Научная статья на тему 'Цели и функции административной ответственности за нарушение налогового законодательства'

Цели и функции административной ответственности за нарушение налогового законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
551
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левченко Елизавета Евгеньевна, Сапожникова Екатерина Юрьевна

В данной статье раскрываются цели и функции административной ответственности за нарушение налогового законодательства и последствия за их совершения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели и функции административной ответственности за нарушение налогового законодательства»

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Левченко Елизавета Евгеньевна, студент

(e-mail: lewchencko.elizaveta) Сапожникова Екатерина Юрьевна, к.э.н., заведующая кафедры коммерческого и предпринимательского права Донской государственный технический университет, г.Ростов-на-Дону, Россия (e-mail:sekunovak@mail.ru)

В данной статье раскрываются цели и функции административной ответственности за нарушение налогового законодательства и последствия за их совершения.

Ключевые слова: должностное лицо, административная ответственность, привлечение к ответственности, налогоплательщик.

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такую ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения, в том числе административной ответственности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования отношений при налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных законов.

В основе моей статьи лежит цель по всестороннему изучению административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В связи с введением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса об административных правонарушениях РФ, из НК РФ и ряда нормативных правовых актов иного уровня исключен ряд норм, устанавливавших ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения. Нормы, включенные в главы

15 и 16 КоАП РФ, предусматривают составы противоправного поведения, которые условно можно разделить на следующие группы:

1) Нарушения, заключающиеся в неисполнении налоговых обязанностей или противодействии контрольной деятельности налоговых органов;

2) Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка работы с денежной наличностью и применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

3) Нарушения банками обязанностей, связанных с исполнением обязанностей по содействию в сборе налогов;

4) Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка производства и оборота подакцизной продукции;

5) Нарушения таможенных правил.

Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности:

1)представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);

2) наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

3) применяется компетентными органами и должностными лицами;

4) состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

5) применяемые санкции строго определены законом.

Субъектами административной ответственности являются должностные лица и организации в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом хочу заметить, что под должностным лицом организации понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, например руководители и другие сотрудники (ст.2.4 КоАП РФ).

Так же, хочу подметить, что административная ответственность установленная статьями 15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ, не применяется к индивидуальным предпринимателям. Это объясняется тем, что лицо не может быть привлечено к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Поскольку составы схожи с установленным Налоговым кодексом РФ. Предприниматель может быть привлечен только по налоговому кодексу, что касается организаций, то сами организации, как я и говорила ранее, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по Налоговому кодексу РФ, а их должностные лица по Административному кодексу РФ.

Административное правонарушение - действие, совершаемое лицом, за которое КоАП РФ устанавливается административная ответственность.

Она состоит из следующих санкций, применяемых за совершение налогового правонарушения к нарушителям:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) изъятие и конфискация предмета, являющегося орудием совершения нарушения;

4) лишение субъекта специального права;

5) исправительные работы;

6) арест.

Что же касается административной ответственности именно в налоговом законодательстве, то к нарушителям применяется только один ее вид. А именно штрафы, размер которых установлен законодательством. Другие виды административной ответственности для налоговых нарушений не предусмотрены.

Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).

Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока.

В данной статье я еще хотела бы поговорить, о функциях административной ответственности, я считаю, что к функциям административной ответственности за нарушение налогового законодательства можно отнести:

1) воспитательную функцию;

2) профилактическую функцию, которая включает частную и общую превенции;

3) восстановительную функцию, которая направлена на защиту интересов личности, общества и государства;

4) штрафную функцию.

По моему мнению, основное предназначение административной ответственности состоит не в том, чтобы наказать, а предупредить совершение новых правонарушений. Исходя из этого, государство в лице уполномоченных государственных органов должно предпринимать необходимые профилактические меры для предотвращения новых правонарушений, в том числе в налоговой сфере, как со стороны лиц, ранее совершивших правонарушения против порядка налогообложения, так и иных лиц.

Для предупреждения совершения новых правонарушений, безусловно, немаловажную роль играет воспитательная функция, которая, можно сказать, аккумулирует в себе другие функции административной ответственности. Установление налоговой обязанности, запретов, угроза привлечения к административной ответственности, информирование плательщиков об изменениях налогового законодательства являются воспитательными моментами. Привлечение к административной ответственности является негативным последствием для правонарушителя, совершившего правонару-

шение. Применение административных взысканий является основным воспитательным моментом, который сдерживает правонарушителей от последующего совершения административных правонарушений.

Штрафная функция реализуется посредством привлечения правонарушителей к административной ответственности за нарушение налогового законодательства. По общему правилу каждый правонарушитель должен быть подвергнут наказанию, однако данное наказание не самоцель, а средство для достижения целей административной ответственности, в том числе защиты интересов личности, общества и государства от административных правонарушений против порядка налогообложения, обеспечения установленного правопорядка от административных правонарушений в сфере налогообложения.

Восстановительная функция административной ответственности за нарушение налогового законодательства связана с тем, что помимо наложения административного взыскания физическое или юридическое лицо не освобождается от исполнения налоговой обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание. В данном случае возможен добровольный или принудительный способ исполнения налогового обязательства, уплаты пеней плательщиком (иным обязанным лицом). Налоговые доходы являются составной частью государственного бюджета страны, следовательно, административные правонарушения в сфере налогообложения отрицательно сказываются на деятельности государства, а также социально-экономическом обеспечении всего общества.

Таким образом, можно сказать, что целями административной ответственности за нарушение налогового законодательства являются:

1)Защита интересов личности, общества и государства от административных правонарушений против порядка налогообложения, обеспечение установленного правопорядка в сфере налогообложения.

2) Предупреждение новых административных правонарушений.

Исходя из определенных целей к функциям административной ответственности за нарушение налогового законодательства можно отнести, воспитательную функцию, профилактическую функцию, которая включает частную и общую превенцию, восстановительную и штрафную функции.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 17.03.2009). // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824. // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010 г.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 19.07.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2009г.). // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340; Российская газета от 09.06.2009 г.

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29.06.2009 г.). // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; Российская газета от 01.07.2009 г.

4. Апель А. Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. - СПб: Питер, 2003. - С. 160.

Levchenko Elizaveta Evgenievna, student (e-mail: lewchencko.elizaveta) Don State Technical University, Rostov-on-don, Russia Sapozhnikova Ekaterina Yurievna, candidate of economic Sciences, head of the Department of commercial and business law don State Technical University,

Rostov-on-don, Russia (e-mail:sekunovak@mail.ru) THE PURPOSE AND FUNCTION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR

VIOLATION OF TAX LEGISLATION

This article describes the purpose and function of administrative responsibility for violation of tax legislation and the implications for their Commission. Keywords: official, administrative responsibility, accountability, taxpayer.

ХОЗЯЙСТВЕННО-ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ Логвиненко Инна Владимировна, магистрант (e-mail: inylay_95@mail.ru) Чистова Виктория Александровна, старший преподаватель

(e-mail: 751050@mail.ru) Донской государственный технический университет, г.Ростов-на-Дону, Россия

В данной статье раскрываются особенности хозяйственно-договорных отношений как элемента государственной системы управления качеством продукции, отношения не только закрепляют конкретные права и обязанности его участников, но и обеспечивают качество продукции на всех стадиях ее производства и поступления в торговую сеть, способствуют разработке и планированию уровня качества, что гарантирует сохранение уровня качества при транспортировке, реализации и эксплуатации товаров.

Ключевые слова: хозяйственно-договорные отношения, договор, рыночные отношения.

Хозяйственно-договорные отношения играют большую роль в обеспечении качества продукции на различные рода предприятиях. Хотелось бы подробнее разобраться как именно данные отношения влияют на качество производимой продукции.

К гражданско-правовой форме обеспечения качества относятся хозяйственные договоры, опосредующие общественные отношения между участниками на всех этапах формирования и существования продукции как потребительной стоимости. При этом каждый вид договора выполняет определенные функции.

В соответствии с законодательством и судебной практики, договор - это согласование двух или более сторон. Действующим законодательством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.