Научная статья на тему 'Целевые программы как инструмент государственного и муниципального регулирования'

Целевые программы как инструмент государственного и муниципального регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2108
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ГОСУДАРСТВО / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / REGION / STATE / TARGET PROGRAM / REGULATION / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холикова Гулноза Мухамматкуловна

В статье рассмотрены основные понятия и определения целевого программирования, целевых программ. Особое внимание уделено вопросам влияния целевых программ на развитие государства в целом, и на развитие региона в частности и эффективности данных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Target programs as a tool for state and municipal regulation

The article describes the basic concepts and definitions of target programming, target programs. Particular attention is paid to the impact of targeted programs on the development of the state in General, and on the development of the region in particular, and the effectiveness of these programs.

Текст научной работы на тему «Целевые программы как инструмент государственного и муниципального регулирования»

УДК 338.246.2 http://doi.org/10.5281/zenodo.2272719

JEL classification: O38 Q18; R51

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

©Холикова Г. М., Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва, Россия, Gulya.holikova@yandex.ru

TARGET PROGRAMS AS A TOOL FOR STATE AND MUNICIPAL REGULATION

©Kholikova G., Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, Gulya.holikova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия и определения целевого программирования, целевых программ. Особое внимание уделено вопросам влияния целевых программ на развитие государства в целом, и на развитие региона в частности и эффективности данных программ.

Abstract. The article describes the basic concepts and definitions of target programming, target programs. Particular attention is paid to the impact of targeted programs on the development of the state in General, and on the development of the region in particular, and the effectiveness of these programs.

Ключевые слова: регион, государство, целевая программа, целевое программирование, регулирование, экономика.

Keywords: region, state, target program, regulation, economy.

Основными задачами развития Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса и санкционной экономики, являются: переход к повышению эффективности работы всей системы государственных институтов, увеличение степени конкурентоспособности национальной экономики, что предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, которая будет направлена на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения будут означать удлинение горизонтов планирования, повышение приоритета целей развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе, разработки соответствующих методов достижения поставленных результатов [1].

Решение обозначенных выше изменений может быть возможно через применение целевого программирования. Направление долгосрочного программно-целевого планирования стало действенным механизмом, позволяющим рационально пользоваться финансовыми средствами и ресурсами для стимулирования и регулирования, что крайне важно для ослабления или снятия проблем, подавления кризисных явлений.

Целевое программирование можно называть особой разновидностью управления, базирующегося на достижении правильно и конкретно поставленных задач и целей [6].

Процесс целевого программирования, в первую очередь, основывается на определении и постановке целей, и только затем требует их четкой реализации, поэтому в рамках второго этапа, можно приступать к обозначению и подбору способов достижения, что дает возможность для правильного понимания важности поставленных задач и целей [3].

Сегодня можно утверждать о сложившемся в России комплексе факторов, обуславливающих актуальность применения целевого программирования или программно-целевого метода для решения наиболее важных проблем, связанных с социально-экономическим развитием как всей страны, так и ее конкретных регионов, а также организацией государственной бюджетной деятельности, особенно в период становления инновационного пути в экономике страны.

Работа над государственными и региональными целевыми программами является целенаправленным и последовательным процессом аккумулирования любых возможностей, имеющихся у страны в целом, и у регионов в частности.

Использование государственных и региональных целевых программ в сочетании с программно-целевым методом позволяет добиться объединения усилий, чтобы комплексно и системно справляться со среднесрочными и долгосрочными программами. Данная методика является сегодня основной и, по сути, единственно отработанной и эффективно действующей в программно-целевом планировании.

Разобраться с сутью характеристики целевой программы можно на основании анализа данного понятия, которое представлено ниже несколькими основными определениями.

Итак, по мнению А. П. Бурдуковской «целевая программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства» [2].

В. А. Орлов же считает, что «целевые программы являются основным способом решения крупных социально-экономических проблем и включают в себя разработку и реализацию взаимосвязанных программных мер, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества» [5].

Бреусова Е. А., Яковенко Е. В. считают, что целевая программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на достижение установленных целей и задач [1].

Исходя из представленных понятий и проведенного анализа источников литературы обозначим свое определение целевой программы: «целевая программа — это разработанный официальный документов, который включает в себя несколько подпрограмм, направленных на решение самых основных социально-экономических проблем развития государства или региона» [1; 2; 4; 5].

На сегодняшний день использование целевых программ расширяется как в федеральном центре, так и в регионах, превращаясь в важный инструмент реализации структурной политики. Целевые программы способствуют решению различных вопросов, связанных с социальной и производственной инфраструктурой, преодолением кризисных состояний в некоторых отраслях экономики, развитием ЖКХ и социальной сферы.

В состав государственной и региональной целевой программы входят комплексные мероприятия, направленные на оздоровление социальной сферы и экономики. К примеру, речь может идти об удовлетворении нужд в энергетических и топливных ресурсах, регулировании тарифов, устранении последствий стихийных бедствий.

Отличие региональных программ от государственных заключается в конкретной целевой направленности. В отличие от государственных программ, региональным программам присущи небольшие объемы работ и ресурсные затраты в сочетании с ограниченными временными интервалами, адресной направленностью. Отметим связь региональных программ с государственной концепцией в отношении региональной политики и развития.

Согласно В. А. Орлову, основные задачи, стоящие перед региональными программами — это:

-формирование оптимальной отраслевой и территориальной структуры экономики;

- выравнивание социально-экономических показателей между регионами;

-эффективное пользование природными, материальными и трудовыми ресурсами региона;

-сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в рыночных условиях;

-охрана окружающей среды;

-преодоление последствий, связанных со стихийными бедствиями и техногенными авариями;

-сохранение в регионе культурно-исторического наследия, укреплении культурного потенциала, стабилизации общественно-политических и правовых аспектов;

-информационное обеспечение субъектов хозяйствования и органов управления [5].

Следовательно, в качестве основной цели региональных программ можно назвать эффективность использования и развития в условиях рынка природных и производственных, трудовых и интеллектуальных возможностей региона, чтобы добиться его преимущественного участия в сфере национального и международного разделения труда и повышения благодаря этому жизненного уровня населения в регионе.

Решить важные вопросы, относящиеся к социально-экономическому развитию, можно только на основании внедрения эффективных механизмов, способствующих развитию реального экономического сектора России [4]. Необходимо привлекать средства бюджета в значительных объемах, чтобы осуществить существенную технологическую модернизацию основных отраслей и повысить конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках. Этого можно добиться благодаря использованию целевых программ, которые внедряются в центре государства и его регионах в различных сферах развития.

Эффективность реализации целевых программ на государственном и региональном уровне обладает важнейшим практическим значением для населения. Нередко приходится поэтапно решать задачи, связанные с ускоренным освоением, опережающим, адекватным укреплением инфраструктуры, повышением качества жизни населения [7].

Эффективность целевых программ подтверждена в качестве основанного способа решения проблем социально-экономического характера. Они состоят из разработки и реализации программных мер, взаимно связанных между собой и предназначенных для решения задач, связанных с различными сферами общественной жизни.

Если речь идет о небольшом районе, проблемы могут быть ограничены мероприятиями, связанными с агропромышленным и строительным комплексами, социальным обслуживанием и обустройством приграничных территорий. Для любой программы важен раздел, связанный с вопросами финансирования. Реализация мероприятий осуществляется с помощью бюджетных средств и средств, выделяемых внебюджетными фондами. Большая часть финансирования обеспечивается частными инвесторами.

Для повышения эффективности государственных и региональных целевых программ необходимо сделать их документами, которые помогут четко определиться с целями и объемом направляемых бюджетных ресурсов, запланированными и полученными результатами.

Реализация как государственных, так и региональных целевых программ может обладать экономическим и общественным эффектом. Этим определяется специфика отличий между государственным и негосударственным экономическим сектором. Общественная эффективность должна характеризоваться соответствием реализуемых программ и достижением общественных задач и результатов, обладающих социальной значимостью.

Список литературы:

1. Бреусова Е. А., Яковенко Е. В. Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития // Концепт. 2016. Т. 2. С. 516-520.

2. Бурдуковская А. П. К вопросу об оценке эффективности целевых программ // Проблемы антикризисного управления и экономического развития: сб. материалов конференции. Новосибирск. 2017. С. 23-26.

3. Майская Е. С. Проблемы реализации целевых программ в условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. №8. С. 107-119.

4. Николаева А. А., Бокова А. С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. №3. С. 227-231.

5. Орлов В. А. Методические аспекты оценки эффективности целевых программ в Российской Федерации // Успехи современной науки. 2016. №6. С.64-68.

6. Савченко И. А., Устинова О. Е. Актуальные проблемы интернет-коммуникации между органом государственного управления и гражданами: социологический анализ // Политика и общество. 2016. №9 (141). С. 1233-1243.

7. Яндиев М. И. Оценка эффективности реализации целевых программ субъектов Федерации // Финансы. 2013. №2. С. 24-28.

References:

1. Breusova, E. A., & Yakovenko, E. V. (2016). Regional'nye tselevye programmy kak osnovnoi instrument regional'nogo razvitiya. Koncept, (2). 516-520.

2. Burdukovskaya, A. P. (2017). K voprosu ob otsenke effektivnosti tselevykh program. Problemy antikrizisnogo upravleniya i ekonomicheskogo razvitiya: sb. materialov konferentsii. Novosibirsk. 23-26.

3. Mayskaya, Y. S. (2015). Problems of implementation of targeted programs in budgeting for results. Modern Economics: problems and solutions, (8). 107-119.

4. Nikolaeva, A., & Bokova, A. (2017). Priority directions of youth policy in vocational education institutions in the subjects of Russian Federation. Vestnik Universiteta, (3). 227-231.

5. Orlov, V. A. (2016). Methodical aspects of an assessment of efficiency of target programs in the Russian Federation. Modern science success, (6). 64-68.

6. Savchenko, I. A., & Ustinova, O. E. (2016). The relevant issues of Internet communication between the government authorities and citizens: sociological analysis. Politics and Society, (9). 1233-1243.

7. Yandiev, M. I. (2013). Assessment of the effectiveness of realization of target programs of subjects of Federation. Finance, (2). 24-28.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 20.11.2018 г. 25.11.2018 г.

Ссылка для цитирования:

Холикова Г. М. Целевые программы как инструмент государственного и муниципального регулирования // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 404-408. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/12-79 (дата обращения 15.12.2018).

Cite as (APA):

Kholikova, G. (2018). Target programs as a tool for state and municipal regulation. Bulletin of Science and Practice, 4(12), 404-408. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.