Образовательные технологии наука и практика
УДК 377 О. В. Кутепова, преподаватель Челябинского
техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: oljkutepova@yandex.ru
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УРОКА ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
В УСЛОВИЯХ ПОО СПО
В статье дано понятие о целеполагании в педагогике, перечислены основные требования к целям урока, а также приведены образцы правильного оформления целей урока на примере дисциплины «Литература», представленные преподавателями ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего».
Ключевые слова: целеполагание, цели урока, требования к целям урока.
Понятие целеполагания в педагогике.
Двадцать первый век — эпоха прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный обучающийся. В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения четко обозначены требования к результатам освоения программы. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Новые федеральные образовательные стандарты, построенные на основе компетентност-ного подхода, предполагают введение в учебную деятельность такого метапредметного умения, как целеполагание, которое в педагогическом и психологическом смысле направлено на изменение сознания обучающегося, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включение личности обучающегося в планирование своей учебы, осознание своих результатов, в конечном итоге — превращение обучающегося из объекта обучения в его субъ-
ект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.
Целеполагание — это «процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (преподавателя и обучающегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату» [1, с. 5].
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, преподаватель в первую очередь продумывает цель обучения.
Целеполагание — самая важная часть конструирования урока; планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное — воспитание и развитие личности [2].
Триединство целей.
Цель — это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающихся. На уроке студенты усваивают знания, закрепляют их, выполняют умственные и физические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. Отсюда вытекает триединая цель: 1) образо-
Образовательные технологии: наука и практика
вательная (познавательная), 2) развивающая, 3) воспитательная [3].
Приступая к формулировке целей, преподаватель изучает требования образовательного стандарта и программы, обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самодеятельности обучающихся, определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть обучающемуся, выделяет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность студента в результатах обучения.
В связи с введением в действие ФГОС СПО третьего поколения и новых примерных программ по ООД, построенных на основе компе-тентностного подхода, сегодня предъявляются новые требования к целям урока. С одной стороны, они должны отражать требования ФГОС СПО (создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций), с другой — требования примерной программы 2015 г. (предметные, метапредметные и личностные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе изучения ООД).
Требования к целям урока.
Зачастую преподаватель получает моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке студенты. По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения. В цели же необходимо проектировать деятельность преподавателя и обучающегося. Лишь в том случае, когда студент осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Чтобы обучающийся сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная [4].
Цели должны быть: диагностируемые (ди-агностичность целей означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель); конкретные; понятные; осознанные, описывающие желаемый результат; реальные; побудительные (побуждать к действию); точные. Цель должна иметь четкую формулировку. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «понять», «почувствовать». Все учебные элементы, которые затрагиваются на уроке, должны быть прописаны в целях урока.
В методической литературе встречаются разные формулировки целей урока, как через глаголы, так и через существительные, но мы пришли к мнению, что лучше цели формулировать через отглагольные существительные (например: формирование, совершенствование, развитие и т. д.).
Образовательные цели должны быть направлены на формирование системы знаний, учебных элементов (предметные результаты). Развивающие цели ориентированы на формирование умений, навыков, опыта практической деятельности, общих компетенций, интеллектуальных способностей (метапредметные результаты). Воспитательные цели должны быть направлены на формирование личностных качеств, мировоззрения, общих компетенций (личностные результаты). Умение согласования целей субъектов деятельности (преподавателя и студента) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить понимание цели обучающимися и ее принятие ими как собственной, значимой для себя.
На этапе целеполагания студент узнает объем предстоящей учебной работы, осознает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт), самостоятельно определяет именно свою цель, планирует работу по ее достижению, самооценивает степень достижения образовательных результатов. Рассмотрим цели урока на примере дисциплины «Литература».
Тема урока: «Поэзия периода Великой Отечественной войны».
Цели урока:
- образовательные (совершенствование знаний студентов о стихотворном наследии периода Великой Отечественной войны, о судьбе некоторых поэтов и их произведений, о популярности поэзии в годы Великой Отечественной войны);
- развивающие (совершенствование умения анализировать стихотворные тексты; развитие познавательных способностей студентов; создание условий для формирования следующих общих компетенций: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- воспитательные (создание условий для развития творческого потенциала студентов, воспитания патриотизма, уважения к ветеранам войны; создание условий для формирования
Инновационное развитие профессионального образования
следующих общих компетенций: работать в коллективе, команде, эффективно общаться с однокурсниками).
Таким образом, цели урока по общеобразовательным дисциплинам в условиях ПОО должны отражать требования к результатам
Библиографический список
освоения программы, с одной стороны, предусмотренные ФГОС СПО в виде общих и профессиональных компетенций, с другой — примерными программами по ООД 2015 г. в виде предметных, метапредметных и личностных результатов.
1. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 2015. — 639 с.
2. Целеполагание на уроке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mc-krkam. edusite.ru.
3. Формирование навыка целеполагания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gimnazyl61.ru.
4. Хуторской, А. В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. — Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.
УДК 378 В. А. Малахова, преподаватель филиала
Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассмотрены современные технологи обучения (понятие, структура, классификация, основные характеристики и требования к ним) и приведены рекомендации по их применению в высшей военной школе. Перечислены активные инновационные технологии обучения.
Ключевые слова: педагогические технологии, современные технологии обучения, активные инновационные технологии обучения, высшая военная школа.
Военно-профессиональное образование стоит рассматривать как сферу, объединяющую в себе обучение, воспитание, развитие и психологическую подготовку курсантов, поэтому правильный выбор и реализация современных технологий обучения существенным образом повлияет на качество профессиональной подготовки будущего военного специалиста.
Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина, Ю. Г. Татур, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов и др. Из зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и др. [1].
С одной стороны, педагогическая технология — это совокупность методов и средств
обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогические технологии обуславливают содержание, методы и средства обучения, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии (по О. В. Долженко) [2].
Согласно В. П. Беспалько, педагогическая технология — это систематическое, последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [3].
По мнению Ф. А. Фрадкина, педагогическая технология — это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя