Научная статья на тему 'Целеполагание как инструмент принятия эффективных управленческих решений по результатам диагностических процедур'

Целеполагание как инструмент принятия эффективных управленческих решений по результатам диагностических процедур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБ-ЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЭФФЕКТИВНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабас Андрей Александрович

Управление качеством образования, как новой парадигмы управления современной образовательной организацией, обеспечива-ется успешной интерпретацией полученных результатов оценочных процедур Региональ-ной системы оценки качества образования. При этом целеполагание выступает идеоло-гической основой интерпретационного про-цесса, обеспечивающего принятие эффек-тивных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабас Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целеполагание как инструмент принятия эффективных управленческих решений по результатам диагностических процедур»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ

ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

А.А. Барабас

Управление качеством образования, как новой парадигмы управления современной образовательной организацией, обеспечивается успешной интерпретацией полученных результатов оценочных процедур Региональной системы оценки качества образования. При этом целеполагание выступает идеологической основой интерпретационного процесса, обеспечивающего принятие эффективных управленческих решений.

Ключевые слова: целеполагание, региональная система оценки качества образования, модель системы оценки качества общего образования, оценочные процедуры, эффективная управленческая деятельность

Современное определение термина «качество образования», закреплённое статьёй 2 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [19], утвердило личностно-ориентированную парадигму в образовательной системе России, что, в свою очередь, потребовало существенного пересмотра сложившихся подходов к интерпретации образовательных результатов. Построение систем оценки качества образования и мониторинга состояния образовательной системы обращает внимание управленцев к повторному рассмотрению и овладению инструментами, позволяющими успешно достигать качественных целей образования. В свою очередь цель, выступая в качестве первого и основополагающего элемента построения любой модели или системы деятельности, будет достигаться с помощью тонкого инструмента управленческой деятельности - целеполагания.

Целеполагание - своеобразный стержень управленческих процессов - определяет

все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную. Це-леполагание лежит в основе главного принципа управления - системного подхода. Действительно, каждая социальная подсистема, обладая собственной основной целью, носит подчиненный характер относительно основной цели -общества в целом [7].

Поэтому основная цель, например, территориального или муниципального образования и соответствующих видов управления, определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка [16]. Например, если под основной целью понимается создание условий, повышающих уровень качества жизни граждан, доступного развития каждому человеку, то у социальных подсистем более «низкого» уровня других определяющих целей быть не может. Различие можно отметить лишь в методах, средствах, сроках, этапах.

В связи с этим специфика формирования и уточнения целей, построение иерархии подцелей, приведение их к соответствующему приоритетному уровню главной цели в отношении целей «нижнего» уровня является одной из наиболее важных задач управления, от которых зависит эффективность управленческой деятельности в целом. «Если мы ставим перед собой задачу совершенствования организации, - пишет известный американский специалист по управлению Дж. О'Шонесси, - не уточнив ее целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов» [6, с. 33].

На практике для достижения основной

цели её подразделяют на составляющие подцели более низкого уровня подчинения. Это приводит к построению «дерева целей» -иерархического структурированного перечня целей организации. В проектно-целе-вом управлении с учётом глобального характера целей именно их декомпозиция является важным аспектом в управлении и условием для практической реализации проекта или программы.

В этой логике целеполагание, под которым понимается выделение, определение и осознавание целей [4], - это начало управленческой деятельности, один из наиболее важных этапов управления, «один из важнейших моментов менеджмента» [10, с.60], «основа успеха управления»; «основа успеха в любых стратегических инициативах» [5].

Эффективность системы управления развитием образования зависит от качества це-леполагания, поскольку содержанием последнего, осуществляемого на первой стадии управленческой деятельности, является определение параметров оптимального функционирования и развития объекта, модели его будущего состояния. «Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения «цель - результат», сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы» [9, с.233].

Целеполагание в управлении развитием образования включает: анализ (исследование) ситуации в сфере развития образования; диагностику актуального уровня развития образования; прогнозирование желаемого результата; планирование деятельности по достижению цели (получению результата) [2].

В современном менеджменте понятие цели - одно из основных. Цель - это первый шаг в управлении. От целей зависит: будет развиваться образование или нет. «Научное, а не поверхностное определение цели образования поэтому есть важнейшая задача для педагогической мысли не только в нашем отечестве, но и в мире, т.к. определение цели образования для любого народа есть

одновременно решение им для себя проблемы: «быть или не быть» и каким именно быть. Для российского общества определение цели образования актуальней в силу проживаемого им именно сейчас периода разрушения старого периода неопределенности, т.е. такого исторического момента, когда действительностью могут стать различные возможности» [5].

Важным аспектом, определяющим успех принятых управленческих решений, является эффективность целеполагания. Президент России В.В. Путин при принятии Стратегии развития России до 2020 года подчеркнул, что перед людьми нужно ставить амбициозные задачи [3]. Глобальность изменений, которые несёт в себе амбициозная, масштабная цель, является важным мотивацион-ным фактором. Отметим, что эффективные цели уже содержат основные ресурсы, а это означает, что высшее руководство избавляется от пустой траты времени на поиск стратегических ресурсов [5]. От того, насколько правильно выбрана цель, насколько четко она сформулирована, зависит успех деятельности. «Неправильное и нечеткое формулирование цели приводит к тому, что система управления, даже если она должным образом устроена, работает не с полной отдачей, неэффективно, так как усилия аппарата управления расходуются нецеленаправленно» [8, с.78].

Нечётко сформулированные цели могут привести к отсутствию [8]:

1. требований в части четкой организации работ (так как невозможно правильно выбрать средства достижения цели);

2. критерия, по которому можно судить о достижении цели;

3. измерителя эффективности текущей работы организации,

4. скоординированной деятельности структурных подразделений;

5. четко организованной работы аппарата управления и оценки ее эффективность;

6. рационального распределения обязанностей между сотрудниками аппарата управления и оценки деятельности каждого из них.

В данном контексте нельзя не согласиться с мнением А.Н.Суворовой, утверждающей,

что именно цель совершает «закрытие» бытия, конверсию разнонаправленного по причине своей неявности бытия в сторону строго определенной необходимости формирования сущего [18]. Это подтверждает то, что управление развитием образования нуждается в качественном, грамотном целепола-гании.

Целеполагание в управлении развитием образования осуществляется на международном, государственном, региональном, муниципальном уровнях и уровне конкретного образовательного учреждения. «Процесс целеполагания обеспечивает современное требование проектного управления, а значит обеспечивает необходимость составления проектов и программ развития образования» [2, с.115]. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести це-леполагание с имеющимися ресурсами, точнее опре-делить иерархию целей с учетом имеющихся ресурсов, выделить приори-тет-ные из них и направить их на достижение главной (генеральной) цели [9].

Применение проектного метода при решении вопросов эффективного управления в настоящий момент перешло из научной области и искусства управления в требование времени. Так Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016г. № 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" утверждено "Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", предписывающее всем государственным структурам применять проектный метод управления [14].

Примерами программ развития образования в России выступают: на государственном уровне - Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025 года, Федеральная программа развития образования; на региональном уровне - Программы развития образования Челябинской области до 2017 года; на муниципальном уровне - Программы развития образования в конкретных муниципальных образованиях; на уровне образовательного учреждения - программы развития конкретного образовательного учреждения.

Таким образом, роль целеполагания в

управлении развитием образования заключается, прежде всего, в определении результатов, которые непременно должны быть достигнуты.

Федеральная целевая программа развития образования в качестве одной из приоритетных задач развития системы общего образования ставит формирование востребованной общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования [13].

Эффективность формирования единого образовательного (в рамках системы оценки качества образования - и «оценочного») пространства Челябинской области зависит от рационального применения образовательного, воспитательного и кадрового потенциала (подходов, идей, технологий, отображающих региональную специфику образования), особенностей социально-экономической инфраструктуры региона, учёта потребностей населения в качестве получаемых образовательных услуг. Во исполнение государственной программы «Развитие образования в Челябинской области в 2014-2017 гг.» Министерством образования и науки Челябинской области определена и обоснована в качестве стратегии развития региональной системы оценки качества образования - идея формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки [15].

В 2016 году по поручению Министерства образования и науки Челябинской области ГБУ ДПО РЦОКИО был разработан ряд региональных документов, направленных на совершенствование и развитие РСОКО в современных условиях меняющегося законодательства в сфере образования. Основным механизмом обновления стала концептуализация.

Концептуализация ключевых аспектов развития региональной системы оценки качества образования разных уровней направлена на формирование единого «оценочного пространства» в системе образования Челябинской области, определения общих для всех ее участников целей управления и «правил игры». Цели и правила, осознанно и добровольно принятые всеми, позволяют эффективно, а значит, с минимальными ресурс-

ными затратами, решать задачи управления качеством образования каждым «игроком» на «поле» оценки качества образования.

Идейной основой концептуализации выступает обновленная Концепция РСОКО. Эта Концепция была разработана специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО, рассмотрена на Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области, прошла общественно-профессиональное обсуждение, в том числе в 175 образовательных организациях региона, и утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области.

Основная стратегическая цель региональной системы оценки качества образования Челябинской области определена как получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях и причинах изменения качества образования для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Челябинской области [15].

Концепция включает также описание используемых в образовательной системе Челябинской области механизмов и процедур оценки качества образования, организационную структуру управления РСОКО, а также в ней сформулированы ожидаемые результаты реализации РСОКО и направления управленческих решений по результатам мероприятий РСОКО на всех уровнях принятия решений, включая уровень образовательной организации.

Принятая в Челябинской области Концепция региональной системы оценки качества образования является основанием для совершенствования внутренних систем оценки качества образования, поскольку отражает всю совокупность полномочий субъектов системы образования в сфере оценки качества образования: от уровня региона до уровня конкретной школы.

Инструментом «тонкой настройки» функционирующих внутренних систем оценки качества образования выступает другой концептуальный документ: региональная мо-

дель оценки качества общего образования, разработанная в 2016 году совместно специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО и ГБУ ДПО ЧИППКРО, которая является идейным и логическим продолжением Концепции региональной системы оценки качества образования.

Актуальность разработки такой модели обусловлена необходимостью представить конкретные механизмы реализации Концепции РСОКО в системе общего образования. В тоже время с целью обеспечения преемственности к подходам, содержанию, механизмам и процедурам оценки качества общего образования в модель включено также дополнительное образование.

Разработанная региональная модель оценки качества общего образования включает: концепцию модели, описание ее компонентов, перечень и описание процедур и инструментария оценки качества общего образования, а также содержит варианты управленческих решений, в том числе институционального уровня.

Стратегической целью модели определено развитие региональных механизмов оценки качества общего образования в Челябинской области, а ее задачи направлены на:

• развитие системы региональных исследований качества общего образования, позволяющей оценивать качество образования по основным дисциплинам на всех уровнях общего образования (в частности, в модели отражена практика поэтапного расширения спектра областных диагностических работ (предметные, метапредметные) и категорий обучающихся;

• создание и пополнение фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества общего образования на региональном уровне (например, моделью определяются требования к разработке диагностического инструментария, его содержанию, а также критерии анализа таких работ и подходы к интерпретации результатов);

• формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на региональном и муниципальном уровнях (например, критерии отбора

педагогических работников, методических объединений педагогов для участия в работе региональных групп-разработчиков диагностических материалов или формы экспертных заключений для оценки разработанного инструментария).

Особенно актуальной среди задач, которые призваны решать модель - это функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования (модель демонстрирует ресурсы информационных систем для получения образовательными организациями информации, необходимой для принятия решений; например, системы «СтатГрад», «АИС. Образование»). Именно системное использование данных, размещаемых в единой информационной системе, позволит образовательным организациям сравнивать полученные результаты с показателями целеполагания, правильно их интерпретировать, то есть эффективно управлять качеством образования.

Данная модель, является на наш взгляд, перспективным средством, способным обеспечить «встраивание» внутренних систем оценки качества образования в муниципальную и региональную систему оценки качества образования.

В целом, концептуализация ключевых аспектов развития региональной системы оценки качества образования как механизм сопровождения совершенствования региональной системы оценки качества образования, обеспечивает содержательное единство региональной системы оценки качества образования.

2017 год актуализирован задачей внедрения представленных материалов в практику образовательной системы Челябинской области. Для этого в рамках проекта ФЦПРО (мероприятие 5.1) в нынешнем году продолжена работа по концептуализации сопровождения совершенствования РСОКО. В данный момент Министерством образования и науки Челябинской области утверждены разработанные РЦОКИО следующие документы - Концепция и «Дорожная карта» межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества обра-

зования.

Внедрение концептуальных документов, обеспечивающих эффективное управление качеством образования обеспечивается прежде всего целеполаганием. Именно поэтому сам процесс целеполагания рассматривается как деятельность по выявлению и анализу потребностей управляемого объекта в результатах, услугах, образовательном, интеллектуальном или информационном продукте с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения [11].

Понимание целеполагания в этом свете обеспечивает решение стратегических задач развития областной образовательной системы. Стратегическое целеполагание является сегодня основной функцией научного управления, которое должно быть воспринято всеми субъектами управления как категорический императив: другого выхода из кризисного состояния нет. В настоящее время стратегией называют искусство руководства в перспективном управлении системами, решении принципиальных вопросов целеполагания, выявлении закономерностей и тенденций общественного развития, разработке приоритетных направлений накопления ресурсов развития и концентрации усилий для ликвидации кризисных явлений [17]. Стратегия развития тесно связана с общественной доктриной и концепцией. Последняя задает стратегии цели, а стратегия обеспечивает их выполнение, разрабатывает технологии получения оптимального результата в различных сферах общественной жизни.

Региональные концептуальные документы, направленные на формирование единого оценочного пространства, стратегически определяют механизмы управления качеством образования субъектов образования - от педагога, родителей ученика до министра. Основную ответственность за результаты несут организаторы системы образования. «Люди, по долгу службы и зову сердца, чувствующие себя ответственными за развитие системы образования, как правило, оказываются перед лицом следующей альтернативы: либо стать проводниками «культуры полезности» и через образование вести формовку, штамповку личности, либо создать такие условия, которые помогли бы каждому

человеку найти себя, достичь профессионального и личного успеха. От выбора в этой ситуации зависит место и миссия образования в обществе: в первом случае образование плетется в хвосте общества, во втором - обеспечивает его развитие. Этот выбор и определяет направленность соответствующих реформ» [1, с.7,9]. Именно целевая направленность на развитие определяет характеристику нового поколения. Об этом упомянул Президент РФ В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации: «Вижу в молодом поколении надёжную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке. Верю, что это поколение способно не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития» [12].

В какой степени будет использован ценный потенциал образования, будет сформирован «человек-творец» или «человек-винтик», будет образование развито или разрушено - зависит от целей (скрытых и явных), поставленных управленцами. Цель - образ результата. То состояние, в котором находится образование сейчас - это результат реализации поставленных когда-то целей в сфере управления развитием образования, т.е. результат целепо-лагания.

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Образование России: от «культуры полезности» - к «культуре достоинства» [Текст] / А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 3-11.

2. Бим-Бад, Б. М. Очерки по теории образования, обучения и воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://Ыт-bad.ru/author/bim_bad.

3. Большая пресс-конференция Владимира Путина: ответы Президента РФ В.В.Путина на вопросы журналистов 14 февраля 2008 г. - Режим доступа: https/Лenta.ru/artides/2008/02/14/putin/

4. Глоссарий на сайте «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=

317

5. Долгоруков, А. М. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение замысла в жизнь [Текст] / А. М. Долгоруков. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2004.

6. Егорова, Ю. А. Роль целеполагания в управлении развитием образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https:// https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&e src=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8 &ved=0ahUKEwjzwZ_Np_vTAhWDYZoKH f62AYQFggiMAA&url=http%3A%2F%2Fco nference.osu.ru%2Fassets%2FШes%2Fconf_r eports%2Fconf8%2F410 .doc&usg=AFQjCN FQBWfcoIKkXFHcUe11WkFjBkmrZQ

7. Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире [Текст]. - М., 1996.

8. Климентьев, В. Е. Образование как предмет познания [Электронный ресурс]. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - Режим доступа : http://www.erudition.ru/referat/ref/id.57506_ 1.html

9. Менеджмент: учебник [Текст] / под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. -М: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 359 с.

10. Основы социального управления: учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др.; под ред. В. Н. Иванова. - М. : Высшая школа, 2001. -271 с.

11. Педагогика. учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа:http://www.consultant.ru/document/co ns_doc_LAW_207978/

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.», задача 5, мероприятие 5.1. [Электронный ресурс] -Режим доступа: минобрнауки.рф/доку-менты/5930

14. Постановление Правительства РФ от от 15.10.2016г. № 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_206009/

15. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области». - Режим доступа: minobr74.ru.

16. Репин, С. А. Целеполагание в управлении образовательными системами // Вестник ЮУрГУ, Серия «Образование. Педагогические науки» - 2009 - № 38. - С. 23-26.

17. Сетков, В. И. Основы общего менеджмента (краткий курс) / В. И. Сетков. - М.: ИН-ФРА-М, 2003. - 169 с.

18. Суворова, А. Н. Введение в современную философию: учебное пособие / А. Н. Суворова. - М. , 2005. - 72 с.

19. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа:http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_216151/

References

1. Asmolov, A. G. Obrazovanie Rossii: ot «kul'tury poleznosti» - k «kul'ture dostoinstva» [Tekst] / A. G. Asmolov, A. M. Kondakov // Ped-agogika. - 2004. - № 7. - S. 3-11.

2. Bim-Bad, B. M. Ocherki po teorii obra-zovanija, obuchenija i vospitanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://bim-bad.ru/au-thor/bim_bad.

3. Bol'shaja press-konferencija Vladimira Putina: otvety Prezidenta RF V.V.Putina na vo-prosy zhurnalistov 14 fevralja 2008 g. - Rezhim dostupa: https//lenta.ru/articles/2008/02/14/putin/

4. Glossary na sajte «Federal'nyj Gosudar-stvennyj Obrazovatel'nyj Standart» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://standart.edu.ru/catalog .aspx?Cata-logId=317

5. Dolgorukov, A. M. Strategicheskoe is-kusstvo: celepolaganie v biznese, razrabotka stratagem, voploshhenie zamysla v zhizn' [Tekst]/

A. M. Dolgorukov. - M.: OOO «1S-Pablish-ing», 2004.

6. Egorova, Ju. A. Rol' celepolaganija v up-ravlenii razvitiem obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: -https:// https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&e src=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8 &ved=0ahUKEwjzwZ_Np_vTAhWDYZo-KHf62A-YQFg-

giMAA&url=http%3A%2F%2Fconfer-ence.osu.ru%2Fassets%2Ffiles%2Fconf_re-ports%2Fconf8%2F410.doc&usg=AFQjCNF QBWfcoIKkXFHcUe11WkFjBkmrZQ

7. Ivanov, V. N. Social'nye tehnologii v sovremennom mire [Tekst]. - M., 1996.

8. Kliment'ev, V. E. Obrazovanie kak pred-met poznanija [Jelektronnyj resurs]. - SPb.: RGPU im. A. I. Gercena, 2001. - Rezhim dostupa : http://www.erudition.ru/ref-erat/ref/id.57506_1.html

9. Menedzhment: uchebnik [Tekst] / pod red. M. M. Maksimcova, M. A. Komarova. -M: JuNITI-DANA, Edinstvo, 2002. - 359 s.

10. Osnovy social'nogo upravlenija: uchebnoe posobie / A. G. Gladyshev, V. N. Ivanov, V. I. Patrushev i dr.; pod red. V. N. Ivanova. - M. : Vysshaja shkola, 2001. - 271 s.

11. Pedagogika. uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V. A. Slas-tenin, I. F. Isaev, E. N. Shijanov; pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skij centr "Akad-emija", 2002. - 576 s.

12. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju RF. 1 dekabrja 2016 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/

13. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015g. № 497 «O Feder-al'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016-2020 gg.», zadacha 5, meroprijatie 5.1. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: minobrnauki.rf/dokumenty/5930

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2016g. № 1050 "Ob organizacii proektnoj dejatel'nosti v Pravitel'stve Ros-sijskoj Federacii" - Rezhim dostupa:http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_206009/

15. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 28.03.2013 g. №2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

03/961 «Ob utverzhdenii Koncepcii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija Chel-jabinskoj oblasti». - Rezhim dostupa: minobr74.ru.

16. Repin, S. A. Celepolaganie v upravlenii obrazovatel'nymi sistemami // Vestnik JuUrGU, Serija «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» -2009 - № 38. - S. 23-26.

17. Setkov, V. I. Osnovy obshhego menedzhmenta (kratkij kurs) / V. I. Setkov. - M.: INFRA-M, 2003. - 169 s.

18.Suvorova, A. N. Vvedenie v sovremennuju filosofiju: uchebnoe posobie / A. N. Suvorova. - M. , 2005. - 72 s.

19. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federacii№ 273-FZ ot 29.12.2012 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consult-ant.ru/document/cons doc LAW 216151/

Сведения об авторе

Барабас Андрей Александрович -

Почетный работник общего образования РФ, Член учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области, директор ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author

Barabas A.A. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Member of the educational and methodological Association for General education of the Chelyabinsk region, Director, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.