Научная статья на тему 'Целевой анализ в исследовании систем управления'

Целевой анализ в исследовании систем управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1694
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА / ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ / "ДЕРЕВО" ЦЕЛЕЙ / RESEARCH MANAGEMENT SYSTEMS / SYSTEM ANALYSIS / SYSTEMATIC APPROACH / PROCESS SYSTEMS ANALYSIS / TARGET ANALYSIS / "TREE" PURPOSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Наталия Евгеньевна, Зотова Ольга Ивановна

Даны понятия системного анализа и системного подхода в исследовании систем управления. Рассмотрены основные процедуры системного анализа. Представлена поэтапная процедура проведения целевого анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETANALYSIS IN THE STUDY OF THE CONTROL SYSTEMS

Are concepts of systems analysis and systems approach in the study of control systems. The basic procedure for system analysis. Provides step-by-step procedures for targeted analysis.

Текст научной работы на тему «Целевой анализ в исследовании систем управления»

Ефремова Наталия Евгеньевна, канд. техн. наук, доц., (4872) 26-02-45, efremova353237@mail.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)

PRODUCT QUALITY PROBLEMS IN THE FACE OF INCREASING COMPETITIVE MARKET

N.E. Efremova

On the example of LLC «Plaststroj» analysis of indicators of the quality of interior doors. Investigated the characteristics of the product, the claim and rejected the claims of customers. Reviewed by expert method evaluation of factors influencing the production of quality products.

Key terms: quality of production; quality management; quality indicators; expert assessment.

Efremova Natalia Evgenievna, candidate of technical sciences, docent, (4872) 2602-45, efremova353237@mail.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula Branch)

УДК 338.4

ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Н.Е. Ефремова, О.И. Зотова

Даны понятия системного анализа и системного подхода в исследовании систем управления. Рассмотрены основные процедуры системного анализа. Представлена поэтапная процедура проведения целевого анализа.

Ключевые термины: исследование систем управления; системный анализ; системный подход; процедуры системного анализа; целевой анализ; «дерево» целей.

В современных рыночных отношениях экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием, развитием способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.

Каждое предприятие представляет собой сложную динамическую систему. Нельзя решать вопросы управления, не учитывая особенности действия всей системы, ее составных частей, ее связей с другими системами. Поэтому при диагностике системы управления, а также при проектировании новых моделей управления необходимо использовать системный анализ [1-3].

Системный анализ — это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и необходимыми для этого ресурсами.

Системный подход состоит в том, что ориентирует исследователя на изучение системы управления как в целом, так и составляющих ее компонентов (целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений), на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение полученных результатов в единую целостную картину.

Системный подход к организации управления требует перехода от разрозненных, частных моделей экономики, изолированного рассмотрения экономических категорий и отдельных частных вопросов к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений в экономике, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути ее развития и способствующих выполнению намеченных планов. Такой же подход следует использовать при принятии решений на уровне отдельных организаций и предприятий. Системный подход прямо противоположен практике локального, временного решения проблем без учета последствий этих решений в будущем [4, 5].

Именно системный анализ характеризуется упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Системный анализ предназначен для решения, в первую очередь, слабоструктурированных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики [6].

В системном анализе применяется совокупность процедур, позволяющих построить знаковую модель, необходимую при анализе и синтезе алгоритма управления (табл. 1).

Таблица 1

Сущность основных процедур системного анализа

№ Название Вопросы

1. Целевой анализ Какие цели необходимо поставить перед подразделениями, включенными в систему, чтобы обеспечить выполнение главной цели системы?

2. Информационный анализ Какой информацией о системе и среде необходимо обладать, чтобы контролировать ситуацию и оценивать достижение цели?

3. Организационно-функциональный анализ Какую организационную структуру необходимо разработать для данной системы, и какие функции обязаны выполнять все элементы системы?

4. Операционно-процедурный анализ Какие абстрактные или типовые процедуры управления и обработки информации необходимо иметь в составе средств обеспечения управления?

5. Ситуационный анализ Какие ситуации в процессе функционирования целесообразно контролировать из-за их влияния на потери в достижении целевых установок?

6. Функционально-стоимостной анализ Какие издержки приходится нести объекту для поддержания в составе средств обеспечения и управления каждого ее элемента?

Всякое управление предполагает наличие цели или совокупности целей, в интересах которых осуществляются процессы управления. Именно целевая направленность системы определяет все остальные фазы, связанные с управлением социально-экономической системой.

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели.

Для целей характерны следующие черты и свойства:

• четкая ориентация на определенный интервал времени;

• конкретность и измеримость;

• непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

• адресность и контролируемость.

Среди задач целевого анализа можно выделить 4 основные:

1. Выделение количественных показателей для главных и основных целей;

2. Древовидная детализация главных и основных целей по элементам организации с выделением количественных показателей (построение «деревьев» целей);

3. Установление диапазонов значений для количественных показателей целевых компонент системы управления;

4. Описание алгоритмов взаимосвязи отдельных целевых показателей.

Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько

целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических задач стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами менеджеры должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей.

Целевой анализ включает ряд этапов.

Этап 1. Исследуется предназначение организации, общая цель системы, определяемая ее назначением. Описание объекта исследования включает в себя:

1. Описание назначения;

2. Описание ресурсов;

3. Описание процессов.

Этап 2. Формируются качественные цели организации (табл. 2).

Этап 3. Производится ранжирование целей функционирования организации, осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Уровень приоритетности целесообразно определять для каждого уровня целей отдельно. Оценка приоритетности целей осуществляется путем проведения индивидуальной или коллективной экспертизы.

Таблица 2

Качественные цели предприятия

№ цели Формулировка цели

1. Обеспечить расчет и выдачу оперативных данных по производству продукции

2. Обеспечить ежедневный контроль движения деталей в производстве

3. Составлять итоговые сводки производства за месяц, квартал, год

4. Контролировать целенаправленность работы цехов

5. Выявлять опережения или отставания от плана работы цехов

6. Создать гарантийный контролируемый запас деталей для ритмичной работы производства

7. Определять отставания (количественные и по трудоемкости) от плана производства

8. Повысить эффективность производства

9. Повысить качество продукции

10. Увеличить общий объем выпуска продукции

11. Повысить рентабельность производства

12. Обеспечить ритмичность производства

При оценке приоритетности целей целесообразно составить матрицу «Цели-цели» (табл. 3).

Таблица 3

Матрица «Цели-цели»

№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Оценка Относительная важность Уровень цели

1 1 1 1 1 4 0,125 2

2 1 1 1 1 4 0,125 2

3 0 0 3

4 0 0 3

5 1 1 1 1 4 0,125 2

6 0 0 3

7 1 1 1 1 1 5 0,156 2

8 1 1 0,031 3

9 1 1 0,031 3

10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 0,344 1

11 1 1 2 0,063 3

12 0 0 3

При заполнении данной матрицы мы должны ответить на следующий вопрос: «Для достижения цели, номер которой стоит в строке, какие цели должна реализовать рассматриваемая нами организация»?

Оценка весомости каждой цели определяется как сумма единиц, стоящих в соответствующей строке.

Относительная важность i -ой цели рассчитывается по формуле:

К

,=1

где К! - оценка i - ой цели; п - количество рассматриваемых целей.

Этап 4. Осуществляется построение «дерева» целей. Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента исследования целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа — «дерева» целей (см. рисунок).

«Дерево» целей

При построении «дерева» целей кружками обозначаются цели, размещаемые на соответствующих уровнях, а стрелками - связи между ними. Направления стрелок определяются на основании матрицы «Цели-цели» (см. табл. 3).

Этап 5. Проводится исследование и формирование количественных целей, что является наиболее важным для управления организацией, так как количественные цели определяют выбор методов управления организацией, применение компьютерной техники в управлении. Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и годовых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей и конкретизируют выбранные качественные цели.

Этап 6. Оценка степени достижения целей проводится на основании анализа выполнения показателей деятельности организации, определении отклонений фактических значений от плановых, внесении необходимых корректировок.

Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя.

Список литературы

1. Ефремова Н.Е. Исследование систем управления: практикум. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 112 с.

2. Ефремова Н.Е. Экономико-математические методы и модели в исследовании систем управления: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. 85 с.

3. Ефремова Н.Е. Экономическая и управленческая диагностика систем управления // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. №1. С. 206-208.

4. Ефремова Н.Е. Системный подход к управлению рисками на предприятии туризма // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 5. Ч. I. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 109-115.

5. Ефремова Н.Е. Роль системного анализа в диагностике систем управления // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. «Социально-экономическое развитие региона: теория и практика». Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 122-126.

6. Ефремова Н.Е. Проблемы построения экономико-математических моделей в исследовании систем управления // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. №1. С. 248-251.

Ефремова Наталия Евгеньевна, канд. техн. наук, доц., (4872) 26-02-45, efremova353237@mail.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал),

Зотова Ольга Ивановна, старший преподаватель, (4872) 22-33-95, OIZotova@fa.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TARGETANALYSIS IN THE STUDY OF THE CONTROL SYSTEMS N.E. Efremova, O.I. Zotova

Are concepts of systems analysis and systems approach in the study of control systems. The basic procedure for system analysis. Provides step-by-step procedures for targeted analysis.

Key terms: research management systems; system analysis; a systematic approach; process systems analysis; target analysis; "tree" purposes.

Efremova Natalia Evgenievna, candidate of technical sciences, docent, (4872) 2602-45, efremova353237@mail.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula Branch),

Zotova Olga Ivanovna, senior lecturer, (4872) 22-33-95, OIZotova@fa.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula Branch)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.