УДК 349.6
ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПРИРОДОРЕСУРСНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
В.Н. Харьков
На основе анализа норм Конституции РФ и норм природоресурсного и экологического права в статье рассмотрены актуальные направления развития законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Ключевые слова: принципы природоресурсного и экологического права; рациональное природопользование; целевое использование природных ресурсов.
Принцип целевого использования природных ресурсов является одним из фундаментальных принципов природоресурсного права, нашедшим свое развитие в земельном, водном, лесном и других поресурсных отраслях законодательства.
Так, ст. 1 Земельного кодекса РФ закрепила принцип деления земель по целевому назначению на категории в качестве основного принципа земельного законодательства. Статья 3 Водного кодекса РФ одним из основных принципов водного законодательства определила принцип целевого использования водных объектов. Статья 1 Лесного кодекса РФ также одним из основных принципов лесного законодательства закрепила подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.
Традиционно в научной литературе обеспечение целевого использования природных ресурсов рассматривается как главная составляющая рационального природопользования [2]. Применительно к земельным отношениям вопросы обеспечения рационального землепользования рассматриваются исключительно в контексте целевого использования земель [3].
По нашему мнению, под рациональным использованием земель следует понимать эффективное, целевое использование земель, осуществляемое с соблюдением публичных интересов, с учетом экологических связей в окружающей природной среде и в сочетании с охраной земли как основы жизни и деятельности человека.
Гарантированное российским законодательством право пользования землей и иными природными ресурсами призвано обеспечить основы жизнедеятельности человека, и направлено на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности в соответствии с провозглашенными в Конституции России целями политики Российской Федерации как правового и социального государства.
Конституция России закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст.
9). Указанная конституционная норма находится в главе I «Основы конституционного строя» и является определяющей для характера регулирования условий и порядка природопользования в соответствии со ст. 16 Конституции, закрепившей, что положения главы I Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации.
Глава II Конституции «Права и свободы человека и гражданина» содержит ряд статей, закрепляющих экологические права граждан и развивающих положения главы I. Так, статья 36 Конституции установила, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Также названная статья указывает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Таким образом, согласно ст. 36 неотъемлемыми составляющими надлежащего использования и охраны природных ресурсов в Российской Федерации является такой порядок природопользования, при котором сохраняются качественные характеристики окружающей среды и соблюдаются права и законные интересы иных лиц.
По нашему мнению, круг лиц, законные интересы которых охраняет названная конституционная норма, включает, прежде всего, многонациональный народ России и его институциональных представителей -публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования).
Статьи 42 и 58 Конституции РФ устанавливают соответственно право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В развитие положений ст. 9 Конституции, названные конституционные нормы устанавливают дополнительные критерии оценки природопользования, последствия которого должны быть благоприятным для жизнедеятельности человека. Такое природопользование может быть обеспечено посредством добросовестного [4] и разумного использования прав и надлежащего исполнения обязанностей всеми субъектами природоресурсных правоотношений.
Таким образом, дополнительным критерием оценки рационального природопользования, т.е. использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляется такое состояние окружающей среды, которое в наибольшей степени благоприятно для человека, а также для естественных экологических систем и природной среды в целом.
В связи с этим природоресурсное законодательство, детализируя и адаптируя общие предписания экологического права применительно к использованию отдельных природных ресурсов, призвано обеспечить в рамках
правового регулирования использования соответствующих ресурсов общие для экологического и природоресурсного законодательства цели и задачи, в соответствии с конституционными основами природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Соответственно, одним из главных направлений развития природоресурсного (водного, горного, земельного, лесного и др.) законодательства как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является обеспечение сохранения, рационального и эффективного использования природных ресурсов - достояния народов Российской Федерации, естественной основы устойчивого социально-экономического развития страны.
Указанные направления развития природоресурсного законодательства имеют актуальное значение в свете задач модернизации экономики страны и перехода на инновационный путь развития, что с неизбежностью повлечет усиление антропогенной нагрузки на окружающую среду в целом. В связи с этим, вопросы правового обеспечения рационального и эффективного использования и охраны природных ресурсов, обеспечения права на благоприятную окружающую среду принадлежат к числу наиболее актуальных как в теории права, так и в практике правового регулирования природоресурсных отношений, а также в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
В Российской Федерации вопросам охраны окружающей среды, рациональному использованию и повышению эффективности управления природными ресурсами уделяется большое внимание. Приняты и реализуются: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [5]; Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы [6]; Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы [7]; реализуется Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» [8]. Названные программно-целевые акты в целом обозначили устойчивую тенденцию формирования экологоцентричной, ресурсосберегающей экономики, призванной обеспечить рациональное и эффективное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и экологическую безопасность [9].
Высокий уровень внимания к экологическим проблемам обусловлен негативным экологическим состоянием значительной части наиболее населенных территорий. В частности, в Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы отмечается, что примерно на 15% территории Российской Федерации, где проживает 60% населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным.
В связи с этим значительное внимание проблемам природопользования отведено Указом Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее - Стратегия) [10].
В соответствии со Стратегией, национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
- сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;
- ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
В Стратегии указано, что проблемы в области экологии обостряются в связи с наличием значительного количества экологически опасных производств, нехваткой мощностей по очистке атмосферных выбросов, промышленных и городских сточных вод, по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению и переработке твердых отходов производства и потребления, а также в связи с загрязнением окружающей среды, вызванным трансграничным переносом токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ с территорий других государств. Усилению действия этих факторов способствует недостаточная эффективность государственного контроля за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических нормативов хозяйствующими субъектами, а также низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения.
В целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования определены соответствующие направления деятельности всех уровней публичной власти, и меры, направленные на преодоление кризисных явлений в сфере обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития, в том числе на развитие системы государственного экологического контроля и надзора, государственного мониторинга окружающей среды, животного и растительного мира, земельных ресурсов, на осуществление контроля радиационно, химически и биологически опасных отходов, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов в отношении питьевой воды, атмосферного воздуха и почв, и др.
Отсутствие кардинальных позитивных перемен в сфере охраны окружающей среды обусловило принятие Указа Президента РФ от 05.01.2016 №7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» [11]. Планируется, что 2017 год станет очередным этапом повышения уровня экологической безопасности в России.
Анализ данных государственного экологического мониторинга и надзора свидетельствует о значительном распространении такого нарушения требований законодательства как использование соответствующих объектов земельных и других природоресурсных отношений не по целевому назначению. Так, согласно Государственному (национальному) докладу о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2014 году [12] по сравнению с
2013 годом увеличилось количество выявленных нарушений по таким видам правонарушений как:
- использование земель не по целевому назначению с 6737 до 8397;
- неиспользование земельных участков с 4425 до 5190;
- невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению с 78 до 153.
Отдельные факты нецелевого использования природных ресурсов получили широкий общественный резонанс и были включены в Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год [13] в качестве отрицательных примеров управления природопользованием. В частности, в указанном Докладе приведены факты нецелевого использования водного объекта (Куйбышевского водохранилища), расположенного в Республике Татарстан, а также земель водного фонда.
Такие правонарушения как неиспользование по целевому назначению, либо использование не в соответствии с целевым назначением природных ресурсов, помимо нарушения отраслевых норм природоресурсного законодательства, противоречат конституционным основам
природопользования и нарушают публичные интересы.
В связи с этим, обеспечение целевого использования природных ресурсов является одним из наиболее актуальных направлений природоохранной деятельности государства, в частности, органов, осуществляющих государственный экологический надзор.
Приведенные данные, а также статистическая информация о результатах государственного экологического надзора, содержащаяся в Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в
2014 году» [14], говорят о сложной ситуации в сфере обеспечения экологической безопасности, и свидетельствуют о необходимости повышения эффективности государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных
в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный экологический надзор включает в себя: государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации; государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации; государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал; федеральный государственный лесной надзор; федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; федеральный государственный охотничий надзор; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Таким образом, осуществление эффективного и действенного государственного экологического надзора следует рассматривать как способ обеспечения реализации права народов Российской Федерации на использование и охрану природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, а также как способ обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.
Однако, несмотря на очевидную значимость целевого характера природопользования для охраны окружающей среды, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» не нашел закрепления такой принцип, что следует рассматривать как пробел в правовом регулировании экологических отношений.
С учетом значимости целевого природопользования для охраны окружающей среды, представляется необходимым закрепить требование обеспечения целевого использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, и в качестве основного принципа охраны окружающей среды в ст. 3, и в качестве задачи деятельности органов государственного экологического надзора в ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Такой подход в полной мере соответствует конституционным основам природопользования и позволит повысить уровень правовой охраны публичных интересов в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Такое акцентирование на данном направлении имеет не только теоретическое, но и практическое обоснование. Так, один из случаев причинения наиболее масштабного экологического вреда в размере около 1,5 млрд. руб. связан с нецелевым использованием земель в течение нескольких лет в Московской области [15].
Следует отметить, что правовое регулирование целевого пользования природными ресурсами было известно советскому природоресурсному праву (ст. 4, 5, 20 и др. Земельного кодекса РСФСР 1970 г. [16]), и может рассматриваться как позитивное доктринальное наследие. Как было отмечено выше, принцип использования природных ресурсов по целевому назначению широко распространен в действующем законодательстве. Однако в современной литературе были высказаны точки зрения, согласно которым в качестве перспективного направления развития, в частности земельного законодательства, следует рассматривать переход от деления земель на категории по целевому назначению к территориальному зонированию [17]. Сторонники отмены дифференциации земель по целевому назначению полагают, что указанный институт земельного права мешает усложнению отношений в сфере использования земель. На наш взгляд, такой тезис сам по себе выражает некую частно-правовую «ангажированность», и является попыткой сократить сферу государственного управления землепользованием.
Распределение земель по категориям, перевод земель и земельных участков из одной категории в другую, традиционно рассматривается в теории земельного права как сфера публичных интересов, и соответственно, сфера государственного и муниципального управления. Отказ от административного регулирования целевого пользования земельными ресурсами усилит тенденции ухудшения состояния земель, что в перспективе негативно отразится на состоянии окружающей среды в целом.
В научной литературе [18] и периодической печати часто приводятся примеры грубых нарушений экологического и природоресурсного законодательства [19], выше приведены данные о росте числа правонарушений, связанных с использованием земель не по целевому назначению.
Распределение земель на категории по целевому назначению представляет собой фундаментальный элемент правового режима земель. Этот элемент правового режима всех объектов земельных отношений позволяет
обеспечить государственное управление землепользованием, и соответственно, участие государства во всех земельных отношениях [20].
Применительно к институту государственного управления земельными ресурсами, который включает нормы о распределении земель по целевому назначению, противники такого деления ставят задачи «усложнения отношений в сфере использования земель», которые противоречат сущности земельных правоотношений. Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Следовательно, какие-либо изменения в регулировании земельных отношений должны рассматриваться в совокупности ожидаемых результатов их реализации на систему отношений обеспечения рационального использования природного ресурса и его охраны как компонента природной среды. Такой подход в оценке предложений по изменению земельного законодательства следует рассматривать как способ реализации одного из основных принципов земельного законодательства, закрепленного в п/п 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Как уже отмечалось, ст. 1 Земельного кодекса РФ в качестве основного принципа земельного законодательства установила деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и установленного разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п/п 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Отмена (полная или частичная) этого принципа дестабилизирует систему правового регулирования земельных отношений, что не согласуется с целями и задачами, которые поставлены в приведенных выше федеральных программных актах, предусматривающих обеспечение рационального природопользования и охрану окружающей среды как главные задачи экологической политики Российской Федерации.
В ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации сделаны ссылки на основные принципы земельного законодательства, которые признаны соответствующими Основному Закону страны. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 №2742-О «По запросу Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года №282 «О создании национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР» [21], указано, что в сфере правового регулирования экологических отношений, основной задачей государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных
интересов, с тем чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер. Представляется, что частным случаем решение такой задачи является правовое регулирование целевого характера использования природных ресурсов.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» [1], вытекающая из содержания ч. 1 ст. 9 Конституции России обязанность органов публичной власти в содержательном аспекте включает законодательное обеспечение, такого режима пользования природными ресурсами, который отвечает критериям рационального и эффективного использования природных ресурсов. Такая задача, по нашему мнению, преимущественно должна быть решена посредством правового регулирования целевого использования природных ресурсов, а также посредством государственного надзора и контроля за его осуществлением.
Список литературы
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // Собр. законодательства РФ. - 2004. - №18. - Ст. 1833.
2. Харьков В.Н. Земельное законодательство субъектов Российской Федерации: правовые основы региональной земельной политики. - Тула: Изд-во ЗАО «Гриф и К», 2010. - С. 65 - 85.
3. Харьков В.Н. Правовое обеспечение рационального использования земель: теория и практика правового регулирования // Государство и право. -2012. - №5. - С. 46 - 55.
4. Харьков В. Принцип добросовестности в гражданском и земельном праве // Хозяйство и право. - 2012. - №9. - С. 34-43.
5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждены Президентом РФ 30.04.2012. Текст документа не был официально опубликован, СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы» // Собр. законодательства РФ. - 2014. -№18 (часть III). - Ст. 2171.
7. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 №297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы». Текст правового акта с учетом изменений см.: СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» // Собр. законодательства РФ. - 2014. - №18 (часть III). - Ст. 2168.
9. Харьков В. Актуальные вопросы законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов // Хозяйство и право. - 2013. - №8. - С. 122-128.
10. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. - 2016. -№1 (часть II) - Ст. 212.
11. Указ Президента РФ от 05.01.2016 №7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» // Собр. законодательства РФ. - 2016. - №2 (часть I) -Ст. 321.
12. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2014 году. Росреестр, 2015 // Интернет-ресурс: https: //rosreestr.ru.
13. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. Москва, 2016 // Российская газета, 24.03.2016.
14. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году» // Интернет-ресурс: http: //www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1756.
15. Егоров И. «Свалка в голове» // Российская газета, 24.03.2016.
16. Земельный кодекс РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1970. - №28. - Ст. 581.
17. Нарышева Н.Г. Переход от деления земель по целевому назначению на категории к территориальному зонированию: за и против // Экологическое право. - 2015. - №5. - С. 42-49
18. Харьков В.Н. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду институтами природоресурсного права // Современное право. - 2014. -№7. - С. 59-64.
19. «Дочка» «Роснефти» разлила нефть на 270 млн. руб. // Интернет-ресурс: http: www.rbc.ru/politics/02/03/2016/56d6d5d09a7947affcbe6a16.
20. Харьков В.Н. Цели и задачи земельного законодательства как основа содержания земельных правоотношений // Экологическое право. - 2013. - №2. -С. 8-12.
21. Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 №2742-О «По запросу Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года №282 «О создании национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2015.
Харьков Владимир Николаевич, доцент кафедры гражданского и земельного права ТулГУ, канд. юрид. наук, доцент; [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
TARGET USE OF NATURAL RESOURCES AS A FUNDAMENTAL PRINCIPLE OF NATURAL RESOURCE AND ENVIRONMENTAL LAW
V.N. Kharkov
Based on the analysis of norms of the Russian Constitution and norms of natural resources and environmental law the article considers the topical directions of development of Russian legislation in the sphere of nature management and environmental protection.
Keywords: principles of natural resources and environmental law; environmental management; targeted use of natural resources.
Kharkov V.N., PhD. jurid. science, E-mail: [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 347:378.014.542:378.342
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТИПЕНДИЯХ
Э.С. Темнов, М.А. Берестнев
Рассмотрена государственная социальная стипендия как одна из гарантий реализации конституционного права на высшее образование. Проанализированы изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части урегулирования вопросов назначения и выплаты государственных социальных стипендий. Сделаны предложения по совершенствованию правового механизма социальной поддержки обучающихся, не нашедшие своего отражения в действующих нормативных правовых актах.
Ключевые слова: право на образование, стипендии, государственная социальная стипендия.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон «Об образовании») [1] в пункте 2 части 1 статьи 36 выделил в качестве одного из видов стипендий государственную социальную стипендию. Она устанавливается в соответствии с Порядком назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований