Научная статья на тему 'Целесообразное общение как процесс формирования мировоззренческой культуры личности'

Целесообразное общение как процесс формирования мировоззренческой культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИВНЫЕ / ПЕРЦЕПТИВНЫЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / ЭМПАТИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EXPRESSIVE / PERCEPTIVE / INTELLIGENT MEANS OF COMMUNICATION / EMPATHY / REFLECTION / TECHNOLOGY OF COLLECTIVE THINKING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семышева В. М., Семышев М. В., Андрющенок Е. В.

В статье рассматриваются вопросы о роли общения в развитии личности, средствах общения, технологии коллективной мыслительной деятельности, как методе организации целесообразного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семышева В. М., Семышев М. В., Андрющенок Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the role of communication in the development of an individual, means of communication, technology of collective thinking activity as a method used for arrangement of purposeful communication.

Текст научной работы на тему «Целесообразное общение как процесс формирования мировоззренческой культуры личности»

УДК 378.147

ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Семышева В.М., к.п.н., доцент кафедры философии, истории и педагогики Семышев М.В., к.п.н., доцент кафедры иностранных языков Андрющенок Е.В., ст. преподаватель кафедры иностранных языков

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

Резюме. В статье рассматриваются вопросы о роли общения в развитии личности, средствах общения, технологии коллективной мыслительной деятельности, как методе организации целесообразного общения.

Ключевые слова: экспрессивные, перцептивные, интеллектуальные средства общения; эмпатия; рефлексия; технология коллективной мыслительной деятельности.

В настоящее время проблема развития человека выходит в психолого-педагогической науке на первый план. Эта проблема тесно связана с проблемами общения, взаимодействия, так как только в обществе других людей человек может развиваться как биосоциальная система.

Человек является саморазвивающейся системой, которая должна быть открытой, то есть обмениваться информацией с окружающей средой. Главным способом получения информации об окружающем мире для человека является общение с другими людьми. Для получения информации через общение человек должен обладать определенными свойствами, которые принято называть коммуникативными способностями. Для реализации этих коммуникативных способностей, их развития необходимо организовать взаимодействие, общение людей. Одной из перспективных моделей организации взаимодействия является коллективная мыслительная деятельность.

Современный этап развития нашего общества требует от высших учебных заведений подготовки человека, способного быстро ориентироваться в окружающей обстановке, взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, обладающего профессиональными способами деятельности. Поэтому одной из самых актуальных проблем,

The resume. The article deals with the role of communication in the development of an individual, means of communication, technology of collective thinking activity as a method used for arrangement of purposeful communication.

Key words: expressive, perceptive, intelligent means of communication; empathy; reflection; technology of collective thinking activity.

интересы, установки человека); сознание (рефлексивные способности отражения мира); характер (способность установления отношений с другими людьми); воля (способность к саморегуляции, усилению, ослаблению собственной деятельности); чувства

(способность эмоционального восприятия мира, способность к милосердию - созиданию или агрессии - разрушению); темперамент (биологическая способность, заключающаяся в силе, скорости протекания нервных процессов, она во многом определяет социальную активность).

Анализ всех подструктур показывает, что три подструктуры (направленность, характер, воля) в своем развитии подчиняются только социальной программе, две подструктуры (способности, чувства) - обеим программам, причем социальная активно в них функционирует. Одна подструктура

(темперамент) полностью определяется программой развития личности. Отсюда становится очевидным, что наиболее «пригодными» для педагогического

управления, коррекции следует признать направленность, характер, волю. Возможными для управления становятся подструктуры способности, чувства. Вместе с тем обнаруживается, что темперамент почти не поддается изменению в процессе воспитания и

стоящих перед высшими учебными заведениями, является переход от вербальной модели обучения к развивающей, то есть обеспечивающей системное развитие человека.

Если рассматривать личность с психологических позиций, то в ней можно выделить общие для каждого человека подструктуры, главными из которых являются: направленность (потребности, потребности во взаимодействии, общении). Из подструктуры «характер» следует

необходимость управления межличностными отношениями между преподавателем и обучающимися. Из подструктуры «воля» следует необходимость развития в каждом человеке умения регулирования собственного поведения в ситуациях. Из подструктуры «способности» вытекает необходимость развития у обучающихся способностей отражения мира.

Для организации образовательного процесса можно выделить ведущие подструктуры, которые обеспечивали бы развитие у обучающихся активной деятельности, самостоятельности,

ответственности, творчества. За развитие интереса к познанию мировоззренческой, общей, профессиональной культуры, к общению, взаимодействию людей «отвечает», прежде всего, подструктура «направленность». За развитие возможностей удовлетворения потребностей, интересов отвечает подструктура «способности». Остальные подпитывают эти главные и позволяют человеку вступать во взаимодействие, общение с другими людьми.

Таким образом, личность можно представить как систему потребностей и способностей, развитие которых может происходить только через взаимодействие с различными системами.

Поскольку общение человека с окружающими людьми есть деятельность, то оно протекает в форме действий, обеспечивающихся средствами общения. Среди них можно выделить эмоциональные средства общения и интеллектуальные. К эмоциональным средствам общения относятся экспрессивные (выразительные) способности человека и перцептивные (способности к пониманию внутреннего состояния другого

обучения, и его необходимо учитывать.

Анализ ведущих психологических структур личности позволяет установить возможности каждой для организации образовательного процесса по развитию человека.

Так из подструктуры «направленность» выводится необходимость управления мотивационной сферой личности (развитие у нее потребности в познании, интереса к учебной деятельности,

другого человека по его внешним признакам -важное свойство для общения. Умение не только видеть, но и понимать позволяет устанавливать добрые, отзывчивые отношения. Первый способ понимания - эмпатия («вчувствование») - проникновение его ценностями, значимостями, способность вжиться в его мир. Второй способ - рефлексия (осознание) - «вмысливание». Именно благодаря тому, что человек способен мыслить и возможно истинно человеческое общение. Роль рефлексивных способностей в общении велика. Для осуществления самого процесса общения необходимо умение принять информацию, отнестись к ней, выразить собственное отношение, аргументировать его. Учиться говорить - значит учиться думать, поэтому общение требует постоянного развития умственных способностей: умения слушать, сравнивать, выделять главное, обобщать, критически мыслить, творчески решать задачи. Развивая эти умения, мы можем стать терпимее друг к другу, адекватно отражать людей и окружающий мир, оценивать собственные поступки и саморегулировать свои действия.

В процессе деятельности, преобразующей окружающий мир, через опыт общения у человека происходит глубокое познание мира, изменяется его внутренний мир и образ самого себя. Таким образом, результатом общения являются отношения, которые и формируют мировоззренческую культуру человека. Поэтому процесс развития человека требует организации такого взаимодействия, общения, при котором возникают отношения содружества, взаимопонимания,

доброжелательности человека. Одним из методов организации такого взаимодействия является технология коллективной

мыслительной деятельности.

человека). К интеллектуальным - относятся рефлексивные способности - способности к системному отражению окружающей действительности.

Экспрессивные средства общения служат проявлением эмоциональных состояний человека, в результате чего обнаруживается отношение человека к другому: доброжелательность или неприязнь друг к другу.

Ни одно другое средство не передает истинного отношения людей как наше эмоциональное состояние, сопровождающееся мимикой, жестами, взглядом, улыбкой, воодушевлением, выразительностью речи. Эмоции приводят психику человека в такое состояние, когда информация усваивается активно и прочно, люди быстрее сближаются, крепнут дружеские и деловые контакты.

С помощью жестов, мимики, интонации мы не только выражаем свои мысли, чувства, настроения, но можем понять и другого человека. Способность понять внутреннее состояние

демократичность в общении, ответственность, рефлексивные способности и формирует человека социально активного,

профессионально грамотного и нравственного.

Технология коллективной мыслительной деятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта.

Первый такт - ввод в проблемную ситуацию, постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. В первом такте происходит определение внутренних целей; реальных способов деятельности. В ходе коллективного обсуждения целей каждый обучающийся осознает свои индивидуальные нормы, актуализируются противоречия по их изменению.

Второй такт - работа по творческим группам. На втором этапе разрешаются противоречия, формируются способы деятельности, вырабатывается индивидуальная и коллективная позиция по изучаемой проблеме.

На этом этапе обучаемые, разделенные на творческие микрогруппы (5-7 человек),

Главной целью модели коллективной мыслительной деятельности является обучение студента деятельности. Преподаватель организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений (каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять ее убедительной аргументацией, но обязан выслушать и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению; извлекать из него рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела). Равноправие, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности; отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию,

сопричастности.

Данная модель развивает творчество, метод собственной и коллективной деятельности, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но, что важно, по способу общения, наметить пути их исправления. Рефлексия ведет к осознанию способов деятельности, способов общения, что в итоге развивает личность.

Таким образом, технология коллективной мыслительной деятельности, в основе которой лежат принципы взаимопомощи,

сотрудничества (демократический стиль общения), становится средством развития человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.П. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

2. Бодалев, А.А. Личность и общение. - М., 1983.

3. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. -М.: Владос, 1998.

4. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М., 1987.

5. Семышев М.В; Андрющенок Е.В.; Семышева В.М. Обучение в сотрудничестве как часть проектной технологии / Международный научный журнал №6 - Москва: ООО «Спектр»,

вторично, уже самостоятельно, через общение в микрогруппах уточняют, проясняют

внутреннюю цель, вырабатывают способ совместной деятельности ее решения. В процессе реализации цели вырабатывают и отстаивают свои позиции при общем решении учебной проблемы. В ходе обсуждения этой проблемы участники творческой группы упражняются в демократическом стиле общения: в равноправном сотрудничестве, выработке собственной позиции,

доброжелательности, понимании другого, терпимости. В результате такого общения происходит сравнение своей и индивидуальной нормы с другими, корректировка ее, уточнение, изменение, выработка группового понимания учебной проблемы.

Третий такт - окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Общее обсуждение происходит в демократическом стиле общения, где формируются коллективные и личные позиции на основе сравнения их с научной. Обучающиеся продолжают упражняться в демократическом стиле общения теперь уже под управлением преподавателя. На этом этапе преподаватель нацеливает творческие группы на доказательство своего решения учебной проблемы. Каждая группа объявляет и активно отстаивает свою позицию, при этом терпеливо выслушивают противоположные точки зрения, аргументируют свою позицию.

Четвертый такт - определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.

Систематизирующим моментом

технологии коллективной мыслительной деятельности является рефлексия. Рефлексия позволяет осознать

2013.

6. Семышев М.В; Андрющенок Е.В. Формирование информационно-

коммуникационной компетенции в процессе профессиональной подготовки в вузе/Вестник Воронежского института МВД России № 4 -Воронеж, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.