КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 4 • апрель 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
Цели и особенности анализа интегрированной отчетности, корпоративного капитала и комплексной результативности бизнес-процесса
Хорин А.Н. 1, Бровкин А.В. 2
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
2 Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Росссии, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Статья посвящена некоторым ключевым особенностям интегрированной отчетности и ее анализа. Рассмотрены цели интегрированной отчетности как многомерного измерительного подхода к контролю за созданием ценностей организации и оценке эффективности и результатов деятельности организации с точки зрения экономических показателей, экологических и социальных экстерналий. Проанализированы источники формирования создаваемых ценностей и способы их оценки. Описана структура корпоративного капитала и подходы к группировке и анализу отдельных его структурных компонентов. Текстовый материал дополнен необходимыми формулами и пояснениями к методике расчетов. Исследование проведено с применением методов анализа и систематизации данных практических методик и научных исследований в области подготовки и анализа интегрированной отчетности в совокупности с авторскими предложениями и разработками. К основным выводам исследования относятся следующие положения: возможности создания ценности зависят от доступа к ресурсам, не находящимся в собственности организации; для всесторонней оценки долгосрочных перспектив организации необходимо применение различных подходов к группировке компонентов капитала; для оценки экономической, экологической и социальной эффективности деятельности организации целесообразно применение авторегрессионной модели ценности, а значения экологической и социальной компонент ценности бизнес-процесса должны быть приведены к дате оценки капитала, для чего в качестве нормы дисконтирования рекомендовано принять стоимость капитала компании.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бизнес-процесс, интегрированная отчетность, корпоративный капитал, концепции, модель ценности, показатели, принципы, результативность, цели отчетности, ценность бизнеса.
purposes and features of the analysis of the integrated reporting, corporate capital and complex performance of business process
Khorin A.N.1, Brovkin A.V?
1 Lomonosov Moscow State University, Russia
2 Moscow State Institute of International Relations (MGIMO), Russia
Введение
До настоящего времени теория счетоводства и балансоведения, а также практика бухгалтерского учета и отчетности системно описывали деловую активность предприятий исключительно в экономическом контексте. Охват учитываемых фактов хозяйственной жизни в системном бухгалтерском учете ограничивался исключительно экономическими отношениями предприятия с внешней средой, а потому, по определению, является учетом затрат. Сам по себе бухгалтерский учет был и остается учетом фактически состоявшихся на момент регистрации реальных событий. Такая концепция учетной системы имеет практическую значимость для констатации фактического положения дел в деловом предприятии. Фактические данные востребованы статистическими организациями и налоговыми органами; данные бухгалтерского учета служат доказательной и юридически значимой базой в судебных разбирательствах, в оценочной деятельности, научных исследованиях и разработках. Однако раз-
ABSTRACT:_
The article is devoted to the key features of integrated reporting and analysis. We consider goals of integrated reporting as a multidimensional measuring approach to monitoring the creation of company's values and assessing the efficiency and performance of the organization in terms of economic indicators, environmental and social externalities. We analyze sources of formation of created values and ways to assess them; we describe the structure of corporate capital and approaches to grouping and analyzing its individual structural components. The text is supplemented by the necessary formulas and explanations to the calculation procedure. We've conducted the study using methods of analysis and systematization of data of practical methods and scientific research in the preparation and analysis of integrated reporting in conjunction with the author's proposals and developments. The main conclusions of the study include the following provisions: the value creation capabilities depend on access to resources not owned by the organization; for a comprehensive assessment of the organization's long-term prospects it is necessary to apply different approaches to the grouping of capital components; autoregressive value model is advisable to be used for assessing the economic, environmental and social organization's performance; and the values of the environmental and social components of the business process value should be given by the date of capital valuation, for which, the company's capital cost is recommended to be taken as the norm of discount rate.
KEYWORDS: business process, integrated reporting, corporate capital, concepts, value model, indicators, principles, performance, reporting goals, business value
JEL Classification: Mil, M21, M42 Received: 09.04.2018 / Published: 30.04.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Khorin A.N. (anhorin0mail.ru)
CITATION:_
Khorin A.N., Brovkin A.V. (2018) Tseli i osobennosti analiza integrirovannoy otchetnosti, korporativnogo kapitala i kompleksnoy rezultativnosti biznes-protsessa [Purposes and features of the analysis of the integrated reporting, corporate capital and complex performance of business process]. Kreativnaya ekonomika. 12. (4). - 499-512. doi: 10.18334/ce.12.4.39018
витие рыночных отношений в современном их понимании повысило интерес пользователей не только к данным в ретроспективе экономической деятельности, но и к показателям, характеризующим экономические ожидания сторон, заинтересованных в делах организации.
Цели интегрированной отчетности
Условия современного кредитования и осуществления стратегических управленческих функций в компаниях, функционирование институтов фондового и денежного рынков, развитие стимулирующих инструментов финансирования бизнеса (например, проектного финансирования, венчурного финансирования), участие в тендерах и конкурсах по государственным закупкам и др. предполагают не только информирование рыночных участников о прошлых экономических фактах, но также раскрытие видения менеджментом и руководством будущего компаний, ожидаемых экономических показателей. Раскрытие деловой информации на перспективу стало непременным условием предоставления кредита, осуществления эмиссии долговых и долевых ценных бумаг, предоставления субсидий участникам, реализующим инвестиционные проекты на условиях проектного финансирования и т.п. Использования данных годовых корпоративных бюджетов, бизнес-планов, технико-экономических обоснований проектов для этих целей было недостаточно, так как они не соответствовали охвату прогнозируемых экономических событий в требуемом временном горизонте, а также не позволяли состыковать эти экономические ожидания в формате балансовых обобщений. Способом, позволяющим преодолеть несогласованность распределенных во времени экономических показателей, вытекающих из планово-финансовых расчетов, и бухгалтерского формата их представления стал отчет о стоимости компаний. Такой отчет является неотъемлемой частью сведений, подаваемых эмитентами и листинго-выми компаниями, в формате биржевой отчетности.
Однако даже отчет о стоимости компаний на перспективу не в полной мере удовлетворяет современные информационные запросы пользователей. Современную повестку дня в информационном сопровождении бизнеса определяют не только экономические измерения деловой активности. Показатели результативности дело-
ОБ АВТОРАХ:_
Хорин Александр Николаевич, профессор кафедры учета, анализа и аудита, доктор экономических наук (anhorin0mai1.ru)
Бровкин Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры учета, статистики и аудита, кандидат экономических наук (brovkin_av0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Хорин А.Н., Бровкин А.В. Цели и особенности анализа интегрированной отчетности, корпоративного капитала и комплексной результативности бизнес-процесса // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. -№ 4. - С. 499-512. Сои 10.18334/се.12.4.39018
вой активности в современной рыночной экономике не ограничиваются пределами эффектов в рамках обособленного экономического субъекта — теперь во внимание принимаются и внешние последствия экономической деятельности (экстерналии). Пока такие показатели внешнего экономического и неэкономического окружения делового предприятия не инкорпорированы в единую учетную систему организации, а потому и не образуют единое информационное пространство полезных и функциональных данных. К тому же, фиксируемые отдельные экологические и социальные показатели последствий ведения экономической деятельности раскрываются на периодической основе, чаще всего в порядке специально организованного наблюдения, что не позволяет рассматривать их регистрацию как устойчивое явление.
Международный комитет по интегрированной отчетности (1ШС), являющийся глобальной коалицией регулирующих органов, инвесторов, компаний, разработчиков разнообразных стандартов деловой практики, бухгалтеров, аудиторов, оценщиков, бухгалтерских и информационно-консультационных фирм и агентств, объявил о своем профессиональном мнении относительно перспектив развития и статуса корпоративной отчетности. Она должна развиваться и включать в себя разносторонние и кратко представленные сведения о том, как стратегия, управление, текущая деятельность и перспективы организации в контексте внешней среды ведут к созданию ценности в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде. Кроме того, организации заинтересованы в том, чтобы принципы и концепции интегрированной отчетности способствовали снижению «сложности и объема их отчетов, обеспечивая при этом необходимую информацию для инвесторов и других заинтересованных участников» [1] (КвзскеЫаеуа, 2017).
Структура формата международной интегрированной отчетности разрабатывается для удовлетворения вышеуказанных потребностей и создания основ видения человеческой деятельности с точки зрения будущих поколений. При этом имеется в виду составление интегрированной отчетности, основанной на соблюдении объективно обусловленных принципов (научных), а не на специфичных национальных правилах оценки или отражения отдельных фактов или на идентификации конкретных ключевых показателей эффективности бизнеса. Подход, основанный на таких принципах, предназначен для достижения должного баланса между гибкостью и строгими требованиями, с признанием специфичных обстоятельств деятельности каждой организации. Отказ от использования конвенциальных подходов к раскрытию деловой информации, закрепляемых стандартными правилами, и соблюдение требования следования принципам позволяет удовлетворять информационные запросы не только социально ответственных поставщиков финансового капитала, но и неопределенного круга лиц, проживающих в стране и за ее пределами. Ведущими принципиальными требованиями являются:
1. Стратегический фокус и ориентация на будущее. Интегрированный отчет должен включать стратегические оценки организации создаваемой ценности в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе в виде соответствующих видов
корпоративного капитала, его использования и оказываемого на его составные части воздействия.
2. Связность информации. В интегрированной отчетности деловая активность по созданию ценности должна выражаться в раскрытии существенных аспектов взаимосвязей и взаимозависимостей между структурными составляющими корпоративного капитала.
3. Реагирование и вовлечение стейкхолдеров. Полезность информации, содержащейся в интегрированной отчетности, определяется оперативным раскрытием в ней полезных/функциональных данных и информационных сигналов, соответствующих информационным ожиданиям (законным требованиям, интересам и потребностям) ее пользователей.
4. Существенность и краткость. Лаконичный формат представления интегрированной отчетности позволяет пользователям фокусировать свое внимание на существенных оценках и аспектах деятельности по созданию ценности в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
5. Достоверность и полнота. Чтобы данные интегрированной отчетности рассматривались ее пользователями как заслуживающие доверия, последняя должна безошибочно и исчерпывающе полно предъявлять существенные не только положительные, но и отрицательные факты в сбалансированной форме.
6. Сравнимость и постоянство. Раскрываемая в интегрированной отчетности информация должна следовать стабильным подходам в своей учетной и отчетной политике, одновременно позволяющей обеспечивать сравнимость отчетных данных компании с другими организациями (особенно при сопряжении совместного создания ценности в смежных деловых структурах) [2].
Конечная цель формирования интегрированной отчетности состоит в многомерном измерительном подходе к контролю за созданием ценностей в деловых предприятиях, одновременно охватывающему экономическую, экологическую и социальную результативность в долгосрочном перспективном периоде. Достижение этой цели позволит согласовывать частные и публичные интересы в обществе не только существующего, но и будущих поколений, организовывать, контролировать и ориентировать деловую активность в прогрессивном направлении.
Задачей анализа интегрированной отчетности является, с одной стороны, участие в подготовке данных для формирования отчетных показателей, предусмотренных форматом интегрированной отчетности, а с другой - раскрытие явно не предъявляемых отчетностью характеристик условия создания компанией долгосрочной ценности, демонстрация взаимовлияния элементов корпоративного капитала при создании и сохранении этой ценности, выявление степени влияния определяющих факторов на используемый корпоративный капитал, то есть анализ призван увеличить информационную емкость отчетных показателей за счет дополнительных неочевидных пользователю аналитических характеристик.
Анализ структуры корпоративного капитала
В отличие от бухгалтерского учета и отчетности, в которых капитал рассматривается как остаточное имущество (чистые активы) или как объем обязательств компании по отношению к собственнику, в интегрированной отчетности исходят из широкого и более реалистичного взгляда на масштабы условий и последствий ведения деловой активности - ценность не создается только силами самой организации или только внутри нее. Ценность формируется изначально путем вовлечения в хозяйственный оборот внешних ресурсов и в конечном счете проявляет свою результативность во внешней среде (извлекая экономические выгоды извне, воздействуя на природу и экосистему, привнося технологии и общественный порядок в свое производство и передавая продукцию вовне потребителю, формируя и учитывая внешнюю реакцию социума на последствия осуществляемой деятельности). Ценность создается через отношения с множеством других участников рынка - персоналом, партнерами по бизнесу, поставщиками, покупателями, представителями местных сообществ, общественных организаций и институтами, уполномоченными представлять интересы государства. Возможность создания ценности зависит не только от обладания организацией собственными капитальными и оборотными активами, но и от доступности различных ресурсов, не находящихся в ее собственности.
Поэтому для целей формирования и интерпретации данных интегрированной отчетности под капиталами понимают ресурсы и отношения, которые фактически использует и на которые влияет организация, что представляет более широкую трактовку первоисточников возникновения ценности, чем это предусмотрено бухгалтерским учетом. Корпоративный капитал представляет собой совокупный показатель всех ресурсов и отношений, рассматривается как полномасштабный источник создаваемой ценности компании. Каждая составная часть корпоративного капитала постоянно претерпевает изменения, обусловленные их потреблением, реструктуризацией, преобразованием, приращением или сокращением (разрушением), а также меняет масштабы и характер взаимодействия с другими компонентами корпоративного капитала.
Фундаментальные концепции интегрированной отчетности фокусируют внимание на трех аспектах измерения деловой активности:
• на величине корпоративного капитала в виде совокупности финансового, промышленного, интеллектуального, человеческого, коммуникативного и природного капиталов;
• на величине совокупной/комплексной результативности бизнес-процесса;
• на величине создаваемой ценности в долгосрочной перспективе.
В вышеперечисленных аспектах говорится о видах корпоративного капитала, включаемых в интегрированную отчетность, что соответствует ее фундаментальной концепции о необходимости «показа формирования (как увеличения, так и уменьше-
ния) стоимости шестью видами капитала» [3] (Мвйуейвуа, М1кепп, Мвйуейву, 2017). Рассмотрим их:
1. Финансовый капитал (ФК) характеризует источники финансирования организации и объем обязательств, существующих у нее по отношению к поставщикам капитала в виде долевых и долговых финансовых инструментов и грантов.
2. Промышленный капитал (ПК) представляет собой материальную совокупность средств производства, необходимых для осуществления производственной деятельности в виде изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг.
3. Интеллектуальный капитал (ИК) компании образуют неосязаемые активы (идентифицированные и неидентифицированные), основанные на специальных знаниях о естественных и искусственно воспроизводимых свойствах материального мира и способах оперирования средствами производства в целях извлечения экономических выгод.
4. Человеческий капитал (ЧК) находит свое выражение в развитости рабочей силы и способности ее к производству конкретных потребительских благ, в подготовленности, лояльности и мотивации к осуществлению трудовых функций, приносящих экономические выгоды.
5. Коммуникативный капитал (КК) выражает степень полезного использования и участия компании в деятельности существующих общественных институтов, публично-правовых образований, в установлении и регулировании отношений в рамках сообществ, между заинтересованными лицами, в распространении деловой информации в социальных сетях как для повышения вне корпоративного индивидуального и коллективного благосостояния, так и внутри компании.
6. Природный капитал (КП) призван выразить масштабы и состав всех доступных возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и процессов, которые могут использоваться в качестве основы производства материальных благ для настоящего и будущего процветания организации.
Структуре корпоративного капитала не зря уделяется столько внимания в рамках интегрированной отчетности, так как на макроуровне «корпоративный капитал играет значительную роль в мировой экономике», а «резко возросший уровень глобальной конкуренции» предъявляет новые требования к глубине его анализа и возможностям долгосрочного планирования «в борьбе за выживание, а тем более за лидерство в будущем» [4] (Бпгкак, 2017).
Приведенный выше состав корпоративного капитала компании позволяет анализировать его в контексте прогрессивности, сбалансированности и эффективности. В интегрированной отчетности весь корпоративный капитал и каждая его составная часть трактуется двойственно - как материализованный запас ресурсов и наработанных компанией деловых отношений или как некоторый совокупный итог всех ценностей, которые ожидаются к получению в течение долгосрочного временного периода. По отношению к капиталу ценности рассматриваются как поток полезностей и выгод,
распределенных во времени и структурированных по видам корпоративного капитала, возникающих в результате осуществления бизнес-процесса. Ценность выражается как поток в приведенной многомерной оценке стоимости в виде равнодействующей всех ожидаемых полезностей и выгод по состоянию на критическую дату оценки капитала. То есть капитал может рассматриваться в измерительном контексте в виде эквивалентной величины притока будущих ценностей по состоянию на момент его оценки:
Корпоративный капитал компании (по состоянию на отчетную дату) = Запас ресурсов и все результативные корпоративные отношения = Сумма приведенных стоимостей будущих экономических выгод и (или) полезности, что равносильно общей величине ценностных оценок финансового, промышленного, интеллектуального, человеческого, коммуникативного, природного капиталов.
Совокупная ценность того или иного вида капитала в измерительном плане представляет дисконтированный поток распределенных во времени ценностей, ожидаемых к получению на всем прогнозном горизонте. В трактовке корпоративного капитала как эквивалента совокупной ценности важно удерживать во внимании, что оценке подвергается не сам материальный объект - носитель ценностей, но то, что капитал исчисляется на основе приравнивания его к ожиданиям приносимых в результате деловой активности ценностей (то есть дается не прямая, а косвенная оценка капитала).
Это обстоятельство позволяет определять итоговую величину корпоративного капитала и устанавливать количественные оценки в его пропорциях, динамике и взаимосвязях отдельных компонентов. В оценке долгосрочной жизнеспособности делового предприятия важное значение имеет группировка компонентов капитала на доступный (возобновляемый) капитал и недоступный (невозобновляемый) капитал, что влияет на способность предприятия осуществлять его бизнес-процесс по созданию ценности. Другим возможным подходом к группировке компонентов капитала также может являться деление капитала на принадлежащий данной организации на правах собственности и привлеченный капитал от третьих лиц организации.
Задача максимизации корпоративного капитала не может решаться путем придания исключительной значимости только одному из компонентов корпоративного капитала. Концепция шести капиталов в интегрированной отчетности предполагает проведение перекрестного анализа (кросс-анализа) взаимосвязей и взаимозависимостей потоков полезностей и выгод, формируемых в рамках отдельных компонент корпоративного капитала. Приведенные выше виды капиталов в действительности жестко не разграничены, а имеют общие точки соприкосновения и взаимные пересечения, что позволяет в анализе показать воздействие одного капитала на другой, определить степень чувствительности изменений в одном капитале на изменение смежного с ним капитала. Так интенсивное наращение экономических выгод компании может войти в противоречие с полезностью, формируемой в экологическом и (или) коммуникативном капиталах. Отсюда приращение ценности бизнеса в многомерном
измерении должно рассматриваться как комплексная или оптимизационная задача развития.
Учитывая вышесказанное, полезно заметить, что отражение и анализ корпоративного капитала в интегрированной отчетности должны также содействовать целям корпоративной безопасности, которая «является составной частью риск-менеджмента и общей системы управления компанией» [5] (Gasumyanov, 2018). При этом собственно термин «корпоративная безопасность» можно трактовать как «состояние защищенности интересов» организации, «при котором обеспечивается достижение финансово-экономических целей» и ее устойчивое развитие [5].
комплексная результативность бизнес-процесса
Обычный подход к описанию бизнес-процесса состоит в раскрытии производственно-коммерческого цикла от стадии заготовления средств производства до реализации продукции с выявлением конечного финансового результата компании и поступления денежных средств за проданную продукцию. В интегрированной отчетности экономическая результативность описывается прежде всего величиной произведенной или распределенной в рамках прогнозного периода добавленной стоимости. Однако для целей корпоративной отчетности необходимы еще два измерения результативности в терминах полезности - экологическая и социальная результативность. То есть ценность должна быть представлена в тройственном измерении (Economic -Society - Ecology, ESE) в виде алгебраической суммы:
V = E + S + E = Ben + Ws + We,
где V - ценностное измерение комплексной результативности деловой активности; Ben - экономическая результативность бизнес-процесса; Ws - социальная результативность бизнес-процесса; We - экологическая результативность бизнес-процесса.
Прямые измерения ценности в виде комплексного триединого/трехмерного показателя результативности деловой активности невозможны. В связи с этим в анализе деятельности организации должны быть синтезированы конструктивные показатели, многомерно описывающие последствия осуществления деловой активности в окружающей ее социальной и природной среде. Это особенно важно и потому, что оценка бизнес-процесса организации называется многими исследователями «главным компонентом при оценке уровня стратегического развития», включая оценку конкурентоспособности и долгосрочных перспектив организации [6] (Babaev, 2017).
Один из подходов к решению такой задачи состоит в денежном выражении как экономической результативности в виде ожидаемой выгоды, так и двух других измерителей общественной полезности, которые будут характеризоваться монетизирован-ными экологическими и социальными эффектами - экстерналиями.
Деловое предприятие, потребляя воду, энергию, осуществляя вредные выбросы в окружающее пространство и технологические отходы, может не укладываться в стан-
дартные нормы воздействия на окружающую среду, тем самым нанося ей ущерб. При прочих равных условиях такой негативный характер влияния экологического фактора должен приводить к снижению ценности. Интегрированная отчетность предполагает «необходимость обеспечения взаимосвязи внутренних и внешних показателей» экологической деятельности организации, отражения их в динамике, обеспечение их «сравнимости с плановыми (целевыми) показателями, возможность оценки тенденций последовательно, в течение нескольких периодов, сочетание с качественными показателями, раскрытие причин отклонений от целевых и фактических показателей предыдущих периодов» [7] (Sapozhnikova, Elviya Burkhan Kkhudkhur Mokhammed Ali, 2017).
В измерительном плане это означает, что средний (или приростной) мультипликатор экологического влияния на экологическую полезность производства может быть пересчитан по каждому временному периоду на величину избыточного воздействия на окружающую среду. Сравнивая целевые экологические параметры, заложенные в бизнес-модели соответствующих прогнозных периодов (POLt) со значениями, которые предусмотрены стандартами деловой практики как допустимые - POLST (например, в IS0-9000), можно установить параметрический разрыв (POLST - POLt), который в пересчете на монетарный мультипликатор (VAD / POL) даст денежную оценку снижения ценности бизнес-процесса (We): We = (VAD / POL) * (POLST - POLt).
Социальная компонента ценности бизнес-процесса (Ws) может рассматриваться как некоторый синергетический эффект (SYN) от взаимодействия компании с общественной средой или в результате гармонизации внутрикорпоративных отношений участников компании. Эффект изменения внутренних или внешних коммуникаций в целях сопоставимости составляющих ценности также должен быть выражен в денежной форме и связан с социальными стандартами деловой практики (например, АА 1000).
Взаимосвязь между компонентами ценности может быть представлена системой эконометрических моделей в виде авторегрессионных зависимостей:
Y (1) = а + а Y (1) + а Y (2) + а Y (3) + e
1t 0 ^ d1 1t-1 ^ d2 1t-1 ^ d3 1t-1 ^ e1,
Y (2) = b + b Y (1) + b Y (2) + b Y (3) + e
-4 u0 ^ U1 1t-1 ^ 2 -4-1 ^ u3 -4-1 ^ 2,
Y (3) = с + с Y (1) + с Y (2) + с Y (3) + e
1t 0 ^c11t-1 2 t-1 ^ c3 1t-1 ^ c3>
где Yt (1) , Yt (2) , Yt (3) - прогнозные оценки показателей результативности бизнес-процесса в t-году по экономической, социальной и экологической составляющим соответственно; а, b, с - параметры чувствительности/эластичности изменения результативности бизнес-процесса в связи с достигнутыми значениями экономической, социальной и экологической результативности в предыдущем периоде; е - случайная
составляющая регрессионного уравнения (со средним нулевым значением).
Авторегрессионная модель ценности обладает преимуществами по сравнению с приведенной ранее аддитивной моделью ценности. Во-первых, авторегрессионная модель не требует использования денежных соизмерителей при учете экологических и социальных составляющих ценности бизнес-процесса. Во-вторых, модель учитывает взаимовлияние составных частей ценности. В-третьих, модель является эмпирической, а не нормативной, что позволяет рассматривать результаты оценки как основанные на реальных связях.
Аналогом эмпирической модели взаимосвязи в комплексной оценке результативности бизнес-процесса одновременно по трем ее составляющим - экономической результативности (В), социально результативности (Ws) и экологической результативности (We) - может рассматриваться производственная функция ценности (V) вида:
V = B * W a * W b,
где a и b - константные параметры сопряженности компонент ценности бизнес-процесса.
В целом можно заключить, что всесторонняя оценка бизнес-процесса организации возможна именно на базе авторегрессионной модели ценности.
Ценностная оценка капитала компаний
Использование приведенных выше моделей для прогнозных расчетов ценности бизнес-процесса позволяет оценить величины комплексной результативности, распределенные по годам на всем отрезке прогнозного горизонта. Предполагается, что расчеты этих величин ценности имеют в своей основе прогнозные экономические, экологические и социальные целевые ориентиры, согласованные со стандартными нормативами современной деловой практики. Поэтому распределенные во времени текущие ценности имеют сами по себе большое значение для организации бизнеса. Однако в целях увязки ценности и корпоративного капитала компании необходимо привести эти распределенные ценности к единой дате - дате оценки капитала. Как известно, для этого используют концепцию приведенной стоимости по отношению к оценкам будущих результатов деятельности. Применительно к нашим условиям, речь идет о выражении приведенной стоимости ценностей, которые предполагаются к достижению в прогнозном периоде:
PV = sum Vt * (1+ r)- l,
где t - период времени в рамках принятой глубины прогноза; PV - приведенная стоимость ценностей бизнес-процесса; r - ставка дисконтирования ценностей бизнес-процесса.
Поскольку оценки корпоративного капитала в целом и отдельных его компонентов рассматриваются как внутренние оценки располагаемого социально-экономического
капитала, то в качестве нормы дисконтирования можно принять стоимость капитала компании. Для сопоставления величины корпоративного капитала с другими компаниями имеет смысл пересчитать внутреннюю оценку стоимости по среднерыночной ставке доходности, что позволит нивелировать расхождение оценок ценностей за счет единого, универсального измерителя требуемой эффективности роста ценности.
Заключение
По результатам проведенной научной работы сделан вывод о том, что конечной целью интегрированной отчетности является реализация многомерного измерительного подхода к контролю за созданием ценностей организации, включая экономическую, экологическую и социальную результативность в долгосрочном периоде. При этом отмечено, что изначальное формирование ценности происходит путем вовлечения в хозяйственный оборот внешних ресурсов и что ценность создается через отношения с участниками рынка, создавая эффекты во внешней среде. Из этого сделан важный вывод о том, что возможность создания ценности в значительной степени зависит от доступности ресурсов, не находящихся в собственности организации.
Анализ структуры и состава корпоративного капитала показал, что он может рассматриваться в виде эквивалентной величины притока будущих ценностей по состоянию на момент его оценки; а для всесторонней оценки долгосрочных перспектив организации необходимо применение различных подходов к группировке компонентов капитала.
Наконец, сделан вывод о том, что для оценки экономической, экологической и социальной эффективности деятельности организации целесообразно применение именно авторегрессионной модели ценности, и разобраны ее преимущества по сравнению с аддитивной моделью ценности. При этом отмечено, что в рамках анализа интегрированной отчетности полученные значения экологической и социальной компонент ценности бизнес-процесса должны быть приведены к дате оценки капитала, а в качестве нормы дисконтирования рекомендовано принять стоимость капитала компании.
ИСТОЧНИКИ:
1. Рощектаева У.Ю. Интегрированная отчетность - современная отчетность для бизне-
са // Научный журнал. - 2017. - № 130(16). - doi: 10.21515/1990-4665-130-079.
2. Подход к ИО (по версии МСИО). Интегрированная отчетность. [Электронный ре-
сурс]. URL: http://www.ir.org.ru/ob-integrirovannoj-otchetnosti/podkhod-k-io (дата обращения: 04.04.2018).
3. Медведева О.Е., Микерин Г.И., Медведев П.В. Интегрированная нефинансовая от-
четность и проблемы включения в нее экологической составляющей в России // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2017. - № 11(194).
4. Брижак О.В. Движение корпоративного капитала в потоке современных преобразо-
ваний // Научный вестник Южного института менеджмента, 2017. - № 2(18).
5. Гасумянов В.И. Корпоративная безопасность в системе обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации: теоретические аспекты // Власть, 2018. - № 1.
6. Бабаев Х.А. Оглы Бизнес-процесс в качестве стратегического фактора деятельности
предприятия // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2017. - № 3(23).
7. Сапожникова Н.Г., Эльвия Бурхан Кхудхур Мохаммед Али Формирование и рас-
крытие информации об экологической деятельности в интегрированной отчетности корпораций // Учет. Анализ. Аудит, 2017. - № 5.
references:
Babaev Kh.A. Ogly (2017). Biznes-protsess v kachestve strategicheskogo faktora deyatelnosti predpriyatiya[Business process as a strategic factor of the enterprise activity]. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. (3(23)). (in Russian).
Brizhak O.V. (2017). Dvizhenie korporativnogo kapitala v potoke sovremennyh preobrazovaniy [Flows of corporate capital in the stream of modern transformations]. Nauchnyy vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta. (2(18)). (in Russian).
Gasumyanov V.I. (2018). Korporativnaya bezopasnost v sisteme obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: teoreticheskie aspekty [Corporate Security in the National Security System of the Russian Federation: Theoretical Aspects]. Power. (1). (in Russian).
Medvedeva O.E., Mikerin G.I., Medvedev P.V. (2017). Integrirovannaya nefinansovaya otchetnost i problemy vklyucheniya v nee ekologicheskoy sostavlyayuschey v Rossii [Integrated non-financial reporting and the problems of inclusion in its environmental component in russia]. Property Relations in the Russian Federation. (11(194)). (in Russian).
Roschektaeva U.Yu. (2017). Integrirovannaya otchetnost - sovremennaya otchetnost dlya biznesa [Integrated reporting is a modern reporting for business]. Science Magazine. (130(16)). (in Russian). doi: 10.21515/1990-4665-130-079.
Sapozhnikova N.G., Elviya Burkhan Kkhudkhur Mokhammed Ali (2017). Formirovanie i raskrytie informatsii ob ekologicheskoy deyatelnosti v integrirovannoy otchetnosti korporatsiy [Formation and disclosure of information on environmental activities in integrated corporate reporting]. International Scientific and Practical Journal "Accounting. Analysis. Auditing". (5). (in Russian).