Научная статья на тему 'Целевое назначение лесов как основа лесного хозяйства'

Целевое назначение лесов как основа лесного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
2364
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ ПЛАН / ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСА / ОСОБО ЗАЩИТНЫЕ УЧАСТКИ ЛЕСОВ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЛЕСА / РЕЗЕРВНЫЕ ЛЕСА / FOREST PLAN / FORESTRY REGULATIONS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PROTECTIVE FORESTS / DESIGNATED AREAS / PRODUCTION FORESTS / RESERVE FORESTS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Харлов И. Ю.

Российская Федерация, задекларировав в 1998 г. переход к устойчивому развитию, пересмотрела отношение государства к основам организации и ведения лесного хозяйства. В 2007 г. государство как конституционный гарант сохранности окружающей среды и стабильности экологической обстановки, отказалось от прямого участия в осуществлении хозяйственной деятельности, сделав ставку на активизацию деловой активности и развитие партнерских отношений с бизнесом путем передачи части своих полномочий региональным властям. Такое разграничение полномочий между федеральным центром и регионами соответствует принципам устойчивого управления лесами, направленного на развитие территорий. В современных условиях основы организации лесного хозяйства базируются на понятии о лесе либо как об экологической системе, либо как о природном ресурсе. Двойственность понятия «лес» позволила ввести в теорию и практику лесного хозяйства целевое назначение лесов: защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса. Целевое назначение лесов служит ядром стратегического планирования их использования и комплексного освоения, включая осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, и является базой для регулирования степени хозяйственного воздействия на них. Анализ нормативных основ подразделения лесов по целевому назначению показывает, что действующее нормативное правовое регулирование целевого назначения лесов не в полной мере способствует реализации региональных интересов, направленных на устойчивое развитие территорий, и не в полной мере способствует устойчивому управлению лесами. В настоящее время требуется введение дополнительной функциональной классификации целевого назначения лесов и разработки соответствующих им региональных систем ведения лесного хозяйства. Автором показано, что существующая в Российской Федерации классификация лесов по целевому назначению требует доработки в целях ее дальнейшего использования при разработке региональных систем мероприятий, направленных на сохранение и повышение целевых функций лесных насаждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Харлов И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forest Designation by Purpose as the Basis of Forest Management

In 1998, Russian Federation declared its transition to sustainable development and reviewed its attitude to the fundamentals of forest management. In 2007, the state, as a constitutional guarantee of the preservation and stability of the environment, gave up the idea of being directly involved in economic activity and put its hopes on intensified business and cooperation with private companies by delegating some of its powers to regional authorities. Such a separation of powers between the federal center and the regions is in line with the principles of sustainable forest management aimed to develop areas in Russia. Nowadays, forest management is based on the concept of the forest as an ecological system, or as a natural resource. Due to this dual character of the "forest" notion, the theory and practice of forestry now differentiate between protection forests, production forests, and reserve forests. Designation by purpose is the core of the strategic planning of forest use and integrated development, including conservation, protection and restoration of forests, and is the basis for controlling the degree of impacts on forests. Analysis of the regulatory framework for designation of forests by their purpose shows that the current legal regulation in this sphere does not fully serve regional interests aimed at sustainable development of territories and does not contribute to sustainable forest management. At present, there is a need for additional functional classification of forests by their purpose and respective regional systems of forest management. The author shows that the existing in the Russian Federation classification, including both protective, production, and reserve forests, requires improvement in order to be further used in developing a set of measures for preservation and enhancement of the target functions of forests.

Текст научной работы на тему «Целевое назначение лесов как основа лесного хозяйства»

УДК 630*907.8+630*911

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ КАК ОСНОВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

© И.Ю. Харлов, канд. с.-х. наук

Филиал Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации «Сибирская ЛОС», ул. Механизаторов, 5, а, г. Тюмень, Россия, 625017 E-mail: sfes@bk.ru

Российская Федерация, задекларировав в 1998 г. переход к устойчивому развитию, пересмотрела отношение государства к основам организации и ведения лесного хозяйства.

В 2007 г. государство как конституционный гарант сохранности окружающей среды и стабильности экологической обстановки, отказалось от прямого участия в осуществлении хозяйственной деятельности, сделав ставку на активизацию деловой активности и развитие партнерских отношений с бизнесом путем передачи части своих полномочий региональным властям. Такое разграничение полномочий между федеральным центром и регионами соответствует принципам устойчивого управления лесами, направленного на развитие территорий.

В современных условиях основы организации лесного хозяйства базируются на понятии о лесе либо как об экологической системе, либо как о природном ресурсе. Двойственность понятия «лес» позволила ввести в теорию и практику лесного хозяйства целевое назначение лесов: защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса.

Целевое назначение лесов служит ядром стратегического планирования их использования и комплексного освоения, включая осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, и является базой для регулирования степени хозяйственного воздействия на них.

Анализ нормативных основ подразделения лесов по целевому назначению показывает, что действующее нормативное правовое регулирование целевого назначения лесов не в полной мере способствует реализации региональных интересов, направленных на устойчивое развитие территорий, и не в полной мере способствует устойчивому управлению лесами.

В настоящее время требуется введение дополнительной функциональной классификации целевого назначения лесов и разработки соответствующих им региональных систем ведения лесного хозяйства.

Автором показано, что существующая в Российской Федерации классификация лесов по целевому назначению требует доработки в целях ее дальнейшего использования при разработке региональных систем мероприятий, направленных на сохранение и повышение целевых функций лесных насаждений.

Ключевые слова: лесной план, лесохозяйственные регламенты, устойчивое развитие, защитные леса, особо защитные участки лесов, эксплуатационные леса, резервные леса.

Лесным кодексом Российской Федерации [3] предусмотрено, что леса в зависимости от выполняемых ими функций должны иметь целевое назначение.

Целевое назначение лесов устанавливается Российской Федерацией совместно с субъектами РФ при планировании их освоения на основании анализа состояния и использования, перспектив освоения в различных целях, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования [4, 7].

При определении целевого назначения лесов уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти действуют исходя из законодательного определения леса: природный ресурс; экологическая система.

Региональные органы исполнительной власти, базируясь на принципах законодательства РФ об охране окружающей среды [5], местном самоуправлении [4] и лесном законодательстве [2, 3], должны определиться с лесами, которые будут выполнять преимущественно защитные, а также социальные функции (удовлетворение потребностей граждан в древесине, недревесных, пищевых и лекарственных лесных ресурсах).

Федеральные органы исполнительной власти, используя основные положения концепции перехода России к устойчивому развитию [6], должны определиться с понятиями эксплуатационных и резервных лесов.

До введения в действие новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации [3] классификация защитных лесов (леса первой группы), особо защитных участков лесов, а также эксплуатационных лесов (леса второй и третьей групп), согласно ранее действовавшему Лесному кодексу РФ [2] осуществлялась исходя из возможности их эксплуатации (табл. 1).

В настоящее время в РФ разделение лесов по типам целевого назначения осуществляется в целях устойчивого управления лесами и ориентировано на устойчивое развитие государства.

Таблица 1

Типы целевого назначения лесов в разных редакциях Лесного кодекса

Лесной кодекс РФ [2] Лесной кодекс РФ [3]

1. Леса, выполняющие преимущественно водоохранные функции 1. Леса, расположенные в водоохранных зонах

2. Леса, выполняющие преимущественно защитные функции 2. Леса, выполняющие функции защиты природы и иных объектов

3. Леса, выполняющие преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции

4. Леса специального целевого назначения 3. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях 4. Ценные леса

5. Особо ценные лесные массивы 5. Особо защитные участки лесов

6. Леса второй группы 6. Эксплуатационные леса

7. Леса третьей группы

8. Резервные леса 7. Резервные леса

Полезные функции лесов, являющиеся основой организации их использования, воспроизводства, охраны и защиты, закреплены законодательно [3] и отражены в (табл. 2).

1 <и в ё Р ! 0 1 Я" Эксплуатационные леса ¡з! та з о ц 22 Е ® Е-Н Л О

Ограниченно эксплуатационные леса

Защитные леса о а 1 ЕГ £

Государственные защитные лесные полосы 1 Городские леса 1

Ленточные боры Запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов Нерестоохранные полосы лесов Леса, расположенные в первой, второй итретьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Лесопарковые зоны 1 Лесные плодовые насаждения

Леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах Леса, расположенные в водоохранных зонах Защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации Леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевою и хозяйственно-бытового водоснабжения Зеленые зоны Леса, имеющие научное или историческое значение Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях Орехово-промысловые зоны

Типы функционального назначения лесов г 3 £ £ а, О О ез V Он к 1-о о и о М Защитные Санитарно-гигиенические л ж >4 И 1 ё с. о О Иные полезные функции лесов, в том числе: научно-исторические природоохранные ограниченного природопользования эксплуатационные

Для разработки региональных систем мероприятий, направленных на поддержание и сохранение полезных функций лесов согласно их функциональному назначению в зависимости от целевого назначения и соответствующих им категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов, установленных Лесным кодексом РФ [1, 3], предлагается функциональная классификация лесов (табл. 3, 4).

Таблица 3

Индексы для защитных лесов и особо защитных участков лесов

Категории защитности лесов и особо защитных участков лесов Цифровой индекс

Защитные леса Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях 1-4 1

Леса, расположенные в водоохранных зонах 2

Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации зеленые зоны лесопарковые зоны городские леса леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6

Ценные леса: государственные защитные лесные полосы противоэрозионные леса леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах леса, имеющие научное или историческое значение орехово-промысловые зоны лесные плодовые насаждения ленточные боры запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов нерестоохранные полосы лесов 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8

Особо защитные участки лесов Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов Опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами Постоянные лесосеменные участки Заповедные лесные участки Участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений Места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных Окончан 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 ше табл. 3

Категории защитности лесов и особо защитных участков лесов Цифровой индекс

Другие особо защитные участки лесов Полосы леса в горах вдоль верхней его границы с безлесным пространством Небольшие участки лесов, расположенные среди безлесных пространств Защитные полосы лесов вдоль гребней и линий водоразделов Участки леса на крутых горных склонах Особо охранные части государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий Леса в охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, а также территории, зарезервированные для создания особо охраняемых природных территорий федерального значения 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6

Участки лесов вокруг глухариных токов

Полосы лесов по берегам рек или иных водных объектов, заселенных бобрами

Медоносные участки лесов

Постоянные пробные площади

Участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений

Участки лесов вокруг минеральных источников, используемых в лечебных и оздоровительных целях или имеющих перспективное значение

Полосы лесов вдоль постоянных, утвержденных в установленном порядке трасс туристических маршрутов федерального или регионального значения

Участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ

6.7

6.8

6.9

6.10 6.11

6.12

6.13

6.14

Таблица 4

Типы защитных лесов и особо защитных участков лесов

№ п/п Тип функциональног о назначения защитных лесов и особо защитных лесных участков Защитные леса Особо защитные участки лесов

1 Средообразую щие 4.1. Государственные защитные лесные полосы 4.2. Противоэрозионные леса 4.3. Леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах 4.7. Ленточные боры 5.2. Опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами 6.1. Полосы леса в горах вдоль верхней его границы с безлесным пространством 6.2. Небольшие участки лесов, расположенные среди безлесных пространств 6.4. Участки леса на крутых горных склонах Продолжение табл. 4

№ п/п Тип функциональног о назначения защитных лесов и особо защитных лесных участков Защитные леса Особо защитные участки лесов

2 Водоохранные 2. Леса, расположенные в водоохранных зонах 4.8. Запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов 4.9. Нерестоохранные полосы лесов 6.3. Защитные полосы лесов вдоль гребней и линий водоразделов

3 Защитные 3.2. Защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации

4 Санитарно- 3.1. Леса, расположенные в 6.12. Участки лесов

гигиенические первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 3.6. Леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горносанитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов вокруг минеральных источников, используемых в лечебных и оздоровительных целях или имеющих перспективное значение

5 Оздоровительн ые 3.3. Зеленые зоны 3.4. Лесопарковые зоны 3.5. Городские леса 6.11. Участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений 6.13. Полосы лесов вдоль постоянных, утвержденных в установленном порядке трасс туристических маршрутов федерального или регионального значения Окончание табл. 4

№ п/п Тип функциональног о назначения защитных лесов и особо защитных лесных участков Защитные леса Особо защитные участки лесов

6.14. Участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ

6 Научно-исторические 4.4. Леса, имеющие научное или историческое значение 6.10. Постоянные пробные площади

7 Природоохран ные 1. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях 5.4. Заповедные лесные участки 5.5. Участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений 5.6. Места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных 5.7. Участки лесов вокруг глухариных токов 6.5. Особо охранные части государственных природных заказников и др. особо охраняемых природных территорий 6.6. Леса в охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, а также территории,

Приоритетного природопользо вания

4.5. Орехово-промысловые зоны

4.6. Лесные плодовые насаждения

зарезервированные для создания особо

охраняемых природных территорий

федерального значения. 6.8. Полосы лесов по берегам рек или иных водных объектов, заселенных бобрами_

5.3. Постоянные

лесосеменные участки 6.9. Медоносные участки лесов

При установлении требований к мероприятиям по охране, защите и воспроизводству лесов следует принимать за основу их особенности, установленные нормативными правовыми актами РФ (табл. 5).

Наряду с особенностями

использования, воспроизводства, охраны и защиты защитных лесов и особо защитных участков лесов необходимо установить эти особенности и для эксплуатационных лесов, что связано с их различным функциональным назначением:

ограниченно эксплуатационные леса (до 2007 г. - леса второй группы);

типично эксплуатационные леса (до 2007 г. - леса третьей группы).

Ограниченно эксплуатационные леса должны являться региональными лесами и выполнять следующие функции.

1. Удовлетворять собственные нужды граждан в древесине, недревесных, пищевых и лекарственных лесных ресурсах.

2. Способствовать сохранению биоразнообразия в лесах (сеть региональных и федеральных особо охраняемых природных территорий).

3. Выполнять оздоровительные и водоохранно-водорегулирующие функции (без отнесения к защитным лесам с установлением в лесохозяйственных регламентах лесничеств, лесопарков ограничений при их использовании).

Типично эксплуатационные леса ввиду их высокой эксплуатационной ценности на предмет получения максимального количества древесины с единицы площади представляют наибольший интерес для среднего и крупного бизнеса. В ограниченно эксплуатационных лесах как с экологической, так и с экономической позиций следует устанавливать более жесткий режим ведения лесного хозяйства и, соответственно, предъявлять определенные требования к воспроизводству лесов. Ведение лесного хозяйства в

указанном типе эксплуатационных лесов должно осуществляться через размещение государственного заказа на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

В ограниченно эксплуатационных лесах также следует делать ставку на развитие арендных отношений силами малого предпринимательства и привлечением в лесное хозяйство частных инвестиций с использованием финского опыта 60-х годов прошлого века [8], где основным инструментом ведения лесного хозяйства являлись долгосрочные целевые программы. В рамках этих программ предусматривалось экономическое стимулирование лесного хозяйства путем предоставления кредитов, пособий и государственных гарантий лицам, заинтересованным в использовании лесов.

Леса, которые являются непродуктивными (лесные насаждения Vа и Vб классов бонитета) или низкопродуктивными (лесные насаждения в европейской части России с запасом менее 50 м /га, в азиатской части - 70 м /га), а также транспортно недоступные для освоения в ближайшие 20 лет, особенно с позиции восстановления, следует относить к резервным лесам.

Реализация указанных мер должна повысить интенсивность использования освоенных лесов и послужить толчком для модернизации действующих лесоперерабатывающих производств и внедрения новых технологий, в том числе и по переработке лиственной древесины.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Целевое назначение лесов является основой стратегического планирования освоения лесов и организации ведения лесного хозяйства, включая организацию использования лесов, а также ядром системы мероприятий по воспроизводству, охране и защите и лесов.

2. При установлении целевого назначения лесов необходимо:

руководствоваться их функциональным назначением, т. е. ориентироваться на планируемое фактическое использование лесов (изъятие природных ресурсов, сохранение окружающей среды и поддержание экологических функций лесов);

основываться на требованиях законодательства о местном самоуправлении, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях, охране объектов исторического и культурного наследия и иных специальных законодательных актах РФ, имеющих непосредственное отношение к организации использования лесов.

3. Каждому типу целевого назначения лесов должна соответствовать своя региональная система мероприятий по воспроизводству, охране и защите и лесов. Разработка указанных систем должна осуществляться на основе научно обоснованных требований к воспроизводству, охране и защите лесов, устанавливаемых субъектами РФ в лесохозяйственных регламентах лесничеств, лесопарков и не иметь противоречий с правилами и порядками, утвержденными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

4. Региональные власти должны иметь активную позицию в силу того, что они, согласно «лесным» полномочиям, несут ответственность по планированию освоения переданных им лесов и организации лесного хозяйства.

5. В особо защитных участках лесов должен действовать более жесткий, по отношению к защитным лесам, режим использования лесов и ведения в них лесного хозяйства. Местоположение таких лесов с описанием границ и их координатами, ограничениями по их использованию, а также требованиями к выполнению мероприятий по их воспроизводству, охране и защите должны указываться в лесохозяйственных регламентах лесничеств, лесопарков.

6. Необходимо предусмотреть в правилах и порядках, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, особенности использования, воспроизводства, охраны и защиты эксплуатационных лесов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Желдак В.И. Лесоводственное обеспечение решения задач лесного хозяйства и лесопользования в связи с изменением законодательно-правового режима содержания и использования лесов // Лесная наука сегодня: сб. ст. М.: ВНИИЛМ, 2009. 288 с.

2. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.01.1997 г. № 22-ФЗ.

3. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ.

4. Лесоустроительная инструкция: утв. приказом МПР РФ от 06.02.2008 г. № 31.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

6. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002. № 7-ФЗ.

7. Основы концепции устойчивого развития Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440.

8. Флеров Б.А., Моисеев Н.А., Григорьев В.Д. Интенсификация лесного хозяйства Финляндии. М.: Лесн. пром-сть, 1970. 72 с.

Поступила 20.07.11

Forest Designation by Purpose as the Basis of Forest Management Kharlov I. Yu., Candidate of Agriculture

Siberian Forest Experimental Station, Branch of the Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization of Forestry, Mekhanizatorov, 5 "a", 625017 Tyumen, Russia E-mail: sfes@bk.ru

In 1998, Russian Federation declared its transition to sustainable development and reviewed its attitude to the fundamentals of forest management.

In 2007, the state, as a constitutional guarantee of the preservation and stability of the environment, gave up the idea of being directly involved in economic activity and put its hopes on intensified business and cooperation with private companies by delegating some of its powers to regional authorities. Such a separation of powers between the federal center and the regions is in line with the principles of sustainable forest management aimed to develop areas in Russia.

Nowadays, forest management is based on the concept of the forest as an ecological system, or as a natural resource. Due to this dual character of the "forest" notion, the theory and practice of forestry now differentiate between protection forests, production forests, and reserve forests.

Designation by purpose is the core of the strategic planning of forest use and integrated development, including conservation, protection and restoration of forests, and is the basis for controlling the degree of impacts on forests.

Analysis of the regulatory framework for designation of forests by their purpose shows that the current legal regulation in this sphere does not fully serve regional interests aimed at sustainable development of territories and does not contribute to sustainable forest management.

At present, there is a need for additional functional classification of forests by their purpose and respective regional systems of forest management.

The author shows that the existing in the Russian Federation classification, including both protective, production, and reserve forests, requires improvement in order to be further used in developing a set of measures for preservation and enhancement of the target functions of forests.

Keywords: forest plan, forestry regulations, sustainable development, protective forests, designated areas, production forests, reserve forests.

REFERENCES

1. Zheldak V.I. Lesovodstvennoe obespechenie resheniya zadach lesnogo khozyaystva i lesopol'zovaniya v svyazi s izmeneniem zakonodatel'no-pravovogo rezhima soderzhaniya i ispol'zovaniya lesov [Silvicultural Methods of Solving Forestry and Forest Management Problems Due to Changes in the Legislative and Legal Regime of Forest Use and Management]. Lesnaya nauka segodnya: sb. statey [Forest Science Today: Collected Papers]. Moscow, 2009, 288 p.

2. Forest Code of the Russian Federation: Federal Law of29.01.1997 no. 22-FZ (in Russian).

3. Forest Code of the Russian Federation: Federal Law of 04.12.2006 no. 200-FZ (in Russian).

4. Forest Management Manual. Approved by the Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation of 06.02.2008 no. 31 (in Russian).

5. On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation: Federal Law of06.10.2003 no. 131-FZ (in Russian).

6. On Environmental Protection: Federal Law of10.01.2002 no. 7-FZ (in Russian).

7. Bases of the Concept of Sustainable Development of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of 01.04.1996 no. 440 (in Russian).

8. Flerov B.A., Moiseev N.A., Grigor'ev V.D. Intensifikatsiya lesnogo khozyaystva Finlyandii [Intensification of Forestry in Finland]. Moscow, 1970. 72 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.