УДК 628
П.А. Фомин
студент,
кафедра организации и управления в строительстве, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
экономический университет», г. Санкт-Петербург
ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ В РАЗВИТИИ КРУПНОГО ГОРОДА
Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема управления развитием крупных городов. Исследуется сущность и содержание целей и стратегии развития крупных градостроительных систем. Приводятся рекомендации по обеспечению устойчивого функционирования и развития крупного города в современных условиях. Даны предложения по совершенствованию управления крупным городом.
Ключевые слова: управление, крупный город, система целей, стратегия, эффективность.
P.A. Fomin, Saint-Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg
GOALS AND STRATEGIES IN THE DEVELOPMENT OF LARGE CITIES
Abstract. The article considers the topical issue of management of development of large cities. Examines the nature and content of the objectives and strategy of development of large urban systems. Provides guidelines for the sustainable operation and development of major cities in modern conditions. The proposals for improving the management of a large city.
Keywords: management, large city, the system goals, strategy, efficiency.
Развитие любого крупного города должно обеспечиваться определенной системой управления. При этом важнейшими категориями управления являются цели и стратегии. В системе управления важную роль играет процесс поиска рационального взаимодействия целей и способов их достижения, что является неотъемлемой частью формирования самих стратегий [1]. Стратегия развития крупного города предполагает наличие определенных стратегических целей, ресурсов, методов их преобразования для достижения поставленных целей, а также способов выбора наиболее эффективной стратегии из числа возможных. Определение вариантов стратегий и выбор наиболее рационального из них является типичной задачей управления любой системой, в том числе большой градосистемой [2].
Система целей, положенная в основу действия механизма регулирования развитием крупных городов, должна базироваться на учете всех групп интересов, включая решение актуальных социально-экономических и экологических проблем. Главная цель системы управления городом заключается в обеспечении его устойчивого функционирования и развития [3]. Отсюда можно заключить, что цель развития города - постоянное улучшение условий деятельности и безопасности жизни населения на основе обеспечения устойчивого функционирования и развития городской системы хозяйствования.
Общая цель в развитии города не является однозначной величиной, т.к. ее содержание и значение изменяются во времени. Содержание цели меняется соответственно качественному изменению ценностей в обществе, а количественное изменение связано с постоянно возрастающими потребностями общества и возможностями их удовлетворения. При этом важно отметить, что социальные и экологические цели по объективным причинам всегда будут производными от экономических - в этом суть рыночных отношений [4]. Поэтому будет постоянно наращиваться потенциал угроз для городского населения. Именно поэтому урбанизация поставила крупные города перед проблемой выбора путей своего развития. В этой ситуации, на наш взгляд, необходима инверсия целей и способов их достижения.
Под инверсией целей и методов их достижения мы понимаем последовательное развитие и поэтапную замену главного показателя - экономической выгоды - на показатель степени социально-экологической защиты. Вместе с тем экономические методы переориентируются с
достижения максимальных экономических благ в сфере потребления на достижение максимально необходимой степени защиты. Предложенный подход обеспечит, с одной стороны, развитие города, с другой стороны, защитит население от опасностей, возникающих в процессе его жизнедеятельности.
Для достижения целей необходимо обосновать и выбрать приемлемую стратегию развития. Её разработка относится к итерационному процессу, поэтому на каждом этапе формирования стратегии развития необходимо учитывать проекты, сведения о которых уже имеются, т.к. именно среди них могут быть проекты, наиболее способствующие достижению стратегических целей. Вместе с тем следует тщательно оценивать объемы ресурсов, которые могут быть выделены на осуществление нужных мероприятий, т.к. разные стратегии требуют привлечения разного объема средств. Если все же ресурсов недостаточно, то те стратегии, которые в других случаях могли бы оказаться реализованы, должны быть исключены из рассмотрения или отнесены на отдаленный период их реализации [5].
Наиболее целесообразно, на наш взгляд, применение в крупных городах стратегии нововведений. Для оценки инновационной стратегии необходимо использовать показатели уровней действия стратегии, которые характеризуют структуру города как сложную систему, имеющую высокую степень связности. Эти показатели можно представить в виде параметров, отражающих различные уровни городской среды: целевые установки инновационных проектов, степень влияния проектов, общественное мнение, применяемое законодательство, соответствие целей проекта целям развития города, а также роль экономических, социальных и экологических показателей проекта в реализации критериев развития городской системы.
Процедура оценки проектов включает следующие компоненты [6]: выявление факторов, влияющих на решения по проекту; оценка проектных предложений; принятие или отказ от проектных предложений; выявление недостающей информации и оценка средств на ее получение; корректировка результатов оценки с учетом новой информации; принятие окончательного решения о реализации или отклонении проекта.
Проблема оценки эффективности развития крупных городов, приобретает особую важность в связи с необходимостью обеспечения социально-экологической безопасности проживающего в них населения [7]. Поэтому в процессе отбора инновационных проектов целесообразно учитывать социальные и экологические преимущества, ожидаемые от реализации проекта, а также экономически эффективные способы его реализации.
Общеизвестно, что главным критерием выбора инновационных проектов является экономическая оценка соотношений результатов и затрат, необходимых для получения ожидаемых результатов. Как представляется, проекты должны выбираться по уровню их приоритетности для решения конкретных социальных и экологических проблем. Эта значимость определяется степенью решаемости социально-экологических мероприятий, включенных в конкретный проект, по отношению к существующим социальным и экологическим проблемам в крупном городе [8]. Например, расположенное в городе химическое производство обусловило снижение рождаемости, сокращение продолжительности жизни и повышение уровня заболеваемости городского населения. Вынос вредного производства за пределы города снизит потенциал опасности для здоровья человека. При этом оценка эффективности данного мероприятия может быть определена как отношение прогнозируемого снижения опасности для здоровья к существующему ее уровню. Также могут быть применены и другие варианты достижения поставленной цели, в частности, внедрение новых защитных технологий, закрытие наиболее вредных производств, диверсификация производства и т.д. В свою очередь, экономические показатели проекта могут быть использованы для определения экономически целесообразного способа достижения поставленных целей, например, улучшения здоровья населения города.
Таким образом, происходит инверсия целей с экономических оценок на социально-
экологические с использованием экономических способов выбора метода реализации инновационных проектов, включающих экологическую составляющую для осуществления стратегии развития города.
Список литературы:
1. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 1 (60). С.101-106.
2. Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС.1997. 480 с.
3. Селютина Л.Г. Методологические основы формирования и развития системы управления процессом преобразования жилого фонда крупного города // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 2. С. 212-218.
4. Гольдберг А.Л. Развитие агломерационных процессов в России // Вестник развития науки и образования. 2014. № 2. С. 10-13.
5. Селютина Л.Г. Проблемы оптимизации структуры жилищного строительства в крупном городе в современных условиях. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 234 с.
6. Селютина Л.Г. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие: СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2010. 272 с.
7. Селютина Л.Г. Управление жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки: монография / Л.Г. Селютина, Е.В. Песоцкая. СПб.: ВВМ, 2006. 272 с.
8. Кац А.Е. Агломерации: новые возможности развития городов // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 5 (45). С. 51-53.