Научная статья на тему 'ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ КОБРЕНДИНГА'

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ КОБРЕНДИНГА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЗДАНИЯ / БРЕНД МЕСТА / БРЕНД ЗДАНИЯ / АРХИТЕКТУРА / КОБРЕНДИНГ / ЛОГОТИП / ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горгорова Ю.В.

Совместный брендинг способствует созданию более успешных продуктов. Целенаправленное формирование образа архитектурного объекта, то есть его бренда, может складываться из трех частей. В его создании участвует бренд организации или организаций, расположенной в здании, бренд автора или авторов проекта и бренд места. Эти три составляющие могут по-разному проявиться в архитектурном объекта. Изучение вопросов совместного брендинга архитектурных объектов и глубинное понимание взаимосвязанного процесса важно не только для архитекторов и девелоперов, но и для других специалистов, так как это дает представление об использовании возможностей, скрытых в этой сфере и поможет выстроить целостный образ архитектурного объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURPOSEFUL FORMATION OF THE IMAGE OF AN ARCHITECTURAL OBJECT BASED ON A CO-BRANDING MARKETING STRATEGY

Co-branding contributes to the creation of more successful products. Purposeful formation of the image of an architectural object, that is, its brand, consists of three parts. Its creation involves the brand of the organization or organizations located in the building, the brand of the author or authors of the project, and the brand of the place. These three components can manifest themselves in different ways in an architectural object. Studying the issues of joint branding of architectural objects and understanding this process is important not only for architects and developers, but also for other professionals. The realization of the possibilities hidden in this area contributes to the creation of a holistic image of an architectural object.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ КОБРЕНДИНГА»

�даний одного бренда, расположенных в разных частях мира. Так, на фасадах фирменных магазинах Burberry, присутствует фирменная клетка этого бренда. Это делает данные магазины узнаваемыми. А в архитектуре фирменных магазинов модных домов DIOR присутствует символ звезды, связанный с историей этой компании (рис. 5).

Рис. 5. - Символ звезды в архитектуре фирменных магазинов DIOR, расположенных в Майами, Токио, Сеуле. Составитель Дарья Головашова.

Брендбук компании включает рекомендации визуального воплощения бренда, функционально-технологические требования и другие. Стандарты проектирования, разработанные компаниями, могут подробно описывать требования к организации участка, конструктивному и планировочному решению, форме здания, цветовому решению, организации входа, оформлению фасадов и деталей, освещению, навигации и вывескам и другие [8].

Значение бренда автора или авторов проекта в формировании образа архитектурного объекта

Привлечение знаменитых архитекторов к проектированию усиливает значимость архитектурного объекта. Но и сами разработчики проекта заинтересованы в поддержании собственной торговой марки: бренда мастерской или архитектурного бюро, узнаваемости проектируемых ими сооружений. Здания бюро Заха Хадид, расположенные в разных частях мира, имеют общие черты. Свой бренд это архитектурное бюро транслирует также в предметном дизайне, мебели, светильниках, одежде, аксессуарах, посуде (рис. 6).

М Инженерный вестник Дона, №1 (2023) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nly2023/8129

Рис. 6. - Архитектурные проекты и предметы интерьера и дизайна, выполненные в бюро Заха Хадид (источник -zaha-hadid.com/)

Бренд архитектора может эксплуатироваться и другими людьми. Маркетологи считают, что любое упоминание бренда полезно, так как повышает интерес к нему, а фактом успешного бренда являются последователи и подражатели бренду. Например, ювелирная коллекция, посвященная творчеству А. Гауди (рис. 7).

Рис. 7. Коллекция испанской бижутерии, посвященная А. Гауди (источник -

com/en/gaudi-j ewelry/)

Проявление бренда места в архитектурном объекте

Образ архитектурного объекта формируется уникальностью территории. Значимое здание с прилегающей к нему территорией относят к локальному уровню территориального бренда. Этот уровень формируется под влиянием

мультинационального и национального уровней территориальных брендов: бренда страны, континента, зонтичного бренда городов, а также развивается в связи с локальными архитектурно-градостроительными уровнями территориальных брендов: город, район, улица, природные и ландшафтные объекты, памятники природы, система визуальных коммуникаций, малые архитектурные формы, плоскостные объекты [9].

Бренд места может выражаться в архитектуре, как проявление региональных особенностей: историко-культурных, природно-климатических, ландшафтных, социальных и религиозных [10]. Бренд места может получить воплощение в архитектурно-планировочном решении, художественном решении объекта, проявляться в применяемых материалах, используемых фактурах, паттернах, характерных деталях. Кроме того, подчеркнуть уникальность места можно при помощи реконструкции существующей ценной застройки.

Бренд места может выражаться в архитектуре не только в сохранении существующего архитектурно-градостроительного контекста. Стратегией бренда должна быть определено соотношение доли привнесенных и существующих решений. Идея бренда может быть задана легендой, сценарием, который воплощают в общей стратегии. Например, как это происходит в Объединенных Арабских Эмиратах, где создают объекты, которыми стараются поразить потребителей: намывают остров в виде пальмы, создают крытый горнолыжный спуск среди пустыни, строят самое высокое здание и самый большой фонтан. Для поддержания общего бренда места и стилистического единства используют соответствующие региональные нормы. Например, руководство по проектированию общественных пространств в Абу-Даби и другие [11].

В России бренд места в последние годы стараются выражать визуально в архитектурно-пространственной среде города посредством реализации

отдельных региональных норм, обозначенных как дизайн-коды городов. Вначале подобные регламенты включали в себя часть, которая относилась к размещению в городе объектов наружной информации. Затем дизайн-коды стали разрабатывать для центральных улиц городов: Белгород, Иваново, Ижевск, Калининград, Краснодар, Москва, Новосибирск, Саратов, Тверь, Южно-Сахалинск, Якутск [12]. В 2019 г. по заказу Фонда единого института развития в жилищной сфере был издан Стандарт формирования облика города (книга 4). Там даны рекомендации по благоустройству открытых городских пространств в разных типах городской среды, в разных климатических условиях [13]. Наличие регламента разработанного для конкретного города и способствующего формированию его дизайн-кода, учитывается при определении индекса качества городской среды [14]. Это регламент, в котором нормируются правила размещения вывесок, рекламных конструкций, элементов благоустройства. Дизайн-код разрабатывается для каждого города индивидуально.

В этом отношении интересен опыт разработки городского облика города Клин, где в качестве основной концепции был приняты решения, связанные со «звуком». В результате применения архитектурных рекомендаций планируют повысить туристическую привлекательность города, связанного с именем П.И. Чайковского. Эту идею планируется реализовать комплексно: построена звуковая карта города, планируется создание общественных пространств, тематических объектов [15].

Постоянное совершенствование и эволюционирование этих региональных норм говорит о том, что они востребованы. Целью создания подобных регламентов является создание целостного образа города на всех архитектурно-градостроительных уровнях и поддержание стилистического единства и узнаваемости бренда места.

Архитектурное отражение эволюционирования брендов

Управление развитием стратегии бренда - постоянный процесс. Для того, чтобы расширить сеть и увеличить охват потребителей, иногда создают ответвление брендов, выделяя дочерние бренды (рис. 8).

Рис. 8. Иерархия брендов сети Мариотт (источник - marriott-hotels.marriott.com/ru-RU/)

Предложения имеют свою собственную торговую марку и присутствие на рынке, но упор делается на головной корпоративный бренд, который обеспечивает свое позиционирование суббренду. На иллюстрации в верхнем ряду представлены самые роскошные гостиницы сети Марриотт. А расположенные в нижнем ряду позиционируются как гостиницы, рассчитанные для длительного пребывания.

В пределах одного родительского бренда, например, гостиничной сети, архитектурное решение зданий может различаться. Так, к одной гостиничной сети могут относить исторические и современные здания, кроме того архитектурное решение курортных и городских отелей будет разным. Поэтому перед архитекторами стоит сложная задача, так как в образе должна угадываться и ощущаться принадлежность зданий к единой сети.

Брендбук компании также может корректироваться. Например, авторитет архитектурного бюро и аргументированные предложения по

корректировке решений могут привести к тому, что организация примет проект, имеющий отклонения от брендбука, но выражающий дух компании. Так, в проекте бюро «А.Лен» по разработке проекта автосалона «Авангард», экспертами Mercedes были приняты новшества, предложенные архитекторами и рекомендованы для включения их в фирменный брендбук [16].

При реновации архитектурного объекта и смене его функционального наполнения могут быть использованы существующие ассоциации с брендом места. Например, сохранили название, но при этом сменили наполнение центр современного искусства в Москве «Винзавод», центр «Табачка» в Ростове-на-Дону, гостиничный комплекс «Жнинская сахарная мануфактура» в польском городе Жнин и ряд других объектов, имеющих сложившийся «сильный» бренд места. При реконструкции этих объектов пытаются сохранять атмосферу.

В формировании бренда места активно участвуют жители. Горожане являются одной из важных целевых аудиторий и одной из групп потребителей бренда. Негативное отношение жителей к бренду архитектурного объекта или бренду компании может оттолкнуть инвесторов и туристов. Поэтому важно понимание и одобрение горожанами процессов, связанных с брендингом, начиная от города и заканчивая архитектурным объектом. Методы взаимодействия с горожанами подробно описаны в «методических рекомендациях по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 г. № 913/пр.

Например, жители повлияли на то, что здание, построенное в 1997 году в виде модели корзины, выпускаемой фирмой Longaberg, после закрытия компании не было разрушено, а было переоборудовано в отель. Здание было ценно для жителей, поэтому они способствовали его сохранению (рис. 9).

Рис. 9. Общий вид здания Большой корзины и его интерьер (источник -atlasobscura.com/articles/longaberger-basket-building-hotel)

Бренд места также продвигают при помощи событийных мероприятий, при проведении которых архитектуру, в том числе временную, активно включают в сценарий, осуществляемый в городской среде. Такие мероприятия бывают разного уровня, они могут становиться неотъемлемыми символами места и привлекать большое число туристов.

Заключение

Понимание вопросов совместного брендинга архитектурного объекта дает нам представление о том, как создать успешные проекты, учитывая процессы, влияющие на формирование образа архитектурного объекта, помогает определить значимость и форму проявления трех основных составляющих бренда архитектурного объекта (бренд организации, расположенной в здании, бренд автора проекта и бренд места) и представить, как они могут проявиться в образе здания.

Изучение вопросов совместного брендинга архитектурных объектов и глубинное понимание взаимосвязанного процесса важно не только для девелоперов, но и для архитекторов и других специалистов, так как это дает представление об использовании возможностей, скрытых в этой сфере и поможет выстроить целостный и успешный бренд архитектурного объекта.

Литература

1. Панкрухин А. П. Бренды и брендинг // Практический маркетинг. 2011. - № 4(170). С. 4-15.

2. Иевлева О. Т., Чикаев И.И. Обзор эволюции фасадов зданий и сооружений // Инженерный вестник Дона, 2022. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2022/7602

3. Меренков А. В., Янковская Ю. С. Архитектура Екатеринбурга. К проблеме формирования бренда // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2016. Т. 1. С. 378-384.

4. Аристова А. В., Краснобаев И. В. Архитектурно-градостроительный брендинг территорий как ключевой фактор развития города // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 1(35). С. 7-15.

5. Зюзина Н. Н., Пятница М. А. Из малого рождается великое: кобрендинг как современное направление брендинга // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 2. № 3. С. 50-59.

6. Скотт Д. М. Управление активами торговой марки: секреты успешных брендов. СПб.: Питер, 2001. 271с.

7. Steinbach P. Seven Steps Toward an Effective Facility Branding Initiative // Athletic Business. Jul 19 2016 - URL: athleticbusiness.com/operations/marketing/article/15147827/seven-steps-toward-an-effective-facility-branding-initiative.

8. Гусев С. А. Стандарты официального дилера в автомобильном бизнесе// Вестник университета. 2016. № 5. С. 77-80.

9. Горгорова Ю.В. Архитектурно-градостроительные уровни территориального брендинга // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2022. № 1(52). С. 101-106.

10. Пищулина В.В. Варианты «народного» храмостроения на территории Ингушетии как проявление религиозных контаминаций в архитектурном формообразовании храмов // Инженерный вестник Дона. -2022. - №7. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2022/7796

11. Abu Dhabi Public Realm Design Manual URL: cip-icu.ca/pdf/2011-HM-Urban-Design2( 1 ).pdf.

12. Юртаев А. 10 городов за 10 лет: где в России появился дизайн-код // STRELKA MAG - URL: strelkamag.com/ru/article/vosem-gorodov-rossii-gde-za-poslednee-desyatiletie-poyavilsya-dizain-kod.

13. Стандарт формирования облика города. Книга 4 Стандарта комплексного развития. Издательство: STRELKA КБ. 252 с. URL: дом.рф/urban/standards/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/

14. Руководство по определению первоочередных направлений развития городской среды с помощью индекса качества городской среды. URL: niisf.org/images/easyblog_articles/703/rukovodstvo_IQ.pdf.

15. Альбом городского облика города Клин. URL: mosreg.ru/upload/medialibrary/b46/sbor-final-razv.pdf.

16. Петухова Е. За границами брендбука // Archi.ru. 14 Ноября 2017. - URL: archi.ru/russia/75623/za-granicami-brendbuka (.

References

1. Pankruhin A. P. Prakticheskij marketing. 2011. №4 (170), pp. 4-15.

2. Ievleva O.T., Chikaev I.I. Inzhenernyj vestnik Dona, 2022, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2022/7602.

3. Merenkov A. V., Yankovskaya Yu.S. Novye idei novogo veka: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii FAD TOGU. 2016. Vol. 1. pp. 378-384.

4. Aristova A. V., Krasnobaev I. V. Izvestija Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. 2016. № 1(35). pp. 7-15.

5. Zjuzina N. N., Pjatnica M. A. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishheva. 2019. Vol. 2. № 3. pp. 50-59.

6. Skott D. M. Upravlenie aktivami torgovoj marki: sekrety uspeshnyh brendov [Brand Asset Management: Secrets of Successful Brands]. SPb.: Piter, 2001. 271p.

7. Steinbach P. Athletic Business. Jul 19 2016 URL: athleticbusiness.com/operations/marketing/article/15147827/seven-steps-toward-an-effective-facility-branding-initiative.

8. Gusev S. A. Vestnik universiteta. 2016. № 5. pp. 77-80.

9. Gorgorova Ju.V. Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. 2022. № 1(52). pp. 101-106.

10. Pishhulina V.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2022, №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2022/7796.

11. Abu Dhabi Public Realm Design Manual URL:cip-icu.ca/pdf/2011-HM-Urban-Design2 (1).pdf.

12. Jurtaev A. 10 gorodov za 10 let: gde v Rossii pojavilsja dizajn-kod [10 cities in 10 years: where the design code appeared in Russia] STRELKA MAG. URL: strelkamag.com/ru/article/vosem-gorodov-rossii-gde-za-poslednee-desyatiletie-poyavilsya-dizain-kod.

13. Standart formirovanija oblika goroda. Kniga 4 Standarta kompleksnogo razvitija. [The standard for shaping the image of the city. Book 4 of the Comprehensive Development Standard]. STRELKA KB. 252 p. URL: goM.p^/urban/standards/prmtsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/.

14. Rukovodstvo po opredeleniju pervoocherednyh napravlenij razvitija gorodskoj sredy s pomoshh'ju indeksa kachestva gorodskoj sredy. [Guidelines for determining the priority areas of urban environment development with the help of an index of the quality of the urban environment]. URL: niisf.org/images/easyblog_articles/703/rukovodstvo_IQ.pdf.

15. Al'bom gorodskogo oblika goroda Klin. [Album of the urban appearance of the city of Klin]. URL: mosreg.ru/upload/medialibrary/b46/sbor-final-razv.pdf.

16. Petuhova E. Za granicami brendbuka [Outside the brand book] Archi.ru. 14.11.2017. URL: archi.ru/russia/75623/za-granicami-brendbuka.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.