Научная статья на тему 'ЦЕЛИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ'

ЦЕЛИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / РИСКИ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / BUSINESS VALUATION / RISKS / MARKET VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаврина О.В., Майкова Е.Н., Майкова П.Н.

На современном этапе развития делового рынка и мировой экономики оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности стала не менее важной, чем материальных. Усилилась роль объективного анализа и точного определения стоимости бизнеса. Эта процедура просто необходима тем, кто планирует инвестиции, покупку или продажу предприятий. Независимая оценка стоимости компании в таких ситуациях становится важным инструментом управления, который даст возможность сделать правильный выбор, избежать многих рисков и получить максимальную прибыль. Даже самый выгодный бизнес в России не сможет полноценно функционировать и расширяться без качественной оценки на одном из этапов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOALS AND USERS OF COMPANY VALUATION

At the present stage of development of the business market and the world economy, the valuation of intangible assets and intellectual property has become no less important than material assets. The role of objective analysis and accurate determination of business value has increased. This procedure is simply necessary for those who plan to invest, buy or sell businesses. Independent valuation of the company in such situations becomes an important management tool that will allow you to make the right choice, avoid many risks and get the maximum profit. Even the most profitable business in Russia will not be able to fully function and expand without a quality assessment at one of the stages of development.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ»

УДК 338.22

Шаврина О.В. студент

1 курс, Гуманитарно-педагогический институт

Майкова Е.Н. студент магистратуры 1 курс, Гуманитарно-педагогический институт

Майкова П.Н. студент

2 курс, Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

ЦЕЛИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ

КОМПАНИИ

Аннотация: На современном этапе развития делового рынка и мировой экономики оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности стала не менее важной, чем материальных. Усилилась роль объективного анализа и точного определения стоимости бизнеса. Эта процедура просто необходима тем, кто планирует инвестиции, покупку или продажу предприятий. Независимая оценка стоимости компании в таких ситуациях становится важным инструментом управления, который даст возможность сделать правильный выбор, избежать многих рисков и получить максимальную прибыль. Даже самый выгодный бизнес в России не сможет полноценно функционировать и расширяться без качественной оценки на одном из этапов развития.

Ключевые слова: оценка бизнеса, риски, рыночная стоимость.

Shavrina O. V. student

1st year, Humanitarian and pedagogical Institute

Maykova E.N. graduate student 1 year, Humanitarian Pedagogical Institute

Maykova P.N. student

2 year, Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Russia, Tolyatti

GOALS AND USERS OF COMPANY VALUATION

Annotation: At the present stage of development of the business market and the world economy, the valuation of intangible assets and intellectual property has become no less important than material assets. The role of objective analysis and

accurate determination of business value has increased. This procedure is simply necessary for those who plan to invest, buy or sell businesses. Independent valuation of the company in such situations becomes an important management tool that will allow you to make the right choice, avoid many risks and get the maximum profit. Even the most profitable business in Russia will not be able to fully function and expand without a quality assessment at one of the stages of development.

Key words: business valuation, risks, market value.

Принято считать, что целью оценки является определение какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой конечному пользователю для различных целей: для заключения сделок купли-продажи компании, для принятия инвестиционного решения и т. п.

«Оценку предприятия проводят в соответствии с поставленной целью, которую формулирует заказчик при составлении Договора и Задания на оценку. Они обязательно должны соответствовать ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положениям «Национального Кодекса этики оценщиков Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки.

Главная цель оценки заключается в установлении для клиента величины рыночной стоимости оцениваемых активов. Заказчик инициирует проведение оценки бизнеса, как правило, в случае продажи или покупки компании, долевого интереса, кредитования, финансирования проектов, повышения эффективности управления предприятием и т.д. Часто возникают ситуации, когда объединяются несколько причин» [5].

Однако оценка стоимости компании не ограничивается одной целью. На рисунке 1.1 представлены различные цели проведения оценки стоимости предприятия.

Рисунок 1.1 - Основные цели оценки стоимости компании [2, с. 93]

Повышение стоимости бизнеса - один из важных показателей роста его доходности, понижение свидетельствует о необходимости изменений в системе управления и стратегии развития. В проведении объективной оценки может быть заинтересован как владелец предприятия, так и третья сторона.

«Оценка бизнеса может понадобиться не только потенциальному инвестору или владельцу предприятия, но и другим участникам рынка, например страховым компаниям (для определения величины риска, подтверждения соблюдения договора о разделении риска между клиентом и страхователем), кредитным организациям (чтобы оценить платежеспособность, определить оптимальную сумму максимального кредита), а также государственным структурам, акционерам, поставщикам, производителям, посредникам. Конечный результат оценки может быть представлен в одном отчете в нескольких разделах или в двух разных документах» [4].

Перед вложением средств или приобретением бизнеса покупатель прежде всего оценивает его полезность для себя. Она должна соответствовать его индивидуальным потребностям в получении дохода. Именно последний показатель с учетом затрат и является основой рыночной стоимости, которую рассчитывает оценщик. Принципы, методы и подходы к ее определению выбирают исходя из специфики бизнеса как «товара»: инвестиционность (в него вкладывают деньги, ожидая в перспективе получение прибыли), системность (его можно продавать как систему или отдельные элементы), потребность (зависит от обстановки внутри производства и во внешней среде).

Однако осуществление вышеперечисленных целей требует грамотного и верно обоснованного метода оценки, от выбора которого зависит, будут ли в полной мере достигнуты цели и задачи для которых, собственно, и выполнялась оценка.

Оценкой бизнеса и других объектов занимаются специализированные компании. Чтобы оценить стоимость предприятия, необходимо обратиться к специалистам, четко указать цель определения стоимости и подписать Договор. Согласно Постановлению Правительства РФ от декабря 2007 г. №60 процесс оценки должен проходить в несколько этапов:

1. «Определение объекта (описание, права на него, дата и база оценки, ограничивающие условия).

2. Заключение договора о проведении оценки (определение и предварительный осмотр объекта, выбор типа, источников нужных данных, подбор персонала, разработка плана оценки, составление и заключение договора, оплата услуг).

3. Определение характеристик объекта (сбор и проверка данных, определение внешней и внутренней информации).

4. Анализ рынка (включает в себя анализ финансовых коэффициентов, отчетов, корректировку финансовой отчетности в целях оценки).

5. Выбор методов в рамках конкретного подхода (или нескольких), проведение необходимых расчетов.

6. Обобщение результатов, определение итоговой стоимости объекта.

7. Составление и передача заказчику отчета».

Финальная стадия процедуры - составление специализированного отчета итогового формата. Данный документ разбивается на определенные позиции, содержит в себе детализированные данные в виде цифр по различным направлениям исследования, включает в себя разнообразные выводы аналитического характера. Данный документ имеет официальную силу, закрепляется реквизитами компании, которая осуществляла оценочные мероприятия.

Безопасное и качественное проведение оценочных работ основывается исключительно на грамотном выборе компании, которая все действия выполнит на профессиональном уровне, а осуществлять процедуру оценки будут квалифицированные и опытные специалисты.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Следует помнить о том, что любой бизнес, не зависимо от его текущего уровня, стремится к активному развитию в дальнейшем. Вполне очевидно, что существует серьезная конкуренция, различные нюансы, которые могут иметь критическое значение. Правильно оценить свои перспективы можно исключительно в том случае, если предприниматель будет иметь четкие, конкретные данные о положении дел на текущий момент времени. Соответственно, нужно иметь на руках реальные данные, которые позволят грамотно и правильно проработать стратегию последующего развития.

Оценка в такой ситуации является просто необходимой, так как она позволяет получить реальную картину состояния активов, а также потенциала. Оценка производится детально и грамотно, составляется специализированная отчетная документация, изучение которой позволяет предпринимателю грамотно отнестись к последующим перспективами возможного развития, и грамотно подобрать варианты данных развития на основе полученных данных.

Процедура оценки бизнеса направлена на осуществление действий по изучению различных данных, что провоцирует возможность рассчитать рыночную стоимость предприятия с учетом его текущего положения на текущий момент времени. Также производится процесс оценки эффективности процесса извлечения прибыли. Именно такие данные в дальнейшем ложатся в основу проработки стратегии развития. кроме всего прочего, оцениваются данные о стабильности производства, делаются выводы о перспективах коммерческой деятельности.

Существуют различные виды оценки, от которых зависят методы исследования. Соответственно, перед подписанием договора с компанией, которая будет производить все оценочные работы, нужно будет произвести

изучение особенностей процесса, а также выбрать тот вид оценки, который является оптимальным для вашего конкретного случая. В принципе, при посещении специалистов оценочной компании, можно получить все необходимые предварительные знания, которые в дальнейшем помогут вам грамотно определить приоритеты сотрудничества.

Необходимо учитывать также то, что процедура оценки представляет собой структуру различных действий, направленных на получение ответов на четко поставленные вопросы специалистов. Соответственно, специалисты будут осуществлять проверку документов, затребовать определенные данные, исследовать состояние объекта, состояние бизнеса в целом, чтобы осуществить адекватную оценку всех критериев. Такие действия требуют весьма значительной грамотности, а также глубоких познаний вопроса.

Использованные источники:

1. Бусов В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник для бакалавров / В.И. Бусов, О.А. Землянский, А.П. Поляков; под общ. ред. В.И. Бусова. - М.: Юрайт, 2014. - 430 с.

2. Васильева Л.С. Оценка бизнеса: учебное пособие / Л.С. Васильева. — М.: КНОРУС, 2016. — 668 с.

3. Кузина С.А. // Понятие, особенности и закономерности развития рынка недвижимости // Известия ВУЗов. - 2016. - № 12. - С. 28-34.

4. Мамонова А.А. Согласование оценок объектов недвижимости// Вестник науки и образования. - 2014. - № 2(2). - С. 128- 130.

5. Масленкова О.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. пособие / О.Ф. Масленкова. - М.: КНОРУС, 2016. - 288 с.

6. Просветов, Г.И. Оценка бизнеса: задачи и решения: учебно-метод. пособие / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.