Научная статья на тему 'Целевые программы как эффективный инструмент инвестирования в строительное производство'

Целевые программы как эффективный инструмент инвестирования в строительное производство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / PROGRAM AND TARGET APPROACH / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННОЕ И КОНВЕРСИОННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / INVESTMENT AND CONVERSION CREDITS / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / CONSTRUCTION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиярова Ф.М.

Доказана роль целевых программ как эффективного инструмента реализации инвестиционных проектов в строительстве. Раскрыт механизм формирования федеральных целевых программ. Предложены формы инвестиционного кредитования строительных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиярова Ф.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET PROGRAM AS AN EFFECTIVE TOOL INVESTMENT IN CONSTRUCTION PRODUCTION

Proved the role of targeted programs as an effective instrument of implementation of investment projects in building. The mechanism of formation of Federal target programs. The proposed form of investment lending to construction enterprises.

Текст научной работы на тему «Целевые программы как эффективный инструмент инвестирования в строительное производство»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 69.003.13 Алиярова Ф.М.

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Aliyarova F.M.

TARGET PROGRAM AS AN EFFECTIVE TOOL INVESTMENT IN CONSTRUCTION PRODUCTION

Аннотация. Обосновано преимущество программно-целевого подхода как одного из возможных способов разработки и реализации комплекса мероприятий по достижению стратегических целей развития строительного производства на долгосрочную перспективу. Доказана роль целевых программ как эффективного инструмента реализации инвестиционных проектов в строительстве. Раскрыт механизм формирования федеральных целевых программ. Приведены результаты анализа инвестиционного потенциала строительных предприятий. Предложены формы инвестиционного кредитования строительных предприятий. Разработана программа повышения инвестиционного потенциала строительных предприятий.

Ключевые слова: программно-целевой подход, инвестиции, инвестиционное и конверсионное кредитование, строительная отрасль.

Abstract. The advantage of program-target approach as one of the possible ways of development and implementation of a set of measures to achieve strategic goals of the long-term building production development is substantiated. The role of target programs as an effective tool for the investment projects implementation in construction is proved. The mechanism of formation of Federal target programs is disclosed. The results of the analysis of the construction companies investment potential are given. The ways of investment lending to construction enterprises are proposed. A program for increasing the investment potential of construction companies is worked out.

Key words: program and target approach, investment, investment and conversion credits, construction industry.

Введение. Программно -целевое финансирование широко используется во многих экономически развитых странах мира, как наиболее эффективный инструмент регулирования социально-экономических процессов.

Федеральные целевые программы - это важнейший инструмент реализации поставленных целей, а также действенный метод решения приоритетных социально-экономических задач развития страны. Федеральные целевые программы представляют собой комплекс мер, реализующих программно -целевой подход к

152

решению проблем социально -экономического развития отраслей народного хозяйства [1].

Постановка задачи. В настоящее время программно-целевой подход становится одним из возможных способов разработки и реализации комплекса мероприятий по достижению стратегических целей развития строительного производства на долгосрочную перспективу. Программно-целевой подход предусматривает необходимость оценки имеющихся ресурсных возможностей строительных предприятий для реализации намеченных целей [1].

Отечественная и зарубежная практика доказала высокую эффективность программно -целевого планирования и управления инвестиционными проектами [2].

Особенностями программно -целевого управления инвестиционными проектами являются:

- ориентация на достижение конечной цели;

- системный подход и реализация программ на основе горизонтальной интеграции всех ее участников;

- полная увязка целей с ресурсами через систему подцелей, задач и мероприятий;

- охват этапов исследования, проектирование и реализация программы. Кроме того, применение программно -целевого планирования и управления в строительстве позволяет расширять связи научно -исследовательских институтов и вузов со строительными компаниями и предприятиями посредством реализации совместных федерально-целевых программ [8].

Целевая программа является директивным и адресным документом, который представляет собой увязанную по ресурсам, исполнителям и установленным срокам систему социально-экономических, производственных, научно -исследовательских, организационно -хозяйственных и других заданий и мероприятий, осуществление которых направлено на решение определенной проблемы наиболее эффективными методами [4].

Как правило, целевая программа направлена на всеобщее развитие и улучшение организационных, производственно -технических и социальных форм и методов управления в строительстве, поскольку охватывает все уровни организационных структур управления от рабочих бригад до центрального аппарата министерства. В течение всего периода внедрения целевой программы, разработчики оказывают производственникам помощь, содействуют скорому осуществлению идей, создают условия для более эффективного финансирования проектов [7].

Согласованные целевые программы реализуются за счет средств из федерального бюджета, привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников, бюджетных средств субъектов Российской Федерации. Решение задач, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, осуществляется в основном за счет бюджетных средств субъектов РФ [14].

К внешним внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся средства участников реализации программ, в

том числе, предприятий и организаций государственных и негосударственных секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий; банковские кредиты, фондовые средства и средства общественных организаций, инвесторов, заинтересованных в осуществлении программ и другие поступления.

Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, которая остается в распоряжении предприятий и организаций, бюджетные средства субъектов РФ, средства внебюджетных федеральных фондов исполнительной власти и другие. По вопросам создания специальных фондов, требующих решения Правительства Российской Федерации или Федерального Собрания, государственные заказчики целевой программы вносят соответствующие предложения [12].

Также иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы и стать участниками на основе некоторой доли. Привлечение иностранного капитала к созданию программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством РФ об иностранных инвестициях [9].

К особенностям программно-целевого финансирования относятся:

1. Целенаправленное воздействие на проблему, не нашедшую решения в условиях инерционного развития социально -экономической системы;

2. Воздействие на проблему социально -экономического развития путем реализации комплекса мер взаимоувязанных по срокам, направлениям, исполнителям;

3. Межотраслевой и межтерриториальный характер программно -целевого финансирования.

Источниками финансирования целевых программ могут быть инвестиционные и конверсионные кредиты, целевые кредиты банков под государственные гарантии. Предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Министерство финансов РФ, а государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий [10].

Инвестиционные отношения регламентируется Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестициями понимаются «денежные средства, иное имущество, ценные бумаги, в том числе имущественные и другие права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта» [13].

Методы исследования. По данным Росстат в 2014 году вложено в экономику России 13527,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Если сравнивать с соответствующим периодом 2013 года объем инвестиций сократился на 2,7% [3].

Из всего объема инвестиций в основной капитал (не включая субъектов малого предпринимательства, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) 49,8% составили инвестиции в возведения и сооружения, транспортные

средства, 6,5% - в жилища, 34,1% - в машины, оборудование, прочие инвестиции в основной капитал составили 9,6% [3], рис.1.

Видовой состав инвестиций в строительство приведен в таблице 1[11].

Основной источник финансирования инвестиций в основной капитал — это привлеченные средства организаций, которые составили 51,9% от их общего объема, а на собственные средства осуществлялись 48,1% инвестиций, на долю средств бюджетов всех уровней приходилось 16,2% и против 19,0% в 2013 году. Затраты, которые осуществлялись за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями -застройщиками для долевого строительства, составили всего 3,3% от общего объема инвестиций.

Таблица 1- Виды инвестиций и инвестиционных затрат строительных предприятий

№ Виды инвестиций Осуществляемые расходы

1 Инвестиции в основной капитал Включены затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных застройщиками для долевого строительства.

2 Инвестиции в здания и сооружения Расходы на строительство зданий и сооружений.

3 Инвестиции в жилища Затраты на строительство жилых зданий, на коммуникации внутри здания, необходимые для его эксплуатации.

4 Инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства Затраты на приобретение машин, транспортных средств, оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, а также затраты на монтаж оборудования, проверку и испытание качества монтажа.

5 Инвестиции в непроизводственные и финансовые активы Затраты на приобретение юридическими лицами в собственность земельных участков, объектов природопользования, контрактов, договоров аренды, лицензий (включая права пользования природными объектами), деловой репутации («гудвилла») и деловых связей (маркетинговых активов).

Около 80% инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) направлено на развитие различных видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (20,4%), транспорт и связь (21,0%), обрабатывающие производства (17,7%), операции с недвижимостью, аренда и предоставление производственных услуг и распределение электроэнергии, воды и газа (по 10,9%).

Источниками финансирования инвестиций в основной капитал для большинства организаций в 2014г. являлись, как и в предыдущем году, собственные средства организаций, их использовали 85% респондентов, на использование кредитных и заемных средств указали 37% руководителей организаций (в 2013г. - 38%).

В 2015 году, основной целью инвестирования в основной капитал, как и в предыдущие годы, являлась замена изношенной техники и оборудования.

Инвестиции с целью повышения эффективности производства (механизация существующих производственных процессов, внедрение новых технологий, снижение себестоимости, экономия энергоресурсов) осуществляли 37-50%

155

организаций. Цели, связанные с увеличением производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции, преследовали 27% организаций, с расширением номенклатуры выпускаемой продукции - 33%.

Основной фактор, который сдерживает инвестиционную активность - это недостаток собственных финансовых средств. Увеличились респонденты, указывающие на неопределенность экономической ситуации в стране (с 26% в 2013г. до 34% в 2014г.), инвестиционные риски (с 27% в 2013г. до 30% в 2014г.), низкий спрос на продукцию (с 21% в 2013г. до 23% в 2014г.), высокий процент коммерческого кредита (с 27% в 2013г. до 29% в 2014г.), сложный механизм получения кредита для реализации инвестиционных проектов (с 14% в 2013г. до 16% в 2014г.), а также несовершенство нормативно -правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы (с 9% в 2013г. до 11% в 2014г.). Сократились и респонденты, указавших среди факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность и неудовлетворительное состояние технической базы (с 8% в 2013г. до 7% в 2014г.)._

- Ш

200 - 1 А к

160 -140 -120 - / 1 / \ /

/ ' / 1 /

/ 1 1

100 80 - / /

60 -1 и- и* •а»

40 II Ш IV V 1ХХХ1ХП1 II Ш IV V ^ОЧ1^?111 IX х XI XII I II ш IV VIII IX X XI X по обшему объему с исключением сезонного фактопа тренд

Рисунок 1- Динамика инвестиций в основной капитал

Как показало исследование, для экономики Республики Дагестан характерна высокая степень износа основных фондов, что вызывает необходимость существенного прироста инвестиционных вложений в реальный сектор экономики, создание благоприятных условий для привлечения средств внутренних и внешних инвесторов с целью обновления и расширения производственных мощностей и обеспечения основы для ускорения роста экономики.

Однако росту инвестиций активно препятствует продолжающийся рост издержек производства, в котором относительно высок уровень инфляции [5].

В настоящее время в целях повышения инвестиционного потенциала Республики Дагестан необходимо совершенствовать согласованную систему мер в законодательной, налоговой, финансовых сферах для полномасштабного привлечения инвестиций, которая включает в себя следующие элементы: гарантии инвесторов и защиту их инвестиций; государственную поддержку высокоэффективных инвестиционно-строительных проектов за счет внебюджетных фондов; создание информационной базы данных рынков инвестиций и инвестиционных товаров.

Следует отметить, что в процесс инвестирования в строительство слабо вовлечены сбережения населения. Изменение данной структуры прироста сбережений отражает установившуюся тенденцию к повышению удельного веса их наиболее ликвидных форм (наличной иностранной и национальной валюты).

Из -за того, что фондовый рынок в Дагестане развит очень слабо, не реализуются трансформации в инвестиции сбережений через фондовый рынок. Имея в наличии современные технические средства, программные продукты и интеллектуальные ресурсы, большинство коммерческих банков используют этот потенциал преимущественно для посреднических операций или операций с валютой. У большинства банков, вопреки основным функциям кредитного учреждения, как правило, отсутствуют кредитные стратегии, необходимая методическая база для оценки эффективности, рисков кредитования реального сектора, включая участие в инвестиционных проектах.

Главным источником финансирования в этом году является федеральный бюджет. В 2014 г. фактически использовано 4463,3 млн. рублей, это 82,8% государственного лимита капитальных вложений.

Федеральной инвестиционной программой на 2014 год было запланировано выделение государственных инвестиций на строительство 21 стройки. Из 9 объектов, намеченных к вводу в текущем году было введено 2 [6] (табл.2).

Таблица 2 - Перечень объектов, финансируемых для федеральных нужд и введенных в 2014 году

Наименование Мощность Города и районы застройки

предусмотренная введенная

Полност Реконструкция автодороги М-29 «Кавказ» из Краснодара через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой, км. Частичн Реконструкция объединенного канала с ПКО по ПК 148+65, пог.м ью введенные строй 10,3 о введенные стройк 14865 жи и объекть 10,3 и и объекты 3150 >1 Участок 817-ый -827-ой километр Магарамкентский

Исходя из источников финансирования инвестиций в основной капитал, уменьшились привлеченные средства с 87,3% в 2013г. до 97,6% в истекшем году. При этом 46,6% инвестиций составляют бюджетные средства, а 9,7% -остальные инвестиции (2013г. соответственно 50,9% и 18,4%). На инвестиционные цели из собственных средств направлено в 2014г. 20,4% против 11,5% в 2013г.

Необходимость поиска эффективных инструментов финансирования инвестиционных проектов в строительстве в рамках реализации федерально-

целевых программ предполагает осуществление их за счет инвестиционных и конверсионных кредитов.

Инвестиционный кредит отражает экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу финансирования инвестиционных мероприятий на условиях возврата и с выплатой процента [13]. Необходимость инвестиционного кредитования связана с объективным расхождением во времени движения материальных и денежных потоков, которые возникают в процессе создания продукта. Развитие кредитных отношений связано с созданием соответствующей инвестиционной среды, это сети специальных кредитных институтов, специализирующихся на кредитных и различных инвестиционных проектах. Кредитование как инвестиционный процесс включает в себя совокупность механизмов для реализации кредитно-денежных отношений в сфере инвестиций.

Такому кредитованию присущи самостоятельные значения только при кредитовании инвестиционных проектов, в других случаях если инвестиционный проект не разрабатывается, имеет место обычное банковское кредитование. Исходя из всего этого, инвестиционное кредитование характеризуется признаками:

1. Инвестиционный проект разрабатывают субъекты инвестиционной деятельности.

2. Для получения кредита инвесторы предоставляют в банк бизнес -план по реализации проекта

3. Вложения банковских средств могут осуществляться по разным схемам и разных этапах проектной реализации

4. Период основания производства и сроки его окупаемости могут быть длительными, это имеет решающее значение для получения кредита заемщиком.

Еще одной особенностью инвестиционного кредита является то, что он имеет досрочный инвестиционный характер и требует нижеуказанного подхода при его реализации:

1. Оценки не самого заемщика, а его инвестиционного проекта, то есть анализа технико-экономического обоснования инвестиционного мероприятия, предусмотренного проектом.

2. Установления оплаты за кредит не выше уровня доходности по инвестициям

Одной из форм государственной кредитной политики является конверсионное кредитование. Ранее выпущенные, так называемые конверсионные кредиты, представляют собой кредиты, срок действия которых продлен, или которые в процессе кредитования заменены на новые кредитные обязательства с другими процентными ставками и сроками.

Часто конверсионные кредиты образовываются путем объединения нескольких действующих кредитов в один, который выпускается на новых условиях займа. Такая процедура является консолидацией кредита [13]. В случае, возникновения избыточного (ссудного) капитала, часто осуществляется такая

конверсионная кредитная политика, что позволяет уменьшить расходы из государственного бюджета. Обычно, конверсионное кредитование за счет льгот и компенсаций не влияет на интересы крупных держателей государственных ценных бумаг. Также, целью конверсионного кредитования, было укрепление и повышение покупательной способности рубля. Подобные конверсионные займы проводились при соблюдении гарантий сохранения сбережений граждан, посредством приобретения государственных облигаций, предоставленных государству взаймы.

Конверсионные операции - это важнейший элемент при заключении сделок, которые проводятся в иностранной валюте. Непосредственно конверсионные операции - это сделки по обмену определенных сумм валюты одной страны на валюту другой, с дальнейшим проведением расчётов по сделке при помощи полученной валюты на определенную дату. Как правило, конверсионные операции выполняются банками, которые становятся посредниками между компаниями и их зарубежными партнерами. Надо понимать, что конверсионная операция - это вовсе не обмен валюты, а особый вид финансовых операций, суть которых не то, чтобы в самом обмене, а в дальнейшем использовании той валюты, появившейся в результате обмена на счету клиента. К наиболее распространенным операциям, которые осуществляют банки России, относятся: покупка иностранной валюты за средства клиента, размещенные на рублевом счету, с последующим зачислением валюты на указанный валютный счет; покупка национальной валюты за средства клиента, размещенные на валютном счету, с последующим зачислением рублей на указанный валютный счет; проведение сделки купли-продажи за счет средств в одной валюте с дальнейшим зачислением суммы на счет в другой валюте.

Стоит заметить, что спектр предлагаемых валют для конверсионных операций, гораздо шире. Так, если наличными можно получить самые популярные в мире валюты (доллар, евро, фунт), то для конверсий могут использоваться практически все свободно -торгуемые на мировом внебиржевом валютном рынке (те, что торгуются как инструменты на рынке «Форекс»), а также некоторые условно-свободные (не запрещаемые правительствами этих стран к купле -продаже).

Вывод. Обоснована эффективность применения программно -целевого подхода к финансированию инвестиционных проектов в строительстве.

На основе анализа реализации Федеральной инвестиционной программы в строительстве предложена программа повышения инвестиционного потенциала строительных предприятий, включающая в себя следующие элементы: гарантии инвесторов и защиту их инвестиций; государственную поддержку высокоэффективных проектов за счет внебюджетных фондов; создание информационной базы данных рынков инвестиций и инвестиционных товаров; использование эффективных форм кредитовании инвестиционных проектов.

Библиографический список: 1. Асаул А.Н. Антикризисное управление корпоративными структурами в инвестиционно-строительном комплексе. — СПб: СПбГАСУ, 2001. — С. 110.

2. Бардасова Э.В. Принципы управления жилищным строительством // Прикладные проблемы управления в базовых отраслях национальной экономики: межвуз. сб. науч. тр. — М.: ИНИОН РАН. 2005.

3. Бюллетень « Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2014 году», Росстат, 2015 г.

4. Жилнин C.B., Анисимов А.Г., Горностаев Н.И. Система управления производственными затратами, как способ повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов. //Экономика строительства, 2008г, №3.

5. Идрисова С.Ф. Реализация инвестиционных проектов в рамках программы развития жилищного строительства//Региональные проблемы преобразования экономики - 2011, № 47 - с. 258-265.

6. Итоги результатов работы инвестиционной и строительной деятельности РД (Дагестанстат) -Бюллетень, 2014г.

7. Кудрявцев А.А. Проблемы программно -целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций // Финансы и кредит-2009. №9 - с.29-35.

8. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств бюджета / целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы / [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://ivo.garant.ru / SESSION / PILOT/main.htm.

9. ОрешкинВ. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. — 2002. — № 10. - С. 11-16.

10. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Сидорина И.Э. Характеристика программно -целевого планирования и финансирования расходов бюджета // Вестник ИГЭУ -2011, № 3 - с. 53-57.

12.Соколов П.Л. Инвестиционно-строительная деятельность: правовые основы, налогообложение, учет. М.: АИН. 2004г.

13. Фролова Н.К. Инвестиции в регионы - важнейший фактор финансово -экономического роста и стабильности, Финансы, № 1, 2008.

14. http://fcp.economy.gov.ru - федеральные целевые программы России.

References:

1. Asaul A. N. Crisis management and corporate structures in the investment and construction complex. — St. Petersburg: Spbgasu, 2001. — p. 110.

2. Burdasov E. V. Principles of management of housing construction Under-kladny problems of management in the basic industries of the national economy: interuniver-sity collection. SB. nauch. Tr. — M.: INION Russian Academy of Sciences. 2005.

3. Bulletin "Main indicators of investment and construction activities in the Russian Federation in 2014", Rosstat, 2015.

4. Gilson C. B., Anisimov A. G., Gornostaev N. And. Management system Production costs, as a way of increasing the efficiency of use of investment resources. Construction Economics, 2008, No. 3.

5. Idrisova S. F. Implementation of investment projects in the framework of the program of development of housing construction. Regional problems of transforming the economy - 2011, number 47 - p. 258-265.

6. The results of the work of investment and construction activities RD (Dage-stanskom) Dagstat. Byulleten 2014.

7. Kudryavtsev A. A. the Problems of program-oriented planning and financing of budget investment Finance and credit 2009. -No. 9- pp. 29-35.

8. The rationale of solving the problem programmatically and expediency of its financing at the expense of the budget target program "Housing" for 2011-2015 [Electronic resource] access Mode: URL: http://ivo.garant.ru SESSION PI-LOT/main.htm.

9. Oreshkin. Foreign investment in Russia as a factor of economic development: realities, problems, prospects Investment in Russia. - 2002. - No. 10.- pp. 11-16.

10. The procedure for the development and implementation of Federal target programs and interstate target programs, the implementation of which participates the Russian Federation.

11. Sidorin, I. E. Characteristics of program-oriented planning and financing of budget expenses Vestnik IGEU, -2011, № 3 - pp. 53-57.

12.Sokolov L. P. Investment and construction activities: legal framework, taxation, accounting.M:AIN.2004.

13. Frolova N. To. Investment in the regions - the most important factor of financial-economic growth and stability, Finance, №1 - 2008.

14. http://fcp.economy.gov.ru - the Federal target program of Russia.

УДК 338.242.2 Гамидуллаев Р. Б.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕИНЖИНИРИНГЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Gamidullaev R.B.

THE EFFICIENCY ASSESSMENT METHODS OF MANAGEMENT SYSTEM UNDER MANAGEMENT PROCESSES REENGINEERING AT AN ENTERPRISE

Аннотация. В статье обосновывается необходимость совершенствования методов оценки эффективности функционирования системы управления при реинжиниринге процессов управления на предприятии. Выявлены проблемы совершенствования методики оценки эффективности функционирования системы управления при реинжиниринге процессов управления на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.