УДК 930.2+94(47)
ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ГОРОДОВАЯ РАТУША В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ (1808-1865 гг.): ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
© Мария Павловна ДЕНИСОВА
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, аспирант, кафедра источниковедения истории России,
e-mail: [email protected]
Рассмотрены источники по истории деятельности ратуши в системе управления Царским Селом. В Российском государственном историческом архиве были выявлены документы, анализ которых позволил раскрыть основные функции ратуши, а также оценить ее место в Царскосельской администрации. Ключевые слова: Царское Село; ратуша; исторические источники.
Вопрос управления уездными городами в историографии практически не поднимался. Отдельные упоминания об органах уездного управления можно встретить в таких работах, как «Устройство и управление городов России» И. Дитятина; «Крепостническое самодержавие и его политические институты» и «История государственных учреждений дореволюционной России»
Н.П. Ерошкина; «Губернская администрация и органы центрального управления России во второй половине XIX в.» М. М. Шумилова и некоторых других [1-4]. Тем не менее, вопрос управления уездными городами изучен недостаточно. В этом плане Царское Село представляет значительный интерес, являясь крупнейшим уездным городом столичной губернии.
Царское Село в XIX в. было парадной императорской резиденцией. Его расцвет начался еще в годы правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. Императрица Екатерина мечтала создать идеальный город, поэтому в 1780 г. недалеко от Царского Села был основан город София. Но этот проект так и не был осуществлен до конца. При Павле I, который предпочитал Гатчину и Павловск, развитие Софии приостановилось, а Царское Село на некоторое время было забыто. С приходом к власти Александра I оно возвращает себе былое величие.
Обратив внимание на то, что София постепенно приходит в упадок, Александр I решил объединить этот город с Царским Селом. В 1808 г. он подписал указ об их объединении, в котором говорилось: «Со времени учреждения Санкт-Петербургской губернии
уездного города София население и построение его имело столь мало успеха, что и на будущее время никакой надежды в том не усматривается» [5, л. 14]. На этом основании посчитали, что София и Царское Село должны быть объединены. Все уездные присутственные места из Софии были переведены в Царское Село. Так город стал уездным, и в нем появилась ратуша, которая раньше находилась в Софии.
Основная масса источников, касающихся истории деятельности Царскосельской городовой ратуши, хранится в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге и сосредоточена в фонде 488 «Царскосельская городовая ратуша». Все дела фонда содержатся в части 1 и 2 описи 1. Однако некоторые дела (имеющие отношение к финансам) помещены в фонд 487 «Царскосельское дворцовое правление».
Документы, касающиеся деятельности ратуши по управлению городом Царским Селом, можно разделить на несколько групп. В первую группу входили указы, поступавшие в ратушу, во вторую - прошения жителей о записи их в какое-либо сословие, в третью - протоколы и журналы ратуши, в четвертую - финансовые отчеты, наконец, в пятую - послужные списки чиновников ратуши.
Указы, поступавшие в ратушу, сосредоточены в двух делах - указы императора [6] и указы других инстанций [7]. Они касались общих вопросов и рассылались во все городовые ратуши. Так, например, сохранились указы, касающиеся того, в каком количестве должны быть рассылаемые постановления правительства в губернские правления, а
также о правилах перепечатки Сенатских законоположений и распоряжений [6, л. 1-2]. Там же содержится сообщение о создании «Санкт-Петербургских губернских ведомостей» для облегчения работы Санкт-Петербургского губернского правления и удобства получать всем лицам необходимых сведений о постановлениях и распоряжениях губернского начальства [6, л. 3]. Здесь же помещен указ «о соблюдении в одежде предписанной формы всем лицам, служащим в губернских и уездных местах» [6, л. 4].
Разнообразные по содержанию указы поступали от Санкт-Петербургского гражданского губернатора или из Санкт-Петербургского губернского правления. Ежегодно от Санкт-Петербургского гражданского губернатора поступало «10 билетов» на получение губернских ведомостей, которые ратуша должна была распространить в среде местного купечества. Присылались и указы по внутренней работе, например, о заведении в ратуше книг для справок и наблюдений за ходом дел, чтобы в случае возникновения вопросов сразу обращаться к данным книгам [7, л. 9].
В указах нашло отражение строительство железной дороги. Так, в ратушу поступил указ всем инстанциям оказывать помощь Строительной комиссии по устройству «Санкт-Петербурго-Московской» железной дороги. В этом же деле содержится сообщение Санкт-Петербургского губернского
правления о том, что существующая при нем типография оснащена по последнему слову техники с предложением, чтобы «все нужное к отпечатанию» присылали бы в эту типографию. Здесь же приложены «Таксы платежа за производство работ в типографии С.-Петербургского губернского правления» [7, л. 26-29].
Ко второй группе относятся документы, связанные с записью жителей в то или иное сословие. Интересны документы о записи иностранцев, плененных в период Отечественной войны 1812 г. [8]. В дело подшивалось прошение, адресованное императору, и паспорт, выданный данному лицу. Проситель указывал свое имя и фамилию, страну и город, из которого происходил, место нахождения ближайших родственников, умение читать и писать, а также чин, в котором служил ранее, и дату взятия его в плен. Далее к
прошению прилагался выданный паспорт и / или выписка из «Журнала Царскосельской ратуши» о том, что данное прошение было заслушано в ратуше, и показания просителя записаны. Часто «за неумением грамоте» текст прошения писал не сам проситель, а например, коллежские регистраторы Царскосельского дворцового правления.
Всего в деле содержится 15 прошений. Из них от французов - 8, от итальянцев - 6, а также одно от уроженки Пруссии, которая являлась женой гражданина Франции, записанного в Царскосельское мещанство.
Интересно отметить, что солдаты французской армии служили рядовыми, в прошлом - были простыми обывателями (сапожниками, ткачами, плотниками и т. д.), в основном все были обучены грамоте на родном языке, не обучены были двое. Женат был один.
Структура протоколов и журналов Царскосельской городской ратуши схожа: указывалась дата и вопросы, заслушанные в этот день [9]. Среди них преобладали указы императора, направленные различным инстанциям (иногда по нескольку в один день), прошения о записи в мещанство или купечество, мелкие жалобы обывателей. Заседания проходили раз в несколько дней. Каждый новый пункт записывался на новом листе. Постановление, принятое по выслушанному вопросу, подписывалось бургомистром и несколькими ратманами.
В «Журнал Царскосельской городовой ратуши» вносилось содержание входящих бумаг, решения по ним, а также номера исходящих бумаг (если таковые были) по данному вопросу. Структура «Журналов...» немного отличалась от структуры протоколов: указывалась дата, присутствовавшие при заслушивании докладов (бургомистр и ратманы), далее записывались сами рассматриваемые вопросы (содержание, месяц и число исполнения, входящие и исходящие номера). Записи делались каждый день, повестка состояла из 10-12 пунктов. Рассматривались разные вопросы, среди них прошения Царскосельской полиции представить для отчета сведения о количестве купцов, мещан и рабочих, записанных в местное общество, прошения разных организаций составить справочные цены для их потребностей (с регистром потребностей), сообщения опекунов
над малолетними детьми с приложением отчетов по назначенным именьям и т. д.
Финансовая документация ратуши представлена отчетами. Они содержатся в фонде 487 («Царскосельское дворцовое правление») и сохранились с 1840-х гг. Первый сохранившийся отчет датируется 1844-1845 гг. [10]. В этом отчете приложен рапорт из ратуши на имя Главноуправляющего Царскосельским дворцовым правлением Я.В. За-харжевского, затем идет сводная таблица доходов и расходов. По сравнению с дворцовым правлением, которое распоряжалось десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей, доходы Царскосельской ратуши были скромными. Так, основные доходы шли от двух скотобоен, гостиного двора, городских весов и мер, записи граждан в городскую обывательскую книгу, трактирных заведений, цирюлен, гостиницы г. Гатчины, иногородних торгующих купцов и т. д., тогда как статьями расхода были: содержание канцелярии ратуши, городской думы и сиротского суда, словесного суда, городской тюрьмы, приходского училища, жалованье служителям ратуши, очистка у гостиного двора снега и нечистот и т. д. В 1844 г. доход ратуши составил 7 тыс. 945 руб. 9,5 коп., а расход -3 тыс. 158 руб. 40 3/4 коп. [10, л. 3-11].
Наконец, к последней группе документов относятся послужные списки чиновников ратуши, которые сохранились с 1861 г. Структура послужных списков единообразная. Они делятся на 15 граф, в которых должны быть указаны фамилия, имя, чин, возраст, вероисповедание, знаки отличия, происхождения, наличие имения, образование, военная служба, количество и продолжительность отпусков, способность к продолжению службы, семейное положение.
Так, в 1861 г. в ратуше числилось пять служащих [11, л. 1-5]: бургомистр Филипп Венедиктович Аханов, два ратмана - Василий Федорович Осетров и Иван Григорьевич Гординский, секретарь Паулин Васильевич Белозерский, а также судья Царскосельского словесного суда Петр Васильевич Глушков. Все они, кроме секретаря, который происходил из дворян, были из купеческого сословия. Бургомистр в Царском Селе имел два дома, ратман Иван Гординский и словесный
судья - дома в Павловске. Об их образовании никаких сведений нет, проставлены лишь даты поступления на службу. В военных действиях они не участвовали, в отпусках не были. Напротив каждого написано, что он достоин продолжать службу. Что касается семейного положения, то все были женаты и имели детей. Таким образом, мы видим, что послужные списки являются одним из информативных источников при изучении биографий российских чиновников.
В рассматриваемый период Царскосельская городовая ратуша выполняла второстепенные функции по отношению к Царскосельскому дворцовому правлению, поскольку вопросы, касающиеся непосредственно административного управления, городского хозяйства и строительства, содержания дворцов, а также связанные с расквартированием полков, функционированием инвалидной команды, Царскосельской вотчиной и населением уезда, были в сфере его ответственности. Однако ситуация несколько изменилась в 1865 г., когда после смерти Я.В. Захаржевского часть функций правления, касающихся хозяйственной деятельности, была передана в ведение городовой ратуши, и полномочия ее расширились.
1. Дитятин И. Устройство и управление городов России. Ярославль, 1877. Т. 1, 2.
2. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. М., 1981.
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 2008.
4. Шумилов М.М. Губернская администрация и органы центрального управления России во второй половине XIX века. Л., 1988.
5. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 487. Оп. 4. Ед. хр. 1.
6. РГИА. Ф. 488. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1216.
7. РГИА. Ф. 488. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1237.
8. РГИА. Ф. 488. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1076.
9. РГИА. Ф. 488. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 2451.
10. РГИА. Ф. 487. Оп. 7. Ед. хр. 5452.
11. РГИА. Ф. 488. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1433.
Поступила в редакцию 20.03.2013 г.
UDC 930.2+94(47)
TSARSKOYE SELO TOWN HALL IN ADMINISTRATIVE STRUCTURE OF CITY (1808-1865): OVERVIEW OF HISTORICAL SOURCES
Maria Pavlovna DENISOVA, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation, Post-graduate Student, Source Study of Russian History Department, e-mail: [email protected]
The review of the historical sources which shed light on the history of the work of the town hall in the Tsarskoye Selo administrative structure is considered. The documents found in the Russian State Historical Archive were of a great importance for the analysis of the main functions of the town hall in the governmental structures of Tsarskoye Selo.
Key words: Tsarskoye Selo; town hall; historical sources.