Научная статья на тему 'ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ПРАКТИК ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ'

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ПРАКТИК ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / ШКОЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Наталия Георгиевна, Федосов Виталий Анатольевич

Инициативное бюджетирование в Российской Федерации переживает новый виток развития. Практики инициативного бюджетирования, которые внедряются публично-правовыми образованиями, становятся все более разнообразными. В некоторые из них происходит вовлечение лиц, которые по тем или иным причинам мало представлены в стандартных практиках, например людей с ограниченными возможностями, молодежи и т. д. Авторы проводят исследование развития практик инициативного бюджетирования для молодежи, выделяют характерные для них особенности, обобщают зарубежный и российский опыт. Ключевым аспектом разработки дизайна практики инициативного бюджетирования является ее целеполагание. В статье систематизируются цели практик инициативного бюджетирования для «взрослых»и на основе имеющихся данных определяются приоритеты целеполагания для практик молодежного инициативного бюджетирования. Обосновывается связь между практиками инициативного бюджетирования для молодежи и программами повышения бюджетной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Наталия Георгиевна, Федосов Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOAL SETTING OF YOUTH PRACTICES OF PARTICIPATORY BUDGETING

Participatory budgeting in the Russian Federation is experiencing a new round of development. The practices of participatory budgeting, which are implemented by state and local governments, are becoming more and more diverse. Some of them involve people who are not well-represented in standard practices, for example, people with disabilities, young people etc. The authors conduct a study of the development of participatory budgeting practices for young people, highlight their characteristic features, and summarize foreign and Russian experience. A key aspect of designing the practice of participatory budgeting is its goal setting. The article systematizes the goals of participatory budgeting practices for “adults” and, based on the available data, determines the priorities of goal setting for youth participatory budgeting practices. The authors substantiate the relationship between the practices of participatory budgeting for young people and programs to improve budget literacy.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ПРАКТИК ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ»

https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-83-92

Целеполагание молодежных практик инициативного бюджетирования

Наталия Георгиевна Иванова

E-mail: ivanova.n@unecon.ru, ORCID: 0000-0002-2624-1824 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург 191023, Российская Федерация Виталий Анатольевич Федосов

E-mail: fedosov.vitali@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9601-7285 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург 191023, Российская Федерация

Аннотация

Инициативное бюджетирование в Российской Федерации переживает новый виток развития. Практики инициативного бюджетирования, которые внедряются публично-правовыми образованиями, становятся все более разнообразными. В некоторые из них происходит вовлечение лиц, которые по тем или иным причинам мало представлены в стандартных практиках, например людей с ограниченными возможностями, молодежи и т. д. Авторы проводят исследование развития практик инициативного бюджетирования для молодежи, выделяют характерные для них особенности, обобщают зарубежный и российский опыт.

Ключевым аспектом разработки дизайна практики инициативного бюджетирования является ее целеполагание. В статье систематизируются цели практик инициативного бюджетирования для «взрослых»и на основе имеющихся данных определяются приоритеты целеполагания для практик молодежного инициативного бюджетирования. Обосновывается связь между практиками инициативного бюджетирования для молодежи и программами повышения бюджетной грамотности.

Ключевые слова: молодежные практики инициативного бюджетирования, школьные практики инициативного бюджетирования, целеполагание, бюджетная грамотность

JEL: H72, R50

Для цитирования: Иванова Н. Г., Федосов В. А. Целеполагание молодежных практик инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 83-92. https://doi.org/10.31107/ 2075-1990-2021-2-83-92.

© Иванова Н. Г., Федосов В. А., 2021

https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-83-92

Goal Setting of Youth Practices of Participatory Budgeting

Natalia G. Ivanova1, Vitalii A. Fedosov2

1 2 St. Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg 191023, Russian Federation

1 ivanova.n@unecon.ru, https://orcid.org/0000-0002-2624-1824

2 fedosov.vitali@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9601-7285

Abstract

Participatory budgeting in the Russian Federation is experiencing a new round of development. The practices of participatory budgeting, which are implemented by state and local governments, are becoming more and more diverse. Some of them involve people who are not well-represented in standard practices, for example, people with disabilities, young people etc. The authors conduct a study of the development of participatory budgeting practices for young people, highlight their characteristic features, and summarize foreign and Russian experience.

A key aspect of designing the practice of participatory budgeting is its goal setting. The article systematizes the goals of participatory budgeting practices for "adults" and, based on the available data, determines the priorities of goal setting for youth participatory budgeting practices. The authors substantiate the relationship between the practices of participatory budgeting for young people and programs to improve budget literacy.

Keywords: youth practices of participatory budgeting, school practices of participatory budgeting, goal setting, budget literacy

JEL: H72, R50

For citation: Ivanova N.G., Fedosov V.A. Goal Setting of Youth Practices of Participatory Budgeting. Financial Journal, 2021, vol. 13, no. 2, pp. 83-92 (In Russ.). https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-83-92.

© Ivanova N.G., Fedosov V.A., 2021

ВВЕДЕНИЕ

Общественное участие в бюджетном процессе является неотъемлемой характеристикой современного гражданского общества. Развитие форм общественного участия в бюджетном процессе, возрастающее желание людей занимать активную гражданскую позицию приводит ко все большему включению граждан в процессы инициативного бюджетирования, чему в немалой степени способствует развитие информационных и телекоммуникационных технологий. Инициативное бюджетирование стремительно превращается в социальный феномен, так как «...появляются новые практики, становятся заметны системные социальные и экономические эффекты, которые выходят за рамки операционного управления. Развитие инициативного бюджетирования в России достигло того этапа, когда оно может стать полноценным предметом изучения исследовательского сообщества»1. Внедрение практик инициативного бюджетирования в деятельность органов власти приводит к повышению эффективности бюджетных расходов [Вагин В. В., Петрова И. В., 2020; Федосов В. А., 2017; Морунова Г. В., 2016].

Неоднократно отмечено, что термин «инициативное бюджетирование» (ИБ) является русским аналогом международного термина «партисипаторное бюджетирование» (ПБ), хотя некоторые авторы указывают на определенные различия в содержании этих понятий. В целях нашего исследования будем использовать термин ИБ для российских практик и ПБ — для зарубежных.

Одной из новых, наиболее интересных тенденций стало формирование практик ИБ для молодежи, прежде всего старшего школьного возраста. Как правило, школьные практики ИБ представляют собой отдельное направление, которое имеет свои специфические условия осуществления. Есть примеры, когда молодежь привлекается к участию и во «взрослых» практиках при соблюдении определенных требований. Иначе говоря, молодежное

1 В НИФИ прошел научно-методологический семинар «Инициативное бюджетирование как социальный феномен». URL: https://nifi. ru/ru/news/news-ru/novosti/1539-news-201022021.

или школьное ИБ развивается активными темпами либо параллельно со «взрослыми» проектами (что бывает чаще), либо определенным образом встраивается в них.

По мнению авторов статьи, к настоящему времени накоплено немало эмпирического материала для научного осмысления молодежного ИБ, понимания его места и роли в процессе общественного участия, а также государственного и муниципального управления. Основная гипотеза нашего исследования заключается в том, что «взрослые» и молодежные практики ИБ, имея в целом схожие цели и задачи, тем не менее разнятся в приоритетах целеполагания, что предопределяет необходимость выстраивания специфических технологий для внедрения школьного ИБ.

МИРОВОЙ ОПЫТ МОЛОДЕЖНОГО ПБ

Попытки вовлечь молодежь в практики ПБ на протяжении многих лет совершались в разных странах, но они не находили значительного масштабирования. Один из первых молодежных масштабных примеров был реализован во Франции, в регионе Пуату-Шаранта, в 2005 г. в 93 школах. Бюджет проектов в каждой школе не должен был превышать 150 тыс. евро. Общая сумма, которую выделили на реализацию практики во всех школах региона, составила 10 млн евро (примерно 10 % бюджетных средств, выделенных на все средние школы). Одной из важных особенностей данной практики является то, что не только школьники могли выдвигать инициативы, но и учителя, другие сотрудники лицеев, родители. Тем не менее ориентация на молодежь была существенной. В первые пять лет было профинансировано около 1400 проектов, а в целом в практике приняли участие более 50 тыс. человек, из них 30 тыс. — школьники.

В настоящее время в Европе одним из лидеров ПБ является Португалия. Школьное ПБ впервые было реализовано в 2011 г. в Лиссабоне. Позднее в муниципалитете Кашкайше школьное ПБ было реализовано в качестве пилотного проекта в четырех школах в период с весны 2016 г. до лета 2017 г. Особенностью данной практики являлось то, что молодежь могла выдвигать проекты двух типов: внутришкольные (бюджет до 2,5 тыс. евро) и муниципальные (бюджет до 300 тыс. евро). В следующем цикле (2017/18 учебный год) уже участвовали все 14 государственных средних школ. В 2019 г. максимальный бюджет муниципального проекта был увеличен до 350 тыс. евро.

На национальном уровне в Португалии школьное ПБ было анонсировано в 2016 г. и впервые реализовано в 2016/17 учебном году. Оно охватывает государственные средние школы, где учатся подростки 13-17 лет. Практику курирует Министерство образования. Вместе с ним координацию осуществляет ряд других государственных ведомств.

Активное развитие практики молодежного ПБ мы видим в США. Школьное ПБ впервые было запущено в городе Финиксе в 2016 г. Далее — в Нью-Йорке в 2017 г., сначала в нескольких школах, а потом в рамках всего города. В настоящее время ПБ в США практикуется во всех типах учебных заведений: начальных и средних школах, университетах (например, в городском университете Нью-Йорка, CUNY). В Бостоне молодежное ПБ позволяет вовлечь в обсуждение проектов ребят из неблагополучных районов [Хачатрян Г. Н. и др., 2020].

КРАТКИЙ ОБЗОР ПО РОССИИ

Одним из важных направлений развития ИБ в России стало школьное бюджетирование. Следом за Сахалинской областью, где в 2017 г. впервые в России стартовало ИБ для школьников, в 2019 г. появились новые школьные практики ИБ в Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе, Алтайском крае, Республике Коми, Ярославской области, в том числе самостоятельные проекты в Ноябрьске и Архангельске, в Борович-ском муниципальном районе Новгородской области. В 2020 г. в Удмуртской Республике

была запущена молодежная практика, расширяющая аудиторию участников ИБ, — проект «Атмосфера» для школьников и студентов в возрасте от 14 до 25 лет2. Школьное ИБ стало набирать обороты в России, но в 2020 г. замедлило свое развитие по объективным причинам из-за пандемии коронавируса.

В 2019 г. в Санкт-Петербурге реализовали два пилотных проекта, использующих разные подходы к школьному ИБ: проект «Твой бюджет в школах» для старшеклассников Центрального района города и проект «Перемена», который был реализован в одной школе Петроградского района. Примечательно, что первый проект был инициирован Комитетом финансов Санкт-Петербурга и реализовывался в масштабном формате с участием преподавателей и студентов Санкт-Петербургского экономического университета (СПбГЭУ), а второй стал инициативой представителей Европейского университета Санкт-Петербурга.

Авторы статьи вместе с коллегами и студентами из СПбГЭУ принимали непосредственное участие в реализации проекта «Твой бюджет в школах», что позволило нам не только накопить определенный опыт, но и сделать важные выводы о целеполагании школьного ИБ. Поэтому далее рассмотрим этот проект детально.

Опыт Санкт-Петербурга: проект «Твой бюджет в школах»

Проект «Твой бюджет в школах» является одной из практик ИБ в Санкт-Петербурге, в рамках которой старшеклассники имеют возможность реализовать собственные идеи по улучшению школьной инфраструктуры за счет средств бюджета города.

Здесь следует отметить, что в Санкт-Петербурге уже несколько лет реализуется проект ИБ «Твой бюджет» для взрослой аудитории3, но, несмотря на схожесть в названии, школьный проект имеет отличную от взрослого проекта технологию. К взрослому проекту «Твой бюджет» ближе по технологии оказался проект «Перемена».

В 2019 г. проект «Твой бюджет в школах» прошел пилотную апробацию в образовательных организациях Центрального района Санкт-Петербурга. Всего в пилотном проекте участвовали 28 школ и более 3 тыс. учащихся 9-11 классов. Общий бюджет проекта составил 30 млн руб. Как мы уже отмечали, научное и организационно-методическое сопровождение пилотного проекта осуществлял СПбГЭУ по обращению Комитета финансов Санкт-Петербурга. При подготовке проекта учитывался как зарубежный опыт, так и практика Сахалинской области.

Проект включал в себя следующие этапы: (1) обучение; (2) информационная кампания; (3) выдвижение и отбор инициативных проектов; (4) экспертиза инициативных проектов; (5) агитация за поддержку инициативного проекта на школьном голосовании и его обсуждение; (6) школьное голосование; (7) конкурсный отбор проектов-победителей.

Подробно остановимся на некоторых этапах реализации проекта как с позиции их осуществления, так и целеполагания.

Обучение

Данный этап имеет особую значимость в проекте и решает сразу несколько задач — организацию, информирование, мотивирование и пр.

Всех участников в ограниченные сроки пилотного проекта обучить не представляется возможным, поэтому была использована весьма распространенная практика «волнового обучения», или обучающая технология «научи учителя». Например, при реализации

2 Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях / Министерство финансов Российской Федерации, 2020. 80 с. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/10/main/0570_dokladJB_2020Jtog.pdf?fbclid=IwAR 2h4pc2zEs7y5jg-8SgQJ9.

3 Официальный сайт проекта «Твой бюджет». URL: https://tvoybudget.spb.ru.

всероссийского проекта Минфина России по финансовой грамотности для обучения школьников применяется именно эта технология посредством проведения массового обучения педагогов школ на курсах повышения квалификации на базе университетов и их дальнейшей методической поддержки. Педагоги далее внедряют финансовую грамотность в среде школьников.

В рамках проекта «Твой бюджет в школах» преподавателями СПбГЭУ и специалистами Комитета финансов Санкт-Петербурга было проведено обучение ответственных от каждой школы учителей и/или административного персонала, а также студентов-волонтеров, сопровождающих проект в образовательных учреждениях. Обучение осуществлялось посредством установочного научно-методического семинара продолжительностью 4 академических часа и включало в себя комплекс лекций на темы:

1. Понятие инициативного бюджетирования.

2. Основные параметры проекта «Твой бюджет в школах», в том числе сроки, этапы и формы школьного голосования.

3. Основы бюджетной грамотности.

4. Информационные ресурсы для технико-экономического обоснования инициативных проектов.

5. Agile-технологии проектной деятельности4.

Результаты обучения показали, что при масштабировании проекта «Твой бюджет в школах» в рамках следующей кампании целесообразно дополнить лекционные занятия практическими (тренингами), расширить контингент обучающихся и увеличить количество часов обучения. Так, обучение необходимо проводить не только для школьных учителей — ответственных лиц и кураторов, но и для директоров школ, участников школьных советов в целях: (1) активного вовлечения их в проект, (2) подготовки к квалифицированному обсуждению выдвигаемых инициативных проектов.

Отдельного внимания заслуживают лекции по основам бюджетной грамотности, что будет освещено далее.

Выдвижение и отбор инициативных проектов

Этап имел две ступени: внутриклассное голосование и школьное голосование.

На этапе выдвижения и отбора инициатив в классах обучающиеся, проникшись идеей проекта «Твой бюджет в школах», самостоятельно или в рамках групп друзей-единомышленников генерировали идеи, обсуждали их, дорабатывали для того, чтобы впоследствии представить на голосование в классе. Во многих школах обучающиеся осуществили большую предварительную работу над своими инициативами, прежде чем представить их своим одноклассникам, а именно: провели предварительные консультации с учителями и администрацией школы на предмет возможности реализации инициативы, сделали расчеты стоимости инициативы, подготовили выступление и презентацию и т. д. Мы с интересом наблюдали, как формируются инициативные группы школьников, где они получают навык проектной командной работы и экономического творчества.

Далее на внутриклассных голосованиях был выбран один проект от класса. Данный этап в школах прошел наиболее интересно, но и тяжело как для школьников, впервые столкнувшихся с такого рода проектом, так и для школьных кураторов. Этот этап вызвал наибольшие затруднения у участников. 32,2 % опрошенных школьников по результатам реализации проекта в процессе анкетирования ответили, что самым сложным был этап выдвижения и обсуждения идей, а 27,7 % — что выбор инициативного проекта на классном голосовании. Некоторые школьники столкнулись с трудностями при генерации идей для улучшения школьного пространства, а также при примерном расчете стоимости проектов.

4 Agile (в широком смысле) — это система ценностных установок, приемов, технологий, позволяющих создавать новые проекты быстрее и эффективнее.

Школьное голосование

Школьное голосование определялось по выбору школы одним из двух возможных способов:

— голосование членов школьного совета, в состав которого входят не менее двух представителей от каждого старшего класса;

— общешкольное голосование учащихся 9-11 классов.

Голосование проводилось в очном формате с помощью стикеров, которые школьники прикрепляли на стенд проекта, что не в полной мере позволяло обеспечить анонимность голосования. Процесс наклейки стикеров контролировался волонтерами, кураторами, зачастую представителями администрации школы и учителями. В соответствии с Положением о проекте, подготовленным Комитетом финансов Санкт-Петербурга, каждый голосующий имел право выбрать два проекта, при этом только один голос мог быть отдан за проект своего класса. Двойное голосование одного участника за один и тот же проект не допускалось.

Данный этап имеет важное значение с позиции формирования доверия к проекту, поэтому он должен быть проведен в максимально открытой и понятной форме, желательно — с использованием доступных информационных технологий.

Завершающим этапом проекта стал финальный отбор проектов-победителей. На данном этапе инициаторы презентовали свои проекты городской экспертной комиссии, в состав которой вошли 20 человек — представителей органов власти Санкт-Петербурга, научной и педагогической общественности.

По результатам очных презентаций проектов членами экспертной комиссии производилась оценка инициативных проектов по 25 критериям, объединенным в пять групп:

1. Креативная составляющая инициативного проекта.

2. Актуальность реализации инициативного проекта.

3. Вовлеченность школьников в реализацию инициативного проекта.

4. Проработанность инициативного проекта.

5. Качество презентации инициативного проекта (визуализация и выступление).

Участниками общешкольных голосований стали 3178 старшеклассников, 26 школ

защитили свои проекты перед экспертной комиссией. Победителями пилотного проекта «Твой бюджет в школах» стали десять школ, которым экспертная комиссия дала наибольшее количество баллов. На реализацию десяти инициатив-победителей из бюджета Санкт-Петербурга выделено 30 млн руб.

Например, в школе № 197 победила инициатива по модернизации кабинета биологии. Возможность выполнения практических и экспериментальных работ в этом кабинете заложит прочные основы исследовательской деятельности, которые необходимы будущим медикам, биологам, фармацевтам.

В школе «Тутти» выиграла идея «Школьной филармонии». Старшеклассники придумали, как улучшить школьное пространство, и принимали активное участие в реализации проекта. Благодаря проекту-победителю в новом творческом пространстве школы появился малый концертный зал, новый интерьер зала (шторы на окна и двери, занавес сцены), современная звуковая аппаратура (микрофоны, акустическая система, беспроводные наушники и пр.), мобильные прожекторы, компьютер и демонстрационный монитор5.

Несмотря на разнообразие, инициативы школьников повторялись, что является следствием явных проблем в материально-техническом оснащении школ Центрального

5 Благодаря проекту «Твой бюджет в школах»у школьников Центрального района появились медицинская лаборатория и творческое пространство/ Комитет финансов Санкт-Петербурга. URL: https://fincom.gov.spb. ru/ committees/news/787.

района, который относится к старым районам Санкт-Петербурга. Так, неоднократно повторялась идея о шкафчиках для одежды и вещей школьников. В силу того что многие школы Центрального района расположены в старых и старинных зданиях, они не имеют актовых залов, поэтому тема актового зала также стала весьма популярной.

На примере проекта «Твой бюджет» ребята продемонстрировали любовь и уважение к своей альма-матер, что особенно ценно в современном мире. Одновременно они почувствовали свою причастность и ответственность за сложные и важные процессы взрослой жизни. Есть все основания полагать, что пилотный проект «Твой бюджет в школах» оказался успешным, и в этом смысле он, безусловно, достиг своих целей. В Санкт-Петербурге в качестве одного из первых в России был заложен фундамент развития школьного ИБ, однако впереди еще много работы для того, чтобы потенциальные цели школьного ИБ были реализованы.

В период пандемии проект «Твой бюджет в школах» был приостановлен в связи с объективными трудностями в его реализации. Выражаем надежду, что он будет продолжен, поскольку несет в себе целый заряд необходимых для формирования современного гражданина компетенций.

БЮДЖЕТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Обязательной составляющей процесса подготовки к внедрению практики ИБ на школьном уровне является повышение бюджетной грамотности школьников. Без понимания основ бюджетного устройства и бюджетного процесса они не смогут инициировать качественные проекты, велики риски создания некорректных идей, не соответствующих, например, порядку распределения полномочий по уровням бюджетной системы и т. п. Школьники старших классов должны иметь элементарные представления о системе государственных и муниципальных закупок, уметь пользоваться единой информационной системой. При этом старшеклассники при изучении предметов «Обществоведение», ОБЖ и других должны обладать определенными знаниями в вопросах государственного и бюджетного устройства, и участие в проекте ИБ станет для них отличной практикой.

Примечательно, но усиление внимания в нашей стране к вопросам бюджетной грамотности вначале развивалось параллельно с развитием ИБ, а в настоящее время они, что называется, «идут рука об руку».

Несмотря на то что бюджетная грамотность — относительно новая тема в России, она является одним из приоритетных направлений для Правительства Российской Федерации, поскольку самым тесным образом связана с другим вопросом — прозрачности (открытости) бюджетных данных. Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, принцип прозрачности (открытости) означает:

— обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

— полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах;

— обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

По данным авторитетной неправительственной организации «Международное бюджетное партнерство» по индексу открытости бюджета (Open Budget Index) в 2017 г. Россия заняла 15-е место в мире, хотя десять лет назад она находилась на 47-м месте. Можно констатировать, что в нашей стране сделано очень много для того, чтобы бюджет стал действительно открытым для граждан. Это касается функционирования не только официальных общедоступных порталов, например budget.gov.ru, но и специальных публикаций в виде брошюр «Бюджет для граждан», которые на постоянной основе готовятся для информирования общественности о бюджетах всех уровней и популярно,

с иллюстрациями, повествуют о формировании и расходовании бюджетных средств и проводимой бюджетной политике.

Однако для понимания материала, представленного даже в «Бюджете для граждан», необходим определенный уровень бюджетной грамотности, поэтому она становится важнейшим фактором, инструментом повышения открытости бюджета. В то же время открытость бюджета позволяет реализовать важную социальную задачу, то есть обеспечить общественный контроль за расходованием бюджетных средств. Вторая важная задача имеет финансовую подоплеку — посредством повышения открытости бюджета возрастает доверие граждан к проводимой бюджетной политике и, следовательно, повышается налоговая дисциплина граждан, что оказывает положительное влияние на собираемость доходов бюджета [Пинская М. Р. и др., 2020]. Наконец, решается еще одна задача — возрастает общественное участие граждан в бюджетном процессе, что реализуется с помощью разнообразных практик ИБ.

Таким образом, бюджетная грамотность интегрируется с ИБ, обеспечивая необходимый знаниевый компонент для успешной реализации проектов ИБ. Участие школьников в проектах ИБ не только повышает их бюджетную грамотность, но и решает те социальные и финансовые задачи, которые были указаны выше.

С точки зрения авторов, бюджетная грамотность должна быть составной частью подготовки школьников по финансовой грамотности, которая широким фронтом реализуется в нашей стране, хотя и не все эксперты разделяют данное утверждение [Иванова Н. Г. и др., 2019].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подтвердим нашу точку зрения на следующем примере. В последнее время в практиках ИБ активно развиваются доходогенерирующие проекты, особенно в сельской местности, о чем свидетельствует, например, опыт Башкирии6. Доходогенерирующие проекты — это прежде всего предпринимательские проекты, которые получают бюджетную поддержку. В этом примере бюджетные и финансовые знания неразделимы, и они обязательно должны быть у инициаторов проекта для его успеха. Полагаем, что границы доходогенерирующих проектов будут расширяться. Постепенно возникает интерес к ним и в рамках школьного образования, что напрямую связано с необходимостью развития предпринимательского духа школьников. В современном мире финансовая грамотность и ее составляющая — бюджетная грамотность являются частью функциональной грамотности школьников, которую можно определить как базовое образование будущего гражданина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При разработке дизайна практики ИБ ее цель должна быть определена в первую очередь. В общем виде основной целью практик ИБ является повышение ответственности граждан за место проживания и формирование гражданской позиции у населения посредством установления и развития системы взаимодействия граждан и органов власти.

Кроме того, важными аспектами реализации стандартных практик ИБ являются:

— повышение эффективности бюджетных расходов посредством их приоритизации;

— рост удовлетворенности населения деятельностью органов власти;

— стимулирование налоговой ответственности (граждане видят, на какие проекты направляются их денежные средства и сколько стоят эти проекты);

— повышение открытости (прозрачности) деятельности органов власти;

6 Программа «Доходогенерирующие проекты» / Государственное бюджетное учреждение Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан. URL: http://www.cckrb.ru/programs/konkursnyy-otbor-po-predostavleniyu-grantov-na-razvitie-selskokhozyaystvennykh-potrebitelskikh-koope.

— повышение доверия к власти;

— использование уникального опыта граждан при формулировке и проработке инициативных проектов;

— активное вовлечение граждан в политическую повестку.

Отдельной задачей ИБ является вовлечение лиц, которые по тем или иным причинам мало участвуют в стандартных практиках: людей с ограниченными возможностями, иммигрантов, людей с низким уровнем дохода, молодежи.

Одним из ключевых аспектов внедрения и реализации практик ИБ для молодежи является вопрос целеполагания. И как показывает опыт в России и зарубежных странах, цели «взрослого» ИБ не следует механически адаптировать под молодежные практики, поскольку последние имеют свои цели, в большей степени направленные на формирование будущего ответственного гражданина.

Исходя из того, что в практики ИБ для молодежи часто вовлекаются несовершеннолетние лица, включая даже школьников младших и средних классов, то и целеполагание у такого рода практик исходит из иных по сравнению со «взрослыми» практиками предпосылок. При этом школьное ИБ также неоднородно. Оно, как правило, не ставит перед собой цель сформировать гражданскую позицию и ответственность за место проживания или учебы, но важно с раннего возраста заложить в сознание каждого школьника понимание того, как работают государственные демократические институты.

Тем не менее целеполагание может исходить и из других предпосылок. Если школа расположена в многонациональном районе, то одной из целей может стать налаживание диалога между школьниками разных национальностей и вовлечение их в диалог посредством работы над групповыми инициативными проектами. В этом случае практика ИБ может стать объединяющим элементом, когда дети разных культур находят общие интересы.

Безусловно, практики ИБ развивают у школьников креативные способности, дают опыт командной и проектной работы, улучшают навыки коммуникации и презентации результатов работы, формируют финансовую и бюджетную грамотность. Повышение эффективности бюджетных расходов также играет свою роль с точки зрения более полного учета интересов школьников в принятии решений по развитию школьной или городской (сельской) инфраструктуры.

Различная структура целеполагания «взрослого» и молодежного ИБ предопределяет разные подходы к организации практик. Даже если в целом последовательность этапов бюджетирования может повторяться, то в молодежных практиках рекомендуется делать акцент на образовательную составляющую и повышение бюджетной грамотности. Для того чтобы достигались цели молодежного ИБ, совсем не обязательно выделять большой объем финансирования из бюджета, возможно, даже нежелательно это делать, чтобы у администрации образовательных учреждений и родителей не возникало желания вмешиваться в процессы предложения и разработки школьных идей, их отбора посредством конкурсных процедур или голосования. Поэтому для школ, расположенных в крупных городских агломерациях, достаточен бюджет на один проект до 1 млн руб., для школ в небольших населенных пунктах — до 500 тыс. руб.

Таким образом, школьные практики ИБ будут способствовать развитию творчества, инициативы, предпринимательских навыков учащихся, расширят их знания о взаимодействии с органами власти, сформируют активную гражданскую позицию.

Список источников

Вагин В. В., Петрова И. В. Влияние гражданской партисипации на эффективность бюджетных расходов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 25-38. URL: https://doi.org/10.31107/2075- 1990-2020-6-25-38.

Иванова Н. Г., Алексеева А. М., Балабанов А. И. и др. Проекты повышения финансовой грамотности и развития инициативного бюджетирования: опыт России и зарубежных стран: моногр. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 163 с.

Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике: моногр. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 153 с.

Пинская М. Р., Вагин В. В., Логинова Т. А. и др. Увеличение налоговых доходов местных бюджетов с помощью инициативного бюджетирования // Белорусский экономический журнал. 2020. № 4 (93). С. 117-127.

Федосов В. А. Общественное участие в бюджетном процессе: зарубежный опыт и российская практика: моногр. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 143 с.

Хачатрян Г. Н., Гаврилова Н. В., Шульга И. Е. и др. Практики школьного партисипаторного бюджетирования / Под общ. ред. И. Е. Шульги М.: Алекс, 2020. 100 с.

References

Fedosov V.A. (2017). Public Participation in the Budget Process: Foreign Experience and Russian Practice. St. Petersburg: SPbSUE Publ., 143 p.

Ivanova N.G., Alekseeva A.M., Balabanov A.I. et al. (2019). Projects to Improve Financial Literacy and Initiative Budgeting Development: the Experience of Russia and Foreign Countries: monograph. St. Petersburg: SPbSUE Publ., 163 p.

Khachatryan G.N., Gavrilova N.V., Shulga I.E. et al. (2020). School Participatory Budgeting Practices. Ed. by I.E. Shulga. Moscow: Alex Publ., 100 p.

Morunova G.V. (2016). Theory, Law and Practice of the Municipal Finance Organization in the Transition Economy: monograph. St. Petersburg: SPbSUE Publ., 153 p. (In Russ.).

Pinskaya M.R., Vagin V.V., Loginova T.A. et al. (2020). Increase of Tax Revenues of Local Budgets Due to Participatory Budgeting. Belorusskii ekonomicheskii zhurnal — Belarusian Economic Journal, no. 4, pp. 117-127 (In Russ.).

Vagin V.V., Petrova I.V. (2020). The Role of Public Participation in Ensuring the Efficiency of Budget Expenditures. Financial Journal, vol. 12, no. 6, pp. 25-38 (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.31107/2075- 1990-2020-625-38.

Информация об авторах

Наталия Георгиевна Иванова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург Виталий Анатольевич Федосов, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург

Information about the authors

Natalia G. Ivanova, Doctor of Economics Sciences, Professor, Head of the Department of Finance, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

Vitalii A. Fedosov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

Статья поступила в редакцию 01.03.2021 Одобрена после рецензирования 31.03.2021 Принята к публикации 14.04.2021

Article submitted March 1, 2021 Approved after reviewing March 31, 2021 Accepted for publication April 14, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.