Научная статья на тему 'Цели и содержание тестирования письменной речи на русском языке'

Цели и содержание тестирования письменной речи на русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1757
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕСТ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / STATE EDUCATIONAL STANDARD / WRITING / CERTIFICATION LEVEL / TESTING / TEST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воронова Лилиана Вячеславовона

В данной статье анализируются цели и содержание тестирования письменной речи иностранцев на примерах типовых тестов базового уровня (ТБУ) и второго сертификационного уровня общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ-2), а также представлен формат тестовых сертификационных экзаменов по дисциплине «Письмо» для всех уровней владения русским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Воронова Лилиана Вячеславовона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Purpose and Content of Russian Written Speech Testing

The article analyzes the purpose and content of foreigners' Russian written speech testing, exemplified by typical tests of the Basic Level and the Second Certification Level of Russian as a foreign language, and also presents a format for certification tests in Writing for all levels of Russian language acquisition.

Текст научной работы на тему «Цели и содержание тестирования письменной речи на русском языке»

Научные исследования

ББК 81.2Рус УДК 808.2

Л. В. Воронова

г. Чита, Россия

Цели и содержание тестирования письменной речи на русском языке

В данной статье анализируются цели и содержание тестирования письменной речи иностранцев на примерах типовых тестов базового уровня (ТБУ) и второго сертификационного уровня общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ-2), а также представлен формат тестовых сертификационных экзаменов по дисциплине «Письмо» для всех уровней владения русским языком.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, государственный образовательный стандарт, письменная речь, сертификационный уровень, тестирование, тест.

L. V. Voronova

Chita, Russia

The Purpose and Content of Russian Written Speech Testing

The article analyzes the purpose and content of foreigners’ Russian written speech testing, exemplified by typical tests of the Basic Level and the Second Certification Level of Russian as a foreign language, and also presents a format for certification tests in Writing for all levels of Russian language acquisition.

Keywords: Russian as a foreign language, state educational standard, writing, certification level, testing, test.

В государственных образовательных стандартах по русскому языку как иностранному (РКИ) представлено описание обязательных минимальных требований к целям и содержанию обучения на конкретном уровне владения РКИ.

Государственный образовательный стандарт состоит из двух частей. В первой части описываются требования к конкретному уровню владения РКИ, а именно:

1) содержание коммуникативно-речевой компетенции, включающее характеристику интенций для реализации определённых коммуникативных задач; ситуации и темы общения; требования к коммуникативно-речевым умениям в области основных видов речевой деятельности: письма (репродуктивного, продуктивного), аудирования, говорения, чтения;

2) содержание языковой компетенции, включающее владение нормами в области фонетики, графики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса.

Во второй части стандарта представлен образец типового теста конкретного уровня, рейтер-ские таблицы.

Например, в стандарте первого сертификационного уровня умения в области письма представлены следующим образом:

Иностранец должен уметь строить:

- письменное монологическое высказывание продуктивного характера на предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой;

- письменное монологическое высказывание репродуктивно-продуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с коммуникативной заданной установкой.

Тип предъявляемого текста: повествование, описание, сообщение, а также тексты смешанного типа с элементами рассуждения. Тексты аутентичные (допустима минимальная степень адаптации).

Типовой тест по русскому языку представляет собой методически целесообразно организованный языковой и речевой материал определённого уровня владения РКИ, воспроизводящий модель, структуру, содержание тестового (сертификационного) экзамена. Так, в типовом тесте по РКИ (первый уровень, общее владение) предъявляется система заданий (5 субтестов: лексика - грамматика, аудирование, говорение, чтение, письмо), предназначенных для измерения в сопоставимых величинах (баллах) знаний, умений и навыков иностранцев, изучающих русский язык.

Например, в субтесте «Письмо» проверяется адекватность речевого поведения тестируемого при решении следующих коммуникативных задач: 1) в области репродукции - умение записать основное содержание предъявленного текста (с опорой на вопрос); 2) в области продуцирования -умение построить письменное высказывание на предложенную тему.

© Л. В. Воронова, 2011

57

Задание 1. Вы хотите получить в России интересную работу. Напишите о себе директору фирмы. Изложение информации должно быть полным, логичным и связным.

В типовых тестах по русскому языку как иностранному всех уровней описаны цели и содержание тестов по всем видам речевой деятельности.

Рассмотрим цель и содержание субтеста «Письмо» выборочно для базового уровня (ТБУ) и второго сертификационного уровня (ТРКИ-2).

ТБУ. Цель субтеста «Письмо» состоит в проверке уровня сформированности речевых умений и навыков, необходимых для фиксации в письменной форме полученной информации, а также умения письменно представить некоторые сведения в соответствии с коммуникативной установкой.

В процессе тестирования проверяется адекватность речевого поведения тестируемого при решении им определённых коммуникативных задач:

а) в области репродукции - умение записать основное содержание текста-источника с опорой на вопросы;

б) в области продуцирования - умение построить письменное монологическое высказывание на предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой с опорой на вопросы.

Тест состоит из двух заданий и инструкций к их выполнению.

В задании 1 проверяется умение записать основное содержание предъявленного текста с опорой на вопрос.

Тип задания - сюжетный текст смешанного типа (с элементами описательноповествовательного характера) и шесть вопросов. Тематика текста актуальна для социальнокультурной и социально-бытовой сфер общения.

Задание 1. Ваш друг думает о выборе профессии. Напишите ему, как решил эту проблему герой рассказа «Как Виктор выбрал специальность».

Данные вопросы помогут Вам написать об этом.

1) О чём говорили школьные друзья Виктора?

2) Кем хотел стать Виктор?

3) Почему Виктор не смог сразу поступить в Литературный институт?

4) Что посоветовал Виктору старый учитель?

5) Куда поехал Виктор? Почему?

6) Какую профессию решил выбрать Виктор и почему? [7, с. 34].

В задании 2 проверяется умение построить письменное монологическое высказывание на предложенную тему с заданным объемом (не менее 14 предложений) и с опорой на вопросы. Тема

задания соответствует тематико-информативному минимуму стандарта.

Задание 2. Вы хотите переписываться с гражданином России. Напишите ему письмо и расскажите о себе. В рассказе должно быть не менее 10 предложений. Данные ниже вопросы помогут Вам.

Как Вас зовут? Кто Вы? Сколько Вам лет? Какая у Вас семья? Кто Ваши родители? Где Вы живёте сейчас? Вы учитесь или работаете? Где? Что Вы любите делать в свободное время? [7, с. 35].

ТРКИ-2. Цель субтеста «Письмо» состоит в проверке уровня сформированности коммуникативной компетенции в области письма, которая определяется способностью пишущего удовлетворять потребности, возникающие в социальнобытовой, социально-культурной и официальноделовой сферах общения, где он выступает в качестве члена определённого социума, что предполагает адекватное речевое поведение, соответствующее его профессиональному и социальнокультурному статусу, при условии, что ситуации и темы письменного общения достаточно частотны и не требуют продуцирования письменных текстов творческого характера.

Тест состоит из трёх заданий и инструкции по их выполнению.

Задание 1 - определяется способность тестируемого репродуцировать письменный / аудио текст. Особое внимание обращается на умение выделять и развёртывать информацию в соответствии с целевым заданием, используя адекватные языковые и речевые средства.

Ситуативно-тематическая характеристика текста: предъявляется письменный / аудио текст, актуальный для социально-бытовой или социально-культурной сферы общения, репродуцируется собственный письменный текст в соответствии с предложенным заданием.

Задание 1. На основе предложенной рекламной информации напишите письмо, в котором Вы рекомендуете Вашему знакомому / сыну, дочери Вашего знакомого получить какую-либо из специальностей. Ваше письмо должно содержать информацию, достаточную для принятия решения [9, с. 20].

Задание 2 - определяется способность тестируемого продуцировать письменный текст, относящийся к официально-деловой сфере общения: самостоятельно оформлять официально-деловые документы, участвовать в деловой переписке, владеть основами делопроизводства на русском языке.

Ситуативно-тематическаяхарактеристика текста: предъявляется ситуация из официальноделовой сферы общения, на основе которой про-

Научные исследования

дуцируется собственный письменный текст в соответствии с заданием.

Задание 2. Вас вызвали в милицию в качестве свидетеля дорожно-транспортного происшествия. В назначенное время Вы не смогли явиться. Напишите объяснительную записку на имя начальника отделения милиции с указанием причины Вашей неявки [9, с. 22].

Задание 3 - определяется способность тестируемого осуществлять дистантное письменное общение в социально-культурной и социальнобытовой сферах общения в форме монолога-описания, монолога-повествования с элементами количественной и качественной характеристики, а также способность использовать типизированные композиционные компоненты (введение / зачин; заявка темы / ситуации; развёртывание темы / развитие ситуации; заключение / выводы).

Ситуативно-тематическая характеристика текста: продуцируются письменные тексты, актуальные для социально-бытовой сферы общения с возможной тематической ориентацией на официально-деловую и социально-культурную сферы общения.

Задание 3. Ваш знакомый - сотрудник крупного предприятия - обратился к Вам с просьбой охарактеризовать человека, который претендует на роль профсоюзного лидера в этой организации. Вы хорошо знаете этого претендента по вашей совместной предыдущей работе.

Напишите дружеское (неформальное) письмо, в котором Вы должны охарактеризовать этого человека, а именно:

• его личностные качества;

• деловые качества;

• факты и события из его жизни, которые привлекли Ваше внимание, а также оценить, соответствуют ли личностные и деловые качества этого человека предполагаемой работе [9, с. 22].

Степень языковой сложности: тестируемый должен уметь строить высказывания, реализующие коммуникативные цели в ситуациях письменного общения, используя адекватные речевые средства (допустимы незначительные несоответствия нормам социокультурных контекстов и их лингвистических оформлений) в соответствии с нормами письменной русской речи. При этом от тестируемого не требуется умения демонстрировать знания сложных синтаксических и стилистических конструкций, связанных с отражением сложного внутреннего мира человека, его мыслительной деятельности, а также с организацией речи публичного воздействия.

Содержание тестирования письменной речи по уровням представим в формате сертификационных экзаменов (табл. 1).

Можно отметить, что цели тестирования письменной речи направлены на проверку сфор-мированности языковых и речевых умений и навыков, а также адекватности речевого поведения тестируемого при решении им определённых коммуникативных задач в письменной форме. В зависимости от целей меняется и содержание тестовых заданий, которое на каждом последующем уровне усложняется.

Формат сертификационных экзаменов

Элементарный уровень Базовый уровень I. Сертификационный уровень

Письменный экзамен. Письмо

Субтест Цель Тип задания Субтест Цель Тип задания Субтест Цель Тип задания

Письмо. Время - 50 мин. Можно пользоваться словарем Развернутый ответ по прочитанному тексту. Информация о себе с опорой на вопросы Адаптированный текст (литературный, публицистический). Тема и вопросы для выполнения задания Письмо. Время - 50 мин. Можно пользоваться словарем. Запись основного содержания с опорой на вопросы. Построение монолога с опорой на вопрос Сюжетный текст и 6 вопросов. Письмо-знакомство (10-14 предложений) Письмо. Время - 60 мин. Можно пользоваться словарем Запись основного содержания с опорой на вопросы. Рассказ о себе с опорой на ситуацию Краткий вариант проблемного текста. Проблемный текст и 6 вопросов. Монолог (не менее 20 предложений)

Перерыв - 5 минут

II. Сертификационный уровень III. Сертификационный уровень IV. Сертификационный уровень

ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН. ПИСЬМО

Письмо. Репроду- Письмо Письмо. Продуци- Письмо- со- Письмо. Состав- 3 темы

Время - цирование рекомен- Время - рование общение с Время - ление на выбор.

55 мин. письмен- дательного 1час 15 сообщения анализом 1 час 20 тезисов, Тезисы пу-

Можно ного/ аудио характера мин. с элемента- и оценкой мин. постро- бличного

пользо- текстов с (объем - 7 Можно ми анализа (объем - 250 Пользо- енных на выступления

ваться развертыва- слов), на пользо- и оценки слов), на ваться основе (объем - 350

толковым нием инфор- основе ваться исходной основе про- словарем сопостав- слов).

словарем мации. рекламной толковым информации. блемного нельзя ления. Рекомен-

Продуци- информа- словарем Содержа- текста (объ- Продуци- дация,

рование ции (объем тельный ем - 500 рование связанная с

официально- - 180 слов). анализ текста слов). Со- текста мо- морально-

делового Объясни- с выделени- ставление дального этическим

текста. Про- тельная ем нужной информа- характера поведением

дуцирование записка информации ционного (рекомен- адресата

моноога- (объем - 70 и ее предъяв- сообщения дация, (объем - 200

описания с слов). ление в сжа- делового совет, слов).

элементами Нефор- том виде в характера предосте- Письменный

оценки с мальное соответствии (объем - 70 режение пересказ

использо- письмо- с заданной слов), на адресату). (объем -

ванием характе- формой из- основе за- Продуци- 350 слов)

типовых ристика ложения. данной рование аудиотекста

компонентов человека Продуциро- информации связного социально-

композиции (объем - вание текста- (объем - 350 рассказа с бытового ха-

150 слов) рассуждения слов). Эссе заданны- рактера (вре-

с исполь- на тему ми ком- мя предъ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зованием нравствен- позици- явления - 10

типовых ком- но- онными мин.; кол-во

понентов в этического частями - 2)

композиции характера

(объем - 200

слов)

Перерыв - 5 минут

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. М., СПб.: Златоуст, 2001. 28 с.

2. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. М., СПб.: Златоуст, 2001. 32 с.

3. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. М., СПб.: Златоуст, 1999. 36 с.

4. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. М., СПб.: Златоуст, 1999. 36 с.

5. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Третий уровень. Общее владение. М., СПб.: Златоуст, 1999. 44 с.

6. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Четвертый сертификационный уровень. Общее владение. М., СПб.: Златоуст, 2001. 44 с.

7. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень. Общее владение. М., СПб.: Златоуст, 2001. 88 с.

8. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень. Общее владение. М., СПб.: Златоуст, 1999. 112 с.

9. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. М., СПб.: Златоуст, 2001. 80 с.

Рукопись поступила в редакцию 28 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.