Научная статья на тему 'ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ НАД ЛЕКСИКОЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СЕМИНАРАХ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ НАД ЛЕКСИКОЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СЕМИНАРАХ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неязыковой вуз / разговорная практика / овладевать словарем деловых и экономических терминов / коммуникативные навыки / общая разговорная практика / профессиональный язык / корпорация / менеджер / non-linguistic university / conversational practice / to master economic and business vocabulary / communicative skills / general conversation / professional language / corporation / manager

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.О. Куликова

В статье рассматривается проблема внедрения кейсовых технологий в работу со студентами-бакалаврами, совершенствующими деловой английский и улучшающими свои разговорные навыки в сфере делового английского языка, языка финансовой и экономической направленности. Автор статьи анализирует способы развивать у студентов экономического вуза умение поддерживать коммуникацию на английском языке и демонстрирует способы отработки профессиональной лексики. Автор демонстрирует ряд упражнений, способствующих улучшению коммуникативных навыков, необходимых для того, чтобы поддерживать беседу на такие темы, как улучшение работы менеджеров сферы здравоохранения, менеджеров отдела по работе с персоналом. Автор отмечает, что кейсовый метод завоевывает популярность как среди студентов, так и среди преподавателей вузов, поскольку именно он помогает повысить мотивации и желание студентов взаимодействовать и обсуждать проблемные вопросы, связанные с их будущей профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.О. Куликова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR THE USE OF CASE STUDIES IN THE PROCESS OF VOCABULARY DEVELOPMENT AT ENGLISH SEMINARS AT THE UNIVERSITY OF FINANCE AND ECONOMICS

The article considers a problem of practicing case study method with bachelor degree students mastering Business English and improving their English language speaking skills in the sphere of Finance, Economics and Management. The author of the article analyses ways to develop English language communicative skills of students of an economic university and demonstrates methods to drill functional lexis. The author demonstrates a number of exercises that contribute to improving communicative skills, necessary to develop topics on the improvement of health care services managers work and the corporation’s human resources management. The author notes that Case Study method is gaining popularity both among students and among professors of the university as that particular method help boost motivation and students desire to interact and discuss problematic issues related to their future professional performance.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ НАД ЛЕКСИКОЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СЕМИНАРАХ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

13. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'nqj kul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

14. Gajsina G.I. Stanovlenie kul'turologicheskogo podhoda kak metodologicheskoj osnovy pedagogiki. Gaudeamus. 2002; № 2 (2). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ stanovlenie-kulturologicheskogo-podhoda-kak-metodologicheskoy-osnovy-pedagogiki

Статья поступила редакцию 30.05.21

УДК 378.147

Kulikova O.O., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, English Language and Professional Interaction Department, Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: olka073@yandex.ru

MOTIVATION FOR THE USE OF CASE STUDIES IN THE PROCESS OF VOCABULARY DEVELOPMENT AT ENGLISH SEMINARS AT THE UNIVERSITY OF FINANCE AND ECONOMICS. The article considers a problem of practicing case study method with bachelor degree students mastering Business English and improving their English language speaking skills in the sphere of Finance, Economics and Management. The author of the article analyses ways to develop English language communicative skills of students of an economic university and demonstrates methods to drill functional lexis. The author demonstrates a number of exercises that contribute to improving communicative skills, necessary to develop topics on the improvement of health care services managers work and the corporation's human resources management. The author notes that Case Study method is gaining popularity both among students and among professors of the university as that particular method help boost motivation and students desire to interact and discuss problematic issues related to their future professional performance.

Key words: non-linguistic university, conversational practice, to master economic and business vocabulary, communicative skills, general conversation, professional language, corporation, manager.

О.О. Куликова, канд. филос. наук, ст. преп. Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: olka073@yandex.ru

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ НАД ЛЕКСИКОЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СЕМИНАРАХ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема внедрения кейсовых технологий в работу со студентами-бакалаврами, совершенствующими деловой английский и улучшающими свои разговорные навыки в сфере делового английского языка, языка финансовой и экономической направленности. Автор статьи анализирует способы развивать у студентов экономического вуза умение поддерживать коммуникацию на английском языке и демонстрирует способы отработки профессиональной лексики. Автор демонстрирует ряд упражнений, способствующих улучшению коммуникативных навыков, необходимых для того, чтобы поддерживать беседу на такие темы, как улучшение работы менеджеров сферы здравоохранения, менеджеров отдела по работе с персоналом. Автор отмечает, что кейсовый метод завоевывает популярность как среди студентов, так и среди преподавателей вузов, поскольку именно он помогает повысить мотивации и желание студентов взаимодействовать и обсуждать проблемные вопросы, связанные с их будущей профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: неязыковой вуз, разговорная практика, овладевать словарем деловых и экономических терминов, коммуникативные навыки, общая разговорная практика, профессиональный язык, корпорация, менеджер.

Стремление найти новые способы организации учебного процесса в вузе, подобрать интересные методы подачи материала, внести новое в алгоритм ведения семинарских занятий и тем самым стимулировать студентов активно получать знания в области лингвистики, языкознания, а также в отдельной узкоспециализированной сфере знания, и, помимо всего этого, совершенствовать навык говорения на иностранном языке является причиной реструктуризации учебных групп, обновления учебных программ и организации круглых столов и конференций с целью обсуждения форм и методов модернизации учебного процесса [1 - 5].

Среди методов повышения мотивации студентов называют кейсовые технологии, которые завоевывают все большую популярность как среди учителей средних школ, так и среди преподавателей языковых и неязыковых вузов. Кейсо-вые технологии являются новыми и отвечают требованиям времени обучать иностранному языку через ситуацию, которая максимально приближена к реальной и возможной. Более того, ситуации, которые искусственно моделирует преподаватель, всегда содержат проблему, решение которой заставляет студентов выстраивать логические речевые цепочки доводов и предположений и позволяет им учиться следовать причинно-следственным связям при построении речи, включать в речевые куски новые, только что изученные выражения и слова, начинать высказывания с вежливых фраз на иностранном языке, соблюдая этику общения. Все это позволяет студентам не только пополнить свой словарный запас, отработав пассивно усвоенные иноязычные слова, но и развить беглость общения на иностранном языке, а также овладеть корректными, вежливыми формами общения. Всему этому способствует работа с кейсами на семинарах по изучению иностранного языка делового общения в вузе неязыкового профиля.

Введение учебных кейсов в практику преподавания иностранного языка становится широко распространенным явлением. Говоря о важности и актуальности кейсовых методов, нужно остановиться на самом определении понятия «кейс» и проследить, что подразумевают под данным термином. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в определенном формате и предназначенной для обучения школьников и студентов анализу различных типов информации, ее обобщению. В ходе работы над кейсом студенты учатся формулировать проблемы и искать приемлемые пути их решения, пользуясь критериями оценки ситуации и схемой возможных способов действия, предложенных преподавателем в разработанном задании к кейсу.

Кейсовая технология предполагает обучение через осуществление действий, а именно - разыгрывание ситуации или просто выстраивание дискуссии, что само по себе заставляет студентов иначе взглянуть на процесс обучения [1; 2].

Кейсовые технологии предполагают самостоятельную работу, которой студенты должны посвятить большое внимание и достаточно продолжительное время. Работа над кейсом приводит студентов к тому, что в ходе анализа, обобщения и обсуждения аутентичного текста, который дан в ситуации кейса, студенты ассимилируют свои знания в профессиональной области к ситуации, предложенной в материале кейса. Положительной характеристикой кейсового метода также является возможность для студентов в процессе самостоятельной активной работы найти выход из противоречивой ситуации и проявить навык аналитически мыслить. В процессе подготовки заданий кейсов студенты учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, более того, они стараются проанализировать все возможные способы решения проблемы и выбрать лучший из них. Популярность кейсовых технологий и постоянный и пристальный интерес педагогов к данному виду работы со студентами обусловлены тем, что, с одной стороны, существует потребность в модернизации образовательного процесса, и, с другой стороны, недостаточное использование современных методов обучения приводят к вопросу, какие эффективные средства обучения преподаватель может включить в учебный процесс. Как известно, работа с кейсом начинается со знакомства с отрывком текста, который содержит зарисовку предполагаемой ситуации. Знакомство студентов с текстом предполагает тренировку навыков чтения и перевода, а также работу со словарем, поскольку студенты 2 - 3 курсов, на которых рассчитаны сборники кейсов, встречают новые слова и выражения в тексте, пусть эти слова и выражения будут немногочисленные, но они присутствуют. То есть можно подчеркнуть то, что работа над кейсами позволяет применять разные виды работы с языковым материалом: чтение, перевод текста. В том случае, если авторы кейсов добавляют аудиофрагменты, преподаватель имеет возможность предложить студентам поработать над совершенствованием навыков слухового восприятия материала.

Анализируя процесс работы с кейсовыми материалами в высшем учебном заведении, нужно отметить, что преподаватели каждый год обновляют учебный материал и составляют новые сборники кейсов, которые могут в дальнейшем оказаться полезным учебным материалом для студентов младших курсов. Одним из примеров кейсов может служить фрагмент из сборника учебно-методи-

ческих материалов, используемых в работе со студентами третьего курса, обучающимися по направлению «Менеджмент». Кейс озаглавлен «Новые рабочие места в компании». Ситуация, которая представлена студентам, касается страховой компании, основным направлением которая является страхование здоровья граждан. Пример ситуации приведем ниже:

A joint stock company Schulz Insurance Group is a well-established company in Germany, specializing in selling policies of different kinds. Germany has been challenged by rising health care costs, which now consume 11 percent of the country's GDP. The Ministry of Health are seeking the ways how to rein in those costs. The senior managers of Schulz Insurance Group realize that the success of the company may be dependent on the managers ability to sell as many of the insurance policies as they can. But in case the managers who have worked for the company for quite a long period are unable to cope with that task the company will have to take on younger talented staffers. The company's CEO arranges the meeting at which both senior and middle level managers are informed of the necessity to develop strategies which will contribute to the achievement of two primary goals: to ensure that all citizens of Germany receive the same level of high-quality care and to raise the level of engagement and cooperation to encourage people to buy insurance policies. The Board of Directors invited a new senior manager to restructure the company and appoint the heads of departments who will be able to communicate with clients and describe more extensively the attractive features of insurance policies. The new senior manager Josef Winner agrees that it makes good business sense to hire new employees because young and vigorous newcomers will try to put new developments into practice. Как можно увидеть из зарисовки ситуации, процесс совершенствования работы организации приводит менеджеров высшего звена к осознанию того, что реструктуризация кадров непременно вызовет недовольство подчиненных, поскольку опытные старые специалисты не всегда с готовностью принимают новые веяния и попытки выстроить общение, взаимоотношения в компании, алгоритм передачи поручений и выполнения действий в силу того, что накопленные знания и утвержденная практика поведения уже показывала эффективные результаты и оправдывала себя. В тексте кейса далее встречается отрывок, показывающий боязни персонала переходить к новой тактике. Вместе с тем назревшая необходимость перемен и улучшений в системе управления заставляет руководство компании поместить объявление о новых вакансиях. В тексте также представлены характеристики будущих менеджеров, которые являются необходимыми для работы в данной сфере и в данной компании. Как может быть видно из текста, от будущих сотрудников требуется высшее образование и навыки работы в сфере администрирования, а также способность ясно и доходчиво объяснить, в чем заключается общее видение компании:

«The HR managers published corresponding vacancy announcement from which it is clear that the future candidate for a position of a health services manager should have a bachelor's degree in a public health or administrative field or a master's degree in healthcare administration or in business administration. Health service manager working in healthcare providers create work schedule for these providers, coordinating the delivery and quality of services provided. They may work with insurance providers. Health services managers who specialize in insurance are responsible for cultivating an understanding and necessity of insurance, they work with billing, reimbursement and contact renewals, documentation compliance and patient access. The tasks of health care services managers include creating budgets, helping patients access care within the limits of their insurance, planning and implementing staff meetings, billing for services, case management, scheduling providers, researching new data management strategies, training staff to adjust to changes in information management systems».

После прочтения отрывка текста, знакомящего студентов с проблемами в предполагаемой компании, они должны описать ситуацию и проанализировать ее. В процессе анализа студентам необходимо отметить, какие трудности возникают в работе компании, и каковы причины, которые повлекли ухудшение ее деятельности. Помимо этого, из отрывка студенты могут извлечь информацию об общем положении дел, сложившемся в области здравоохранения в Германии. При пересказе материала кейса студенты будут иметь возможность потренировать устную речь, поскольку им придется сначала кратко пересказать ситуацию, а затем выделить основные моменты, подтверждающие снижение продуктивности компании и желание руководства привлечь специалистов более молодого поколения, энергичных и освоивших методики повышения производительности труда, считающиеся новаторскими и продуктивными, поскольку менеджеры компании ставят своей целью ввести в практику новые методы работы. На этом этапе преподаватель сможет отрабатывать навыки пересказа, беглого чтения, проверить умение студентов лаконично перевести предложения с иностранного языка, то есть еще раз потренировать и навыки перевода. Также работа с текстом позволит совершенствовать навык извлечения информации из отрывка текста и совершенствовать их умения критически размышлять и определять проблему. Также стоит заметить, что данный начальный этап работы с кейсом ознакомит студентов с такой профессиональной лексикой, как «billing, reimbursement, contact renewals, documentation compliance, patient access». Студенты смогут выучить такие сочетания, как «creating budgets, helping patients access care within the limits of their insurance, planning and implementing staff meetings, billing for services, case management, scheduling providers», которые содержат такие глаголы, как «manage, schedule, implement, bill, comply», которые в иноязычной речи специа-

листа в области управления человеческими ресурсами будут встречаться часто и являться одними из ключевых единиц. Таким образом, можно отметить то, что работа с текстом, в котором проиллюстрирована ситуация, позволяет не только еще раз отрабатывать навыки перевода, аналитического чтения, но и запоминать новые термины и закреплять их в речи, и этому способствует работа со словарем, поскольку студенты при переводе незнакомых терминологических единиц ищут их значение в словаре, более того, студенты, если дано подобное задание, сталкиваются с необходимостью выписать и запомнить определение этих терминов на языке, который они изучают, и после этого им следует при описании ситуации на занятии употребить как можно больше этих, пока еще новых для них терминов в речи. Все это в результате приведет к тому, что пассивно понимаемые конструкции и термины будут отработаны студентами в устной речи и будут становиться элементами их активного словарного запаса. После того, как студенты ознакомились с ситуацией, представленной в кейсе, и обсудили ее, преподаватель может перейти к фронтальному опросу и проверить, насколько хорошо студенты поняли текст. Для этого студентам будут предложены несколько вопросов специального характера, ответы на которые заставят их вспомнить содержание текста, а также выстроить ход ответа на иностранном языке. Вопросы могут быть следующего характера:

1. What goals do the management of the company consider the high priority goals?

2. What position does the senior managers adhere to while considering how to develop the company and turn it into a more profitable business?

Следующий этап работы над кейсом предполагает составление монологов в рамках заявленной тематики. Но поскольку, как можно увидеть из зарисовки ситуации кейса, текстовый материал, который предлагают преподаватели в качестве основного эпизода, демонстрирующего состояние дел в представленной для обзора структурной единице (это может быть большая корпорация, маленький магазин или частная автомастерская), содержит аутентичный текст, часто -текст специализированного характера, выстраивать аргументацию, использовать лексику узкой направленности может быть трудным для студентов, несмотря на то, что обучающиеся, которым определена задача работать над данным кейсом, - студенты-третьекурсники. Учитывая все эти сложности, преподаватели тезисно формулируют проблему и представляют студентам множество опорных фраз, которые следуют за данным тезисом. Эти фразы нацелены на то, чтобы помочь студентам найти лексический материал, который они используют для того, чтобы выразить свои идеи, а также который может послужить некими маячками идей, которые подскажут студентам, как и в каком направлении можно построить свои доводы на данную тему и как сформулировать ответ на вопрос, представленный как проблема в предложенном преподавателем тезисе. Таким образом, мы можем утверждать, что использование опорных готовых фраз не только помогает студентам найти идею, которую можно развить, но и эти фразы способствуют усвоению новой лексики, то есть расширяют активный словарный запас студентов. Так, при обсуждении проблем, с которыми сталкиваются страховые компании, спецификой которых является распространение медицинских полисов среди граждан, возможным и полезным будет обсуждение таких проблем, как необходимость популяризации страховых полисов, покрывающих все риски, сдерживание затрат на здравоохранение, а также необходимость воспитания таких менеджеров, которые могут организовать, правильно распланировать работу в команде, своим примером и активной и грамотной работой вдохновить подчиненных следовать предложенной ими тактике поведения. Для того чтобы проиллюстрировать возможный текстовый обучающий материал, мы можем выбрать и представить следующие проблемные задания и лексику, данную для работы над ними. После работы над ситуацией кейса студенты могут начать работу над монологами, использую задание такого типа:

Develop the following ideas. Make use of the expressions in brackets.

1. The Health Care System in Germany faces the problems of aging population and economic problems. Some researchers argue that such measures as offering universal coverage, ready access, high numbers of providers, cost controls mechanisms and quality improving measures can be effective.

(Health care funding is more complicated in Germany than in many other countries; not to rely on a single source of revenue; to pay contributions to the statutory health insurance funds; patients are required to make out-of-pocket copayments for many services; employers underwrite the cost of a few services; to offer universal coverage; to increase the numbers of providers; to use cost control mechanisms and take quality improving measures).

2. A born leader should inspire to head up teams and companies and help others develop and refine the characteristics of the greats. Managers must weave engagement into their management style.

(to learn some of the specific traits that are critical for leadership; to work on nurturing these essential traits in one's career; to set a clear vision for yourself; to pick a method that works best for you; to out some of the biggest goals; to become a high-flyer; no to shuffle up the career ladder; to want each objective you set to have a measurable outcome).

Для того чтобы постараться подтолкнуть студентов к более длительным дискуссиям по многочисленным проблемным вопросам в рамках тематики кейса, преподаватель должен сформулировать провокационные вопросы так, чтобы восприняли проблемные ситуации как свои, как гипотетические случаи, с кото-

рыми могут столкнуться сами студенты. Сформулировать вопросы к студентам можно следующим образом:

1. Say why managers' commitment to popularizing a reference price system based on therapeutic classes-groups of similar drugs used for the same condition.

2. Prove that reference pricing can be considered unfair competition.

Необходимость и стремление отрабатывать новые словарные единицы

объясняет значительный объем лексических упражнений в материале кейсов. Типы упражнений могут быть довольно разнообразные, от упражнений на подстановку, на перефразирование слов и выражений, на синонимию до упражнений на замену русских выражений английскими, недавно выученными при работе над кейсом.

Работа над усвоением новой лексики предполагает разные методы подачи материала для изучения и закрепления данной лексики. Для того чтобы добиться крепкого запоминания определенных лексем и проконтролировать их усвоение в активной речи студентов, преподаватель сначала может представить студентам

Библиографический список

упражнения, в которых отобрана именно эта лексика. Так, студент может сначала попрактиковать определенный диапазон иноязычных слов или фраз в упражнениях на подстановку, вслед за этим попытаться построить свои собственные речевые куски или отдельные короткие предложения с использованием уже известных слов. Завершением данного этапа отработки может служить словарный диктант, охватывающий этот изученный словарный материал.

Таким образом, можно увидеть, что работа с кейсом дает преподавателю возможность, во-первых, позволить студентам проработать аутентичный иноязычный материал, обобщить и критически проанализировать определенную проблему, близкую или типичную для той профессиональной области, в которой предстоит развиваться студентам вуза финансово-экономического профиля. Помимо этого, работа с кейсом предполагает включение в материал большого диапазона упражнений, позволяющих закрепить новую лексику и ввести ее в активный словарный оборот, а также создает условия для использования имеющихся у студентов профессиональных знаний.

1. Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров. Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе: сборник научных статей. Москва, 2004: 95 - 100.

2. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка. Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения: VI межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сборник научных статей: в 2 ч. Москва, 2009; Ч. 1: 253 - 261.

3. Богданова Ю.З. Использование междисциплинарной интеграции в формировании иноязычной профессиональной компетентности студентов аграрного профиля. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 62 - 64.

4. Николаева Н.Н., Нуриева Н.С., Куликова М.В. Методические приемы обучения студентов вуза анализу англоязычных текстов в дискурсе корпоративной социальной ответственности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 53 - 58.

5. Ляшенко М.С., Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Солуянова О.Н. Изучение принятия сайтов социальных сетей в качестве образовательной платформы для повышения навыков академического письма студентов на английском языке. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 45 - 48.

References

1. Goncharova M.V. Kejs-metod v obuchenii inoyazychnomu obscheniyu menedzherov. Student i uchebnyj process: inostrannye yazyki v vysshej shkole: sbornik nauchnyh statej. Moskva, 2004: 95 - 100.

2. Il'ina O.K. Ispol'zovanie kejs-metoda v praktike prepodavaniya anglijskogo yazyka. Lingvostranovedenie: metody analiza, tehnologiya obucheniya: VI mezhvuzovskij seminar po lingvostranovedeniyu. Yazyki v aspekte lingvostranovedeniya: sbornik nauchnyh statej: v 2 ch. Moskva, 2009; Ch. 1: 253 - 261.

3. Bogdanova Yu.Z. Ispol'zovanie mezhdisciplinarnoj integracii v formirovanii inoyazychnoj professional'noj kompetentnosti studentov agrarnogo profilya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 62 - 64.

4. Nikolaeva N.N., Nurieva N.S., Kulikova M.V. Metodicheskie priemy obucheniya studentov vuza analizu angloyazychnyh tekstov v diskurse korporativnoj social'noj otvetstvennosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 53 - 58.

5. Lyashenko M.S., Mineeva O.A., Borschevskaya Yu.M., Soluyanova O.N. Izuchenie prinyatiya sajtov social'nyh setej v kachestve obrazovatel'noj platformy dlya povysheniya navykov akademicheskogo pis'ma studentov na anglijskom yazyke. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 45 - 48.

Статья поступила в редакцию 31.05.21

УДК 371

Fominykh N.Yu., Doctor of Educational Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages No.1, Plekhanov Russian University of Economics

(Moscow, Russia), E-mail: shvidko72@rambler.ru

Koikova E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University

(Yalta, Russia), E-mail: zika_moon@mail.ru

Bubenchikova A.V., teacher, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia), E-mail: shvidko91@rambler. ru

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN ECOSYSTEM. The article presents an analysis of the concept of "educational ecosystem", which precedes a self-organizing, self-developing, self-regulating adaptive educational environment. The authors also describe the basic principles of emerging approaches in pedagogy: paradigmatic, network-centric and ecosystem, rethink some of the provisions of the environmental approach, taking into account the transformational processes of modern time. The article describes the paradigm approach in pedagogy as a set of principles: incommensurability of paradigms, revolutionary paradigm shift, incommensurability of paradigms, revolutionary paradigm shift, time limitation, dominance of one paradigm, scientific heuristics, system structure; reveals the essence of each of the principles in relation to scientific and pedagogical research. The network-centric approach in pedagogy is revealed in its principles: the integration of geographically disparate educational objects into one information network and the integration of management systems and computer modeling. Based on the ecosystem approach and its principles, the main features of the educational environment as an ecosystem are formulated as a conclusion, which include: versatility, adaptability, network bias, co-evolution of the environment and its subjects, and others.

Key words: educational environment, educational ecosystem, network-centric approach, environmental approach, paradigm approach, methodology of scientific and pedagogical research, innovative pedagogy.

Н.Ю. Фоминых, д-р пед. наук, доц., проф., Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, E-mail: shvidko72@rambler.ru

Э.И. Койкова, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: zika_moon@mail.ru

А.В. Бубенчикова, преп., Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, E-mail: shvidko91@rambler.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭКОСИСТЕМА

Статья посвящена анализу понятия «образовательная экосистема», предваряющего собой самоорганизующуюся, саморазвивающуюся, саморегулирующуюся адаптивную образовательную среду. Авторами также описаны основные принципы зарождающихся подходов в педагогике: парадигмальный, сетецентрический и экосистемный, переосмыслены некоторые положения средового подхода с учетом трансформационных процессов современности. Охарактеризован парадигмальный подход в педагогике как совокупность принципов несоизмеримости парадигм, революционной смены парадигм, временной ограниченности, доминирования одной парадигмы, научной эвристичности, системного строения; раскрыта сущность каждого из принципов применительно к научно-педагогическому исследованию. Сетецентрический подход в педагогике раскрыт в его принципах: объединения в одну информационную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.