Научная статья на тему 'Целевые индикаторы социально-экономической эффективности реализации национальных проектов в строительстве'

Целевые индикаторы социально-экономической эффективности реализации национальных проектов в строительстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / МОНИТОРИНГ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ESTIMATE / EFFECTIVENESS / TARGET INDICATORS / MONITORING / BUILDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фейзуллаева Кемер Бахтияровна, Эсетова Аида Махмудовна

Предлагается производить оценку социально-экономической эффективности реализации национальных проектов на основе системы целевых индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Предложенная система целевых индикаторов обеспечивает мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий по национальным проектам в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Target indicators of social and economic effectiveness of the of national projects realization in building fsbee hpe «DSTU»

The authors of the article propose to estimate social and economic effectiveness of the national projects realization on the basis of the target indicators system that are not only cardinal indicators but qualitative specifications. The proposed system of target indicator provides monitoring of the changes dynamics in the housing sphere for the accounting period to specify and correct set goals and activities on national projects in building.

Текст научной работы на тему «Целевые индикаторы социально-экономической эффективности реализации национальных проектов в строительстве»

РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ФЕЙЗУЛЛАЕВА К.Б. , ЭСЕТОВА А.М.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Предлагается производить оценку социально-экономической эффективности реализации национальных проектов на основе системы целевых индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Предложенная система целевых индикаторов обеспечивает мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий по национальным проектам в строительстве.

Ключевые слова: оценка, эффективность, целевые индикаторы, мониторинг, строительство.

FEYZULLAEVA K.B. , ESETOVA A.M.

TARGET INDICATORS OF SOCIAL AND ECONOMIC EFFECTIVENESS OF THE NATIONAL PROJECTS REALIZATION IN BUILDING

FSBEE HPE «DSTU»

The authors of the article propose to estimate social and economic effectiveness of the national projects realization on the basis of the target indicators system that are not only cardinal indicators but qualitative specifications. The proposed system of target indicator provides monitoring of the changes dynamics in the housing sphere for the accounting period to specify and correct set goals and activities on national projects in building. Keywords: estimate, effectiveness, target indicators, monitoring, building.

Стратегическими целями современной государственной жилищной политики России являются создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения; создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка; обеспечение доступа на жилищный рынок различных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.

Ключевым элементом государственной жилищной политики проводимой в России сегодня является национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и программа «Жилище 2011-2015 гг.», реализуемая в рамках проекта.

Реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы предусматривает формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Главная работа по реализации национальных проектов в строительстве сосредоточена в регионах, именно от них зависит успех программы в целом. Поэтому опыт регионов по реализации нацпроекта - как положительный, так и отрицательный - находит свое отражение в принимаемых на федеральном уровне решениях.

Проведенный анализ материалов, представленных субъектами РФ, информирует о ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Анализ показывает, что в регионах активно проводится работа по формированию и совершенствованию правового регулирования в данной сфере отношений в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством. Вместе с тем картина реализации национального проекта по регионам весьма многообразна и неравномерна.

Как правило, сдерживает реализацию национально проекта отсутствие современных технических регламентов в области строительства, которые должны быть приняты на федеральном уровне. Множество нареканий у регионов вызывает регулирование в области государствен-

ной регистрации прав недвижимого имущества и сделок с ним, в частности сложность и затя-нутость процедур. Основным инструментом реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является программа «Жилище» на 2011-2015.

Оценка социально-экономической эффективности этой программы производится на основе системы целевых индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Для оценки эффективности Программы используются 10 целевых индикаторов, включающих в себя как комплексные индикаторы, так и индикаторы по следующим направлениям:

- уровень государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей;

- развитие жилищного строительства;

- исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

- ввод объектов коммунальной инфраструктуры.

На наш взгляд, система целевых индикаторов обеспечивает мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.

Мониторинг реализации Программы будет проводиться в субъектах Российской Федерации ежегодно с предоставлением информации о достигнутых результатах в Министерство регионального развития Российской Федерации в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным. Успешная реализация Программы к 2015 году позволит обеспечить:

- улучшение жилищных условий населения и увеличение уровня обеспеченности жильем до 24,2 кв. метра на человека;

- повышение доступности приобретения жилья, при этом средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года;

- возможность приобретения жилья с помощью собственных средств, и путем получения ипотечных кредитов и займов, для 30 процентов семей;

- улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат , 172 тыс. молодых семей;

- рост годового объема ввода жилья до 90 млн. кв. метров общей площади;

- улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета , около 86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;

- совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, связанной с формированием рынка доступного жилья для населения;

- создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.

Для расчета значения целевого индикатора применяются данные об обеспеченности населения жильем. Источником, предоставляющим данные, выступает орган государственной статистики. Алгоритм расчета значений целевого индикатора по субъекту Российской Федерации и в среднем по Росси можно представить следующим образом.

Значение целевого индикатора ежегодно рассчитывается органом государственной статистики по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации в соответствии с Методологическими положениями по статистике. Данные об обеспеченности населения жильем публикуются в статистических сборниках. Индикатор уровня обеспеченности населения жильем рассчитывается по следующей формуле:

где:

ОЖ - уровень обеспеченности населения жильем в субъекте Российской Федерации (в Российской Федерации);

ПЛОЩ - общая площадь жилищного фонда в субъекте Российской Федерации (в Российской Федерации) на конец года;

НАС - общая численность населения в субъекте Российской Федерации (в Российской Федерации) на конец года.

Так, на 1 января 2012 года уровень обеспеченности населения жильем в среднем по Российской Федерации составлял 22,4 кв. метра на человека, к концу 2015 года должен составить - 24,2 кв. метра на человека.

При расчете коэффициента доступности жилья применяются следующие данные:

- средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья (в рублях в среднем за год). Рассчитывается как среднее арифметическое средних цен на первичном и вторичном рынках жилья, опре-

деляемых органом государственной статистики. Источник данных - орган государственной статистики;

- среднедушевые денежные доходы (в рублях в месяц на человека в среднем за год). Источник данных - орган государственной статистики.

Коэффициент доступности жилья рассчитывается как отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра к среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек в субъекте РФ. Среднее значение данного коэффициента по России рассчитывается как отношение средней по РФ рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра к среднедушевому годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек.

На 1 января 2013 года коэффициент доступности жилья в среднем по Российской Федерации был равен 4,8, к концу 2015 года должен быть равен - 4,0.

Для определения доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств применяются следующие данные:

- средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья (в рублях в среднем за год). Рассчитывается как среднее арифметическое средних цен на первичном и вторичном рынках жилья. Источник данных - орган государственной статистики;

- доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в процентах). Определяется на основе средних на рынке субъекта РФ условий кредитования банков и других организаций, предоставляющих ипотечные займы на приобретение жилья. Источником данных - является, администрация субъекта Российской Федерации. В случаях, когда открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» рефинансирует большую часть выдаваемых в субъекте Российской Федерации ипотечных кредитов и займов, в качестве средней доли заемных средств может использоваться доля заемных средств по программе Агентства;

- процентная ставка по кредиту на приобретение жилья (в процентах в год). Определяется на основе средних на региональном рынке субъекта Российской Федерации ставок по ипотечным жилищным кредитам и займам в рублях. Источник данных - Центральный банк Российской Федерации (форма 0409302, утвержденная указанием Центрального банка Российской Федерации от 27 июня 2004 г. № 1481-У). В случаях, когда Агентство рефинансирует большую часть выдаваемых в субъекте Российской Федерации ипотечных кредитов и займов, в качестве средних процентных ставок могут использоваться процентные ставки по программе Агентства;

- срок кредита на приобретение жилья (в годах). Определяется на основе средних на рынке субъекта Российской Федерации сроков кредитования по ипотечным жилищным кредитам и займам в рублях. Источник данных - Центральный банк Российской Федерации. В случаях, когда Агентство рефинансирует большую часть выдаваемых в субъекте Российской Федерации ипотечных кредитов и займов, в качестве средних сроков кредитования могут использоваться сроки кредитования по программе Агентства;

- доля платежа по ипотечному жилищному кредиту в доходах заёмщика с созаёмщика-ми (в процентах). Определяется на основе средних на рынке субъекта Российской Федерации условий по доле платежа в доходе. Источник данных - администрация субъекта Российской Федерации. В случаях, когда Агентство рефинансирует большую часть выдаваемых в субъекте Российской Федерации ипотечных кредитов и займов, в качестве средней доли платежа в доходе может использоваться доля платежа в доходе по программе Агентства;

- распределение домохозяйств по уровню среднемесячного дохода. Источник данных - орган государственной статистики. В случае отсутствия допускается использование других источников информации о распределении населения по уровню среднедушевого месячного дохода с соответствующей ссылкой на источник данных;

- количество семей в субъекте Российской Федерации. Источник данных - орган государственной статистики.

Минимальный совокупный доход семьи, необходимый для приобретения жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, за счет собственных и заемных средств определяется по формуле:

где:

TI - минимальный совокупный доход семьи (в рублях в месяц);

LTV - доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в процентах);

Р - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья (в рублях в среднем за год); i - процентная ставка по кредиту (в процентах в год); t - срок кредита (в годах);

Р1 - доля платежа по ипотечному жилищному кредиту в доходах семьи (в процентах). Доля домохозяйств с совокупным доходом выше минимального (Т1) определяется исходя из данных о распределении домохозяйств по уровню среднемесячного дохода. В случае отсутствия данных о распределении домохозяйств по уровню среднемесячного дохода допускается использование данных о распределении населения по уровню среднедушевого месячного дохода с соответствующей сноской. В таком случае минимальный совокупный доход семьи (Т1) делится на средний размер семьи (3 человека) и полученный минимальный доход 1 человека сравнивается с данными о распределении населения по уровню среднедушевого месячного дохода для определения доли населения с доходами выше минимального.

Для определения доли семей имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, в среднем по Российской Федерации используется следующая формула:

1(ДС х КС )

ДСобщ =

I КС i

где:

ДСобщ - доля семей, ДС - доля семей в >м субъекте Российской Федерации, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;

КС i - количество семей в ьм субъекте Российской Федерации.

На 1 января 2013 года доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями с помощью собственных и заемных средств, в среднем по России составила 15 %, к концу 2015 года этот показатель должен быть равным 30 %.

При расчете количества молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием ипотечных кредитов или займов, при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов применяются данные о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Программы «Жилище» на 2011-2015 года, а также региональных и муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей. Источник данных - администрация субъекта Российской Федерации. Значение этого индикатора рассчитывается на основе количества оплаченных на территории субъекта свидетельств о приобретении жилья, выданных в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а также данных о количестве молодых семей, улучшивших свои жилищные условия в рамках соответствующих региональных и муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей.

Количество молодых семей (с нарастающим итогом с 2006 года), улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов или займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в 2010 году составит 175,9 тысяч, в 2015 году - 305,25 тысяч.

Годовой объем ввода жилья ежегодно рассчитывается органом государственной статистики по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации в соответствии с Методологическими положениями по статистике.

Алгоритм расчета следующий : значение целевого индикатора по субъекту Российской Федерации ежегодно рассчитывается как отношение объема годового ввода в субъекте Российской Федерации жилья, соответствующего установленным Минрегионом России стандартам эконом-класса, к общему объему годового ввода жилья в субъекте Российской Федерации. Доля годового объема ввода жилья в Российской Федерации, соответствующего стандартам жилья эконом-класса в 2015 году, должна составлять 60 %.

Доля годового ввода малоэтажного жилья, в состав которого включается также ввод жилых и многоквартирных домов с количеством этажей не более трех по субъектам Российской Федерации, ежегодно рассчитывается как отношение объема годового ввода в субъекте Российской Федерации малоэтажного жилья к общему объему годового ввода жилья в субъекте Российской Федерации. Источником данных для расчета индикатора служит администрация субъекта.

Доля годового объема ввода малоэтажного жилья в Российской Федерации к 2015 году должна вырасти с 43 до 90%.

При расчете количества граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия применяются данные по обеспечению жильем данных категорий граждан. Источник данных - администрации субъектов РФ, феде-

ральные органы исполнительной власти.

Данные рассчитываются на основе отчетности о количестве граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия за отчетный год, путем суммирования значений целевого индикатора по всем субъектам Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти.

Так, в период с 2006 по 2009 год количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия составило 71,814 тысяч (в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»). За период с 2011 по 2015 год количество таких граждан должно составить 92,12 тысяч.

Объемы ввода объектов коммунальной инфраструктуры рассчитываются на основе данных о реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», входящей в состав Программы «Жилище на 2011-2015 гг.». Источник данных - администрация субъекта, на территории которого реализуется проект, участвующий в подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», входящей в состав Программы.

К 2015 году 19 объектов, реализуемых в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», должны быть завершены.

Для расчета количества разработанных национальных стандартов и сводов правил в рамках Программы применяются данные об утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации актуализированных строительных нормах и правилах. Источник данных - Министерство регионального развития Российской Федерации.

Значение целевого индикатора рассчитывается на основе представленных Министерством регионального развития Российской Федерации данных о количестве актуализированных строительных норм и правил.

Количество данных норм и правил определяется по итогам подписания приказа Министерства регионального развития Российской Федерации об утверждении актуализированной редакции строительных норм и правил.

К 2014 году должны быть завершены 23 работы по актуализации строительных норм и правил. Что касается итогов реализации программы «Жилище на 2011-2015 гг.» за 2012 год, из 10 целевых индикаторов и показателей плановые значения достигнуты по 5 позициям.

Таким образом, цели и задачи Программы «Жилище 2011-2015гг.» являются как долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, так и целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», поскольку программа «Жилище» является основным инструментом его реализации.

В целях эффективной реализации мероприятий программы и включенных в нее подпрограмм Минрегион России внес в программу изменения, утвержденные постановлениями Правительства РФ (ссылка «от 14 июля 2011 г. № 575, от 6 октября 2011 г. № 825 и от 27 декабря 2011г. № 1116 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050») «О федеральной целевой программе "Жилище на 2011-2015 годы"».

Следует отметить, что на реализацию бюджетных инвестиций из федерального бюджета на мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 гг.» были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 3 788,57 млн. рублей, из которых профинансировано и использовано по назначению только 2 357,18 млн. рублей , или 62%. Срыв в выполнении программных мероприятий допущен Управлением делами Президента РФ, которому на 2013 год на мероприятия по обеспечению жильем иных категорий граждан на основании решений Президента РФ были предусмотрены бюджетные инвестиции в размере 1 247,9 млн. рублей, из которых не освоены 992,6 млн. рублей, или 79,5 %.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011г. №707 «О порядке определения стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении Управлением делами Президента Российской Федерации» были созданы условия и возможности приобретения жилья для решения поставленных задач по обеспечению жилыми помещениями лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных органах государственной власти и иных государственных органах.

Литература

1. Краткие отчеты о реализации ФЦП//http://fcp.economy.gov.ru.

2. Миронов А. Л., Мышко Ю. А. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем //Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 3. - С. 8.

3. Паспорт «Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 гг. ", «Приложение № 7 к Феде-

ральной целевой программе "Жилище» на 2011-2015 годы"» // «Методика оценки эффективности федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.».

4. Паспорт «Федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 гг. "», «Приложение № 14 к Федеральной целевой программе "Жилище на 2011-2015 годы"» // «Методика оценки эффективности федеральной целевой программы "Жилище» на 2011 - 2015 гг. "».

5. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище» на 2011 - 2015 годы"».

6. Росстат РФ. Бюллетень «О жилищном строительстве в Российской Федерации в 2012 году».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.