Научная статья на тему 'Целесообразность применения одно- или двухставочного тарифа на электроэнергию в рт'

Целесообразность применения одно- или двухставочного тарифа на электроэнергию в рт Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
798
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Наумов А. А., Агеев Ш. Р.

Анализируется постановление Правления Республиканской энергетической комиссии РТ № 28 от 12.10.04 г. «О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Татэнерго» потребителям Республики Татарстан, на 2005 год». Сделан вывод о том, что применение новых тарифов у большинства промышленных потребителей РТ, имеющих неравномерный в течение суток график нагрузки и не применяющих тарифы, дифференцированные по зонам суток, может привести к потере материальной заинтересованности в проведении энергосберегающих мероприятий, связанных с уменьшением потребления электроэнергии в часы максимальной нагрузки энергосистемы, что способствует дополнительным материальным потерям энергоснабжающих организаций и не создает условий для снижения тарифов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expediency of one and two-parts tariff application for electric power in RT

The Republic of Tatarstan Power Committee Resolution No28 dated 12.10.2004 "On tariffs for electrical and heat energy sold to the consumers of the Republic of Tatarstan by the Open JSC "Tatenergo" for the year 2005" is being analyzed in the present article. The conclusion is made that the application of new tariffs may cause the loss of interested motives of energy saving activities organization connected with the decrease of power energy consumption in the period of maximum demand in the power supply net at the majority of the RT industrial consumers with uneven daily schedule of load not applying daily tariffs differentiation. This fact brings additional material losses of power supplying organizations and fails to create conditions for the tariffs reduction.

Текст научной работы на тему «Целесообразность применения одно- или двухставочного тарифа на электроэнергию в рт»

КОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ ЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТ ЭНЕРГЕТИКИ

УДК 620.9

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОДНО- ИЛИ ДВУХСТАВОЧНОГО ТАРИФА НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В РТ

А.А. НАУМОВ*, Ш.Р. АГЕЕВ**

* Казанский государственный энергетический университет ** Торгово-промышленная палата республики Татарстан

Анализируется постановление Правления Республиканской энергетической комиссии РТ № 28 от 12.10.04 г. «О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Татэнерго» потребителям Республики Татарстан, на 2005 год».

Сделан вывод о том, что применение новых тарифов у большинства промышленных потребителей РТ, имеющих неравномерный в течение суток график нагрузки и не применяющих тарифы, дифференцированные по зонам суток, может привести к потере материальной заинтересованности в проведении энергосберегающих мероприятий, связанных с уменьшением потребления электроэнергии в часы максимальной нагрузки энергосистемы, что способствует дополнительным материальным потерям энергоснабжающих организаций и не создает условий для снижения тарифов.

12 октября 2004 г. Правлением Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан принято постановление «О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Татэнерго» потребителям Республики Татарстан, на 2005 год». Согласно постановлению, с 1 января 2005 года потребители с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, которые ранее относились к «двухставочным потребителям», получили право выбора между двухставочным тарифом, включающим обязательную плату за договорную мощность и потребленную электроэнергию, и одноставочным тарифом - с оплатой только фактически потребленной (отпущенной) электроэнергии. Тарифы для промышленных потребителей дифференцированы по степеням напряжений. В соответствии с постановлением Правительства РФ [1] при заключении договоров на электроснабжение с энергоснабжающей организацией потребители самостоятельно выбирают один из утвержденных тарифов.

Выбор тарифа должен быть основан на результатах анализа возможных последствий при переходе на тот или иной его вид. Основным критерием при выборе потребителем вида тарифа является снижение платежей. При этом следует учитывать: специфику процессов производства предприятия, возможность, экономическую целесообразность и организационные трудности регулирования

© А. А. Наумов, Ш.Р. Агеев Проблемы энергетики, 2005, № 5-6

графика нагрузки в течение суток, недели и ряд других факторов. Для

энергосбытовой организации важным является сохранение планируемых

денежных поступлений, включающих затраты на выработку и доставку до потребителя поставляемой энергии, обеспечение прибыли. Задачей

регулирующего органа (в данном случае РЭК) является сохранение баланса интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов. Рассмотрим данное постановление с этих позиций в части электрической энергии

В общем виде одноставочный и двухставочный тарифы могут быть представлены в виде зависимостей суммы платежа П от потребляемой электроэнергии W. Из рисунка видно, что имеется энергия W0, при которой

соблюдается равенство платежей как по одноставочному, так и по двухставочному тарифам. Если потребленная энергия не превышает энергию Wо, то потребителю

целесообразно выбрать одноставочный вид оплаты. При превышении потребленной энергией значения Wо целесообразнее перейти на

двухставочный тариф.

Воспользуемся равенством платежей Пі - платы по одноставочному тарифу и П2 - платы по двухставочному тарифу в точке 0:

W0Tэ1 = РТм + W0Тэ2, (1)

где Пі = WТэl; П2 = РТм + WТэ2; W - потребленная электроэнергия; Р -

договорная (заявленная) мощность; Т м - тариф за мощность; Тэ1 -

одноставочный тариф за энергию; Тэ2 - двухставочный тариф за энергию.

Из (1) следует

^ ™------= <М , (2)

Р (ТЭ1 - Т,2 ) М

где ¿м - время, в течение которого присоединенная мощность соответствует договорной величине мощности.

Основываясь на постановлении, выполним расчеты ¿м для различных потребителей.

Пример расчета ¿м для среднего второго напряжения СН2 (напряжение 20-

1 кВ):

согласно постановления Тэ1= 1,481 руб/кВтч; Тм = 267 руб/кВт в месяц; Тэ2 = 0,771 руб/кВтч. Из уравнения (2) находим © Проблемы энергетики, 2005, № 5-6

для потребителей 750 кВА и выше.

Рис. Зависимость платежей от потребляемой мощности при одноставочном и двухставочном тарифах

= — =-----------------я 376 часов в месяц.

М Р 1,481 - 0,771

При условии, что в месяце 30 рабочих дней, необходимое время удержания неизменной величины мощности, равной договорной, в течение суток составляет

* Р СН2 = 376/30 = 12,5 часов.

Аналогичный расчет *м ВН для высокого напряжения (ВН 110 кВ и выше) (Тэ1 = 0,937 руб/кВтч; Тм = 228 руб/кВт; Тэ2= 0,595 руб/кВтч), *м СН1 первого среднего напряжения (35 кВ) (Тэ1 = 1,362 руб/кВтч; Т м = 266 руб/кВт; Тэ2= 0,765 руб/кВтч), *м НН низкого напряжения (0,4 кВ) (Тэ1= 1,717 руб/кВтч; Тм = 774 руб/кВт; Тэ2 = 1,014 руб/кВтч) дал результаты, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Минимальное время работы в течение суток с постоянной мощностью, равной договорной, для обеспечения равенства платежей по двухставочному и одноставочному тарифу *

Группа потребителей ВН 110 кВ СН1 35 кВ СН2 (20-1) кВ НН 0,4 кВ

Время работы 1, час. 22,2 12,6 12,5 36,7

Следует отметить, что представление о возможности равномерного потребления электрической энергии предприятием в течение длительного времени с присоединенной мощностью, равной договорной, имеет мало оснований - это идеализированное представление. Предприятий с идеально равномерной нагрузкой, к тому же с фактической мощностью, равной договорной, практически не существует. Фактически потребляемая мощность, как правило, меньше договорной, так как при равенстве этих мощностей велика вероятность превышения в течение суток договорной мощности, что может привести к штрафным санкциям со стороны энергоснабжающей организации. Учет этого обстоятельства приводит к еще более жестким требованиям к времени поддержания фактической мощности, близкой к договорной, для обеспечения соответствия платежей по одноставочным и двухставочным тарифам, - время увеличивается.

Большинство промышленных предприятий в настоящее время работают в одну смену, имеются предприятия с двухсменным режимом работы и с непрерывным процессом производства. Для таких характерных потребителей проведем анализ последствий выбора различных тарифов.

Произведем расчет платежей за сутки для потребителей, использующих одноставочные и двухставочные тарифы: 24, П 2 _ 24 - при условии работы с

идеально равномерной нагрузкой в течение 24 часов (* = 24 - круглосуточный режим работы без выходных и праздничных дней); Щ_12, П2_12 - 12 часов (двухсменная работа с учетом выходных и праздничных дней) и Щ_6 , П2_6 - 6 часов в сутки (односменная работа с учетом выходных и праздничных дней), при 30 сутках в месяц.

Пример расчета приведен для прочих потребителей среднего второго напряжения при условии, что мощность Р = 1000 кВт. При других мощностях абсолютные цифры платежей изменяются пропорционально, следовательно, соотношения платежей не изменятся.

П1-24 = ^Гэ1 = ^Гэ1 = 1000 ■ 24 • 1,481 = 35544 руб.;

п 2 _ 24 = + »Тэ2 = 1000 ■267 +1000 ■ 24 • 0,771 = 27404 руб.;

2 24 30 э2 30

П1-12 = 1000 • 12 • 1,481 = 17772 руб.;

п 2 _12 = 1000 •267 +1000 • 12 ■ 0,771 = 18152 руб.;.

2_12 30

П1_6 = 1000 • 6 • 1,481 = 8886 руб.;

П 2 _6 = 1000 ■267 +1000 ■ 6 ■ 0,771 = 13526 руб.

2 6 30

Аналогичный расчет проведен для групп потребителей с другими ступенями напряжений. Результаты расчетов сведены в таблицу 2. В нее же внесены отношения расчетных платежей по двухставочному к одноставочному тарифам.

Таблица 2

Суточные платежи при использовании одноставочного ( П1ст ) и двухставочного ( П 2ст )

тарифов, выигрыш к =---------- при переходе от двухставочного к одноставочному тарифу

П1ст

ВН -110 кВ (£ = 22,2 часа) СН1 - 35 кВ (£ = 12,6 часа) СН2 - (20-1) кВ (£ = 12,5 часа) НН - 0,4 кВ (£ = 36,7 часа)

24 ч 12 ч 6 ч 24 ч 12 ч 6 ч 24 ч 12 ч 6 ч 24 ч 12 ч 6 ч

т с н 22488 11244 5622 32688 16344 8172 35544 17772 8886 41208 20604 10302

н и е 21880 14740 11170 27227 18047 13457 27404 18152 13526 50136 37968 31884

к 0,98 1,31 1,99 0,83 1,1 1,65 0,77 1,02 1,52 1,22 1,84 3,09

Из таблицы видно:

1) двухставочный тариф выгоден потребителям (П2 < Щ) лишь при высоких и средних питающих напряжениях и при равномерном графике нагрузки в течение суток, в том числе выходные и праздничные дни;

2) при низком напряжении питания (0,4 кВ) при любых режимах работы потребителю выгодно использование одноставочного тарифа.

Анализ результатов приводит к следующим выводам:

1) привлекательность одноставочных тарифов может привести к массовому уходу потребителей от двухставочного тарифа и, как следствие, приведет к потере интереса к величинам фактических мощностей в часы максимума нагрузки энергосистемы;

2) потеря интереса к равномерности потребления электроэнергии отдельными потребителями может обернуться существенными материальными и организационными потерями производителей и поставщиков энергетических ресурсов, привести, в конечном счете, к дальнейшему скачкообразному росту себестоимости единицы электроэнергии, так как неравномерность графика потребления приводит к дополнительным расходам. Со стороны сбытовой организации следует ожидать использования административного ресурса для сдерживания массового перехода потребителей на одноставочный тариф;

3) при переходе большинства потребителей на одноставочный тариф полученный ими выигрыш может быть "съеден" очередным вынужденным повышением тарифов.

Таким образом, принятые соотношения одноставочных тарифов к двухставочным материально не стимулируют большинство потребителей на проведение энергосберегающих мероприятий, направленных на уменьшение потребления электроэнергии в часы максимальной нагрузки энергосистемы, способствуют дополнительным материальным затратам энергоснабжающих организаций и не создают условий для снижения тарифов. Нарушен один из принципов энергосберегающей политики государства - заинтересованность юридических лиц (производителей и поставщиков энергетических ресурсов) в эффективном использовании энергетических ресурсов [2].

Summary

The Republic of Tatarstan Power Committee Resolution No28 dated 12.10.2004 "On tariffs for electrical and heat energy sold to the consumers of the Republic of Tatarstan by the Open JSC "Tatenergo" for the year 2005" is being analyzed in the present article.

The conclusion is made that the application of new tariffs may cause the loss of interested motives of energy saving activities organization connected with the decrease of power energy consumption in the period of maximum demand in the power supply net at the majority of the RT industrial consumers with uneven daily schedule of load not applying daily tariffs differentiation. This fact brings additional material losses ofpower supplying organizations and fails to create conditions for the tariffs reduction.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

2. Федеральный закон "Об энергосбережении" № 28-Ф3 от 3.04.1996 г.

Поступила 03.02.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.