Научная статья на тему 'Целесообразность использования нескольких видов электронных подписей при работе в государственных информационных системах'

Целесообразность использования нескольких видов электронных подписей при работе в государственных информационных системах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
694
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / state information system / electronic document flow / electronic signature

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нагдаев Артем Юрьевич

В указанной статье на основании практического опыта использования электронных подписей в органах государственной власти, а также правоприменения норм и положений Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» при осуществлении обмена электронными документами, подписанными электронной подписью, рассмотрен подход о целесообразности использования одного вида электронной подписи уполномоченными лицами органов государственной власти при работе в нескольких государственных информационных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICABILITY OF USAGE OF SEVERAL TYPES OF ELECTRONIC SIGNATURES DURING WORK IN STATE INFORMATION SYSTEMS

The above-mentioned article, on the basis of practical experience of usage of electronic signatures in state authority bodies, as well as of law enforcement of rules and regulations of the Federal Law dd 06.04.2011 No 63-FZ «On electronic signature» in the course of exchange of electronic documents signed with electronic signature, an approach is considered of practicability of usage of one type of electronic signature by authorized persons of state authority bodies during work in several state information systems.

Текст научной работы на тему «Целесообразность использования нескольких видов электронных подписей при работе в государственных информационных системах»

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОДПИСЕЙ ПРИ РАБОТЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Нагдаев Артем Юрьевич, магистрант Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: yhyj i 13@gmail. com.

DOI: http://dx.d0i.0rg/10.14420/ru.2013.5.5

Аннотация. В указанной статье на основании практического опыта использования электронных подписей в органах государственной власти, а также правоприменения норм и положений Федерального закона от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» при осуществлении обмена электронными документами, подписанными электронной подписью, рассмотрен подход о целесообразности использования одного вида электронной подписи уполномоченными лицами органов государственной власти при работе в нескольких государственных информационных системах.

Ключевые слова: государственная информационная система, электронный документооборот, электронная подпись.

С каждым годом существенно возрастает роль государственных информационных систем (далее - ГИС) в повседневной жизни граждан и работников органов государственной власти (далее - ОГВ). Процесс государственного управления, оказание государственных услуг из кабинетов чиновников и помещений государственных учреждений активно переводятся в электронное пространство с предоставлением повсеместного доступа к сервисам благодаря публикации сервисов в сети Интернет. Путем анализа российского законодательства, в частности - до 2009 года, можно сделать вывод о том, что немногие нормативные правовые акты регулировали деятельность в области информационного права. Из определения «информационное право» следует, что отрасль данного права регулирует общественные отношения в информационной сфере, обеспечивает безопасное удовлетворение информационных потребностей граждан, органов

власти и хозяйствующих субъектов1. Следует отметить, что разработка законодательства, регулирующего область создания и эксплуатации ГИС, крайне необходима для использования информационного права в практической деятельности ОГВ.

Для создания ГИС в первую очередь необходимо определиться, каким именно образом будет осуществляться информационный обмен в электронном виде, в частности, будет обеспечена юридическая значимость электронных документов. В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и части 3 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ статус электронного документа, подписанного с использованием средств электронной подписи (далее - ЭП), признается равнозначным документу на бумажном носителе. В случае направления электронного документа с использованием средств ГИС возникают юридически значимые действия и правовые последствия.

Первым законом, регулирующим отношения в процессе электронного документооборота в России, был Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее - Закон 1-ФЗ). В указанном законе не определялось разделение на виды электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), не выдвигалось серьезных требований к программным средствам удостоверяющих центров, которые изготавливали сертификаты ключей подписей. При этом Закон 1-ФЗ определял: информационные системы, в которых могут использоваться ключи ЭЦП (к слову, определялось только два варианта); порядок приостановления действия сертификата ключа подписи; случаи замещения печатей и пр. Многие эксперты определяют основными недостатками Закона 1 -ФЗ использование только одной технологии ЭЦП и отсутствие нормы, закрепляющей возможность использования ЭЦП юридического лица. Эти недостатки якобы не позволяли

1 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право / под ред. Б.Н. Топорнина. - СПб. Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.

масштабно использовать ЭЦП на всей территории РФ.

Устранение недостатков Закона 1-ФЗ осуществлено в Федеральном законе от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее -Закон 63-ФЗ), в котором был сделан важный шаг к развитию безбумажного ведения дел. Таким образом, физическим и юридическим лицам дано право на получение ЭП, которая может быть использована для осуществления юридически значимых действий в электронной форме.

В Законе 63-ФЗ определяется три вида ЭП, при этом в отличие от Закона 1-ФЗ для простой и неквалифицированной ЭП сертификат ключа проверки ЭП может не использоваться. Нормативно закреплено, что для взаимодействия граждан с порталом государственных услуг достаточно простой ЭП. Данное обстоятельство позволяет получить простую ЭП без дополнительных финансовых затрат со стороны граждан. Авторизация на сайте государственных услуг происходит с помощью СНИЛС и полученного пароля. Хороший социальный эффект был бы возможен, если бы процесс по обеспечению ЭП граждан был интегрирован с процессом обеспечения их универсальными электронными картами и считывателями, необходимыми для ее использования в домашних условиях.

Отмена Закона 1-ФЗ была запланирована на 1 июля 2012 г., но к этой дате ОГВ технически не были готовы перейти на полноценное исполнение Закона 63-ФЗ и срок был перенесен на 1 июля 2013 г. К этому периоду стали готовится нормативные правовые акты в области информационного права, при этом их авторы откровенно путались или не могли определиться, какой вид ЭП использовать участникам электронного обмена в тех или иных ГИС.

Ниже перечислены нормативные правовые акты, в том числе определяющие вид ЭП, необходимой для использования участниками при электронном взаимодействии, речь идет именно о юридических лицах и их работниках:

- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для

государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 94-ФЗ) -квалифицированная ЭП.

- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе

в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ) - усиленная

неквалифицированная ЭП.

- Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. № 111 «Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи» - квалифицированная ЭП.

- Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» -неквалифицированная ЭП.

- Постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 913 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию» (далее - Постановление № 913) - вид ЭП не устанавливается.

Получается правовая коллизия использования видов ЭП. Если проводить аналоги с бумажным документом (это, к слову, общепринятая практика), получается, что лицо, уполномоченное на подписание различных видов бумажных документов, подписывает их своей собственноручной

подписью, при этом рука подписанта обычно используется одна (левая или правая). В природе не существует видов собственноручной подписи, она одна и зачастую должна совпадать с подписью в основном документе, удостоверяющем личность гражданина. При подписании электронных документов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд прослеживается следующая картина.

С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон 44-ФЗ, в соответствии с которым Закон 94-ФЗ признается утратившим силу. Для подписания документов, предусмотренных Законом 44-ФЗ, используется усиленная неквалифицированная ЭП, выданная удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Закона 63-ФЗ.

Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 112 Закона 44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в ней, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ.

Как уже отмечалось выше, Постановлением № 913 предусмотрено размещение информации в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью ЭП после прохождения регистрации на официальном сайте.

Параллельно с этим проводились работы по внесению изменений в Порядок регистрации пользователей на официальном сайте, утвержденный совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 10 августа 2012 г. № 508/14н, в том числе в части норм о выдаче уполномоченным лицам организаций сертификатов ключей проверки ЭП.

На основании вышеизложенного невозможно определить какая именно ЭП будет использоваться на официальном сайте до ввода в эксплуатацию единой информационной системы.

Этого можно было бы избежать, при условии того, что Минкомсвязь России выступило с инициативой внесения изменений в Закон 63-ФЗ в части использования усиленных квалифицированных ЭП ОГВ в ГИС, в которых предусмотрено использование усиленных неквалифицированных ЭП.

Применение вышеуказанных изменений в Закон 63-ФЗ позволило бы должностным лицам ОГВ, уполномоченным подписывать документы от лица организации, использовать усиленную квалифицированную ЭП как в ГИС, предусматривающих использование усиленной квалифицированной ЭП, так и в ГИС, предусматривающих использование усиленной неквалифицированной ЭП.

Получается что термин «единое пространство доверия ЭП», на практики находит свое отражение только в объединении удостоверяющих центров, при этом работники ОГВ должны иметь несколько видов ЭП (уже как минимум две). Количество используемых ЭП может возрасти, вследствие умышленного закрепления оператором информационных систем ограничений на использование сертификатов ключей проверки ЭП.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что для граждан в целях ускорения и упрощения процесса приобщения их к электронным услугам целесообразно использовать именно простую ЭП, при этом в настоящее время существует возможность авторизации на сайте государственных услуг с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки ЭП. Работников же ОГВ целесообразно выделить в отдельный сегмент и разрешить им использовать квалифицированную ЭП во всех ГИС. Со стороны операторов и разработчиков ГИС не потребуется доработок прикладного программного обеспечения, поскольку нормативно закреплена форма квалифицированного сертификата ключа проверки ЭП, а для обеспечения ее проверки, аккредитованные удостоверяющие центры публикуют всю необходимую информацию в сети Интернет.

Библиографический список

1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право / под

ред. Б.Н. Топорнина. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.

2. Долинская В.В. Информационные отношения в гражданском обороте // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 4.

3. Кирилловых А.А. Правовые аспекты механизма электронного

взаимодействия в законодательстве об электронной подписи // Адвокат. -2011. - № 11.

4. Сауль С.Н. Проблемы правоприменения информационного права в

деятельности Федерального казначейства // Финансовое право. - 2012. -

№ 11.

5. Семизорова Е.В. Актуальные вопросы правового регулирования

обеспечения юридической значимости электронных документов // Российская юстиция. - 2011. - № 2.

6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

7. Федеральный Закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

8. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.