Научная статья на тему 'ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ФАКТОР, СДЕРЖИВАЮЩИЙ УЧАСТИЕ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ФАКТОР, СДЕРЖИВАЮЩИЙ УЧАСТИЕ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЧАСТНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / COMPULSORY HEALTH INSURANCE / HEALTH CARE SYSTEM / HEALTH CARE FINANCING / PRIVATE HEALTH CARE SYSTEM / LEGAL REGULATION / TARGETED USE OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нефедова С.А.

В данной статье дан анализ нормативно-правового обеспечения организации системы обязательного медицинского страхования. Сделан вывод о необходимости участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в рамках реализации государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения. Рассмотрены факторы, сдерживающие участие частных медицинских организаций в реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нефедова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETED USE OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE AS A FACTOR LIMITING THE PARTICIPATION OF PRIVATE MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF STATE GUARANTEES OF FREE PROVISION OF MEDICAL CARE TO CITIZENS

This article analyzes the legal support of the organization of the system of compulsory health insurance. The conclusion is made about the necessity of participation of private medical organizations in the implementation of the program of state guarantees of free provision of medical care to citizens in the framework of public-private cooperation in the field of health care. The factors hindering the participation of private medical organizations in the implementation of the program are considered.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ФАКТОР, СДЕРЖИВАЮЩИЙ УЧАСТИЕ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

процессе (российский и зарубежный опыт) [Электронный ресурс] URL: http://lexandbusmess.ra/view-article.php?id=1966 (дата обращения — 01 сентября 2018 г.).

4. Угрюмова К.И. Электронное правосудие в гражданском и арбитражном процессах // Право в условиях глобализации: материалы всероссийской научной конференции (Архангельск, 10 апреля 2013 г.). - Архангельск, 2014. С. 93-96.

5. Устинович Е.С. Электронное правительство как концепция эффективного государственного управления в информационном обществе // Научные труды Российского государственного торгово-экономического университета: сборник научных трудов. 2012. Т. I. С. 114-128.

УДК 347.73

Нефедова С.А. аспирант кафедра публичного права Саратовский социально-экономический институт(филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Саратов ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ФАКТОР, СДЕРЖИВАЮЩИЙ УЧАСТИЕ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В данной статье дан анализ нормативно-правового обеспечения организации системы обязательного медицинского страхования. Сделан вывод о необходимости участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в рамках реализации государственно -частного взаимодействия в сфере здравоохранения. Рассмотрены факторы, сдерживающие участие частных медицинских организаций в реализации программы.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, обязательное медицинское страхование, система здравоохранения, финансирование здравоохранения, частная система здравоохранения, правовое регулирование, целевое использование средств обязательного медицинского страхования.

Nefedova S.A.

Postgraduate student of the Department of public law Saratov socioeconomic Institute(branch) REU them. G. V. Plekhanov

Russia, Saratov

TARGETED USE OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE AS A FACTOR LIMITING THE PARTICIPATION OF PRIVATE MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF STATE GUARANTEES OF FREE PROVISION OF MEDICAL CARE

TO CITIZENS

This article analyzes the legal support of the organization of the system of compulsory health insurance. The conclusion is made about the necessity of participation of private medical organizations in the implementation of the program of state guarantees of free provision of medical care to citizens in the framework of public-private cooperation in the field of health care. The factors hindering the participation of private medical organizations in the implementation of the program are considered.

Keywords: public-private partnership, compulsory health insurance, health care system, health care financing, private health care system, legal regulation, targeted use of compulsory health insurance.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ), ежегодно утверждаемая Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представдяет собой обязательства государства по определению объема бесплатной помощи и условий её представления. Вопросы, относящиеся к Программе госгарантий, отражены в следующих нормативных актах:

• в Конституции РФ;

• в Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее «Закон №323 -ФЗ»;

• в Постановлении Правительства РФ от 19.12.2016 №1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», (далее «Постановление №1403»);

• в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

• и в прочих нормативных актах.

Сегодня услуги по территориальным программам госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи могут оказывать и частные медицинские организации. Государство не меньше самих бизнесменов заинтересовано в привлечении средств в медицинскую отрасль, реализации крупных коммерческих проектов. В условиях страховой модели это может сэкономить серьезные государственные средства [2]. Присутствие негосударственных хозяйствующих субъектов в территориальных

программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи это не только снижение давления на региональные бюджеты, но и рост конкуренции между медицинскими организациями, способствующий повышению доступности и качества медицинской помощи для граждан.

Однако оплата медицинских услуг по программе ОМС в структуре доходов большинства частных медицинских организаций составляет не более 1,3 %, большую часть по-прежнему занимают прямые платежи от пациентов, что приводит к необходимости поиска наиболее рациональных форм предоставления медицинских услуг в российских условиях в рамках совершенствования системы обязательного медицинского страхования .

Существует множество факторов, сдерживающие участие частных медицинских организаций в реализации программы ОМС. Наиболее серьезными препятствием была и остается: проблема ответственности за нецелевое использование средств ОМС.

Пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» устанавливает целевой характер использования средств, полученных за оказание медицинской помощи, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Пункт 7 статьи 35 данного Федерального закона определяет перечень статей расходов, связанных с осуществлением деятельности в системе ОМС. Структура тарифа включает в себя следующие элементы:

• Заработная плата и иные выплаты медицинским работникам;

• Закупки препаратов, расходных материалов, специализированного питания, медицинского инструментария, химикатов;

• Проведение инструментальных, лабораторных исследований ( в т.ч. проводимых в других учреждениях);

• Организация питания;

• Услуги транспорта, связи, ЖКХ;

• Социальное обеспечение работников;

• Арендные платежи за пользование имуществом ;

• Приобретение оборудования для диагностики и лечения (стоимостью до 100 000 руб. за единицу).

Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (далее - Порядок № 230) определен порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинскими организациями медпомощи по ОМС.

В пункте 6 Порядка № 230 выделены следующие виды контроля оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС:

• Медико-экономическая экспертиза;

• Экспертиза качества медицинской помощи.

Нередко, проводя проверку в рамках контрольных мероприятий, территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее

ТФОМС) выносят решения о нецелевом использовании медицинскими организациями средств ОМС. При принятии соответствующего решения средства, использованные не по целевому назначению, изымаются в бюджет территориального фонда, предъявляются санкции в виде штрафов и пени. Отстоять свои права медицинские организации пытаются судах.

Не вызывет сомнений правомерность соблюдения целевого назначения средств, полученных из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения. При этом возникает вопрос о возможности расходования этих средств по усмотретрению частной медицинской организации и возможности её привлечения к ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств.

Конституционный Суд РФ (определении Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N0 1648-О) высказал свое мнение по данному вопросу. Предметом судебного разбирательства стала проверка конституционности положений п.5 ч.2 ст.20 и ч.9 ст.39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326 -ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в соответствии с которыми, медорганизации обязаны использовать средства, полученные за оказанную медицинскую помощь из бюджета фонда ОМС, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В ходе разбирательства дела выяснилось, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования при проведении контрольных мероприятий выявил нецелевое использование средств ОМС, полученных медицинской организацией, и принял решение о привлечении ее к ответственности. По мнению заявителя, нормы несоразмерно и необоснованно ограничивают свободу медорганизации, которая действует в сфере ОМС и при этом не является госучреждением.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу: «Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 9 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не

являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, а потому оспариваемые законоположения конституционные права, перечисленные в жалобе заявителя, в указанном им аспекте не нарушают» [3] .

Таким образом, нормы федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (части 9 статьи 39 и пункта 5 части 2 статьи 20), фактически соотносящие целевой характер использования средств со структурой тарифа, являются практически единственными законными основаниями для принятия подобных решений.

Приведенные нормы перешли в закон из подзаконного акта -Приказа ФФОМС № 100 "Об утверждении и введении Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС" , принятого 17 декабря 1998, когда в системе ОМС участвовали практически только бюджетные учреждения. В настоящее время участники системы ОМС являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, на которые не может рапространятся аналогичный бюджетный режим. И это касается не только коммерческих организаций (ч. 2 ст. 50 ГК РФ), но и бюджетных учреждений, реформированных в рамках федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" [1; с.30] .

В целях формирования по настоящему конкурентной среды в сфере здравоохранения и привлечения большего числа частных медицинских организаций к работе в системе ОМС пересмотреть норму Федерального закона № 326-ФЗ о нецелевом использовании средств ОМС для проектов, реализуемых на условиях соглашений о ГЧП, пересмотреть структуру тарифа оказания медицинской помощи.

Использованные источники:

1. Богданов С.В., Трофимов А.Б., Буянов Е.Н., Кадыров Ф.Н. Проблемы целевого использования средств ОМС // Менеджер здравоохранения. - 2014. - №

2. Шубин А.Г. Анализ предпосылок и рисков инвестирования в медицинский бизнес на примере Саратовской области // Из доклада члена Правления СРО НП «Объединение медицинских учреждений Поволжья» (г.Саратов). III национальный конгресс частных медицинских организаций «Формирование благоприятного делового климата и повышение безопастности медицинских услуг. - М., 2015.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. № 1648-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Консультативно-диагностический центр «Добрый доктор» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 20 и частью 9 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Материал

подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации "Гарант".

УДК 336.2

Неъматов А.М. crnудент 3 курса ФГБОУВО Ульяновский ГАУ Россия, г. Ульяновск НАПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления региональной налоговой политики Ульяновской области. Определена цель бюджетной и налоговой политики Ульяновской области.

Ключевые слова: налоги, налоговая политика, бюджетная политика, налоговое администрирование.

Neymatov A.M.

3rd year student Ulyanovsk state agrarian University Ulyanovsk, Russia THE DIRECTION OF THE REGIONAL TAX POLICY OF THE ULYANOVSK REGION

Abstract: the article describes the main directions of the regional tax policy of the Ulyanovsk region. The purpose of budget and tax policy of the Ulyanovsk region is defined.

Keywords: taxes, tax policy, budget policy, tax administration.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период разрабатываются ежегодно в соответствии со статьей 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьёй 8 Закона Ульяновской области от 02.10.2012 № 12Э-ЗО «Об особенностях бюджетного процесса в Ульяновской области» с учётом итогов реализации бюджетной политики за отчетный финансовый год [1].

Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики является описание основных подходов к формированию проекта областного бюджета в Ульяновской области на 2018-2020 годы.

Региональная бюджетная политика строится на основании бюджетных приоритетов, определённых на федеральном уровне.

В федеральном проекте представлены:

• итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2015-2017;

• влияние внешних и внутренних условий на развитие российской экономики;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.