Научная статья на тему 'Цели и задачи правовой политики в сфере юридической помощи'

Цели и задачи правовой политики в сфере юридической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1045
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛЬ В ПРАВЕ / LEGAL POLICY / JURIDICAL AID / LEGAL ASSISTANCE / INDIVIDUAL RIGHT IMPLEMENTATION / AIM IN LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панченко В. Ю.

Статья посвящена анализу общего и особенного в целях и задачах российской правовой политики в целом и такой ее разновидности, как правовая политика в сфере юридической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AIMS AND TASKS OF LEGAL POLICY IN THE JURIDICAL AID SPHERE

The article is devoted to the analysis of the common and peculiar features in the aims and tasks of Russian legal policy on the whole and such of its variety as the legal policy in the juridical aid sphere.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи правовой политики в сфере юридической помощи»

щей формой права. Законодательная процедура как формальный момент выражения воли власти необходима «совершенно независимо от организации государственной власти»20.

Г. Шершеневич уделял внимание правовому обычаю, но в условиях экономических перемен считал, что на всей территории должны действовать «одинаковые нормы права» и «как бы не был спорен закон, его все же можно видеть написанным»21.

Профессор выступал за поддержание «чувства законности», когда человек должен соблюдать закон не из чувства опасения «невыгодных последствий, которыми угрожает ему закон за уклонение», а в силу того, что у человека вырабатывается привычка «следовать законным предписаниям», соблюдать и «требовать неуклонного соблюдения» закона22. Но, по его мнению, в России для развития чувства законности почва «мало благоприятна», поскольку русский гражданин не участвует в законотворческой работе: «не положил на него ни труда своего, ни крови», и «нормы, поддерживающие этот порядок, ничего не говорят его сердцу»23.

Профессор Казанского университета Габриэль Феликсович Шершеневич уделял пристальное внимание общей теории права. Он полагал, что государство есть источник права, вне государства не может быть права. Государственная власть действует по праву и в границах права, но власть - сила, а не право. Государственная власть, по его мнению, базируется на обществе и силе. Право - это итог соотношения государственных и общественных сил. Правовед критиковал концепцию разделения властей, утверждая, что власть не может быть делима и в стране может быть только одна власть.

УДК 342.7 В.Ю. Панченко

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Статья посвящена анализу общего и особенного в целях и задачах российской правовой политики в целом и такой ее разновидности, как правовая политика в сфере юридической помощи.

Ключевые слова: правовая политика, юридическая помощь, юридическое содействие, реализация прав личности, цель в праве.

V.Yu. Panchenko THE AIMS AND TASKS OF LEGAL POLICY IN THE JURIDICAL AID SPHERE

The article is devoted to the analysis of the common and peculiar features in the aims and tasks of Russian legal policy on the whole and such of its variety as the legal policy in the juridical aid sphere.

Key words: legal policy, juridical aid, legal assistance, individual right implementation, aim in law.

Юридическая помощь как важнейшее правовое средство обеспечения прав, свобод, законных интересов, взаимодействующее с иными средствами и механизмами правообеспечения, требует в этой связи научно обоснованной, последовательной и системной деятельности государства и иных субъектов по оптимизации и совершенствованию, образующей самостоятельное направление современной российской правовой политики, которому, к сожалению, на настоящий момент не уделяется достаточное научное внимание.

Правовая политика в сфере юридической помощи может быть определена как самостоятельное направление правовой политики, представляющее собой научно обоснованную, последовательную, системную

20 Его же. Курс гражданского права. Казань, 1901. Вып.1. Т.1. С.148,159.

21 Его же. Общее учение о праве и государстве. С.98.

22 Его же. О чувстве законности: публичная лекция, читанная 10 марта 1897 г. Казань, 1897. С.8, 10-11, 13.

23 Его же. Применение норм права // Журнал министерства юстиции. 1903. №1. С.41.

1B9

и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур, осуществляемую особыми средствами в целях формирования и совершенствования оптимальных условий для реализации права на юридическую помощь и эффективного осуществления юридической помощи для наиболее полной и беспрепятственной реализации и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права. К сожалению, научному осмыслению данного направления правовой политики уделяется явно недостаточное внимание.

Рассмотрим цели, задачи и принципы правовой политики в сфере юридической помощи в их взаимодействии с целями, задачами (приоритетами), принципами современной российской правовой политики в целом.

Цель - это одно из системообразующих свойств сознательной деятельности человека, которое характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает «как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему», в качестве проекта действия [9, с. 763]. Цель есть абстрактное (несуществующее в реальном настоящем времени) представление будущих возможных состояний процесса изменения чего-либо, может быть выражена только как мысль, как результат разумной деятельности человека [8, с. 44].

Цель правовой политики в сфере юридической помощи, как уже отмечалось выше, может быть определена как формирование и совершенствование оптимальных условий реализации права на юридическую помощь и эффективного осуществления юридической помощи для наиболее полной реализации и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права. Такими условиями выступают доступность юридической помощи для всех субъектов права (информационная, финансовая, институциональная, организационная и иная) и ее качество.

Данное понимание цели правовой политики в сфере юридической помощи базируется на цели самой юридической помощи - максимально полной реализации прав, свобод, законных интересов конкретного получателя путем преобразования (преодоления или предотвращения) конкретной проблемной правовой ситуации.

Сформулированная таким образом цель правовой политики основывается на правовых позициях Конституционного суда РФ о том, что:

- государство обязано создать надлежащие условия гражданам для реализации права на юридическую помощь, а лицам, оказывающим юридическую помощь, - для эффективного осуществления их деятельности [3, 6];

- конституционному праву граждан на квалифицированную юридическую помощь корреспондирует обязанность государства предоставить достаточные гарантии ее оказания [4, 5];

- государство обязано создать надлежащие условия для реализации конституционного права на получение юридической помощи с тем, чтобы каждый, в случае необходимости, имел возможность обратиться за ней для защиты и отстаивания своих прав и законных интересов [3];

- государство обязано обеспечить подготовку квалифицированных юридических кадров и определить квалификационные требования в отношении лиц, оказывающих юридическую помощь [2, 6].

Формулировка цели правовой политики в сфере юридической помощи подчеркивает ее приоритеты -защиту прав и свобод, а также роль государства в самом процессе ее оказания.

Функция государства состоит именно в «создании условий», поскольку эффективная юридическая помощь исходит в основном от независимых от государства институтов, т. е. имеет место разделение функций: функция оказания юридической помощи (за независимыми институтами) и функция создания условий для ее оказания (за государством). Государственные гарантии оказания юридической помощи со стороны прокуратуры, уполномоченных по правам человека, государственных юридических бюро и иных органов и учреждений, а также оплата за счет бюджетных средств юридической помощи в случаях, установленных законами, дополняют систему юридической помощи со стороны негосударственных субъектов оказания, обеспечивают публичный интерес в оказании юридической помощи.

Цель правовой политики в сфере юридической помощи конкретизируется в ряде ее задач, решение каждой из которых может составлять отдельное направление такой правовой политики.

Задачи правовой политики в сфере юридической помощи включают в себя, как минимум, следующие:

- адекватное объективным закономерностям правовое регулирование отношений в сфере организации и осуществления юридической помощи, обеспечивающее полноту закрепления и конкретизации права

на юридическую помощь, непротиворечивость его нормативного регулирования, недопустимость произвольного ограничения данного права;

- создание информационных, организационных, финансовых, кадровых и иных условий, обеспечивающих доступность и стимулирующих качество юридической помощи;

- повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомлённости о видах, формах и порядке обращения за юридической помощью, внедрение в сознание идеи разумности и необходимости своевременного обращения за юридической помощью, превращение юридической помощи в норму правовой жизни, цивилизованный способ решения социально-правовых проблем. Трудно не согласиться с Л. Бардиным в том, что на практике «есть ощущение, что существует целая система убеждения наших граждан, что можно обойтись и без юристов, что не боги горшки обжигают. Тут и книжонки из серии «Сам себе юрист/адвокат», и расплодившиеся в последнее время по различным телеканалам псевдоюридические шоу. Такая система сродни самоврачеванию на основании рекламы, тех же книжонок, псевдомедицинских шоу, «нетрадиционной медицины». Безнадежно запустив болезнь, гражданин вспоминает о профессиональных врачах. И часто при этом выясняется, что поезд уже ушел. Практически то же самое с решением правовых проблем [1];

- ориентация правоприменителя на необходимость соблюдения и охраны прав и свобод личности как безусловную ценность в целях исключения формализма в юридической практике и злоупотребления правовыми средствами, на максимально возможную состязательность правоприменительных процедур и внимание к индивидуальным интересам, отстаиваемых при помощи профессионального юридического содействия.

Понимаемые таким образом цели и задачи правовой политики в сфере юридической помощи работают на достижение целей и задач более высокого уровня - целей и задач (приоритетов) правовой политики в целом, среди которых важное место занимают цели и задачи, имеющие строго юридический характер: правовая стабильность; правовое демократическое федеративное государство; надежно и эффективно работающие механизмы обеспечения и защиты неотчуждаемых прав и свобод человека; эффективные механизмы государственного управления и правового регулирования; независимые и эффективно функционирующие судебная и правоохранительная системы; стабильные законность и правопорядок в обществе; развитое правосознание и правовая культура российских граждан и государственных, муниципальных служащих и др. [7].

Думается, что осуществление правовой политики в сфере юридической помощи в соответствии со сформулированными выше целями и задачами будет способствовать совершенствованию отечественного механизма правового обеспечения прав, свобод и законных интересов.

Литература

1. Бардин Л. Хочешь стать юристом? Будь им!. - Ш1_: http://www.gidepark.ru/user/2919895399/article/96817 (дата обращения: 07.11.2012).

2. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 439-О. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Определение Конституционного суда РФ от 17 июня 2008 г. № 451-О-П. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 дек. 1999 г. № 18-П. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 янв. 2007 г. № 1-П. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 28 янв. 1997 г. № 2-П. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / под ред. А.В. Малько. -Саратов, 2010.

8. Соловьев В.С. Теория социальных систем: в 3 т. Т. 1. Теория организации социальных систем. - Новосибирск, 2005.

9. Философский энциклопедический словарь / ред. кол. Л.Ф. Ильичев [и др.]. - М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.