Научная статья на тему 'Цели и задачи информационно-аналитической деятельности в сфере спортивной науки'

Цели и задачи информационно-аналитической деятельности в сфере спортивной науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ НАУКА / ИНФОРМАЦИЯ / АНАЛИЗ / SPORTS SCIENCE / INFORMATION / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радчич Ирина Юрьевна, Кофман Л. Б., Курашвили В. А.

Изложены цели и задачи Центра совершенствования системы подготовки высококвалифицированных спортсменов ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. Показано, что оптимизация подготовки спортсмена в спорте высших достижений требует интеграции знаний из различных предметных областей. Вместе с тем модернизация спортивных технологий с неизбежностью приводит к необходимости существенного расширения используемых методов. Подчеркивается, что обработка значительных массивов получаемых данных становится недоступной в рамках традиционных эмпирических исследовательских технологий. Выход может быть найден в создании виртуальных информационных моделей деятельности спортсмена, а со временем -в создании моделей искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радчич Ирина Юрьевна, Кофман Л. Б., Курашвили В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purposes and tasks of information and analytic activity in sports science

The goals and objectives of information-analytical center are outlined. It is shown that the optimization of athlete training in elite sports requires the integration of knowledge from different subject areas. Peer review of scientific sources found that sports technology modernization inevitably leads to a significant expansion in the methods used. It is emphasized that the treatment of large arrays of the data is not possible in the traditional empirical research techniques. The solution can be found in the creation of virtual information model of the athlete, and later -in the models of artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи информационно-аналитической деятельности в сфере спортивной науки»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СФЕРЕ СПОРТИВНОЙ НАУКИ

И.Ю. РАДЧИЧ, Л.Б. КОФМАН, В.А. КУРАШВИЛИ,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Изложены цели и задачи Центра совершенствования системы подготовки высококвалифицированных спортсменов ФГБУ ФНЦ ВНИИФК.

Показано, что оптимизация подготовки спортсмена в спорте высших достижений требует интеграции знаний из различных предметных областей.

Вместе с тем модернизация спортивных технологий с неизбежностью приводит к необходимости существенного расширения используемых методов. Подчеркивается, что обработка значительных массивов получаемых данных становится недоступной в рамках традиционных эмпирических исследовательских технологий. Выход может быть найден в создании виртуальных информационных моделей деятельности спортсмена, а со временем -в создании моделей искусственного интеллекта.

Abstract

The goals and objectives of information-analytical center are outlined. It is shown that the optimization of athlete training in elite sports requires the integration of knowledge from different subject areas. Peer review of scientific sources found that sports technology modernization inevitably leads to a significant expansion in the methods used. It is emphasized that the treatment of large arrays of the data is not possible in the traditional empirical research techniques. The solution can be found in the creation of virtual information model of the athlete, and later -in the models of artificial intelligence.

Ключевые слова: спортивная наука, информация, анализ.

Key words: sports science, information, analysis.

Введение

Совершенствование системы управления тренировочным процессом предполагает наличие механизмов, позволяющих объективизировать такие разноплановые знания, как особенности соревновательной деятельности; степень подготовленности спортсмена (техническое мастерство, выносливость); эффективность тренировочного процесса; питание, фармакологическую поддержку, реакции организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, адаптационные перестройки функций организма; психологический настрой и многое другое. При этом необходимо также учитывать общие закономерности становления спортивного мастерства в избранном виде спорта [3, 4, 5].

Эффективность управления процессом подготовки спортсменов определяется наличием исчерпывающей, объективной и своевременной информации о состоянии объекта управления и о характере внешних воздействий на него [6, 7].

Достижения предыдущего этапа

Советская спортивная наука обогатила этот раздел знания - была не только создана ведущая в мире советская система физического воспитания и спорта, но и разработаны уникальные научно обоснованные технологии подготовки юных и квалифицированных спортсменов, выполнены фундаментальные по своей актуальности, научной новизне и практической значимости индивидуальные и коллективные исследования, результатами которых с самым пристальным вниманием интересовались и пока

еще продолжают интересоваться западные специалисты. Немало работ, особенно опубликованных в 70-80-е гг., переведены на многие иностранные языки [8, 9, 11].

Были введены понятия «тренированность» - состояние, характеризующее готовность спортсмена (физиологическую, функциональную, психоэмоциональную) к достижению высоких спортивных результатов; «функциональная подготовленность» - состояние тренированности организма, прежде всего органов, обеспечивающих транспорт кислорода [3, 8, 9, 11].

Были выявлены факторы, формирующие уровень функциональной подготовленности:

- морфофункциональные: физическое развитие, функциональные возможности основных физиологических систем (кардиореспираторные, нервно-мышечные, вегетативное обеспечение и т.д.), иммунный статус, психологический статус, уровень общей и специальной работоспособности, соотношение их с возрастом и полом;

- спортивная деятельность: ее специфика, соотнесенная с видом спорта, продолжительность и стаж занятий, успешность в достижении спортивных результатов;

- методические основы организации тренировочного процесса: режим тренировок, объем и интенсивность нагрузок, соотношение средств и методов развития физических качеств, психофизическая напряженность, календарь и регламент соревнований;

- социально-бытовые и эколого-географические условия проведения тренировочных занятий и соревнований;

- традиционные и нетрадиционные средства восстановления [1, 2, 5].

Изучение функциональной подготовленности спортсменов позволило создать стройную систему подготовки высококвалифицированных спортсменов, базирующуюся на теории функциональных систем организма и учение о гомеостазе и теории адаптации. Было убедительно доказано, что спортивная деятельность раздвигает пределы гомеостатических границ, оптимальных для здорового человека. Были предложены научно обоснованные подходы к изучению уровня функциональной подготовленности высококвалифицированных спортсменов:

- принцип системного подхода;

- комплексный принцип диагностики целостного организма;

- клинический принцип целостного организма с учетом взаимосвязи состояния здоровья и уровня функционального состояния;

- обязательное исследование в покое и при использовании тестирующих нагрузок;

- учет специфики мышечной деятельности и особенности диагностики функционального состояния, направленных на контроль за адаптацией тех систем и функций организма, которые являются ведущими в данном виде спорта;

- принцип выбора наиболее информативных методов и средств диагностики, их совершенствование, отработанные методические подходы, оценка результатов обследования на основе разработанных критериев основных параметров;

- принцип выделения наиболее информативных параметров, имеющих достоверную корреляционную связь с работоспособностью [5, 6, 7, 8, 10].

Задачи нового этапа развития спортивной науки

Управление тренировочным процессом предусматривает решение следующих задач:

1) комплексную оценку состояния спортсменов;

2) выявление причинно-следственных связей в системе «цель тренировки - способ тренировки - конечный результат»;

3) разработку управляющего решения.

В настоящее время остаются серьезные проблемы с интерпретацией полученных данных и их использованием в процессе управления тренировкой. В то же время для выполнения управленческих функций необходим отлаженный механизм принятия решений. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях высокой сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу. Для принятия эффективного решения спортивный руководитель как лицо, принимающее решение, должен быть вооружен системным и ситуационным подходами, иметь возможность использовать современные модели и методы принятия решений.

Объективная оценка уровня готовности спортсмена к напряженной соревновательной деятельности возможна только при системном видении взаимосвязи текущих показателей адаптации с их конечными значениями. Введение в сферу спортивной деятельности современных

математических методов и вычислительной техники позволяет решать ряд принципиально новых задач, связанных с оценкой отношения «воздействие - адаптивный эффект» и объективизацией процесса становления спортивного мастерства.

Объективно в этой области существуют две принципиальные возможности по упорядочению большого объема необходимой для принятия решения информации:

1) во-первых, выявление основных наиболее существенных и адекватных данных, необходимых для принятия управляющего решения;

2) во-вторых, широкое применение в этом процессе информационных технологий.

Наличие определенного кризиса в этой сфере связано с усложнением системы подготовки спортсменов; отставанием качества контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса; увеличением числа измеряемых показателей и сложностью системы их математической обработки.

Накопленные к настоящему времени знания о физиологических, психологических, биохимических характеристиках спортсменов носят разрозненный, фрагментарный, неопределенный и порой логически противоречивый характер. Сложившаяся ситуация во многом является следствием слабой разработанности методологических подходов, недостаточного внедрения научных принципов в практику контроля, диагностики и управления учебно-тренировочным процессом и отсутствием методологии нормирования и регламентации, которые должны сопровождать физическую активность.

Отправной точкой научного познания проблематики высших спортивных достижений следует признать время появления публикаций, посвященных различным аспектам теории спортивной науки. Проведенный наукометрический анализ опубликованных работ показал, что в их основе лежала методология элементаристского подхода, для которой характерен эмпирико-аналитический способ познания. С каждым годом накапливалось огромное количество научных данных, однако в силу их разрозненности и односторонности не удалось создать целостное представление о спортивной науке как о специфической сфере общего комплекса наук о человеке.

Первые шаги в разработке такой комплексной научной дисциплины предпринимались еще в конце 80-х гг. ХХ в. [3]. В спортивной науке были выделены категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Иными словами, наука накапливала массу разрозненных данных о мышцах, связках, деятельности сердечно-сосудистой системы и т.д., а тренеры сетовали на отсутствие целостной, холистической модели деятельности спортсмена.

Современная наука о человеке в контексте высших спортивных достижений не только сильно дифференцировалась, но и стала многоаспектной и мозаичной. Оказалось, что традиционные научные модели работают в очень узком ограниченном диапазоне, - там, где идет речь о выделении общего, универсального, но не там, где возникает необходимость обработки огромных массивов

данных, их первичный анализ, кластеризация, построение регрессионных или имитационных моделей, осуществление их численных исследований для получения знаний, недоступных в рамках традиционных эмпирических исследовательских технологий.

Практика показывает, что большие объемы эмпирических научных данных должны подвергаться переработке в интегративной системе, которая должна отличаться следующими особенностями:

1) выявлять некоторые новые свойства по сравнению с входящими в них отдельными научными дисциплинами;

2) связи между элементами этой системы (научными данными) должны иметь устойчивый, доказательно подтвержденный характер;

3) система должна придавать своим элементам такие свойства, которыми элементы не обладают вне системы.

Очевидно, что характерной чертой развития спортивной науки на современном этапе является сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции. С одной стороны, накопление большого фактического и теоретического материала обусловило появление всё большего количества самостоятельных естественнонаучных дисциплин (дифференциация научного знания) со своими специфическими задачами и методами исследования. В результате процесса дифференциации уточняются научные понятия, устанавливаются новые естественно-научные принципы, законы и закономерности, происходит детализация научных проблем. Чем глубже проникает естествознание в суть деталей, тем лучше оно вскрывает природные связи [5, 6, 7, 8].

С другой стороны, объект данной отрасли знания един - это спортсмен, поэтому между отдельными естественно-научными дисциплинами постоянно возникали и возникают многочисленные междисциплинарные связи (интеграция научного знания). Интеграция научного знания проявляется в большом количестве процессов внутри науки - в организации междисциплинарных исследований, в разработке и использовании универсальных методов, концепций и т.д. Благодаря процессу интеграции наука вскрывает общие связи и, следовательно, лучше уясняет суть деталей [7, 10, 12, 13, 14].

Проблемы переработки информации

К настоящему моменту возник диссонанс между значительным массивом накопленных данных и обеспечением доступа к нему ученых из сферы спортивной науки и смежных областей. Возникла проблема интеграции отечественных информационных ресурсов в мировые системы знания о деятельности человека в экстремальных условиях деятельности. Формирование компонентов электронной среды взаимодействия является глобальной проблемой. В результате работы исследователей различных профилей, изучающих одних и тех же спортсменов на разных этапах их спортивного ортогенеза, были выявлены изменения, происходящие в органах и системах организма, связанные с соматометрией, анатомией, физиологией, психологией.

Огромное количество получаемых при этом эмпирических и теоретических данных требует значительного

объема работ, направленного на решение следующих задач:

• упорядочение полученного материала;

• обнаружение и ликвидацию ошибок, недочетов, пробелов в сведениях;

• выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей;

• обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса;

• выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов.

Вместе с тем стало ясно, что единое заключение о перспективах тренировочного процесса на каждом этапе онтогенеза может быть осуществлено только в результате объединения фрагментарных данных (знаний), полученных тренерами, спортивными специалистами и учеными. Трудность создания единой концепции индивидуальной тренировки заключалась в отсутствии модели, описывающей многообразную деятельность спортсмена. На практике происходило просто суммирование данных на основании спортивного стажа, биологического или паспортного возраста; в лучшем случае -на основании компонентного варьирования масс тела.

Стало очевидным, что необходима компьютерная обработка различных данных, приведенная к единой системе (в усл. ед., баллах, децилях и т.д.). Некоторые исследователи полагали, что упорядочение, ранжирование соматических, функциональных, физических признаков в спортивной группе невозможно, поскольку они комбинируются в случайном порядке, полностью типичном для своего вида спорта. Однако дальнейшие исследования убедительно доказали, что процессы, которые разворачиваются в организме спортсмена при выполнении тренировочной работы и в соревновательных условиях, могут быть описаны с помощью обобщенных моделей систем организма человека, а затем адаптированы под конкретного спортсмена. Это означает, что необходимо соединить знания из области биохимии, физики, биомеханики, физиологии, психологии, теории спорта в единую модель.

Создание комплексных виртуальных моделей

Обращает на себя внимание тот факт, что сразу в нескольких странах параллельно ведутся работы по созданию виртуального физиологического человека (virtual physiological human - VPH), который должен объединить усилия по компьютерному моделированию работы органов человека и созданию виртуального тела [15, 16, 18].

Проект Biotic Man предусматривает создание компьютерной модели, способной существенно ускорить процесс разработки лекарственных препаратов в ответ на угрозу биологических атак во время боевых действий или при чрезвычайных ситуациях. В проекте будет использоваться созданный исследовательским подразделением GE программный модуль Physiologically Based Pharmacokinetic (PBPK), который может генерировать компьютерные модели для измерения ответной реакции организма на лекарственный препарат задолго до проведения клинических испытаний [19].

Теория и методика спорта высших достижений

Даже частичное воплощение такого проекта оказало бы существенную помощь научным исследованиям. До настоящего времени традиционные способы изучения человеческого тела предполагали создание условных схем, в которых сложные органы и системы сводились к более простым элементам [17, 18, 19].

Проект VPH опирается на компьютерную инфраструктуру следующего поколения - глобальную информационную базу данных о мировых ресурсах (Grid). В случае с виртуальным пациентом база данных поможет разбросанным повсюду лабораториям взаимодействовать и подпитывать свои компьютерные модели клиническими данными, изображениями, результатами анализов и лабораторными наблюдениями, собранными в больницах и исследовательских институтах по всей Европе. Они позволят протестировать компьютерные модели

органов и всего тела, чтобы довести их до совершенства. Таким образом, технология XXI в. воплотит мечту о подлинной холистической медицине, которая рассматривает человеческое тело в его целостности и уникальности [20, 21, 22, 23].

Заключение

В последнее десятилетие произошел качественный скачок в разработке моделей, их верификации, в создании и использовании модельно обоснованных методов исследования, в способах анализа и представления результатов моделирования. Академическое понимание и узкопрофессиональное использование методов моделирования уступает место широкому наступлению имитационных моделей в самых разных областях спортивной науки.

Литература

1. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Анализ тематики диссертационных работ по спорту высших достижений и подготовке спортивного резерва // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 1. - С. 2-11.

2. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Обзор тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма, защищенных в 2008 году // Вестник спортивной науки. -2009. - № 3. - С. 3-8.

3. Загузов Н.И. Эволюция научной специальности «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» в педагогике // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 1. - С. 55-57.

4. Иорданская Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерв спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования). - М.: Советский спорт, 1993. - 142 с.

5. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности. -М.: Советский спорт, 2006. - 184 с.

6. Курашвили В.А., Кофман Л.Б., Радчич И.Ю., Шустин Б.Н. Смена парадигмы в спортивной науке // Итоговый сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Комплексное сопровождение подготовки высококвалифицированных спортсменов». - Москва, 30 мая 2013 г. / Министерство спорта Российской Федерации; ФНЦ физической культуры и спорта. - М.: ООО «Скайпринт», 2013. - С. 57-67.

7. Курашвили В.А. Система подготовки тренеров в Европейском Союзе // Новые подходы и формы повышения квалификации тренеров спорта высших достижений и спортивного резерва: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 30 мая 2013 г. - Министерство спорта Российской Федерации; ФНЦ физической культуры и спорта. - М.: ООО «Скай-принт», 2013. - С. 4-15.

8. Никитушкин, В.Г., Квашук, П.В. Научно-методические перспективы развития детского и юношеского спорта в Российской Федерации // Материалы кон-

ференции «Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы)». - Физкультура, образование и наука, 1999. - С. 328.

9. Радчич И.Ю. Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение высококвалифицированных спортсменов. Унифицированные критерии комплексного контроля. Инновационные технологии: монография. -2-е изд. - М.: Спорт Медиа групп, 2011. - 364 с.

10. Физические факторы в системе восстановления работоспособности спортсменов: научно-методическое пособие. - 2-е изд. / под общей ред. И.Ю. Радчич. - ФНЦ ВНИИФК, 2012. - 152 с.

11. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. Соотношение «стрессор - адаптация» как основа управления процессом тренировки // Теория и практика физической культуры. -1999. - № 1. - С. 28-30.

12. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация): дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Б.Н. Шустин - М., 1995. - 82 с.

13. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - С. 226-237.

14. Шустин Б.Н. Проблемы прогнозирования модельных характеристик сильнейших спортсменов на отдельных этапах подготовки // Основы теории прогнозирования спортивных достижений: сб. науч. тр. / Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР; Всесоюзн. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1983. - С. 81-87.

15. Berries and Cherries at the 2012. Annual Meeting of the European College of Sport Science. Performance-based research at this top conference // Br. J. Sports Med. 2011 Apr; 45 (4) : 245-52.

16. Corrigendum. Exercise & Sport Sciences Reviews. 41 (1) : 71, January 2013.

17. Curran T, Hill A.P., Niemiec C.P. A Conditional Process Model of Children's Behavioral Engagement and Behavioral Disaffection in Sport Based on Self-Determination Theory // J Sport Exerc Psychol. 2013 Feb; 35 (1) : 30-43.

18. Hopkins Will, Sian Allen, Rita Malcata. Noteworthy for career development and no-shows. Reflective Practice

Теория и методика спорта высших достижений

for Athletes, Coaches and Sport Scientists at the 2012 Pre-Olympic Sport Conference. - London, Aug 7.

19. Novatchkov H., Baca A. Artificial Intelligence in Sports on the Example of Weight Training // Journal of Sports Science and Medicine. 2013, 12, 27-37.

20. Promoting excellence in sport and exercise sciences. Strategy 2011-2014. - The British Association of Sport and Exercise Sciences, Fairfax Hall Headingley, 2012.

21. Ruiz-Tendero G, Salinero Martin J J. Psycho-social factors determining success in high-performance triathlon:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

compared perception in the coach-athlete pair // Percept. Mot. Skills. 2012 Dec; 115 (3) : 865-80.

22. Tworek J.K., Jamniczky H.A., Jacob C, Hallgrimsson B, Wright B. The LINDSAY virtual human project: an immersive approach to anatomy and physiology // Anat. Sci. Educ. 2013 Jan - Feb; 6 (1) : 19-28.

23. Will Hopkins, Rita Malcata, Sian Allen, Kirsten Spencer. The latest in measurement of athlete movements and actions. Oct 6. The 2012 World Congress on Performance Analysis in Sport.

References

1. Baranov V.N., Shustin B.N. Analysis of dissertation themes on elite sports and sports reserve preparation // Vestnik sportivnoj nauki. - 2008. - № 1. - P. 2-11.

2. Baranov V.N., Shustin B.N. Review of dissertation themes on physical culture, sports and tourism presented in 2008 // Vestnik sportivnoj nauki. - 2009. - № 3. - P. 3-8.

3. Zaguzov N.I. Evolution of scientific specialty "Theory and methodics of physical education and sports training" in pedagogics // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. -1997. - № 1. - P. 55-57.

4. Iordanskaya F.A. Monitoring of functional fitness in young athletes - reserve of elite sports (stages of advanced training and sports skills enhancement). - M.: Sovetsky sport, 1993. - 142 p.

5. Iordanskaya F.A., Yudintseva M.S. Health monitoring and functional fitness in elite athletes during education, training and competition - M.: Sovetsky sport, 2006. - 184 p.

6. Kurashvili V.A., Kofman L.B., Radchich IJu., Shustin B.N. Paradigm change in sports science // Itogovyj sbornik Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem "Kompleksnoe soprovozhde-nie podgotovki vysokokvalificirovannyh sportsmenov". -Moskva, 30 maja 2013 g. / Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii; FNC fizicheskoj kul'tury i sporta. - M., OOO "Skajprint", 2013. - P. 57-67.

7. Kurashvili V.A. System for coaces education in EU // Novye podhody i formy povyshenija kvalifikacii trenerov sporta vysshih dostizhenij i sportivnogo rezerva: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 30 maja 2013 g. / Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii; FNC fizicheskoj kul'tury i sporta. - M.: OOO "Skajprint", 2013. - P. 4-15.

8. Nikitushkin V.G., Kvashuk P.V. Scientific and methodic perspectives for children and youth sports in Russian Federation // Materialy konferencii "Modelirovanie sportivnoj dejatel'nosti v iskusstvenno sozdannoj srede (stendy, trena-zhery, imitatory)". - M.: "Fizkul'tura, obrazovanie i nauka", 1999. - P. 328.

9. Radchich I.Ju. Scientific, methodic, medical and biologic maintenance for elite sports. Unified criteria for complex control. Innovation technologies. (2nd ed.). - M.: Sport Media group, 2011. - 364 p.

10. Physical factors in athletic performance recovery system: manual. (2nd ed.) / ed. by I.Ju. Radchich. - FSC VNIIFK, 2012. - 152 p.

11. Shirkovez E.A., Shustin B.N. Stressor - adaptation ratio and basis for training process management // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 1999. - № 1. - P. 28-30.

12. Shustin B.N. Modeling in sports (theoretical basics and practical realization): DrSc theses in form of scientific presentation. - M., 1995. - 82 p.

13. Shustin B.N. Modeling and prognosis in sports training system // Sovremennaya sistema sportivnoj podgotovki. -M.: SAAM, 1995. - P. 226-237.

14. Shustin B.N. Problems of model characteristics prognosis for top athletes during different training stages // Osnovy teorii prognozirovanija sportivnyh dostizhenij: sb. nauch. tr. / Kom. po fiz. kul'ture i sportu pri Sovete Ministrov SSSR; Vsesojuzn. nauch.-issled. in-t fiz. kul'tury. -M., 1983. - P. 81-87.

15. Berries and Cherries at the 2012. Annual Meeting of the European College of Sport Science. Performance-based research at this top conference // Br. J. Sports Med. 2011 Apr; 45 (4) : 245-52.

16. Corrigendum. Exercise & Sport Sciences Reviews. 41 (1) : 71, January 2013.

17. Curran T., Hill A.P., Niemiec C.P. A Conditional Process Model of Children's Behavioral Engagement and Behavioral Disaffection in Sport Based on Self-Determination Theory // J. Sport Exerc. Psychol. 2013 Feb; 35 (1) : 30-43.

18. Hopkins Will, Sian Allen, Rita Malcata. Noteworthy for career development and no-shows. Reflective Practice for Athletes, Coaches and Sport Scientists at the 2012 Pre-Olympic Sport Conference. - London, Aug 7.

19. Novatchkov H., Baca A. Artificial Intelligence in Sports on the Example of Weight Training // Journal of Sports Science and Medicine. 2013, 12, 27-37.

20. Promoting excellence in sport and exercise sciences. Strategy 2011-2014. - The British Association of Sport and Exercise Sciences, Fairfax Hall Headingley, 2012.

21. Ruiz-Tendero G., Salinero Martin J J. Psycho-social factors determining success in high-performance triathlon: compared perception in the coach-athlete pair // Percept. Mot. Skills. 2012 Dec; 115 (3) : 865-80.

22. Tworek J.K., Jamniczky H.A., Jacob C., Hallgrims-son B., Wright B. The LINDSAY virtual human project: an immersive approach to anatomy and physiology // Anat. Sci Educ. 2013 Jan - Feb; 6 (1) : 19-28.

23. Will Hopkins, Rita Malcata, Sian Allen, Kirsten Spencer. The latest in measurement of athlete movements and actions. Oct 6. The 2012 World Congress on Performance Analysis in Sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.