «Путешествие И.Г. Гмелина по России для исследования трех царств естества в 1733 - 1743гг.»; «О постоянных щелочных солях растений»; «Об увеличении веса некоторых тел при обжиге»; «О мамонтовых костях»; «О трясении Земли»; «О алмазах» и много других.

В составе Академического отряда работал известный астроном Делиль де ла Кройлер (1688 - 1768гг.), приглашенный Петром I [13, с. 125]. Этот талантливый француз в 1727г. основал Астрономическую обсерваторию Санкт-Петербургской Академии наук, а с 1735г. возглавил географический департамент. В сибирской экспедиции он должен был заниматься геодезическими исследованиями, определять географические координаты населенных пунктов, что он успешно и делал. Кроме этого, Делиль де ла Кройлер занимался астрономическими наблюдениями и во время работы в Забайкалье зафиксировал прохождение Меркурия по солнечному диску. Вернувшись из экспедиции, ученый составил «Атлас Российский», который, по замечанию специалистов, превосходил все европейские атласы. Правда, затем ученый был обвинен в передаче оригиналов карт России Франции (т.е. фактически обвинен в шпионаже) и был отстранен от работы, и лишен пенсиона. После чего он уехал из России во Францию[13, с. 126]. Деятельность этого крупного ученого по документам и материалам прослеживается слабо, но специфическая роль его, прежде всего в геодезии, очевидна.

В конце 1732г. по указу Сената С.П. Крашенинников, студент старшего курса славяно-греко-латинской академии, в числе 12 студентов был отправлен в Петербургскую Академию наук для подготовки к участию во Второй Камчатской экспедиции. В Академии, проверив знания, отобрали пять лучших, в число которых попал и С.П. Крашенинников. Был ему в то время 21 год. Несколько месяцев студентов готовили к путешествию: читали лекции по ботанике, географии, зоологии и другим наукам, объясняли цели и задачи, направления научных исследований. Студенты должны были помогать профессорам и адъюнктам, и постепенно становиться самостоятельными учеными. С.П. Крашенинников развернулся в основном как этнограф, расширив первоначальные установки академического отряда в этой сфере[15, с. 57]. Будущий академик оставил географические описания отдельных участков маршрута с подробной этнографической характеристикой. Основную часть его работ можно разбить по содержанию на три группы: 1) Географические, это описание отдельных участков маршрута экспедиции: «Описание пути от Аргунских серебряных заводов до имеющихся по Онону реке теплых вод и от туда до Читинского острогу». 2) Описание отдельных минеральных источников, интересующих экспедицию: отчет о поездке на теплые воды р. Онона, описание теплых вод р. Онона и другие. В этих отчетах содержится часть весьма ценного этнографического материала. 3) Небольшие этнографические работы «Реестр, сколько под Баргузинским острогом и Баргузинского ведомства острожками ясачных тунгусов имеется и на сколько родов разделены». Здесь он перечисляет роды тунгусов, указывает количество в них ясачных людей и кратко характеризует их занятия и образ жизни[7, с. 183 - 185]. Трудом же всей его жизни нужно считать «Описание земли Камчатки».

Деятельность восьмого Академического отряда дает возможность представить масштабность государственного подхода к научным исследованиям, освоению и колонизации громадных восточных пространств. Смелость выдает незаурядность как организаторов, так и исполнителей осуществленного предприятия. Они могут быть сравнимы лишь с масштабными научными проектами советского периода (Атомный проект или «Проект освоения космоса»).

Вторая Камчатская экспедиция являлась результатом пассионарного подъема, вызванного эпохой Петра I, когда молодая империя утверждалась в различных сферах, в каждой их которых мы находим свойственные российской цивилизации широту и масштабность.

Практические цель и задачи экспедиции были достигнуты уже в ходе их работы. Химические,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070

астрономические, ботанические и другие эксперименты несли практическую пользу, а воздействие исследований на политику государства, например, в экономической сфере, позволяло непосредственно определять конкретные шаги развития России. Это было время, когда творческая мысль находила свое воплощение в конкретных исследованиях и практических результатах. Список использованной литературы:

1. Белковец Л.П. И.Г. Гмелин: 1709 - 1755гг. / Л.П. Белковец. - М., 1990.

2. Беспалько Д.Н. Проблемы региональной безопасности Забайкалья и Приамурья в ХУШ веке по трудам Г.Ф. Миллера // Научный вестник байкальского государственного университета Экономики и Права. -2008г.

- № 13. - С. 68 - 76.

3. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России / В.И. Вернадский. - М., 1988.. - М.: Наука, 1988.

4. Дивин В.А. Вторая Сибирско-тихоокеанская экспедиция и вопросы хозяйственного освоения Дальнего Востока // Летопись Севера - 1957. - №2.

5. Ефимов А. В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане (первая половина ХУШ века) / А.В. Ефимов. - М., 1948.

6. Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в ХУШ в. / под ред. И.С. Сомова. - Л., 1935.

7. Крашенинников С.П. в Сибири. Неопубликованные материалы / С.П. Крашенинников. - М. - Л., 1966.

8. Кушнарев Е. Г. Нерешенные вопросы истории Первой Камчатской экспедиции / Русские арктические экспедиции ХУИ-ХХ вв. / Е.Г. Кушнарев. - Л., 1964.

9. Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Часть 1. Северо-Восток Сибири в естественноисторическом отношении / А.Ф. Миддендорф. - СПб., 2004.

10. Миллер Г.Ф. История Сибири / Г.Ф. Миллер. - М., 1999. - Т. 1.

11. Мирзоев В.Г. Историография Сибири / Г.В. Мирзоев. - М., 1970.

12. Пасецкий В. М. Витус Беринг: 1681-1741 / В.М. Пасецкий. - М., 1982.

13. Пекарский Л.П. История Академии наук в Петербурге / Л.П. Пекарский. - СПб., 1862. - Т. 1.

14. Самойлов В. А. Семен Дежнев и его время / В.А. Самойлов. - М., 1945.

15. Томилов Н. 290 лет исследователю Сибири С.П. Крашенинникову (1711 - 1755гг.) // Наука в Сибири.

- 2001. - №44.

16. Яников Г. В. Великая северная экспедиция / Г.В. Яников. - М., 1949.

© Беспалько Д.Н., 2017

УДК 93/94

Р.Р. Калимуллин

соискатель кафедры истории России УлГПУ имени И.Н.Ульянова г. Ульяновск, РФ

ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР В 1950-1980-Е ГГ.: СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВА И ТЕОРИИ НТР

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению процесса научно-технической революции (НТР) в СССР в период формирования постиндустриального общества на Западе и воссозданию адекватной картины формирования и развития научно-технического потенциала Советского Союза в 1950-1980-е годы. Опираясь на историко-сравнительный метод исследования проводится сопоставление теоретических основ развития науки и техники в рамках теории постиндустриального общества и теории НТР. Авторами предпринята попытка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.