Научная статья на тему 'Целевые установки академика А. П. Окладникова в публикациях по наскальным изображениям Сибири'

Целевые установки академика А. П. Окладникова в публикациях по наскальным изображениям Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
538
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ АЗИЯ / А. П. ОКЛАДНИКОВ / ПАМЯТНИКИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / ИСТОРИОГРАФИЯ / A. P. OKLADNIKOV / NORTH ASIA / OBJECTS OF ROCK ART / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковыршина Юлия Николаевна

Рассматривается публикационная деятельность акад. Алексея Павловича Окладникова, посвященная изобразительной деятельности древнего человека, памятникам наскального искусства в частности и первобытному искусству в целом. Работа ориентирована на выявление и анализ исследовательских целей и задач, которые ставил перед собой А. П. Окладников и его соавторы, с упором на фундаментальные монографические труды. Составлено четыре свода работ ученого по данной тематике. Выделены три вида публикационноисследовательской направленности монографий: монографии с подробной характеристикой рисунков и представлением их в качестве исторического источника; книги-альбомы с краткой характеристикой рисунков; просветительские работы, предназначенные как для археологов, петроглифистов, так и для широкого круга читателей. Таким образом, с полным основанием можно говорить не только о широком разностороннем научном интересе акад. А. П. Окладникова к творческой деятельности древнего человека, но и введении в научный оборот уникальных материалов по этой теме. В фундаментальных трудах ученого цели и задачи четко ранжированы, что и позволяет в итоге «заглянуть в окно неведомого мира». Фактически им были заложены основы современного представления о наскальных изображениях Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ковыршина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET SETTING ACADEMICIAN A. P. OKLADNIKOV IN PUBLICATIONS ON ROCK IMAGES OF SIBERIA

In the article deals the publishing activities of аcademician Alexei Pavlovich Okladnikov, devoted to the fine art of ancient man – sites of rock art in particular, and prehistoric art in general. The work is focused on the identification and analysis of the research goals and objectives, who set himself A. P. Okladnikov (and сo-authors), with emphasis on the fundamental monographs. Composed of four sets of works scholar on the subject. Also highlighted three types of publication of monographs and research orientation: monographs with detailed pictures and characteristic representation of them as a historical source; books-albums with a brief description of drawings; educational work designed for archaeologists and for a wide range of readers. Thus, we can talk not only about great scientific interest of academician A. P. Okladnikov in the creative activity of the archaic men, but also about introducing of unic scientific material in his publications. In this fundamental work we can see clear classification and because of this we are able to look into the «unknown world». In fact, he laid the foundations of the modern idea of the rock art of Siberia and adjacent territories.

Текст научной работы на тему «Целевые установки академика А. П. Окладникова в публикациях по наскальным изображениям Сибири»

УДК 903.27

Ю. Н. Ковыршина

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: nenaxoffsurgut@mail.ru

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ АКАДЕМИКА А. П. ОКЛАДНИКОВА В ПУБЛИКАЦИЯХ ПО НАСКАЛЬНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ СИБИРИ *

Рассматривается публикационная деятельность акад. Алексея Павловича Окладникова, посвященная изобразительной деятельности древнего человека, памятникам наскального искусства в частности и первобытному искусству в целом. Работа ориентирована на выявление и анализ исследовательских целей и задач, которые ставил перед собой А. П. Окладников и его соавторы, с упором на фундаментальные монографические труды. Составлено четыре свода работ ученого по данной тематике. Выделены три вида публикационно-исследовательской направленности монографий: монографии с подробной характеристикой рисунков и представлением их в качестве исторического источника; книги-альбомы с краткой характеристикой рисунков; просветительские работы, предназначенные как для археологов, петроглифистов, так и для широкого круга читателей. Таким образом, с полным основанием можно говорить не только о широком разностороннем научном интересе акад. А. П. Окладникова к творческой деятельности древнего человека, но и введении в научный оборот уникальных материалов по этой теме. В фундаментальных трудах ученого цели и задачи четко ранжированы, что и позволяет в итоге «заглянуть в окно неведомого мира». Фактически им были заложены основы современного представления о наскальных изображениях Сибири.

Ключевые слова: Северная Азия, А. П. Окладников, памятники наскального искусства, историография.

В рамках возрастающего научного интереса к памятникам и предметам древнего искусства актуально провести работу по рассмотрению и систематизации целевых установок в трудах акад. А. П. Окладникова (см. рисунок), одного из основоположников фундаментальных исследований в этой области в СССР. Источниками для исследования послужили монографии, статьи в научных журналах и сборниках, заметки в газетах, посвященные изобразительной деятельности древнего человека - наскальным

изобразительным памятникам в частности и первобытному искусству в целом.

Творчество акад. А. П. Окладникова неоднократно подвергалось разностороннему анализу, предметом детального рассмотрения становились различные аспекты его научно-исследовательской деятельности [Деревянко, 1978; Конопацкий, 2001; Деревянко, Закстельский, 2008; Молодин, 2009а]. Ряд статей освещает вклад ученого в область изучения памятников первобытного искусства [Молодин, 1997; 2008; 2009б; Бродян-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ: НИР 6.2069.2011 «Развитие механизма интеграции фундаментальных исследований и образовательной деятельности по археологии и этнографии Северной Азии в рамках совместного Научно-образовательного центра Новосибирского национального исследовательского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН»; соглашение № 14.B37.21.0007 «Основные особенности миграционных процессов на территории Северной Азии в эпохи камня и палеометалла».

1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 7: Археология и этнография © Ю. Н. Ковыршина, 2013

Алексей Павлович Окладников (начало 1960-х гг.) (из личного архива Е. А. Окладниковой)

ский, 2008; Черемисин, 2008; Дашибалов, 2009; Ларичев, 2009; Мухарева, Русакова, 2009]. Нам бы хотелось подойти к этому вопросу немного иначе - с метрических позиций наметить этапы эволюции научного интереса исследователя к творческой деятельности древнего человека, выявить и проанализировать цели и задачи, которые ставил перед собой А. П. Окладников, его соратники и ученики при публикации работ по петроглифам Сибири, с упором на фундаментальные монографические труды, так как они включали самые последние научные изыскания ученого.

Такую работу необходимо начать с приведения общего свода трудов А. П. Окладникова по наскальным изображениям Сибири и искусству в хронологическом порядке. Затем следует определить направленность монографических работ и статей, целевые установки и задачи, наиболее значимые при исследовании и публикации памятников наскального искусства, а также подвести

общие итоги по полученным нами результатам.

Для полноты выборки список имеющихся у нас публикаций мы сравнили с материалами к библиографии ученых СССР [Финашина, Ворошилова, 1981].

Краткая характеристика трудов А. П. Окладникова по данной проблематике позволяет нам говорить о четырех видах историографических источников публикационного характера. Это монографии, статьи в научных журналах и сборниках по отдельным вопросам изобразительной деятельности древнего человека, небольшие заметки в газетах, научные труды, где ученый являлся редактором или рецензентом (табл. 1-4).

Свод монографических работ А. П. Окладникова по наскальным изображениям Сибири и искусству, в частности, позволил нам констатировать, что всего было опубликовано 25 монографий, из которых 12 (48 %) вышли под авторством А. П. Окладникова, остальные (52 %) в соавторстве.

Таблица 1

Монографические работы, посвященные памятникам изобразительной деятельности

древнего человека

Год издания Название работы Соавторы

1959 Шишкинские писаницы: памятник древней культуры Прибайкалья —

1959 Ленские писаницы В. Д. Запорожская

1964 Олень золотые рога (рассказы об охоте за наскальными рисунками) —

1966 Петроглифы Ангары —

1967 Утро искусства —

1968 Лики древнего Амура: Петроглифы Сакачи-Аляна —

1969 Петроглифы Забайкалья. Ч. 1 В. Д. Запорожская

1970 Петроглифы Забайкалья. Ч. 2 В. Д. Запорожская

1971 Петроглифы Нижнего Амура —

1972 Центральноазиатский очаг первобытного искусства (Пещерные росписи Хойт-Цэнкер Агуй. Сэнгри-агуй, Западная Монголия)

1972 Петроглифы Средней Лены В. Д. Запорожская

1972 Сокровища Томских писаниц А. И. Мартынов

1974 Петроглифы Байкала - памятники древней культуры народов Сибири —

1976 Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья А. И. Мазин

1977 Петроглифы Верхней Лены —

1979 Петроглифы долины реки Елангаш (юг Горного Алтая) Е. А. Окладникова

1979 Писаницы бассейна реки Алдан А. И. Мазин

1980 Петроглифы Горного Алтая Е. А. Окладникова, В. Д. Запорожская, Э. А. Скорынина

1980 Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья В. И. Молодин, А. К. Конопацкий

1980 Петроглифы Центральной Азии. Хобд-Сомон (гора Тэбш) —

1981 Петроглифы Чанкыр-Келя. Алтай. Елангаш Е. А. Окладникова, В. Д. Запорожская, Э. А. Скорынина

1981 Петроглифы Монголии —

1981 Петроглифы Чулутын-гола (Монголия) —

1982 Петроглифы урочища Сары-Сатак (долина р. Елангаш) Е. А. Окладникова, В. Д. Запорожская, Э. А. Скорынина

1985 Древние рисунки Кызыл-Келя Е. А. Окладникова

Монографии о памятниках наскального искусства выходили регулярно с 1959 по 1981 г. (а также в 1982 и 1985 гг. уже посмертно). Перерывы в издании монографий пришлись на 1960-1963, 1965, 1973, 1975 и 1978 гг., что, очевидно, связано с периодическим накоплением источниковой базы. В 1959-

1977, 1979 и 1980 гг. выходили монографии, посвященные петроглифам Северной Азии -рекам Лена, Ангара, Амур, Томь, оз. Байкал и Забайкалья. Фактически это результат планомерных исследований, проведенных экспедициями под руководством А. П. Окладникова в различных регионах Северной

Таблица 2

Статьи за период с 1926 по 1959 г., посвященные отдельным вопросам изобразительного творчества древнего человека

Год издания Название работы

1936 Каменные рыбы (к изучению памятников неолитического искусства Восточной Сибири) // СА. № 1. С. 215—245

1947 Писаницы около поселка Свирского на Ангаре // КСИИМК. Вып. 14. С.22—25

1948 Древние шаманские изображения из Восточной Сибири // СА. № 10. С.203—225

1949 Древнейшие наскальные изображения Северной Азии // СА. № 11. С. 155— 170

1945 Палеолитическая статуэтка из Бурети (раскопки 1936 г.) // Палеолит и неолит СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР. С. 104—108

1945 К вопросу о назначении неолитических каменных рыб из Сибири // Палеолит и неолит СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР. С. 193—202

1951 Конь и знамя на ленских писаницах // Тюркологический сборник. М.; Л.: Изд-во АН СССР. Т. 1. С. 143—154

1952 К вопросу о происхождении искусства (в связи с критикой взглядов Н. Я. Марра на первобытное искусство) // СЭ. № 2. С. 3—22

1954 Оленный камень с реки Иволги // СА. № 19. С. 207—220

1954 Образ птицы в искусстве бронзового века Забайкалья и его аналогии в народном искусстве бурят // СЭ. № 1. С. 150—153

1955 Первобытные изобразительные искусства и архитектура // БСЭ. 2-е изд. Т. 32. С.357—360

1959 Древние амурские петроглифы и современная орнаментика народов Приамурья // СЭ. № 2. С. 38—46.

Таблица 3

Статьи и заметки за период с 1960 по 1981 г., посвященные отдельным вопросам изобразительного творчества древнего человека

Год издания Название работы Соавторы

1960 Петроглифы Братского моря // Наскальные рисунки каменных островов на Ангаре (по материалам открытой выставки в Иркутском художественном музее. Иркутск. С. 5-15

1961 У истоков искусства Сибири (о древних наскальных рисунках на Каменных островах р. Ангары) // Искусство. № 1. С. 61-65

1962 Древнемонгольский портрет, надписи и рисунки на скале у подножья горы Богдо-Уула // Монгольский археологический сборник: Посвящается славному 40-летию Монгольской Народной Республики. М.: Изд-во АН СССР. С. 68-74

1965 Петроглифы Сакачи-Аляна // Вопросы истории советского Дальнего Востока (Тез. докл. на пленарном заседании IV Дальневост. науч. конф. по вопросам истории, археологии, этнографии и антропологии. Владивосток. С. 15-21

1967 Центральноазиатский очаг первобытного Искусства (к итогам Сов.-Монг. археол. экспедиции 1966 г.) // Вестн. АН СССР. № 1. С. 96-104

Продолжение табл. 3

Год издания Название работы Соавторы

1968 Марксизм и проблема происхождения искусства // Изв. СО АН сСсР. № 6. Сер. обществ. наук, вып. 2. С.3—12

1968 Из предыстории искусства амурских народов (петроглифы на р. Кия, Уссури) // СА. № 4. С. 46—57 -

1969 Петроглифы Сибири и Дальнего Востока как источник по этнической истории Северной Азии (методология и некоторые общие выводы) // Материалы конференции «Этногенез народов Северной Азии». Новосибирск. Вып. 1. С. 3—27

1971 О палеолитической традиции в искусстве неолитических племен Сибири // Первобытное искусство / Под ред. Р. С. Василевского. Новосибирск: Наука. С. 3—21

1971 Искусство эпохи палеолита // История искусств народов СССР: В 9 т. М.: Изобразительное искусство. Т. 1: Искусство первобытного общества и древнейших государств на территории СССР. С. 10—22

1971 Искусство неолитических племен Сибири // История искусств народов СССР: В 9 т. М.: Изобразительное искусство. Т. 1: Искусство первобытного общества и древнейших государств на территории СССР. С. 86— 96

1971 Причинное объяснение происхождения искусства // Современный детерминизм и наука (материалы к школе-семинару). Новосибирск. С. 145

1973 Искусство Янковской культуры // Материалы по истории Дальнего Востока (история, археология, этнография, филология). Владивосток. С. 33—42

1973 К истокам творчества // Будущее науки: Междунар. ежегодник. М.: Знание. Вып. 6. С. 339—364 -

1974 Лоси на Долгом пороге (периодизация нижнеангарских наскальных изображений) // СЭ. № 3. С. 53—59 -

1974 Нефертити с Амура: Беседа // Камч. комсомолец. 16 февр. -

1975 Архаринская писаница // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Новосибирск. С.38—51

1975 Две бронзовые статуэтки бохайского времени из Приморья // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в Средние века. Новосибирск: Наука. С. 47—52

1975 Тысячелетние знаменосцы Прибайкалья // Сибирь. № 3. С. 98—100 П. П. Хороших

1975 По следу бегущего оленя (о зимней археологической экспедиции на реке Уде) // Советская культура, 8 апр.

1975 Галерея древних художников (о работе археологической экспедиции в зоне затопления водохранилища Усть-Илимской ГЭС. Беседа) // Вост.-Сиб. правда, 25 нояб.

Окончание табл. 3

Год издания Название работы Соавторы

1976 Древности Сибири: петроглифы, орнаменты, мифы // Наука и человечество: Междунар. ежегодник, 1977. М.: Знание, 1976. С. 66—81 Б. А. Фролов

1976 Удивительные звери острова Ушканьего и периодизация петроглифов Приангарья // Первобытное искусство / Под ред. Р. С. Василевского. Новосибирск: Наука. С. 47—55

1976 Петроглифы и первобытная история // Атеистические чтения. Вып. 8. М.: Изд-во полит. лит. С. 22—29 -

1976 Лоси и шаманы на Долгом пороге // Неделя, 19—25 янв. № 3. С. 12—13 -

1977 Взаимодействие древних культур Тихого океана (на материалах петроглифов) // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М.: Наука. С. 41—49

1977 Загадочные личины двух материков и петроглифы Урала // VI Уральское археологическое совещание. Ниж. Тагил, 28 марта — 3 апр., 1977 г.: Тез. пленар. и некоторых дискус. докл. М. С. 20—22 Е. А. Окладникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1978 Петроглифы Дэлгэр-Мурена и долины реки Тэс // Археология и этнография Монголии: Сб. ст. Новосибирск. С.159—198 Совместно с другими

1978 Турочакская писаница (Алтай, долина р. Бия) // Древние культуры Алтая и Западной Сибири: Сб. ст. Новосибирск: Наука. С. 11—21

1978 Новые наскальные рисунки на Дубынинском-Долгом пороге (Ангара) // Древние культуры Приангарья. Новосибирск: Наука, С. 96—112.

1980 Звери и знаки Ярминского порога // Звери в камне (первобытное искусство). Новосибирск. С. 96—116 -

1980 Изображения медведей в неолитическом искусстве Северной Азии // Звери в камне (первобытное искусство). Новосибирск. С. 230—238 Р. С. Васильевский

1980 Древнейшее искусство Северной Азии: петроглифы, орнаменты, мифы // Наука стран социализма, 70-е гг. М. С. 338—353 Б. А. Фролов

1980 Древние лики Амура: Как сохранить их для потомков: Беседа // Комсомольская правда, 24 окт. -

1981 Образ воина на писаницах Монголии // Военное дело древних племен Сибири Центральной Азии. Новосибирск: Наука. С. 21—29 Ю. С. Худяков

Азии. В 1979—1981, 1982 и 1985 гг. систематически издавались книги по петроглифам Алтая, которые в итоге представили собой серию работ по наскальному искусству Центральной Азии. Эти книги-альбомы можно оценивать как предварительные источники, представляющие совершено иной регион первобытного искусства в художественно-стилистическом и культурном отно-

шении, к аналитической оценке которых А. П. Окладников предполагал вернуться.

С момента самой первой печатной работы А. П. Окладникова (1926 г.) и до выхода в свет первой монографии по наскальному искусству [1959] вышло 12 публикаций, рассматривающих семантику образов в первобытном искусстве, мелкую пластику, наскальные изображения Сибири, а также тео-

ретические проблемы происхождения искусства (2 статьи) (табл. 2).

В период систематического выхода в свет монографий по памятникам искусства (с 1960 по 1981 г.) А. П. Окладниковым опубликовано 35 статей. Это почти в 3 раза больше, чем в предшествующий период. В них все чаще рассматривались проблемы истоков и традиций искусства (10 статей), новых местонахождений петроглифов, вопросов семантики и сохранения памятников первобытного искусства (табл. 3).

А. П. Окладников выступил в качестве рецензента и редактора для трех работ: С. И. Вайнштейна [1974], М. А. Дэвлет [1976], Я. А. Шера [1980]. Он написал также предисловия к 2 монографиям: по палеолитическому искусству Сибири и петроглифам Средней и Центральной Азии (табл. 4).

Составленные нами своды статей по выбранной тематике позволили достигнуть определенной конкретики в представлении проблемного спектра, затрагиваемого ученым. В годы перерывов в издании монографий выходили в свет разноплановые статьи, например в 1960 г. — по петроглифам Братского моря. По одной статье выходило в 1961, 1962 и 1965 гг. В 1973 г. увидели свет две работы: одна по искусству янковской культуры, другая — по истокам творчества. В 1975 г. опубликовано 5 статей (см. табл. 3), из которых четыре по петроглифам и одна по мелкой пластике, а в 1978 г. — две по пи-

саницам Алтая, одна о новых наскальных рисунках Ангары. Всего же увидели свет 72 специализированные работы по петроглифам и первобытному искусству, из которых 50 публикаций (69,7 %) направлены на введение в научный оборот огромного пласта изобразительных источников и их интерпретацию.

Таким образом, можно говорить не только о широком разностороннем научном интересе к творческой деятельности древнего человека, но и масштабной, систематической публикационной работе А. П. Окладникова, о введении в научный оборот массового материала и рассмотрении его общеисторического значения. Архивные материалы исследователя, хранящиеся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН, показательны — скрупулезность в сборе любых упоминаний о наскальных галереях и первобытном искусстве как Сибири, так и любой другой территории. Им собирались и бережно хранились даже газетные заметки.

Важным историографическим вопросом является анализ целей и задач, которые ставил перед собой ученый. В фундаментальных трудах А. П. Окладникова по проблемам древнего искусства эти проблемы четко ранжированы. Основываясь на этом, можно определить 3 вида публикационно-исследовательской направленности монографических работ.

Таблица 4

Рецензии и редактирование акад. А. П. Окладниковым научных трудов, посвященных отдельным вопросам изобразительного творчества

древнего человека

Вид Год издания Название работы

Рецензия 1954 Против вульгаризации в вопросе о происхождении и сущности первобытного искусства (О диссертации И. Б. Астахова «Происхождение и развитие искусства в свете марксистско-ленинской эстетики») // Вопросы философии. № 2. С.232—243

Предисловие 1960 Абрамова З. А. Палеолитическое искусство Сибири. Иркутск. С. 3—6

Рецензия 1975 Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974 // СЭ. № 2. С. 168—171.

Рецензия 1977 Дэвлет М. А. Петроглифы Улуг-Хема. М., 1976 // Сиб. огни. № 11. С. 190—191

Редактирование 1980 Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 328 с.

Предисловие 1980 Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. С. 3—7

Первый — это монографии с подробной характеристикой рисунков, образов, сцен, сюжетов, стилей, семантики, с глубокой культурно-хронологической интерпретацией объектов исследований, представлением их в качестве исторического источника (см. табл. 1). Эти книги предназначены, прежде всего, для научного сообщества. Они имеют исключительно важное значение по введению в научный оборот колоссального круга источников и их осмыслению. Можно констатировать важность монографий А. П. Окладникова с точки зрения сохранения для человечества богатейшего пласта первобытного искусства. Активное негативное антропогенное влияние приводило к интенсивному уничтожению петроглифов, а это лишило бы научное сообщество колоссального по своей значимости историкокультурного наследия.

Второй — книги-альбомы, в основе которых лежат материалы полевых исследований с краткой характеристикой истории изучения наскальных рисунков в регионе, описанием рисунков и приведением таблиц к ним, а также краткой характеристикой образов, сюжетов, определением исторического и культурного значения, но без глубоких интерпретационных выводов (см. табл. 1).

Третий — работы просветительского характера, предназначенные как для археологов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей своего региона, страны в целом (см. табл. 1).

С точки зрения просветительской деятельности А. П. Окладников (и группа соавторов) ставил перед собой цель донести не только до научного сообщества, но и широкой общественности наиболее полное представление о памятниках и предметах искусства, возможном развитии художественного творчества и культуры древнего населения на той или иной территории. Достигалась она за счет четкой структуры работ, доступного и понятного языка изложения.

Интересно, что для первого и второго вида работ с позиции исследователей-архео-логов А. П. Окладников и соавторы ставили несколько иные цели.

Во-первых, это выявление, описание, фиксация наскальных изображений для обязательной последующей публикации материалов систематических исследований, скорейшего введения в научный оборот, а при необходимости — уточнение и обобщение

данных [Окладников, 1959; 1971; Окладников, Запорожская, 1969; 1972; Окладников, Мазин, 1976; Окладников и др., 1981; 1982; Окладников, Окладникова, 1985]. Необходимо, «бережно сохранить прелесть древних рисунков, скопировав их» [Окладников,

1972. С. 6], при этом выполнять эту работу как можно точнее, так как копии должны стать полноценным источником, писал исследователь [1966; Окладников, Окладникова, 1985]. Отмечая ценность подобного источника, Н. Я. Мерперт и Е. Г. Дэвлет выразились так: «Наскальные изображения — ценнейшая категория источников, является наиболее уязвимой и постоянно подверженной угрозе разрушения как естественного, так и антропогенного характера» [2003. С. 180].

Во-вторых, осуществление, по возможности, разносторонних исследований и интерпретации накопленного материала [Окладников, 1964].

Согласно этим двум целям перед А. П. Окладниковым стояли следующие задачи:

• дать наиболее полное представление

о памятнике в целом, включая историю изучения наскальных рисунков в регионе [Окладников, 1980; 1981б; Окладников, Мартынов, 1972; Окладников, Запорожская,

1972; Окладников, Мазин, 1979];

• привести подробное описание рисунков [Окладников, Запорожская,1959; Окладников, 1964 и др.];

• дать характеристику образов, сцен, сюжетов, стилей и семантики [Окладни-ков,1982; Окладников, Окладникова,1985];

• осуществить типологию изображений и, там, где это возможно, определить их культурную принадлежность [Окладников, Мазин 1976; 1979; Окладников, 1980; Окладников, Молодин, Конопацкий, 1980];

• решить проблемы периодизации [Окладников, Запорожская, 1959; Окладников, 1971];

• провести охранные мероприятия [Окладников, Окладникова, 1979].

Выполнение этих задач позволяло перейти к решению более глубоких интерпретационных проблем, рассмотрению наскальных изображений в качестве полноценного исторического источника, что характерно только для первого вида монографий. Отсюда и третья целевая направленность в исследованиях памятников наскального ис-

кусства, приводимых А. П. Окладниковым — уже с позиции историка представить наскальные изображения в качестве источников для понимания культурных процессов и конкретных исторических событий, происходивших на данной территории или соседствующей с ней [Окладников, 1966; 1968; 1974; 1977; 1981б; Окладников, Запорожская, 19726; Окладников, Мазин, 1976]. Все это требовало постановки и решения еще более глубоких задач.

Во-первых, привлечения как можно большего круга различного рода вспомогательных источников, что позволяло рассматривать наскальные изображения с точки зрения оптимизации хронологии групп, образов, их датировки, выделения провинций наскальных изображений [Окладников и др., 1980]. Вспомогательными источниками для исследователя были исторические (для выявления путей развития человеческого общества, смены культурно-исторических этапов), этнографические (для выполнения семантических интерпретаций, что является ключом к пониманию мировоззрения древнего человека), искусствоведческие (для характеристики стилей и их смены), биологические (для определения видов изображенных животных), археологические, психологические, философские [Окладников, Окладникова, 1979].

Во-вторых, определения идейного содержания и значения наскальных изображений. В-третьих, рассмотрения проблем происхождения и развития древнего искусства в глобальном и в региональном масштабах (см.: [Окладников, 1972] и др.).

В-четвертых, проведения этнокультурной и хронологической классификации писаниц [Окладников, Запорожская, 1970].

В-пятых, пополнения представлений о путях развития художественного творчества населения того или иного региона [Окладников, Окладникова, 1985] и выявления контактов между древними племенами [Окладников, 1974].

Статьи и заметки также укладываются в эти публикационно-исследовательские рамки.

А. П. Окладников и соавторы ставили перед собой и решали разносторонние и масштабные цели и задачи, чему способствовала удивительная работоспособность и эрудиция исследователя. Он писал о существовании связи между «живой стариной»

(мифы, легенды) и ее вещественными проявлениями [Окладников, 1974. С. 8], стремился проследить эту связь, «утраченные звенья исторического процесса, понять его ход, реконструировать забытые события», по сути, «войти в мир идей и чувств древнего человека» [Там же] или, как еще отмечал исследователь, заглянуть в «окно исчезнувшего мира», в душу древнего человека [Окладников, 1966. С. 3].

В заключение хотелось бы процитировать Н. Д. Архипова, который как нельзя лучше отозвался о Ленской экспедиции А. П. Окладникова: «Нужно помнить, что любое явление имеет свое начало. Ленская экспедиция и цикл исследований ее сотрудников, прежде всего работы руководителя экспедиции А. П. Окладникова, заложили прочную основу всех последующих исследований. Эти работы стали своеобразным трамплином, оттолкнувшись от которого современные исследователи смогли добиться и значительной интенсификации полевых исследований и более глубокого проникновения в далекое прошлое народов Сибири» [Архипов, 1985. С. 294].

Список литературы

Архипов Н. Д. Ленская историко-археологическая экспедиция и создание А. П. Окладниковым древней истории Якутии (1940— 1949 гг.) // СА. 1985. № 1. С. 291-296.

Бродянский Д. Л. Древнее искусство в творчестве А. П. Окладникова // Окно в неведомый мир: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения акад. Алексея Павловича Окладникова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. С. 24-27.

Дашибалов Б. Б. Научное наследие академика А. П. Окладникова в изучении Ку-румчинских петроглифов // «Homo Eura-sicus» у врат искусства. СПб.: Астерион, 2009. С. 21-25.

Деревянко А. П. В поисках оленя золотые рога. Благовещенск: Хабаровск. кн. изд-во,

1978. 256 с.

Деревянко Е. И., Закстельский А. Б. Тропой далеких тысячелетий. Страницы из жизни археолога и путешественника. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2008. 200 с.

Конопацкий А. К. Прошлого великий следопыт. Академик А. П. Окладников. Страницы биографии. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.492 с.

Ларичев В. Е. «Искусство» эпохи мустье -предтеча раннего этапа верхнего палеолита Европы и Сибири (к проблеме появления у Homo еurasicus стимула к началу занятия «художественным творчеством») // «Homo Eurasicus» у врат искусства: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. А. Окладниковой. СПб.: Асте-рион, 2009. С. 94-106.

Мерперт Н. Я., Дэвлет Е. Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование // РА. № 3. 2003. С. 180-182.

Молодин В. И. Алексей Павлович Окладников - выдающийся исследователь древнего искусства (к 85-летию со дня рождения) // Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1997. С. 3-16.

Молодин В. И. Академик А. П. Окладников и его роль в изучении древнего искусства // Окно в неведомый мир: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения академика Алексея Павловича Окладникова. Новосибирск:

Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. С. 70-76.

Молодин В. И. Академик Алексей Павлович Окладников (к 100-летию со дня рождения) // Вестник истории, литературы, искусства. М., 2009а. Т. 6. С. 548-560.

Молодин В. И. Академик Окладников и его концепция центральноазиатского очага происхождения первобытного искусства // «Homo Eurasicus» у врат искусства: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. А. Окладниковой. СПб.: Астерион, 2009б. С. 12-21.

Мухарева А. Н., Русакова И. Д. Наследие А. П. Окладникова в фондах музея-заповедника «Томская писаница» // «Homo Eurasic-us» у врат искусства: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. А. Окладниковой. СПб.: Астерион, 2009. С. 25-29.

Окладников А. П. Шишкинские писаницы: памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск: Иркут. кн. изд-во, 1959. 210 с.

Окладников А. П. Олень золотые рога (рассказы об охоте за наскальными рисунками). М.: Искусство, 1964. 240 с.

Окладников А. П. Петроглифы Ангары. М.; Л.: Наука, 1966. 322 с.

Окладников А. П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967. 135 с.

Окладников А. П. Лики древнего Амура (петроглифы Сакачи-Аляна). Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. 238 с.

Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971. 335 с.

Окладников А. П. Центральноазиатский очаг первобытного искусства (Пещерные

росписи Хойт-Цэнкер Агуй. Сэнгри-агуй, Западная Монголия.). Новосибирск: Наука, 1972.76 с.

Окладников А. П. Петроглифы Байкала -памятники древней культуры народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1974. 167 с.

Окладников А. П. Петроглифы Верхней Лены. Л.: Наука, 1977. 323 с.

Окладников А. П. Петроглифы Центральной Азии. Хобд-сомон (гора Тэбш). Л.: Наука, 1980. 271 с.

Окладников А. П. Петроглифы Монголии. Л.: Наука, 1981а. 223 с.

Окладников А. П. Петроглифы Чулутын-гола (Монголия). Новосибирск: Наука, 1981б.183 с.

Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 3-16.

Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Л.: Наука, 1969. Ч. 1. 219 с.

Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Л.: Наука, 1970. Ч. 2. 263 с.

Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Средней Лены. Новосибирск: Наука, 1972. 271 с.

Окладников А. П., Мартынов А. И. Сокровища Томских писаниц (наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы). М.: Искусство, 1972. 255 с.

Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука, 1976. 189 с.

Окладников А. П., Окладникова Е. А. Петроглифы долины реки Елангаш (юг Горного Алтая). Новосибирск: Наука, 1979. 137 с.

Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука,

1979. 152 с.

Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы Горного Алтая. Новосибирск: Наука,

1980. 140 с.

Окладников А. П., Молодин В. И., Коно-пацкий А. К. Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья. Новосибирск: Наука, 1980. 40 с.

Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы Чанкыр-Келя. Алтай. Елангаш. Новосибирск: Наука, 1981. 146 с.

Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петрог-

лифы урочища Сары-Сатак (долина р. Елангаш). Новосибирск: Наука, 1982. 149 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окладников А. П., Окладникова Е. А. Древние рисунки Кызыл-Келя. Новосибирск: Наука, 1985. 146 с.

Финашина Г. Н., Ворошилова Н. Г. Алексей Павлович Окладников. Материалы к библиографии ученых СССР / Под ред. А. А. Логунова, В. А. Виноградова, Е. С. Лихтенштейна. М.: Наука, 1981. С. 58-130.

Черемисин Д. В. А. П. Окладников и изучение первобытного искусства Сибири // Окно в неведомый мир: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения академика Алексея Павловича Окладникова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. С. 101—103.

Материал поступил в редколлегию 29.04.2013

Yu. N. Kovyrshina

TARGET SETTING ACADEMICIAN A. P. OKLADNIKOV IN PUBLICATIONS ON ROCK IMAGES OF SIBERIA

In the article deals the publishing activities of academician Alexei Pavlovich Okladnikov, devoted to the fine art of ancient man - sites of rock art in particular, and prehistoric art in general. The work is focused on the identification and analysis of the research goals and objectives, who set himself A. P. Okladnikov (and ^-authors), with emphasis on the fundamental monographs. Composed of four sets of works scholar on the subject. Also highlighted three types of publication of monographs and research orientation: monographs with detailed pictures and characteristic representation of them as a historical source; books-albums with a brief description of drawings; educational work designed for archaeologists and for a wide range of readers. Thus, we can talk not only about great scientific interest of academician A. P. Okladnikov in the creative activity of the archaic men, but also about introducing of unique scientific material in his publications. In this fundamental work we can see clear classification and because of this we are able to look into the «unknown world». In fact, he laid the foundations of the modern idea of the rock art of Siberia and adjacent territories.

Keywords: North Asia, objects of rock art, A. P. Okladnikov, historiography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.