Педагогические науки
УДК 378.14
Пиралова Ольга Федоровна Olga Piralova
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
REASONABILITY OF OPTIMIZATION OF ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATION
Рассматриваются вопросы, связанные с тенденциями современного высшего инженерного образования, которые указывают на необходимость создания оптимальных технологий обучения профессиональным (специальным) дисциплинам, которые формируются на основе образовательных стандартов и с учетом индивидуальных требований предприятий-работодателей
Ключевые слова: компетентные специалисты инженерного профиля, оптимизация обучения, педагогические технологии, предприятия-работодатели
The present article deals with the issues related to the tendencies of the present day higher vocational education, that underline the necessity of creation of optimal technologies intended for teaching professional disciplines. Such technologies are to be created on the basis of educational standards and professional qualification work place requirement as well taking into account individual demands of employers
Key words: competent specialists of engineering profile, teaching optimization, pedagogical technologies, employers
Большинство современных крупных промышленных, транспортных, строительных и др. предприятий ощущают острую нехватку специалистов с инженерно-технической подготовкой различных уровней. Современное формирование рынка труда породило новые требования к качеству профессиональной подготовки студентов инженерно-технических вузов: сейчас, когда в стране зарождается индустрия нанотехнологий, в создании которых технические вузы принимают активное участие, необходимость фундаментальной подготовки инженеров становится очевидной. Однако статистика показывает, что подготовка специалистов в современной системе высшего профессионального образования не устраивает более 50 % работодателей: приблизительно 60 % выпускников инженернотехнических вузов «не блещут» знаниями, слабо адаптируются к новым условиям де-
ятельности, не могут быстро переориентироваться под ритм и условия предприятия, не способны переучиваться, а 45 % не способны предвидеть развитие научно-технических направлений, в которых им придется работать [1].
Для подготовки компетентных выпускников (компетентных кадров промышленных и научно-исследовательских предприятий) в настоящее время необходимо согласовывать стандарты различных уровней (образовательные и профессиональные), а также ориентироваться на индивидуальные требования к выпускнику, которые предъявляют работодатели. Причем нередко эти требования не согласуются с действующими образовательными стандартами. Поэтому при формировании и развитии у будущих инженеров профессиональных компетенций различных видов и уровней обнаруживается необходимость
определения критериев обучения профессиональным дисциплинам с учетом требований предприятий-работодателей.
Профессиональные дисциплины, направленные на формирование у студентов технических вузов основных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, которые должны позволить будущему инженеру-бакалавру и инже-неру-магистру развить свои творческие способности, составляют более 50 % в образовательных стандартах высшего инженерного образования. При компетентност-ном подходе главной целью преподавателей профессиональных дисциплин становится формирование у студентов профессионального мышления (аналитического, практического, творческого, пространственного и т.п.) и способности к интеграции знаний на различных функциональных уровнях. Усилия преподавателей направлены на создание обучающих программ, компетен-тностых модулей для формирования требуемых компетенций будущих бакалавров и магистров инженерных направлений. Однако в современной педагогической науке недостаточно определен их потенциал в формировании у студентов технических вузов профессиональных компетенций инженера.
Традиционно в высших учебных заведениях обучение профессиональным дисциплинам проводилось в отрыве от фундаментальных наук и в незначительной связи с производственными предприятиями (в виде эпизодических экскурсий, практик, которые часто носят формальный характер). В результате, придя на производство, молодой специалист оказывается не в состоянии применить на практике те знания, которые получил в вузе. Попытки отдельных преподавателей и педагогических коллективов кафедр, факультетов (а иногда и вузов) в решении проблемы создания требуемой технологии преподавания профессиональных дисциплин для формирования ключевых компетенций инженера не дают устойчивых результатов. При этом успешный опыт не становится массовой практикой в связи с тем, что для техноло-
гизации этой деятельности необходимо ее нормирование, которое достигается с помощью системы принципов, не обоснованных в дидактике высшего профессионального образования.
Современная система общего и профессионального образования, как и промышленное производство, стремится к технологизации подготовки инженерных кадров, к получению запланированного результата при оптимальных затратах сил, средств и времени. Однако инновационные системы, модели и технологии обучения инженера, направленные на формирование и развитие у него необходимых компетенций, могут оказаться не эффективными при неразработанности необходимых условий оптимизации обучения инженера профессиональным дисциплинам в системе его многоуровневого образования, что составляет особое направление современных исследований в дидактике высшего профессионального образования.
Вместе с тем, можно утверждать, что в науке сложились определенные предпосылки для оптимизации обучения инженерных кадров. Исследования вопросов, входящих в проблему обоснования оптимизации обучения инженеров профессиональным дисциплинам в системе многоуровневого образования, проводились в рамках различных инженерно-педагогических направлений. Сторонники традиционной (фундаментальной) системы профессионального инженерного обучения (А.И. Володин, А.Ю. Тэттэр,
Н.А. Черникова) в своих многочисленных публикациях освещают вопросы оптимизации преподавания дисциплин профессиональной направленности и делают выводы о том, что основными принципиальными вопросами формирования процессов оптимизации преподавания должно быть создание соответствующих образовательных условий и инновационных технологических и информационных сред, которые обеспечивали бы возможность получения необходимых качественных знаний, умений и навыков, обуславливающих квалификацию выпускаемых специалистов.
Представители научно-педагогическо-
го направления, тяготеющие к компетен-тностному подходу обучения инженерных кадров (Н.В. Тарасова, А.М. Митяева, Л.Г. Семушкина, И.Д. Фрумин и др.) также не отрицают необходимость оптимизации профессионального обучения и в основу принципов оптимизации включают объем учебной информации, которая способствовала бы формированию и развитию компетентности бакалавров, а также формированию и развитию магистерских направлений обучения.
В настоящее время вопрос об оптимизации обучения инженерных кадров профессиональным дисциплинам в системе многоуровневой подготовки заявлен как один из важнейших для нынешней системы высшего инженерно-технического образования. В работах Ю.Ф. Тимофеевой, Т.Ф. Данцовой, В.Т. Прохорова, Г.Н. Еланского, Н.Д. Лукашина, Б.К. Ушакова и др. определена её роль в формировании инженерных компетенций, необходимых «молодым специалистам» в предстоящей трудовой деятельности. Во многих современных исследованиях речь идет о том, что существует острая необходимость в реализации новых форм и методов обучения инженерных специалистов.
Сформировались некоторые практические предпосылки разработки оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в инженерно-технических вузах. Так, например, в последние годы приняты ряд документов, которые нормировали подготовку инженерных кадров в высших учебных заведениях. В 2000-2003 гг. Министерством образования Российской Федерации приняты новые стандарты, определяющие объем, структуру и содержание формируемых знаний, умений и навыков инженерных специалистов, а также компетенций бакалавров и магистров техники и технологии и других инженерных направлений.
В 2005 г. после того, как была определена структура приоритетных национальных проектов, состоялось заседание правительства, где были согласованы вопросы образовательной политики и технология
реализации национального проекта «Образование». Эта программа позволила определить конкретные направления данной работы и производить ее согласно законодательному регулированию. В инженерном образовании выявлены тенденции создания оптимальных технологий преподавания различных профессиональных дисциплин как на традиционном уровне, так и с попытками создания компетентностных моделей обучения.
В Санкт-Петербургском университете (ЛИИЖТ), Вильнюсском государственном техническом университете и Уральском государственном институте металлургии в последние годы пытаются применить так называемую модульную систему на основе компетентностного подхода для обучения таким дисциплинам, как электротехника, гидравлика, информатика и др. В Томском политехническом университете, Омском университете путей сообщения, Иркутском университете путей сообщения применяются различные технологии обучения, в том числе с использованием мультимедийных технологий и дистанционной формы обучения студентов заочной формы обучения, с обеспечением формирования у них различных профессиональных компетенций. В Омском государственном университете путей сообщения существует система целевой подготовки молодых специалистов, при которой подготовленные специалисты отправляются работать на предприятие, направившее их на обучение.
Однако эти тенденции не получили должного теоретического осмысления. В практике отечественного инженерно-технического образования остается не исследованной проблема его оптимизации в условиях многоуровневой подготовки кадров с учетом требований промышленных и транспортных предприятий, их контроля за качеством «изготовления необходимых работников», формированием нужных компетенций.
До сих пор не конкретизированы вопросы методологии исследований оптимизации профессионального обучения в системе многоуровневой подготовки. Не выявлены
критерии оптимизации обучения профессиональным дисциплинам ( направлениям) в техническом вузе, закономерности формирования профессиональных компетенций с учетом развивающего потенциала профессиональных дисциплин и связанных с ними технологических особенностей преподавания, которые позволили бы сформировать современное инженерно-техническое мышление и необходимые компетенции инженера, выпускника технического вуза. Кроме того, недостаточно рассмотрены вопросы психологической адаптации студентов при обучении профессиональным дисциплинам (академической среде технических вузов).
Кроме того, в последнее время наиболее остро обсуждаются противоречия между:
— внесением изменений в дидактические системы современной высшей инженерной школы и неразработанностью методологии исследования оптимизации профессионального обучения в системе многоуровневого образования, а также необходимости гуманитаризации инженернотехнического образования;
— необходимостью формирования требуемых профессиональных компетенций в процессе обучения будущих инженеров и размытостью критериев оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в техническом вузе;
— требованиями современных промышленных и инженерно-технических предприятий к инженерным кадрам и несоответствием содержания их подготовки в вузе;
— попытками создания инновационных образовательных, технологических и информационных сред и необоснованностью принципов оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях компетентностного подхода;
— необходимостью индивидуализиции обучения будущих инженеров, а также нарастающей технологизацией и информатизацией учебных процессов и неразработанностью концепции оптимизации профессионального обучения.
На основании изложенного можно сделать заключение о том, что оптимизация
обучения профессиональным дисциплинам на основе компетентностного подхода будет обеспечивать более эффективное в сравнении с имеющимся на практике формирование и развитие профессиональных компетенций будущих инженеров-бакалавров и магистров инженерных направлений при соблюдении следующих условий:
1) методология поиска путей оптимизации современного инженерного образования основывается на специфических особенностях компетентностного подхода (более сжатые сроки обучения; 50 % времени отводится на самостоятельное изучение профессиональных дисциплин; роль преподавателей становится консультативно-направляющей, а не информационно-контролирующей) , которые позволяют разработать компетентностную модель выпускника инженерно-технического вуза, как целевой ориентир в подготовке инженера на каждом из уровней образования (бакалавр, специалист, магистр);
2) в качестве критериев оптимальности обучения профессиональным дисциплинам в инженерно-технических вузах должно выступать повышение эффективности обучения студентов для приобретения и развития соответствующих профессиональных компетенций с учётом профессиональноквалификационного заказа предприятий-работодателей;
3) для определения потенциала профессиональных дисциплин, которые формируют 70 % требуемых компетенций будущего инженера, необходимо наполнять их содержание не только теоретическими положениями, обозначенными в образовательных стандартах, но и вводить в изучение практические (практико-производствен-ные) вопросы и задачи, которые должны способствовать развитию у студентов таких профессиональных качеств, как творчество (способность к рационализаторству и изобретательству), самостоятельность, ответственность и др. Определение возможностей профессиональных дисциплин, а также условий, форм и методов обучения различных студентов должно способствовать реализации модели оптимального обучения в
условиях многоуровневой подготовки путем решений реверсных задач оптимизации «прямыми» и «обратными» способами;
4) в определении принципов оптимизации следует учитывать закономерности процесса обучения профессиональным (специальным) дисциплинам объективного и субъективного характера, таких как:
— зависимость мотивации обучения специальным дисциплинам инженернотехнических направлений от востребованности обществом соответствующих специальностей и индивидуальных потребностей студентов;
— зависимость процесса профессионального образования от требований промышленных (научно-исследовательских) предприятий (потенциальных работодателей);
— зависимость содержания профессионального инженерного образования от структурного и технологического аспектов учебного процесса;
— зависимость эффективности обучения профессиональным дисциплинам от психологических условий (атмосферы) об-
разовательно-производственного процесса;
5) условия эффективности концепции оптимизации обучения следует определять в зависимости от индивидуальных требований заказчиков и индивидуальных особенностей студентов, т.е. от входных параметров, критериев оптимальности и условий получения компетенций определенного уровня. Для достижения высокого качества профессиональных компетенций у будущих инженерных кадров следует использовать индивидуальные структурные схемы в зависимости от ступени оптимизации.
Таким образом, есть основания утверждать, что существующий отечественный и зарубежный опыт обучения профессиональным дисциплинам и развитие мировой педагогической мысли свидетельствуют об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей построения систем образования, направленного на становление оптимального (качественного) профессионального инженерно-технического образования в условиях многоуровневой подготовки кадров.
Литература
1. Байденко В. И. Концепции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. — 2004. — № 11.
2. Пиралова О.Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки: монография. — М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009. — 98 с.
3. Семушкина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. — М., 1993. — (Проблемы непрерывного образования: Обзор. информ.) / НИИВО; Вып. 1).
4. Тимофеева Ю.Ф. Модульная система и ее возможности в непрерывной и дистанционной формах образования // Сб. науч. тр. — М.: МГПУ, 1999. — С. 361-364.
Коротко об авторе___________________________________________Briefly about the author
Пиралова О.Ф., канд. техн. наук, доцент каф. «Начертательная геометрия и инженерная графика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Служ. тел.: 8 (3812) 31-06-77
Научные интересы: оптимизация профессионального обучения в инженерно-технических вузах
O. Piralova, Candidate of Engineering, Senior Lecturer, Associate Professor, Department of Descriptive Geometry and Engineering Graphics Omsk state university of ways of report
Areas of expertise: optimization of professional training in technical institutes