3 (483) - 2012
Финансовый контроль
УДК: 336.1
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ -ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ
А. А. АБРОСИМОВ, аспирант кафедры финансов и банковского дела E-mail: 98aaa@mail. ru Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
В статье отмечается, что в связи с ежегодным увеличением расходной части государственного бюджета перед органами бюджетного контроля возрастает значимость задачи качественной проверки увеличивающегося объема финансово-бюджетных средств, становится актуальной проблема разработки способов оптимизации бюджетного контроля и повышения эффективности контрольных мероприятий. Сделан вывод о том, что для оптимизации контроля и повышения его эффективности в первую очередь необходимо определять две основные цели контроля (оперативную и стратегическую), которые охватывают разные временные периоды. Их соответствующие целевые показатели в совокупности, т. е. в системе, должны свидетельствовать об общей эффективности бюджетного контроля.
Ключевые слова: система бюджетного контроля, показатели оценки эффективности бюджетного контроля, финансовые потери государственного бюджета.
Анализ федерального бюджета Российской Федерации за период с 2008 по 2011 г. показал, что за указанный период в Российской Федерации наблюдается динамика увеличения расходной его части более чем на 1/3, а на 2012 и 2013 гг. Федеральным законом от 13.12.2010 N° 357 «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» запланировано увеличение расходной
части бюджета до 11 237 919 млн и 12 175 569 млн руб. соответственно (почти 2-кратное увеличение расходной части относительно 2008 г.).
В связи с этим органам бюджетного контроля для качественной проверки все большего объема финансово-бюджетных средств необходимо решать задачи по оптимизации способов бюджетного контроля и повышению эффективности контрольных мероприятий.
Весьма важное место в теории и практике бюджетно-финансового контроля занимает оценка его эффективности. Оценка эффективности дает возможность рассматривать качественную определенность отдельных органов в общей системе бюджетно-финансового контроля, позволяет установить их качественное различие. Эффективность бюджетно-финансового контроля следует оценивать лишь относительно деятельности его специально созданных органов внешнего контроля (в том числе структурных единиц этих органов), а не всей системы в целом, так как проблематично оценивать деятельность всех субъектов бюджетно-финансового контроля в совокупности. В их число, по определению, входят также и руководители всех государственных организаций, которые в силу своего должностного положения обязаны осуществлять финансовый контроль. Не менее проблематично оценить деятельность Казначейства России,
Росфинмониторинга или Банка России как органов бюджетно-финансового контроля, так как за ними не закреплено законодательно права привлечения к административной ответственности нарушителей норм бюджетного законодательства, которым обладает, в частности, Росфиннадзор.
В принципе оценка эффективности бюджетно-финансового контроля - это вопрос достаточно сложный, и любое предложение вызовет неоднозначную реакцию. Так, по мнению автора, общая цель оценки эффективности бюджетно-финансового контроля не может быть трансформирована сразу же в показатели. Поэтому предлагается в первую очередь определить две основные цели, которые охватывают разные временные периоды. К этим основным целям относятся: цель оперативная и цель стратегическая. Таким образом, именно два показателя (в совокупности, т. е. в системе) могут свидетельствовать об общей эффективности бюджетно-финансового контроля.
Оперативная цель состоит в необходимости получения краткосрочной (текущей) информации об уровне затрат на контроль и о величине эффекта, полученного от его проведения. Оперативная цель определяет соответствующий показатель оперативной эффективности:
Я. п = Н / (3 + АЗ), где Н - сумма возмещенных по результатам контроля бюджетных средств в отчетном периоде; 3 - постоянные затраты (в основном это только оплата труда);
АЗ - переменные затраты, направленные на повышение эффективности бюджетно-финансового контроля (повышение квалификации, привлечение экспертов по непрофильным вопросам, материальное стимулирование сотрудников, внедрение автоматизированных систем контроля бюджетной отчетности и т. п.); Расчет данного показателя для субъектов бюджетно-финансового контроля на практике является фундаментальным. Он позволяет сделать определенные выводы о работе органа бюджетно-финансового контроля (табл. 1).
Проанализировав данные, представленные в табл. 1, можно сделать следующие выводы:
1) высокий уровень показателя оперативной эффективности субъектов бюджетно-финансового контроля РФ еще не свидетельствует о благополучии бюджетной системы государства, скорее, наоборот, это свидетельствует о том, что бюджето-
Таблица 1
Показатель оперативной эффективности субъектов бюджетно-финансового контроля в рФ и в ведущих зарубежных государствах
Орган бюджетно-финансового контроля (государство) эффективность бюджетно-финансового контроля (возмещено в бюджет/затраты) Позиция государства в мировом рейтинге по коррумпированности*
Главное бюджетно-контрольное управление при Конгрессе США (США) 5 долл./1 долл. 22
Национальное контрольно-ревизионное управление (НКРУ) (Великобритания) 13 фунтов/1 фунт 20
Счетная палата (Германия) 8 евро/1 евро 16
Национальное ревизионное бюро (НРБ) (Швеция) 3 евро/1 евро 5
Росфиннадзор (РФ) 140 руб./1 руб. 154
* По данным международной организации Transparency International, оценивающей 178 государств по индексу восприятия коррупции.
получатели не успевают адаптироваться к одним порядкам и условиям ведения бюджетного учета, как уже вносятся поправки и изменения в бюджетное законодательство, вследствие чего и допускается нецелевое использование бюджетных средств. Следовательно, все это происходит по большей мере из-за нестабильности и несовершенства самой бюджетной системы Российской Федерации;
2) в Российской Федерации на сегодняшний день не существует персональной ответственности руководителей органов бюджетно-финансового контроля за отчетные данные, публикуемые в СМИ (за личной подписью и печатью), из-за чего отчетные цифры зачастую искажаются. Но все же главное, что необходимо определить, - это каков реальный показатель потерь государственного бюджета и какова реальная эффективность бюджетно-финансового контроля с учетом высочайшей степени коррумпированности в Российской Федерации и значительности показателя эффективности (140 руб./1 руб.).
Так, в силу того, что оперативные цели определяют лишь оперативные, объемные показатели, которые не способны отразить в должной мере качества бюджетно-финансового контроля, автором предлагается внедрить в практику бюджетно-фи-
финансы и кредит
51
нансового контроля стратегические цели контроля. Эти цели предназначены для среднесрочного и перспективного бюджетно-финансового контроля, для установления экспертным путем реальной эффективности бюджетно-финансового контроля и определения суммы потенциальных финансовых потерь государственного бюджета (по причине «недоконтроля»).
В связи с этим предлагается определять стратегические показатели эффективности бюджетно-финансового контроля, которые в общем виде рассчитываются как отношение суммы величин возмещенных в бюджет денежных средств и размера невыявленных потерь (нарушений бюджетного законодательства) к величине произведенных на бюджетно-финансовый контроль затрат. Здесь сумма невыявленных потерь является частным величины потенциальных потерь и величины возмещенных в бюджет потерь:
Пс = Н+Пн / (З + АЗ), где Пн - сумма невыявленных потерь государственного бюджета (нарушений бюджетного законодательства).
Так, если учесть, что сумма возмещенных Росфиннадзором в бюджет денежных средств по итогам отчетного периода составляет 390 млрд руб. (при затратах на содержание контрольного органа порядка 2,7 млрд руб.), то величина показателя оперативной эффективности (см. табл. 1) составляет
140 руб. на 1 руб., вложенный в контроль.
Согласно основным показателям деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (табл. 2), представленным в Счетную палату и Министерство финансов Российской Федерации, показатель выявления нарушений бюджетного законодательства прописан в размере 10 % от проверенных средств, из которых 1/4 часть планируется вернуть в бюджет (и это при учете того, что объем проверяемых средств не превышает 50 %).
В то же время, если экспертно определить сумму невыявленных потерь бюджета Пн в размере 50 % от объема расходной части (к примеру федерального бюджета на 2010 г., равную 4 943,46 млрд руб.), то показатель стратегической эффективности должен составить 1 975,19 руб. на 1 руб., вложенный в контроль.
Коэффициент потенциальных потерь бюджета по причине «недоконтроля» можно определить по формуле
К = П / П • 100 % = 1 410,85 %.
пп с о. п '
Обратная величина, характеризующая эффективность контроля, является коэффициентом эффективности оперативного контроля, который определяется по формуле
К. = П / П • 100 % = 7,09 %.
эф о. п с '
Следовательно, величина коэффициента эффективности оперативного контроля (7,09 %) наглядно показывает необходимость совершенствования
Таблица 2
Основные показатели результатов деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, %
Показатель Отчетный период Плановый период Целевое
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. значение
цель: осуществление контроля и надзора за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации
Процентное соотношение объема проверенных 33 38 31 >30 >30 >30 >30 50
средств федерального бюджета к общей сумме расходов федерального бюджета (без учета обслужи-
вания государственного долга)
Процентное соотношение суммы средств феде- 6,9 11 16 >10 >10 >10 >10 10
рального бюджета, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, к
сумме проверенных средств федерального бюджета
Задача: предупреждение, выявление и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации
Процентное соотношение возмещенных средств, 29,5 23 25 >25 >25 >25 >25 100
использованных с нарушениями законодательс-
тва в финансово-бюджетной сфере к общей сумме
средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, выявлен-
ных Росфиннадзором
Источник: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. URL: М1р://%'%гмг. rosfinnadzor. га.
(модернизации) действующей системы бюджетно-финансового контроля в Российской Федерации.
Благодаря этому даже предварительная, поверхностная экспертная оценка позволяет судить о колоссальных ежегодных потерях (из-за недопоступления денежных средств по причине «не-доконтроля») государственного бюджета, размер которых может оценить предлагаемые автором коэффициент эффективности оперативного контроля и стратегический показатель эффективности бюджетно-финансового контроля.
Список литературы
1. Бурцев В. В.«Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях // Федеральный менеджмент. 2001. № 2.
2. Васин А. С., Хасбиулина Т. А. Анализ вопроса выбора индикаторов результативности в условиях бюджетирования, ориентированного на результат // Финансы и кредит. 2008. № 28. С. 45-48.
3. О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.: Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-Ф3.
4. О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.: Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ.
5. О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.: Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ.
6. Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. URL: http:// rosfinnadzor. ru.
7. Официальный сайт Главного бюджетно-кон-трольного управления США. URL: http://www. gao. gov/new. items/d07731g. pdf.
8. Официальный сайт Национального контрольно-ревизионного управления Великобритании. URL: http://www. hm-treasury. gov. uk. / /iaqaf. doc.
9. Павленко С. Ю. Итоги деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в 2010 г. Приоритетные задачи на 2011 г. : интернет-конференция на портале «Гарант» от 06.05.2011. URL: http://www. garant. ru/action/conference/322628.
10. Bostan Ionel. Эффективность финансового контроля / http://www. ectap. ro/articole/485.pdf.
11. Krause Filipp. Budget control / EGPA. London, 2009.
R Регламент
II Ежегодная практическая конференция
Риск-ориентированный внутренний контроль в банке:
обеспечение непрерывности деятельности и внедрение мер по снижению риска
16-17 февраля 2012 года, гостиница Hilton Moscow Leningradskaya
Основные темы конференции:
Проверка соблюдения кредитными организациями надзорных требований Банка России Оценка эффективности и качества организации системы внутреннего контроля в кредитной организации Организация системы внутреннего контроля за типичными банковскими рисками в кредитной организации согласно требованиям Базельского комитета
Взаимодействие СВК с подразделениями риск-менеджмента
Практические аспекты организации деятельности комплаенс-контроля и системы внутреннего контроля Практические рекомендации по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ
Видеопартнер
COMDI
Генеральный интернет-партнер
Информационные партнеры
__ коп=ь, ру [SÊBÊÊ
.= banki.ru
информационный портал
Регистрация на практический семинар на сайте www.reglament.net или www.riskconference.reglament.net, по тел. (495) 921-2334 доб. 263, e-mail: [email protected], Казанцева Виктория
финансы и кредит
53